Меню

Диплом социальное здоровье детей

Сохранение социального здоровья детей в образовательном пространстве школы

Формирование социального здоровья детей как педагогическая проблема. Эффективные педагогические условия сохранения социального здоровья детей в образовательном пространстве школы. Исследование уровня и качества знаний детей в области сохранения здоровья.

Рубрика Педагогика
Вид курсовая работа
Язык русский
Дата добавления 13.11.2016
Размер файла 126,4 K

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru//

Размещено на http://www.allbest.ru//

Министерство образования и науки Российской Федерации

федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования

«Оренбургский государственный педагогический университет»

Институт физической культуры и спорта

Кафедра Безопасности жизнедеятельности и методики обучения

Опасные ситуации социального характера и защита от них

Сохранение социального здоровья детей в образовательном пространстве школы

В настоящее время проблема сохранения и укрепления здоровья детей входит в число приоритетных задач социального развития страны. В связи с этим, на систему образования, обеспечивающую социальное развитие личности, помимо специальных задач ложится и задача сохранения физического, психического, духовного и социального здоровья учащихся [25].

Школа как социальный институт имеет широкие возможности для создания педагогических условий, способствующих решению проблем сохранения и укрепления здоровья детей. Однако современная образовательная модель школы делает акцент на медицинской стороне здоровья, обращает внимание в основном на физическое, духовное и психическое здоровье учащихся, другой аспект феномена здоровья — социальный — затрагивается в меньшей степени. Между тем, проблема социального здоровья сегодня особенно актуальная в учебном учреждении [24].

Социальное здоровье в психолого-педагогическом контексте — это состояние физического, психического, духовно-нравственного благополучия, определенный уровень личностного развития, отсутствие поведенческих девиаций, социально-значимых заболеваний и способность к полноценному выполнению социальных функций в обществе.

Здоровый человек осознанно и добровольно соблюдает определённые нормы, правила и ограничения в повседневной жизни, что способствует сохранению здоровья, оптимальному приспособлению организма к условиям среды, высокому уровню работоспособности в учебной и профессиональной деятельности [31].

Социальная составляющая здоровья личности определяют характер ее взаимоотношения с обществом, родными и близкими. Адекватные, гармоничные способы общения и взаимоотношений с родными людьми позволяет в большей мере сохранять свой уровень здоровья, в большей мере раскрыть свой потенциал здоровья [27].

Социально неуверенные, имеющие неадекватную самооценку дети склонны чуть ли не в каждом деле находить непреодолимые препятствия, реагируя на них неадекватным поведением. Высокий уровень внутренней тревоги не позволяет им приспособиться к школьной жизни, и та же проблема переходит во взрослую жизнь.

Причиной социальной неуспешности детей является отсутствие в школах педагогических условий, направленных на развитие у школьников социальнозначимых навыков и способностей. Учителя общеобразовательных учреждений недостаточно уделяют внимание социальному развитию школьников, а именно: у детей слабо развита эмоциональная сфера и коммуникативные навыки; многие дети имеют низкий социальный статус [15].

Возникает противоречие между необходимостью обеспечения социального здоровья учащихся общеобразовательных учреждений и недостаточным программно-методическим обеспечением процесса сохранения и развития социального здоровья детей.

Выявленное противоречие определило тему выпускной квалификационной работы «Сохранение и развитие социального здоровья детей в образовательном пространстве школы», а также позволило сформулировать объект, предмет, цель, задачи и гипотезу исследования.

Объект исследования: деятельность общеобразовательной организации в области сохранения здоровья.

Предмет исследования: процесс сохранения социального здоровья детей в общеобразовательной организации.

Цель курсовой работы — выявить педагогические условия сохранения социального здоровья детей в образовательном пространстве школы.

1. Проанализировать психолого-педагогические и научно-методические материалы по проблеме сохранения социального здоровья детей в образовательном пространстве школы

2. Выявить эффективные педагогические условия сохранения социального здоровья детей в образовательном пространстве школы.

3. Разработать программу, направленную на сохранения социального здоровья детей в образовательном пространстве школы.

Глава 1 Теоретико-методические аспекты сохранения социального здоровья детей в образовательном пространстве школы

1.1 Формирование социального здоровья детей как педагогическая проблема

По своей актуальности проблема здоровья человека считается одной из самых важных и сложных в современной науке.

Понятие «здоровье» не имеет общепринятого унифицированного толкования, характеризуется многозначностью и неоднородностью содержательного состава. Здоровье — это такое состояние человека, которому свойственно не только отсутствие болезней или физических дефектов, но и полное физическое, душевное и социальное благополучие [28].

Таким образом, из различных определений понятия «здоровья» выделим несколько общих для всех из них компонентов.

Соматическое здоровье — текущее состояние органов и систем организма человека, основу которого составляет биологическая программа индивидуального развития, опосредованная базовыми потребностями, доминирующими на различных этапах онтогенетического развития. Эти потребности, во-первых, являются пусковым механизмом развития человека, а во-вторых, обеспечивают индивидуализацию этого процесса.

Физическое здоровье — уровень роста и развития органов и систем организма, основу которого составляют морфологические и функциональные резервы, обеспечивающие адаптационные реакции.

Нравственное здоровье — комплекс характеристик мотивационной и потребностно-информативной сферы жизнедеятельности, основу которого определяет система ценностей, установок, и мотивов поведения индивида в обществе. Нравственным здоровьем опосредована духовность человека, т.к. оно связано с общечеловеческими истинами добра, любви и красоты.

Психическое здоровье — состояние психической сферы, основу которого составляет состояние общего душевного комфорта, обеспечивающее адекватную поведенческую реакцию. Такое состояние обусловлено как биологическими, так и социальными потребностями, а также возможностями их удовлетворения [12].

Педагоги предпринимают попытки выделить социальные критерии (показатели) здоровья. Среди них: адекватность и адаптивность социального поведения человека. Под адекватностью понимают способность к эффективному ответу на «средовые» воздействия; под адаптивностью — тенденцию эффективного существования и развития в изменяющихся условиях среды [22].

Здоровье каждого человека определяется соотношением внешних и внутренних воздействий на его организм, с одной стороны, и возможностями самого организма противостоять нежелательным воздействиям, защищаться от них, по возможности усиливая воздействие полезных для здоровья факторов, с другой стороны. Степень успешности этой деятельности — устранение вредных воздействий (корректировка окружающей среды) и повышение устойчивости к ним (тренировка, повышение адаптационных способностей организма) — определяет направления усилий по сохранению и укреплению здоровья.

Проблема социального здоровья подрастающего поколения — это отражение политических, социально-экономических и духовно-нравственных кризисов, переживаемых обществом. Детство не просто возрастной этап развития индивида, но и особое социальное явление, суть и содержание которого определяются спецификой той общественной системы, в которую детство интегрировано. Между тем, сегодняшнее сложное состояние российского общества влияет на положение детей самым болезненным образом, часто выдвигая на первый план проблему сохранения психофизиологического, нравственного, социального здоровья несовершеннолетних [25].

Читайте также:  Исковое заявление возмещение вреда здоровью работника

В современных условиях жизни, характеризующихся высоким уровнем урбанизации, общество диктует свои условия социального поведения, выработанные в ходе развития постиндустриального общества. И здесь важно таким образом ориентировать воспитание и развитие школьника, чтобы его поведение, как взаимодействие с окружающей средой (обществом), включающее ориентацию по отношению к этой среде, а также развитие личностных характеристик, в том числе и физических возможностей организма, соответствовали выработанным нормам и принципам, требованиям условий социализации. Таким образом, очевидно, что в российском обществе назрела острая необходимость разрешения проблемы формирования социального здоровья подрастающего поколения.

Социальное здоровье личности как научная категория связано с таким понятием как общественное здоровье. Общественное здоровье — основной признак, основное свойство человеческой общности, ее естественное состояние. Общественное здоровье отражает как индивидуальные приспособительные реакции каждого отдельного человека, так и способность всей общности наиболее эффективно работать, защищать страну, помогать старикам и детям, охранять природу и т.д., т.е. осуществлять свои социальные задачи, а также воспроизводить и воспитывать новые здоровые поколения — выполнять свои биологические функции [19].

Социально здоровый человек стремится к самоактуализации, обладает стрессоустойчивостью, жизненной стойкостью, т.е. способность к преодолению жизненных трудностей без ущерба для общего здоровья. Социальное здоровье предполагает активность личности, способность ее к усилиям, к определенному напряжению, побуждающему к действию, сопротивлению трудностям, что является противоположностью позиции человека.

Социальное здоровье предполагает гармонию, баланс между различными частями «Я» человека, между, физическими, эмоциональными, интеллектуальными коммуникативными аспектами, обеспечивающими ориентацию на реальность, способность к принятию себя и окружающих в противоположность болезненному уходу от реальности. Социальное здоровье неразрывно связано с духовностью человека, его стремлением к постижению смысла собственной жизни, ориентацией на вьющие этические ценности [11].

Таким образом, социальное здоровье — динамическая совокупность свойств и качеств личности, обеспечивающая гармонию между потребностями человека и общества, являющаяся предпосылкой ориентации индивида на выполнение своей жизненной цели, самоактуализацию. Социально здоровому человеку присущи личностные качества, позволяющие ему успешно адаптироваться к условиям современной жизни, осуществлять самообразование и самовоспитание, находить средства преодоления и разрешения различного рода проблем (в том числе, связанных с физическим неблагополучием), реализовывать свои жизненные планы.

Воспитание социально здоровой личности предполагает формирование тех нравственных качеств, которые помогают выпускнику школы адаптироваться к стремительно изменяющимся социально-экономическим условиям окружающей действительности. Формирование социального здоровья учащихся предполагает развитие таких качеств личности детей, которые определяют нравственную и правовую состоятельность человека и способны удержать его на правильных общественных позициях, а именно: целеустремленности (умения выбирать индивидуально-значимые и общественно-полезные цели, достигать их, неуклонно соблюдая при этом нормы общественной морали и права); самостоятельности (способности мотивировать свои поступки и принимать решения, противостоящие негативным влияниям и воздействию случайных ситуаций, исходя из внутренних убеждений поступать в соответствии с общественными интересами, закрепленными в системе социальных норм); умения владеть собой (принимать и выполнять правовые и моральные обязательства, руководить собой в конфликтных ситуациях, сдерживать противоречащие общественным нормам желания, стимулировать стремления, которые направлены на достижение общественно-полезных целей); способности и готовности к различным видам деятельности, к творческому выполнению конкретных жизненных задач, социальной инициативе, самовыражению и самоутверждению [14].

Готовность к тому или иному виду деятельности понимается в современной философской, социологической, психологической литературе как целенаправленное выражение личности, включающее ее убеждения, взгляды, отношения, мотивы, чувства, волевые и интеллектуальные качества, знания, навыки, установки, настроенность на определенное поведение.

Понятие «готовность к социальным действиям» базируется на понимание сути категории «социальные установки». В основе социального поведения человека лежат так называемые социальные установки, которые формируются в процессе взаимодействия человека с другими людьми в социальной среде. На формирование социальных установок оказывают влияние следующие факторы, которые условно можно назвать социально-психологический; социально-педагогический; социально-нормативный [13; 20].

Социально-психологический фактор — фактор сотрудничества, соревнования, конфликта и других форм взаимодействия с окружающими людьми. В процессе социального взаимоотношения индивиды, которые включены в это взаимоотношение, посредством выражения согласия/несогласия в отношении поведения партнера усиливают или ослабляют его поведенческие реакции. Под влиянием других людей у личности могут создаться конформные тенденции поведения. Таким же образом индивиды, которые включены во взаимоотношения сотрудничества, соревнования или конфликта, увеличивают или снижают плодотворность поведения друг друга.

Социально-педагогический фактор: у детей посредством социализации создается тенденция действовать в соответствии с теми социальными ожиданиями, которые они имеют в отношении друг друга, что оказывает значительное влияние на поведение человека.

Социально-нормативный фактор: на поведение человека значительное влияние оказывают также те нормы поведения, требования, которые предъявляют к нему другие люди, социальная среда. Эти требования человек переживает в виде обязанности, традиций, правил поведения и моральных норм [24].

В определении уровня социального здоровья учащихся ключевым критерием служит адаптированность ребенка к условиям среды. В соответствии с этим можно выделить следующие уровни социального здоровья детей: креативный уровень (дети, успешно и устойчиво адаптирующиеся к любым изменениям среды без ущерба для своего соматического, психического, духовно-нравственного здоровья; обладающие значительным личностным потенциалом, резервом для преодоления стрессовых ситуаций и активным творческим отношением к действительности); адаптивный уровень (относительно благополучные дети, которые в целом достаточно успешно адаптированы к социуму, но проявляют повышенную тревожность, уровень стрессоустойчивости недостаточно высокий, личностные компенсаторные механизмы противодействия негативным влияниям среды недостаточно развиты); дизадаптированный уровень (к нему относятся дети либо не способные к гармоничному взаимодействию с окружающими, либо проявляющие глубинную зависимость от внешнего воздействия. Эти дети относятся к «группе риска», потенциально дезадаптированных в социуме людей) [12; 19].

С точки зрения практико-ориентированного решения вопросов формирования социального здоровья личности, интересно проанализировать взгляды и социально-педагогическую деятельность. Процесс формирования социального здоровья учащихся должен носить комплексный характер, побуждать их к активным и сознательным действиям в настоящем и будущем, быть направленными на: улучшение собственного психического и физического состояния; отказ в образе жизни от поведения, наносящему вред своему здоровью и здоровью окружающих; нетерпимое отношение к неправильному гигиеническому поведению других людей и к ухудшению условий окружающей среды, наносящих ущерб здоровью; сознательное участие в охране здоровья и в формировании среды, способствующей здоровью, особенно условий труда и быта; адекватное поведение (в случае болезни), направленное на выздоровление; практическое овладение здоровьесберегающими технологиями в сфере самообразования [10].

Читайте также:  Психологическое здоровье это психологический словарь

Одним из направлений педагогической деятельности в сфере формирования социального здоровья учащихся является работа по развитию умений несовершеннолетних преодолевать ситуации социального риска.

Структура социального здоровья школьника включает духовно-нравственный (следование социальным нравственным нормам, наличие социальных знаний, умений, навыков), социально-поведенческий (устойчивость личности к социально-неблагоприятным факторам среды и сформированность навыков саморегуляции поведения), социально-психологический (социальная направленность личности школьника, удовлетворительная социальная адаптивность) и социокультурный (высокий уровень социального развития, сформированная социальная готовность, социально полезный опыт) компоненты [1; 3].

Критериями нормативности социального здоровья школьника выступают: социально-адаптивный (адаптивность; социальная удовлетворенность; социальная пластичность), социально-динамический (нормативность социального развития; соответствие возраста и ведущей деятельности), социокультурный (социальная готовность; социальные знания и социальный опыт, социальная культура; социальное благополучие), общекультурный (воспитанность; социально приемлемые ценностные ориентации и отношения; положительная направленность личности), нормативно-поведенческий (социальность поведения; стиль, уклад, здоровый образ жизни; отсутствие поведенческих расстройств), личностно-аксиологический (самоопределение; самоценность «Я образа»), личностно-рефлексивный (сформированность социально значимых личностных качеств; способность к самоконтролю; эмпатийность). Выделяются следующие уровни социального здоровья школьника: социально-приемлемый (стандартный), который характеризуется соответствием социальным нормам, принимаемым большинством людей, вызывает одобрение, приводит к нормальной социально-психологической адаптации, социализации (социальной готовности), инкультурации, сформированной базовой культуре личности [24].

Социальное здоровье детей характеризуется прежде всего определенным уровнем социализации, т.е. сформированности черт характера, задаваемых статусом личности и требуемых данным обществом. Успешная социализация предполагает эффективную адаптацию ребенка в обществе, с одной стороны, а с другой — способность в определенной мере противостоять обществу, а также в сему тому, что мешает его саморазвитию, самореализации и самоутверждению[12].

Таким образом, в широком смысле под формированием социального здоровья несовершеннолетних следует понимать целенаправленную, сознательно регулируемую на всех уровнях общества систему практических, социальных, политических, экономических, правовых, психолого-педагогических, медико-экологических, информационно-технологических, морально-этических мер, обеспечивающих нормальные условия и ресурсы для физического, умственного и духовно-нравственного формирования, функционирования и развития детей, предотвращения ущемления их прав и человеческого достоинства [3].

1.2 Принципы и подходы к процессу формирования социального здоровья учащихся

Современное образование с каждым годом выходит на более высокий технологический уровень. Наряду с поиском новых педагогических технологий, что связано, прежде всего, с идеями целостности, гуманизации, личностно ориентированного подхода, современная школа должна помочь ребенку реализовать образовательные запросы, свое человеческое начало, выработать положительную систему мировоззрения и при этом сохранить и укрепить здоровье учащихся [1].

Поэтому целью образовательного процесса является не только новое качество обучения, но и сохранение здоровья учащихся, обеспечение психологического комфорта для всех участников образовательного процесса. Одна из главных задач — нахождение таких способов организации образовательного процесса, которые соответствовали бы возрастным этапам психофизиологического, социального и нравственного развития учащихся, а также способствовали устранению перегрузок детей [16].

Основополагающее значение это имеет еще и потому, что в нашем образовательном учреждении обучаются дети самых разных способностей и возможностей, включая и состояние их здоровья.

Для эффективности организации образовательного процесса, охраны и укрепления здоровья учащихся, устранения имеющихся перегрузок в школе предусматриваются и осуществляются;

— медико -психологический мониторинг;

— наблюдение за функциональным состоянием детей, состоянием их здоровья,

— организации учебного процесса, учебной и внеучебной нагрузки;

— работа по физической культуре и оздоровлению;

— мероприятия по охране и укреплению здоровья (использование здоровьес6ерегающих технологий в образовании) [6].

Базовыми принципами формирования социального здоровья учащихся: принцип социальной преемственности, принцип открытого характера педагогической системы, принцип реализуемости и принцип регионализации.

Принцип социальной преемственности проектных решений в сфере формирования социального здоровья учащихся реализуется через анализ традиций в сфере обучения и воспитания, управленческих документов, как ближайшего времени, так и отдаленных, анализ выполнения управленческих решений и результатов деятельности в области здоровьесбережения. Он осуществляется на основе существующих прогнозов развития общества в целом и сферы образования, в частности. Необходимо иметь в виду прогнозы, сделанные для различных территориальных образований: федерального, регионального, муниципального уровня. Преемственность должна быть соблюдена как в плане согласованности программ разного уровня, так и соответствия ранее принятых и реализованных проектов и программ разрабатываемым и реализуемым в настоящее время [23].

Принцип открытого характера педагогической системы формирования социального здоровья учащихся подразумевает включение в нее всех доступных позиций, сил, средств. Всякая открытая педагогическая система содержит в себе возможности взаимодействия социальных институтов, групп, разнообразие форм взаимосвязей между ними. Открытость педагогической системы обеспечивается и созданием условий для ее обсуждения и коррекции с привлечением всех заинтересованных субъектов процесса формирования социального здоровья учащихся [23].

Принцип реализуемости, прежде всего, предполагает необходимость научного обоснования педагогической системы. Прежде чем приступить к ее разработке необходимо изучить теоретические основы здоровьесберегающей педагогики, проектно-программной деятельности, особое внимание при этом уделив особенностям сферы социально-психологического взаимодействия субъектов процесса формирования здоровья учащихся. Кроме этого, реализуемость педагогической системы обеспечивается непротиворечивостью ее ценностно-целевого, содержательного и организационного компонентов. Большое значение имеет и обеспеченность школы ресурсами, как человеческими, так и материально-техническими. Реализуемость программы формирования социального здоровья учащихся должна быть подкреплена мониторингом, осуществляемым на всех стадиях разработки и реализации программы, а в идеале, направленном также на отслеживание ее кумулятивного эффекта [13].

Принцип регионализации предполагает учет особенностей социально-культурной среды соответствующей территории. Педагогическая система формирования социального здоровья учащихся должна строиться как проект решения проблем, характерных для данного уровня системы образования [23].

Построение педагогической системы формирования социального здоровья учащихся должно осуществляться на основе личностного, деятельностного, диалогического, антропологического, средового подходов. Личностный подход предполагает самореализацию способностей и задатков ребенка в реальных условиях жизнедеятельности школы и в микросоциуме, максимальное развитие сущностных сил ребенка, как в процессе семейного воспитания, так и в условиях целостного педагогического процесса в школе. Воздействие на мотивационную сферу личности необходимо строить таким образом, чтобы развивались преимущественно мотивы самоактуализации, позволяющие ребенку быть таким, каким он может быть, что, как правило, связано с личностными качествами (быть хорошим, быть добрым и т.д.), а также стремлениями ребенка быть как взрослый, выполнять социальные роли и функции, быть субъектом своей жизнедеятельности, как в познавательной, так и в личностно-творческой сфере [2].

Читайте также:  Айрус технологии красота здоровье

Деятельностный подход свидетельствует о том, что развитие человека осуществляется в ведущем виде деятельности, которым для ребенка дошкольного возраста является игра, младшего школьного возраста — учение и игра, для подростка — общение со сверстниками и референтными взрослыми. Вследствие чего организацию процесса формирования социального здоровья детей разных возрастных групп необходимо строить на основе игровой, учебно-познавательной деятельности, а также на основе различных видов общения [4].

Диалогический подход предполагает переход от традиционного монолога к диалогу между участниками педагогического процесса, требует от специалистов школы умения согласовывать специфику учебно-воспитательного процесса учреждения с динамикой развития детей, особенностями семейного воспитания. Доминантой диалогического подхода является отношение и к ребенку, и к его родителям как субъектам процесса формирования социального здоровья учащихся [8; 44].

Антропологический подход позволяет конструировать и реализовывать процесс формирования социального здоровья детей разных возрастных групп, процесс взаимодействия школы и семьи с учетом комплекса научных сведений из медицины, физиологии, философии, социологии, демографии, психологии и педагогики.

Средовой подход предполагает, что процесс формирования социального здоровья детей ориентирован, прежде всего, на создание здоровьесберегающей, воспитывающей, социально-защитной среды школы, на создание системы взаимоотношений в диаде «взрослый — ребенок», способствующих социальному становлению и личностно-творческому развитию учащихся, формированию основ социальной устойчивости, социальной активности школьников [21].

Формирование социального здоровья учащихся в общеобразовательном учреждении включает следующие компоненты: нормативно-правовой, функционально-целевой; организационно-структурный, проблемно-содержательный, деятельностно-технологический, критериально-оценочный.

Нормативно-правовой компонент включает в себя соответствующие ссылки на документы международного, федерального, регионального, муниципального уровней, касающиеся проблемы сохранения, укрепления, создания условия для развития здоровья детей [14].

Функционально-целевой компонент состоит в следующем: создание в целостном педагогическом процессе школы условий для социального становления личности ребенка. Итогом реализации данной цели является сформированность готовности и подготовленности личности к социально полезным действиям, к выполнению разнообразных социальных функций в обществе [26].

Основными целевыми ориентирами функционирования системы являются: формирование у детей установки на здоровый образ жизни (оптимальный двигательный режим, рациональное питание, личную гигиену, отказ от вредных пристрастий и пр.); формирование потребности в систематических физкультурно-оздоровительных занятиях; создание условий для непрерывного физического развития личности на всех возрастных этапах развития в период школьного обучения; профилактика заболеваний, укрепление, закаливание организма; всестороннее развитие двигательных качеств и кинетических способностей ребенка; проведение мониторинга здоровья детей; вовлечение родителей, других членов семьи в физкультурно-оздоровительный процесс, содействие в организации различных спортивно-оздоровительных форм семейного досуга [3].

Организационно-структурный компонент определяет: субъектов исследуемого процесса (учащиеся, родители и педагоги школы, социальные партнеры школы); распределение функциональных обязанностей всех лиц, участвующих в опытно-экспериментальной работе или привлекаемых к ней по формированию социального здоровья учащихся [17].

Проблемно-содержательный компонент включает в себя следующие блоки: разработка многопрофильной и разноуровневой технологии организации учебно-воспитательного процесса в школе, которая обеспечит развитие природных способностей и склонностей каждого учащегося, создаст условия для формирования здорового, интеллектуально развитого, воспитанного и социально адаптированного человека; обновления содержания образования на основе интеграции в учебные дисциплины знаний по здоровому образу жизни, социальному здоровью личности [18].

Деятельностно-технологический блок включает в себя совокупность, форм, методов, направлений, принципов и правил работы с детьми, направленных на предотвращение возможных физических, психологических, социокультурных проблем, которые могут встать перед ребенком, восстановление у него утраченных связей и отклонений с социальной средой в целом и с ближайшим окружением ребенка; сохранение, поддержание и защиту нормального уровня жизни и здоровья ребенка; раскрытие внутренних потенциалов и возможностей ребенка [22].

Задачи общеобразовательного учреждения, необходимые для формирования социального здоровья учащихся: укрепление физического и психического здоровья детей; обеспечение интеллектуального и личностного развития ребенка; забота об эмоциональном благополучии каждого ребенка; взаимодействие с семьей для полноценного развития личности ребенка и для повышения педагогического потенциала родителей детей [6].

В процессе формирования социального здоровья учащихся наиболее результативно используется следующий комплекс методов: убеждение, внушение, создание ситуаций приобретения положительного социального опыта учащимися; стимулирование (включая похвалу, одобрение, доверие, поощрение, оценку, организацию перспективы). Применение комплекса выше обозначенных методов направлено на решение задачи формирования таких качеств в личности детей, которые определяют нравственную и правовую состоятельность человека, cпoco6ны удержать его на правильных общественных позициях.

Глава 2. Практические аспекты сохранения социального здоровья детей в образовательном пространстве школы

2.1 Материал и методы исследования

В опытно-экспериментальной работе приняли участие учащиеся 5 классов и педагогический коллектив Муниципального общеобразовательного бюджетного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 53» города Оренбурга. Общее количество учеников, принимающих участие в педагогическом эксперименте 46 человек.

В период исследования выявлен уровень сформированности знаний у учащихся в области сохранения здоровья (по Байбородовой Л.В.) [5];

Ученики двух классов отвечали на вопросы теста. При анализе ответов мы руководствовались следующими критериями оценок

-высокий уровень — учащиеся верно ответили на все вопросы, что соответствует оценке «5»;

-средний уровень — учащиеся ответили правильно более, чем на 85 % вопросов, что соответствует оценке «4»;

-низкий уровень — учащиеся ответили правильно более, чем на 60 % вопросов, что соответствует оценке «3».

-очень низкий уровень — учащиеся ответили правильно менее, чем на 60% вопросов, что соответствует оценке «2».

По результатам тестирования представлены в таблице 1.

Таблица 1 — Уровень знаний детей в области сохранения здоровья

Источник

Adblock
detector