Меню

Динамика состояния здоровья студентов

Динамика состояния здоровья студентов

Состояние здоровья студентов – одной из представительных групп молодежи страны, является актуальной проблемой современного общества [12].

Успешная подготовка высококвалифицированных кадров, обеспечивающих устойчивость экономического развития государства, тесно связана с сохранением и укреплением здоровья, повышением работоспособности студенческой молодежи. Вместе с тем, все возрастающие требования к уровню подготовки специалистов-медиков высшего звена, обусловленные увеличением потока научной информации, внедрением инновационных образовательных технологий, приводят к перегрузке студентов. Повышается их психоэмоциональная напряженность, истощаются адаптационные резервы нервной, эндокринной и иммунной систем, возрастает вероятность заболеваний [2, 23].

Группа факторов, входящих в образ жизни, по данным ВОЗ [33, 34], оказывает влияние на организм человека в 50-55 %. В частности, это нерациональное питание, частые стрессы, материально-бытовые условия проживания и труда, не отвечающие нормам, гиподинамия, курение, алкоголь, употребление наркотиков, бесконтрольное употребление лекарств, непрочность семьи, одиночество, низкий культурный и образовательный уровень. На долю здравоохранения приходится только 10-15 %, сюда входит своевременность медицинской помощи, эффективность профилактических мероприятий, качество медицинской помощи [5].

Изучением влияния учебного процесса на здоровье студентов долгое время занимается ученый И.Р. Шагина, которая во многих своих работах указывает на персональный характер воздействия на организм студентов, определяя это адаптационными возможностями организма [25, 26, 27]. Автор в своей работе обосновала, что ухудшение здоровья напрямую зависит от генетических составляющих, то есть наследственной предрасположенности к патологиям, однако активация этого обусловлена влиянием образа жизни. За время обучения в вузе здоровье студентов объективно ухудшается, к моменту окончания вуза только 20 % выпускников могут считаться практически здоровыми [25].

Как известно, снижение уровня здоровья студентов случается в тех случаях, когда они не соблюдают принципы здорового образа жизни. За период обучения, под воздействием факторов, указанных ранее, происходит ослабление состояния здоровья, большинство студентов находится в предболезненных (преморбидных) состояниях [16, 29].

Мониторинг казахстанских, российских, а также международных баз информации (Scopus, Pub Med, Elsevier), доказал, что учебная нагрузка студентов-медиков в среднем в 2 раза выше нагрузки студентов из технических вузов [3, 19, 30]. Известно, что показатели здоровья студентов медицинских специальностей являются низкими при сопоставлении с показателями здоровья студентов гуманитарных и технических специальностей [19].

Российский исследователь В.Б. Мaндриков указывает снижение физической работоспособности, а также общей активности и выносливости организма студентов-медиков [14].

Авторы А.В. Попов, В.Б. Мaндриков, И.A. Ушaковa, М.П. Мицулинa, приводят данные о том, что студенты-медики имеют более низкие показатели здоровья по сравнению со студентами других вузов. По данным А.В. Попова, число студентов, отнесенных к I группе здоровья, составляет от 23,8 до 30,0 %, ко II – от 32,8 до 40,0 % и к III – от 30,0 до 43,4 % [14, 20].

Проведенные исследования по динамике заболеваемости свидетельствуют об увеличении количества студентов имеющих хроническую патологию. Прослеживается тенденция к росту заболеваемости, как в целом, так и по отдельным нозологиям. Чаще всего студенты обращаются с острыми респираторно-вирусными инфекциями (ОРВИ), ангинами и бронхитами, тонзиллитами. Структура хронических патологий складывается следующим образом, повсеместно наблюдается расстройство пищеварения и нарушений обмена веществ (40,3 %), высокая распространенность заболеваний эндокринной системы (35,8 %), органов дыхательной системы (35 %), заболеваний глаз (28 %), системы кровообращения (26,3 %), костной, мышечной и соединительной ткани (23 %), мочеполовой системы (7,6 %) [15, 21].

Таким образом, специфика обучения в медицинском вузе предъявляет еще более высокие требования к исходному состоянию здоровья студентов. Однако большая часть исследовательских работ посвящена изучению состояния здоровья студентов немедицинских вузов: педагогических, сельскохозяйственных, технических и др. [1,18].

Физическое развитие является прямым показателем здоровья, считает автор А.В. Шиловская, анализ ее работ определил, что у 54,6 % физическое развитие является гармоничным, дисгармоничным – у 31,4 %. Несмотря на это, около 30 % студентов медицинских университетов, относятся к специальной группе по занятиям физической культурой, а 4 % полностью освобождены от физкультуры [28].

Анкетирование, проведенное казахстанским исследователем С.А. Батрымбетовой, позволило установить, что в городе Семей только 10,6 % студентов, обучающихся на первом курсе, отнесены в группу здоровых студентов, а в городе Актобе количество здоровых студентов на первом курсе составляет 32,6 % [3].

При анализе патологий студентов 1 курса выявлено наличие нескольких патологий [9]. По одному заболеванию зарегистрировано у 44,7 %, у 38,9 % зафиксировано сочетание двух, трех, четырех и более заболеваний. Проанализированы работы российских ученых, в которых отмечается изменение состояния здоровья студентов в сторону ухудшения, ко второму курсу. Количество случаев обращений, по заболеваемости на 2 курсе, возросло на 23 %, а к четвертому – на 43 % [4]. Динамика с 1 по 6-7 курс указывает на снижение процента студентов с I и II группами здоровья с 48,7 до 25,2 %, увеличение числа с III с 51,3 до 74,8 % [5].

Разбор структуры визитов студентов к врачу показал, максимальное количество визитов у студентов I и II курса, важнейшем образом с заболеваниями дыхательной системы, сердечно-сосудистой, нервной, пищеварительной, мочеполовой системами [24].

Изучение литературы по данному вопросу [4, 5] позволило выявить основные заболевания, встречающиеся у студентов, а также определило высокую степень риска развития следующих заболеваний: миопия, бронхит, инфекционные заболевания мочеполовой системы, нарушения системы ЖКТ, а также подмечается рост заболеваемости с увеличением продолжительности обучения. Важно, что рост заболеваемости у студентов уменьшает результативность учебного процесса, не пролеченные заболевания, а также не выявленные во время медицинских осмотров, могут быть основанием формирования хронических патологий, которые могут ограничивать будущую профессиональную деятельность молодого специалиста [33].

Читайте также:  Дата дня здоровья 2021

К специфическим особенностям образа жизни студентов чаще всего относятся чтение, подготовка к занятиям ночью 51,3 %, поздние ужины, перед сном, 48,6 %, проблемы в личной жизни 48,9 %. Особенностью гендерных тенденций, является большой процент девушек с недостаточной двигательной составляющей 46,9 – 63,6 %, присутствуют вредные привычки в 41,4 – 45,1 % по сравнению с юношами. Образ жизни юношей характеризуется присутствием психоэмоционального стресса 87,5 – 87,8 %, малым нахождением на свежем воздухе 88,9 – 90,6 %, несоблюдением режима сна 37,5 – 44,4 %, недостаточной медицинской инициативностью 19,8 – 26,3 %. Выше 70 % девушек и около 45 % юношей не принимают участие в спортивной деятельности, физическая активность в основном определяется занятиями физкультурой в университете. Каждый третий студент, страдающий хроническим заболеванием, посещает группу ЛФК. 64,7 % исследованных студентов вообще не занимаются спортом [26].

Полноценное и рациональное питание – важный аспект студенческой жизни. Так, по определению основоположника науки о питании академика А.А. Покровского, питание своевременно и полно удовлетворяет физиологические потребности организма в пищевых веществах, энергии, укрепляет здоровья от различного рода заболеваний, способствует повышению работоспособности, обеспечивает высокую активность, жизнерадостность на долгие годы. Поиск данных в литературе о питании студентов показал [22, 32] проблемы в этой области. Только треть учащихся соблюдают режим питания. Значительная часть студентов питается «перекусами» по дороге в университет или иные места т.е. на ходу, всухомятку 1-2 раза в день. В основном питание студентов приставлено углеводами, так как они легче всего восполняют затраты энергии. 25 % учащихся соблюдают режим питания, но максимальный прием пищи случается в вечерние часы [23].

Соответственно литературным данным, вредные привычки у студентов связаны со стрессами, сложностью учебной программы, отсутствием условий организации быта, налаженного механизма отдыха, который нужен при напряженной работе для освоения современных программ обучения [16].

По данным исследований Н.П. Горобея и Н.И. Жернаковой встречаемость табакокуре-ния среди учащихся медицинского вуза составила 41,5 % на 100 опрошенных; алкогольные напитки употребляли 88,5 % из 100; имели опыт употребления наркотиков 22 % из 100 респондентов [6]. Из 41,9 % курящих первокурсников 33,5 % – девушки. Установлено, что 49 % студентов применяют алкоголь от 3 раз в месяц до 2 раз в неделю [10].

При анализе литературных работ исследователя А.В. Шиловской были выявлены основные компоненты ЗОЖ и процент использования их студентами, то есть систематическую профилактику утомлений, и ежедневное восстановление после учебы проводят только четверть студентов, правильного суточного режима придерживаются только 22,15 % студентов, процедуры закаливания используют 18 %. Активные формы отдыха – занятия спортом, отдых на природе, игры и прогулки на свежем воздухе привлекают 5,3 % студентов. Современные студенты в большей степени предпочитают пассивные формы досуга. Слушают музыку, смотрят фильмы, общаются в социальных сетях, играют в компьютерные игры. Предпочитаемые студентами механизмы релаксации, формы досуга крайне недостаточны для компенсации затрат нервной, психической энергии, необходимых для благополучной учебы [28].

Ряд зарубежных авторов [31], изучавших вопросы медицинского обслуживания студентов, отмечают, что службы здравоохранения должны опекать студентов, по крайней мере, в возрасте 17-19 лет.

Ценностные ориентации по соблюдению здорового образа жизни, еще не получили должного места в системе ценностей студента. Здоровый образ жизни не является нормой для большинства студентов нашего государства. Большая часть студентов неправильно питается, не проявляет необходимую в их возрасте двигательную активность, не соблюдает режим дня, не использует элементы закаливания, чаще всего снимаю стрессы посредством вредных привычек (курение, алкоголь, наркомания). Наблюдается устойчивая гиподинамия. Это вызывает озабоченность, так как отсутствие должных ориентаций в поведении приводит к формированию закрепленных, за время обучении в университете, привычек. Образует разрыв между реальным статусом и образом жизни молодого человека, с одной стороны, и требованиями жизни с другой. Низкое здоровье негативно отражается на способностях студенческой молодежи быть устойчивыми к факторам внешней среды, быть работоспособными и конкурентоспособными в условиях выбранной профессиональной деятельности [8]. Поэтому необходимо активировать и стимулировать влияние факторов, оказывающих положительное влияние, поскольку они укрепляют состояние здоровья, и нейтрализовать действие факторов, которые пагубно влияют на здоровье.

Изучение здоровья студентов, факторов его обусловливающих, забота о здоровья отожествляет не только медицинский, но и социальный аспект, а также определяет одну из приоритетных задач вузовского образования. Тем не менее, в настоящее время, чаще всего работа, связанная с профилактикой и оздоровлением студенческой молодежи, носит бессистемный характер, отсутствует четкая методология, слабо используются новые технологии оповещения и оздоровления, диагностики, лечения и реабилитации, низок уровень материально-технической базы ВУЗов [17].

Читайте также:  Занятие для дошкольников 6 7 лет мое здоровье

Успех оздоровления и восстановительного лечения студентов во многом зависит от организационных форм работы, методов оздоровления и медицинской реабилитации, уровня и качества подготовки кадров, занимающихся лечебно-профилактической деятельностью в молодежной среде [13]. Это требует принятия неотложных действенных мер и правил по созданию условий для перехода к здоровому образу жизни каждого студента. Для разработки и внедрения которых необходимы совместные существенные усилия государственных органов, всех педагогических коллективов вузов и самих студентов.

В настоящее время методы донозологической диагностики [11] должны занять важное место в практической деятельности врачей и применяться в отношении тех студентов, которых врачи считают практически здоровыми, но на самом деле они могут находиться в пограничном состоянии между здоровьем и болезнью. Умение диагностировать эти состояния, предотвращать и ликвидировать – важнейшая задача медицинской науки и практического здравоохранения.

Источник

Динамика состояния здоровья студентов

Переход на новые программы обучения в системе вуза, с учетом конкуренции при трудоустройстве, когда наряду с профессиональными качествами учитываются креативность, умение работать в коллективе и здоровье претендента. Вместе с тем статистика свидетельствует, что состояние здоровья студентов характеризуется увеличением соматических заболеваний, низкими показателями физической подготовленности.

По мнению ряда специалистов [1, 2, 3, 5 и др.], ухудшение состояния здоровья в последнее десятилетие у студентов, проживающих в Сибирском регионе, в частности в Новосибирске, Красноярске и Иркутской области, резко ухудшилось. Численность студентов, имеющих хронические заболевания и отнесенных к специальной медицинской группе, за 10-летний период возросло более чем в четыре раза, из них у 30 % сочетанные заболевания. Это объясняется тем, что образовательный процесс в высшей школе характеризуется высокой интенсивностью и большим объемом информации, что требует от студентов больших психологических и физиологических затрат, которые зачастую превышают не только возрастные, но и физические возможности. К этому следует добавить нерациональный образ жизни, отсутствие достаточного объема двигательной активности. Немаловажную роль играют и патогенные воздействия, которые влияют на снижение здоровья. В результате чего снижаются адаптивные возможности организма, нарастает нервно-эмоциональное напряжение, ухудшается здоровье [2, 3, 6, 7, 10 и др.].

В связи с этим необходимо совершенствовать учебную и оздоровительную работы в рамках предмета физическая культура.

По мнению Т.Н. Семенковой [8], результативность сохранения и укрепления здоровья учащейся молодежи во многом зависит от реализации организационно-педагогических условий, направленных на здоровьесбережение.

В свете современных представлений о роли, месте и значении физической культуры в укреплении здоровья студентов приобретает значимость здоровьесберегающее образование, которое способствует укреплению здоровья, снижению уровня заболеваемости, мотивирует студенческую молодёжь к ведению здорового образа жизни [4, 5, 9 и др.].

Вместе с тем следует отметить, что в вузе здоровьесберегающая деятельность оценивается по результатам получения зачета и уровню физического развития.

О.Н. Московченко [5, 7] и Л.В. Захарова [2], опираясь на количественные критерии адаптивных возможностей организма студенток с ослабленным здоровьем, определили стратегию выбора оптимальных нагрузок с учётом их личностных потребностей, где подбор физической нагрузки осуществлялся на основе индивидуальной диагностики адаптивного состояния. Это позволило создать в условиях вуза адаптивно-развивающую образовательную среду, а каждому студенту раскрыть свой потенциал и повысить резервные возможности организма, приобщиться к оздоровительным формам физической культуры.

Однако при комплектовании специальной медицинской группы (СМГ) студенты распределяются на основе заболеваний: сердечно-сосудистой, дыхательной, зрительной систем, опорно-двигательного аппарата без учёта адаптивных возможностей организма и уровня физической подготовки, что не позволяет индивидуализировать физическую нагрузку и внедрять здоровьесберегающие технологии.

По нашему мнению, выявив динамику заболеваний студентов можно перераспределить их на подгруппы с учётом не только основного заболевания, но и сопутствующего, что подчеркивает актуальность данной темы.

В ходе исследования мы проанализировали медицинские справки студентов при поступлении в вуз, полученные в начале 2010, 2013, 2015 учебных годов, что позволило сравнить по годам, какие заболевания прогрессируют, а каких становится меньше.

На основании полученных результатов и медицинского осмотра распределили студентов на четыре группы заболеваний, что представлено в табл. 1.

Групповая классификация заболеваний студентов, занимающихся в специальной медицинской группе

Количество студентов % (абс. соотношение)

Кардиореспираторной, пищеварительной, эндокринной и мочеполовой системы

Травмы, нарушение опорно-двигательного аппарата, периферической нервной системы

Заболевания органов зрения

Из анализа полученных данных видно, что наибольшее количество студентов относится к первой группе заболевания, которая включает в себя довольно большой объём диагнозов, что не позволяет отслеживать динамику состояния здоровья студентов при получении физической нагрузки.

Преподаватель по физической культуре обязан соблюдать указания и рекомендации врача, учитывать противопоказания к применению тех или иных средств физической культуры и закаливающих процедур. В обязанности преподавателя входит контроль за переносимостью физических нагрузок занимающимися во время занятия, т.к. одно и то же упражнение может по-разному влиять на состояние здоровья студентов с различными диагнозами. Поэтому возникают сложности в дозировании нагрузок при комплектовании таких групп (когда группы студентов неоднородны по характеру заболеваний). В связи с этим нами было выделено 8 систем заболеваний у студентов с учетом пола за 2010, 2013 и 2015 гг. (табл. 2).

Читайте также:  Сундучок здоровья для детского сада

Из анализа табл. 2 следует, что у юношей самый большой процент прироста по заболеваемости составляют заболевания сердечно-сосудистой, эндокринной системы и опорно-двигательного аппарата. У девушек самый большой процент прироста по заболеваемости составляют заболевания сердечно-сосудистой, пищеварительной системы и опорно-двигательного аппарата.

Полученные результаты представляют общую динамику по заболеваемости, что может быть использовано при формировании подгрупп для грамотного воздействия на различные заболевания, так же можно добиться длительной ремиссии, стабилизации или даже прекращения патологического процесса. Главным элементом успеха является достаточная компетентность и подготовленность педагогов по физической культуре в вопросах анатомии, физиологии, психологии, валеологии. Благодаря полученным сведениям о заболеваемости можно дифференцировать физическую нагрузку, индивидуально подбирать упражнения, направленные на профилактику заболеваний, внедрять различные здоровьесберегающие технологии на занятиях по физической культуре, что будет способствовать не только развитию физических качеств, укреплению функционального состояния сердечно-сосудистой и дыхательной систем организма, но и повышению адаптивного состояния, что позволит повысить работоспособность каждого студента, раскрыть его потенциальные возможности, приобщить к двигательной активности. Максимально следует уделять внимание и профилактической направленности оздоровительных программ, привитию студентам навыков активного поддержания и сохранения здоровья.

Динамика заболеваемости студентов с учетом пола

Соотношение % (абс. число)

Соотношение % (абс. число)

Язва желудка, холецистит

Болезнь щитовидной железы, сахарный диабет

Сколиоз, артрит, артроз, полиартрит

Пиелонефрит нефроптоз, цистит

Миопия разной степени

ДЦП, рассеянный склероз, эпилепсия

Примечание. ВПС – врожденный порок сердца, ВСД – вегето-сосудистая дистония, ПМК – пролапс митрального клапана, ЦНС – центральная нервная система.

При использовании физических упражнений в оздоровительных целях необходимо иметь в виду, что изменение интенсивности мышечной деятельности даёт возможность влиять на характер обмена веществ, вызывая преобразования не только в самом типе энергетического обеспечения работы мышц, но и в биохимической среде организма.

На занятиях со студентами специальной медицинской группы должны применяться физические упражнения той интенсивности, которая вызывает допустимые, соответствующие функциональным возможностям реакции сердечно-сосудистой и дыхательной систем в соответствии с диагнозом. В начальном периоде занятий (сентябрь, октябрь) используются физические упражнения малой интенсивности, увеличивающие частоту сердечных сокращений до 25–30 % от исходного её уровня (при исходном пульсе 75–78 ударов/мин в этих условиях регистрируется частота пульса 95–100 ударов/мин). С ноября по март включают дозированные физические нагрузки средней интенсивности, которые повышают частоту пульса до 40–50 % от исходной (до 110–115 ударов/мин). К концу учебного года (апрель – июнь) используют физические упражнения средней интенсивности и дозированные упражнения большой интенсивности, которые учащают сердечные сокращения до 70–80 % от исходного уровня (до 130–140 ударов/мин).

Оздоровительная направленность способствует повышению защитных сил организма к воздействию неблагоприятных факторов внешней среды, укреплению систем организма (сердечно-сосудистой, дыхательной, иммунной), развитию сенсомоторного потенциала и двигательных функций, что согласуется с мнением других авторов [3, 6].

Нельзя забывать о том, что в человеческом организме всё взаимосвязано: физические усилия приводят к развитию и совершенствованию позитивных личностных качеств, которые, в свою очередь, делают физические нагрузки более действенными и приятными.

Оздоровительные программы при всем их многообразии рассчитаны на укрепление и сохранение здоровья, развитие определенных физических качеств, предназначены не только для создания красивого и здорового тела, но и для увеличения силы, выносливости, восстановления работоспособности.

Строго дозированная нагрузка в зависимости от заболевания и уровня подготовленности позволяет повысить функциональные возможности организма.

Поэтому для правильного планирования и осуществления учебного процесса по физической культуре для студентов с различными заболеваниями столь важно учитывать не только половые особенности, уровень физической подготовленности, закономерности и этапы развития нервной высшей деятельности, вегетативной и мышечной систем, но и уровень заболеваемости, а также их взаимодействие в процессе двигательной деятельности.

Специализированные занятия с оздоровительной направленностью наиболее доступны и эффективны для студентов-первокурсников с различными заболеваниями и разным уровнем физического состояния. Индивидуальный подбор двигательной активности в рамках учебного процесса позволил повысить резервные возможности различных систем организма, показатели физической подготовленности, то есть перевести системы организма на новый уровень функционирования за счет оздоровительного эффекта.

Таким образом, результаты проведенного исследования свидетельствуют о том, что индивидуальный подход к физической нагрузке в соответствии с диагнозом каждого студента положительно влияет не только на физическое развитие и функциональные возможности организма, но и существенно повышает физический потенциал человека.

Зачисление студентов в специальную медицинскую группу проводится с учётом четырёх групп заболевания, которые не способствуют оптимизации физической нагрузки. В одну группу входят студенты с заболеванием кардиореспираторной, пищеварительной, эндокринной и мочеполовой системы. При таком разнообразии диагнозов невозможно индивидуализировать физическую нагрузку, подобрать корригирующие упражнения.

Студенты специальной медицинской группы требуют дополнительного внимания со стороны медицинских работников, профессорско-преподавательского состава с целью построения и организации учебного процесса и рациональной учебной нагрузки, что позволяет положительно влиять на функциональное состояние организма.

Проведённое исследование состояния здоровья студентов Хакасского государственного университета выявило, что основные нозологические заболевания классифицируются по восьми системам, это значит, что можно осуществлять индивидуальный подбор физической нагрузки и проводить оздоровительную работу в вузе.

Источник

Adblock
detector