Меню

Дискриминация по признаку здоровья

Дискриминация по признаку здоровья

Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.

Программа разработана совместно с АО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.

Обзор документа

Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 9 ноября 2017 г. № 777 “Об утверждении методических рекомендаций по выявлению признаков дискриминации инвалидов при решении вопросов занятости”

В соответствии с пунктом 13 приложения № 4 к государственной программе Российской Федерации «Доступная среда» на 2011 — 2020 годы, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 1 декабря 2015 г. № 1297 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Доступная среда» на 2011-2020 годы», приказываю:

Утвердить прилагаемые методические рекомендации по выявлению признаков дискриминации инвалидов при решении вопросов занятости.

Министр М.А. Топилин

УТВЕРЖДЕНЫ
приказом Министерства труда
и социальной защиты
Российской Федерации
от «___» _________ 2017 г. № _______

Методические рекомендации
по выявлению признаков дискриминации инвалидов при решении вопросов занятости

I. Общие положения

1. Настоящие методические рекомендации разработаны в целях оказания методической помощи государственным учреждениям службы занятости населения, работодателям, профессиональным сообществам, образовательным организациям профессионального образования и другим организациям по исключению случаев проявления дискриминации при решении вопросов занятости инвалидов, для организации работы по выявлению возможных признаков прямой и косвенной дискриминации в сфере труда и занятости инвалидов с учетом основных нормативных правовых актов, регламентирующих вопросы защиты инвалидов от дискриминации.

2. При решении вопросов занятости инвалидов необходимо учитывать следующее:

а) прямая дискриминация в отношении инвалидов при решении вопросов занятости выражается в не связанном с деловыми качествами инвалида отказе в приеме на работу и продвижении по службе, в профессиональной ориентации и обучении (переподготовке), трудоустройстве преимущественно на низкоквалифицированные и низкооплачиваемые рабочие места;

б) косвенная дискриминация представляет собой требования, которые формально являются едиными для всех, но фактически ставят в неравное положение инвалидов.

Косвенная дискриминация имеет место, когда положения локальных нормативных актов (нормативных предписаний) работодателя и практика их применения создают условия, препятствующие или ограничивающие выполнение работы инвалидом по сравнению с другими работниками.

3. Основными формами возможного проявления дискриминации являются:

а) отсутствие доступа к информации о вакансиях, о конкурсном избрании, в том числе для инвалидов по зрению и слуху (непредоставление в установленном порядке информации о наличии свободных рабочих мест и вакантных должностей, созданных или выделенных для трудоустройства инвалидов в соответствии с установленной квотой для приема на работу инвалидов, несоблюдение порядка обеспечения условий доступности официальных сайтов федеральных органов государственной власти, государственных органов субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», и порядка предоставления услуг по переводу русского жестового языка (сурдопереводу, тифлосурдопереводу);

б) непроведение с учетом рекомендуемых в индивидуальной программе реабилитации или абилитации инвалида (далее — ИПРА) показанных (противопоказанных) видов трудовой деятельности мероприятий по сопровождаемому содействию занятости нуждающемуся в нем инвалида;

в) отказ в создании условий для осуществления сопровождаемого содействия занятости инвалида путем приспособления с учетом его потребностей маршрута передвижения по территории организации, обеспечения доступности для него необходимых служебных помещений и информации (в том числе, несоблюдение гигиенических требований к условиям труда инвалида);

г) отказ в разумном приспособлении (в том числе, невыполнение работодателем комплекса мероприятий по дооборудованию основного и вспомогательного оборудования, технического и организационного оснащения и обеспечения техническими приспособлениями рабочего места для инвалида таким образом, чтобы не имелось ограничений или препятствий при выполнении им работы по сравнению с другими работниками);

д) неоказание помощи в организации труда при дистанционной работе и работе на дому;

е) отказ в закреплении при необходимости наставника;

ж) несоблюдение требований трудового законодательства в отношении условий труда инвалидов;

з) непредоставление инвалидам услуг, связанных с выбором профессии, специальности или повышением профессионального уровня с учетом индивидуальных особенностей и возможностей занятости;

и) отказ инвалидам в переводе на другую имеющуюся в организации работу в соответствии с рекомендациями о показанных (противопоказанных) видах трудовой деятельности, содержащимися в ИПРА;

к) отказ в приеме на работу на основании наличия инвалидности;

л) наличие при приеме на работу избыточных требований, не связанных с трудовой деятельностью инвалида и направленных на его исключение из числа претендентов на вакантную должность или работу;

м) увольнение работников по признаку инвалидности.

4. В целях обеспечения реализации прав инвалидов на труд путем разумного приспособления решаются задачи по преодолению возможных барьеров, обеспечению свободы передвижения инвалида и эффективности его трудовой деятельности.

Обеспечение инвалиду разумного приспособления означает, что работодатель, любое лицо или организация принимают меры, создающие условия для инвалидов в степени, необходимой и достаточной для решения вопроса занятости в конкретной ситуации.

5. Примерами действий работодателя, которые могут выступать в качестве разумных приспособлений, являются:

а) приспособление помещения, обстановки и оборудования под нужды инвалида;

б) предоставление информации в доступной для инвалида форме;

в) изменение режима работы или обучения;

г) предоставление инвалиду другого рабочего места или места обучения, или перевод на работу на дому;

д) перевод инвалида на другую работу в соответствии с рекомендациями ИПРА;

е) освобождение инвалида от работы или обучения для прохождения курса реабилитации в период временной нетрудоспособности и лечения;

ж) корректировка проведения обучения или переподготовки, или предоставление наставника;

з) приобретение или модификация оборудования в соответствии с потребностями инвалидов с различными нарушениями функций организма;

и) изменение процедуры тестирования при приеме на работу инвалида с учетом нарушенных функций организма и ограничений его жизнедеятельности;

к) предоставление помощи сурдопереводчика, тифлосурдопереводчика;

л) предоставление помощи наставника или другой поддержки.

6. Основными задачами, решение которых позволяет исключить проявление дискриминации при осуществлении трудоустройства (занятости) инвалидов, являются:

Читайте также:  Очищение кишечника сибирским здоровьем

а) информирование инвалидов о вакансиях;

б) проведение конкурса на замещение вакантных должностей;

в) профессиональная ориентация;

г) профессиональная подготовка;

д) сопровождение и наставничество в целях формирования трудовых навыков;

е) оснащение (оборудование) рабочих мест;

ж) своевременное получение инвалидами полноценной и качественной информации, позволяющей ориентироваться в пространстве, использовать оборудование (в том числе для самообслуживания), участвовать в трудовом и учебном процессе;

з) обеспечение доступности мест целевого посещения и обеспечения беспрепятственности перемещения внутри зданий и сооружений;

и) обеспечение безопасности путей движения (в том числе эвакуационных);

к) устранение или преобразование элементов производственной среды, которые могут являться барьерами на пути передвижения инвалидов к рабочим местам;

л) оборудование бытовых и санитарно-гигиенических помещений, столовой, буфета или комнаты приема пищи в соответствии с потребностями инвалидов с различными нарушениями функций организма.

II. Организация деятельности по недопущению проявления признаков дискриминации при решении вопросов занятости инвалидов

7. Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющий полномочия в области содействия занятости населения (далее — орган службы занятости), в случае отсутствия у инвалида ИПРА или наличия в ИПРА некорректных рекомендаций, требующих уточнения соответствия предлагаемой инвалиду, в том числе по результатам проведения профессиональной ориентации, вакансии для трудоустройства рекомендациям о доступных видах труда, с письменного согласия инвалида, в соответствии с Порядком обмена сведениями между органами службы занятости и федеральными учреждениями медико-социальной экспертизы, утвержденным приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 16 ноября 2015 г. № 872н, направляет запрос в федеральное учреждение медико-социальной экспертизы, содержащий описание фактов, препятствующих подбору вакансии для инвалида (ребенка-инвалида) с учетом нарушенных функций организма для формирования соответствующих рекомендаций (доступные виды труда; трудовые действия (функции), выполнение которых затруднено; рекомендуемые условия труда; рекомендации по оснащению (оборудованию) специального рабочего места для трудоустройства инвалида с учетом нарушенных функций и ограничений жизнедеятельности и производственной адаптации).

8. В случае, если инвалид считает, что его право на труд нарушается работодателем, он (его законный представитель) может обратиться с заявлением в письменном виде или в форме электронного документа в государственную инспекцию труда в субъекте Российской Федерации либо через официальный сайт Федеральной службы по труду и занятости по адресу — www.онлайнинспекция.рф провести самопроверку соблюдения требований трудового законодательства в своей организации, а также оставить электронное обращение о нарушении его норм.

9. В целях предоставления инвалидам гарантий трудовой занятости органами государственной власти субъектов Российской Федерации определяется порядок проведения специальных мероприятий, способствующих повышению их конкурентоспособности на рынке труда (статья 20 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации».

10. Органом службы занятости осуществляется государственная функция надзора и контроля за приемом на работу инвалидов в пределах установленной квоты и их закреплением (приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 30 апреля 2013 г. № 181н «Об утверждении федерального государственного стандарта государственной функции надзора и контроля за приемом на работу инвалидов в пределах установленной квоты с правом проведения проверок, выдачи обязательных для исполнения предписаний и составления протоколов»).

11. Установление фактов дискриминации со стороны работодателя в отношении гражданина в связи с установлением ему инвалидности осуществляется судами по заявлению граждан, считающих, что они подверглись дискриминации в сфере труда (часть четвертая статьи 3 Трудового кодекса Российской Федерации).

Обзор документа

При решении вопросов занятости существует прямая и косвенная дискриминация в отношении инвалидов. В первом случае инвалиду отказывают в приеме на работу, продвижении по службе и т.д.

Во втором случае предъявляются требования, которые формально являются едиными для всех, но фактически ставят в неравное положение инвалидов.

Основными формами дискриминации являются, в частности, отсутствие доступа к информации о вакансиях, о конкурсном избрании; отказ в создании условий для передвижения инвалида по территории организации; неоказание помощи в организации труда при дистанционной работе; отказ в закреплении при необходимости наставника.

Региональный орган службы занятости в случае отсутствия у инвалида индивидуальной программы реабилитации/абилитации инвалида (ИПРА) или наличия в ИПРА некорректных рекомендаций должен направить запрос в федеральное медико-экспертное учреждение для уточнения рекомендаций (доступные виды труда; трудовые действия (функции), выполнение которых затруднено; рекомендуемые условия труда; рекомендации по оснащению рабочего места).

Инвалид может обратиться в региональную госинспекцию труда (или через сайт Роструда) с заявлением о проведении самопроверки соблюдения требований трудового законодательства в своей организации, а также оставить электронное обращение о нарушении его норм.

Кроме того, орган службы занятости контролирует прием на работу инвалидов в пределах установленной квоты.

Факты дискриминации со стороны работодателя устанавливаются судами по заявлению инвалидов.

Источник

Дискриминация

Дискриминация подрывает моральные устои общества, отрицает нравственные аспекты жизни, иногда даже подрывает экономические, имущественные и иные материальные отношения. Это может коснуться и Вас, как отдельно взятого лица с инвалидностью, Ваших близких, всего общества и государства. Недобросовестная конкурентная борьба, порождаемая дискриминацией, ведет подчас к тяжелым конфликтам.

Например, при приеме на работу выбирают не по знаниям и профессиональным качествам, а (например) по полу – берут мужчину вместо женщины, или, наоборот. В магазине отказывают по цвету кожи или национальности. Все эти явления называют дискриминацией. Особенно данный факт актуален в наше время для людей с инвалидностью, котором трудно выдержать конкурентную борьбу.

Как работает дискриминация?

Её механизм основан на трех китах:

  • предвзятости,
  • необоснованности
  • противозаконности

Большим Юридическим словарем даётся такое определение дискриминации. «дискриминация (от лат. discriminatioразличение) – общеправовой термин, обозначающий обычно ущемление прав государства, юридических или физических лиц по сравнению с другими государствами, юридическими или физическими лицами.

Дискриминация во всех формах запрещается внутренним правом демократических государств, а также международным правом.

Читайте также:  Халатность повлекшая по неосторожности причинение тяжкого вреда здоровью или смерть человека

Нормы, запрещающие дискриминацию, содержатся в различных правовых актах высшей юридической силы:

«Пользование правами и свободами, признанными в настоящей Конвенции, должно быть обеспечено без какой бы то ни было дискриминации по признаку пола, расы, цвета кожи, языка, религии, политических или иных убеждений, национального или социального происхождения, принадлежности к национальным меньшинствам, имущественного положения, рождения или по любым иным признакам».

«дискриминация по признаку инвалидности» означает любое различие, исключение или ограничение по причине инвалидности, целью или результатом которого является умаление или отрицание признания, реализации или осуществления наравне с другими всех прав человека и основных свобод в политической, экономической, социальной, культурной, гражданской или любой иной области. Она включает все формы дискриминации, в том числе отказ в разумном приспособлении»

предусматривают равенство и недопустимость дискриминацию, данный нормативный акт особое внимание уделяет запрету дискриминации инвалидов женского пола и детей-инвалидов. При этом подчеркивается, что изначально эта категория считается дискриминируемой в большей степени.

При этом необходимо подчеркнуть, что конкретные меры, необходимы для ускорения или достижения фактического равенства инвалидов, и не считаются дискриминацией по смыслу настоящей Конвенции.

На основании Конвенции государства участники обязуются обеспечивать и поощрять полную реализацию всех прав человека и основных свобод всеми инвалидами без какой бы то ни было дискриминации по признаку инвалидности.

  1. принимать все надлежащие законодательные, административные и иные меры для осуществления прав инвалидов;
  2. принимать все надлежащие меры, в том числе законодательные, для изменения или отмены существующих законов, постановлений, обычаев и устоев, которые являются по отношению к инвалидам дискриминационными;
  3. учитывать во всех стратегиях и программах защиту и поощрение прав человека инвалидов;
  4. воздерживаться от любых действий или методов, которые не согласуются с настоящей Конвенцией, и обеспечивать, чтобы государственные органы и учреждения действовали в соответствии с настоящей Конвенцией;
  5. принимать все надлежащие меры для устранения дискриминации по признаку инвалидности со стороны любого лица, организации или частного предприятия;
  6. проводить или поощрять исследовательскую и конструкторскую разработку товаров, услуг, оборудования и объектов универсального дизайна, чья подгонка под конкретные нужды инвалида требовала бы как можно меньшей адаптации и минимальных затрат, способствовать их наличию и использованию, а также продвигать идею универсального дизайна при выработке стандартов и руководящих ориентиров;
  7. проводить или поощрять исследовательскую и конструкторскую разработку, а также способствовать наличию и использованию новых технологий, включая информационно-коммуникационные технологии, средств, облегчающих мобильность, устройств и ассистивных технологий, подходящих для инвалидов, с уделением первоочередного внимания недорогим технологиям;
  8. предоставлять инвалидам доступную информацию о средствах, облегчающих мобильность, устройствах и ассистивных технологиях, в том числе новых технологиях, а также других формах помощи, вспомогательных услугах и объектах;
  9. поощрять преподавание специалистам и персоналу, работающим с инвалидами, признаваемых в настоящей Конвенции прав, чтобы совершенствовать предоставление гарантированных этими правами помощи и услуг

Государства-участники запрещают любую дискриминацию по признаку инвалидности и гарантируют инвалидам:

  • равную и эффективную правовую защиту от дискриминации на любой почве
  • защиту во всех вопросах, касающихся брака, семьи, отцовства, материнства и личных отношений, наравне с другими
  • в вопросах прав инвалидов на образование без дискриминации и на основе равенства возможностей, обеспечивают инклюзивное образование на всех уровнях и обучение в течение всей жизни, обеспечивают, чтобы для инвалидов обеспечивалось разумное приспособление.
  • в вопросах здоровья без дискриминации по признаку инвалидности, обеспечивая доступ инвалидов к услугам в сфере здравоохранения, учитывающим гендерную специфику, в том числе к реабилитации по состоянию здоровья, при предоставлении медицинского страхования и страхования жизни
  • право инвалидов на труд наравне с другими, включая право на получение возможности зарабатывать себе на жизнь трудом, который инвалид свободно выбрал или на который он свободно согласился, в условиях, когда рынок труда и производственная среда являются открытыми, инклюзивными и доступными для инвалидов
  • право инвалидов на достаточный жизненный уровень для них самих и их семей, включающий достаточное питание, одежду и жилище, и на непрерывное улучшение условий жизни и принимают надлежащие меры к обеспечению и поощрению реализации этого права без дискриминации по признаку инвалидности
  • право инвалидов на социальную защиту и на пользование этим правом без дискриминации по признаку инвалидности
  • активно способствовать созданию обстановки, в которой инвалиды могли бы участвовать в политической и общественной жизни, в том числе имели право и возможность голосовать и быть избранными, эффективно и всесторонне участвовать в управлении государственными делами без дискриминации
  • участвовать наравне с другими в досуговой, культурной жизни и занятии спортом, иметь доступ к телевизионным программам, фильмам, театру и другим культурным мероприятиям, доступ к театрам, музеям, кинотеатрам, библиотекам и туристическим услугам, а также к памятникам и объектам, имеющим национальную культурную значимость, наделить инвалидов возможностью развивать и использовать свой творческий, художественный и интеллектуальный потенциал.

Высшим законом в Российской Федерации является Конституция, которая определяет права и обязанности самого государства и проживающих в нем граждан, и определяет нормы других законов и подзаконных актов.

Статья 19 Конституции запрещает дискриминацию в любых формах.

«Государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств. Запрещаются любые формы ограничения прав граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности»

Данное положение развивается и в других законодательных актах, например, в статье 3.1 Федерального закона № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» от 24.11.1995г., где подтверждена недопустимость дискриминации по признаку инвалидности.

Читайте также:  Студентам с низким уровнем здоровья рекомендованы занятия оздоровительной направленности

«В Российской Федерации не допускается дискриминация по признаку инвалидности. Для целей настоящего Федерального закона под дискриминацией по признаку инвалидности понимается любое различие, исключение или ограничение по причине инвалидности, целью либо результатом которых является умаление или отрицание признания, реализации или осуществления наравне с другими всех гарантированных в Российской Федерации прав и свобод человека и гражданина в политической, экономической, социальной, культурной, гражданской или любой иной области»

Практические меры по борьбе с дискриминацией состоят в применении норм Уголовного Кодекса РФ, наказание предусмотрено статьей 136 УК.

«Дискриминация, то есть нарушение прав, свобод и законных интересов человека и гражданина в зависимости от его пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям или каким-либо социальным группам, совершенное лицом с использованием своего служебного положения» –

наказывается штрафом в размере от 100.000 до 300.000 рублей

или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до двух лет,

либо лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до пяти лет,

либо обязательными работами на срок до четырехсот восьмидесяти часов,

либо исправительными работами на срок до двух лет,

либо принудительными работами на срок до пяти лет,

либо лишением свободы на тот же срок

Дискриминация в сфере трудовых отношений запрещена нормами ст.3 Трудового Кодекса РФ.

«Каждый имеет равные возможности для реализации своих трудовых прав.

Никто не может быть ограничен в трудовых правах и свободах или получать какие-либо преимущества в зависимости от пола, расы, цвета кожи, национальности, языка, происхождения, имущественного, семейного, социального и должностного положения, возраста, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности или непринадлежности к общественным объединениям или каким-либо социальным группам, а также от других обстоятельств, не связанных с деловыми качествами работника»

При решении вопросов занятости существует прямая и косвенная дискриминация в отношении инвалидов.

  • В первом случае инвалиду отказывают в приеме на работу, продвижении по службе и т.д.
  • Во втором случае предъявляются требования, которые формально являются едиными для всех, но фактически ставят в неравное положение инвалидов.

В частности, к таковым относятся:

  1. отказ в создании условий для передвижения инвалида по территории организации; неоказание помощи в организации труда при дистанционной работе; отказ в закреплении при необходимости наставника.
  2. Непредставление информации о вакантных местах, конкурсах, в том числе, для инвалидов по зрению или слуху.
  3. Не проведение с учетом рекомендуемых в индивидуальной программе реабилитации или абилитации инвалида показанных (противопоказанных) видов трудовой деятельности мероприятий по сопровождаемому содействию занятости нуждающемуся в нем инвалида
  4. Отказ в создании маршрута для инвалида для передвижения по территории организации, в которой инвалид собирается устроится на работу.
  5. Отказ в разумном приспособлении рабочего места к особенностям инвалида
  6. Неоказание помощи по организации дистанционного труда на дому
  7. Непредставление наставника
  8. Непредставление инвалидам услуг, связанных с выбором профессии, специальности или повышением профессионального уровня с учетом индивидуальных особенностей и возможностей занятости
  9. Отказ в приеме на работу на основании наличия у претендента инвалидности;
  • Наличие при приеме на работу избыточных требований, не связанных с трудовой деятельностью инвалида и направленных на его исключение из числа претендентов на вакантную должность или работу;
  • Увольнение работников по признаку инвалидности

Мерами, противоположными дискриминации, являются меры разумного приспособления, например, приспособление помещения для нужд инвалида, проведение информационных мероприятий об открытых конкурсах и вакансиях, предоставление инвалиду другого места работы или перевод его на надомную работу, корректировка работы (обучения) или предоставление наставника и т.п. мероприятия. Приказ Минтруда устанавливает также задачи, решение которых будет способствовать предотвращению дискриминации в сфере труда.

Кроме того, важнейшим оружием против дискриминации является ст.21 Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ “О социальной защите инвалидов в Российской Федерации” – установление квоты для приема инвалидов:

«Работодателям, численность работников которых превышает 100 человек, законодательством субъекта Российской Федерации устанавливается квота для приема на работу инвалидов в размере от 2 до 4 процентов среднесписочной численности работников. Работодателям, численность работников которых составляет не менее чем 35 человек и не более чем 100 человек, законодательством субъекта Российской Федерации может устанавливаться квота для приема на работу инвалидов в размере не выше 3 процентов среднесписочной численности работников».

Работодателю в случае несоблюдения действующего законодательства в регулирующих правовые отношения в сфере трудовой деятельности населения грозят:

  • затраты на восстановление нарушенных прав и возмещение материального ущерба;
  • компенсации морального вреда;
  • административный штраф или
  • уголовная ответственность (например, за необоснованный отказ в приеме на работу женщины из-за ее беременности)».

Надзор и прием инвалидов по квоте осуществляется территориальным органом занятости населения.

В случае отсутствия у инвалида индивидуальной программы реабилитации/абилитации инвалида (ИПРА) или наличия в ИПРА некорректных рекомендаций региональный орган службы занятости должен направить запрос в федеральное медико-экспертное учреждение для уточнения рекомендаций (доступные виды труда; трудовые действия (функции), выполнение которых затруднено; рекомендуемые условия труда; рекомендации по оснащению рабочего места).

В случае, если инвалид полагает, что его право на труд нарушается работодателем, он или его законный представитель могут обратиться с заявлением в письменном виде или в форме электронного документа в государственную инспекцию труда (или через сайт Роструда) либо на сайт Федеральной службы по труду и занятости с заявлением о проведении самопроверки соблюдения требований трудового законодательства в своей организации, а также оставить электронное обращение о нарушении его норм.

Хотим подчеркнуть, что окончательное установление факта дискриминации по признаку инвалидности осуществляется только судом.

Источник

Adblock
detector