I группа
К I-ой категории относятся лица, не имеющие каких-либо хронических заболеваний, а также факторов риска развития таких заболеваний или имеются указанные факторы риска при низком или среднем абсолютном сердечно-сосудистом риске и которые не нуждаются в диспансерном наблюдении по поводу других заболеваний (состояний).
Результаты лабораторных обследований данной группы лиц находятся в пределах нормальных показателей. Как нетрудно догадаться, данная категория включает в себя граждан с наиболее благоприятным уровнем самочувствия.
По итогам диспансеризации для лиц этой категории проводят профилактические консультации и другие лечебно-оздоровительные мероприятия, имеющие своей основной целью пропаганду здорового образа жизни и соблюдение санитарно-гигиенических норм.
II группа
В данную категорию входят лица, не обладающие какими-либо хроническими заболеваниями, но находящиеся в зоне повышенного риска их приобретения. Кроме этого, сюда относят людей, имеющих предрасположенность к развитию сердечно-сосудистых заболеваний. Данная группа – самая обширная по своей численности, что связано с большим количеством факторов, негативно влияющих на организм человека (вредные привычки, неправильное питание, сидячий образ жизни, загрязнение климата и т.д.).
Эта категория граждан диагностируется путем проведения общепринятого стандартного обследования здоровья, а также дополнительных исследований отдельных рисков в случае наличия таковых.
К II группе здоровья относятся граждане, у которых не установлены хронические неинфекционные заболевания, но имеются факторы риска развития таких заболеваний
- при высоком или очень высоком абсолютном сердечно-сосудистом риске,
- а также граждане, у которых выявлено ожирение и (или) гиперхолестеринемия с уровнем общего холестерина 8 ммоль/л и более, и (или) лица,
- курящие более 20 сигарет в день,
- и (или) лица с выявленным риском пагубного потребления алкоголя и (или) риском потреблением наркотических средств и психотропных веществ без назначения врача, и которые не нуждаются в диспансерном наблюдении по поводу других заболеваний (состояний).
Граждане со II группой здоровья с высоким или очень высоким абсолютным сердечно-сосудистым риском подлежат диспансерному наблюдению врачом (фельдшером) отделения (кабинета) медицинской профилактики или центра здоровья, а также фельдшером фельдшерского здравпункта или фельдшерско-акушерского пункта, за исключением пациентов с уровнем общего холестерина 8 ммоль/л и более, которые подлежат диспансерному наблюдению врачом-терапевтом.
Гражданам со II группой здоровья при наличии медицинских показаний врачом-терапевтом назначаются лекарственные препараты для медицинского применения в целях фармакологической коррекции выявленных факторов риска.
III группа (а и б)
К группе III а относятся лица, страдающие хроническими неинфекционными заболеваниями (ХНИЗ), которые требуют диспансерного наблюдения и высококвалифицированной медицинской помощи. Основная масса граждан в этой категории – люди старше 40 лет, недуги которых напрямую связаны с возрастом и старением организма. Диспансеризация таких лиц проводится с целью вторичной профилактики, а именно предупреждения осложнений и обострений уже имеющейся болезни.
К категории III б относятся лица, у которых не выявлены ХНИЗы, но требующие установления диспансерного наблюдения или оказания специализированной, в том числе высокотехнологичной, медицинской помощи по поводу иных заболеваний, а также граждане с подозрением на наличие этих заболеваний, нуждающиеся в дополнительном обследовании.
Граждане с III а и III б группами здоровья подлежат диспансерному наблюдению врачом-терапевтом, врачами-специалистами с проведением профилактических, лечебных и реабилитационных мероприятий.
Группы здоровья для детей
Группы здоровья, выделяемые по итогам диспансеризации детского населения, значительно отличаются от аналогичных у взрослых. В первую очередь стоит сказать о том, что для классификации детей существует целых 5 категорий (в отличие от 3 у взрослых).
Такое количество связано с повышенной уязвимостью детского организма перед различными заболеваниями, из-за чего их диспансеризация требует большего внимания и тщательности, что в результате приводит к получению значительного количества информации для классификации на категории.
1 группа
К данной категории относят физически и психически здоровых малышей, обладающих высокой сопротивляемостью организма болезням. Они тоже могут иногда болеть, но в момент осмотра какие-либо патологии у них отсутствуют. Фактически, в 1-ую группу входят дети, которые совсем не болеют, но на практике таких детей встречается очень мало.
2 группа
Данная категория включает в себя детей, не страдающих хроническими заболеваниями, но обладающих при этом пониженным иммунитетом. Такие малыши могут несколько раз в год перенести острые инфекции, но не более того. Обычно их разделяют на несколько подгрупп по типу риска. Например, в категорию «А» входят дети с проблемной наследственностью, а в «Б» включены малыши, подверженные риску развития хронических заболеваний.
3 группа
К 3-ей категории относят детей, имеющих какое-либо хроническое заболевание. Однако пациентов данной категории отличает тот факт, что такая болезнь протекает в состоянии компенсации. Это значит, что, несмотря на наличие патологии, ребенок не сталкивается с тяжелыми последствиями либо обострениями болезни и может вести нормальный образ жизни.
4 группа
Данная категория здоровья обозначает детей с хроническими недугами в стадии субкомпенсации. В этом состоянии уже наблюдаются значительные ухудшения самочувствия, нарушение работы некоторых органов и сниженная сопротивляемость организма. Таким детям зачастую нужно постоянное лечение и реабилитация, при этом их заболевания чаще всего выражены в какой-то физической неполноценности, а нервно-психическое развитие находится в состоянии нормы.
5 группа
К данной категории относятся дети с серьезными хроническими болезнями в состоянии декомпенсации. Это дети-инвалиды с тяжелыми проблемами в развитии либо сниженными функциональными возможностями. Стоит отметить, что заболевания этой группы не всегда являются врожденными. Абсолютно здоровый ребенок после перенесенной болезни, операции или травмы может получить 5 группу. Такие дети практически всегда требуют постоянного надзора и помощи.
Заключение
Таким образом, группы здоровья представляют собой шкалу, по которой определяется состояние организма, как взрослого, так и ребенка.
Учитывая осмотры узких специалистов, группу здоровья определяет педиатр или терапевт, который в свою очередь осуществляет комплексную оценку состояния организма человека.
Источник
Организация диспансерного наблюдения за детьми
Дети, страдающие от хронических заболеваний или попадающие в группы риска прогрессирования таковых, должны находиться под регулярным контролем специалистов. С этой целью на законодательном уровне предусмотрено диспансерное наблюдение за несовершеннолетними.
Каждый ребенок в зависимости от принадлежности к той или иной группе здоровья имеет право на лечебные, реабилитационные и профилактические процедуры. Минимальная и максимальная их периодичность не должна выходить за рамки законодательно утвержденных норм. О том, что такое диспансерное наблюдение детей и как оно реализуется, расскажем в данной статье.
Что это за процедура и в чем ее особенности?
Диспансерным наблюдением за детьми называется осуществление регулярного контроля над здоровьем граждан России, не достигших совершеннолетия, имеющих заболевания хронического характера, функциональные расстройства и тому подобные состояния. Его целью является своевременное диагностирование возникших осложнений патологий, их дальнейшая терапия и реабилитация, а также принятие профилактических мер для предотвращения обострений.
Если в случае диспансеризации регулярным обследованиям подлежат абсолютно все категории детей, то диспансерное наблюдение имеет специфическую направленность – пациенты, уже состоящие на учете с ранее выявленными болезнями. Под регулярное диспансерное наблюдение попадают следующие категории детей:
- С хроническими недугами неинфекционной природы, а также принадлежащие к группе риска их развития;
- С хроническими заболеваниями инфекционного типа, а также перенесшие подобные недуги или являющиеся носителями их возбудителей;
- Пребывающие на восстановительной стадии по результатам терапии острых болезней (включительно с отравлениями, травмами).
Диспансерное наблюдение за несовершеннолетними регламентируется нормами ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан РФ» № 323-ФЗ, принятого Государственной Думой 21 ноября 2011 года. Процедура прописана и в положениях приказа Министерства здравоохранения, зарегистрированного под № 1348н от 21 ноября 2012 года.
Порядок диспансерного приема ребенка
Процедура диспансерного приема состоит из нескольких этапов, результаты которых в обязательном порядке вносятся в медицинскую карту пациента и в дальнейшем являются главными показателями к назначению какого-либо лечения или профилактических мероприятий. Итак, процедура состоит из следующих этапов:
- Предварительный осмотр пациента и анализ его жалоб, если таковые имеются.
- Назначение, прохождение и оценка специалистом полученных результатов лабораторных анализов, инструментального исследования.
- Постановка диагноза.
- Определение порядка лечения, реабилитации и оздоровительных мероприятий.
- Профилактическая консультация пациента и его представителя (родителя, опекуна и т. д.) по поводу мер предосторожности во избежание осложнений недуга, а также последовательности действий в экстренных ситуациях.
Проводят диспансерное наблюдение сотрудники того медучреждения, в пределах которого ребенку предоставляется первичная медико-санитарная помощь, врачи-педиатры, профильные доктора, фельдшеры ФАП. Вся информация о состоянии здоровья пациента по итогам обследования должна быть предоставлена ему самому, а также его родителю или другому законному представителю.
Какие группы диспансерного наблюдения детей существуют?
Для осуществления диспансерного наблюдения за детьми с наличием хронических заболеваний и патологий всех пациентов разграничивают на отдельные категории. Частота плановых медицинских осмотров зависит от принадлежности к одной из них. Выделяют следующие группы здоровья несовершеннолетних:
- Группа І – дети, физически и психически здоровые;
- Группа ІІ – несовершеннолетние, не имеющие заболеваний хронического характера, но с функциональными нарушениями в организме, являющиеся носителями возбудителей недугов, а также перенесшие тяжелые или средние по тяжести болезни инфекционной природы;
- Группа ІІІ – дети, которые имеют хронические недуги, пребывающие в стадии ремиссии и склонные к нечастым обострениям;
- Группа IV – несовершеннолетние, у которых имеются хронические заболевания в активной стадии, а также ремиссии, но со склонностью к частым обострениям;
- Группа V – дети с хроническими недугами тяжелого характера, которые находятся всегда в активной стадии, отличаются постоянными осложнениями и редкой клинической ремиссией.
Представители группы І должны проходить регулярные комплексные медобследования в те сроки, которые указаны в нормативных положениях рассмотренных выше правовых актов в зависимости от возраста. Состояние здоровья детей, принадлежащих к группе ІІ, контролируется врачами-педиатрами ежегодно. Для групп ІІІ, IV, V в зависимости от течения болезни может быть назначен докторами индивидуальный график систематических обследований (от 1 раза в 2 недели, месяц, квартал до 1 раза в полгода).
Как происходит наблюдение за детьми с сахарным диабетом и хроническими заболеваниями?
Если ребенок страдает от сахарного диабета, он должен проходить осмотр у эндокринолога не реже, чем 1 раз в месяц (в зависимости от течения заболевания – и чаще). Предусматривается сдача анализов на порционный глюкозурический профиль и уровень глюкозы в составе крови. Также для ребенка является обязательным плановый контроль у офтальмолога и невропатолога, периодичность которого составляет не менее 2 раз в течение года. Если имеются показания, может быть назначено обследование у других профильных врачей. С целью всесторонней диагностики и стационарной терапии в частных случаях является уместной и госпитализация несовершеннолетнего. Таким категориям лиц показано регулярное санаторное лечение.
Диспансерное наблюдение за детьми с хроническими заболеваниями производится педиатрами и профильными специалистами детских поликлиник, а также больниц, где проводится или проводилась стационарная терапия. При постановке ребенка на учет врач делает отметку в истории развития и карте для диспансерного пациента (формы № 112/у и № 30/у соответственно).
В зависимости от типа заболевания ежегодно разрабатывается план по наблюдению, в котором отмечаются сроки осмотра педиатром и узкими специалистами, даты сдачи анализов, а также список необходимых лечебных, профилактических и реабилитационных мероприятий. По истечении каждого года диспансерного учета врач обязан составить эпикриз, оценить в нем характер течения болезни и эффективность использованных методов контроля.
Желаемым итогом является последующее снятие ребенка с учета. Если врач принимает решение о продолжении наблюдения за его состоянием здоровья, должен быть составлен план на следующий год. Результаты примененных процедур и возможное снятие с диспансерного учета в обязательном порядке должно обсуждаться на общем совете детской поликлиники.
Заключение
Диспансерное наблюдение осуществляется за детьми с хроническими и иными заболеваниями с целью их профилактики, квалифицированного и своевременного лечения. Выделяют несколько групп диспансерного наблюдения, в соответствии с которыми осуществляются мероприятия по обследованию и составляются планы лечения.
Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай носит уникальный характер. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему — обращайтесь в форму онлайн-консультанта
Это быстро и бесплатно! Или звоните нам по телефонам (круглосуточно):
Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему — позвоните нам по телефону. Это быстро и бесплатно!
Источник
За детьми II группы здоровья
Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации
(ГБОУ ВПО ТюмГМА Минздравсоцразвития России)
Кафедра детских болезней педиатрического факультета
Диспансерное наблюдение
За детьми II группы здоровья
В амбулаторно-поликлинических условиях
Тюмень 2012 год
Диспансерное наблюдение за детьми со II-й группой здоровья в амбулаторно-поликлинических условиях/ Е.В. Абрамова, Г.Я. Захарова, Е.Б. Храмова // Учебно-методическое пособие для студентов V-VI курсов педиатрического факультета. – Тюмень, 2012. – 111 стр., ил.
Учебно-методическое пособие соответствует основным требованиям Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования третьего поколения (ФГОС-3) и учебной программы по поликлинической педиатрии для студентов V-VI курсов, обучающихся по специальности 060103 «педиатрия».
В пособии представлены информационно-методические материалы по организации диспансерного наблюдения и приведены схемы динамического диспансерного наблюдения за детьми со II-й группой здоровья. Планы оздоровительных, реабилитационных мероприятий, методы профилактики, диагностики и лечения разработаны с учетом федеральных и региональных стандартов оказания медицинской помощи детям.
Учебно-методическое пособие является руководством по изучению диспансеризации детей с отклонениями в состоянии здоровья, осуществлению первичной профилактики хронических заболеваний.
Учебно-методическое пособие выполняет информационную, обучающую и контролирующую функции. Предназначено для студентов V-VI курсов педиатрического факультета.
Авторы:
Доцент кафедры детских болезней педиатрического факультета ГБОУ ВПО ТюмГМА Минздравсоцразвития России, к.м.н. Е.В. Абрамова;
Доцент кафедры детских болезней педиатрического факультета ГБОУ ВПО ТюмГМА Минздравсоцразвития России, к.м.н. Г.Я, Захарова;
Заведующая кафедрой детских болезней педиатрического факультета ГБОУ ВПО ТюмГМА Минздравсоцразвития России, д.м.н. Е.Б. Храмова.
Рецензенты:
Профессор кафедры педиатрии МИ СурГУ, д.м.н. Я.В. Гирш
Заведующая кафедрой детских болезней лечебного факультета ГБОУ ВПО ТюмГМА Минздравсоцразвития России, д.м.н. О.А.Рычкова.
Методические рекомендации утверждены:
На заседании ЦМК по педиатрии ГБОУ ВПО ТюмГМА Минздравсоцразвития России от 30 марта 2011 г., протокол № 6.
На заседании ЦКМС ГБОУ ВПО ТюмГМА Минздравсоцразвития России « »______2011 г., протокол №
СОДЕРЖАНИЕ | Стр. |
Введение | |
Общие принципы диспансерного наблюдения детей с группой здоровья II Группы здоровья новорожденных детей | |
Особенности диспансерного наблюдения детей с различными отклонениями в состоянии здоровья | |
Диспансерное наблюдение детей с перинатальным поражением ЦНС | |
Диспансерное наблюдение за недоношенными детьми | |
Диспансерное наблюдение за детьми, родившимися с крупной и гигантской массой тела | |
Диспансерное наблюдение детей с конъюгационной гипербилирубинемией новорожденных Диспансерное наблюдение за детьми с рахитом | |
Диспансерное наблюдение детей с гипотрофией | |
Диспансерное наблюдение детей с паратрофией | |
Диспансерное наблюдение детей с конституционально-аллергическим диатезом Диспансерное наблюдение детей с лимфатическим диатезом Диспансерное наблюдение детей с нервно-артритическим диатезом Диспансерное наблюдение детей с железодефицитной анемией Диспансерное наблюдение часто и длительно болеющих детей | |
Приложения | |
Частные вопросы диспансерного наблюдения недоношенных детей Профилактика гипогалактии Лечебное питание Частные вопросы диспансерного наблюдения детей с рахитом Частные вопросы диспансерного наблюдения детей с гипотрофией Частные вопросы диспансерного наблюдения детей с аллергическим диатезом Частные вопросы диспансерного наблюдения детей с железодефицитной анемией Частные вопросы диспансерного наблюдения часто и длительно болеющих детей | |
Тестовые задания Ответы к тестовым заданиям | |
Список используемой литературы Сокращения |
ВВЕДЕНИЕ
Здоровье – состояние полного физического, психического и социального благополучия (определение ВОЗ).
Состояние здоровья каждого индивидуума зависит от комплекса факторов генетических, биологических и социальных. Уже при первичном патронаже новорожденного ребенка педиатр про водит комплексную оценку состояния здоровья (КОСЗ) по всем критериям (анамнез, физическое развитие (ФР), нервно-психическое развитие (НПР), функциональное состояние органов и систем, резистентность, наличие врожденных заболеваний и аномалий развития), что позволяет не только выявить патологию на день осмотра, но и спрогнозировать развитие тех или иных патологических состояний в последующие периоды жизни ребенка (особенно на первом году жизни).
Осуществление динамического наблюдения, проведение ряда профилактических мероприятий, особенности терапии при развитии острых заболеваний и состояний могут не только предупредить развитие патологии у детей группы риска, но и значительно повлиять на показатели заболеваемости и смертности детей 1гo года жизни.
К сожалению, существующие ранее системы распределения детей первого года жизни по группам риска («угрожаемые по гнойно-септическим заболеваниям», по «энцефалопатии» и т.д.) несовершенны. Один ребенок может быть «угрожаемым» одновременно по нескольким патологическим состояниям. Например: недоношенные дети угрожаемые по анемии, рахиту, энцефалопатии, частой заболеваемости и т.п. Отнести данного новорожденного ребенка преимущественно к той или иной группе риска бывает весьма затруднительно, что провоцирует бессистемность и неразбериху в проводимых оздоровительных мероприятиях. Введенная КОСЗ детей позволяет существенно исправить недостатки, т.к. при ее проведении индивидуально для каждого ребенка оцениваются факторы риска, что позволяет составить индивидуальный прогноз и коррекцию конкретно для данного ребенка.
По КОСЗ дети группы риска – это дети II-й группы здоровья. В то же время II группа здоровья неоднородна. В нее входят дети, не имеющие на момент рождения отклонений в состоянии здоровья, но имеющие неблагоприятные факторы в генеалогическом, биологическом или социальном анамнезе, и дети, имеющие отдельные отклонения в состоянии здоровья функционального характера или их сочетание. Данные отклонения являются маркерами возможного развития хронических патологических состояний, определяют особенности и тяжесть течения острых воспалительных процессов, а потому требуют проведения особой корригирующей терапии и наблюдения в динамике. Это здоровые дети с риском возникновения патологии, у которых отсутствуют хронические заболевания, но имеются некоторые функциональные и морфофункциональные нарушения. II-я группа также включает в себя реконвалесцентов, особенно перенесших тяжелые и средней тяжести инфекционные заболевания, детей с общей задержкой физического развития без эндокринной патологии (низкий рост, отставание по уровню биологического развития), детей с дефицитом массы тела (масса менее M -1 сигма) или избыточной массой тела (масса более M +2сигма), детей часто и/или длительно болеющие острыми респираторными заболеваниями, детей с физическими недостатками, последствиями травм или операций при сохранности соответствующих функций.
С ПЕРИНАТАЛЬНЫМ ПОРАЖЕНИЕМ
ЦЕНТРАЛЬНОЙ НЕРВНОЙ СИСТЕМЫ
Перинатальное поражение ЦНС (ПП ЦНС) – собирательный термин, используемый для обозначения любых неклассифицированных поражений головного мозга не воспалительного генеза. В связи с тем, что практически трудно решить вопрос, в каком периоде развития головного мозга наступило его поражение, наиболее часто применяется термин «перинатальное».
Этиология ПП ЦНС полиморфна. Причиной поражения головного мозга могут быть различные гипоксические, травматические, инфекционные, токсические, аллергические, метаболические и другие нарушения, воздействующие на нервную систему ребенка до родов, в процессе родов и в периоде новорожденности. Основную роль играет антенатальная патология, обусловленная гестозами беременности, разнообразными заболеваниями матери, иммунологической несовместимостью крови матери и плода и прочими причинами. Патологической основой формирования энцефалопатии является полиэтиологически обусловленное нарушение гемодинамики и, как следствие этого, гипоксия нервной ткани.
По Ю.А. Якунину выделяют острый период – первые 7–10 дней после рождения (иногда до 1 месяца), ранний восстановительный период – до 4х месяцев и поздний восстановительный – до 12 месяцев. После 1 года выделяют период остаточных (резидуальных) явлений разной степени продолжительности.
Острый период обычно обусловлен влиянием интранатальных факторов и может протекать в виде повышения или угнетения рефлекторной возбудимости ЦНС, наличия гипертензионного или судорожного синдромов, коматозного состояния. В восстановительных периодах имеется задержка общего психофизического развития, двигательные расстройства, возможны гиперкинезы, эпилептические эквиваленты, гидроцефалия.
Поражения головного мозга могут быть разной степени тяжести: легкой, средней и тяжелой.
При легкой степени имеется синдром повышенной нервно-рефлекторной возбудимости: общее двигательное беспокойство, вздрагивания, горизонтальный нистагм, усиление врожденных рефлексов, кроме сосательного, который нередко бывает снижен.
Средняя степень часто проявляется угнетением рефлекторной возбудимости: ребенок вялый, резко снижены некоторые врожденные рефлексы, слабая реакция на некоторые внешние воздействия, низкий мышечный тонус, длительно сохраняющийся горизонтальный нистагм, возможны кратковременные судороги и гипертензионные явления. В некоторых случаях имеется снижение спонтанной двигательной активности по гемитипу (гемипарез).
Тяжелая степень поражения мозга характеризуется резким угнетением психомоторной деятельности, в том числе и врожденных рефлексов (могут не вызываться), возможны анизокория, вертикальный нистагм, парезы черепно-мозговых нервов (чаще Ш, IV, VII пары), конечностей, брадикардия, аритмия, снижение артериального давления, часто наблюдаются эпилептические припадки.
В периоде остаточных явлений возможны следующие исходы:
· задержка темпов психофизического и речевого развития;
· малая мозговая дисфункция;
· грубые органические поражения ЦНС с врожденными двигательными, речевыми и психическими расстройствами (олигофрения), эпилепсией, прогрессирующей гидроцефалией и др.
В острый период ПП ЦНС ребенок чаще всего находится в роддоме или отделении патологии новорожденных. В амбулаторных условиях педиатры имеют дело, в основном, с детьми в восстановительном периоде или периоде резидуальных явлений.
При проведении профилактических осмотров детей данной группы особое внимание должно быть обращено на позу и двигательную активность, активность акта сосания, прибавку в массе, характер срыгиваний и рвоты, наличие стигм дизэмбриогенеза, размеры и форму черепа в динамике, состояние черепных швов, родничков, наличие патологических неврологических симптомов, мышечный тонус и движения в суставах, реакцию на звук и свет, темпы моторного и нервно-психического развития, признаки рахита (гипокальциемии).
При каждом врачебном осмотре необходимо оценить функциональное состояние ЦНС, уровень и гармоничность ФР и НПР. Измерение окружности головы проводится не реже 1 раза в 10 дней в течение первых 3х месяцев жизни.
План диспансерного наблюдения
Мероприятия | Сроки |
Педиатр | – на 1м месяце жизни каждые 5-10 дней, – затем 2 раза в месяц до возраста 1 год |
Консультации узких специалистов: невролог окулист генетик, эндокринолог | – в 1, 3, 6, 9 месяцев и в 1 год, по показаниям – ежемесячно и чаще – в 1м и во 2м полугодии (с обязательным осмотром глазного дна) – по показаниям |
Специфическое лабораторно-диагностическое обследование (УЗИ головного мозга, ЭЭГ, краниограмма в 2х проекциях) | – по показаниям |
План лечебно-оздоровительных мероприятий
1. Режим: В домашних условиях этим детям должен быть обеспечен охранительный режим, спокойная, доброжелательная обстановка, контакт родителей и ребенка («кожа к коже», «кенгуру»), максимальное пребывание на свежем воздухе, правильный гигиенический уход. Очень важны ограничение резких сенсорных раздражений (избегать резких движений, громких звуков, яркого света) и в тоже время мягкая сенсорная стимуляция – для возбудимых детей прослушивание колыбельных, народных песен, классической музыки в темпе Адажио, Анданте; для вялых –песни в маршевом ритме, ритме вальса, классической музыки в темпе Аллегро, Аллегро Модерате (Моцарт, Шуберт, Вивальди, Чайковский, Свиридов).
2. Вскармливание:
· Особенностями вскармливания детей с повышенной нервно-рефлекторной возбудимостью являются: отказ от насильственного кормления, частично свободное вскармливание, кратность кормлений на I месяце не менее 7 раз в сутки.
· Борьба с аэрофагией: выкладывание ребенка на живот перед кормлением, прерывистое кормление с непременным принятием вертикального положения, которое выполняется также и после еды.
· Продукты и блюда прикорма рекомендуется вводить своевременно.
· Первый прикорм возбудимым детям (при отсутствии признаков паратрофии) лучше назначать в виде молочной каши.
3. Медикаментозная терапияимеет основной целью дозревание ЦНС и нормализацию процессов возбуждения и торможения, профилактику судорожных эквивалентов, поэтому должна быть комплексной и включать в себя церебротропное и посиндромное направления.
Церебротропная терапия включает группу препаратов с метаболическими свойствами: церебролизин, энцефабол, ноотропы (пирацетам, пантогам, липоцеребрин, метионин).
В зависимости от ведущих клинических проявлений препараты подбираются по степени воздействия на симпатический отдел вегетативной нервной системы:
а) повышающие тонус симпатической нервной системы (церебролизин, ноотропил, пирацетам), данные препараты не назначаются детям с синдромом нервно-рефлекторной возбудимости, судорожным синдромом;
б) снижающие тонус симпатической нервной системы (пантогам, фенибут);
в) не влияющие на тонус симпатической нервной системы (энцефабол, актовегин, липоцеребрин, метионин).
Ноотропные препараты назначаются в суточном ритме, предпочтительно в утренние часы (не позднее 14 часов).
Параллельно с ноотропами назначаются препараты, улучшающие микроциркуляцию сосудов головного мозга (кавинтон, стугерон, циннаризин), препараты никотиновой кислоты (теоникол, ксантинола никотинат, компламин и др.), курантил. В ряде случаев применяются препараты с венотоническим эффектом (эскузан, анавенол, троксевазин) при подтвержденном венозном застое по данным РЭГ и результатам осмотра глазного дна.
Данный комплекс (ноотроп + микроциркулянт) назначается курсом на 4– 6 недель, 2–3 раза в течение года. При выраженной клинической симптоматике непрерывный курс лечения можно продолжать 4–6 месяцев, но со сменой препаратов через каждые 1,5 месяца.
Дополнительно проводится посиндромная терапия.
4. Немедикаментозная терапия:показано проведение комплексов лечебного массажа и гимнастики,начиная с 2-хнедельного возраста: легкий поглаживающий массаж, тактильно-кинетическая стимуляция ладоней и пальцев (особенно показана недоношенным). Лечение положением: профилактика закрепления привычных положений головы). Также проводится гидротерапия (ванны с хвойным экстрактом, отварами пустырника, ромашки, валерианы, морской и поваренной солью, дозированное плавание с 3–4х недель).
Вакцинация
Вопрос о профилактических прививках в этой группе детей решается комиссионно участковым врачом совместно с заведующим отделением, неврологом и иммунологом. Вакцинация проводится по индивидуальному плану.
Стабильная непрогрессирующаяневрологическая патология не является противопоказанием для проведения вакцинации всемивакцинами.
Сроки наблюдения
Дети с ПП ЦНС легкой и средней степени тяжести состоят на диспансерном учете до 1 года, а далее при удовлетворительных результатах реабилитации могут быть переведены в I-ю или оставлены во II-й группе здоровья. При выявлении органической патологии ЦНС дети переводятся в III-V-ю группы здоровья и подлежат длительному диспансерному наблюдению.
План диспансерного наблюдения
Мероприятия | Сроки |
Педиатр | На 1м месяце жизни – 1 раз в неделю, до 6 месяцев – 2 раза в месяц, с 6 месяцев до 1 года: — недоношенность 1й ст. – ежемесячно, — недоношенность 2-3й ст.– 2 раза в месяц |
Консультации узких специалистов: невролог окулист ортопед генетик, эндокринолог другие специалисты | – на 1м месяце жизни, в 1, 3, 6, 9 месяцев и в 1 год, по показаниям – ежемесячно и чаще; – до 3х месяцев и во 2м полугодии (с обязательным осмотром глазного дна); – на 1м месяце жизни и к 1 году, по показаниям – чаще; – по показаниям |
Специфическое лабораторно-диагностическое обследование: развернутый ОАК с подсчетом ретикулоцитов другие обследования | – в 1месяц, в 5 месяцев и к 1 году, по показаниям – чаще; – по показаниям |
План лечебно-оздоровительных мероприятий
1. Режим:Особенности режима зависят от степени недоношенности (см. Приложение № 1). При назначении режима необходимо также учитывать степень повреждения ЦНС. При наличии выраженной неврологической симптоматики перевод на новый режим может быть задержан на 1 и более месяцев.
2. Вскармливание:
· Недоношенный ребенок вскармливается в первые дни жизни 10–12 раз, затем постепенно переводится на 7–8-разовое питание в сутки и лишь при достижении массы тела 3000 граммов переводится на 6-разовое кормление. Все продукты прикорма вводятся недоношенным детям, начиная с 4-4,5 месяцев. Расширение рациона начинается за счет введения каши, фруктового пюре, овощного пюре. Предпочтение следует отдавать продуктам промышленного производства. Прикорм начинается с монокомпонентных продуктов. Каши назначаются раньше фруктовых и овощных пюре, но не ранее 4х месяцев жизни. Каши рекомендуются безглютеновые (гречневая, рисовая, кукурузная) и безмолочные. При наличии железодефицитной анемии (ЖДА) мясо можно ввести с 5-5,5 месяцев, творог – после 6 месяцев. Фруктовые соки, свежеприготовленные, после 6 месяцев (они могут провоцировать срыгивания, кишечные колики, диарею, аллергические реакции).
· При искусственном вскармливании предпочтение отдается специализированным адаптированным смесям («ПреНан», «Энфамил», «Прематуре», «ПреНутрилон» с пребиотиками, «ПреНутрилак», «Хумана О-ГА», «Фрисопре» и др.). Соевые смеси не используются в питании недоношенных детей. Противопоказано вскармливать детей кефиром. Характеристика смесей представлена в Приложении № 1.
3. Физическое воспитание:
· С 2х недельного возраста ребенка выкладывают на живот на 2–3 минуты 3–4 раза в день между кормлениями.
· Массаж проводится только расслабляющий, начиная с 1–1,5 месяцев (поглаживание) и на весь период сохранения физиологической мышечной гипертонии.
· Упражнения только рефлекторного характера весь период сохранения физиологической мышечной гипертонии.
Особенности физического развития недоношенных детей представлены в Приложениях № 1.
5.Воспитательные воздействия определяются особенностями НПР недоношенных детей (см. Приложение № 1).
6. Закаливание:
· температура воздуха в помещении 22–26 0 С (с 4 месяцев 20–22 0 С);
· температура воды для купания 38 0 С (с 4 месяцев – 37 0 С);
· прогулки (при температуре не ниже –10 0 С).
Все закаливающие процедуры и прогулки проводятся с учетом индивидуальных особенностей недоношенных.
7. Массаж и гимнастика. Для недоношенных детей разработана серия комплексов упражнений и массажа. Они отличаются от серий упражнений для доношенных детей более щадящим режимом повышения нагрузок, причем как в каждом комплексе в отдельности, так и во всей серии. И если для доношенных детей рекомендуется всего 5 комплексов, то для недоношенных детей – целых 9 (см. Приложение № 1). Это дает возможность родителям подобрать для своего ребенка наиболее подходящий вариант. Однако выбирать их нужно в соответствии не с возрастом ребенка, а с уровнем его психомоторного развития.
Подход к выбору упражнений и массажных приемов должен быть бережным, строго индивидуальным и учитывающим физиологический возраст ребенка. Начинать гимнастику нужно с упражнений, базирующихся на врожденных рефлексах, так как активные упражнения считаются более щадящими, чем пассивные, когда взрослый начинает манипулировать конечностями ребенка. Методика реабилитации включает лечебную гимнастику, лечение положением и приемы точечного и классического массажа. Все эти методы могут применяться в комплексе или последовательно. Условия, при которых должно быть отдано предпочтение какому-либо одному методу, определяются состоянием ребенка, характером сопутствующего заболевания и общей тренированностью организма, развивающейся в процессе занятий.
Лечебная гимнастика состоит из комплекса упражнений, базирующихся на врожденных рефлексах, а также из пассивных и активных упражнений.
Лечение положением включает приемы, развивающие правильное положение тела, головы, ног и рук. Оно осуществляется с помощью упражнений и различных укладок.
Классический массаж включает практически все приемы – поглаживание, растирание, разминание, вибрацию и щадящие ударные приемы. Родителям рекомендуется самим овладеть ими, потому что эту процедуру придется проводить дома самостоятельно.
Точечный массаж – это стимуляция рефлексогенных зон тела ребенка, его выполняют одним или несколькими пальцами и применяют в качестве стимулятора при растянутых и ослабленных мышцах, либо при мышечном гипертонусе для снятия напряжения. При этом короткие, быстрые и сильные нажатия вызывают напряжение мышц, а медленные, выполненные с нарастающим давлением – их расслабление.
Лечебная физкультура проводится ежедневно, в одни и те же часы, удобные для всей семьи. Такие занятия должны стать для вас обязательным элементом режима. Отдельные упражнения следует повторять 2–3 раза в день. В некоторых случаях рекомендуется разбить комплекс на несколько частей и проводить занятия в 4–6 приемов в течение 5 минут. Начинать заниматься можно за 30 минут до кормления или через 45–60 минут после него. Не рекомендуется проводить массаж и гимнастику вечером, перед сном. Комната, где вы занимаетесь с малышом, должна хорошо проветриваться, а температура воздуха в ней должна быть не ниже 20–24 °C. В летнее время лечебной физкультурой нужно заниматься с открытой форточкой или окном, а когда малышу исполнится 5–6 месяцев, можно делать это и на свежем воздухе. Увеличивать нагрузку следует постепенно: это обстоятельство очень важно, ведь недоношенный ребенок устает намного быстрее своих доношенных сверстников. Признаками утомления могут послужить испортившееся настроение малыша, ухудшение качества выполняемых упражнений, пассивность или отвлечение внимания. При появлении одного из этих признаков нагрузку следует уменьшить.
Массаж должен предварять упражнения: прежде чем приступить к выполнению движений, мышцы нужно «разогреть». В середине комплекса следует провести массаж спины, после чего можно приступать к движениям, которые задействуют спинные мышцы. Перед упражнениями, выполняемыми на спине, нужно провести массаж груди и живота. Продолжительность 1 массажного приема должна составлять от 30 до 60 секунд.
Пока малыш не привыкнет к колебаниям температуры воздуха, во время занятий его не стоит полностью обнажать. Например, при выполнении упражнений для ног не нужно снимать с ребенка распашонку, а при занятиях с руками следует прикрыть ему ноги пеленкой. И только тогда, когда малыш привыкнет к перепадам температуры, при занятиях гимнастикой можно будет полностью его раздеть. Тогда упражнения будут сочетаться с закаливанием.
Интенсивность нагрузки определяется продолжительностью занятий, количеством повторов каждого элемента комплекса, амплитудой движений, темпом и степенью сложности отдельных упражнений, а также их чередованием с дыхательными упражнениями и отдыхом.
Для более тесного контакта с малышом нужно во время занятий исключить все отвлекающие моменты: присутствие других людей, обилие игрушек, громкую музыку и пр. Все внимание мамы, проводящей занятие со своим малышом, должно быть полностью сосредоточено на выполнении упражнений и массажных приемов. Занятия нужно сопровождать спокойными, ласковыми обращениями к ребенку или проводить их в сопровождении негромкой мелодичной музыки.
С 3–4-месячного возраста следует постепенно приучать малыша к словесным указаниям, а когда возраст ребенок достигнет 8–9 месяцев, нужно добиваться, чтобы некоторые из упражнений он делал сам. Для этого в каждое занятие нужно включать упражнения, развивающие слуховые, зрительные и двигательные навыки.
Достижения при выполнении упражнений обязательно нужно поощрять ласковыми словами и улыбкой. Пусть малыш пока не понимает их смысла, но по тону, которым были сказаны эти слова, ребенок поймет одобрительное к себе отношение. Словесное обращение к нему имеет и еще одно, более важное значение. Правильная, четкая речь в сочетании с действиями малыша или показом игрушки подготавливает его к произношению первых слов.
Чтобы ребенку было интереснее заниматься, нужно во время проведения комплекса заинтересовывать его игрушкой. Например, чтобы захватить ее, малышу требуется повернуться или выполнить какие-то движения. Игрушки для грудничка должны быть разной формы, цветов, а погремушки – с различным звучанием.
Продолжительность занятия по плану одного комплекса зависит от степени развития малыша и его возможности осваивать новые упражнения. Показанием к увеличению нагрузок, помимо возраста, является положительная реакция на упражнения: гуление, спокойное поведение, потепление конечностей и розовеющая кожа.
Переход от простого комплекса к более сложному нужно делать постепенно, вводя сначала несколько новых упражнений, а затем полностью заменяя ими старые.
При проведении комплекса упражнений нужно учитывать, что обмен веществ и дыхательная система недоношенного ребенка еще несовершенны, поэтому дыхательной гимнастике нужно уделять особо пристальное внимание. Каждое занятие нужно начинать именно с дыхательных упражнений. Их же следует выполнять и между другими упражнениями и массажными приемами. Дыхательные упражнения можно проводить и дополнительно (3–5 раз в день), так как они способствуют насыщению кислородом всех тканей и органов, в том числе и головного мозга, поэтому от их выполнения состояние ребенка только улучшится.
При проведении массажных приемов нужно постоянно помнить, что в первые месяцы жизни у недоношенных детей кожа очень тонкая, легко ранимая и сухая. В связи с этим на первых порах следует использовать самые щадящие массажные приемы (поглаживание) и только по мере роста и развития малыша водить такие приемы, как растирание, вибрация, разминание и похлопывание.
Первый год жизни очень важен для ребенка: именно в это время происходит становление его психического и физического развития. В течение первых недель движения малыша несогласованные и хаотичные, так как до 3–4 месяцев тонус сгибателей ноги и рук повышен, в этой связи конечности ребенка полусогнуты в суставах. Но движения постепенно совершенствуются. Сначала малыш начинает целенаправленно двигать головой, затем подключаются мышцы плечевого пояса и рук, после этого ребенок овладевает поворотами на живот, бок, спину и начинает ползать. Одновременно с этим развиваются руки и мышцы спины: ребенок хватает предметы, начинает самостоятельно садиться, стоять и ходить. Укреплению его опорно-двигательного аппарата способствуют движения, без которых ни один человек не может развиваться нормально.
Что касается приемов массажа и гимнастики, на каждом этапе развития рекомендуются те упражнения, к которым малыш наиболее подготовлен. Ниже (см. Приложение № 1) приведены комплексы лечебной гимнастики для недоношенных детей, разработанные с учетом особенностей их развития.
Вакцинация
Проведение профилактических прививок осуществляется только решением иммунологической комиссии. Детям, родившимся с массой менее 2000 граммов, вакцинация БЦЖ в роддоме не проводится. Вопрос о начале вакцинации решается строго индивидуально, начиная с 2хмесячного возраста. Как правило, вследствие перинатальных поражений ЦНС и частого развития анемии недоношенные дети получают вакцину БЦЖ (или БЦЖ-М) после 6 месяцев. В последующем при стабилизации состояния все прививки делаются по возрасту, согласно Национальному календарю.
Сроки наблюдения
Диспансерное наблюдение продолжается до 3х лет в группе детей с низким физическим развитием.
План диспансерного наблюдения
Мероприятия | Сроки |
Педиатр | на 1м месяце жизни – 1 раз в 10 дней, со 2го по 6й месяц – 2 раза в месяц, с 7го месяца до 1 года – 1 раз в месяц |
Консультации узких специалистов: Невролог, ортопед, хирург Эндокринолог | – в 1 месяц и в 1 год – по показаниям |
Дополнительное лабораторно-диагностическое обследование: ОАК, ОАМ Детям из группы высокого риска по возможности возникновения сахарного диабета (неблагоприятная генеалогия по сахарному диабету, наличие рецидивирующих гнойных инфекции, клинических проявлений (повышенная жажда, аппетит, при отставании в росте – повышенная масса тела)) проводится сахарная кривая анализ мочи на сахар | – при постановке на учет, в динамике – по показаниям – к 1 году, по показаниям – в любом возрасте, – ежемесячно |
Новорожденные с избыточной массой тела (свыше 4–5 кг) часто рождаются переношенными; у них отмечается асфиксия, родовые травмы центральной и периферической нервной системы, костей черепа, конечностей; возможны нарушения дыхания и сердечной деятельности. В первые дни жизни отмечается снижение сосательного рефлекса. Такие дети угрожаемы по развитию эндокринопатий, хронических расстройств питания, анемии, ПП ЦНС.
План оздоровительных мероприятий
Подобен таковому при паратрофии.
Вакцинация
Медицинского отвода от профилактических прививок нет. Перед прививкой обязательна консультация невролога.
Сроки наблюдения
Если к 1 году масса тела ребенка соответствует ростовым показателям, он снимается с диспансерного учета и может быть переведен в I-ю группу здоровья или оставлен во IIй группе здоровья.
План диспансерного наблюдения
Мероприятия | Сроки |
Педиатр | – 1 раз в 3 дня до исчезновения желтухи |
Консультации узких специалистов | – в декретированные сроки |
Дополнительное лабораторно-диагностическое обследование | – специфическое обследование в амбулаторных условиях не проводят. |
План оздоровительных мероприятий
1. Режим:Остается вводным на весь период наблюдения.
2. Вскармливание: Режим питания не изменяется. При желтухе, обусловленной составом грудного молока, можно провести пробу с прогреванием (пастеризацией) сцеженного грудного молока.
При нарастающей желтухе показана госпитализация в любом возрасте. При сохранении даже неинтенсивной желтухи в возрасте 1 месяца и старше показаны обследование и лечение в условиях стационара.
3. Медикаментозная и немедикаментозная терапия:
· Соблюдение питьевого режима (5% глюкоза, если нет реакции на нее).
· Сорбенты (смектит диоктаэдрический).
· При наличии признаков затруднения желчеотделения (гипохоличный стул, запоры) – желчегонные средства Хепель, Галстена, Хофитол, Холосас.
Вакцинация
Медицинского отвода от профилактических прививок нет.
Сроки наблюдения
Если желтуха купировалась ко 2й неделе жизни у доношенных (к 3-4й – у недоношенных) и к 1му месяцу отсутствуют клинические проявления гипербилирубинемии, нет отклонений в ФР и НПР ребенка можно снять с наблюдения и перевести в I или оставить во II-й группе здоровья.
План диспансерного наблюдения
Мероприятия | Сроки |
Педиатр | в период разгара – 1 раз в 2 недели, в остальной период – 1 раз в месяц |
Консультации узких специалистов Дополнительные осмотры невролога, окулиста и ортопеда | – по стандартам профилактического наблюдения по Приказу МЗ РФ № 307 от 28.04.2007г. – 1 раз в 6 месяцев на 1м году жизни |
Дополнительное лабораторно-диагностическое обследование: ОАК, ОАМ проба мочи по Сулковичу биохимическое исследование крови (уровень Са, Р, щелочной фосфотазы) рентгенологическое исследование трубчатых костей (наличие остеомаляции или остеопороза) уровень экскреции с мочой Са и Р | – при постановке на учет, в периоде разгара – 1 раз в месяц, затем 1 раз в 6 месяцев, по показаниям – чаще. – в период разгара, перед назначением лечебной дозы витамина Д, затем контроль каждые 7-10 дней, с профилактической целью – 1 раз в 2 недели. – при наличии клинических проявлений рахита, в период разгара – 1 раз в месяц – при наличии клинических проявлений рахита – по показаниям |
План лечебно-оздоровительных мероприятий
1. Режим назначается в соответствии с возрастом. Рекомендуется удлинять время прогулок, организовывать сон на свежем воздухе.
2. Вскармливание:
· Если ребенок находится на исключительно грудном вскармливании, матери рекомендовать полноценное питание, богатое витаминами, продуктами, содержащими кальций. Продлить грудное вскармливание максимально долго – до 1–1,5 лет.
· Если ребенок находится на искусственном вскармливании, предпочтение нужно отдавать адаптированным молочным смесям, углеводный компонент которых представлен в основном лактозой, усиливающей всасывание Са, холекальциферола, а также кисломолочным адаптированным смесям.
· В рацион своевременно вводятся фруктовые, овощные и ягодные соки и пюре (с наибольшим содержанием витамина С), творог, яичный желток.
Источник