Меню

Дипломные по психическому здоровью

Специальность ВАК РФ 14.01.06, авторефераты и диссертации по теме Психиатрия

В 60% случаев причина деменции в пожилом возрасте — болезнь Альцгеймера (БА). В последние годы с увеличением количества пациентов, страдающих БА, особенно актуальной стала проблема состояния здоровья лиц, которые непосредственно опекают пациентов или ухаживают за ними в домашних условиях (в англоязычной литературе caregivers). Для этой группы лиц…

Гантман, Мария Владимировна 2015 Депрессивные расстройства у больных с ишемической болезнью сердца

По опубликованным данным ВОЗ (2002), к 2020 году ССЗ и депрессии займут соответственно первое и второе место по числу лет сокращения полноценной жизни в связи с инвалидностью (Chapman D.P., Perry G.S., Strine T.W, 2005…

Курбатова, Олеся Андреевна 2015 Динамика клинико-социальных характеристик психически больных, совершивших опасные действия

В связи с этим, проведение комплексного сравнительного анализа клинической характеристики психических расстройств, социально-демографических данных о пациентах, психопатологических механизмов ООД и способов их реализации в различные периоды развития общества, является актуальным с позиций комплексного подхода к предупреждению общественной…

Симбирцев, Андрей Андреевич 2015 Ипохондрический бред в структуре приступов юношеского эндогенного приступообразного психоза

Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Первый Московский медицинский университет имени И. М. Сеченова» Минздрава РФ…

Попович, Ульяна Олеговна 2015 Клинико-динамическая характеристика рекуррентного депрессивного расстройства в позднем возрасте

Актуальным вопросом психиатрии является типизация депрессий, как в целом, так и в частности — в позднем возрасте. В настоящий момент не существует общей классификации депрессивных расстройств, а имеются лишь различные способы разделения депрессий на подтипы, в рамках которых в качестве системообразующих акцентируются то одни, то другие признаки…

Захарченко, Денис Валерьевич 2015 Клинико-катамнетическое исследование различных форм детского аутизма

В связи с неоднозначными подходами к оценке аутистических расстройств в разных странах распространенность аутизма различна и, по данным 2000 г. колебалась в пределах от 4 до 26 случаев на 10 000 детского населения (Lotter V., 1966; Nissen G., 1971; Rutter М„ 1981; Wing L., 1981b, 1993; Bohman M. et al„ 1983; TanoueY. et al„ 1988; Gillberg С. et…

Алешина, Наталья Викторовна 2015 Клинико-патогенетические особенности и судебно-психиатрическое значение гомосексуальной педофилии

Интерес к вопросам патологии сексуального влечения в отношении го-мопедофильного объекта обусловливается не только недостаточной изученностью данной проблемы, но и теми отрицательными последствиями, которые наступают вследствие реализации девиантной активности как для самих лиц с данным расстройством, так и для их жертв…

Колоколов, Антон Викторович 2015 Клинико-социальные аспекты завершенных и незавершенных суицидов на территории Саратовской области

Показатели суицидальной активности среди жителей Российской Федерации значительно отличаются в различных регионах страны и такое колебание вполне объяснимо, ведь население России не представляет собой однородной совокупности (Цыганков Б.Д., Ваулин C.B., 2012). Так, на территории Саратовской области в 2013 г. было зарегистрировано 24,1 случаев…

Бачило, Егор Вячеславович 2015 Клинико-социальные и этнокультуральные особенности суицидов в Республике Таджикистан

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Саратовский государственный медицинский университет имени В.И. Разумовского» Министерства здравоохранения Российской Федерации…

Шарипов, Талабшо Акрамович 2015 Клинико-социальные характеристики и реабилитация лиц с суицидальными попытками в условиях многопрофильного общесоматического стационара

Таким образом, изучение суицидальных попыток в общемедицинской практике представляет собой важную медико-социальную задачу, которая включает в себя исследование социально-демографических и клинических характеристик суицидентов, госпитализированных после совершения суицидальной попытки в стационар общесоматического профиля. Методологически важными…

Коновалов, Алексей Юрьевич 2015 Клинико-социальный патоморфоз отклоняющегося поведения у современных подростков

Несмотря на изложенное, особенности отклоняющегося поведения у подростков изучены недостаточно. Практически отсутствуют сведения о сравнительной характеристике клиники отклоняющегося поведения у современных подростков и подростков предыдущих поколений. Необходимо изучение клинического патоморфоза отклоняющегося поведения у подростков…

Ведяшкин, Виктор Николаевич 2015 Клинико-этологическая дифференциация аутистических расстройств в детском возрасте

Сведения о распространенности АР варьируются в большом диапазоне от 3.3 до 157 на 10 ООО детского населения (Gillberg С., 2004; Baron-Cohen S. et al„ 2009). По данным Центра контроля и профилактики заболеваний США (Centers for Disease Control and Prevention, 2014), распространенность расстройств аутистического спектра в 2008 г. составляла 11,3 на…

Хайретдинов, Олег Замильевич 2015 Научное обоснование организационно-функциональной модели центра психосоциальной реабилитации пациентов с психическими расстройствами

Развитие концепции биопсихосоциальной модели болезни способствовало новому пониманию лечебно-профилактического процесса. Полного функционального и социального восстановления пациента можно добиться при комплексном понимании всей совокупности нарушений у индивида и выработки соответствующих медико-реабилитационных воздействий, а не только…

Ландышев, Михаил Александрович 2015 Особенности лекарственного патоморфоза ремиссий при шизоаффективных расстройствах

Проблемы лечения и профилактики психических заболеваний остаются актуальными до настоящего времени. Среди хронических психических заболеваний значительную долю занимают нарушения настроения, в том числе шизоаффективные расстройства (ШАР) (ВОЗ, 2001; J.Volavka, 2002). По данным Демчевой Н.К. (2014), заболеваемость психическими болезнями высока и за…

Сумарокова, Мария Александровна 2015 Повышение эффективности коррекции синдрома ночной еды у пациентов с тревожно-депрессивными расстройствами

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Саратовский государственный медицинский университет имени В.И. Разумовского» Министерства здравоохранения Российской Федерации…

Махортова, Ирина Сергеевна 2015 Половые различия суицидального поведения у подростков

В попытке определить значимость биологических, психологических и социальных факторов, способствующих формированию такого типа поведения, все больше исследователей затрагивают вопрос изучения половых различий суицидального поведения (Петрова H.H., 2013; Паровая О.И., 2014; Canetto S.S., 1998; Jawonski К., 2010; Lamis D.A, Lester D., 2013…

Пичиков, Алексей Александрович 2015 Психические расстройства и механизмы адаптации у пациентов с имплантированными в детстве электрокардиостимуляторами

Научная новизна. В результате комплексного исследования с использованием югтгако-пенхопатологического, кагамкестического и социально-демографического методов в совокупности с психологическими и психометрическими методиками впервые проведено целостное изучение психической адаптации больных с аритмиями в условиях жизнедеятельности, отягощенной…

Сысоева, Валерия Владимировна 2015 Психические расстройства у больных злокачественными новообразованиями органов женской репродуктивной системы

Эпидемиологические показатели распространенности психических расстройств при РОЖРС, по данным разных публикаций, варьируются в пределах от 16 до 70% и, соответственно, не отражают реальную ситуацию в отношении обсуждаемого контингента больных…

Самушия, Марина Антиповна 2015 Расстройства адаптации у военнослужащих

Научная новизна. Впервые проведено изучение распространенности и структуры расстройств адаптации у военнослужащих по призыву и по контракту, выявлены клинические особенности психопатологических нарушений при отдельных формах этой психической патологии. Проанализированы факторы, способствующие формированию расстройств адаптации, показана их…

Источник

Повышение оригинальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение оригинальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения оригинальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, РУКОНТЕКСТ, etxt.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии так, что на внешний вид, файл с повышенной оригинальностью не отличается от исходного.

Результат поиска


Наименование:

дипломная работа Медико-социальная работа с лицами, страдающими психическими заболеваниями

Информация:

Тип работы: дипломная работа. Добавлен: 15.07.13. Год: 2012. Страниц: 45. Уникальность по antiplagiat.ru:

Описание (план):

МОСКОВСКИЙ ГУМАНИТАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

Факультет психологии и социальной работы
кафедра социологии/социальной медицины
( название выпускающей кафедры)

Суханова Юлия Сергеевна
Группа Ср401_343

Медико-социальная работа с лицами, страдающими психическими заболеваниями.

специальность «Социальная работа»
специализация «Медико-социальная работа с населением»

«Допустить к защите в Государственной аттестационной
комиссии»
Научный руководитель Чл.-корр.РАО,д.м.н.,профессор
(ученая степень, ученое звание)
Заведующий кафедрой (название кафедры)
Чл.-корр. РАО,д.м.н.,профессор
(ученая степень, ученое звание)
Мартыненко А.В,
(фамилия, инициалы)
______________________________ __
(подпись)
Мартыненко А.В. (фамилия, инициалы)

______________________________ _
(подпись)

Автор
__________________
(подпись)
Москва
2012

Оглавление
Введение 3
Глава 1. Общие представления о психическом здоровье 8 и его нарушениях.
Глава 2. Медико-социальные проблемы лиц, страдающих психическими 22 заболеваниями.
Глава 3. Содержание и методика медико-социальной работы с лицами, 39 страдающими психическими заболеваниями.
Заключение 48
Список использованной литературы. 50
Приложения 54
ВВЕДЕНИЕ
Мировая практика свидетельствует, о том, что специалист по социальной работе обязан владеть теоретическими и практическими знаниями в области медицины и здравоохранения, поскольку независимо от специализации и места работы он участвует в решении проблем индивидуального и общественного здоровья. В последние годы в России сохраняется тенденция роста показателя болезненности психическими расстройствами, особенно непсихотического характера. Психические расстройства являются весьма важной медико-социальной проблемой. Это связано с рядом причин, а именно: такие заболевания имеют широкое распространение, дают высокую инвалидизацию заболевших и приводят к большому экономическому ущербу; психические расстройства могут изменять отношение человека к жизни, самому себе и обществу, а также отношение общества к человеку; психиатрическая помощь может быть использована в немедицинских целях, и тем самым может наноситься ущерб здоровью, человеческому достоинству и правам граждан, международному престижу государства
Актуальность темы заключается в том, что в современных условиях усугубления социальных проблем в нашей стране, ухудшения показателей здоровья населения возрастает объективная потребность решения взаимосвязанных задач медицинского и социального характера на качественно новом уровне. Признано, что социально-медицинская помощь представляет собой комплекс проводимых на государственном и муниципальном уровнях интегративных мероприятий, целью которых является достижение максимально возможного уровня здоровья, функционирования и адаптации лиц с физической и психической патологией, а также неблагополучных в социальном плане.
Одним из объектов, нуждающихся в оказании социально-медицинской помощи являются лица, страдающие психическими заболеваниями. Особенность социально-медицинской работы с данной категорией состоит в том, что она формируется на стыке двух самостоятельных отраслей- здравоохранения и социальной защиты населения. На современном уровне развития психиатрии, в условиях деинституционализации психиатрических служб и повышении возможности контролировать клинические проявления психических расстройств, актуализируются вопросы, связанные с проблемами лиц, имеющими отклонения в психическом здоровье. В докладе ВОЗ о состоянии здравоохранения в мире (2001) подчеркнуто, что психические расстройства поражают более 25% всех людей в определенные периоды их жизни. По частоте психическая патология вышла на третье место после легочных и сердечнососудистых заболеваний.
Основными причинами роста заболеваемости психической патологией являются неблагоприятная социально-экономическая обстановка в стране, социальная незащищенность, безработица, межнациональные и этнические конфликты, вынужденная внутренняя и внешняя миграция и другие факторы, которые способствуют развитию стрессовых и непсихотических состояний. Сюда же следует отнести имеющуюся на сегодняшний день несогласованность действий и решений органов исполнительной власти федерального и регионального уровней в области психопрофилактики и психогигиены [22].
Психические болезни – это результат сложных и разнообразных нарушений деятельности различных систем организма человека с преимущественным поражением головного мозга, особенно его высших отделов. Психическая болезнь рассматривается как дисгармония, энтропия, качественные изменения психических процессов, которые искажают привычный ансамбль психосоциального функционирования, самовыражения и коммуникации личности, грозят опасностью регресса, спада или утраты общей продуктивности и иных жизненно важных способностей.
Ряд психических заболеваний развивается быстро и заканчивается полным выздоровлением. Это – некоторые алкогольные психозы (белая горячка), острые психозы при общих инфекционных заболеваниях, острые реактивные состояния. Другие заболевания характеризуются длительным течением, причем многие из них отличаются постепенным появлением и нарастанием психических нарушений. По терминологии ст. 21 УК РФ это так называемые хронические психические расстройства. Повышение внимания к психологическим и социальным аспектам психических расстройств делает необходимым обращение внимания на проблемы лиц, создание условий для активного вовлечения в процесс лечебно-реабилитационной деятельности наряду с психиатрами, психотерапевтами и медицинскими психологами также специалистов по социальной работе, на вооружении которых имеются специфические технологии социальной адаптации отдельных лиц, семей и социальных групп. За последние 15-20 лет значительная часть пациентов с хронически протекающими психическими болезнями переместились из отделений психиатрических больниц в учреждения психоневрологического профиля.
Поэтому возникает необходимость изучения особенностей психосоциальной работы с инвалидами с целью повышения эффективности медицинской, социальной и трудовой реабилитации больных психическими заболеваниями в условиях учреждений системы социальной защиты населения, что и обусловило актуальность настоящего исследования.

Научная новизна.
Самостоятельно разработанная анкета и проведенное исследование, по проблемам лиц с психическими заболеваниями, помогли получить ответы на актуальные вопросы. Полученные нами в ходе исследования результаты могут быть использованы для разработки новых и корректировке ныне существующих методик и видов реабилитации и социализации пациентов с психическими заболеваниями, которые в сою очередь могли бы использоваться непосредственно в специализированных лечебно-профилактических учреждениях и структурах социальной защиты.
Практическая значимость.
Результаты проведенного исследования могут использоваться в разработке методических рекомендаций, направленных на повышение качества оказываемой помощи данным клиентам. Издание и распространение информационных материалов, посвященных проблемам лиц с психическими заболеваниями, заставит людей взглянуть на данную проблему и научит людей относиться к данной категории клиентов более лояльно, чем ранее. Полученные в ходе исследования данные, помогут семьям, в которых есть лица с такими проблемами, не замыкаться на этих проблемах, а искать выходы совместно со специалистами социальной работы.
Степень разработанности темы.
В научной литературе опубликованы единичные работы, посвященные вопросам организации социально-медицинской помощи больным, находящимся в лечебных Учреждениях (Шахматов Н.Ф. с соавт.; Дементьева Н.Ф. с соавт. 1982-2005; Зозуля Т.В.,1998; Акопов Л.М.,2001; Свистунов Е.А., 2005). Опыт работы учреждений изучен недостаточно. Отсутствуют методические подходы по оценке качества реабилитационных мероприятий, проводимых данному контингенту. Практически не рассмотрены вопросы анализа проблем лиц, имеющих психические болезни.
В настоящие время процесс социальной реабилитации является предметом исследования специалистов многих отраслей научного знания. Например, Дементьева Н.Ф. и Холостова Е. И. работали над раскрытием теоретических аспектов социальной реабилитации, её сущности и содержания. К.К. Платонов занимался вопросами социальной реабилитации военнослужащих.
Объектом исследования являются лица, имеющие психические заболевания.
Предмет исследования – медико-социальная работа с лицами, имеющими психические заболевания.
Цель исследования: изучить возможные методы и виды медико-социальной работы с лицами, имеющими психические заболевания.
Задачи исследования:

    Исследовать теоретические аспекты психических заболеваний.
    Проанализировать основные проблемы лиц, имеющих психические заболевания.
    Экспериментально изучить проблемы людей с психическими заболеваниями, находящихся на принудительном лечении.
    Выявить методы медико-социальной работы с лицами,с психическими заболеваниями.

Гипотеза исследования.
Мы предполагаем, что комплексное изучение проблем лиц, имеющих психические заболевания, позволит выделить оптимальные пути и факторы, влияющие на процесс реабилитации пациентов.

Глава 1. Общие представления о психическом здоровье и его нарушениях
В настоящее время в психологии все ещё не существует единого представления о норме. Одним из ведущих источников заимствований в психологии является понятийный аппарат медицины, в частности, психиатрии. В психиатрии понятие «нормы» традиционно существует в виде дихотомии «норма – патология».
Впервые вопрос о норме возник в тех областях психиатрии и психологии, которые имели дело с так называемыми пограничными явлениями, такими как психопатии. Усилению интереса к проблеме нормы и патологии способствовал психоанализ З. Фрейда, включивший «психопатологии обыденной жизни». В 1908 году вышла статья Ганнушкина «Постановка вопроса о границах душевного здоровья», в которой он указал, что установить пограничную линию между нормальными и патологическими явлениями практически невозможно, потому что между здоровьем и болезнью существует множественные многообразные ступени [36].
На сегодняшний день Всемирная Организация Здравоохранения (ВОЗ) предлагает следующее определение «нормы»: норма – этический стандарт, модель поведения, рассматриваемая как желательная, приемлемая и типичная для той или иной культуры.
В современной науке выделяют несколько подходов к пониманию «нормы».
Статистический подход.
Самым распространенным для многих психологов и психиатров является понимание нормы как чего-то среднего, установившегося, не выделяющегося из массы, как наиболее приспособленного, адаптированного к окружающей среде. Как правило, чем реже встречается та или иная форма поведения, тем больше вероятность, что ее будут воспринимать как аномальную. Быть нормальным значит быть, как все, соответствовать усредненному стандарту (среднестатистическому нормативу) оценки возможностей человека.
Пример: МКБ10 – оценка умственной отсталости по IQ.
Ниже 20 – глубокая умственная отсталость
20–34 – выраженная умственная отсталость
35–49 – умеренная умственная отсталость
50–70 – легкая умственная отсталость
71–84 – умственная отсталость близкая к норме
85–114 – НОРМА
115–124 – интеллект выше нормы
125–134 – высокий интеллект
135 и выше – гений
Статистические нормативы относительны, так как культурно обусловлены. Такой подход вызывает давнюю критику, в том числе и со стороны психологов. Они справедливо указывают, что отождествление нормальности с часто встречающимся резко снижает представление о человеческом развитии, низводя его до уровня приспособления к расхожим шаблонам поведения. Французский психиатр К. Кюльер говорил, что «в тот самый день, когда больше не будет полунормальных людей, цивилизованный мир погибнет, погибнет не от избытка мудрости, а от избытка посредственности». Действительно, статистически «нормальное» общество не будет развиваться и в итоге погибнет. Следовательно, необходимы вариации норматива для развития общества.
Адаптационный подход. Быть нормальным значит быть приспособленным, адаптированным. Этот подход наиболее близок к целостному взгляду на человека, живущего в изменяющихся условиях. При этом социальная адаптация является сужением приспособленности. Так, Домбровский считал, что способность социально адаптироваться к любым условиям и на любом уровне свидетельствует о неразвитости личности. Последователи этого подхода рассматривают норму и ненорму в связи с понятием «адаптация». При этом адаптация понимается, во-первых, как динамическое равновесие между организмом и средой, а во-вторых, как динамическое равновесие между психическими процессами и деятельностью человека [32].
В целом норма и ненорма – это всегда процесс, в ходе которого личность достигает или не достигает своего функционального оптимума (оптимума психического функционирования). То есть, норма – процесс достижения личностью (биопсихосоциальной единицей) функционального оптимума и динамического равновесия в реализации целей самосохранения, развития и самореализации. Понятие «нормы» смещается до границ индивида
Каждый человек рассматривается по отношению к самому себе: каким он был, каким он стал. Таким образом, проблема нормы вовсе снимается.
Культурно-релятивистский подход. Не решает проблемы и подход с позиции культурного релятивизма. Согласно ему, о норме и патологии можно судить лишь на основании соотношения особенностей культуры определенных социальных групп, к которым принадлежат исследуемые. То, что вполне нормально для одной социальной группы, для другой будет выглядеть как патология. Нормальное-то, что соответствует представлениям данной культуры о норме. Однако, как считают отдельные исследователи, при таком подходе, по крайней мере, два обстоятельства делают невозможным однозначное определение нормального и патологического поведения: множественность социальных отношений, «социумов», к которым принадлежит любой индивид, и неоднородность предъявляемых каждым таким социумом требований. Поэтому поведение индивида регулируется не единым набором норм, а множеством требований, хотя и связанных между собой, но не совпадающих и подчас не согласуемых друг с другом (требования семьи, рабочего коллектива, социальной среды и так далее). К тому же, существуют универсальные психические расстройства, например, старческое слабоумие, которые не зависят ни от культуры, ни от ранга.
Психопатологический подход. Довольно распространенным среди исследователей стало принятие негативных критериев нормы. Согласно этому подходу норма понимается, прежде всего, как отсутствие каких-либо выраженных патологических симптомов. Если у человека этих симптомов не обнаруживается, значит, он нормален, значит, он здоров. Здоровье определяется через нездоровье, норма – через аномалию. По такому пути идут многие исследователи за рубежом, которые в своих тестах и опросниках исходят из представлений и категорий, заимствованных из психиатрии, и на их основе строят структуру как больной, так и здоровой личности. Однако не вызывает сомнений однобокость этого подхода.
Гуманитарный (гуманистический) подход. Оценка нормы самой по себе, не в отношении патологии, при отсутствии дихотомии «норма-патология». Этот прямо противоположный подход описывает критерии психического здоровья и пытается выделить то позитивное, что несет в себе нормальная личность. Широко ставится вопрос о здоровье личности как о некотором особом достоянии, полноте, а не об одном отсутствии тех или иных ущербов и недугов. Данный подход тесно связан с теорией личности. Норма – это человек самоусовершенствующийся, самоактуализирующийся.
А. Маслоу предлагает следующие характеристики самоактуализирующихся личностей:
— эффективное восприятие реальности, устойчивость к тому, что воспринимается;
— принятие себя, других, природы; отсутствие стыда, вины, тревоги;
— непосредственность, простота, естественность;
— центрированность на цели;
— независимость и наличие потребности в уединении от суеты;
— автономия, то есть независимость от культуры и окружения; наличие ответственности за свою судьбу;
— спокойное отношение к социальным поощрениям;
— свежесть восприятия, открытость новым впечатлениям, умение радоваться жизни;
— вершинные переживания, состояния подъема и экстаза;
— глубокие межличностные отношения;
— разграничение целей и средств;
— философское чувство юмора;
— сопротивление окультуриванию.

Критерии психического здоровья. Психическая норма
Проблема определения понятий «болезнь– здоровье», «норма–патология», судя по истории вопроса, относится к вечным проблемам. Многовековое стремление раскрыть содержательную сущность здоровья и дать количественную оценку этой сложной социальной категории пока что не имели успеха. В мировой научной литературе насчитывается около 80 определений понятия «здоровье» как сущностного качества человека. Однако ни одно из них не стало общепринятым прежде всего потому, что не нашло конкретной реализации в практике.
Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) сформулировала критерии психического здоровья:
– У человека должно быть осознание и чувство непрерывности, постоянства и идентичности своего физического и психического «Я».
– Чувство постоянства и идентичности переживаний в однотипных ситуациях.
– Критичность к себе и своей собственной психической деятельности и к её результатам.
– Соответствие психических реакций силе и частоте средовых воздействий социальным обстоятельствам и ситуациям.
– Способность к самоуправлению в соответствии с социальными нормами, правилами и законами.
– Способность планировать и реализовывать собственную жизнь.
– Способность изменять способ поведения в зависимости от смены жизненных ситуаций и обстоятельств.
У этих критериев нет иерархии и нет их точного количества. Их границы вычерчиваются интуитивно.
Продолжая разрабатывать проблему «психической нормы», ВОЗ описывает уровни психического здоровья:
Эталонное здоровье (идеальное) – полная адаптация индивида, гармоническое развитие, позитивно представлены все критерии психического здоровья, не просматривается вероятность психических расстройств.
Среднестатистический уровень – состояние показателей психики соответствует популяционным с учетом пола, возраста, социального положения, социокультурных условий и прочего. На этом уровне есть вероятность расстройств поведения и психики (кризисы индивидуального развития).
Конституциональный уровень – связан с типологиями устройства психики и тела. На этом уровне существует группа риска по причине телосложения.
Уровень акцентуаций – заострение личностных черт характера. В результате этого человек делается уязвимым.
Предболезнь – наличие отдельных симптомов психического расстройства.
С вероятностью в 92% такие симптомы, как головная боль, расстройства сна, утомляемость, раздражительность, вспыльчивость, эмоциональная лабильность, тревожность, могут перейти в болезнь.
Б.С. Братусь [4] выделяет 3 уровня психического здоровья:
– высший или индивидуально-исполнительный, т.е. уровень реализации деятельности;
– личностно-смысловой;
– психофизиологический уровень (особенности нервных процессов).
Включённость человека в «ансамбль общественных отношений в соподчинённости и иерархии его составляющих» и движение человека к самоосуществлению в этой включённости – критерий нормы (по Б.С. Братусю). В этом подходе доминирует социально-психологический спектр параметров нормы.
Факторы психического развития человека
Факторами называются постоянно действующие обстоятельства, вызывающие устойчивые изменения того или иного признака. В рассматриваемом нами контексте мы должны определить виды воздействий, влияющих на возникновение различных отклонений в психофизическом и личностно-социальном развитии человека.
Можно выделить основные четыре условия, необходимые для нормального развития ребенка, сформулированные Г. М. Дульневым и А.Р. Лурия. Первое важнейшее условие — «нормальная работа головного мозга и его коры»; при наличии патологических состояний, возникающих вследствие различных патогенных воздействий, нарушается нормальное соотношение раздражительных и тормозных процессов, затруднено осуществление сложных форм анализа и синтеза поступающей информации; нарушается взаимодействие между блоками мозга, отвечающими за различные аспекты психической деятельности человека. Второе условие — «нормальное физическое развитие ребенка и связанное с ним сохранение нормальной работоспособности, нормального тонуса нервных процессов». Третье условие — «сохранность органов чувств, которые обеспечивают нормальную связь ребенка с внешним миром». Четвертое условие — систематичность и последовательность обучения ребенка в семье, в детском саду и в общеобразовательной школе.
Проводящийся регулярно различными службами (медицинскими, психологическими, образовательными, социальными) анализ психофизического и социального здоровья детей показывает прогрессирующий рост численности детей и подростков с различными отклонениями в развитии, здоровых по всем параметрам развития детей становится все меньше. По данным различных служб, от 11 до 70 % от всего детского населения на разных этапах своего развития в той или иной степени нуждаются в специальной психологической помощи.
Л. С. Выгодский, являющийся выдающимся психологом и дефектологом, основоположником культурно-исторической теории развития психики человека, убедительно доказал, что «врастание нормального ребенка в цивилизацию представляет обычно единый сплав с процессами его органического созревания. Оба плана развития — естественный и культурный — совпадают и сливаются один с другим. Оба ряда изменений взаимопроникают один в другой и образуют, в сущности, единый ряд социально-биологического формирования личности ребенка» [7].
По времени воздействия патогенные факторы делятся

    пренатальные (до начала родовой деятельности);
    натальные (в период родовой деятельности);
    постнатальные (после родов, прежде всего имевшие место в |период с раннего детства до трех лет).

Согласно клинико-психологическим материалам наиболее грубое недоразвитие психических функций возникает вследствие воздействия повреждающих вредностей в период интенсивной клеточной дифференциации структур головного мозга, то есть на ранних этапах эмбриогенеза, в начале беременности. Факторы, нарушающие развитие ребенка, находящегося в утробе матери (включая — состояние здоровья матери), называются тератогенами. К биологическим факторам риска, способным вызвать серьезные отклонения в физическом и психическом развитии детей; относятся:

    хромосомно-генетические отклонения как наследственно обусловленные, так и возникшие в результате генных мутаций, хромосомных аберраций;
    инфекционные и вирусные заболевания матери во время беременности (краснуха, токсоплазмоз, грипп);
    венерические заболевания (гонорея, сифилис);
    эндокринные заболевания матери, в частности диабет;
    несовместимость по резус-фактору;
    алкоголизм и прием наркотиков родителями, и особенно матерью;
    биохимические вредности (радиация, экологическое загрязнение окружающей среды, наличие в окружающей среде тяжелых металлов, таких, как ртуть, свинец, использование в агротехнике искусственных удобрений, пищевых добавок, неправильное использование медицинских препаратов и другие), воздействующие на родителей до наступления беременности или на мать во время беременности, а также на самих детей в ранние периоды постнатального развития;
    серьезные отклонения в соматическом здоровье матери, включая недоедание, гиповитаминоз, опухолевые заболевания, общую соматическую ослабленность;
    гипоксические (кислородная недостаточность);
    токсикозы матери во время беременности, особенно во второй ее половине;
    патологическое протекание родовой деятельности, особенно сопровождающееся травматизацией головного мозга;
    мозговые травмы и тяжелые инфекционные и токсико-дистро-фические заболевания, перенесенные ребенком в раннем возрасте;
    хронические заболевания (такие, как астма, заболевания крови, диабет, сердечно-сосудистые заболевания, туберкулез и другие), начавшиеся в раннем и дошкольном возрасте.

Виды патологии развития личности (дизонтогении, аномалии)
Термин «дизонтогения» был введен представителями клинической медицины для обозначения различных форм нарушения нормального онтогенеза, возникающих в детском возрасте, когда морфофункциональные системы организма еще не достигли зрелости.
В большинстве своем это так называемые непрогредиентные болезненные состояния, своего рода пороки развития, подчиняющиеся тем же законам, что и нормальное развитие, но представляющие собой его патологическую модификацию, затрудняющую полноценное психосоциальное развитие ребенка без соответствующей специальной психолого-педагогической, а в некоторых случаях и медицинской помощи [33].
По имеющимся данным, первым термин «дизонтогения» употребил в 1927 г. Швальбе для обозначения отклонений в формировании структур организма в период внутриутробного развития. Соответственно в отечественной дефектологии, а ныне — специальной педагогике и специальной психологии долгое время был принят термин «аномалии развития». В период возникновения дефектологии использовался термин «дефективные дети». В настоящее время в связи с переходом от субъект-объектной педагогики к субъект-субъектной, ориентирующейся, прежде всего на индивидуальный тренд развития ребенка, во всем мире идет поиск наиболее гуманной терминологии по отношению к детям, имеющим те или иные недостатки в развитии.
Психические болезни
Психические болезни (синоним душевные болезни) — разнообразные расстройства психической деятельности и изменения личности, обусловленные патологией головного мозга и нередко приводящие к социально-профессиональной дезадаптации больных [40].
Психические болезни достаточно распространены среди населения и этим определяется их важная социальная значимость. Так, число больных с выраженными психическими расстройствами (психозами) составляет 2—5% от всего населения, а вместе с пограничными состояниями — 10—15%.
Классификации психических болезней эклектичны; они строятся на основе ряда предпосылок, например этиологического, возрастного факторов, особенностей клинической картины Национальные и международные классификации независимо от принципов их построения включают несколько сходных групп психических болезней; среди них основными являются эндогенные и экзогенные психические болезни. Выделяют также эндогенно-органические (эндоформные) заболевания и психогении. К эндогенным психическим болезниям относят шизофрению, маниакально-депрессивный психоз и др., в развитии которых важное значение отводится наследственному фактору, выявляемому с помощью ряда исследований (например, генеалогических, популяционных). Эндогенно-органические заболевания с неустановленной этиологией (старческое слабоумие, Альцгеймера болезнь, Пика болезнь, эпилепсия) характеризуются атрофическими и (или) системно-атрофическими процессами в головном мозге.
Большую группу составляют экзогенные психические расстройства, возникающие в связи с воздействием факторов окружающей среды. Механизм развития этих заболеваний полностью не установлен. К ним относят инфекционные психозы и интоксикационные психозы, психозы, обусловленные органическим поражением головного мозга и др. Психогении включают психические расстройства. объединенные общим этиологическим фактором — психической травмой. Их клинические проявления различны; они характеризуются психотическими, невротическими соматовегетативными расстройствами. К психогениям относят также патологическое развитие личности. В развитии психических болезней имеют значение как эндогенные, так и экзогенные (средовые) факторы. Среди первых наиболее тщательно изучена роль наследственного фактора, который может быть основным (например, при некоторых видах олигофрении) или предрасполагающим [45].
Динамика психических болезней имеет ряд общих черт. В некоторых случаях в течении болезни можно выделить состояние предболезни, когда отдельные симптомы слабо выражены, а их сочетание не представляет какого-либо определенного симптомокомплекса (синдрома). При длительном течении болезни можно выделить отдельные стадии (периоды) — начальную, манифестную, стадию стабилизации заболевания, отдаленную (исходную). Психические болезни могут протекать непрерывно или приступообразно. При непрерывном развитии психопатологические расстройства усиливаются, нарастают соответствующие изменения личности; лишь периодами может наблюдаться некоторое ослабление болезненного процесса или редукция психопатологических проявлений под влиянием терапии. При приступообразном течении отдельные приступы заболевания сменяются светлыми промежутками (интермиссиями и ремиссиями). В процессе развития приступы могут быть относительно однотипными по своей психопатологической структуре или усложняться. Межприступные состояния по своим проявлениям различны; возможно полное восстановление психического здоровья. Ремиссии по психопатологическому. проявлению зависят от стадии болезни и структуры приступа, после которых они наступают. Качество ремиссий (степень изменения личности, остаточная симптоматика) отражает степень прогредиентности болезненного процесса. К особенностям проявления психических болезней следует отнести патоморфоз — стойкое изменение клинической картины. Психические болезни под влиянием различных воздействий по сравнению с их классическими проявлениями. В последние годы реже наблюдаются выраженные формы психических расстройств — кататонические парафренные синдромы при шизофрении, классические проявления истерии; преобладают стертые формы — астенические, аффективные, сенестопатические и ипохондрические. Патоморфоз психических болезней обусловлен как социальными изменениями в жизни общества, так и влиянием психотропной терапии. Лечение психических болезней проводится в психиатрических больницах и во внебольничных психиатрических учреждениях (психоневрологических диспансерах, психиатрических кабинетах). Для лечения выраженных психических расстройств применяют нейролептики, антидепрессанты, инсулиношоковую и электросудорожную терапию. При пограничных психических расстройствах показаны главным образом транквилизаторы и психотерапия. Прогноз психических болезней зависит от формы заболевания, темпа и особенностей развития болезненного процесса. Психические расстройства, обусловленные экзогенными вредностями, включая и психогенные, имеют, как правило, регредиентное течение, т. е. после прекращения воздействия экзогенных вредностей наступает полное выздоровление или выздоровление с незначительными изменениями личности. Благоприятный прогноз при психических болезнях может быть обеспечен систематическим лечением в сочетании с социально-реабилитационными мероприятиями [13].
Профилактика психических болезней подразделяется на первичную, вторичную и третичную. Первичная профилактика направлена на предупреждение возникновения психических болезней. Вторичная профилактика состоит в раннем выявлении болезни и проведении необходимой терапии, которая позволяет предупредить дальнейшее развитие болезни или наступление ее рецидива. Такая терапия может проводиться как в стационаре, так и во внебольничных условиях. Третичная профилактика включает комплекс мероприятий (педагогических, социально-психологических, профессиональных и др.). направленных на развитие компенсаторных механизмов, стимуляцию здоровых сторон психики больного, позволяющих ему реадаптироваться в жизни, восстановить социальные связи, профессиональные знания и навыки

Глава 2. Медико-социальные проблемы лиц, страдающих психическими заболеваниями.
Проблемы лиц с психическими заболеваниями
Наличие у человека психического заболевания сказывается на многих сторонах его жизнедеятельности, в частности, не всегда позволяет получить должный уровень образования. Психическое заболевание влияет на трудовую деятельность больного, часто приводит к инвалидизации, не позволяет получить высокооплачиваемую работу, работу по специальности. Трудоустройство сегодня является проблемой для здоровых, не говоря уже о больных, тем более больных психическими расстройствами. Часто психическое заболевание приводит к нетрудоспособности. Неадекватное поведение больного, непонимание, нежелание идти на компромиссы со стороны соседей по коммунальной квартире, общежитию могут приводить к конфликтам. Из-за своего физического или психического состояния больные не всегда могут или не всегда хотят содержать свое жилище в надлежащих санитарных условиях. Психическое заболевание оказывает влияние не только на отношения с окружающими, но и на внутрисемейную обстановку. Не всегда члены семьи относятся с пониманием к больному и его болезни. Психическое заболевание часто приводит к тому, что больной не может адаптироваться к современной жизненной ситуации, не может без посторонней помощи обслуживать себя, не соблюдает или соблюдает нерегулярно личную гигиену. Больные психическими заболеваниями часто не могут ориентироваться в типовых жизненных ситуациях, выполнять обыденные для здорового человека действия. [10].
Неумение ориентироваться в типовых жизненных ситуациях, отсутствие возможности самостоятельно обслуживать себя, бедность требуют внимания, оказания помощи данной категории больных как со стороны близких, окружающих, так и со стороны общества в целом.
Люди с опасением относятся к инвалидам, тем более, если известно, что он больной психическим заболеванием. Поэтому соседи и друзья предпочли меньше общаться с человеком, который болен психическим заболеваниям. Страдают от отношения со стороны общества не только больные, но и их родственники. Такое отношение общества к больному приводит к социальной изоляции семьи больного. Такое отношение окружающих к человеку, страдающему психическим заболеванием, приводит к формированию у него комплекса неполноценности, усугублению симптомов заболевания [46].Нередка ситуация, когда человек, страдающий психическим заболеванием, попадает в тюрьму, обычно в момент обострения основной болезни, когда у больных появляется страсть к бродяжниченью, токсикомания или другие противозаконные действия.
Основную помощь больные психическими расстройствами получают от родственников и социальных служб. Обращает на себя внимание, что церковь и светские общественные организации практически отстранились от помощи больным психическими заболеваниями, а социальная служба далеко не всегда выполняет возложенные на нее обязанности.
Большая часть больных психическими заболеваниями являются инвалидами и пенсионерами. Сегодня размер пенсий по старости и инвалидности не обеспечивает нормального существования, а других источников доходов у больных, как правило, нет, и им приходится рассчитывать лишь на помощь других членов семьи или благотворительных организаций. Поэтому неудивительно, что почти треть больных (31,3 %) живут в бедности или имеют доход ниже прожиточного минимума [28].
В настоящее время материальное положение человека и его жилищные условия тесно связаны между собой. Не имея достаточных средств, крайне сложно улучшить свои жилищные условия.
Наиболее сложной проблемой представляется информирование больных и их родственников в связи с высокой актуальностью для них предполагаемой информации, которая затрагивает уязвимые стороны их психики и фрустрирующие аспекты личного опыта.
Проблема принятия болезни семьей. Принятие болезни семьи осознание ее отдельных проявлений важный фактор в лечении психического расстройства. Непринятие болезни приводит к конфликтам. Медицинские работники должны помогать больному его семье формировать правильное отношение к болезни.
Проблемы в детско-родительских отношениях, например, чрезмерная зависимость больного от матери. В этом плане важной задачей работников сферы психического здоровья является – в рамках психообразования дать родственникам представление о стилях взаимоотношений, ведущих к психологическим сложностям (гиперопека и отвержение); о типах взаимоотношений с матерью и с отцом, которые способствуют психическому здоровью и развитию личности. Важно показать, что нормальная забота соответствует нуждам ребенка (или взрослого больного) и помогает ему развиваться в том, в чем он еще несамостоятелен.
Взаимоотношение с окружением. Проблема «жизни вокруг болезни», «потери себя» родственниками, помогающими больному и хроническом неудовлетворении их собственных потребностей. Родственникам необходимо пояснять целесообразность сохранения и развития собственных, не связанных с болезнью близкого человека интересов. Рекомендуется курс психотерапии. Отношение к психически больным и психиатрии сотрудников правоохранительных органов представляется значимым не только в отношении толерантности к психически больным в целом, но и применительно к их участию в социальной поддержке и организации психиатрической помощи психически больным. Известно, что Отношение к психически больным сотрудников отделов кадров и лиц, выступающих как потенциальные работодатели, существенно влияет на социализацию психически больных, так как определяет их возможности трудоустройства.

Проблемы людей с психическими заболеваниями, находящихся на принудительном лечении в московской психиатрической больнице № 5
Необходимость данного исследования состоит в комплексном изучении проблем людей с психическими заболеваниями, находящихся на принудительном лечении в Московской психиатрической больнице № 5 с позиции непосредственных потребителей этих услуг – пациентов. Актуальность темы исследования определяется тем, что психические расстройства могут изменять отношение человека к жизни, самому себе и обществу, а также отношение общества к человеку; психиатрическая помощь может быть использована в немедицинских целях, и тем самым может наноситься ущерб здоровью, человеческому достоинству и правам граждан, международному престижу государства. Проблема оказания лицам с психиатрическими заболеваниями в нашей стране стоит очень остро. Это связано с тем ,что психическое здоровье является, в определённой степени, базисным элементом общественного здоровья. В большом количестве исследований показано, что здоровье человека в значительной степени зависит от его психического состояния. К примеру, наличие депрессии ухудшает физическое здоровье, способствуя развитию соматической патологии, увеличивает смертность в 1,5-2 раза. Ощущение безысходности, подавленность, тревожность приводят к угнетению иммунной системы, что способствует развитию онкологической патологии. Наличие озлобленности, гневливости ведет к значительному сокращению продолжительности жизни. Эмоциональный стресс в острой или хронической форме приводит к формированию психосоматической патологии, резко снижает трудовую и социальную активность людей, уменьшая профессиональное и физическое долголетие.
Объект исследования – пациенты психиатрической больницы №5.
Предмет исследования – проблемы людей с психическими заболеваниями, находящихся на принудительном лечении в Московской психиатрической больнице №5.
Цель исследования – на основе выявления общественного мнения пациентов психиатрической больницы №5 проанализировать проблемы, с которыми сталкиваются пациенты, и сформулировать рекомендации по совершенствованию оказания медицинской, социальной помощи в данной больнице.
Выборка – пилотажный опрос 25 человек.
Механизмом «измерения» общественного мнения пациентов психиатрической больницы №5 является неструктурированное интервью. В структуре бланка интервью представлены следующие блоки: общая характеристика опрошенных; удовлетворенность пациентов проводимым лечением, условиями нахождения в стационаре, режимом отделения, питанием; жизненные цели пациентов; отношение к совершенному правонарушению.
В исследовании приняли участие пациенты Московской психиатрической больницы №5 — 25, 23 и 19 отделений. Опрос проводился в начале мая 2010 года. Психиатрическая больница № 5 Департамента здравоохранения Москвы расположена на юге Московской области в 50 километрах от Москвы в селе Троицкое Чеховского района. Больница является Государственным учреждением здравоохранения города Москвы и берет свое начало от Московской Окружной Психиатрической лечебницы, созданной в июле 1907 года на средства Московского Земства. Лечебница предназначалась для призрения (наблюдения) душевнобольных, учинивших преступления, и находилась в ведении Министерства внутренних дел, под надзором Московского Генерал-губернатора. Земельный участок, на котором находится больница, был выкуплен казной у князей Оболенских и составляет 358 гектаров. В 1919 году Московская Окружная Психиатрическая лечебница была реорганизована в Московскую Психиатрическую колонию (МПК). В 1930 году Московская Психиатрическая колония перешла в подчинение Московской областной психиатрической организации, а затем в 1932 году в ведение Мосгорздравотдела. В 1935 году Московская Психиатрическая колония была реорганизована в Московскую загородную психиатрическую больницу (МЗПБ). Приказом Мосгорздравотдела № 151 от 26 декабря 1951 года Московская загородная психиатрическая больница переименована в Психоневрологическую городскую больницу № 5 (ПНГБ № 5). Приказом Мосгорздравотдела № 10 от 7 января 1961 года Психоневрологическая городская больница № 5 переименована в Психиатрическую больницу № 5 (ПБ № 5).
В настоящее время Государственное учреждение здравоохранения города Москвы Психиатрическая больница № 5 находится в ведении Департамента здравоохранения Москвы и является одной из крупнейших больниц России. Психиатрическая больница № 5 осуществляет принудительное лечение общего и специализированного типа психически больных жителей города Москвы и Подмосковья, в том числе ВИЧ-инфицированных и больных туберкулезом легких. Более 25 лет возглавляет больницу Заслуженный врач Российской Федерации, врач высшей квалификации Воронин В.С.
Режим работы больницы: круглосуточный. Для лечение пациентов больницы используются разрешенные к применению в России все лекарственные средства: психофармакологические (атипичные антипсихотики пролонгированного действия), анксиолитики, гипнотики, антидепрессанты (трициклические, гетероциклические, ингибиторы моноаминооксидазы, селективные ингибиторы обратного захвата серотонина), антидепрессанты другой химической структуры; противоэпилептические препараты; центральные антихолинергические средства; нейрометаболические стимуляторы; лекарственные средства для лечения деменции альгеймеровского типа.
Коечный фонд: 2010 психиатрических коек. Из них: 1960 коек для принудительного лечения, в т.ч. специализированного типа — 1540 коек, из них: для лечения больных туберкулезом — 60 коек для лечения больных ВИЧ-инфекцией — 60 коек общего типа — 420 коек, из них: для лечения больных туберкулезом — 60 коек подростков — 80 коек для больных с сочетанной соматической и психической патологией — 50 коек.
В больнице согласно штатного расписания 30 отделений; из них:
— 22 отделения для принудительного лечения специализированного типа: Отделения №: 1,2,3,4,5,6,7,8,10,11,12,14, 15,19,20,21,22,24,25,26,27,28
— 9 отделений для принудительного лечения общего типа: Отделения №: 9,13,16,17,18,23
— Приемное отделение
— Отделение физиотерапии и лечебной физкультуры
— Рентгеновский кабинет
— Кабинет функциональной диагностики
— Клиническая лаборатория (клинический, биохимический и бактериологический отделы)
— Стоматологический кабинет
— Медстатистика и архив
— Лечебно-производственные мастерские
Больница оснащена современным диагностическим, лабораторным, физиотерапевтическим, рентгенологическим, стерилизационным и дезинфекционным оборудованием. Здание имеет форму, похожую на перевернутую букву «П», состоит из семнадцати, примыкающих друг к другу корпусов, общим объемом 158,1 тысяч кубических метров и объединено одной крышей.
Пациенты всех опрашиваемых отделений были опрошены приблизительно в равном количестве. Из всех респондентов мужчины составили -72%, женщины — 28% (Рисунок 1).

Рис. 1 – Распределение респондентов по полу.

Респонденты в возрасте от 20 до 30 лет составляют 36%, в возрасте от 31 до 45 лет- 28%,а в возрасте от 46 и до 65 лет 32% (Рисунок 2).

Рис. 2- Распределение респондентов по возрасту.

Пациентов с высшим и среднем образованием выявлено по 40%. 20 % респондентов имеют среднее специальное образование (Таблица 1).

Таблица 1
Образование респондентов

Образование Процент
Среднее образование 40%
Среднее специальное образование 20%
Высшее образование 40%

Проанализировав ответы респондентов, мы обнаружили, что 16% опрошенных имеют первую группу инвалидности; 20%- третью группу, а большинство опрошенных(64%)- находятся в стационаре со второй группой инвалидности (Рисунок 3) .

Рис. 3-Распределение респондентов по группам инвалидности

Изучив семейное положение, можно сделать тоже довольно интересные выводы:40% опрошенных не состоят и не состояли в браке;12% респондентов на момент проведения опрос состоят в браке ; а 48%- в разводе (Рисунок 4). Причем у большинства опрошенных (82%) причинной развода послужило пребывание в психиатрическом стационаре.

Рис. 4- Семейное положение респондентов.

Характеризуя опрошенных, можно выделить следующие их демографические показатели:
— в целом респондентов мужского пола в три раза больше, чем женского;
-по возрастному показателю каждый третий молодого или среднего возраста;
-поровну опрошенных со среднем и высшим образованием;
-каждый из респондентов с группой инвалидности, больше чем у половины это вторая группа;
-примерно поровну респондентов никогда не состоящих в браке и разведенных.
Следующий блок вопросов был посвящен причинам и времени нахождения респондентов в Московской психиатрической больнице №5. Две третьих опрошенных (60%) находятся на принудительном лечении за совершенное убийство; 25% — совершили кражу или разбой; 15% респондентов находятся за совершения насильственных действий над личностью. Почти половина опрошенных пациентов (48%) считают, что у них есть психическое заболевание; 40% респондентов не согласны с мнением врачей; а 12% вообще затруднились ответить на этот вопрос ( Рисунок 5).

Рис. 5 –Мнение респондентов о наличии у них психического заболевания

Порадовал ответ на следующий вопрос: 76% опрошенных раскаиваются в совершенном правонарушении, и всего, лишь 24% -нет. Более половины респондентов находятся на принудительном лечении от двух до пяти лет (56%); почти треть опрошенных пациентов (28%) находятся в стационаре от года до двух лет; 12%- более пяти лет; и 4% респондентов находятся в стационаре менее 1 года ( Таблица 2).

Таблица 2
Время нахождения респондентов в стационаре

До года 4% респондентов
От года до двух лет 28% респондентов
От двух лет до пяти 54% респондентов
Более пяти лет 12% респондентов

60% респондентов считает психиатрический стационар карательным органом; 36%- нет; а 4% опрошенных пациентов затруднились ответить на данный вопрос. Практически половина опрошенных респондентов (44%) считают, что их жизнь изменится после пребывания в стационаре; треть опрошенных считают — что нет.
Изучив ответы на данный блок вопросов можно утверждать, что:
— большая часть опрошенных находится в стационаре за совершение тяжкого преступления против личности;
— половина опрошенных согласны с мнением врачей о том, что у них есть психическое заболевание, другая половина это отрицает;
— большая часть опрошенных раскаивается в совершенном правонарушении;
— больше половины опрошенных респондентов считают психиатрический стационар карательным органом;
— треть опрошенных думают, что их жизнь не изменится после пребывания в стационаре,44% уверены, что изменения будут.
Важным элементом изучения проблем людей с психическими заболеваниями, находящихся на принудительном лечении в московской психиатрической больнице №5, считаем изучение удовлетворенности респондентов условиям пребывания в стационаре и проводимым лечением.
56% опрошенных респондентов довольны условиями пребывания в стационаре, 8% — нет, и 36% затруднились найти ответ на данный вопрос. (Рисунок 6). 10% респондентов предлагают ввести общественный контроль за пребыванием пациентов в стационаре; 40% опрошенных хотели бы увеличить продолжительность свиданий с родственниками, а 50% респондентов говорят вообще об изменении самой системы условий пребывания в психиатрическом стационаре. По вопросам о проводимом лечении, мнения респондентов тоже разошлись: 64% опрошенных пациентов довольны проводимым лечением и считают, что оно идет им на пользу; 16% респондентов не удовлетворенны, и наоборот считают, что «врачи их только калечат»; 20% пациентов затруднились ответить на этот вопрос (Рисунок 7).

Рис. 6 –Удовлетворенность респондентов условиями пребывания в стационаре

Рис.7- Удовлетворенность пациентов проводимым лечением

Оценивая ответы респондентов в отношении удовлетворенности условиями пребывания в стационаре можно сделать следующие выводы:
-Больше половины опрошенных респондентов довольны пребыванием в данном стационаре;
-Почти половина опрошенных предлагают увеличить продолжительность свиданий с родственниками;
-Большая половина опрошенных (64%) довольны проводимым лечением, 16% не довольны проводимым лечением, и почти треть опрошенных затруднились ответить на вопрос связанный с лечением.
Необходимым условием изучения удовлетворенности респондентов условиями пребывания в стационаре считаем исследование отношения респондентов к режиму Психиатрической больницы № 5 и питанию пациентов, находящихся в этой больнице на лечении.
Более половины опрошенных пациентов (52%) довольны режимом больницы; 28% респондентов нет; 20% воздержались от ответа на данный вопрос. Больше всего пожеланий, касающихся режима, сводились к увеличению времени прогулок (30%) и времени отведенному на досуг (25%); так же респонденты хотели бы позже ложиться спать (55%) и соответственно позже вставать.
На вопрос касающийся питания в больнице, ответ тоже был не однозначным. Больше половины опрошенных (58%) довольны едой, 22% не довольны, 20 % респондентов затруднились ответить не поставленный вопрос. Из тех респондентов, которые не довольны: 50% хотели бы получать больше овощей и фруктов; 17% не хватает сладкого; 20% хотели бы больше разнообразия на завтрак.

Таблица 3
Удовлетворенность респондентов питание
и т.д.

Перейти к полному тексту работы

Скачать работу с онлайн повышением оригинальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru

Смотреть полный текст работы бесплатно

Источник

Читайте также:  Урок здоровья по информатике
Adblock
detector