Можно ли избавиться от дислексии?
Диагноз «дислексия» стал достаточно распространенным явлением в современном мире. Родители детей-дошкольников, а иногда и учеников младших классов, столкнувшись со сложностями при обучении ребенка чтению и письму, обращаются к специалисту (логопеду, неврологу), в кабинете которого и звучит это не слишком понятное слово «дислексия», означающее дословно «нарушение речи».
Дислексия — специфическая неспособность к обучению, которая характеризуется трудностями с точным или беглым распознаванием слов и недостаточными способностями в чтении и письме. При этом уровень интеллектуального развития у человека достаточный и нет нарушений слуха и расстройств органов зрения. А специфические проблемы остаются даже при оптимальных условиях обучения.
Как следствие, у дислектиков могут возникать проблемы с пониманием того, что было прочитано. Медленное чтение и плохое понимание текстов тормозит пополнение словарного запаса и мешает нормальному процессу обучения. Люди с проблемами, вызванными дислексией, трудно адаптируются к жизни в современном обществе, в котором продвижение в профессиональной сфере прочно связано с усвоением большого количества информации, представленной в текстовом виде.
Несмотря на то, что данное нарушение диагностировалось еще с начала 20 века, оказывать эффективную профессиональную помощь дислектикам начали сравнительно недавно. Поэтому в мире насчитывается большое количество взрослых людей, страдающих от трудностей, вызванных данным нарушением.
Симптомы дислексии проявляются как у детей, так и у взрослых и выглядят следующим образом:
- специфические ошибки при чтении (изменение порядка букв, неточности в произношение, «коверкание слов», замена слов близким по звучанию с иным значением);
- замедленный темп чтения (неспособность к слогослиянию и чтению длинных слов целиком, чтение с большими паузами);
- так называемое «угадывающее чтение» (попытка угадать слово, а не прочитать его);
- отсутствие понимания информации, изложенной в тексте и неспособность его пересказать сразу после прочтения;
- сложность в написании даже простых слов, большое количество ошибок при копировании текста с образца;
- повышенная раздражимость и эмоциональность;
- могут быть нарушения координации движения, неуклюжесть;
- плохая ориентация в пространстве (путают право и лево).
Одним из необязательных признаков дислексии, кроме тех, что уже назывались, иногда является необычный способ держать ручку при письме.
Могут также отмечаться нарушения внимания и памяти.
Профилактика дислексии и её лечение
Чтобы избежать трудностей, связанных с обучением чтению, для всех детей старшего дошкольного возраста и первоклассников рекомендовано проведение профилактического осмотра у специалистов. Раннее выявление нарушений поможет избежать таких невротических состояний у детей, как эмоциональная нестабильность, плаксивость, подавленность или гиперактивность, возбудимость.
Выявленная дислексия требует специальной терапии. Самым эффективным видом терапии на настоящий момент времени является метод Рональда Дэйвиса. В этом методе дислексия рассматривается скорее как состояние человека, причем состояние изменчивое, делается упор на управление этим состоянием. Логопедическое лечение нарушения речи — процесс длительный, требующий терпения. Подход к решению проблемы определяется особенностями каждого конкретного случая.
Дислексия — приговор или дар?
Неоднократно отмечалось, что многие известные люди страдали дислексией, что не помешало им достичь больших высот в выбранном виде деятельности. Этим нарушением страдали Владимир Маяковский, Генри Форд и Уолт Дисней. Также учеными было обнаружено, что после проведенной терапии многие дети-дислектики обгоняли в развитии своих сверстников и добивались хороших результатов в учебе и творчестве!
Источник
Дислексией что за витамины
Ожидайте
Менеджер свяжется с Вами сразу в рабочее время с Пн — Пт с 10:00 — 19:00 МСК
Перезвоните мне
Аннотация: Незамеченные вовремя патологии у детей дошкольного возраста могут приводить к негативным последствиям и становиться причиной трудностей в школьном обучении и даже во взаимоотношениях со сверстниками.
Статья:
Наверняка вы встречались с детьми, испытывающими сложности с чтением или произношением звуков, букв, слов. В раннем детском возрасте о проблеме говорить рано, но есть определенные сигналы, которые должны настораживать. Незамеченные вовремя патологии у детей дошкольного возраста могут приводить к негативным последствиям и становиться причиной трудностей в школьном обучении и даже во взаимоотношениях со сверстниками. В некоторых случаях можно говорить о дислексии. Предлагаем разобраться в вопросе детальнее.
Дислексия: что это такое
Так называют нарушения процессов чтения, а также звукопроизношения. Выражается в неправильном распознавании различных знаков, символов, букв, сложностях с восприятием прочитанного. Часто дислексии подвержены именно дети.
Формы дислексии
Есть разные типы патологии, отличающиеся по симптомам и особенностям нарушений:
- мнестическая. Ребенок испытывает сложности с пониманием букв — не может связать звук с его графическим изображением;
- аграмматическая. Изменение падежных окончаний, чисел существительных, согласований, глагольных окончаний. Часто встречается у ребят с системным недоразвитием речи;
- фонематическая. Связана с недоразвитостью функции звукопроизношения При произношении путаются парные фонемы, например, Б-П, С-Ш. Иногда встречается перестановка букв и частей слов при письме и чтении;
- оптическая. Связана с трудностями в усвоении и различении визуально схожих букв, например, С-О, В-Р, П-Н;
- семантическая. Нарушение понимания прочитанных слов, предложений и целых текстов, восприятие лексических единиц отдельно, а не во взаимосвязи друг с другом и в результате — «механическое» чтение. Техника при этом может не страдать;
- тактильная. Бывает только у слепых и выражается в проблемах с пониманием букв в таблице Брайля.
Признаки дислексии
Проявления патологии весьма разнообразны. В общем виде симптомы дислексии следующие:
- Изменение порядка букв, слогов, чисел при составлении слов и чтении;
- Трудности с освоением алфавита, таблицы умножения, написанием текстов;
- Неправильный захват письменного инструмента (ручка, карандаш);
- Слабые показатели концентрации, плохая память;
- Путаница «лево-право»;
- Проблемы с общением и выстраиванием взаимоотношений.
Для более точного и детального понимания проблемы рассмотрим классификацию симптомов дислексии в зависимости от возраста.
Дети дошкольного возраста
Характерны речевое отставание, затруднения в освоении слов и их произношении, а также базовых навыков письма, ухудшенная словесная память. Наблюдается путаница в расположении букв и слов.
Младшие школьники
Ребятам затруднительно распознавать слова, наблюдается замена слов схожими по смыслу и звучанию. Частое явление — перестановка букв, слогов и слов при чтении, путаница в цифрах. Во многих случаях диагностируются нарушенная координация движений, медленное освоение навыков, проблемы с запоминанием фактов.
Средний школьный возраст
Ребята очень медленно читают либо вообще отказываются от выполнения устных и письменных заданий. У дислексиков часто неразборчивый почерк, проблемы с памятью, им сложно правильно распознавать мимику и другие сигналы.
Признаки дислексии у старших школьников
Навык письма сформирован плохо, и такие дети пишут и читают с ошибками. Им трудно воспринимать, обобщать и пересказывать информацию. Возникают проблемы с сочинениями и многими другими заданиями. Работают медленно, сложно адаптируются к изменениям.
В более взрослом возрасте дислексия проявляется медленным или ошибочным чтением, невнимательностью, рассеянностью, трудностями с самоорганизацией и самообучением.
Причины дислексии
Основной фактор — нарушения в работе мозговых структур. Это явление может быть вызвано различными состояниями, заболеваниями, ситуациями. Определим ключевые причины дислексии:
- Повреждение головного мозга в перинатальном периоде. Возможные провокаторы: анемия, порок сердца, инфекции матери, асфиксия, затяжные роды, алкогольная и лекарственная интоксикация, преждевременная отслойка плаценты, фетоплацентарная недостаточность;
- Нарушение баланса между полушариями мозга, чаще — в пользу сильного преобладания правого;
- Социальные факторы: запущенность или, наоборот, непомерные обучающие нагрузки, изоляция от ровесников, неблагополучное семейное окружение;
- Генетическая предрасположенность;
- Проблемы со зрением;
- Черепно-мозговые травмы и инфекции головного мозга;
- ДЦП.
Чтобы достоверно определить природу детской дислексии, необходимо пройти комплексное обследование.
Диагностика и коррекция детской дислексии
Логопед изучает анамнез жизни и развития, особенности формирования речи, состояние артикуляционного аппарата и моторики. У детей дошкольного возраста оценивают звукопроизношение, связность речи, способность воспринимать устную речь. У школьников смотрят на особенности письма, скорость чтения, успеваемость по различным предметам.
По показаниям назначают консультации невролога, офтальмолога, прохождение электроэнцефалограммы, ЭхоЭГ, офтальмологические тесты. Выбор методов коррекции зависит от формы патологии и ее запущенности. Традиционно логопеды проводят специальные занятия.
Упражнения при дислексии
Цель — устранить дефекты звукопроизношения, сформировать грамматические системы словообразования, развить речевой слух, улучшить зрительно-пространственные представления:
- «Отыщи слово». Предлагаем найти все предметы на заданную букву, со временем усложняем и ищем вещи, названия которых не начинаются, а заканчиваются на определенный звук;
- «Составь слова». Составляем из «приклеившихся» друг к другу магнитных букв отдельные слова. К примеру, нужно разделить «МАМАБАБУШКАПАПА»;
- «Напиши слово». Пусть дислексик прочтет слово и напишет его по памяти. Постепенно усложняем, добавляя словосочетания;
- «Почини предложение». Предложите из перемешанных карточек с написанными словами составить фразу. Для детей дошкольного возраста можно адаптировать так: составить слова из карточек со слогами;
- «Угадай-ка». Это упражнение любят все ребята. Рисуйте на спинке ребенка буквы, слоги, слова, а он пусть угадывает их;
- «Игра в слова». Поочередно с учеником называйте слова, которые начинаются на последнюю букву предыдущего слова. К примеру, «мама-атлас-сова-альбом-машина»;
- «Считаем звуки». Подготовьте немного макарон и чашку. Называйте слова и предложите выкладывать перед собой столько макарон, сколько звуков в слове;
- «Милые названия». Пусть малыш назовет ласково слова, сказанные вами. Примеры: стол-столик, машина-машинка, кошка-кошечка.
Можно подключить фантазию и придумать собственные игры и упражнения, которые понравятся ребенку и принесут пользу.
Меры профилактики
Предупредить патологию легче, чем корректировать. Развивайте зрительно-пространственное и речевое восприятие, мелкую моторику с раннего возраста. Активно используйте двигательные и развивающие игры.
Демонстрируйте картинки с животными, предметами, а позже — словами, буквами. Дети лучше воспринимают информацию именно визуально. Увиденное откладывается в памяти сразу вместе с лексической составляющей.
Профилактику важно начинать задолго до школы. Все задания начинайте от самых простых, усложняя только по мере полного освоения предыдущего этапа.
Прогноз на выздоровление
При комплексном подходе — устранении сопутствующих речевых и психических нарушений и в случае, если соблюдается разумный баланс, эффективность коррекции и профилактики высокая. Важно соблюдать меру — проводить занятия регулярно, но не переусердствовать.
Люди-дислексики нередко — талантливые и неординарные личности. Подчеркивайте уникальность, но делайте акцент на социальное, физическое и психологическое здоровье вашего чада. Успехов!
Источник
Дислексия: определение, причины, симптомы и лечение
Вам, наверное, приходилось слышать о том, что есть дети, читающие задом наперед, искажающие структуру слов, смешивающие или заменяющие какие-то звуки при произношении на похожие. Возможно, вы знакомы с этими явлениями не понаслышке, и они касаются вашего собственного ребенка. Как бы то ни было, имеет смысл разобраться: опасны ли подобные отклонения, почему они возникают и как можно их устранить. Начать же стоит с определения термина «дислексия», объединяющего все описанное.
Что такое дислексия
Дислексия – это частичное расстройство навыков чтения, которое вызвано распадом или недостаточной сформированностью психических функций, принимающих участие в процессе чтения. При дислексии ребенок неправильно распознает различные знаки и символы, вследствие чего и в понимании смысла прочитанного появляются сложности. В большинстве случаев этому нарушению подвержены дети, но встречается оно и у взрослых, недугу которых в детстве не было уделено должного внимания.
История дислексии
Понятие «дислексия» было введено в 1887 г. немецким медиком и офтальмологом Рудольфом Берлином. Тогда он работал с мальчиком, испытывавшим трудности в обучении письму и чтению, несмотря на нормальный интеллект и физическое развитие. В 1896 г. в «Британском медицинском журнале» была опубликована статья уже другого специалиста, терапевта В. Прингла Моргана, «Врожденная словесная слепота», где описывалось уникальное психологическое расстройство, влияющее на способность обучаться чтению. В этой статье был представлен еще один случай, аналогичный случаю Берлина.
В 1925 г. изучать данный феномен начал невропатолог Самюель Т. Ортон. Он заметил, что трудности с чтением никак не связаны с нарушением зрения, и вызваны, скорее всего, асимметрией полушарий головного мозга. Однако эта теория отвергалась множеством ученых, считавших, что главная причина отклонения – это проблемы с визуальным восприятием информации. И, наконец, в 1970-е годы появилась теория, согласно которой дислексия – это результат дефектов метафонологического или фонологического развития. Именно эта теория имеет сегодня большое количество сторонников.
Причины дислексии
Одними из самых достоверных методов исследования дислексии являются методы нейровизуализации, такие как МРТ (магниторезонансная томография), ПЭТ (позитронно-эмиссионная томография) и т.п. С помощью них ученым удалось доказать, что отклонения вызывают нейробиологические причины. Так, у людей с дислексией менее активна зона задней части левой средней височной извилины. Кроме того, у них наблюдаются отличия от нормы в структуре мозговой ткани – в зоне задней части средней височной извилины слева имеются участки пониженной плотности.
Вместе с этими нейробиологическими факторами, продуцирующими развитие дислексии, специалисты выделяют и другие:
- Преобладание активности правого полушария головного мозга
- Нарушение равновесия между полушариями головного мозга
- Черепно-мозговые травмы
- Тяжелые инфекции, такие как менингит
- Нарушения родовой деятельности: преждевременная отслойка плаценты, асфиксия плода
- Осложнения при беременности, связанные с инфекциями (корь, герпес, краснуха) или употреблением токсичных веществ (наркотики, алкоголь, курение)
Не менее важными считаются и социальные факторы, например, чрезмерные обучающие нагрузки или педагогическая запущенность, неблагополучное окружение, дефицит общения, синдром изоляции, выражающийся в полной потере речи и параличе (с одновременным сохранением чувствительности и сознания). Наравне с причинами, не менее разнообразны и проявления (симптомы) дислексии.
Симптомы дислексии
Проявления дислексии весьма разнообразны, и зачастую зависят от возраста человека, страдающего этим недугом. Чтобы было легче разобраться, симптоматика разделена на несколько подгрупп. Давайте их рассмотрим.
Самые первые симптомы дислексии (вне зависимости от возраста, эта категория симптомов очень важна, т.к. указывает на то, что процесс развития отклонения запущен; если вы заметили пять и более из этих признаков, рекомендуем не тянуть с консультацией со специалистом):
- Неуклюжий захват ручки (или другого инструмента письма)
- Проблемы со вниманием и концентрацией
- Плохая память
- Изменения буквенного порядка при составлении слов
- Изменения буквенного, слогового или числового порядка при написании и зачитывании
- Отказ от чтения вслух и написания сочинений
- Трудности в изучении алфавита и таблицы умножения
- Затруднения в простейшем ориентировании (лево-право, верх-низ и т.п.)
- Проблемы с выполнением элементарных указаний
- Трудности в освоении правописания и принципов чтения
Симптомы дислексии в дошкольном возрасте:
- Запоздалое развитие речи
- Трудности в изучении и произношении слов
- Плохая словесная память (трудности при вспоминании слов, путаница)
- Трудности в освоении базовых навыков письма и чтения
- Путаница в расположении букв и слов
- Проблемы в общении со сверстниками
Симптомы дислексии в младшем школьном возрасте:
- Трудности с распознаванием слов
- Замена слов, схожих по смыслу и звучанию
- Переворачивание (инверсия) и перестановка (транспозиция) букв, слогов и слов при чтении
- Разворот букв при написании
- Путаница в арифметических знаках
- Неловкость и импульсивность в поведении
- Трудности с запоминанием фактов
- Нарушения координации движений
- Замедленное освоение новых навыков
Симптомы дислексии в среднем школьном возрасте:
- Низкий уровень чтения (по сравнению со сверстниками)
- Отказ читать вслух и писать
- Плохая память
- Нечитаемый почерк
- Неправильное написание и произношение слов
- Трудности с восприятием языка тела и мимики
- Трудности в общении со сверстниками
Симптомы дислексии в старшем школьном возрасте:
- Плохо развитый навык письма
- Замедленное чтение и большое количество ошибок при чтении
- Ошибки в произношении слов
- Трудности с восприятием, пересказом, изложением и обобщением информации
- Плохая память
- Слишком медленная скорость работы
- Трудности в адаптации к любым изменениям
Симптомы дислексии во взрослом возрасте:
- Трудности в восприятии письменной и звуковой информации
- Труднопонимаемое произношение слов
- Неразвитые навыки письма (дисграфия) или их полное отсутствие
- Путаница в последовательности слов и чисел
- Рассеянность и невнимательность
- Плохая память
- Трудности с организацией и планированием своего времени
Кстати, чтобы быстро распознать развитие дислексии у ребенка, советуем посмотреть видео «Как понять, что у ребенка дислексия». В случае если вы заметили у своего ребенка ярко выраженные вышеназванные признаки, стоит незамедлительно обратиться к специалисту, который обладает всем необходимым инструментарием для профессиональной диагностики отклонения.
Диагностика дислексии
Первым шагом в диагностике дислексии должно стать посещение детского педиатра. Рассмотрев все признаки и сделав вывод о необходимости лечения, он направит ребенка к логопеду, который и будет проводить с ним основную работу.
В большинстве случаев логопеды начинают собирать подробный анамнез (всю необходимую информацию о протекании заболевания). Скорее всего, понадобится рассказать, как протекала беременность, есть ли генетическая предрасположенность к подобным недугам, имеются ли у ребенка врожденные заболевания, как проходило развитие ребенка в первые годы жизни.
Собрав все данные, логопед выяснит, насколько сформированы навыки чтения, письма и речи у ребенка, каковы особенности формирования этих навыков, как развит артикуляционный аппарат и каково развитие моторики. Если ребенок уже ходит в школу, врач выяснит, какова его успеваемость по литературе и русскому языку.
Кроме того, специалист может провести несколько специализированных тестов, например, письмо на слух, переписывание текста и зачитывание вслух. Если отклонения будут обнаружены, логопед определит характерные черты недуга и установит его вид.
Виды дислексии
Несмотря на яркую симптоматику дислексии, ее развитие вовсе не предполагает наличие всех проявлений. Симптомы всегда будут зависеть от вида дислексии. Всего специалисты выделяют шесть видов нарушения:
- Мнестическая дислексия – сложности в распознавании букв в произносимом слове или звуке
- Аграмматическая дислексия – недоразвитая речь, ошибки в грамматической конструкции (времена, падежи и окончания согласуются неверно, например, «я хотеть пойти дом», «серый собачка» и т.п.)
- Семантическая дислексия – слова при чтении (обычно – не вызывающем труда) воспринимаются изолированно от всего текста, отчего дислексик не понимает сути прочитанного
- Тактильная дислексия – характерна для незрячих людей (в процессе чтения по Брайлю пальцы дислексика соскальзывают на другие строки, а буквы путаются со схожими по написанию)
- Оптическая дислексия – при чтении дислексик соскальзывает на другие строчки, либо читает наоборот (зеркально), не понимает буквы, состоящие из одинаковых, но по-разному расположенных элементов (например, П-Н-И)
- Акустическая (фонематическая) дислексия – самый распространенный вид дислексии среди младших школьников; характеризуется перестановкой слогов, смешением букв по одному различимому признаку в похожих словах, искажением структуры слова (например, «шина-наши», «ком-дом-лом», «насос-сосна» и т.п.)
Любой из видов дислексии требует внимания родителей и специалистов, однако подобные проблемы с произношением и письмом не следует считать признаком отставания в развитии. Невзирая на такие недостатки, большинство людей-дислектиков развиваются вполне нормально, часто обладают талантами и даже могут быть гениями.
Так, дислексией в свое время страдали такие личности как поэт Владимир Маяковский, актеры Киану Ривз и Кира Найтли, режиссер и актер Квентин Тарантино, певица Шер, легендарная актриса, певица и модель Мэрилин Монро, изобретатель, инженер и художник Леонардо да Винчи, художник и режиссер Уолт Дисней и другие.
К тому же, если обратиться к фактам, можно узнать, что дислектики обладают широким кругозором и пытливым умом, отличным воображением и развитой интуицией; способны рассматривать и оценивать совершенно обычные вещи с разных сторон. Но, конечно же, было бы ошибкой считать, что причиной этим качествам служит дислексия.
Коррекция и лечение дислексии
Любопытен тот факт, что дислексия способна оставаться проблемой в течение всей жизни человека. Но и случаи развития функциональных навыков чтения имеют место, хотя некоторые дислектики так никогда и не достигают необходимого уровня грамотности. Что же касается лечения, то оно состоит в корректировке учебного процесса ребенка, и включает в себя прямое и непрямое обучение распознаванию слов вместе с навыками выделения компонентов слов.
Прямое обучение основано на специализированных фонематических методах, применяемых отдельно от обычного обучения чтению. А непрямое обучение подразумевает внедрение в обучающие программы по чтению особых фонетических методик.
Иногда используются подходы, в которых дислектики обучаются чтению целыми словами и выражениями, а также подходы, основанные на иерархии овладения навыками, начиная со звуковых единиц и заканчивая словами и предложениями. В дополнение специалисты применяют такие подходы, где происходит одновременное воздействие на разные органы чувств. В большинстве случаев детей-дислектиков обучают работе с компьютером для помощи в выделении слов и улучшения восприятия материала при чтении.
Традиционно для коррекции дислексии принято применять логопедические программы. Они рассчитаны на исправление всего комплекса патологий речи и неречевых процессов. Конкретный же метод зависит от того, с каким видом отклонения специалисту приходится иметь дело:
- При мнестической дислексии корректируется слухоречевая и речезрительная память
- При аграмматической дислексии проводятся работы по формированию грамматических схем
- При семантической дислексии развивается слоговый синтез и словарь, проводится работа над усвоением грамматических норм
- При тактильной дислексии корректируется разбор и понимание схем, а также развитие пространственного представления
- При оптической дислексии корректируется зрительно-пространственное представление, зрительный синтез и анализ
- При фонематической дислексии корректируется звукопроизношение, формируется представление о звукобуквенном составе слов
Есть также и другие способы лечения дислексии (оптометрический тренинг и т.д.) и даже медикаментозное лечение. Но их эффективность остается под вопросом, а потому применять их не рекомендуется. Здесь же отметим, что если логопед проводит работу с дислектиком-взрослым, занятия будут носить расширенный характер, но механизмы лечения и коррекции не будут отличаться от тех, что применяются при работе с детьми. А еще предлагаем вам посмотреть полезное видео «Коррекция дислексии и дисграфии».
Профилактика дислексии
От того, предпринимаются ли меры по профилактике дислексии, зависит многое: это и успехи ребенка в обучении, и уровень его самооценки, и отношения со сверстниками и педагогами, и уровень притязаний, и результаты в достижении целей. Поэтому в случае обнаружения недостатков в устной и письменной речи необходимо начинать работать с ними как можно раньше.
Профилактика дислексии должна начинаться еще в дошкольном возрасте. Она включает в себя развитие у ребенка зрительно-пространственной функции, памяти, внимания, аналитико-синтетической деятельности, мелкой моторики. Не менее важно прорабатывать звукопроизношение и формировать правильный лексико-грамматический строй речи.
Для снижения вероятности развития у ребенка дислексии, дисграфии, заикания и прочих проблем речи и письма нужно уже в раннем возрасте начинать заниматься с детьми специальными упражнениями, нацеленными на освоение правильной речи и грамотного письма. Лучше всего выполнить эту задачу помогают развивающие игры.
Игры – это лучшее средство для умственного развития детей, плюс они способствуют мышлению, анализу и ориентированию. На начальных этапах рекомендуется демонстрировать как можно больше визуальных образов – слова, буквы, животных, предметы. В детском возрасте лучше всего воспринимается именно визуальная информация. В процессе она откладывается в памяти, отчего риск появления дислексии сводится к минимуму.
Упражнения для профилактики и коррекции дислексии
Предлагаемые ниже упражнения развивают зрительное внимание, восприятие и память, обогащают словарный запас и улучшают навык чтения:
- Задайте ребенку задачку: «В комнате потерялись слова на букву «С». Давай их найдем!». Начинайте вместе с ребенком искать и называть предметы на заданную букву. Задание можно усложнять, предлагая искать предметы, названия которых оканчиваются на определенную букву или звук.
- Составьте из букв-магнитов слова, «приклеившиеся» друг к другу, например, «МАМАПАПАБАБУШКАДЕДУШКА», и помогайте ребенку разделять их. Задание можно усложнять, используя предложения, например, «СЕГОДНЯМЫИДЕМК БАБУШКЕКУШАТЬПИРОЖКИ» и т.п.
- Дайте ребенку задание прочитать какое-нибудь слово, запомнить его, а затем написать. Задание можно усложнять, предлагая вместо слов словосочетания и целые предложения.
- Напишите на разных карточках разные слова, из которых можно составить предложение. Составьте предложение, перемешав слова. Дайте ребенку задание «починить» предложение – поставить все слова на свои места (заранее предложение можно озвучивать). Точно такое же упражнение можно давать и со слогами – чтобы ребенок составлял слова.
- Интересное упражнение, совмещенное с массажем. Пусть ребенок ляжет на живот, а вы «чертите» на его спине буквы, слоги и слова. Воображение ребенка поможет ему легче освоить навык чтения и написания.
- По очереди вместе с ребенком называйте слова, начинающиеся на последнюю букву предыдущих слов, например, «папа – атлас – собака – альбом – мел – лунтик – кошка» и т.д.
- Напишите на листе ряд букв, среди которых расположено какое-то слово, например, «ЗСУЕВОГДОМБВКАР», и дайте ребенку задание найти его. Задачу можно усложнять, делая ряды более длинными и пряча в них несколько слов.
- Насыпьте в чашку немного макарон. Ваша задача – говорить ребенку слово, а его – выкладывать перед собой столько макарон, сколько звуков в слове. Задание можно усложнять, отмечая гласные, твердые и мягкие согласные. Для этого вместе с макаронами можно использовать маленькие печеньки, горох или орешки.
- Дайте ребенку задание ласково назвать то, что называете вы, например, «стол – столик», «цветок – цветочек», «машина – машинка», «дом – домик» и т.п.
- Рисуйте вместе с ребенком разные буквы, слоги и слова везде, где возможно: на песке, мелкой крупе, бумаге, запотевших и покрытых инеем стеклах и т.д. Также буквы можно вырезать, лепить, выкладывать.
- Сделайте карточки с недописанными до конца прописными буквами. Нужно лишь пропустить несколько элементов, но чтобы явно прослеживались очертания. Задача ребенка – закончить буквы.
- Продиктуйте ребенку отрывок из его любимой сказки, а он пусть пишет то, что вы говорите. Внимательно следите за тем, что делает ваше чадо, и направляйте его в нужное русло, если замечаете ошибку.
- Подготовьте карточки с разными изображениями, подписав их с обратной стороны. Вам нужно просто называть слова, а ребенок должен искать соответствующие картинку, а затем читать ее название.
Проявив немного фантазии, вы можете придумать немало и своих собственных упражнений и игр, проводить время за которыми будет приятно и полезно. Мы же подведем итог нашей статье.
Следует помнить, что дислексися может отрицательно сказаться на развитии ребенка, его успехах и жизненных результатах. А устраняя дислексию, важно понимать, что это не изолированное нарушение. Механизмы, которые ее вызывают, затрагивают как устную, так и письменную речь. Так что преодолевать этот недуг необходимо комплексно, воздействуя на весь спектр речевых и психических нарушений. Работу по коррекции дислексии лучше доверить психологам, педагогам и логопедам, не забывая при этом и о домашних занятиях.
Подбирая задания, нужно брать в расчет несколько принципов: усложняться они должны поэтапно, упражнений должно быть много, временные связи, вырабатываемые у дислексика, должны закрепляться и доводиться до автоматизма, все предлагаемые задачи должны быть понятны, доступны и конкретны. И еще кое-что: никогда не воспринимайте дислексию, как ущербность, ведь это совсем не так. Люди-дислексики – это личности с нестандартным мышлением, способные креативно подходить к поиску решений самых разных проблем. В доказательство этому советуем вам почитать книгу «Дар дислексии» Рональда Дейвиса.
Желаем вам успехов и крепкого здоровья, а также понимания того, что нет непреодолимых преград, а уникальность человека может выражаться в самых разных формах!
Источник