Изучение биологии человека в курсе 8-го класса не может обойти вниманием вопросы изучения состояния здоровья школьников, его сохранения и укрепления. Введение в содержание уроков этого аспекта позволяет усилить практическую направленность преподавания, формировать познавательный интерес к предмету, поднимает воспитательный потенциал уроков. В этой статье остановимся лишь на способах изучения состояния здоровья, т.е. самодиагностике.
Здоровье – это состояние физического, психологического и социального благополучия. Здоровье – состояние организма, отвечающее его оптимальной саморегуляции, согласованной работе органов во взаимодействии с окружающей средой. Самодиагностику состояния здоровья принято проводить по состоянию физического здоровья. Физическое здоровье – это определенный уровень функциональной активности (работы) основных систем органов.
Совокупность методов изучения состояния здоровья, основанных на определении строения или функциональных признаков, называется антропометрией. Различают методы соматометрические (длина и масса тела и т.д.), физиометрические (мышечная сила, жизненная емкость легких и т.д.), соматоскопические (например, состояние опорно- двигательной системы).
Определение гармоничности физического развития по антропометрическим данным
Измерение роста с помощью ростомера. Для определения роста надо встать на платформу ростомера, касаясь вертикальной стойки пятками, ягодицами, межлопаточной областью и затылком. Рассчитайте свой рост (для среднего типа телосложения) для своего возраста и пола по формуле (рост в см, возраст в годах).
Для девочек от 3 до 14 лет: рост = 6 х возраст + 76 Для мальчиков от 3 до 16 лет: рост = 6 х возраст + 77
Оценка результатов: отклонение от средних величин не должно превышать 3 – 3,5 см для девочек и 2,5 см для мальчиков. Если результаты измерений отличаются от расчетных более чем на 20%, то это может указывать на эндокринные нарушения.
Измерение массы тела с помощью медицинских весов. Среднюю массу тела подростков рассчитайте по формуле: М = 10 + 2В, где М – масса тела (в кг), В – возраст подростка (в годах).
Расчет можно произвести по-другому:
Сравните полученные теоретические данные со своими измерениями.
Измерение окружности грудной клетки. Испытуемый поднимает руки, экспериментатор накладывает сантиметровую ленту так, чтобы она проходила по нижним углам лопаток сзади и по среднегрудинной точке спереди. Окружность измеряется в трех фазах: во время паузы при обычном спокойном дыхании, при максимальном вдохе и максимальном выдохе. Экскурсия грудной клетки – это разница между величинами окружностей на вдохе и выдохе. У здоровых молодых людей экскурсия должна быть 6–9 см. Теоретический расчет окружности грудной клетки (ОГ, в см) для лиц 13–17 лет, не занимающихся спортом, проведите по формулам:
для мальчиков ОГ = 4,1 х возраст + 20, для девочек ОГ = 2,2 х возраст + 45.
Сравните расчетные данные с результатами ваших измерений.
Определение пропорциональности телосложения.
Вариант 1. Воспользуйтесь формулой:
где А – показатель пропорциональности телосложения.
Оценка полученных результатов: 87–92% – пропорциональное физическое развитие, меньше 87% – относительно малая длина ног, более 92% – большая длина ног.
Оценка полученных результатов: при нормальном телосложении величина А составляет 50–55%. При А 55% – сильное.
Весо-ростовой индекс(ВРИ) – это соотношение между ростом человека (Р) и его весом (М). Он рассчитывается по формуле:
Норма упитанности составляет 220–260 г/см. Рассчитайте свой весо-ростовой индекс, сравните с нормой.
Проба по Бутейко. Сядьте удобно, расслабьтесь, сделайте спокойный вдох и неполный выдох, зажмите нос пальцами и заметьте, сколько секунд вы можете не дышать. Если после задержки дыхания возникает глубокий вдох, значит, проба проведена неточно.
Оценка состояния: задержка дыхания более 40 с – здоров, 20–40 с – здоровье ослаблено, менее 20 с – человек болен.
Уровень здоровья (по Н.М. Амосову). Если вы не болели в течение учебного года – высокий уровень здоровья, если болели во время эпидемии – средний уровень здоровья, если болели во время обычных учебных нагрузок – уровень низкий.
Оценка образа жизни (проводится по пятибалльной системе).
– Достаточно ли внимания вы уделяете физической нагрузке? – Правильно ли питаетесь? – Есть ли у вас какие либо вредные привычки? – Умеете ли вы уменьшать проявления болезни?
Средняя оценка равна полученной сумме баллов, разделенной на 4. Сделайте вывод, что нужно изменить, чтобы быть здоровым.
Степень физической подготовки (пробы Купера). Среди всех видов физических упражнений Купер наилучшими по оздоровительному эффекту считает ходьбу на лыжах, плавание, бег и езду на велосипеде.
Пробы Купера проводятся по бегу. Если во время бега вы можете разговаривать, то нагрузка допустимая. Максимально допустимая частота пульса = 220 – возраст. Наиболее благоприятная частота пульса при физической нагрузке – 130 ударов в минуту. Результаты (в км) 12-минутного теста – ходьбы и бега в любых сочетаниях – оцениваются следующим образом.
Степень подготовки
Результат
мужчины (км)
женщины (км)
Превосходно Отлично Хорошо Удовлетворительно Плохо Очень плохо
больше 3,0 2,75–3,0 2,5–2,75 2,2–2,5 2,1–2,2 меньше 2,1
больше 2,4 2,3–2,4 2,1–2,3 1,9–2,1 1,6–1,9 меньше 1,6
Оценка состояния иммунитета. Симптомы снижения иммунитета: частые вирусные инфекции, простуды (4 и более раз в год), периодическое появление герпеса, бородавок, фурункулов, папиллом, грибковых заболеваний, нагноение царапин, вялое течение воспалительных процессов, наличие хронических заболеваний (тонзиллит, отит, гайморит и т.д.).
Определение состояния здоровья по ногтям.
Состояние ногтей связано с состоянием здоровья. Не все приведенные ниже признаки одинаково значимы, но они могут служить поводом для объективной проверки состояния здоровья.
Бледный цвет ногтей свидетельствует о малокровии. Желтизна ногтей – болезни печени. Синие ногти – сердечная недостаточность. Вогнутые ногти – признак недостатка железа. Выпуклые ногти – сердечная и легочная недостаточность. Длинные продольные линии на ногтях – плохая всасываемость в системе пищеварения. Белые пятна на ногтях – признак стресса. Поперечные борозды – плохое питание или запущенные болезни.
Суточная двигательная активность (регистрируется с помощью шагомера).
Двигательная активность в 30 тыс. шагов и выше считается очень высокой (максимальной), 21–30 тыс. шагов – высокой, 10–20 тыс. шагов – умеренной, ниже 10 тыс. шагов – недостаточной. Помните, «движение как таковое может по своему действию заменить любое лекарство, но все лечебные средства мира не в состоянии заменить действие движений» (Тиссо).
Оценка состояния опорно-двигательного аппарата
Оценка гибкости позвоночника. Школьник становится на кушетку или на стул и руками старается дотянуться до сиденья, которое принимают за нулевую отметку. Ноги сгибать нельзя. Расстояние от нулевой отметки до кончиков пальцев рук измеряется линейкой и служит мерой гибкости. Если человек не может дотянуться до нулевой отметки, то гибкость имеет отрицательное значение. Благоприятным считается результат с положительным значением.
Проверка на равновесие (проба Ромберга). Испытуемый встает на одну ногу, закрывает глаза, вторую ногу сгибает в колене и упирает в бедро другой ноги. Хорошим считается результат, когда испытуемый сохраняет равновесие около 30 с.
Прыжок в длину с места. Длина прыжка должна быть не менее 90 см.
Проверка координации движений. С расстояния 3 м надо ударить теннисным мячом о стенку и поймать отскочивший мяч 3 раза правой и 3 раза левой рукой. Кидая мяч правой рукой, надо поймать его правой, кидая левой – левой. Отличный показатель – 6 раз, хороший – 5 раз.
Определение степени развития мускулатуры плечевого пояса. Окружность плеча определяют дважды: при напряженных мышцах и при расслабленной мускулатуре руки. Вначале руку в супинированном (развернутом ладонью кверху) положении сгибают до горизонтального уровня предплечья и накладывают сантиметровую ленту в месте наибольшего утолщения двуглавой мышцы (а). Затем испытуемого просят сжать кулак и с максимальной силой согнуть руку в локтевом суставе – производят первое измерение (б). После этого, не снимая ленты, делают второе измерение при свободно опущенной руке (в). Измерения проводятся на обеих руках.
где А – показатель развития мускулатуры плеча. Если полученная величина менее 5%, это указывает на недостаточное развитие мускулатуры, ее ожирение. Значение 5–12% показывает нормальное развитие. Выше 12% – сильное развитие мускулатуры плеча.
Правильность осанки. Для вычисления показателя измеряют расстояние между крайними костными точками, выступающими над правым и левым плечевым суставами. Измерение спереди характеризует ширину плеч, а сзади – величину дуги спины.
где А – показатель состояния осанки. В норме этот показатель колеблется в пределах 100–110%. При значениях А менее 90% и более 125% имеется выраженное нарушение осанки.
Соотношение между окружностью талии и ростом в норме составляет 45%.
Определение наличия плоскостопия. Испытуемый встает мокрыми ногами на лист чистой бумаги. Получившийся отпечаток обводится карандашом. С помощью линейки измеряется (в см) ширина плюсневой части ноги (Р) и ширина стопы в ее средней части (К). Расчет производится по формуле:
Источник
3. Диаграмма состояния здоровья систем организма
ПОДВЕДЕМ ИТОГИ ПРОВЕДЕННОГО ТЕСТИРОВАНИЯ.
Вы набрали от 0 до 5 баллов и у Вас нет жалоб — система организма функционирует в пределах нормы. Для поддержания ее в таком состоянии необходимо вести здоровый образ жизни и обеспечить сбалансированное питание.
Если Вы набрали от 5 до 10 баллов — система работает с нагрузкой. Это состояние требует повышенного внимания к ней. В данной ситуации необходимо разработать программу оптимального питания и физической нагрузки. При необходимости скорректировать питание при помощи обогатителей (см. таблицу ниже). Также необходимо усилить экологическую защиту и разработать индивидуальные системы очистки данной системы и всего организма в целом.
Вы набрали 10 баллов и более — система перегружена. При наличии жалоб это могут быть либо начальные, либо сформированные патологические процессы. Желательно изменить образ жизни в сторону оптимальной технологии сохранения Вашего здоровья. Необходима индивидуальная диета, обязательна коррекция питания при помощи натуральных препаратов. Рекомендуется дообследование с разработкой индивидуальной комплексной программы жизнеобеспечения. Любой патологический процесс имеет причину. При ее выявлении и ликвидации можно реально рассчитывать на восстановление здоровья. Чем более комплексный и системный подход к решению возникшей проблемы Вы обеспечите, тем больше вероятность выздоровления. В этом Вам поможет информация об оптимальных условиях функционирования организма (см. информацию на стр. 16). При создании оптимальных условий ослабленная система восстанавливает свой энергетический и физический потенциал.
Комплекс витаминов группы В, МСМ, Противити, Активин, Лецитин.
Источник
Диаграмма 4. Определения физиологических систем и их органов
Она имеет четыре этажа считывания информации.
— По первому от центра внутреннему полукругу располагается цифровая шкала, где можно узнать число повреждённых органов или их основных структур.
— По внешнему полукругу – алфавитная шкала для быстрого перехода на диалог по буквам во время сеанса диагностики с Богом. Они такие же, как и у остальных диаграмм комплекта, что удобно в работе.
— Второй и третий от центра этажи информации поделены на сквозные сегменты с названиями физиологических систем во втором полукруге, которым соответствуют относящиеся к данной физиологической системе основные органы и названия некоторых их жизненно важных структур в третьем этаже.
Когда маятник радиально качается в направлении какого-либо сегмента, то первое, что мы в нём узнаём, это название физиологической системы, напротив которой мелким шрифтом записаны органы. Какой именно орган повреждён, спрашиваем перечислением, направляя маятник на текст, и читая каждое слово с вопросительной интонацией.
Диаграмма 4 составлена в строгом соответствии с Приложением 2, «Радиэстезическая физиология», но информацию перечня всех анатомических структур Приложения 2, пришлось поделить на две диаграммы из-за тесноты. В диаграмме 4 поместились физиологические системы, их основные органы, и некоторые составные части органов из числа часто востребованных. Если для исследования оператору понадобится найти более мелкие структуры органа, которые в ней не перечислены, то всегда по ссылке можно обратиться к первоисточнику – Приложение 2. Радиэстезическая физиология.
Вторая половина Приложения 2 располагается в диаграмме 6,
где перечислены все ткани, разновидности клеток, известные современной медицине, геном и гормоны.
Однажды мне надоело искать повреждённый орган, или его структуру, ткань, либо отдельную клетку способом перечисления по многостраничному списку Радиэстезической физиологии. Это происходило по нескольку раз за сеанс, и было утомительным. Тогда пришла идея ключевые названия организма собрать в одну диаграмму. И однажды я решилась потратить день на то, чтобы выбрать из неё всю важную информацию и втиснуть в секторы диаграмм 4 и 6.
Это оказалось так непросто, что теперь я не принимаю претензий за их мелкий шрифт. Смотрите в лупу. Закачайте файлы с диаграммами на планшет или ноутбук с сенсорным экраном, где текст, показанный маятником, можно увеличить пальцами. Или листайте Приложение 2. Там всё то же самое, только раскидано по разным страницам.
Диаграммы компактней, и пользоваться ими легче. По публикуемой здесь диаграмме 4, например, можно сделать половину работы по определению точного адреса* очага заболевания или патологических изменений в Физическом теле. К тому же, структуры с названиями, перечисленными в Приложении 2 и в диаграммах 4 и 6, имеют голографическое отражение в каждом из тонких тел организма, где они иногда тоже могут быть повреждены. Короче, практика и мой личный опыт показали, что эта диаграмма наравне с Универсальной, не зря занимают место в моей походной тетрадке, а являются основными инструментами скорой помощи себе.
(*) Точным адресом в методе жечес является название (имя) любой структурной или функциональной единицы организма. Самой мелкой структурной единицей в материальном теле человека считается клетка. Но с открытием генома, уже ни клетку, ни хромосому, ни ген назвать самой маленькой и неделимой единицей в организме уже нельзя. Они тоже составные, и построены из полимерных макромолекул. А те в свою очередь – из атомов вещества. Правда, и атом неделимым уже не является, согласно утверждениям современной квантовой физики.
Но не будем буквоедами. Для наших нужд хватит и уровня атомного ядра химического элемента и названия вещества для оптимальной точности в диагностике собственного организма. Приняв за основу атомный вес химического элемента (или вещества неорганической материи) по таблице Менделеева, условно назначим её точкой отсчёта записи полного адреса повреждений в организме. Кстати, атомный вес вещества по числовым характеристикам совпадает и с его порядковым номером в этой гениально составленной таблице.
Ниже мне пока диагностировать и искать причины болезней не приходилось. Но и на этом уровне сбой в работе одного единственного атома способен повредить наше здоровье.
Так глубоко заглядывать в собственные недра организма мы не станем, без особой на то необходимости. А чтобы не делать лишней работы, маятник и Универсальная диаграмма помогут нам определиться с нижним ограничителем адресной цепочки. Делается это просто, по запросу уровня места повреждения в организме.
Например, выясняя привязку записи вербально-числового кода на структурах организма, задаём вопрос:
– На каком уровне в организме записан вербально-числовой код?
Если маятник на Универсальной диаграмме показывает сегмент Физическое тело, то надо задать контрольный вопрос:
– На скольких уровнях в Физическом теле?
Ответ кружением маятника или качанием над цифрой 0, говорит, что ниже спускаться и детализировать место привязки нет нужды, и что числовой код записан на структуре, называемой Физическим телом.
По умолчанию, при запросе уровня, маятник всегда показывает самый нижний уровень, с которого и начинается адрес.
То есть, нет нужды искать ниже, если маятник указывает, например, на сектор Физиологические системы. Достаточно определить, на скольких физиологических системах, и название каждой, если их несколько. И спросить:
– К какому из семи тел организма принадлежит, например, дыхательная физиологическая система, где осела запись числового кода?
Не удивляйтесь, если маятник покажет не на материальное, а на какое-нибудь из тонких тел. Дело в том, что все структуры материального тела имеют свою голографическую копию в каждом из шести тонких тел и ещё одну в организме в целом. Представляете? В многослойном невидимом и тонкоматериальном Банке Данных хранится ещё семь эталонов здорового состояния нашего организма!
Аналогично получается и с уровнями в других секторах, показанных в левой части диаграммы 3. Всё, что находится ниже показанного маятником слоя, в адрес не входит, а все, что выше – имеет для нас значение. Наиболее длинный адрес получается с уровня ядер химических элементов. Где запись адреса может выглядеть так:
Числовой код записан на атоме железа, в гене типа Т, 6-й пары хромосом в одной клетке сердечной мышечной ткани миокарда сердца сердечно-сосудистой физиологической системы Физического тела, и продублирован на атоме водорода, в гене типа Т, 6-й пары хромосом в одной клетке мышечной ткани миокарда сердца сердечно-сосудистой физиологической системы у Астрального двойника Интуитивного тела.
А мне, чтобы выявить и записать такой адрес, потребовалась следующая последовательность перехода по диаграммам.
Универсальная диаграмма 3, где в секторе: «Ядра химических элементов» был найден уровень, с которого начинается адрес. И там же по цифрам определён номер элемента – 26.
где выяснилось, что номеру 26 соответствует железо.
3. Переход на Диаграмму 6, «Определения видов тканей, клеток, генома», где был найден тип гена, номер хромосомной пары, и клетка сердечной мышечной ткани.
4. Затем Диаграмма 4, «Определения физиологических систем и их основных органов», где выяснилось, что сердечная мышечная ткань принадлежит миокарду (структуре органа) сердца (органу) и сердечно-сосудистой физиологической системе.
5. А в самом конце, снова по Универсальной диаграмме, в адрес было добавлено существенное уточнение, что у числового кода с одинаковым содержанием было две записи в разных местах. Первая на атоме железа в Физическом теле, а вторая была продублирована на атоме водорода в таком же типе гена, паре хромосом, клетке, ткани, структуре органа, органе и физиологической системе, но – в Астральном двойнике Интуитивного тела.
Надеюсь, что привела наглядный пример, как найти адрес больного органа или его части, применяя уровневую систему поиска с помощью переходов по подсказкам на Универсальной диаграмме 3.
В самодиагностике методом жечес мы будем постоянно применять их на практике.