Диспут «Здоровым быть модно?»
материал на тему
Цель: формирование сознательной установки на здоровый образ жизни.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
disput_zdorovym_byt_modno.docx | 22.3 КБ |
byt_zdorovym_-_eto_modno.pptx | 2.26 МБ |
Предварительный просмотр:
Федеральное казённое профессиональное образовательное учреждение
«Кунгурский техникум – интернат»
Министерства труда и социального развития
«Здоровым быть модно?»
Педагог — психолог Н. Б. Жесик,
высшая квалификационная категория
Цель: формирование сознательной установки на здоровый образ жизни.
- Воспитать ответственное отношение к своему здоровью.
- Сформировать понимание, что здоровье – бесценный дар.
- Приобщить к здоровому образу жизни.
Оборудование: мультимедиапроектор, презентация, плакаты, лучики солнца
1. Организационный момент.
— Здравствуйте ребята! Я вам говорю «здравствуйте», а это значит, что я вам желаю здоровья! Задумывались ли вы когда-нибудь о том, почему в приветствии людей заложено пожелание друг другу здоровья? Наверно, потому, что здоровье для человека — самая главная ценность.
Цель нашего диспута найти ответ на вопрос «Здоровым быть модно?»
Чтобы разобраться в этом вопросе мы пригласили на встречу экспертов
Озвучивание экспертной комиссии
— А еще в нашем диспуте участвуют две команды с полярными мнениями: ДА и НЕТ.
Итак, первый вопрос командам
— Модно ли в наше время быть здоровым, на подготовку 1 минута.
И с этим же вопросом я хочу обратиться к аудитории:
— Как вы считаете? «Да» или «нет»
— Слово предоставляется командам.
— Когда-то, давно я услышала притчу. Мудреца спросили: «Что является для человека наиболее ценными, важным в жизни: богатство или слава?» Вот что ответил мудрец: «Ни богатство, ни слава не делают человека счастливым. Здоровый нищий счастливее больного короля»
— Здоровье – это действительно бесценный дар. Без него очень трудно сделать жизнь интересной и счастливой. Здоровье помогает человеку учиться, трудиться, заниматься любимым делом, активно отдыхать.
Давайте уточним, что же такое здоровье?
— Здоровье – одна из важнейших человеческих ценностей. Французский писатель Стендаль писал: « Человек живет на земле не для того, чтобы стать богатым, а для того, чтобы стать счастливым». А люди говорят проще: «Здоровье за деньги не купишь».
— Можно ли купить здоровье за деньги?
— От чего зависит здоровье?
— Составьте формулу здоровья.
Отвечают команды. Время 1 минута
В это время работа с аудиторией. Знакомство с результатами анкетирования.
— По результатам анкетирования студентов нашего техникума получилась вот такая формула: полезное питание, физическая активность, хорошее настроение, здоровый образ жизни.
— По определению Всемирной организации здравоохранения, здоровье – это состояние полного физического, духовного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов.
— Поэтому одна из важнейших проблем государства – укрепление здоровья людей с детского возраста, формирование здорового образа жизни.
— Здоровье человека – это личное дело каждого или же оно является ценностью общества, государства?
— Что должно делать государство, чтобы сохранить здоровье нации?
— Назовите, какие шаги делает правительство страны по решению этого вопроса? Какие программы, вы считаете, наиболее результативными в данном направлении?
— Если бы вы были президентом Российской Федерации, на что бы обратили особое внимание?
— С какого возраста нужно следить за своим здоровьем?
— Так как улучшение здоровья детского населения – одна из актуальных проблем современности, то об этом сейчас говорят много. Именно поэтому с раннего детства необходимо научить ребенка осознавать себя как часть природы, ценить и беречь свое здоровье.
— Важно обращаться к вопросам не только физического, но и духовного здоровья. Мало научить ребенка делать зарядку, утром и вечером чистить зубы и есть здоровую пищу. Нужно, чтобы уже с раннего детства он учился любви к себе, к людям, к жизни. Только человек, живущий в гармонии с собой и миром, будет действительно здоров. Ведь и само понятие «здоровье» включает в себя не только медицинский аспект – сохранение и укрепление физического здоровья, воспитательный – разработка и реализация системы воспитательной работы направленной на принятие человеком позиции здорового образа жизни, но и социально – психологический – формирование и сохранение психологического и социального здоровья.
— Помните старую песенку: «Из чего же, из чего же, из чего же сделаны наши девчонки? Сделаны наши мальчишки?». И далее говорится, что мальчишки из разных машинок, шурупов, а девчонки – из бантиков, заколок, конфет и развлечений.
— А из чего состоит современная молодёжь?
-Почему современная молодежь не следит за своим здоровьем?
— «Человек может жить до 100 лет, — говорил академик И.П.Павлов.- Мы сами своей невоздержанностью, своей беспорядочностью, своим безобразным обращением с собственным организмом сводим этот нормальный срок до гораздо меньшей цифры».
Проблема «болезней поведения», или вредных привычек, была, есть и остается актуальной для молодого поколения. Это социальные болезни: курение, пьянство, токсикомания, половая распущенность, наркомания.
-Почему они называются социальными болезнями? И болезни ли это?
Отвечают команды и зал
Мнение медицинского эксперта
После выступления медицинского работники слайд 11
— Почему зная всю опасность наркомании, курения, употребления токсичных препаратов, алкоголя человек всё же встаёт на эту опасную тропу?
— Сейчас среди девушек стало модно курение. Хотели бы видеть курящую девушку своей женой?
(Командам и залу)
Вопрос на аудиторию и командам
-Принят закон о запрещении курения и употребления алкогольных напитков в общественных местах. Согласны ли вы с ним?
— Как вы думаете, что-то изменит этот закон? Какие последствия будут?
— Оптимальный труд и достаточный отдых также влияют на наше здоровье. Активная деятельность, не только физическая, но и умственная, хорошо действуют на нервную систему, укрепляет сердце, сосуды и организм в целом. Существует определённый закон труда, который известен многим. Людям занятым физическим трудом, необходим отдых, который не будет связан с физической активностью, и лучше, если во время отдыха будут проведены умственные нагрузки. Людям, работа которых связана с умственной деятельностью, полезно во время отдыха занимать себя физической работой.
— Поможет ли правильный распорядок дня сохранить здоровье, и лучше организовать Ваше время?
— Такое понятие как распорядок дня всё реже встречается в жизни современного человека, но этот фактор тоже имеет немаловажное значение в сохранении здоровья. Ритм жизни человека обязательно должен предусматривать время для труда, отдыха, сна, и еды. Человек, который не соблюдает режим дня, со временем становится раздражительным, у него накапливается переутомление, такие люди чаще подвержены стрессу и заболеваниям. К сожалению, современному человеку сложно поддерживать хороший распорядок дня, приходится жертвовать временем, отведённым на сон, принимать пищу только тогда когда на это есть время, и т. д.
— Сколько нужно спать человеку, чтобы быть бодрым в течение всего дня и здоровым?
Отвечают команды и зал
Мнение медицинского эксперта
— Также наше здоровье зависит от хорошего сна. Достаточный сон необходим для нормальной деятельности нервной системы. Потребность во сне у разных людей может быть разная, но в среднем рекомендуется спать не менее 8 ч. Регулярное недосыпание ведёт к снижению работоспособности и сильной утомляемости. Для того чтобы Вас не мучила бессонница необходимо за 1 ч. до сна прекратить физическую или умственную работу. Последний приём пищи должен быть не позднее, чем за 2 ч. до сна. Спать лучше в хорошо проветриваемой комнате, а также желательно ложиться спать в одно и то же время .
— Какую роль играют физические нагрузки?
— Физическая нагрузка является одним из важнейших средств укрепления здоровья. Даже небольшая каждодневная 20-минутная гимнастика приносит огромную пользу. Гимнастика, атлетика, подвижные игры очень полезны для сердечно-сосудистой системы, лёгких, укрепления опорно-двигательного аппарата. Занятия бегом оказывают положительное влияние на нервную и эндокринную системы. Ходьба помогает избавиться от лишнего веса. Подсчитано, что за 1 час быстрой ходьбы сгорает до 35 граммов жировой ткани.
— Не стоит забывать о здоровом образе жизни и людям старшего возраста. Даже пожилому человеку необходимы физические нагрузки оптимальные для его возраста. При недостаточной физической активности у пожилых людей развивается ожирение, болезни обмена веществ, возрастает риск сахарного диабета, нарушается деятельность желудочно-кишечного тракта. Стоит помнить о том, что физические нагрузки в таком возрасте должны быть дозированными и соответствовать возрасту.
— Для сохранения здоровья необходимо рациональное питание?
Отвечают команды, эксперты, зал
После выступления Слайд 18, 19. 20, 21, 22. 23
— А сейчас мы вернемся к основному вопросу нашего диспута каждая группа, включая группу экспертов отвечают, модно ли быть здоровым?
— В древней Греции симвалом долголетия было солнце. Я спедлагаю составить его из советов академика Углова. Выйдите на сцену те, кто на деле стремиться ЖИТЬ в соответствии здоровому образу жизни.
Здоровый образ жизни — это активное участие в трудовой, общественной, семейно-бытовой, досуговой формах жизнедеятельности человека.
• Воспитание с раннего детства здоровых привычек и навыков;
• окружающая среда: безопасная и благоприятная для обитания, знания о влиянии окружающих предметов на здоровье;
• отказ от вредных привычек: самоотравления легальными наркотиками (алкоядом, табакоядом) и нелегальными.
• питание: умеренное, соответствующее физиологическим особенностям конкретного человека, информированность о качестве употребляемых продуктов;
• движения: физически активная жизнь, включая специальные физические упражнения (например, гимнастика), с учётом возрастных и физиологических особенностей;
• гигиена организма: соблюдение правил личной и общественной гигиены, владение навыками первой помощи;
— На физиологическое состояние человека большое влияние оказывает его психоэмоциональное состояние, которое зависит, в свою очередь, от его умственных установок. Поэтому некоторые авторы также выделяют дополнительно следующие аспекты ЗОЖ:
• эмоциональное самочувствие: психогигиена, умение справляться с собственными эмоциями, сложными ситуациями;
• интеллектуальное самочувствие: способность человека узнавать и использовать новую информацию для оптимальных действий в новых обстоятельствах;
• духовное самочувствие: способность устанавливать действительно значимые, конструктивные жизненные цели и стремиться к ним, оптимизм.
Источник
Урок — диспут, 1-4 класс, «Формула здоровья», презентация к уроку
специалист в области арт-терапии
Автор: Жилина Ольга Алексеевна,
учитель начальных классов АОУ СОШ № 4, ст. Динской Краснодарского края
Урок — диспут для учащихся начальных классов:
Описание работы: работа содержит теоретические и практические основы реализации здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе начальной школы, креативные /творческие/ игры для духовного воспитания учащихся, работа адресована учителям начальной школы
ТИП УРОКА: закрепление полученных знаний.
ВИД УРОКА: урок — диспут
ФОРМА ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ: фронтальная и индивидуальная.
МЕТОДЫ ПРЕПОДАВАНИЯ: объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, частично-поисковый.
ЦЕЛИ:
1. Образовательная : обобщение знаний учащихся о здоровом образе жизни; проектирование поведенческих навыков в различных жизненных ситуациях;
2. Развивающая: развивать у учащихся познавательный интерес к способам восстановления и сохранения здоровья человека
3. Воспитательная: способствовать воспитанию сознательной потребности в сохранении здоровья
ЗАДАЧИ:
• Воссоздать правила поведения человека для сохранения своего здоровья и здоровья окружающих;
• Вовлечь учащихся в активную практическую деятельность для укрепления и сохранения собственного здоровья: физического и духовного.
• Формирование потребности в здоровом образе жизни, духовном и нравственном совершенствовании
карточки с надписью факторов влияющих на здоровье (положительные и отрицательные),
технология игрового обучения,
Дети заранее разделены на группы.
ХОД УРОКА.
Учитель:
— Здравствуйте, дорогие ребята!
— Сегодня мы виделись несколько раз и уже приветствовали друг друга. Как Вы думаете, почему я опять говорю: «Здравствуйте»
(ответ: желаете здоровья)
Учитель:
— Вы совершенно правы, я желаю, чтобы Вы были здоровыми и болели как можно реже, поэтому и говорить, мы, сегодня будем о здоровье.
— Ребята, в старину говорили: «Деньги потерял — ничего не потерял, время потерял многое потерял, здоровье потерял — все потерял».
Как вы понимаете эту старинную пословицу? Что является ценным для человека – богатство или слава?
Один из древнейших философов ответил: «Ни богатство, ни слава не делают человека счастливым. Здоровый нищий счастливее больного, но богатого короля».
— Как вы думаете, прав философ? Почему?
— Сегодня мы выясним, как каждый из вас относится к своему здоровью, знает ли он основные правила и регулярно ли их выполняет.
1 Правило . Ты сел и раскрыл книгу. Правильно ли ты сел?
• Проверь положение ног. Они должны опираться под столом о пол или подставку.
• Проверь расстояние от глаз до тетради. Поставь руку, согнутую в локте, на стол, кончиками указательного и среднего пальцев коснись виска. Это правильное расстояние.
• Между краем стола и грудью должен проходить кулак.
2 Правило . Утренняя гигиеническая гимнастика
или, как её чаще называют «утренняя зарядка». Она оказывает благотворное воздействие на организм человека. У людей, ежедневно выполняющих упражнения гимнастики, увеличивается сила мышц, повышается сопротивляемость организма к простудным заболеваниям, уменьшается утомляемость.
— Итак, кто из вас выполняет зарядку? Поднимите руку.
Каждая группа покажет нам несколько интересных упражнений, которые они выполняют по утрам или вечерам.
Послушайте несколько советов.
После того как вы проснётесь, быстро и резко не вставайте. Ещё лёжа в постели поднимите руки и потянитесь раз – другой, глубоко вздохните, приподнимите руки и быстро пошевелите пальцами.
Сделайте пять – шесть самых различных движений ногами, например, «велосипед». И как только вы почувствуете, что ваше сердце заработало энергично, переходите к упражнениям сидя на кровати.
Потом спокойно встаньте, откройте форточку или балконную дверь и проветрите комнату. Включите музыку и начинайте под ритм музыки выполнять комплекс упражнений.
Человек, не будучи здоровым, не сможет дать результаты, на которые его запрограммировала природа, давшая ему жизнь: такой человек не сможет плодотворно творить, жить, работать, наконец, дать здоровое потомство.
Поэтому, к концу урока мы должны вывести формулу здоровья.
-Прежде чем приступить к формуле, мы должны выяснить определение центрального понятия сегодняшнего урока и всей нашей жизни.
— Что такое здоровье? Помогут нам в этом следующие вопросы.
На доске плакат с вопросами:
Каждая группа должна составить свое определение здоровья (группы высказывают свое мнение и предлагают разные варианты ответов)
Учитель:
— По ответам групп можно сделать вывод, что Вы имеете общее представление о том, что такое здоровье.
Учитель:
«Здоровье – это состояние полного физического, душевного и социального
благополучия, а не только отсутствие болезни и физических дефектов»
Учитель:
— А теперь давайте попробуем разобрать это определение
Группы дают своё определение.
Определение факторов, влияющих на здоровье
Учитель:
— Ребята, а как Вы думаете, что нужно, чтобы сохранить здоровье?
1 группа
Физическое благополучие : хороший иммунитет, правильное питание, отказ от вредных привычек
2 группа
Душевное благополучие : душевное спокойствие, отсутствие стресса и депрессии, хорошее настроение, доброжелательное отношение к окружающим людям
3 группа
Социальное благополучие : наличие жилплощади, комфортные домашние условия, соблюдение гигиены, необходимые материальные средство для нормального образа жизни
Учитель:
— Каким понятием можно обобщить все эти условия (Здоровый образ жизни)
— Чтобы быть здоровым, нужно вести здоровый образ жизни.
Учитель:
— Какие факторы влияют на здоровье человека? Что такое фактор? ( фактор – существенное обстоятельство, которое оказывает положительное или отрицательное воздействие)
— Давайте проверим, насколько хорошо Вы разбираетесь в факторах здоровья.
— Распределите факторы на положительные и отрицательные (на доске два
конвертика: положительные и отрицательные факторы) . Дети выходят к доске распределяют карточки с положительными и отрицательными факторами.
Викторина:
1.Согласны ли вы, что зарядка — это источник бодрости и здоровья? (да)
2. Верно ли, что жевательная резинка сохраняет зубы? (нет)
3. Верно ли, что от курения ежегодно погибает более 10000 человек? (да)
4. Верно ли, что бананы поднимают настроение? (да)
5. Верно ли, что морковь замедляет старение организма? (да)
6. Правда ли, что есть безвредные наркотики? (нет)
7. Отказаться от курения легко? (нет)
8. Правда ли, что недостаток солнца вызывает депрессию? (да)
9. Правда ли, что ребёнку достаточно спать ночью 5 часов? (нет)
— Молодцы ребята! Хорошо справились с заданием
Составление формулы здоровья
Учитель:
-Предлагаю начать выводить формулу здоровья.
Каждая группа предлагает факторы, укрепляющие здоровье.
На доске: Формула здоровья
НА ДОСКЕ ВЫВЕШИВАЮТСЯ СЛОВА
1) Рациональное питание.
— Что значит рациональное питание?
(сбалансированное, богатое витаминами
Выступление учащихся с сообщением о здоровом питании (опережающее задание)
Учитель:
— Перед сегодняшним занятием первой группе было дано задание —
определить пищевые приоритеты одноклассников.
Вывод: Вы любите продукты, которые нужно стараться как можно меньше употреблять в пищу (чипсы, киреешки, газированные напитки, фастфуды, жареное, острое), т.к. это вредит работе некоторых органов (либо большое содержание холестерина).
2) Закаливание.
3) Режим дня
4) Здоровый сон
5) Свежий воздух
6) Активный образ жизни, спорт
7) Отказ от вредных привычек
Учитель:
Вывод: Таким образом получилась формула здоровья
— Таким образом, мы с Вами составили формулу Здорового образа жизни, но я бы добавила еще один фактор, который поможет укрепить иммунитет и сохранить здоровье. Как вы думаете, что это за фактор? (витамины)
— В каком виде мы можем употреблять витамины? (таблетки, сироп – по назначению врача)
— Ягоды, травы (варенье, отвары, компоты, ягодные морсы)
Выступление одной из групп
Спор витаминов (инсценировка)
Витамины А,В,С примостились на крыльце,
И кричат они, и спорят: кто важнее для здоровья?
— Я,- промолвил важно А,- не росли бы без меня!
— Я , перебивает С,- без меня болеют все.
— Нет, надулся важно В, — я нужнее на земле.
Кто меня не уважает – плохо спит и слаб бывает.
Так и спорили б они, в ссоре проводя все дни,
Если б Петя – ученик не сказал бы напрямик:
Все вы, братцы хороши, для здоровья и души.
Если б вас я всех не ел,
Все болел бы да болел.
С вами всеми я дружу,
Я здоровьем дорожу!
Учитель:
— Можно ли назвать здоровым человека, который здоров только физически? (нет)
Делаем вывод , что духовное развитие человека тоже очень важно.
Игра «Сокровища сердца»: детям предлагается на модели вырезанного из бумаги сердца написать качества, которыми, по их мнению, должно обладать доброе, здоровое сердце.
СЛАЙД
Вывешиваем сердца на доску и обсуждаем результаты.
В качестве закрепления выводов детей знакомимся с рассказом
— Почему Данко отдал своё сердце людям?
— Оценили ли люди его дар?
— Правильно ли поступил Данко?
— А вы бы поступили так?
— Чему учит нас рассказ?
Учитель:
— Делаем вывод, что здоровье-это главная ценность человека.
Здоровый человек редко задумывается над тем, что такое здоровье и как его сохранить. Кажется, что ты здоров и всегда будешь таким, и не стоит беспокоиться. Между тем, здоровье – одна из главных ценностей организма , источник радости всё сдаёт и сдаёт свои позиции, реагируя на неправильный образ жизни. Каждый
человек обязан заботиться о своём здоровье с юных лет , обладать знаниями в области гигиены, медицинской помощи, духовного благополучия, а самое главное — не вредить своему организму.
— Вспомните, какую проблему мы решали в течение всего урока?
— Так от кого зависит наше здоровье?
Итог: Каждый человек должен заботиться о своём здоровье. Ведь никто не позаботится о тебе лучше, чем ты сам.
— За какой мы образ жизни?
Дети выстраиваются у доски у впереди стоящих буквы слова «ЗДОРОВЬЕ»
Дети исполняют все вместе песню на мотив «Улыбка»
Источник