Правильное питание школьника: нормы ВОЗ и советы родителям
Эта статья для вас, если вы переживаете о рационе питания школьника и заботитесь о том, чтобы ребёнок получал максимальную пользу из продуктов. Приводим нормы и рекомендации медицинских и научных организаций. Рассказываем, как решить проблему, если питание в школе оставляет желать лучшего.
Каким должно быть питание школьника
Вот главные рекомендации по здоровому питанию школьника и всей семьи от Всемирной организации здравоохранения, Роспотребнадзора, Минздрава и других научных сообществ.
Соблюдение БЖУ
Правильное питание школьника — это в первую очередь баланс белков, жиров и углеводов. Недостаток этих веществ плохо сказывается на здоровье. Так, белки — это строительный материал организма, который отвечает за генерацию тканей и обмен веществ. Больше всего белка — в бобовых. Насыщенные жиры — их больше всего в рыбе и орехах — обеспечивают транспортировку питательных веществ в организме и выработку нужных гормонов. Углеводы — источник энергии. Они бывают простые и сложные — если первые в большом количестве содержатся в хлебобулочных изделиях и сладостях, то вторые можно найти в цельнозерновых продуктах, бобовых, крупах.
Потребление достаточного количества воды
Часто встречается утверждение о двух литрах в день, но это условно. Проще всего ориентироваться на чувство жажды — пить тогда, когда хочется. Но у некоторых людей естественное чувство жажды притуплено — чтобы ввести воду в постоянную привычку, придётся механически заставлять себя выпивать несколько стаканов в течение дня. Можно скачать ребёнку приложение для соблюдения водного баланса — на телефон будут приходить напоминалки.
Включение в рацион овощей, фруктов, орехов, бобовых
Согласно предписаниям ВОЗ, овощи и фрукты являются основным компонентом правильного питания. Рекомендуется употреблять не менее 400 грамм в день — это норма, которую часто недобирают. Потом идут бобовые, орехи, цельные злаки.
Отдельно отметим, что ВОЗ не выделяет мясо как обязательный продукт — более полезной альтернативой являются бобовые, так как содержат больше белка и клетчатки. По рекомендациям Роспотребнадзора, в программе питания школьников половина белка должна быть растительного происхождения, а не животного.
Ограничение соли и сахара
Согласно рекомендациям ВОЗ, необходимо следить за размером порций и ограничить потребление соли до пяти граммов в день — это примерно одна чайная ложка. То же самое призывают сделать и с сахаром — лучше употреблять фрукты.
Учитывайте, что 50–75% потребляемой соли уже содержится в продуктах. Избыток соли и сахара приводит к задержанию жидкости в организме и повышению веса. А ещё ребёнок привыкает к усилителям вкуса и отучается наслаждаться едой без добавок.
Ограничение молочных продуктов
Принято считать, что молочные продукты — источник кальция. На самом деле кальция гораздо больше в других продуктах — овощах, зелени, орехах. Лучше почаще есть шпинат, чем пить по стакану молока в день. Кроме того, молочка нередко ведёт к проблемам с кожей — акне, высыпаниям, аллергии. Согласно Минздраву, если выпивать более одного стакана молока в день, то это негативно отразится на организме.
Регулярные приёмы пищи
В суете между кружками, уроками и секциями у ребёнка не остаётся времени поесть — а для поддержания энергии нужно есть не менее трёх раз в день.
Частая проблема, особенно среди старших классов, — отсутствие завтрака. Если младшеклассника мама усадит и накормит кашей, то подросток пулей вылетит из дома, в лучшем случае выпив чаю. Но горячий полноценный завтрак — одна из рекомендаций Роспотребнадзора по меню питания школьника.
За завтраком должны следовать обед и ужин — желательно каждый день в одно и то же время.
Если ребёнок учится в традиционной школе, он так или иначе будет есть пиццы в школьной столовой и запивать сладкой газировкой — на это сложно повлиять. Попробуйте компенсировать это, когда ребёнок дома: кормите полноценной домашней едой, подсовывайте полезные продукты. Лайфхак: приносить фрукты и овощи нарезанными в комнату ребёнку, пока тот сидит за домашкой или компьютером. Школьник сам не заметит, как съест их.
Почему меню в школе не всегда правильное
Для школ разработаны специальные документы, которые устанавливают как требования к поставкам и организации питания, так и санитарно-гигиенические нормы: посадочные места, перечень посуды. За качеством еды следит администрация школы, но в теории приветствуется общественный контроль со стороны родителей.
Но несмотря на все стандарты, питание школьников в школе оставляет желать лучшего. В некоторых регионах даже не налажены поставки горячей пищи.
А там, где горячее питание имеется, меню не всегда соответствует последним рекомендациям Всемирной организации здравоохранения и других научно-медицинских объединений. Как правило, в школе готовят по советским стандартам, далёким от передовых исследований. А санитарно-гигиенические нормы зачастую нарушаются — у каждого школьника есть история про таракана в столовой.
Что делать, если вы недовольны питанием ребёнка в школе
Если вы хотите, чтобы ребёнок не пропускал приёмы пищи, питался горячей и свежей едой домашнего приготовления, в качестве которой вы всегда уверены, то присмотритесь к семейному обучению.
Забрать ребёнка из школы можно по желанию семьи — никакие специальные причины не требуются. А учиться дома может быть даже эффективнее, чем в школе, потому что экономишь время и не отвлекаешься. Режим питания школьника не нарушается — ребёнок ест качественную и вкусную домашнюю еду.
Источник
Роспотребнадзор (стенд)
Роспотребнадзор (стенд)
Рациональное питание детей и подростков — RSS
Рациональное питание детей и подростков
Рациональное питание детей и подростков
Рациональное питание детей и подростков является одним из важнейших условий, обеспечивающих их гармоничный рост, своевременное созревание морфологических структур и функций различных органов и тканей, оптимальные параметры психомоторного и интеллектуального развития, устойчивость организма к воздействию инфекций и других неблагоприятных внешних факторов.
Питание ребенка должно быть оптимальным. При составлении меню обязательно учитываются потребности организма, связанных с его ростом и развитием, с изменением условий внешней среды, с повышенной физической или эмоциональной нагрузкой. При оптимальной системе питания соблюдается баланс между поступлением и расходованием основных пищевых веществ.
Питание детей и подростков должно соответствовать принципам щадящего питания, предусматривающим использование определенных способов приготовления блюд, таких как варка, приготовление на пару, тушение, запекание, и исключать продукты с раздражающими свойствами.
В основу меню должно быть положено ежедневное использование таких продуктов как хлеб, молоко, масло, мясо, сахар, овощи, фрукты.
Рыбу, яйца, сыр, творог, кисломолочные продукты рекомендуется включать 1 раз в 2-3 дня.
Фактический рацион питания ребенка-школьника во многом зависит от того, какие навыки здорового питания родители успели привить своим детям. Ведь именно в школьном возрасте начинается повальное увлечение детей «фаст-фудом», а у девочек-старшеклассниц — еще и нездоровыми диетами для снижения веса.
В зависимости от возраста рекомендуемый рацион школьника будет отличаться по своему химическому составу (калорийность, количество белков, жиров, углеводов и др.)
Физиологические потребности детей школьного возраста в энергии и основных пищевых веществах
Средняя потребность детей в энергии, ккал/сутки
Рекомендуемая величина потребления белка, г/сутки
Рекомендуемая величина потребления жиров, г/сутки
Рекомендуемая величина потребления углеводов, г/сутки
6 лет (школьники)
11-13 лет (мальчики)
11-13 лет (девочки)
14-17 лет (девушки)
Рекомендуемая масса порций блюд(в граммах) для школьников
Масса порций в граммах для обучающихся двух возрастных групп
С 11 лет и старше
Каша, овощное, яичное, творожное, мясное блюдо
Напитки (чай, какао, сок, компот молоко, кефир и др.)
В режиме младшего школьника должно сохраняться 5-разовое питание. Старшеклассники могут переходить уже на 4-х разовый прием пищи. Важно, чтобы ребенок не отказывался от обязательного горячего завтрака в школе, который должен проводиться после 2-го или 3-го урока.
При разработке меню для питания школьника предпочтение следуетотдавать свежеприготовленным блюдам, не подвергающимся повторной термической обработке, включая разогрев замороженных блюд.
В примерном меню не допускается повторение одних и тех же блюд или кулинарных изделий в один и тот же день или в последующие 2-3 дня.
Завтрак должен состоять из закуски, горячего блюда и горячего напитка, рекомендуется включать овощи и фрукты.
Обед должен включать закуску, первое, второе (основное горячее блюдо из мяса, рыбы или птицы) и сладкое блюдо. В качестве закуски следует использовать салат из огурцов, помидоров, свежей или квашеной капусты, моркови, свеклы и т.п., с добавлением свежей зелени. В качестве закуски допускается использовать порционированные овощи (дополнительный гарнир). Для улучшения вкуса в салат можно добавлять свежие или сухие фрукты: яблоки, чернослив, изюм и орехи.
В полдник рекомендуется включать в меню напиток (молоко, кисломолочные продукты, кисели, соки) с булочными или кондитерскими изделиями без крема.
Ужин должен состоять из овощного (творожного) блюда или каши; основного второго блюда (мясо, рыба или птица), напитка (чай, сок, кисель). Дополнительно рекомендуется включать, в качестве второго ужина, фрукты или кисломолочные продукты.
Особое внимание в питании школьника нужно уделять белковой составляющей рациона, при этом на долю белков животного происхождения должно приходиться не менее 60%. Потребностям растущего детского организма в наибольшей степени соответствует молочный белок, в связи с чем, молоко и молочные продукты рассматривают как обязательный, не подлежащий замене продукт детского питания. Для детей школьного возраста суточная норма молока (кефира и др.) — 500 мл. Следует учитывать, что 100 г молока соответствует 12 г сухого молока или 25 г сгущенного. Отдавать предпочтение лучше обогащенным молочным продуктам – с добавлением витаминов, йодированного белка, лактулозы, бифидобактерий.
Школьникам рекомендуются молочные продукты со сниженной жирностью: в них столько же кальция и белка, как и в жирных продуктах, и степень их усвоения лучше.
Самыми важными ростовыми аминокислотами являются лизин, триптофан и гистидин, поэтому важно, чтобы в рационе школьника были их источники — мясо, рыба, яйца, творог, сыр, кальмары, бобовые.
Рационально употреблять мясо (птицу) 2-3 раза в неделю, чередуя его с рыбой. При этом лучше готовить блюда из филе говядины, телятины, нежирной свинины в отварном и запеченном виде.
Школьникам, особенно младшего возраста, стоит жестко ограничивать, а лучше исключить жареное, копченое, колбасные изделия (последние богаты солью, «скрытыми» жирами и содержат нитрит натрия). Перед готовкой с мяса лучше обрезать видимый жир и снимать кожу с птицы. И, если иногда жарите мясо ребенку, то лучше это делать на сковороде с решеткой, чтобы жир стекал в сковороду или после жарения выкладывайте продукт на чистую салфетку для впитывания излишков жира.
Важным преимуществом мяса является большое количество в нем легкоусвояемого железа (в отличие от железа овощей и фруктов), которое особенно необходимо девочкам-старшеклассницам, иначе возрастает риск развития железодефицитной анемии.
Еще одним обязательным белковым продуктом в рационе школьника является рыба. Белки рыб расщепляются пищеварительными ферментами быстрее и легче, чем белки говядины, т.к. не содержат соединительнотканных белков (эластина). Рыба богата высокоценными 3-омега жирными кислотами, витаминами Д, А, группы В, минеральными веществами K, S, P, J, Zn, Fe, Cu и др. В рыбе много метионина, который улучшает правильное усвоение (а не накопление) жиров.
Школьникам следует ограничивать в питании соленую, консервированную, вяленую, копченую рыбу, т.к. она богата солями мочевой кислоты и натрием, что может способствовать заболеванию суставов и развитию гипертонической болезни у ребенка. Отдавать предпочтение следует морской рыбе и морепродуктам (если у ребенка нет аллергии), так как они источник йода, который необходим для улучшения интеллектуального развития школьника и профилактики зоба.
Оптимальным в рационе школьника должно быть содержание жира (см. таблицу). Недостаток жиров может приводить к снижению иммунитета, а избыток — к нарушению обмена веществ, ухудшению усвоения белка, расстройству пищеварения.
Лучшими источниками углеводов в питании школьников являются фрукты, овощи и каши. Ежедневно на столе должны быть фрукты и овощи зеленого, желтого (оранжевого), красного (бордового) цвета, тогда в организм ребенка будут поступать почти все необходимые организму витамины, микроэлементы и биологически активные вещества (индолы, полифенолы, ликопин, хлорофилл и др., которые и придают тот или иной цвет растению и при этом выполняют важные функции в организме). В целом, школьник должен употреблять не менее 400 г овощей и фруктов в день.
С мясными и рыбными блюдами в качестве гарнира ребенку лучше давать сочные овощи: салат, шпинат, мангольд (листовая свекла), все виды капусты, спаржу, кабачки, тыкву, лук, редис, огурцы.
Обязательно нужно контролировать потребление ребенком кондитерских изделий и булочек (часто дети покупают их во время перемен и по пути из школы): избыточное содержание их в рационе может способствовать развитию нарушения обмена веществ, что приводит к аллергии, сахарному диабету и ожирению.
Источник
Правильное питание детей — залог здоровья
Антонина Шепотько
Правильное питание детей — залог здоровья
Правильное питание детей – залог здоровья
Среди множества разнообразных факторов, постоянно действующих на развитие детского организма и его здоровье, важнейшая роль принадлежит питанию. Питание в раннем детстве накладывает отпечаток и влияет на дальнейшее развитие ребенка и его состояние здоровья не только в детско-подростковом возрасте, но и во взрослой жизни.
Правильное, или рациональное питание – это такое питание, которое обеспечивает укрепление и улучшение здоровья, физических и духовных сил человека, предупреждение и лечение заболеваний. Одним словом, правильное питание – это здоровое питание. Рациональное питание – это необходимое условие гармоничного роста, физического и нервно-психического развития ребенка, устойчивости к действию инфекций и других неблагоприятных факторов внешней среды.
Большинство дошкольников посещают детский сад, где получают пять раз в день необходимое по возрасту питание. Поэтому домашний рацион должен дополнять, а не заменять рацион детского сада. С этой целью в каждой группе воспитатели вывешивают ежедневное меню, чтобы родители могли с ним ознакомиться. Поэтому дома важно дать ребенку именно те продукты и блюда, которые он недополучил днем.
Питание детей дошкольников должно учитывать особенности его пищеварительной системы, которая еще не окрепла и не сформировалась. Рацион питания ребенка должен состоять из легко усваиваемых компонентов.
Чтобы ребенок рос здоровым и крепким, обладал хорошим иммунитетом и активно развивался, как физически, так и умственно,требуется соблюдать ряд основных принципов составления рациона:
— соблюдение требования по получению необходимого количества энергии из пищи, которая требуется для умственной и физической активности;
— разнообразие детского рациона питания – один из основных факторов его сбалансированности. Кроме этого, требуется учитывать индивидуальные особенности организма ребенка, а также помнить о возможной непереносимости тех или иных продуктов питания;
— питание должно обеспечивать детский организм всеми необходимыми питательными веществами;
— соблюдение технологии обработки продуктов, а также приготовления пищи, выполнение санитарных норм в помещениях, где готовится еда, использование только свежих продуктов без истекшего срока годности – данные требования также можно отнести к особенностям составления рациона питания дошколят.
Количество полученной из пищи энергии измеряется в калориях,однако ее ценность заключается не только в этом: немаловажное значение имеет и состав пищи. Углеводы, жиры и белки, минеральные вещества, вода – все это требуется для «строительства» клеток и костной ткани.
Белки – занимают особое значение, так как без них не может осуществляться построение основных элементов органов и тканей. Они не могут быть заменены другими пищевыми веществами. Недостаток в рационе ребенка белков не только замедляет нормальный рост и развитие, но и влияет на функцию головного мозга и работу иммунной системы организма.
Жиры – это источник энергии, принимают участие в обмене веществ, способствуют выработке иммунитета.
Углеводы – основной источник энергии, способствует усвоению в организме белков и жиров. Избыточное же количество углеводов ведет к нарушению обмена веществ.
Минеральные соли и микроэлементы являются строительным материалом для органов, тканей, клеток и их компонентов. Обеспечить их поступление в организм особенно важно в период активного роста и развития ребенка.
Витамины — в суточном рационе должно быть достаточное количество всех витаминов. Витамины необходимы для нормального течения биохимических реакций в организме, усвоения пищевых веществ, роста и восстановления клеток и тканей
Большое значение в рационе питания имеет вода, так как без нее не могут происходить жизненные процессы. В сутки для ребенка необходимо около полутора литров воды.
Правильное питание для детей дошкольного возраста — это источник энергии и лекарство от многих болезней. Если вы действительно хотите, чтобы ваш ребенок имел крепкое здоровье, был красивым, физически и духовно активным, гармонично развитым, и с хорошим иммунитетом, то правильное питание должно быть основой в его жизни. Правильно организованное питание детей дошкольного возраста — это одна из главных задач детского сада и родителей.
Режим в питании создает лучшие условия для усвоения пищи. Не соблюдение режима приводит к утрачиванию аппетита и к снижению выделения пищеварительных соков.
Полноценное развитие детского организма – во многом состояние здоровья ребенка зависит от того, насколько грамотно составлен рацион питания.
Питаниеребенка дошкольного возраста должно быть:
— полноценным, содержащим в необходимых количествах белки, жиры, углеводы, минеральные вещества, витамины, воду;
— разнообразным, состоять из продуктов растительного и животного происхождения. Чем разнообразнее набор продуктов, входящих в меню, тем полноценнее удовлетворяется потребность в пище;
— доброкачественным — не содержать вредных примесей и болезнетворных микробов. Пища должна быть не только вкусной, но и безопасной. Следует ограничить потребление продуктов и блюд с повышенным содержанием соли, сахара и специй.
— достаточным по объему и калорийности, вызывать чувство сытости. Получаемое дошкольником питание должно не только покрывать расходуемую им энергию, но и обеспечивать материал, необходимый для роста и развития организма.
Таким образом, правильное питание – это не диета и не строгость к организму ребенка, а норма, освоив которую, ребенок будет здоров.
1. Галаева Г., Климова Ю. «Разговор о правильном питании» // Обруч -№5, 2002г.
2. Дружинина Л. Питание ребенка в детском саду и дома // Дошкольное воспитание. –№6, 1998г
3. Махонева М. «Воспитание здорового ребенка» // Дошкольное воспитание №6, 2002г.
Двигательная активность — залог здоровья детей! Фотоотчет из жизни малышей Двигательная активность необходима для растущего организма, неподвижность утомляет детей. Внутри каждого ребенка свой двигатель- моторчик.
Фотоотчет об выставке плакатов, рисунков, стенгазет «Физкультура, спорт-залог здоровья детей!» Доброе время суток, уважаемые коллеги, гости моего блога. Представляю Вашему вниманию фотоотчет об выставке плакатов, рисунков, стенгазет.
Фотоотчет «Правильное питание — залог здоровья!» Всемирный день защиты прав потребителей 15 марта 2016 года прошёл под девизом: «Исключить антибиотики из меню» В Самарской области в преддверии.
Конспект занятия «Правильное питание — здоровое питание» с детьми старшей группы Цель: создание условий, для развития познавательной активности у детей о правильном питании. Задачи: Обучающие: Закрепить знания детей о.
Консультация для родителей «Залог здоровья малыша» Очень часто мы слышим много такого рода вопросы: «От чего зависит здоровье ребенка?», «Когда начинать заботиться о здоровье ребенка?» и.
Перспективный план работы к проекту «Правильное питание» Сентябрь. Тема №1 «Вводная». Цель:знакомство с героями и жителями «Страны Здоровья». Мероприятия: -диагностика знаний детей о культуре принятия.
Проект «Здоровое питание, залог здоровья!» Подготовила: Кузнецова Оксана Сергеевна МБДОУ Детский сад№28 «Здоровое питание, залог здоровья!».Здоровье– это необходимый компонент.
Проект «Здоровое и правильное питание детей дошкольного возраста» Тип проекта: образовательный Сроки реализации: краткосрочный (месяц) Участники: воспитанники старшей группы, воспитатели, помощник воспитателя,.
Изготовление эмблемы здоровья «Здоровый образ жизни семьи — залог здоровья ребенка» Здоровый образ жизни семьи – залог здоровья ребенка. Елена Владимирова. В наше время большое внимание уделяется подрастающему поколению,.
Источник