Меню

Диагностика уровня психологического здоровья детей

Диагностика уровня психологического здоровья детей

Проблема сохранения здоровья подрастающего поколения является одной из центральных в современном образовании и рассматривается в рамках здоровьесберегающей педагогики. Современная система образования предъявляет высокие требования к уровню развития ребенка. Он должен быть физически и психически зрелым, владеть достаточно большим объемом представлений об окружающей действительности и ориентироваться в ней, уметь устанавливать контакты и строить процесс общения со сверстниками и взрослыми, управлять своим поведением, быть мобильным в меняющихся условиях.

На основе анализа педагогической деятельности МДОУ ЦРР — д/с № 158 педагогический коллектив решил обратиться к экспериментальному изучению проблемы «Проектирование здоровьесберегающего пространства ДОУ».

В результате работы супервизорной группы, обеспечивающей совместную деятельность всех педагогов, работающих с детьми: воспитателей, педагога-психолога, учителя-логопеда, музыкального руководителя, инструктора по физической культуре и врача, выявлено, что свыше 75 % детей характеризуются различным сочетанием незрелости их эмоционально-волевой, когнитивной и физической сферы. Полученные нами результаты подтверждаются данными ученых о постепенном и стойком ухудшении ситуации развития подрастающего поколения, увеличение количества детей с показателями низкой нормы в интеллектуальном и физическом развитии в связи с экологическим и социальном кризисом в нашей стране (И. Дубровина)

Данная ситуация потребовала от нас пересмотра и расширения возможностей использования здоровьесберегающих технологий, направленных на поиск методов, приемов, соответствующих индивидуально-психологическим возможностям детей. Вслед за ведущими учеными, работающими над определением стратегии совершенствования образовательного пространства и обеспечения здоровья детей, мы считаем, что это возможно за счет внедрения эффективных способов работы с информацией, повышения реализации индивидуального потенциала развития ребенка, профилактики болезней нервной регуляции и декомпенсации имеющихся хронических патологий, что будет способствовать снижению психофизиологической «цены» обучения.

В процессе проведения экспериментальной работы мы столкнулись с необходимостью в определении критериев и выбора адекватных методов оценки уровня сформированности психологического здоровья детей дошкольного возраста.

В первую очередь мы обратились к определению понятия здоровья. В докладе Комитета экспертов Всемирной Организации Здравоохранения (ВОЗ) здоровье рассматривается «как состояние физического, умственного, социального благополучия, а не отсутствие болезни или физических недостатков». Здоровье — это комплексная категория, которую следует понимать как физическое, так психическое и психологическое здоровье:

  • в физическом плане — умение преодолевать усталость, возможность действовать в оптимальном для себя режиме, нормальное функционирование возможностей организма;
  • в психологическом плане:

а) интеллектуальное — проявление умственных способностей, любознательности, высокого уровня обучаемости;

б) социально-нравственное — честность, эмпатичность, коммуникабельность, терпимость;

в) эмоциональное — уравновешенность, эмоционально-эстетическая отзывчивость на прекрасное, способность удивляться и восхищаться.

Центральным понятием является психическое и психологические здоровье. В комплексных гуманитарно-естественнонаучных исследованиях психическое развитие ребенка и психическое здоровье рассматриваются в причинно-следственной связи / И. Дубровина с сотр./, а здоровье — как образовательный продукт / В.А. Орлов, В.И. Панов/.

В гуманистической психологии, в частности, в работах А. Маслоу, психическое здоровье рассматривается, с одной стороны, как реализация того, что заложено в человеке от природы, с другой стороны, стремление к гуманистическим ценностям. На основе анализа психолого-педагогической литературы нами были определены критерии психического здоровья детей, к которым мы отнесли:

  • подвижность инертность психических процессов
  • произвольность импульсивность двигательной и познавательной сферы
  • продуктивность истощаемость психических функций
  • адекватность и критичность поведения
  • работоспособность утомляемость
  • устойчивость к информационному стрессу (адаптационные возможности психики)
  • межполушарный перенос и межполушарное взаимодействие.

Результатом психического здоровья детей является здоровая психика.

Оценка показателей психического здоровья мы проводим посредством нейропсихологической диагностики, диагностики индивидуально-типологических особенностей («Теппинг-тест» О. Черниковой, «Корректурные пробы» тест Тулуз-Пьерона).

Как показывает анализ литературы, психологическое здоровье в большей мере рассматривается в качестве характеристики личностных проявлений (И. Дубровина). В качестве критериев психологического здоровья детей мы выделили:

  • адекватный возрасту уровень эмоционально — волевой и познавательной сфер личности
  • способность планирования своей деятельности
  • позитивный образ Я-концепции
  • возможность саморегуляции психических состояний
  • самокритичность
  • самостоятельность
  • способность к рефлексии, эмпатии
  • сформированность навыков общения

Результатом психологического здоровья детей является здоровая личность.

Оценка показателей психологического здоровья проводится нами посредством диагностических методик, методов наблюдения за детьми в различных видах деятельности, проективных рисуночных методик (рисуночный тест «Я в детском саду», «Рисунок семьи» А. Хоментаускас, тест Люшера (ЦТО), карта наблюдений Д.Скотта, «Секрет» Т.А.Репина и др.).

Источник

Читайте также:  Уголок здоровья шаблон для оформления

Программа «Здоровьесберегающие и здоровьевосстанавливающие технологии в образовательном учреждении» Перминова Елена Анатольевна

Главная > Программа

Информация о документе
Дата добавления:
Размер:
Доступные форматы для скачивания:

Диагностика психологического здоровья.

Физическое развитие и здоровье ребенка не может не рассматриваться в единстве с его психическим развитием и здоровьем. Поэтому педагогом-психологом нашего учреждения Е.А.Перминовой проводится диагностика психологического здоровья детей, которая необходима для профилактики дезадаптации и охватывает весь период дошкольного детства.

Параметрами определения показателей психологического здоровья в работе педагога-психолога являются:

1.Статус ребенка в группе, его эмоциональное состояние, самооценка.

2.Познавательные психические процессы: память, внимание, мышление, воображение, восприятие.

Для изучения и выявления особенностей развития каждого ребенка и групп для последующего учета в работе с детьми (создание и реализация индивидуальных и групповых развивающих – коррекционных программ) педагог-психолог интерната использует следующие психологические методы: наблюдение, беседу, тесты, анкеты, проективные методики.

1.Для определения психологического статуса ребенка применяется диагностическая методика «Два домика2, «День рождения», в которых изучается характер отношений со сверстниками у детей 5-7лет, их симпатии и антипатии к членам группы.

Диагностика эмоционального состояния проводится с применением детского теста тревожности «Выбери нужное лицо», графической методики «Кактус», «Страхи в домиках», по шкале тревожности Р.Сирса, тест Люшера, «Ханд тест»

Самооценка определяется методикой «Лесенка», «Какой я?».

2.Для изучения состояния познавательных психических процессов дошкольников (внимания, памяти, мышления, воображения, восприятия), определение уровня развития умственных способностей и выявления детей с задержкой психического развития применяются диагностические программы исследования познавательного развития детей по возрастам, «Психологическая готовность детей к обучению в школе»

3. Личность ребенка исследуется при помощи диагностических методик: «Выбери нужное лицо», «Несуществующее животное», «Рисунок человека».

4.Определение наличия коммуникативных потребностей детей методом «Наблюдение – анализ».

После проведения анализа полученных результатов диагностики педагогом—психологом даются рекомендации педагогам и родителям в форме индивидуальных и групповых консультаций.

В ходе диагностического исследования эмоциональной сферы детей старших дошкольников были выявлены нарушения в эмоциональной сфере (с высоким уровнем тревожности, агрессивные, импульсивные, с проблемами общения и поведения) и были сформированы коррекционные группы. Занятия проводились педагогом-психологом 1 раз в неделю в течение всего коррекционного периода, с ноября по март.

В начале учебного года проводится диагностика уровня развития познавательной сферы детей, для выработки индивидуального маршрута развития детей и определения детей группы «риска» (ПМПК), определения форм и методов развивающей и коррекционной работы с детьми.

В январе проведено промежуточное обследование познавательной сферы детей группы «риска» (ПМПК0, с целью выработки дальнейших направлений и форм коррекционной работы.

В апреле педагог-психолог провел индивидуальное обследование познавательной и эмоционально-волевой сферы у детей с речевыми нарушениями (детей, направляемых на ПМПК).

Диагностика детско-родительских отношений проводилась педагогом — психологом в течение года методом наблюдения и по запросу родителей, обратившихся за психологической помощью.

Для оказания адекватной психологической поддержки детям нашего учреждения необходима диагностика эмоционального выгорания педагогов. Педагог – психолог провел в декабре диагностическое исследование педагогов интерната В.В.Бойко «Диагностика эмоционального выгорания». Результаты явились основанием для проведения педагогом-психологом коррекционной и психопрофилактической работы с педагогами нашего учреждения. С января по май педагогом психологом проведены групповая консультация: «О синдроме эмоционального выгорания и технике безопасности в работе педагогов и других специалистов социальной сферы», групповые психологические обучающие тренинги с педагогами: «Способы регуляции психических состояний», «Релаксационные техники», «Способы медитации – визуализации». В следующем году педагогом-психологом планируется проведение рефлексивного тренинга для педагогов и тренинга личностного роста.

Результаты диагностических исследований педагога-психолога отражаются в карте индивидуального развития ребенка и психологической документации учреждения: протоколы диагностических исследований, схемы учета результатов тестирования, заключения по результатам исследований, анализ, выводы и рекомендации педагогам и родителям.

Читайте также:  Как здоровье алла иошпе

2.Система психологической поддержки и помощи детям

Для решения задач, поставленных комплексной целевой программой оздоровления детей, и в частности задач психолого-педагогической деятельности в интернате педагогом-психологом нашего учреждения разработана система психологической поддержки и помощи детям.

Важнейшими компонентами этой системы являются:

успешная адаптация дошкольников к условиям интерната;

развитие навыков общения детей со сверстниками;

создание рациональной организации жизнедеятельности ребенка;

личностно-центрированное взаимодействие с взрослыми;

построение коррекционно-развивающей среды, содействующей развитию индивидуальности ребенка, формирующей позицию активного участника;

здоровьесберегающие технологии в организации педпроцесса в интернате.

В нашем образовательном учреждении разработана программа целая система предупреждения дезадаптации детей при приеме в интернат, так как в большинстве случаев поступление ребенка в интернат сопровождается проблемой его адаптации к новым нормам и правилам жизни, и далеко не все дети успешно с ней справляются. Возникновение у ребенка «адаптационного синдрома» является прямым следствием его психологической неготовности к выходу из семьи.

В системе предупреждения дезадаптации задействованы специалисты нашего интерната:

Заведующий интернатом решает следующие задачи:

— при поступлении ребенка в интернат в процессе беседы с родителями собирает сведения о ребенке, его семье, об условиях его воспитания в семье, об уровне его общего развития, решает вопрос о приеме ребенка;

— знакомит родителей с системой работы интерната: образовательной программой, организацией жизнедеятельности детей и взрослых в пространстве интерната, рассказывает о работе специалистов, ориентирует родителей на участие в этой работе, знакомит с воспитателями. При этом данная беседа решает ряд психологических задач: создание положительного отношения к интернату, снятие тревожности родителей за своего ребенка, ориентация на сотрудничество.

Медицинские работники (врач, медсестры) проводят медико-оздоровительную работу: сбор анамнеза, просветительскую работу с родителями, составляют индивидуальные назначения, укрепляющие нервную и иммунную системы детей, реализуют общеукрепляющие мероприятия для всех детей, оказывают индивидуальную медицинскую помощь детям «группы риска», в течение 5 дней с момента поступления ребенка в интернат наблюдают за его физиологическим состоянием, осуществляют контроль за соблюдением санитарно-эпидемиологического режима.

Психологическое обеспечение адаптационного периода осуществляет педагог-психолог

На первом этапе деятельность педагога – психолога включает в себя:

— групповые консультации для педагогов и родителей (устные и письменные, в виде информации на стендах;

— помощь воспитателям в организации анкетирования родителей;

— индивидуальные консультации для родителей и педагогов.

На втором этапе:

-анализ результатов анкетирования: выделение факторов (биологического, социального), которые могут неблагоприятно сказаться на социально-психологической адаптации ребенка; получение данных о навыках ребенка, о степени самостоятельности, привычках, что позволит наиболее эффективно построить взаимодействие воспитателя с ребенком, исходя из его потребностей и индивидуальных особенностей, что достаточно актуально в период адаптации.

Первые два этапа работы педагога – психолога несут профилактическую функцию.

Третий этап работы – реализация профилактических и коррекционных мер для оптимизации процесса адаптации. На данном этапе большое значение имеет непосредственная индивидуальная работа с детьми, у которых наблюдается тяжелая адаптация.

Кроме того, педагог – психолог разрабатывает рекомендации воспитателям для работы с поступающими детьми (ежемесячная страничка «Рекомендации психолога»). В рекомендациях: развивающие игры для формирования чувств уверенности детей в окружающей обстановке и с взрослыми: «Найди игрушку», «Как пройти?», «Чьи вещи?», на сближение детей между собой: «Давайте познакомимся», «Раздувайся пузырь», «Чей голос», «Расскажи стихи руками», рекомендации воспитателям о создании позитивной установки: доброжелательный тон воспитателя, помощь старших детей, включение в общение игровых персонажей, приближение жизни детей в комнатах к домашней обстановке: засыпание с любимыми игрушками, оформление стендов и альбомов с семейными фотографиями, налаживание более тесной связи с семьей: организация совместных праздников с родителями, проведение совместного семейного дня рождения, согласованность действий родителей и педагогов: соблюдение режима дня дома, соблюдение правил постепенного привыкания ребенка к интернату.

Педагогическое обеспечение периода адаптации – воспитателями:

— беседа с родителями;

— наблюдение за ребенком;

Данная система работы помогает ребенку легче адаптироваться к условиям интерната, укрепляет резервные возможности детского организма и способствует процессу социализации.

Читайте также:  Критерии здоровья человека зож

Развитие навыков общения со сверстниками.

Включать в развивающую работу педагога – психолога с детьми, имеющими проблемы в коммуникативной сфере:

— игры, упражнения на умение общаться при помощи неречевых средств мимики, пантомимики, жестов: «Ожившие игрушки», «Театр теней», «Смелый-трусливый» и др.

психогимнастические упражнения: «Ролевая гимнастика», «Скульптор», «Выжми лимон» и др.

— игры с использованием вариативных речевых формул – слова приветствия, прощания, благодарности: «Пожелания», «Комплименты», «Волшебные очки», «Конкурс хвастунов», «Хорошо – плохо», «Цепочка слов», «Ласковое имя», «Путешествие в будущее» и др.

— игры на развитие умения оказывать эмоциональную поддержку и просить ее, понимать эмоциональное настроение другого «Сделаем приятное маме», «Волшебный магазин», и др.

психогимнастические упражнения и этюды «Новая кукла», «Соленый чай», «Новая девочка» и др.

— игры на умение разрешать конфликтные ситуации и вести в них, обучение навыкам саморегуляции «Ты – лев», «Врасти в землю», «Возьмите себя в руки», «Замри», «Дыши и думай красиво» и

— игры на чередование напряжения и расслабления: «Воздушный шарик», «Шалтай– болтай», «Выжми лимон», «Два барана», «Обзывалки», «Выдержанный человек»;

— игры на поднятие самооценки и статуса «неблагополучных», «неприятных» детей в группе «Общий круг», «Горячий стул», «Мне в тебе нравится», ведение тетради «Мои достижения», разработка системы поощрений и наград за успехи.

Создание условий эмоционально – психологического комфорта

детей в интернате

В нашем учреждении для создания комфортного пребывания детей осуществляются следующие мероприятия:

Разработаны правила, регулирующие поведение в детском сообществе (наглядные пособия).

Не допускаются интеллектуальные, физические и психоэмоциональные перегрузки (при составлении расписания занятий педагогов и узких специалистов учитывается все виды нагрузок, проводятся в течении дня релаксационные паузы, упражнения и техники на снятие психоэмоционального напряжения: «Порхание бабочки», «Тихое озеро», «Плывем в облаках», «Путешествие в волшебный лес», «Поплавок» и другие даны в приложении, в занятия вносятся элементы оживления занимательного аутотренинга: «Отвечаем на вопросы», «Волшебная палочка», «Смешинка» и др.

Обеспечивается смена видов деятельности детей: вводятся в занятия «минутка шалости», «минутка смеха», «минутка активного отдыха», вводятся оздоровительные игры «Уши», «Цапля» и др.

Деятельность детей в нашем учреждении эмоционально насыщена и разнообразна, в развитии ребенка участвуют все педагоги и узкие специалисты интерната: работает кабинет педагога-психолога, изокабинет, музыкальный зал, кружки дополнительного образования, спортивные секции, плавательный бассейн.

Соблюдается длительность пребывания на воздухе (проводятся экскурсии, походы, психотерапевтические прогулки).

Учитываются индивидуальные особенности, интересы и склонности детей, а также медицинские диагнозы (ЗПР, СДВГ, ММД) при проведении с ними коррекционно – развивающей работы и секционной работы.

Организован детский сон, применяется фоновая музыка.

Комфортно организовано питание: нет принуждения к приему пищи, за столом дети могут общаться, манеры детей за столом обсуждению не подлежат.

Личностно – центрированное взаимодействие с взрослыми.

Педагоги нашего учреждения знают и применяют (администрация и педагог – психолог проверяют исполнение):

Правила установления личного контакта с детьми:

— обращение к детям по имени в любой ситуации;

— занимаемая позиция на уровне глаз ребенка (он на стуле, педагог на стуле);

— использование тактильных прикосновений (однако помним, что у некоторых детей это может вызвать отрицательную реакцию)

навыки «ненасильственного» общения, языка принятия:

— демонстрация «расположенности»: улыбка, спокойное внимание, контакт глаз, ободряющий жест, ласковое прикосновение, поглаживание, кивок головой;

— исключение оценки в общении;

— высказывания «Я – сообщений» вместо «Ты – сообщений»;

— исключение угроз и приказов, работа с интонацией;

— похвала, комплимент, ласковые слова, одобрение, согласие, сравнение с самим собой, эмоциональное присоединение, поощрение, отражение чувств ребенка, временный язык.

правильную тактику поведения в решении конфликтных ситуаций:

— избежание требований, нотаций, наказаний, ироничных оценок, возмущения;

— использование предвосхищающих оценок (я уверена, что ты так больше не поступишь);

— ориентация на детей (я думаю, что вы сами попробуете понять, кто прав, а кто нет);

Источник

Adblock
detector