Диагностики и методики для выявления отношения младшего школьника к ЗОЖ
материал по зож по теме
Здравствуйте, дорогие гости! Предлагаю Вашему вниманию диагностика как выявить в детском коллективе преобладание отношения к здоровью как к ценности в качестве ценностного отношения к здоровью.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodika.docx | 17.6 КБ |
diagnostika.docx | 15.81 КБ |
Предварительный просмотр:
Методика «Знания о здоровье».
Цель: изучить уровень информированности младших школьников о здоровье и ЗОЖ.
Организация: учащимся предлагается ответить на вопросы анкеты, отметив знаком «+» те варианты ответов, которые, по их мнению, являются наиболее точными (один, несколько или все).
1. Что такое здоровье?
а) отсутствие болезней;
б) способность работать долгое время без усталости;
в) стремление быть лучше всех;
г) хорошее настроение;
2. Почему важно соблюдать режим дня?
а) чтобы все успевать;
б) чтобы быть здоровым;
в) чтобы меньше уставать;
г) чтобы не ругали родители;
3. Какие из перечисленных правил являются правилами личной гигиены?
а) мыть руки, вернувшись с улицы, после посещения туалета, перед едой;
б) чистить зубы два раза в день;
в) своевременно подстригать ногти;
г) следить за порядком в доме;
4.Для чего нужно закаляться?
а) чтобы укрепить здоровье;
б) чтобы все завидовали;
в) чтобы не боятся холода и жары;
г) чтобы тренировать силу воли;
5. Что значит «питаться правильно»?
а) есть все, что нравится;
б) есть в одно и то же время;
в) есть не менее 4 раз в день;
г) есть полезную для здоровья пищу;
6. Почему нужно больше двигаться?
а) чтобы быть выносливым, ловким;
б) чтобы быть быстрее всех;
в) чтобы хорошо себя чувствовать;
г) чтобы не болеть;
Обработка данных: за выбор правильного варианта ответа на вопрос (кроме вариантов 1в, 2г, 3г, 4б, 5а, 6б) учащиеся получают 1 балл. Сумма набранных баллов характеризует уровень знаний о ЗОЖ.
0-4 балла – низкий уровень. Слабая ориентировка в вопросах сохранения и поддержания здоровья, знания отрывочные и бессистемные.
5-9 баллов – средний уровень. Знания о здоровье и ЗОЖ фрагментарны, ответы недостаточно осознанные и полные. Система знаний отсутствует.
10-14 баллов – приемлемый уровень. Хорошая ориентировка в вопросах сферы здравосозидания. Знания достаточно полные, осознанные и систематизированные.
15-18 баллов – высокий уровень. Необходимый объем и глубина знаний и представлений о ЗОЖ и здоровье. Суждения о принципах и сущности здоровьесбережения точны и приведены в систему.
2. Методика «Мое здоровье».
Цель: определить круг умений и навыков ЗОЖ младших школьников.
Организация: учащимся необходимо из предложенных вариантов ответов подчеркнуть один или несколько, которые для них наиболее верны.
1. Кто может позаботиться о твоем здоровье лучше?
а) я сам; б) родители; в) врачи;
2. Как часто ты заботишься о своем здоровье?
а) ежедневно; б) только, когда напомнят родители; в) никогда;
3. Часто ли ты гуляешь на улице?
а) каждый день; б) иногда; в) не гуляю (гуляю редко);
4. Выполняешь ли ты гигиенические процедуры без напоминания взрослых?
а) чищу зубы; б)мою руки (ноги и т.д.); в)принимаю душ (ванну);
5. Выполняешь ли ты режим дня?
а) всегда; б) изредка; в) не выполняю;
6. Как ты ведешь себя во время болезни кого – ни будь из членов семьи?
а) забочусь о больном, беру на себя некоторые обязанности по дому;
б) сострадаю, но ничем помочь не могу
в) веду себя так же, как всегда.
Оработка данных: проводится качественный анализ результатов. О сформированности умений и навыков ЗОЖ судят по характеру выборов учащихся. Наиболее предпочтительными являются те из них, которые свидетельствуют о высокой здравосозидательной активности ребенка.
3. Методика «Гигиенические навыки».
Цель: выявить степень сформированности у младших школьников навыков гигиенического поведения (мытье рук).
Организация: перед тем, как класс пойдет обедать в школьную столовую, учитель напоминает детям: «Не забудьте вымыть руки».
В течении недели учитель ведет наблюдение за качеством выполнения каждым из детей гигиенической процедуры по следующим показателям: использование мыла, мытье не только ладоней, но и тыльной поверхности кисти, вытирание рук полотенцем (салфеткой) насухо.
Обработка данных: данные фиксируются в таблице произвольной формы. На основе показателей качества деятельности делается вывод о степени сформированности навыков гигиенического поведения у младших школьников.
4. Методика «Ценностные ориентации».
Цель: выявить место здоровья в системе ценностных ориентаций младших школьников.
Организация: ученикам предлагается проранжировать предложенные варианты ценностей исходя из их личной значимости.
Здоровье (отсутствие болезней, хорошее настроение).
Благополучие в семье (Любовь, взаимопонимание, достаток и др.).
Материальная обеспеченность (много денег, хорошая одежда и др.).
Счастье других (хорошее отношения между людьми, забота о близких, окружающих людях и др.).
Красота природы, искусства (переживание прекрасного).
Обработка данных: проводится анализ результатов ранжирования; делается вывод о месте здоровья в системе ценностных ориентаций учащихся.
Предварительный просмотр:
Экспресс-диагностика представлений о ценности здоровья учащихся 4-х классов
Инструкция для педагога
Из приведенных далее десяти утверждений о здоровье нужно выбрать (отметить кружком номер) четыре, которые учащийся сочтет наиболее подходящими. Важно объяснить детям, что все утверждения правильные, поэтому проверяется не знание правильного ответа, а отношение к здоровью, как явлению человеческой жизни.
1.Мы здоровы, потому что ведем здоровый образ жизни (двигаемся, правильно питаемся).
2.Мы здоровы, если нам повезло: наш организм сильный от природы и может сам защитить себя.
3.Здровье – это жизнь без вредных привычек (табака, спиртного, наркотиков, переедания и др.).
4.Мы здоровы, потому что умеем отдыхать и расслабляться после учебной и физической нагрузки.
5.Здоровье зависит от врачей и уровня развития медицины.
6.Здоровье зависит, главным образом, от личной гигиены (соблюдения режима дня, привычки чистить зубы и т.п.).
7.Когда человек здоров, он хорошо учиться и работает, не волнуется и не болеет. Учеба и здоровье зависят друг от друга.
8.Чтобы быть здоровым, надо таким родиться. Здоровье зависит от удачи и от здоровья наших родителей, а мы получаем его по наследству.
9.Если есть хорошая квартира, высокая зарплата, удобный график работы, чистая окружающая среда, то есть и здоровье.
10.Человек здоров, если он духовно и физически совершенствует себя, постоянно стремится к лучшему.
Источник
Выявление уровня сформированности здорового образа жизни у младших школьников
База исследования: МБОУ «ОЦ № 11» г. Череповца, 3 «А» класс в количестве 24 человек. Учитель: Чеп Надежда Мироновна.
Цель констатирующего эксперимента – выявить уровень сформированности здорового образа жизни у младших школьников.
Соответственно данной цели нами были поставлены следующие задачи констатирующего эксперимента:
1)сформулировать критерии и показатели, и на их основе дать характеристику уровням сформированности здорового образа жизни у младших школьников;
2)в соответствии с критериями и показателями подобрать и провести методики, позволяющие выявить уровень сформированности здорового образа жизни у младших школьников;
3)проанализировать результаты по каждому критерию сформированности здорового образа жизни у младших школьников и определить общий уровень.
На основе анализа психолого — педагогической литературы мы выделили критерии и показатели сформированности здорового образа у младших школьников, представленные в таблице (см. Таблицу 2).
Критерии, показатели, методики изучения сформированности здорового образа жизни у младших школьников
Критерии | Показатели | Методики |
Когнитивный | наличие определенных знаний, относительно здорового образа жизни; понимание различных сторон знаний о здоровье: гигиенические требования и нормы, основы правильного питания, режим труда и отдыха, двигательная активность и т.д. | Методика 1. Анкета «Знания о здоровье и здоровом образе жизни» |
Мотивационно — потребностный | Положение ценности «здоровье» в системе ценностей ребенка. | Методика 2. Анкета «Ценностные ориентации» |
Деятельностный | наличие деятельности по осуществлению здорового образа жизни. | Методика 3. Анкета «Участие школьников в здоровьесберегающих и пропагандирующих ЗОЖ мероприятиях» (Н. С. Гаркуша) |
На основе данных критериев и показателей нами были выделены следующие уровни сформированности здорового образа жизни у младших школьников:
Высокий (36 – 29 баллов) —младший школьник владеет знаниями основ здорового образа жизни; в системе ценностей ценность «здоровье» занимает ведущее место; младший школьник является активным участником мероприятий оздоровительной направленности.
Средний (28 — 18) —младший школьник владеет знаниями основ здорового образа жизни не в полном объеме, знает о некоторых правилах личной гигиены, режима организации питания; в системе ценностей ценность «здоровье» занимает промежуточное положение; младший школьник является участником большинства мероприятий оздоровительной направленности.
Низкий (менее 18) —знания основ здорового образа жизни отсутствуют или фрагментарны; ценность «здоровье» занимает последнее место в системе ценностей; младший школьник не участвует или редко участвует в мероприятиях оздоровительной направленности.
Для выявления уровня сформированности здорового образа жизни у младших школьников были использованы следующие методики: анкета «Знания о здоровье и здоровом образе жизни», анкета «Ценностные ориентации» и анкета «Участие школьников в здоровьесберегающих и пропагандирующих ЗОЖ мероприятиях».
Методика 1 «Знания о здоровье и здоровом образе жизни»
Цель: изучить уровень информированности младших школьников о здоровье и здоровом образе жизни.
Оборудование:листочки с анкетой для учащихся, ручка.
Инструкция: «Ребята, отметьте знаком «+» те варианты ответов, которые, по вашему мнению, являются наиболее точными (один, несколько или все)».
Содержание методики: представлено в приложении (см. Приложение 1)
Уровни оценивания:
Высокий уровень (15-18 баллов) – необходимый объем и глубина знаний и представлений о ЗОЖ и здоровье. Суждения о принципах и сущности здоровьесбережения точны и приведены в систему.
Средний уровень (10-14 баллов) – хорошая ориентировка в вопросах сферы здравосозидания. Знания достаточно полные, осознанные и систематизированные.
.Низкий уровень (4-9 баллов) – Знания о здоровье и ЗОЖ фрагментарны, ответы недостаточно осознанные и полные. Система знаний отсутствует.
Обработка результатов:
В методике принимало участие 24 человека.
При проведении методики были получены следующие результаты:
Высокий уровень – 13 % (3 человека)
Средний уровень — 54 % (13 человек)
Низкий уровень — 33 % (8 человек)
Результаты по методике представлены в приложении (см. Приложение 2), работы детей в приложении (см. Приложение 3).
В обобщенном виде результаты изучения осведомленности младших школьников о здоровье и здоровом образе жизни представлены в таблице (см. Таблицу 3).
Уровни осведомленности младших школьников о здоровье и ЗОЖ
Уровень | Количество учащихся |
Абсолютное число | % |
Высокий уровень | |
Средний уровень | |
Низкий уровень |
Процентное соотношение уровней осведомленности младших школьников о здоровье и ЗОЖ представлено на диаграмме (см. Рисунок 1).
Рис. 1 Диаграмма уровней осведомленности младших школьников о здоровье и ЗОЖ
В ходе констатирующего эксперимента выявлено, что большинство учеников имеют средний уровень осведомленности о здоровье и ЗОЖ, что составляет 54%. Ученики хорошо ориентируются в вопросах сферы здравосозидания. Знания достаточно полные, осознанные и систематизированные.
13% учеников имеют высокий уровень осведомленности о здоровье и ЗОЖ.
На низком уровне находится 33 % обучающихся класса. Знания у детей о здоровье и ЗОЖ фрагментарны, ответы недостаточно осознанные и полные. Система знаний отсутствует.
Например, Дарья К., которую можно отнести к представителям с высоким уровнем осведомленности о здоровье и здоровом образе, дала 16 правильных ответов на вопросы анкеты. Матвей Б. дал 6 правильных ответов на вопросы, что говорит о низком уровне осведомленности о здоровье и здоровом образе жизни.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что большинство детей имеют средний уровень осведомленности о требованиях ЗОЖ.
Методика 2 «Ценностные ориентации»
Цель:выявить место здоровья в системе ценностных ориентаций младших школьников.
Оборудование:листочки с анкетой для учащихся, ручка.
Инструкция: «Ребята, подпишите вверху листочка имя и фамилию. Внимательно прочитайте вопросы и расположите данные словосочетания/слова в последовательности от 1 до 5: 1 – это для меня очень значимо, 5 – это для меня имеет наименьшее значение».
Содержание методики: представлено в приложении (см. Приложение 4).
Уровни оценивания:проводится анализ результатов ранжирования; делается вывод о месте здоровья в системе ценностных ориентаций учащихся.
Высокий уровень (4-5 баллов) – ценность здоровья занимает ведущее место в системе ценностей ребенка.
Средний уровень (3 балла) – ценность здоровья занимает среднее положение в системе ценностей младшего школьника.
Низкий уровень (1-2 балла)– в системе ценностей ценность «здоровье» занимает последнее место.
Обработка результатов:
В методике принимало участие 24 человека.
При проведении методики были получены следующие результаты:
Высокий уровень – 66 % (15 человек)
Средний уровень — 17% (4 человека)
Низкий уровень — 17% (4 человека)
Результаты по методике представлены в приложении (см. Приложение 2), работы детей в приложении (см. Приложение 5).
В обобщенном виде результаты изучения места здоровья в системе ценностей у младших школьников отображены в таблице (см. Таблицу 4).
Уровни места здоровья в системе ценностей
Уровень | Количество учащихся |
Абсолютное число | % |
Высокий уровень | |
Средний уровень | |
Низкий уровень |
Процентное соотношение уровней места здоровья в системе ценностей представлено на диаграмме (см. Рисунок 2).
Рис. 2 Диаграмма уровней места здоровья в системе ценностей
В результате проведения методики 2 выявлено, что у большинства учеников здоровье занимает ведущее место в системе ценностей, что составляет 66%.
У 17% учеников ценность « здоровье» занимает промежуточное положение в системе ценностей.
Низкий уровень места здоровья в системе ценностей имеют 17% учеников класса.
Например, Катя К. отводит ведущее место ценности «здоровье» из представленного перечня. Это позволяет сделать вывод о том, что данный ученик находится на высоком уровне.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что у более половины класса в системе ценностей ведущее место занимает ценность «здоровье».
Методика 3 «Участие школьников в здоровьесберегающих и пропагандирующих ЗОЖ мероприятиях» (Н. С. Гаркуша)
Цель:выявить наличие деятельности по осуществлению здорового образа жизни.
Оборудование:листочки с анкетой для учащихся, ручка.
Инструкция: «Ребята, подпишите вверху листочка имя и фамилию. Внимательно прочитайте вопросы и отметьте знаком «+» пункты, характерные для Вашего образа жизни».
Содержание методики: представлено в приложении (см. Приложение 6).
Высокий уровень (13 – 10 баллов) – наличие физической и творческой активности детей как элемента стиля жизни, то есть целеустремленная деятельность школьника для укрепления здоровья, развития физического потенциала и достижения физического совершенства, для эффективной реализации своих задатков с учётом личностной мотивации и социальных потребностей.
Средний уровень (9 – 6 баллов) – недостаточная активность в мероприятиях здоровьесберегающей направленности вследствие отсутствия в должной степени мотивации на ведение здорового образа жизни.
Низкий уровень (менее 6 баллов) – отсутствует потребность ведения здорового образа жизни, проявляется пассивность в самосовершенствовании и самореализации в процессе приобретения знаний о здоровье человека.
Обработка результатов:
В методике принимало участие 24 человека.
При проведении методики были получены следующие результаты:
Высокий уровень – 33% (8 человек)
Средний уровень — 42 % (10 человек)
Низкий уровень — 25% (6 человека)
Результаты по методике представлены в приложении (см. Приложение 2), работы детей в приложении (см. Приложениие7).
В обобщенном виде результаты по установлению наличия деятельности младшего школьника по осуществлению здорового образа жизни отображены в таблице (см. Таблицу 5).
Уровни деятельности младшего школьника по осуществлению ЗОЖ
Уровень | Количество учащихся |
Абсолютное число | % |
Высокий уровень | |
Средний уровень | |
Низкий уровень |
Процентное соотношение уровней деятельности младшего школьника по осуществлению ЗОЖ представлено на диаграмме (см. Рисунок 3).
Рис. 3 Диаграмма уровней деятельности младшего школьника по осуществлению ЗОЖ
В результате проведения методики 3 выявлено, что большинство учеников имеют средний уровень деятельности по осуществлению ЗОЖ, что составляет 42%.
Например, Дарья Кузн., которую можно отнести к представителям с высоким уровнем деятельности, активно принимает участи во всех мероприятиях. А Артем М., показавший низкий уровень деятельности, неактивно участвует в данных мероприятиях.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что в классе преобладает средний уровень деятельности по осуществлению ЗОЖ.
Анализ результатов трех методик позволил выявить уровень сформированности ЗОЖ у младших школьников (см. приложение 2).
В обобщенном виде результаты по установлению уровня сформированности ЗОЖ у младших школьников отображены в таблице (см. Таблицу 6).
Уровни сформированности ЗОЖ у младшего школьника
Уровень | Количество учащихся |
Абсолютное число | % |
Высокий уровень | |
Средний уровень | |
Низкий уровень |
Процентное соотношение уровней сформированности ЗОЖ представлено на диаграмме (см. Рисунок 4).
Рис. 4 Диаграмма уровней сформированности ЗОЖ у младших школьников
Данные диаграммы позволяют сделать вывод, что большинство учеников в классе имеют средний уровень сформированностиности ЗОЖ. Это составляет 71%. Это даёт право предполагать, что учащиеся не в полном объёме владеют правилами ведения здорового образа жизни, а также не испытывают высокую потребность к ЗОЖ, 13% учащихся находится на высоком уровне сформированности ЗОЖ. Такие ученики знают правила ведения ЗОЖ, активно принимают участие в оздоровительных и здоровьесберегающих мероприятиях. На низком уровне находится 16% учеников, можно сделать вывод, что учащиеся не проявляют активности по ведению ЗОЖ, а также не владеют правилами ЗОЖ.
Таким образом, в ходе констатирующего эксперимента с учетом выделенных критериев и показателей, подобранных методик, нам удалось выявить исходный уровень сформированности ЗОЖ у учеников 3 «А» класса. Большинство учеников (71 %) имеют средний уровень, 13% учащихся находятся на высоком уровне и 16% на низком.
Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰).
Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций.
Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим.
Источник