5 принципов здорового общения по методу “Открытый диалог”
Исследования нейрофизиолога Мартина Новака показали, что в основе эволюции стоит не борьба за выживание, а отбор наиболее эффективных стратегий сотрудничества. Иными словами, оптимальный путь развития людей лежит не через вражду, а через общение и дружбу. Эволюция – процесс бесконечный. Мы уже придумали этикет, уголовный кодекс и соцсети. А что ждет впереди? Вдруг мы научимся исцеляться от болезней, переживаний и жизненных проблем в беседах за чашкой чая? Ученый-физиолог Дмитрий Шаменков разработал технологию, призванную решить эту задачу. Метод “Открытый диалог” активно практикуется с 2012 года и пользуется поддержкой Сеченовского университета. Он работает, так как основан на законах существования живых систем. Вот его основные принципы.
Наличие цели
Помните, зачем вы общаетесь и к какому результату хотите прийти. Заранее договаривайтесь об общей цели общения и возвращайтесь к ней, если чувствуете, что уходите в сторону.
Со стороны практика “Открытый диалог” выглядит довольно просто. Участники собираются небольшой группой, договариваются о принципах общения и затем по очереди делятся своими чувствами и ощущениями “здесь и сейчас”. Спустя пару часов – столько в среднем длится сессия – они выписывают полученные инсайты в дневники и расходятся. Казалось бы, ничего сложного. За счет чего возникает терапевтический эффект? В первую очередь, благодаря наличию общей цели.
Клетка, человек, семья, общество – это живые системы, действующие по закону целеполагания. Цель всегда шлифует живую систему под определенный результат. Поэтому, в случае социального взаимодействия, которое всегда нестабильно, о ней важно договариваться заранее. Общая цель для всех практиков “Открытого диалога” – здоровье в глобальном смысле этого слова: психическом, физическом, материальном и пр. Одновременно каждый участник может ставить себе конкретные задачи в рамках конкретной сессии при условии, что они не противоречат общей цели.
Слова “цель”, “целое” и “исцеление” не случайно происходят от одного корня. Каждый человек нецелостен, нездоров, по-своему. У кого-то проблемы в финансах, у кого-то с телом или личной жизнью.
Договариваясь об общей цели, участники процесса общения выступают друг для друга партнерами по обретению целого, интенсивно проживая нечто, большее чем они сами.
Ненасилие
Принимайте себя и других такими, какие есть. Не пытайтесь изменить свои или чужие суждения, мнения и состояния. Фокусируйтесь на наблюдении за собственными реакциями и переживаниями.
Никто не знает, что закопано внутри у другого. Взрослый человек – продукт своей среды и готовая к взрыву бомба из вытесненных желаний и травм. Представьте другую картину. Общество – это набор черных ящиков с уникальными стратегиями восприятия и реагирования. Ящики строят коллективы и семьи, вслепую нажимая на кнопки друг друга. Они по-своему интерпретируют информацию и принимают решения, основанные на личных домыслах. Ящики умудряются выживать вместе только потому, что сходятся в общих понятиях: жить хорошо, болеть плохо, еда – в холодильнике. Но на уровне более тонкой коммуникации их общение – утомительная и бесконечная игра в защиту-нападение. Узнаете себя? Я – да. Это самые популярные стратегии коммуникации.
Принцип ненасилия означает, что, увидев в себе нечто неприятное, его не нужно стыдиться, подавлять, взламывать или сносить. Достаточно просто признать его присутствие. Нейрофизиологические механизмы защиты формировались годами и когда-то помогали нам выжить. С ростом осознанности они просто растворятся. Что касается окружающих, то всякая попытка изменить другого бесполезна.
Золотое правило саморегуляции живой системы гласит: “Любое воздействие извне вызовет противодействие, по силе превышающее воздействие”.
Другие – это зеркало
Помните о том, что увидеть свои привычки, стереотипы, паттерны мышления и коммуникационные стратегии можно лишь в процессе общения с другими людьми.
“Сиди тихо, ешь кашу, иди в школу” – воспитание детей зиждется на подавлении желаний. В результате постоянного неудовлетворения у взрослеющего человека срабатывает компенсация. Чтобы не чувствовать боли от нереализованных желаний, он вытесняет переживания и проецирует их вовне на других людей. И вот уже взрослой Кате кажется, что с подругой что-то не так. И с мамой. И с прохожими в метро. Правда ли это? Неизвестно, ведь люди – черные ящики.
Но всегда хорошо вспомнить, что каждый человек смотрит на мир из собственных травм, а другие лишь создают условия для обнаружения его внутреннего содержания.
Честность
Проявляйтесь в общении максимально искренне и признавайтесь вслух, если чувствуете, что обманываете себя.
Казалось бы, что проще – сказать то, что придет, когда придет момент сказать. Просто выразить себя. Что я прямо сейчас чувствую. Но окружающие проявляют нам наши внутренние свойства, которые часто кажутся неприятными и стыдными. И этот стыд – основное препятствие тому, чтобы выйти на уровень здорового общения. В этом случае нужно просто набраться смелости и признать: мне жутко страшно проявлять то, что я сейчас чувствую. И вот это станет максимальной правдой в моменте настоящего.
Мне кажется, что собеседник раздражен? На самом деле, я не знаю, что чувствует человек. Но я точно могу сказать, что я испытываю раздражение. Я не знаю, чье оно – мое или другого человека, — но я его четко чувствую. Это становится первым шагом к правде, когда я возвращаю себе свои чувства.
Когда вместо того, чтобы успокаивать человека, которому больно, я говорю: “Мне тоже больно. Я испытываю раздражение и хочу убежать от этой боли”.
Человек – часть системы высшего порядка
Ищите решения на уровне выше своего индивидуального сознания, объединяясь с теми, кто разделяет принципы здорового общения.
Мы – взаимозависимые социальные тела, не способные действовать “по своей воле”, даже если так не кажется. То, что происходит, запрограммировано и решается на уровне систем более высокого порядка, чем мы можем осознать. Мы подобны клеткам, которым неведомо, о чем думает организм. Хорошие новости: в отличие от клеток, мы можем выныривать на более высокий уровень сознания и влиять на переписывание программ. И все благодаря созданию здоровых объединений друг с другом, локальных систем, в которых мы синхронизируемся текущими состояниями с одной простой целью – прожить опыт целого.
Проживание этого опыта и преодоление затыков, мешающих его прожить, нас в буквальном смысле исцеляет.
Статья написана на основе беседы с Дмитрием и Юлией Шаменковыми, а также инструкторами школы “Открытый Диалог” Натальей Гариповой, Натали Калининой и Катериной Глебовой. Подробнее узнать о методе “Открытый диалог” можно на сайте школы .
Мнение редакции может не совпадать с мнением автора. В случае проблем со здоровьем не занимайтесь самолечением, проконсультируйтесь с врачом.
Источник
Беседа-диалог о здоровом образе жизни
классный час по теме
Основы здоровьесберегающих мероприятий
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
beseda_ozdorovom_obraze_zhizni.docx | 15.73 КБ |
Предварительный просмотр:
Беседа – диалог «Здоровье и вредные привычки.
Цель:формирование здорового образа жизни у детей и стойкого отношения к соблазнам; развитие умения дать объективную оценку соблазну.Воспитывать ответственное отношение к своему здоровью;познакомить с простыми средствами его поддержания,вспомнить культурно-гигиенические навыки которыми владеют дети.
Ребята сегодня наша беседа посвещена здоровью и здоровому образу жизни.
Объясните, почему так говорят:
1.Здоровье дороже золота.
2.Здоровья не купишь.
3.Здоров будешь – всего добудешь.(дети объясняют значение поговорок,воспитатель помогает и дополняет ответы детей)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация-отчёт по профилактике здорового образа жизни на конференции.
В начальной школе МОУ СОШ с.П-Березовка разработана система спортивного оздоровления учащихся. Она включает в себя программу «Здоровый Я – здоровая Россиия!», диагностику и мониторинг заболеваем.
Здоровье — бесценное достояние не только каждого человека, но и всего общества. При встречах, расставаниях с близкими и дорогими людьми мы желаем им доброго и крепкого здоровья так как это — осн.
В настоящее время остро встала проблема болезненности населения. Все чаще и чаще мы узнаем о болезнях, которые добавляет нам экология, загрязненность воды, ненатуральные продукты. Ребенка надо приучат.
Программа помогает формирования у подрастающего поколения установок на ЗОЖ, на возрождение духовных традиций русского человека, на воссоздание авторитета семьи. Она направлена на решение задачи не тол.
Конспект внеклассного заняти о здоровом образе жизни.
Конспект урока предназначен для обучающихся 4 класса корреционных школ.Комбинированный урок.
Источник
Диалоги о здоровье на уроках русского языка. Цель здоровьесберегающих образовательных технологий обучения – обеспечить школьнику возможность сохранения. — презентация
Презентация была опубликована 5 лет назад пользователемИннокентий Басов
Похожие презентации
Презентация по предмету «Русский язык, Литература, Чтение» на тему: «Диалоги о здоровье на уроках русского языка. Цель здоровьесберегающих образовательных технологий обучения – обеспечить школьнику возможность сохранения.». Скачать бесплатно и без регистрации. — Транскрипт:
1 Диалоги о здоровье на уроках русского языка
2 Цель здоровьесберегающих образовательных технологий обучения – обеспечить школьнику возможность сохранения здоровья за период обучения в школе, сформировать у него необходимые знания и навыки по здоровому образу жизни, научить использовать полученные знания в повседневной жизни.
3 Критерии здоровьесберегающих технологий: 1. Почему и для чего? – однозначное и строгое определение целей обучения. 2. Что? – отбор и структура содержания. 3. Как? – оптимальная организация учебного процесса
4 4. С помощью чего? – методы, приемы, средства обучения. 5. Так ли это? – объективные методы оценивания результатов обучения, соответствие принципам здоровьесбережения.
5 ТЕМА: «Союз как часть речи. Простые и составные союзы.» Цели: дать понятие о союзе как части речи; формирование умений отличать простые союзы от составных, расставлять знаки препинания; ознакомление учащихся с советами по сохранению и укреплению здоровья.
6 Словарный диктант Гигиена, поликлиника, гимнастика, стресс, медицина, недостаток кислорода, вредные привычки, профилактика заболеваний, компьютер, правильное питание, бессонница, безопасное поведение.
7 Секреты здоровья Екатерины Великой Когда в России разразилась оспа, Екатерина Великая бросила ей смелый вызов. Английские доктора утверждали, что необходимы прививки. К сожалению, население категорически отказывалось от них. Тогда императрица собственным примером положила начало вакцинации. Во дворец привезли больного мальчика, из язвочек на его теле был взят соскоб и перенесен на
8 руку императрицы. Несколько дней императрица тяжело болела, а по выздоровлении все приближенные потянулись делать прививки. Эпидемия отступила, и Екатерина устроила грандиозный праздник – победы над оспой. Императрица внимательно следила, чтобы в каждом городе была открыта больница и аптека. Уже будучи в преклонном возрасте,
9 Екатерина уделяла большое внимание внукам. Особенно старшему – Александру, будущему императору. Она заменила колыбельки жесткими кроватками, чтобы раз и навсегда исключить соблазн покачать младенца. В комнате ребенка всегда поддерживалась прохлада – ребенка надо закаливать с первых
10 дней жизни. Ни в коем случае не разрешала держать внуков на руках более нескольких минут. Если ребенок плакал, то его выкладывали на гладкий шерстяной ковер, расстеленный на полу. Екатерина считала, что этим достигается двойная польза: ребенок учится сам себя успокаивать и быстрее начинает ползать.
11 1. Хрен да редька, лук да капуста – лихого не допустят. 2. Где просто, там живут лет до ста. 3. Ум и здоровье дороже всего. 4. Человека лень не кормит, а здоровье только портит. 5. Даже собака знает, что травой лечатся.
12 1. Здоровье не ценят, пока не приходит болезнь. 2. Здоровье – вещь удивительная, потому что его можно накопить. 3. Здоровье не купишь, так как им можно только расплачиваться. 4. Если не бегаешь, пока здоров, придется побегать, когда заболеешь.
13 Оттого что Вследствие того что В силу того что Благодаря тому что 1. Морковь содержит витамины и минеральные вещества. Она особенно полезна детям.
14 2. Теннис тренирует все мышцы, укрепляет сердце, кости, улучшает кровообращение. Многие люди выбирают этот вид спорта. 3. Прививка от гриппа была сделана вовремя. Удалось избежать болезни.
15 4. Компьютер дает большую нагрузку на зрение. Необходимо соблюдать некоторые правила работы с ним.
Источник
Как построить диалог с пациентом?
В условиях современной жизни бывает непросто выстроить доверительные и тёплые отношения между врачом и пациентом. Как правильно следует себя вести медицинскому работнику, выстраивая с больными продуктивный диалог, с минимумом конфликтов и без и переходов границ? Есть несколько эффективных психологических методов, которые можно успешно применять в работе, но для этого необходимо вооружиться знаниями в сфере психологии и одного из её разделов — современной конфликтологии.
Психология поведения пациента
Особенности психики пациента определяют сразу несколько факторов. Прежде всего, врачу следует знать о том, что любое серьёзное заболевание часто лишает человека возможности жить прежней жизнью и делать то, чем он занимался ранее. Изменение личных планов, отказ от достижений желанных целей — всё это чаще всего приводит человека в состояние фрустрации, проявляющееся:
- постоянным напряжением;
- тревожностью;
- вспышками гнева;
- разными формами отчаяния.
В качестве примера можно привести острые реакции пациентов с псориазом или дерматитом на утрату внешней красоты и привлекательности.
Отдельным фактором, определяющим поведение пациента, является боль. Она накладывает сильный отпечаток на характер, мысли и эмоции. Постоянные болевые ощущения часто сопровождаются астенией, под которой понимают как физическое, так и душевное истощение.
И само заболевание, и боль оказывают сильное воздействие на психику человека, более того: они преломляются через призму особенностей его личности, темперамента и характера. В связи с этим врачам рекомендуется учитывать типовые особенности поведения больных в процессе общения, сбора анамнеза, обследования, постановки диагноза и лечения.
Есть категория больных, считающих себя осведомлёнными в медицинских вопросах. Они много читают о своей болезни, но поскольку не имеют специального образования, их знания чаще всего бывают несистематическими и ошибочными. Общение с такими больными выстраивать сложно. Что касается информированности о заболевании, человек может просить или даже требовать от врача назначить ему то или иное лечение либо метод диагностического исследования.
Каждый пациент, независимо от возраста, уровня образованности и социального статуса, выстраивает у себя в сознании собственную, внутреннюю картину своего заболевания. Это его личные ощущения и переживания, основанные на том, как конкретный человек с учётом его личностных особенностей представляет болезнь и связанные с нею факторы. При этом под факторами, связанными с заболеванием, понимают сложные сочетания всех эмоциональных переживаний, внутренних конфликтов и психологических травм.
То, как относится больной к врачу, тоже является неотъемлемой частью его поведения и оказывает сильное влияние на взаимоотношения с доктором и ход лечения. На отношение к врачу влияют такие факторы:
- потребности и ожидания человека;
- поведение самого врача;
- первое впечатление, которое доктор производит на больных во время первичного приёма.
При этом на отношение больного к врачу могут оказывать влияние действие лекарств и режим, который врач рекомендовал ему соблюдать в связи с текущим заболеванием.
Есть пациенты, ожидающие от докторов доброты, внимательности, чуткости, сопереживания. Для других хороший врач — это, прежде всего, специалист, имеющий высокие профессиональные качества, а личные отношения находятся на втором плане.
Не менее важный критерий поведения пациента — его ценности и фокус личности. От этого зависит, как человек относится к своему заболеванию и каким образом будут проходить его лечение и дальнейшая реабилитация. Люди, ставящие здоровье на верхушку пирамиды ценностей, возвращаются к прежней деятельности гораздо реже, чем те, кто считает здоровье ценностью, стоящей наравне с другими.
В зависимости от черт характера формируется и отношение пациента к своему заболеванию. Для одних характерно полное принятие ответственности за происходящее на себя, другие же винят в случившемся судьбу, фатальность и т.д. Первой категории больных свойственны:
- активная борьба с патологией;
- постоянное пополнение знаний о ней;
- умение соблюдать режим и диеты, прописанные врачом;
- своевременный приём лекарственных препаратов.
Вторая категория менее активно борется с болезнью, но, тем не менее, не отказывается от медицинской помощи.
Среди свойств личности больных в особую категорию следует выделить внушаемость. Чем более она развита, тем меньше человек склонен к чёткому и логическому объяснению происходящего с ним. Врачам следует знать о том, какие пациенты более внушаемы, так как именно это определяет их внутренние психологические мотивации и установки. Обычно человека с высокой степенью внушаемости определить несложно:
- у него низкий уровень самооценки;
- он часто проявляет покорность (например, своему заболеванию);
- он слишком стеснителен и доверчив;
- у него высокий уровень тревожности;
- он слабо мыслит логически и чрезмерно эмоционален в общении;
- у него слабая воля, а психика при этом функционирует медленно.
Также необходимо учиться выстраивать отношения с больными с высоким уровнем тревожности. Под тревожностью понимают сильный страх, проявляющийся, как правило, без видимых причин. Человек чувствует себя неуверенно, выглядит беспомощным и проявляет бессилие перед внешними обстоятельствами. Высокая тревожность (вкупе с внушаемостью) встречается у людей с тяжёлыми соматическими патологиями, а также у тех, кто переживает серьёзные психотравмирующие последствия.
Бесплатная консультация по вопросам обучения
Наши консультанты всегда готовы рассказать о всех деталях!
Ещё одно качество пациентов, с которым нередко приходится сталкиваться во время врачебной практики — это догматизм. Догматикам свойственно проявлять недоверие буквально ко всему, что говорит врач, поэтому при беседе с ними иногда полезно ссылаться на известные авторитеты в области медицины. Догматики любят цитирование, ссылки и прямые логические доказательства.
Темперамент больного — не менее важный критерий, определяющий как его поведение, так и характер в целом. Именно темперамент «задаёт» основную динамику работы человеческой психики, одинаково проявляющуюся в разных аспектах жизни и деятельности. Различают несколько свойств, применимых к темпераменту:
- уровень реактивности;
- уровень сенситивности;
- уровень активности;
- показатель соотношения реактивности с активностью;
- скорость эмоциональных и других реакций;
- гибкость (пластичность) психики;
- экстраверсия или интроверсия.
В свою очередь, для врача наиболее важными являются два последних определения. Если пациент экстраверт, с ним легко установить контакт, так как основной фокус его личности направлен во внешний мир. Интроверты же — это «люди в себе», занятые, преимущественно, восприятием своего субъективного мира. Крайняя степень проявления интроверсии — это ригидность, отсутствие гибкости, зацикленность пациента на своём заболевании, неумение видеть дальнейшие позитивные перспективы и варианты.
Уровень сенситивности — показатель, определяющий реакции пациента на боль, на проводимые обследования, а также способность к конфликтам с медперсоналом. Больные с высокой реактивностью психики склонны к конфликтам больше, чем другие. Меланхолик часто переоценивает опасность симптоматики, а флегматик, наоборот, недооценивает её. Холерики отличаются невнимательностью, так как у них разговорная речь порой «обгоняет» более глубокие процессы мышления и анализ. При общении с пациентами, имеющими холерический темперамент, рекомендуется повторно задавать им одни и те же вопросы, формулируя их иначе. Сангвиники особенно склонны недооценивать серьёзность своей болезни, поэтому их следует тактично убеждать в необходимости лечения.
Познавательные процессы, речь и внимания у всех тоже различны. Речь идёт об ощущениях, восприятии, внимании, памяти, мышлении и воображении. При разговоре с пациентом врач должен понимать, с каким типом личности он имеет дело. Если оказывается, что у человека плохая память, к этому нужно относиться с особой настороженностью, так как при назначении лекарств, обследованиях необходимы регулярность приёма и дисциплинированность. Например, больному с плохой памятью можно порекомендовать ставить в телефоне напоминание о приёме препаратов или записывать день обследования в специальный блокнот.
Бывают люди с «тугоподвижным» мышлением, чрезмерно развитым воображением и ещё целым рядом особенностей психики, которые врачу нужно учитывать в своей работе, не игнорируя ни одну из них.
В процессе врачебной практики и постоянного общения с людьми можно условно разделить их на «аналитиков» и «синтетиков». Аналитичность и синтетичность — это своего рода познавательные стили, с помощью которых человек познаёт и анализирует окружающую его действительность. Для аналитиков характерен очень подробный рассказ о своём заболевании с частым «застреванием» на мелочах и несущественных деталях. При этом для него самого мелочей не существует в принципе, а каждая подробность представляется ему важной. Аналитики, как и догматики, отличаются дотошностью и в общении с докторами. Они пытаются получить от медработников максимально подробную информацию о болезни и обо всём, что прямо или косвенно связано с нею.
Что касается «синтетиков», с ними общаться легко и просто. Они будут удовлетворены минимальной информацией, предоставленной врачом, с основными общими выводами, инструкциями и рекомендациями. При этом «синтетик» мало интересуется клинической картиной своего заболевания и внутренними ощущениями: он, главным образом, ориентирован на результат. Важно понимать, что несмотря на лёгкость в общении, такие люди могут скрывать серьёзные симптомы либо, считая их незначительными, просто не говорить о них доктору.
Почему возникают конфликты с пациентом?
Конфликты пациентов с врачами, к сожалению, происходят в нашем обществе всё чаще. В разных средствах массовой информации можно найти случаи, когда конфликтную ситуацию люди не могут решить в пределах медицинского учреждения. Известны прецеденты, когда пациенты подают на врачей в суд по малейшему поводу. К сожалению, работая с разными людьми, медработникам нужно учитывать и это. Избежать конфликта получается далеко не всегда. Однако если научиться владеть рядом несложных психологических приёмов с учётом соблюдения профессиональных стандартов общения, можно избежать многих серьёзных проблем.
Основные причины возникновения конфликтных ситуаций между врачом и пациентом следующие:
- взаимные неуважение и грубость;
- плохое качество лечения;
- слишком высокие требования пациента;
- самоуверенность врача;
- маленькая зарплата доктора.
Согласно проведённым социологическим исследованиям, самые частые ситуации, по причине которых возникают конфликты, можно описать так:
- невнимательное отношение к больному. Бывает, что врачи, по тем или иным причинам, не проявляют особого интереса к работе, ведут себя равнодушно, без внимания и настороженности к симптоматике у пациентов. Это может быть связано с профессиональным выгоранием, ошибкой в выборе профессии или слишком низкой оплатой труда;
- когда больного консультируют разные врачи, и их действия в плане обследования, постановки диагноза и лечения выглядят несогласованными. Это приводит к путанице и всем вытекающим из неё проблемам: неправильной постановке диагноза, отсутствию чёткого плана лечения и др.;
- если пациент не давал официального согласия на лечение определённым способом;
- когда документация в медицинском учреждении ведётся неправильно или беспорядочно;
- отсутствие профессиональной компетенции специалиста;
- личностные особенности как врачей, так и больных;
- люди не хотят тратить много денег на лечение. Такое желание с их стороны бывает вполне оправдано. Многие частные клиники, пытаясь заработать как можно больше денег, пытаются «раскручивать» больных на ненужные дорогостоящие процедуры или исследования, порой не имеющие прямого отношения к основному заболеванию. Однако и со стороны пациентов можно часто наблюдать неразумный подход, когда денежные траты жизненно необходимы, но человек «идёт на принцип» и упорно не желает принимать это как должное.
В последнем случае пациенты порой не желают понимать, что сумма лечения (стоимость лекарств, обследования, манипуляции и проч.) не зависит от личных желаний и амбиций врачей.
Секреты правильного общения с пациентом
При ведении практики врачу нужно осознавать, что главная цель его работы — оказывать людям реальную медицинскую помощь в виде комплекса услуг, являющихся для них жизненно необходимыми. При общении с пациентами нельзя:
- игнорировать их вопросы, даже если они кажутся глупыми и нелепыми;
- игнорировать факт присутствия человека в кабинете;
- говорить о том, какая тяжёлая работа у докторов и как они загружены;
- ставить больных перед фактом ограниченного времени приёма;
- говорить о своём плохом самочувствии;
- негативно отзываться о других медицинских работниках, даже если в их деятельности есть ошибки;
- разговаривать с людьми на повышенных тонах;
- делать замечания по поводу внешнего вида пациента;
- прерывать приём исходя из личных причин. В крайнем случае, следует принести извинения;
- привлекать больных в качестве помощников (просить пригласить другого человека в кабинет, искать информацию в медицинских документах);
- обсуждать с пациентами других врачей, акцентируя внимание на их ошибках и недочётах;
- решать личные проблемы больных.
Знакомясь с больными, врачу обязательно нужно сообщать им своё имя и, в свою очередь, спрашивать, как их зовут. При разговоре надо смотреть на человека, не избегая его взгляда. Тон голоса должен быть спокойным и приятным, а все вопросы следует задавать коротко и чётко. Рекомендуется учитывать и принципы невербального общения (например, нельзя скрещивать руки на груди). Когда человек отвечает на вопросы, каждый ответ надо выслушивать до конца, стараясь его не перебивать. Вся информация должна быть сообщена больному с учётом специфики его возраста и интеллекта. Избыточная жестикуляция недопустима, равно как и мимика, демонстрирующая неуважение (к примеру, закатывание глаз).
Иногда врачи любят демонстрировать свою компетентность, употребляя в присутствии пациентов непонятные им слова и термины. В общении с ними этого следует избегать, а если человек стремится «уйти в сторону», его нужно мягко остановить, сосредоточив внимание на важной информации.
Любая форма общения, начиная от приветствия и заканчивая прощанием, должна быть корректной и вежливой. В конце приёма обязательно нужно поинтересоваться, остались ли у больного ещё вопросы, и если это так, терпеливо и кратко на них ответить.
Узнать ещё больше о том, как следует выстраивать отношения с пациентами можно, приняв участие в онлайн-семинаре «Особенности коммуникации врачебного приёма». Семинар организован при Академии медицинского образования и состоится 27 июня 2020 года, а к участию приглашаются медработники всех должностей и специальностей.
В процессе мероприятия участники научатся более продуктивно развивать свои коммуникативные навыки, работая в разных направлениях и приобретая практические знания, необходимые для общения с больными в условиях современной жизни. Авторскую программу семинара подготовила Инесса Павловна Леббех, врач-офтальмолог, эксперт в области коммуникативных навыков, бизнес-тренер. Более подробно о программе, условиях участия и других организационных моментах можно узнать, обратившись с сообщением в диалоговом окне сайта или воспользовавшись другой удобной формой обратной связи.
Бесплатная консультация по вопросам обучения
Наши консультанты всегда готовы рассказать о всех деталях!
Источник