Реализация индивидуального и дифференцированного подходов в обучении и воспитании детей с ОВЗ дошкольного возраста.
консультация по развитию речи на тему
Разные дети по-разному овладевают знаниями, умениями и навыками. Эти различия обусловлены тем, что каждый ребенок в силу специфических для него условий развития, как внешних, так и внутренних, обладает индивидуальными особенностями.Сущность дифференцированного подхода заключается в организации учебного процесса с учетом возрастных особенностей, в создании оптимальных условий для эффективной деятельности всех детей, в перестраивании содержания, методов, форм обучения, максимально учитывающих индивидуальные особенности дошкольников. Такой подход позволяет разделить детей на подгруппы, в которых и содержание образования, и методы обучения, и организационные формы различаются, также состав подгрупп может меняться в зависимости от поставленной учебной задачи.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
realizatsiya_ind_i_dif_podhoda_dorabot.docx | 15.65 КБ |
Предварительный просмотр:
Реализация индивидуального и дифференцированного подходов в обучении и воспитании детей
с ОВЗ дошкольного возраста.
учитель-логопед МАДОУ № 21
В системе образования, с введенными изменениями, возникла необходимость создания системы интегрированного обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья, педагогические условия в котором будут соответствовать развитию и возможностям детей с особыми образовательными потребностями в развитии.
Разные дети по-разному овладевают знаниями, умениями и навыками. Эти различия обусловлены тем, что каждый ребенок в силу специфических для него условий развития, как внешних, так и внутренних, обладает индивидуальными особенностями.
Индивидуальный подход – важный психолого-педагогический принцип, учитывающий индивидуальные особенности каждого ребёнка.
Дифференциация в современном понимании — это учет индивидуальных особенностей детей в той форме, когда дети группируются на основании каких-либо особенностей для отдельного обучения.
Сущность дифференцированного подхода заключается в организации учебного процесса с учетом возрастных особенностей, в создании оптимальных условий для эффективной деятельности всех детей, в перестраивании содержания, методов, форм обучения, максимально учитывающих индивидуальные особенности дошкольников. Такой подход позволяет разделить детей на подгруппы, в которых и содержание образования, и методы обучения, и организационные формы различаются, также состав подгрупп может меняться в зависимости от поставленной учебной задачи.
Во время проведения учебно-коррекционной работы с детьми, имеющими ограниченные возможности в развитии, необходимо придерживаться следующих правил:
• осуществлять индивидуальный подход к каждому из детей;
• предотвращать наступление утомления, используя для этого разнообразные средства (чередование интеллектуальной и практической (игровой) деятельности, преподнесение материала небольшими дозами, оказание дозированной помощи, интересный дидактический материал и т. д.);
• в процессе обучения следует использовать те методы, с помощью которых можно максимально активизировать познавательную деятельность детей, развивать их речь и сформировать необходимые учебные навыки;
• в системе коррекционных мероприятий необходимо предусмотреть проведение занятий, обеспечивающих подготовку детей к усвоению различных разделов учебных программ, а также обогащения их знаний об окружающем мире;
• во время работы с детьми, имеющими ограниченные возможности в развитии, педагог должен проявлять особый такт. Очень важно постоянно подмечать и поощрять малейшие успехи детей, своевременно и деликатно помогать каждому ребенку, развивать в нем веру в собственные силы и возможности
Заинтересованность педагога в создании оптимальных условий для выявления задатков и максимального развития способностей всех детей приводит к необходимости дифференциации обучения.
Индивидуальный подход в обучении — педагогический принцип, согласно которому в учебно-воспитательной работе с коллективом детей достигается педагогическое воздействие на каждого ребенка, основанное на знании его личности и условий жизни.
Коррекционная педагогика определяет методы обучения и воспитания детей с отклонениями в развитии с учетом объективной природы их дефекта.
Каждый ребенок имеет индивидуальные черты. Первичное нарушение влияет на физическое и психическое развитие ребенка. Поэтому овладение методами работы с такими детьми зависит от глубины изучения всего комплекса черт и явлений, составляющих особенность их психической деятельности. Знание индивидуальных особенностей каждого дошкольника помогает педагогу найти наиболее целесообразный подход к нему. В этих случаях коррекция происходит как бы в двух планах — с одной стороны, ведется работа по преодолению общего недоразвития и поэтому воздействие распространяется на все стороны личности, с другой — адресуется к отдельным недочетам.
При осуществлении индивидуального подхода учитываются: первичное нарушение, которое влияет на физическое и психическое развитие ребенка; состояние речи, интеллекта, эмоционально – волевой сферы; возрастные и индивидуальные особенности детей; создание условий для проявления и развития их желаний, интересов, склонностей, возможностей; особенности психических процессов (восприятия, внимания, памяти, мышления); тип темперамента.
Индивидуальный подход позволяет учитывать особенности каждого ребенка и вести индивидуальную последовательную работу с ним.
Таким образом, дифференцированный подход и учет индивидуальных особенностей являются условием максимально возможной корректировки нарушений в развитии ребенка и адаптации его в окружающем мире.
Источник
Дифференцированный подход в обучении детей с ОВЗ
консультация по коррекционной педагогике на тему
Коррекционные занятия с учетом дифференцированного подхода отличаются рядом особенностей:
• усиление роли практической направленности изучаемого материала (процесс получения знаний основан на выполнении определенных действий, все знания, полученные на занятиях сразу закрепляются в деятельности) .
• опора на жизненный опыт ребенка.
• опора на сохранные функции анализаторов при изучении нового материала (с учетом нейропсихологии) .
• соблюдение в определении объема изучаемого материала принципа необходимости и достаточности (каждый материал на занятии рассматривается с точки зрения необходимости для ребенка и в дальнейшем закрепляется в опыте самого ребенка) .
• обязательное создание доброжелательной атмосферы, не допускающей критики и упреков, закреплении ситуации успеха.
• обеспечение каждому ребенку близкой и понятной мотивации любой деятельности.
• постепенное усложнение заданий для каждого ребёнка, поощрение любой инициативы в деятельности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
differentsirovannyy_-vospitatelyam.doc | 161.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Дифференцированный подход в обучении детей с ОВЗ.
Дифференциация в современном понимании — это учет индивидуальных особенностей детей в той форме, когда дети группируются на основании каких-либо особенностей для отдельного обучения.
Коррекционные занятия с учетом дифференцированного подхода отличаются рядом особенностей:
• усиление роли практической направленности изучаемого материала (процесс получения знаний основан на выполнении определенных действий, все знания, полученные на занятиях сразу закрепляются в деятельности) .
• опора на жизненный опыт ребенка.
• опора на сохранные функции анализаторов при изучении нового материала (с учетом нейропсихологии) .
• соблюдение в определении объема изучаемого материала принципа необходимости и достаточности (каждый материал на занятии рассматривается с точки зрения необходимости для ребенка и в дальнейшем закрепляется в опыте самого ребенка) .
• обязательное создание доброжелательной атмосферы, не допускающей критики и упреков, закреплении ситуации успеха.
• обеспечение каждому ребенку близкой и понятной мотивации любой деятельности.
• постепенное усложнение заданий для каждого ребёнка, поощрение любой инициативы в деятельности.
На занятиях задачи решаются с применение индивидуально-дифференцированного подхода. При одном общем задании могут совпадать цели, но способы выполнения могут быть различными в зависимости от нарушений в развитии ребенка. В процессе одного занятия для каждой подгруппы одна и та же цель достигается разными приемами и методами.
К каждому ребенку подгруппы требования предъявляются с учетом его актуального уровня развития и зоны ближайшего развития, уровнем нейропсихологического развития . Для каждого подгруппового занятия должны подбираться материалы с разным уровнем сложности.
Применение дифференцированного подхода в коррекционно-развивающем обучении позволяет вести целенаправленную работу по коррекции задержки психического развития у детей в условиях компенсирующего дошкольного учреждения.
Учитель — дефектолог Аппакова А.В.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Актуальность дифференцированного подхода в обученииВзаимосвязь математических способностей и уровня развития речиМетодические подходы к организации и проведению занятий по математикеСистема работ.
Дифференцированный подход в обучении.
Современные исследования показали, что дети с косоглазием и амблиопией имеют свои специфические особенности в развитии. Анализ исследования состояния физического развития детей с косоглазием и ам.
Психофизиологические особенности воспитанников, разные уровни их умственных способностей закономерно требуют для обеспечения эффективного обучения каждого воспитанника или группы детей неодинаковых ус.
Дифференцированный подход в обучении и воспитании дошкольников Дифференциация в переводе с латинского обозначает разделение, расслоение целого на части, формы, ступени.Реализация дифференцированн.
Доклад из опыта работыРазвитие познавательной сферы детей дошкольного возраста путем дифференцированного подхода в обучении.
Разные дети по-разному овладевают знаниями, умениями и навыками. Эти различия обусловлены тем, что каждый ребенок в силу специфических для него условий развития, как внешних, так и внутренних, обладае.
Источник
Дифференциация и индивидуализация образовательных маршрутов ребенка — сопровождение ребенка дошкольного возраста с ОВЗ
Алёна Коптелова
Дифференциация и индивидуализация образовательных маршрутов ребенка — сопровождение ребенка дошкольного возраста с ОВЗ
Дифференциация и индивидуализация образовательных маршрутов ребенка: педагогическая поддержка и сопровождение ребенка дошкольного возраста с ОВЗ
Как сказано в Законе «Об образовании», «государство создает условия гражданам с отклонениями в развитии для получения образования, коррекции нарушений развития и социальной адаптации на основе специальных педагогических подходов».
В последнее время специальное образование существенно изменилось. Инновационные процессы требуют изменения привычных взглядов на комплексное решение проблем, связанных с образованием, воспитанием, коррекцией и социализацией школьников с ограниченными возможностями.
Даже древние мудрецы говорили: «Увидеть и понять проблему — значит решить ее пополам, но когда вы видите ее, вы понимаете, что она внутри вас». Учителя знают, что все ученики с плохими образовательными возможностями, с особой индивидуальностью и практической деятельностью не ориентированы на познавательный процесс.
Можно что-нибудь изменить? В первую очередь, при работе с данной категорией студентов необходимо решать задачи, которые помогли бы малообразованным школьникам адаптироваться в обществе, работать на уроках с учетом возможностей, общего образования и их индивидуальных особенностей. С учетом индивидуализации и дифференциации образовательного процесса необходимо решать проблемы предварительной профильной подготовки детей с ОВЗ и их индивидуальных образовательных траекторий. Это возможно при наличии базы данных, индивидуальных характеристик темперамента, диагностики, индивидуальных особенностей личности, умений и навыков умственно отсталых школьников.
Что же такое дифференциация и индивидуализация обучения?
Дифференцированное обучение — это создание условий для обучения детей с ограниченными возможностями с разными способностями и проблемами путем их объединения в однородные группы.
Индивидуализация уроков — это взаимодействие преподавателя с группой студентов по индивидуальной модели с учетом их личностных особенностей и способностей.
Важность дифференциации заключается в том,что учитель хорошо знает:
— Возможности обучения для умственно отсталого ученика;
— Его личные качества, играющие огромную роль в усвоении учебного материала;
— Опирается на обратную связь с учениками на каждом уроке.
Суть принципа индивидуального подхода заключается в учете индивидуальных особенностей учащихся в учебном процессе с целью активного управления развитием их умственных и физических возможностей.
Индивидуальный подход предполагает всестороннее изучение учащихся и разработку подходящих мер воспитательного воздействия с учетом выявленных характеристик. В коррекционной школе типа VIII ученик-учитель имеет возможность получить данные клинического и психологического обследования каждого ученика в классе и дополнить их учебными наблюдениями. В результате формируются образовательные черты учащихся, отражающие состояние их языка, внимания и памяти, темп работы и общую работоспособность, уровень развития логического мышления, пространственной ориентировки, двигательной и эмоционально-произвольной области. На основе этих данных педагог намечает ближайшие и будущие задачи в работе с каждым ребенком и разрабатывает систему педагогических мероприятий по их решению для фронтальной работы с классом, а в некоторых случаях — для индивидуальной дополнительной работы.
Сказать, что обучение детей с низкими образовательными возможностями — пустая трата времени, означает, что сам учитель не имеет полной информации об этом ребенке и поэтому нуждается в самонаблюдении и корректировке своей практической деятельности с точки зрения индивидуализации и дифференциации обучения.
Положительные стороны дифференциациизаключаются в следующем:
— исключить балансировку и усреднение детей;
— повышение мотивации к обучению в группах с высоким и достаточным уровнем образования
— объединение детей с ограниченными интеллектуальными возможностями в группы равных возможностей для облегчения восприятия материала;
-создание бережливых условий для слабых учеников.
Как показывает практика, дифференцированноеобучение осуществляется в двух основных формах: «внешняя» и «внутренняя».
1) Внешняя дифференциация, или часть общей дидактической системы, обеспечивает специализацию учебного процесса для разных групп учащихся, в том числе учащихся с пониженным интеллектом.
То есть коррекционная школа VIII типа уже в целом осуществляет дифференцированный процесс: это специальная школа для детей с ограниченными интеллектуальными возможностями; здесь созданы условия для обучения и воспитания (коррекционные программы, планы, образовательная среда, комплекс методических, социально-психологических, организационных и управленческих мероприятий) с учетом особенностей детского контингента;
Также существует внутренняя дифференциация как организационная форма учебного процесса, при которой преподаватель работает с группой учащихся с учетом наличия общих характеристик, важных для учебного процесса.
Внутренняя дифференциация — основное средство реализации индивидуального подхода к ученику в процессе обучения, тренировки и коррекции.
Внутренняя дифференциация:
— Это разделение детей внутри класса на группы по уровню интеллектуального развития.
— В педагогической практике класс обычно делится на три группы с высоким, средним и низким уровнем развития.
— При планировании и организации детских занятий в классе для каждой из групп могут быть предложены задачи разной сложности и разные методы обучения, используемые для объяснения, закрепления и контроля.
Для реализации дифференцированного подхода в первую очередь необходимо разделить учащихся на группы. В школьной практике в некоторых случаях используется простое разделение учеников на сильных, средних и отстающих. В какой-то степени это помогает учителю проявлять тонкость. Тем не менее, это различие не принимает во внимание причины трудностей обучения школьников и не дает возможности специально помочь учащимся справиться с трудностями, связанными с трудностями материала. На уроках шитья, например, две девочки отстают от основной группы по пошиву одежды, качество их одежды оставляет желать лучшего, и учитель оценивает их как слабых.Однако причины их отставания разные: один отстает из-за локальных двигательных нарушений, при относительно сохраненном интеллекте, проявляющемся в умении анализировать особенности продукта, планировать работу и адекватно ее оценивать, другой из-за низкого уровень интеллектуального развития и связанная с ним патологическая замедленность движений. В силу разных причин отставания этих студентов нельзя отнести к одной группе, и меры дифференцированного подхода к ним существенно различаются. В силу разных причин отставания этих учащихся нельзя отнести к одной группе, и меры дифференцированного подхода к ним существенно различаются.
Благодаря дифференцированномуподходу педагог получает возможность:
-помочь слабому ученику, уделить внимание сильному
-не снижать общий уровень обучения;
-эффективно работать с учениками, плохо адаптирующимися к социальным нормам;
-создать оптимальные условия для более сильных учеников;
— изменить «Я» — представление о ребенке: сильные утверждаются в своих способностях, слабые получают возможность испытать успехи в учебе.
Из этого следует:
• Дифференцированное обучение — это не цель, а средство личного развития.
• Невозможно разработать его, не зная индивидуальность каждого учащегося с уникальными для него личными характеристиками.
• Только знание индивидуальности каждого гарантирует развитие личностно-ориентированной системы обучения.
Таким образом, отправной точкой в организации такого обучения является раскрытие индивидуальных характеристик (навыков) каждого развивающегося ученика. Именно дифференцированные формы обучения создают для этого благоприятные условия. Школа, которую проходит каждый человек в решающий момент возраста и личностного развития, — это уникальный социальный институт, который стремится раскрыть индивидуальность каждого ученика. Все остальные (техникум, университет, семья, работа) опираются только на уже сложившуюся индивидуальность, которая, так сказать, «использует свои свойства и характеристики». Так, профессиональная ориентация только корректирует соответствие (несоответствие) индивидуальных характеристик требованиям профессии. Изначально они обнаруживаются только в школе. Наша работа — помочь студенту познать себя, определиться и по возможности реализовать себя.
Только школа должна определить индивидуальность каждого ученика, помочь найти ответ на вопрос, «каков я», дать компетентные рекомендации по наиболее благоприятному пути индивидуального развития. Самая главная и ответственная задача школы — раскрыть индивидуальность, развить ее, утвердиться, заявить о себе, проявить себя, добиться избирательности и устойчивости к социальным воздействиям.
Каждый ребенок уникален как носитель собственного опыта. К моменту поступления в школу у него уже есть начальное умственное развитие, и скорость его развития во многом определяется организацией влияния в классе. С самого начала необходимо создать для всех школьную среду, не изолированную, а, напротив, более разнообразную школьную среду, которая позволяет им самовыражаться. И только если учитель профессионально признает эту возможность, можно рекомендовать наиболее благоприятные дифференцированные формы обучения для развития ребенка.
Это означает, что индивидуализация не является результатом дифференциации, а наоборот способствует дифференциации индивидуализации обучения.
В целях развития индивидуальности следует признать, что главное не «внешняя», а «внутренняя» дифференциация. Мы называем это гибким; Нежные, возможные правильные методы, которым учат учителя с первых заданий в школе и в классе. У него должны быть дидактические материалы, которые позволят ученику выбрать наиболее удобные и приятные виды задач,содержание учебного материала и форму его выражения: на основе этого учитель определяет избирательность познавательных предпочтений ученика, устойчивость его проявлений, активность и самостоятельность в их реализации через методы обучения.
Постоянный профессиональный мониторинг позволяет учителю создать «базу данных» о студенте, индивидуальный когнитивный «профиль», который у него формируется. Когда появляется такой «профиль» (от класса к классу, появляется основа для определения жестких, более дифференцированных форм обучения ученика (предметные классы, индивидуальные программы и т. Д.). Учебное наблюдение должно быть оформлено в виде индивидуальной карты когнитивного (психического) развития и служить основным документом для выбора дифференцированных форм обучения.
Вы можете переключиться на «внешний» только через «внутреннюю» дифференциацию.
Основные принципы обратнойсвязи между учителем и учеником:
-принцип свободы выбора (в каждом действии студенту предоставляется право выбора);
-Принцип деятельности (использовать возможности, знания и интересы самих студентов);
-Принцип обратной связи (регулярно контролировать процесс обучения)
Рассмотрим рекомендации по созданию педагогических условий для успешной дифференциации и индивидуализации образовательного процесса.
Реформа специального образования требует пересмотра и совершенствования уже известных, известных технологий. Во-первых, переход от ориентации на среднего ученика к ориентации на каждого ученика является безусловным, что, благодаря дифференцированным и индивидуальным программам обучения, обеспечивает развитие его индивидуальных и личных потребностей и навыков.
Пальчиковые игры в развитии речи ребенка младшего дошкольного возраста Развитие малыша начинается еще с пеленок, и этот период имеет особую важность в становлении личности. Значение пальчиковых игр очень велико.
Чем в выходные занять ребенка? Игры для младшего дошкольного возраста Вот и наступили долгожданные рождественские каникулы. Не огорчайтесь, если из – за непогоды не удается погулять с малышом, есть много игр,.
Картотека игр по обучению грамоте и чтению ребенка дошкольного возраста. Грамота — довольно сложный предмет для дошкольников. Пяти — шестилетнему ребёнку очень сложно усвоить абстрактные, не встречающиеся в его.
Консультация для родителей «Гардероб ребенка дошкольного возраста» Доброго времени суток, уважаемые коллеги и гости моего сайта! Сегодня хочу поделиться с Вами, на мой взгляд, полезной информацией о том,.
Консультация для родителей «Развитие ребенка среднего дошкольного возраста» Вашему малышу уже 5 лет!Он удивляет своим любопытством, активным взаимодействием с миром. Возраст 4-5 лет -период относительного затишья.
Консультация «Строительные игры в жизни ребенка дошкольного возраста» Все педагоги дошкольного образования знают, что игра — ведущая деятельность в детском саду. Дети очень любят играть. Они играют в разные.
Образец психолого-педагогической характеристики ребенка дошкольного возраста Психолого — педагогическая характеристика ребенка дошкольного возраста обучающегося ГБДОУ детский сад № Фамилия, имя ребенка Возраст ребенка.
Педагогическая характеристика на ребенка дошкольного возраста на ПМПК (образец) Описание: Данный материал будет полезен, для воспитателей дошкольных учреждений. Педагогическая характеристика на ребенка дошкольного возраста.
Педагогические условия реализации индивидуальных образовательных маршрутов как средство сопровождения обучающихся с ОВЗ Педагогические условия реализации индивидуальных образовательных маршрутов как средство сопровождения обучающихся с ОВЗ. Современный этап.
Источник