Меню

Диссертация по детскому здоровью

Диссертации

Диссертации
1. Шубочкина Е.И. Гигиенические основы охраны здоровья подростков при профессиональном обучении и ранней трудовой занятости дисс. докт. мед. наук. М. 2001

2. Иванов В.Ю. Гигиеническая оценка трудовой занятости подростков в современных условиях дисс. канд. мед. наук. М. 2002

3. Степанова М.И. Гигиенические основы организации начального обучения в современной школе дисс. докт. мед. наук М. 2003

4. Чубаровский В.В. Клинико-эпидемиологическая характеристика и профилактика пограничной психической патологии у лиц подросткового и юношеского возраста дисс. докт. мед. наук. М. 2006

5. Вирабова А.Р. Гигиенические принципы личностно-ориентированного обучения детей и подростков: стра-тегия, структура, здоровьесберегающие педагогические технологии, ресурсы дисс. докт. мед. наук. М. 2006

6. Белякова Н.А. Эпидемиология, медико-социальные аспекты йододефицитных состояний и их профилактика у детей (на модели Тверской области) дисс. докт. мед. наук. М. 2006

7. Андреев Д.А. Научное обоснование комплекса показателей для гигиенической оценки современных тек-стильных изделий дисс. канд. мед. наук. М. 2004

8. Сапунова Н.О. Гигиеническое обоснование программы профилактики и охраны здоровья школьников в рамках проекта ВОЗ «Здоровые города» (на примере г. Долгопрудного Московской области) дисс. канд. мед. наук. М. 2005

9. Александровский С.Б. Медико-биологическое обоснование критериев оценки эффективности коррекции питания при алиментарно-зависимых состояний у подростков дисс. канд. мед. наук. М. 2006

10. Уланова С.А. Гигиеническая оценка активной сенсорно-развивающей среды обучения младших школьников в районах Крайнего Севера дисс. канд. мед. наук. М. 2006

11. Мустафина И.З. Гигиеническая оценка современной организации работы загородных стационарных учреж-дений отдыха и оздоровления детей дисс. канд. мед. наук. М. 2006

12. Седова А.С. Гигиеническая оценка обучения старшеклассников в современной школе дисс. канд. мед. наук. М. 2006

13. Маркелова С.В. Гигиеническое обоснование дифференцированного подхода к оценке безопасности игрушек дисс. канд. мед. наук. М. 2006

14. Агафонова Н.А. Гигиеническая оценка условий обучения и воспитания старших дошкольников компенсирующих ортопедических групп дисс. канд. мед. наук. М. 2007

15. Бирюкова Е.Г. Особенности формирования здоровья девушек старшего подросткового возраста в динамике завершения общего и начального профессионального образования дисс. канд. мед. наук. М. 2007

16. Баканов И.М. Гигиеническое обоснование двигательного режима учащихся начальных классов школ полного дня дисс. канд. мед. наук. М. 2007

17. Скоблина Н.А. Научно-методическое обоснование оценки физического развития детей в системе меди-цинской профилактики дисс. докт. мед. наук М. 2008

18. Ибрагимова Е.М. Гигиеническая оценка разных форм подготовки подростков рабочим профессиям в профессиональных колледжах дисс. канд. мед. наук. М. 2009

19. Никитина М.А. Гигиеническая оценка организации физической подготовки детей к школе в дошкольных образовательных учреждениях дисс. канд. мед. наук М. 2011

20. Сергеева А.А. Состояние здоровья учащихся младших классов сельских школ, роль гигиенических и социальных факторов в его формировании дисс. канд. мед. наук. М. 2012

21. Поленова М.А. Научные основы гигиенической оптимизации организации обучения в средней школе дисс. докт. мед. наук М. 2013

Источник

Автореферат диссертации «Социализация детей дошкольного возраста в процессе формирования культуры здоровья»

специалист в области арт-терапии

Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования

«Алтайский государственный педагогический университет»

(ФГБОУ ВО АлтГПУ)

ИНСТИТУТ ПСИХОЛОГИИ И ПЕДАГОГИКИ

КАФЕДРА ДОШКОЛЬНОГО И ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

На правах рукописи

Парфёнова Олеся Алексеевна

СОЦИАЛИЗАЦИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ ФОРМИРОВАНИЯ КУЛЬТУРЫ ЗДОРОВЬЯ

Направление подготовки 44.04.01 Педагогическое образование,

магистерская программа «Социализация ребенка в дошкольном и дополнительном образовании»

Работа выполнена на кафедре дошкольного и дополнительного образования Института Психологии и Педагогики АлтГПУ

Научный руководитель:
кандидат филологических наук,
доцент ______________ Т.Г.Утробина

Рецензент:
кандидат психологических наук,
доцент ____________ Е.В.Колтыгина

Защита состоится 26 июня 2017 года в 9.00 часов на заседании Государственной комиссии по защите магистерских диссертаций по адресу г. Барнаул, ул Молодежная, 55, ауд. 401

Автореферат разослан 16 июня 2017 года

Научный руководитель программы

«Социализация ребенка в дошкольном и

Кандидат педагогических наук, доцент О.И. Давыдова

Заведующий кафедрой «Дошкольного и

кандидат филологических наук, доцент Л.И. Шварко

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Актуальность темы диссертации. В наше время очень много внешних факторов и информации, которые создают людям стрессовые, социальные и психические нагрузки. Не каждый взрослый человек может справиться с таким потоком навалившихся проблем, а особенно не просто это сделать детям. Все это приводит к отклонениям показателей состояния физического здоровья подрастающего поколения, страдает психика детей, их эмоциональная устойчивость. Общественная нестабильность растет с каждым годом, поэтому современный человек должен обладать высокой степенью адаптации и хорошим иммунитетом, чтобы сохранить уникальность и здоровье. Сейчас пристальное внимание уделяется воспитанию общей культуры личности, развитию у человека умения защитить себя и свое здоровье от вредных воздействий окружающей среды и общества. Над этой проблемой работают разные ученые: медики, социологи, философы, психологи и педагоги, которые ставят перед собой задачу сохранения и укрепления здоровья детей на первое место, и считают ее важным условием их разностороннего развития и обеспечения их нормальной жизнедеятельности.

Читайте также:  Пусть бог пошлет тебе здоровья

Культура здоровья личности – это проявление развитой культуры всего человечества, включающая осознание человеком высокой ценности своего здоровья. Она раскрывается в процессе воспитания и освоения человеком различных сфер жизнедеятельности. Причем нужно учитывать, что возможно это лишь при развитии ее социальной активности. Одним из важных направлений формирования культуры здоровья современного человека является потребность не только в разных видах деятельности, но и в их реализации.

Федеральный образовательный стандарт дошкольного образования предъявляет к педагогам качественно новые требования к воспитанию детей. Сейчас подрастающее поколение полностью погружено в виртуальный мир (компьютеры, телефоны, планшеты, разные гаджеты и др.). В такой ситуации о здоровье подрастающего поколения говорить не приходится, так как дети почти не бывают на свежем воздухе, мало двигаются, долгое время находятся в статической позе, при этом питаются вредной для здоровья пищей, их мозг полноценно не отдыхает. Ведущими причинами, неблагоприятно влияющими на состояние здоровья детей, являются: неправильный образ жизни, чрезмерная учебная нагрузка, неправильное питание, не соблюдение режима дня. Ни дети, ни их родители не владеют нужными знаниями о здоровье и здоровом образе жизни. Также ни все педагоги готовы менять свой подход к воспитанию детей, в дошкольных образовательных организациях нет целостной системы по формированию их культуры здоровья.

К сожалению, в списке человеческих потребностей, культура здоровья и здоровый образ жизни находятся далеко не на первом плане, хотя по своей сути именно они должны стать главной потребностью всего человечества. Следовательно, начинать воспитывать ценностное отношение к своему здоровью у детей очень важно уже в дошкольном возрасте.

В процессе исследования проблемы формирования культуры здоровья у детей старшего дошкольного возраста нами было выявлено противоречие между потребностью современного общества в личности, способной к осознанию ценности самого себя, своего здоровья, обладающей здоровыми жизненными навыками и стихийным, бессистемным их формированием в процессе взаимодействия педагогов и родителей в условиях ДОО.

Выявленное нами противоречие помогло обозначить проблему исследования, которая заключается в выявлении педагогических условий социализации детей старшего дошкольного возраста в процессе формирования культуры здоровья посредством взаимодействия педагогов и родителей.

Цель исследования – выявить педагогические условия формирования культуры здоровья у детей старшего дошкольного возраста в ДОО.

Объект исследования – педагогический процесс с использованием здоровьесберегающих технологий.

Предмет исследования – средства формирования культуры здоровья у детей старшего дошкольного возраста.

Исходя из проблемы, объекта, предмета и цели исследования нами были сформулированы следующие задачи :

Выявить соотношение понятий «здоровье», «здоровый образ жизни», «культура здоровья» и «социализация» в психолого-педагогической литературе.

Исследовать уровень сформированности культуры здоровья и здорового образа жизни у педагогов, детей старшего дошкольного возраста и их родителей.

Разработать и апробировать комплекс занятий, направленный на формирование культуры здоровья и здорового образа жизни у детей старшего дошкольного возраста.

Определить эффективность использования данного комплекса занятий, направленного на формирование культуры здоровья и здорового образа жизни у детей старшего дошкольного возраста.

Провести анализ и обобщение результатов опытно-экспериментальной работы по проверке комплекса занятий, направленного на формирование культуры здоровья и здорового образа жизни у старших дошкольников в ДОО.

В основу исследования положена гипотеза , согласно которой процесс формирования культуры здоровья и здорового образа жизни детей старшего дошкольного возраста будет осуществлен наиболее успешно, если:

организовать физкультурно-оздоровительную деятельность в ДОО;

рационально организовать предметно-пространственную среду как фактор совершенствования физического воспитания;

создать педагогические условия социализации детей по формированию культуры здоровья при тесном взаимодействии педагогов и родителей;

организовать систему повышения квалификации педагогов, обеспечивающую готовность к работе в условиях здоровьесберегающей педагогики.

Методологическую основу исследования составили:

Читайте также:  Вред гаджетов для здоровья детей презентация

труды ученых, раскрывающих связь физического и психического состояния человека (Н. Н. Малярчук, Г. К. Зайцев, А. В. Мудрик, Г. Бардиер и др.);

проблема психологического здоровья детей исследовалась в трудах М. Рзянкиной, В. Молочного, С. Кунцевич), С. Е. Балаян, М. Ю. Стожаровой, М. И. Лисиной и др.;

концепция о культуре здоровья В. А. Скумина;

взгляды отечественных исследователей, посвященные проблеме изучения формирования начальных представлений о здоровом образе жизни и становления культуры здорового образа жизни у детей дошкольного возраста (Э. Я. Степаненковой, Н. А. Баженовой, В. А. Мануйловой, А. М. Митяевой, А. В. Мудрика, В. Г. Алямовской, А. Г. Швецова, Т. Г. Кареповой);

на важность проблемы работы с родителями в системе ДОО указывают исследования И. М. Новиковой, И. А. Анохиной, Т. Н. Дороновой, Е. С. Евдокимовой, С. С. Прищепа, Л. В. Суздальцевой.

Выдвинутые цели и задачи обусловили выбор методов исследования:

теоретические (анализ и обобщение научной литературы по проблеме исследования);

эмпирические (наблюдение за учебно-воспитательным процессом, педагогический эксперимент);

статистические методы обработки результатов.

Опытно-экспериментальная база исследования. Исследование проводилось на базе МБДОУ ЦРР «Детский сад № 239» г. Барнаула.

Данное исследование проводилось в три этапа:

I . Констатирующий этап эксперимента. На данном этапе осуществлялась поисково-исследовательская работа, в содержание которой входили: изучение психолого-педагогической и методической литературы; формирование основных исследовательских направлений; определение рабочей гипотезы, задач исследования; разработка плана проведения основного педагогического эксперимента. С этой целью использовался метод анализа теоретической и научно-методической литературы.

II . Формирующий этап эксперимента. Данный этап был посвящен поиску, апробации и внедрению в экспериментальную дошкольную образовательную организацию педагогических условий социализации детей старшего дошкольного возраста в процессе формирования культуры здоровья посредством взаимодействия педагогов и родителей .

III . Контрольный этап эксперимента. Данный этап включал в себя обобщение и описание опытно-поисковой работы, оценку результативности исследования, систематизацию его результатов.

Положения, выносимые на защиту:

Ведущими силами процесса формирования культуры здоровья у детей дошкольного возраста являются две социальные структуры – семья и дошкольная образовательная организация. Работа по полноценному физическому развитию и оздоровлению детей в ДОО имеет прямую зависимость от сформированности потребности семьи ребенка в здоровом образе жизни и личного примера родителей в сохранении и укреплении здоровья.

Эффективное взаимодействие всех участников педагогического процесса формирования культуры здоровья требует многообразия и вариативности содержания форм физкультурно-оздоровительной работы, используемых в ДОО и семье при создании специальных педагогических условий:

использование широкого спектра форм организации формирования культуры здоровья;

наличие в ДОО специальной обучающей программы, которая была нацелена на приобретение детьми необходимых навыков и привычек ухода за собой, своим телом, бережного отношения к окружающим людям;

овладение системой понятий о своем организме, здоровье и здоровом образе жизни.

Научная новизна исследования состоит в уточнении педагогических условий реализации здоровьесберегающих технологий в ДОО как границы социальной и личной ответственности родителей детей дошкольного возраста.

Теоретическая значимость исследования: систематизированы и расширены имеющиеся теоретические представления о формировании культуры здоровья детей дошкольного возраста; выявлены и экспериментально проверены педагогические условия, способствующие формированию культуры здоровья в процессе взаимодействия педагогов и родителей, разработан комплекс мероприятий, направленных на формирование культуры здоровья дошкольников в процессе взаимодействия педагогов и родителей.

Практическую значимость исследования представляют: комплекс занятий по формированию культуры здоровья и здорового образа жизни детей старшего дошкольного возраста в физкультурно-оздоровительной деятельности в ДОО, комплекс методических рекомендаций для педагогов и родителей, сопровождающих формирующую деятельность.

Апробация и внедрение результатов в практику исследования осуществлялось посредством участия автора во Всероссийской научно-практической конференции студентов «Актуальные проблемы общего (дошкольного и начального) и специального образования: теория и практика – 2017» (г. Омск,
2017 г.), где была опубликована статья «Педагогическое исследование форм приобщения детей к здоровому образу жизни». По результатам исследования была напечатана статья «Приобщение детей дошкольного возраста к здоровому образу жизни через активный отдых» в научно-методическом журнале «Проблемы педагогики» (г. Москва, 2017 г.).

Структура и объем работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы, включающего 117 наименований, приложения (7). Работа включает таблицы (8) и диаграммы (7). Общий объем работы 91 страницу компьютерного текста.

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ

Во введении обоснована актуальность и степень разработанности данной проблемы, определены объект и предмет исследования, сформулированы противоречие, цель, задачи, выдвинута гипотеза, представлены положения, выносимые на защиту, обозначены методология, методы, этапы исследования, охарактеризована структура выпускной квалификационной работы.

Читайте также:  Мудры здоровья долголетия красоты

В первой главе раскрыта сущность понятий «здоровье», «здоровый образ жизни», «культура здоровья» и «социализация»; рассмотрена проблема организации физкультурно-оздоровительной деятельности в ДОО как способа и примера формирования культуры здоровья и определены педагогические условия социализации детей по формированию культуры здоровья при тесном взаимодействии педагогов и родителей в условиях современного детского сада; сделаны выводы.

Вторая глава посвящена анализу педагогической работы ДОО по формированию культуры здоровья детей старшего дошкольного возраста; разработке и апробации комплекса занятий, направленных на формирование культуры здоровья и здорового образа жизни у детей старшего дошкольного возраста; разработке методических рекомендаций для педагогов по эффективному взаимодействию с родителями в процессе формирования культуры здоровья детей старшего дошкольного возраста.

В заключении обобщены результаты исследования, сформулированы основные выводы, намечены перспективы дальнейшего изучения проблемы.

В приложении представлены материалы, поясняющие ход и результаты опытно-экспериментальной работы.

Для ребенка быть здоровым значит развивать в гармонии свои физические и духовные силы, обладать выносливостью и уравновешенностью, уметь противостоять действию неблагоприятных факторов внешней среды. Здоровье ребенка зависит от ряда факторов: биологических, экологических, социальных, гигиенических, а также от качественного взаимодействия семьи и дошкольного учреждения. Формирование отношения ребенка к здоровому образу жизни немыслимо без активного участия в этом процессе педагогов, всего персонала ДОО, а также непосредственного участия родителей. Только с изменением уклада ДОО и семьи можно ожидать реальных результатов в изменении отношения дошкольников и их родителей к собственному здоровью.

В результате проведенного исследования можно сделать следующие выводы:

1) Понятия «здоровье», «культура здоровья» и «здоровый образ жизни» гораздо шире, чем отсутствие вредных привычек, режим труда и отдыха, система питания, различные закаливающие и развивающие упражнения; в него также входит система отношений к себе, к другому человеку, к жизни в целом, а также осмысленность бытия, жизненные цели и ценности и т. д. Сущность культуры здоровья и здорового образа жизни состоит в обеспечении оптимального удовлетворения потребностей человека при условии и на основе оптимизации развития, состояния и функционирования организованных внутренних и внешних систем и связей индивида и общества.

2) Процесс формирования культуры здоровья и здорового образа жизни детей старшего дошкольного возраста связан с формированием привычки к чистоте, соблюдением гигиенических требований, с подвижным образом жизни, представлениями об окружающей среде и ее воздействии на здоровье человека. Формирование культуры здоровья и ЗОЖ осуществляется в процессе занятий, режимных моментов, прогулки, игры и трудовой деятельности.

3) Педагог ДОО должен создавать все необходимые условия для формирования культуры здоровья и здорового образа жизни. Причем, условия могут складываться как из внешних факторов (подготовка помещения, предметно-пространственной среды и т.д.), так и внутренних факторов (например, психологическая атмосфера). Формирование культуры здоровья и ЗОЖ у детей 5-7 лет зависит от уровня подготовки воспитателя и готовности дошкольников (состояние здоровья).

4) Экспериментальное исследование показало, что одна из главных причин негативных тенденций в формировании культуры здоровья у подрастающего поколения является низкая компетентность педагогов и родителей дошкольников в вопросах культуры здоровья и ЗОЖ, и их неготовностью вести здоровый образ жизни. При разработке цикла занятий по формированию культуры здоровья и здорового образа у дошкольников, мы выдвинули следующие задачи: формирование потребностно-мотивационных основ гигиенического поведения, безопасной жизни, нравственно-психологического компонента здорового образа жизни; физическое воспитание; обеспечение физического и психического саморазвития. Реализация на практике разработанного нами цикла занятий по формированию культуры здоровья и здорового образа у детей старшего дошкольного возраста доказывают положительное влияние проведенной работы: у дошкольников значительно повысилась грамотность в вопросах культуры здоровья и уровень представлений о нормах поведения и правилах здорового образа жизни. Таким образом, овладение детьми старшего дошкольного возраста оздоровительными, общеукрепляющими, природосообразными знаниями формирует установку на здоровый образ жизни.

СПИСОК ОПУБЛИКОВАННЫХ РАБОТ

Парфёнова, О. А. Приобщение детей дошкольного возраста к здоровому образу жизни через активный отдых // Проблемы педагогики 2017, № 5(28). – С.54–56.

Наговицына, О. А. Педагогическое исследование форм приобщения детей к здоровому образу жизни / О. А. Наговицына // Актуальные проблемы общего (дошкольного и начального) и специального образования: теория и практика – 2017. – Омск, 2017. – С. 145-149.

Источник

Adblock
detector