Меню

Дистанционная поддержка обучения детей с ограниченными возможностями здоровья

«Дистанционная форма обучения детей с ограниченными возможностями здоровья, как средство обеспечения доступного качественного дополнительного образования»
методическая разработка

В настоящее время обучение детей с ограниченными возможностями здоровья и жизнедеятельности, их социальная адаптация — один из приоритетных вопросов не только для российского образования, но и для общества, в целом. Дети нуждаются в особых условиях для получения образования. Как правило, дети с нарушениями здоровья лишены многого — полноценного общего образования, активного познавательного досуга, общения со сверстниками. Все это уменьшает их шансы на успех в будущей жизни.

Скачать:

Вложение Размер
distantsionnaya_forma_obucheniya_detey_s_ogranichennymi_vozmozhnostyami_zdorovya.docx 24.36 КБ

Предварительный просмотр:

«Дистанционная форма обучения детей с ограниченными возможностями здоровья, как средство обеспечения доступного качественного дополнительного образования»

Долгова Ирина Сергеевна, методист

В настоящее время обучение детей с ограниченными возможностями здоровья и жизнедеятельности, их социальная адаптация — один из приоритетных вопросов не только для российского образования, но и для общества, в целом. Дети нуждаются в особых условиях для получения образования. Как правило, дети с нарушениями здоровья лишены многого — полноценного общего образования, активного познавательного досуга, общения со сверстниками. Все это уменьшает их шансы на успех в будущей жизни.

И здесь на помощь приходит дополнительное образование. Его можно рассматривать как реабилитационную для детей с ОВЗ, поэтому, уже больше 7 лет ДДТ сотрудничает с коррекционными учреждениями нашего поселка:

с коррекционной школой-интернат №15,

детским домом «Надежда»,

социально – реабилитационным центром.

За годы сотрудничества сотни детей этих учреждений были вовлечены в образовательный и творческий процесс ДДТ. Специально для всестороннего сопровождения таких детей специалистами ДДТ была разработана и реализуется программа инновационной деятельности «Доступная образовательная среда».

Основой реализации данной программы являются дополнительные общеразвивающие программы для детей с ограниченными возможностями здоровья, разработанные в соответствии с требованиями к дополнительным образовательным программам и учётом особенностей здоровья учащихся. Отличительная особенность программ для детей с ОВЗ, заключается в практической деятельности базирующейся на реализации двуполушарного подхода к обучению. Суть этого подхода состоит в параллельном обращении к разным типам мышления ребенка – логическому и образно-художественному. Таким образом, создаются оптимальные условия для познавательной деятельности, для развития интеллектуальных и творческих способностей.

В результате дети развивают свой мануальный интеллект, учатся концентрировать внимание и творят, сразу и непосредственно воспринимая результат творчества.

Надо отметить, что ежегодно число таких программ для детей ОВЗ увеличивается, в 2013 было 2 программы, а сейчас 12 они представлены на экране:

Количество программ и учащихся 2018-2019г.

Художественная обработка материалов

О тебе, мой край

Техника вокруг нас

программы реализуются по 4 направленностям: – туристско-краеведческой, социально-педагогической, технической и художественной.

А значит, увеличивается количество детей с ОВЗ. Динамика роста представлена на экране.

Количество детей, обучающихся в Доме детского творчества

Кол-во детей с ограниченными возможностями здоровья

Кол-во детей – инвалидов

Среди детей –инвалидов , есть дети , которые находятся на надомном обучении. Как же быть с ними?

Стали думать, как выйти из этой ситуации. Как помочь таким деткам социализироваться и поскольку на дворе в XXI век и многие вещи сейчас можно делать, не выходя, как говорится, из дома, пришли к выводу, что необходимо дистанционное обучение.

Ведь дистанционное обучение — это окно в мир для детей с ослабленным здоровьем и детей-инвалидов, способ не только получить информацию, удовлетворить потребность общения, но и возможность эффективного включения в социальную сферу жизни. Внедрение в практику Интернет — технологий обучения способствует повышению качества их образования, обеспечивает устойчивое развитие их способностей, способствует формированию нового окружения, дает возможность реализовать себя и свои потребности, преодолеть свое одиночество.

Занимаясь с помощью компьютера, ребенок перестает быть инвалидом, ограниченным в пространстве, — у него появляется связь буквально совсем миром. Он может учиться, не выходя из дома и в удобном для себя темпе.

Однако если говорить об использовании новых информационных технологий, то помимо желания, необходимо иметь также соответствующие возможности.

К дистанционному обучению мы пришли не просто так. Три года назад к нам пришла мама, у которой ребенок-инвалид и находится на надомном обучении. Она пришла с просьбой, организовать дистанционное обучение, через скайп для ее девочки, но как это сделать?

Первое для этого нужно были программы, разработанные для детей с ОВЗ, которые предусматривали бы именно дистанционное обучение.

И второе для этого нужно оборудование: как дома у ребенка , так и у педагога, которыми бы все участники умели бы пользоваться:

На сегодняшний день разработаны 3 программы дистанционного обучения: «Лепка из глины», Бисерная фантазия «Коллекция идей».

К этим программам разрабатывалось, а сейчас уже пополняется УМК: в виде лекций, звуковых и видео-файлов, презентаций, тестовых заданий и т. д. Все эти разработки прикреплены на сайте педагога, на которую он дает ссылку родителям и ребенку, а также материалы к занятию отправляются на е-мейл предоставленный родителями. Разумное использование наглядных средств обучения развивает наблюдательность, внимание, речь и мышление учащихся в учебном процессе. Таким образом, ИКТ дают ребенку множество готовых, четко отобранных, определенным образом организованных знаний и развивают интеллектуальные и творческие способности детей-инвалидов.

Обучение проводиться с помощью новейших информационных и телекоммуникационных технологий, современных дистанционных форм обучения: телеконференций, online-лекций, творческих мастерских, мастер-классов и т.д.

Все это обеспечивает возможность чрезвычайно оперативной передачи на любые расстояния информации любого объёма, любого вида; хранения информации в памяти компьютера, возможность её редактировать, распечатывать; интерактивности и оперативной обратной связи с педагогом и сверстниками; организации совместных проектов и т.д..

Исходя из опыта работы, мы считаем ,что основной особенностью дистанционного обучения детей с ОВЗ , является упор на самостоятельную работу обучающихся, что, несомненно, вызывает сложности у детей c ОВЗ. Поэтому в своей работе стараемся создавать комфортные условия для формирования у них мыслительных операций: организуем изучение материала небольшими порциями; даем краткие и четкие инструкции в программе, по работе с материалами и выполнению заданий; стараемся привлекать в качестве помощников и союзников родителей наших детей; организуем постоянные, оперативные онлайн -консультации.

Обычно, у многих возникает вопрос: а как же прямой контакт педагога и ребенка, личностное взаимодействие, эмоциональная окраска подачи материала?

И вот тут к нам на помощь приходит скайп, именно он всем нам знакомый и легкий в управлении в работе. Составляется расписание проведения дистанционных занятий, и в назначенное время педагог выходит на связь с учеником посредством программы Skype. Т. е. во время занятия с помощью Skype происходит личное взаимодействие ученика и педагога, а размещенные на портале и отправленные материалы на почту играют роль интерактивного учебника, рабочей тетради учащегося. Знаете чем хорошо дистанционное обучение, что если вдруг возникает какая то не предвиденная ситуация, то занятия с легкостью можно перенести, а еще очень часто такие детки находятся на реабилитации в медицинских учреждениях и при наличии ноутбука занятия не прерываются.

Прямая видеосвязь по скайпу позволяет прокомментировать каждую работу учащегося в режиме реального времени, дать рекомендации по исправлению ошибки – работать с каждым ребенком до полного решения учебной задачи.

В настоящее время в Доме творчества 4 ребенка прошли двухгодичное обучение по программам дистанционного, 5 детей продолжают обучение по программам 2-го года обучения детей с ОВЗ .

Для повышения мотивации организуется участие ребят в конкурсах и выставках различного уровня, в том числе и интернет конкурсы. Для достижения этой цели педагоги на своих страничках, например, одноклассники делают онлайн-конкурсы. Тем самым показываем возможности применения полученных ими знаний на практике непосредственно в процессе обучения: участие в сетевых обсуждениях, онлайн-конференциях, конкурсах, где ребенок может представить свою работу.

В процессе обучения, как я уже говорила постоянно идет обмен информацией с родителями при помощи скайпа и е-майла. Родители знакомят педагога с основными закономерностями и особенностями развития их ребёнка. Педагоги с согласия и по желанию родителей организовывают индивидуальные онлайн-консультаций, например, о педагогических технологиях сотрудничества со своим ребёнком, о приемах и методах его воспитания и обучения в условиях семьи. Обязательно рекомендуется специальная литература, и та, которая указана в образовательной программе, и по вопросам воспитания детей.

У нас есть результаты!

Марина. – 10 лет, инвалид с нарушениями опорно-двигательного аппарата, ДЦП. Ребенок воспитывается в полной многодетной семье, обучается на дому. В семье трое детей, ожидают четвертого. Марина единственная в семье с проблемами со здоровьем. Семья глубоко верующая. Именно папа, стал инициатором обучения и выбрал обучение по глиняной игрушке.

Девочка нуждается в коррекционных занятиях по развитию моторики, поэтому глинотерапия для нее наиболее подходящее занятие.

Папа учился вместе с Мариной, привлекая к обучению еще и младшую дочку. Первоначально у Марины в ходе выполнения заданий была низкая мотивация. Видеоурок она не может досмотреть до конца, у нее низкая активность восприятия учебного материала, ослабленное внимание. Когда папа старался помочь педагогу, как ему казалось, начинал сам объяснять и показывать на примере своей игрушки и просить девочку выполнить задание за ним и педагогом, девочка часто реагировала вспышками раздражения, или полным отказом от лепки. Мотивацию Марины к занятиям постепенно повышали при помощи подбора и показа мультфильмов с пластилиновыми героями, которые девочка очень любила, педагог переодевался в сказочных героев. Именно благодаря этому сейчас самое любимое занятие Марины этот лепка.

Таня Г.- 9 лет, ребенок по ограничению по слуху. Девочка очень коммуникабельна. Носит слуховой аппарат. Выбрали программу Бисерная фантазия.

Родители много занимаются с единственным в семье ребенком. Мама занималась с дочерью, и даже самостоятельно выкладывала наравне с детьми свои работы. мама рассказывает о большой заинтересованности девочки в ходе выполнения заданий и вообще в обучении с помощью дистанционных технологий.

Обучение по данной программе у ребенка с нарушением слуха помогла развить у Тани живой интерес к практической работе, что в свою очередь привело к развитию познавательной деятельности, сформировала более качественное развитие слухового восприятия, мышления, словесной речи, памяти ребенка, стимулировало её интерес, мыслительную и речевую деятельность. Что в целом благотворно сказывается сейчас на развитии речи ребенка с нарушением слуха.

Дистанционное обучение по программам предоставило детям возможность учиться прикладным видам деятельности с использованием информационно-коммуникационных технологий.

— повысить уровень и качества знаний и умений у детей с ограниченными возможностями здоровья;

— формировать навыка работы с дополнительной информацией в сети Интернет у детей с ограниченными возможностями здоровья;

Результат обучения у каждого ребенка свой, но навыки ручного труда у детей сформированных в ходе обучения остаются навсегда.

Источник

Организация дистанционной поддержки для детей с ограниченными возможностями здоровья

Ольга Ломакина
Организация дистанционной поддержки для детей с ограниченными возможностями здоровья

Дети с ограниченными возможностями здоровья — это дети с особыми образовательными потребностями. На сегодняшний день Правительством РФ созданы условия для внедрения в систему образования дистанционного обучения для детей-инвалидов, которые не могут посещать образовательные учреждения. Опыт внедрения дистанционных технологий в образование есть в Москве, Новосибирске, Ставропольском крае, Самарской области, других регионах страны. Этот опыт показал, что многие дети с ОВЗ могут успешно обучаться дистанционно, и для них такое обучение может стать фактором, способствующим улучшению качества жизни. Занимаясь с помощью компьютера, ребенок перестает быть инвалидом, ограниченным в пространстве, он может учиться, не выходя из дома и в удобном для себя темпе.

В Выборгском районе Санкт-Петербурга, среди шестидесяти образовательных учреждений есть несколько коррекционных для детей с нарушениями слуха и опорно-двигательного аппарата. Учреждение дополнительного образования Дворец детского и юношеского творчества, осуществляя работу по направлению «Инклюзивное образование», реализует проект «Равные-разные». Целью проекта является включение детей с ограниченными возможностями здоровья в образовательное пространство Дворца. В рамках договора о сотрудничестве,обучающиеся коррекционных учреждений района активно принимают участие в массовых мероприятиях ДДЮТ: дети с нарушениями слуха успешно участвуют в соревнованиях по ориентированию в закрытых помещениях, а также являются ежегодными участниками конкурса патриотической песни «Мы – будущее России!» в номинации «Жестовое пение». Ребята с нарушениями опорно-двигательного аппарата активно участвуют в районных Олимпиадах по природоведению, а в рамках проекта отдела социально-культурной деятельности «Мы – вместе» изучают историю и культуру Санкт-Петербурга, являясь участниками культурно-досуговых программ «Азбука Петербурга», «Сказочный Петербург», «Мой Выборгский район» и др.

В феврале 2016 года разработан ещё один проект по этому направлению, который позволил расширить и разнообразить совместную работу с коррекционными учреждениями района и привлечь детей с ОВЗ к различной творческой деятельности с помощью дистанционных технологий — это проект «Дистанционная поддержка детей с ограниченными возможностями здоровья».

Основу разработки и реализации проекта составляет образовательный модуль, в формате HTML-страницы в разделе «Дистанционная поддержка» на сайте ДДЮТ, в контент которого вошли учебные разделы, выбранные ребятами коррекционных учреждений района с помощью анкетирования.Это:

«Начальное техническое моделирование»,

«Читать здорово

В каждом их этих учебных разделов, содержится необходимая информация о педагоге, учебные видео-занятия (через YouTube канал, презентации, инструкции, схемы и анкеты, в раздел «Краеведение» также входит словарь новых слов.

В контент модуля также входят:

• Раздел «Педагогу», где размещены слайд-презентации с информационными материалами обучающего семинара «Актуальные вопросы инклюзивного образования в дополнительном образовании» и «Памятка педагогу» с подробной инструкцией, как правильно разработать учебное задание для детей с нарушениями слуха и опорно-двигательного аппарата;

• Раздел «Родителям» с рекомендациями и советами в организации обучения дома.

• Раздел «Играй-ка!», где предлагаются игры на движение стоя, сидя, пальчиковая гимнастика для релаксации и упражнения для снятия напряжения с глаз во время или после занятий.

• Раздел «Новости» с анонсами, предложениями, пресс- и пост-релизами о мероприятиях.

• Раздел «Конкурсы» содержит информацию о конкурсах и фестивалях, различных акциях, организуемых для детей с ОВЗ, их результаты, фото, видеоотчёты.

• Фотогалерея творческих работ.

Обязательной на главной странице является «Нормативно-правовая база», где представлен перечень документов, регламентирующих данную деятельность.

Информационные технологии, используемые при реализации проекта, позволяют повысить ИКТ-компетенции детей с ОВЗ, процесс обучения организован с помощью элементарной навигации, обеспечивая им быстрый доступ к учебным материалам, скачиванию необходимых приложений, голосованию, обучению в индивидуальном темпе, повышая тем самым их мотивацию к познанию нового. В управлении модулем учтены психо-физические возможности детей с ДЦП и нарушениями слуха.

Начиная реализацию проекта «Дистанционная поддержка детей с ОВЗ», организаторы решили на первых порах использовать, как форму обучения, видео-занятия. Это оказалось самой простой и доступной формой для всех участников проекта, не требующей в первую очередь больших материальных затрат. Однако, при использовании такой формы необходимо помнить, что для слабослышащих детей, имеющих проблему не только слуховую, но и общего развития (эту проблему имеют также дети с ДЦП и другими нарушениями) важно соблюдать пошаговость действий, выполняя то или иное задание (все действия должны быть прописаны на экране, как «ШАГ 1», «ШАГ 2» и т. д.) Каждый «ШАГ» снимается крупным планом (руки педагога, в медленном темпе. Перед показом действий,они обязательно прописываются простыми предложениями: например, «Согни пополам…», «Разрежь, а затем склей детали…», и т. п. Если педагог что-то говорит, применяется приём видео-съёмки «Говорящая голова», который сопровождается титрами, дублирующими его текст (текст педагога также должен быть простым без деепричастных и иных оборотов). Учитывая всё вышесказанное, можно надеяться, что обучающиеся с ОВЗ без особых усилий поймут задание и не потеряют интереса при его выполнении.

Данная форма занятий актуальна, так как можно в любое время найти видео-занятие и выполнить его в своём индивидуальном темпе, нажимая на паузу там, где это необходимо. Это, безусловно, положительно влияет на нарушенную в большинстве случаев эмоционально-волевую сферу ребёнка с ОВЗ, так как в конечном итоге каждый может достичь результата занятия – сделанную собственными руками модель самолётика, кораблика или букета тюльпанов из конфет.

Такого рода занятия можно использовать в группах продлённого дня или при домашнем обучении. Но, безусловно, таким детям при выполнении заданий необходима помощь педагогов (тьютеров) или родителей.

В разделах интеллектуальной направленности – «Краеведение» и «Читать здорово ребятам предлагается изучить материал с помощью видео-фильмов с титрами или презентаций, а затем выполнить ряд творческих заданий на закрепление материала, находящихся в приложениях к занятию. Обязательной является обратная связь в форме активной анкеты, расположенной в каждом учебном разделе. По активности заполнения анкет, можно определить востребованность по каждому учебному направлению, корректировать учебный материал, продолжать работу, постепенно усложняя задания.

На следующем этапе реализации проекта «Дистанционная поддержка для детей с ОВЗ», при наличии достаточной материально-технической базы ДДЮТ, организаторами планируется использовать систему Skype для проведения видео-конференций по научным направлениям деятельности ДДЮТ и графический планшет для занятий по рисованию, графике или дизайну.

Современная модель социализации детей с ограниченными возможностями здоровья Именно в детстве происходит созревание человека, способного гармонично и эффективно адаптироваться к меняющейся социальной среде и выделить.

Консультация для родителей «Формы взаимодействия с семьями, имеющими детей с ограниченными возможностями здоровья» Мир ребенка состоит из двух различных по сути, но близких по своим задачам миров: семьи и детского сада. В них проходит его жизнь, они определяют.

Новогодний сценарий для детей с ограниченными возможностями здоровья (или для неподготовленных детей)Как ребята огоньки искали. (для детей 5-7 лет) Снегурочка Карлсон Дед мороз Кр. Шапочка Базилио Алиса.

Новогодний сценарий праздника в реабилитационном центре для детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья. Действующие лица: Муз. сопровождение. Снеговик Ведущая Баба-яга Снегурочка Дед Мороз. Тетушка метелица Леший – Атрибуты и декорации:.

Организация работы с детьми дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья в условиях детского сада Протокол заседания методического объединения воспитателей МБДОУ «Детский сад №2 «Буратино» с. Драченино» № 2 _от 11.10.2016г. Организация.

Праздник детства (для детей с ограниченными возможностями здоровья) Праздник детства (для детей с ограниченными возможностями здоровья) Вед: Здравствуйте, ребята! Здравствуйте, уважаемые взрослые! Сегодня.

Развитие мелкой моторики у детей с ограниченными возможностями здоровья Из опыта работы учителя-логопеда МБДОУ ЦРР д/с №33 «Чуораанчык» Хангаласского улуса, с. Ой, РС (Я)Ивановой Татьяны Анатольевны Введение «…истоки.

Рекомендации родителям, имеющим детей с ограниченными возможностями здоровья. 1. Не жалейте ребенка из-за того, что он не такой как все. 2. Организуйте свой быт так, чтобы никто в семье не чувствовал себя «жертвой»,.

Социальная адаптация детей с ограниченными возможностями здоровья На сегодняшний день в области дошкольного образования имеется ряд проблем, одной из которых является проблема поиска наиболее эффективных.

Технологическая карта НОД для детей средней группы с ограниченными возможностями здоровья Тема: Овощи Задачи: Образовательные: закреплять в речи детей обобщающее понятие «овощи», учить правильно произносить т-ть в слогах, словах.

Источник

Читайте также:  Табак полезный для здоровья
Adblock
detector