Диагностика социально-личностного развития детей старшего дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья
методическая разработка (старшая группа) на тему
Методическая разработка содержит практический материал для проведения диагностики социально-личностного развития детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
diagnostika_sotsialno.docx | 16.58 КБ |
Предварительный просмотр:
Диагностика социально-личностного развития детей старшего дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья
Представления, умения, навыки
Ребёнок и взрослые
- Имеет знания о семье, родственных отношениях.
- Имеет представления о том, что от поведения детей зависит настроение и чувства взрослых.
- Имеет представления о культурных традициях своей семьи.
4.Узнаёт и называет разные эмоциональные состояния взрослого по мимике, жестам, позе.
5. Правильно понимает слова, выражающие моральную оценку качеств личности (добрый, вежливый, трудолюбивый, отзывчивый, заботливый, правдивый, смелый).
6. Имеет представления о многообразии народов России, некоторых особенностях внешнего вида, национальной одежды.
7.Имеет представления о многообразии профессий.
Д/упр. «Собери семью». Вопросы: Кто старше? Кто моложе? Кто самый пожилой?
Инд. Беседы с детьми: Как мама заботится о тебе? Где она работает? Что она рассказывала о работе? Чем мама любит заниматься в свободное время?
Анализ бытовых ситуаций: Почему сердится мама? Как она себя ведёт при этом? Как ты должен был повести себя в данной ситуации? Что обрадовало папу? Что он сказал? Как ты ещё хочешь его порадовать?
Инд. беседа с ребёнком: Как вы встречаете Новый год? Другие праздники? Есть ли в вашей семье что-то такое, чего нет в других семьях?
Рассматривание ил.с изображением разных эмоциональных состояний. Что чувствует этот человек? Какое у него настроение? Наблюдения за ребёнком в повседневной жизни.
Анализ героев литературных произведений. Оценка качеств личности персонажей. (Красная шапочка добрая или хитрая? Что можно сказать о характере бабушки? В чём это проявляется? И т. д.)
Д/и «Мы разные, но мы вместе». Инд. беседа с ребёнком: Как называется наша планета? В какой стране, крае, городе ты живешь? Воспитатель предлагает показать на карте место, где ты живешь.
Д/и «Назови профессию», «Кому что нужно для работы». Инд. беседа с ребёнком: Кем работают твои родители?
Ребёнок и сверстники .
- Имеет представления о некоторых характерных особенностях детей разного возраста и пола, некоторых характерных особенностях их внешнего вида, любимых занятиях.
- Умеет самостоятельно объединяться в небольшой группе детей для деятельности (труд, игра), определять общий замысел, распределять роли, согласовывать свои действия с действиями партнёров, оценивать результат и характер взаимоотношений.
- Понимает, почему нужно выполнять правила.
Игра «Что кому?». Предлагается набор картинок с изображением мальчика, девочки, младенца, подростка. Набор предметных картинок: соска, машина, кукла, портфель. Предлагается разложить картинки по парам.
Наблюдения за ребёнком в повседневной жизни, сюжетно-ролевые игры.
Беседа: Зачем человеку выполнять правила поведения: уступать друг другу, не кричать, быть приветливым по отношению ко взрослым и детям, уметь научить другого тому, что умеешь делать сам, играть дружно, быть справедливым, соблюдать очерёдность?
Отношение ребёнка к самому себе.
- Знает своё имя, фамилию, отчество, пол, возраст, дату своего рождения.
- Знает о назначении некоторых внутренних органов человека и условия их нормального функционирования.
- Знает правила пользования электроприборами, знает, как оказать первую медицинскую помощь.
- Знает элементарные правила дорожного движения.
- Проявляет самостоятельность, избегает опёки старших в привычных ситуациях.
- Владеет элементарным самоконтролем, приёмами сопоставления своих действий или своей работы с образцом, умеет находить ошибки и исправлять их.
Индивидуальная беседа с ребёнком.
Работа с иллюстрациями: Покажи, где сердце, лёгкие, и т.д. Зачем человеку …? Как сохранить их здоровье? Что можно делать и чего нельзя? И т. д.
Вопросы по картинке. Набор предметных картинок с изображением электроприборов. Вопросы: Что это? Как правильно пользоваться? Чего нельзя делать? Если случилась беда, что делать? Если человек тонет, каковы твои действия?
Д/И на правила дорожного движения.
Наблюдение за ребёнком в повседневной жизни.
Ребёнку предлагается построить сложную постройку по образцу; сложить поделку из бумаги, согласуя свои действия с предложенным алгоритмом; выполнить определённые действия по словесной инструкции педагога. Анализ: Где допустил ошибки? Что сделал не так?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Работа с детьми с ограниченными возможностями здоровья.
В данной работе представлен опыт муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детского сада компенсирующего вида №29 «Ёлочка» города Нижневартовска по организации системы ра.
В работе с дошкольниками с проблемами в речевом и интеллектуальном развитии необходимо использовать педагогические технологии, учитывающие сознание и деятельность ребенка, взаимосвязь важн.
Данная работа посвящена актуальной проблеме – формированию основ физического и психологического здоровья дошкольников с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). В статье представлен опыт раб.
МФО подразумевает — изучение комбинаций, подчиненных определенным условиям, которые можно составить из элементов, безразлично какой природы. При выполнении заданий детьми, совмещая не совместимое – мо.
В последние годы происходит активное реформирование системы дошкольного воспитания: растет сеть альтернативных дошкольных учреждений, появляются новые программы дошкольного воспитания, разрабатываются.
laquo;Я не боюсь еще и еще раз сказать: забота о здоровье — важнейшая работа воспитателя. От жизнерадостности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность .
Источник
Педагогическая диагностика социально-коммуникативного развития (развития жизненных компетенций) у старших дошкольников с ОВЗ
Марина Матвеева
Педагогическая диагностика социально-коммуникативного развития (развития жизненных компетенций) у старших дошкольников с ОВЗ
Критерии составлены на основании Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования и программы Е. А. Екжановой и Е. А. Стребелевой «Коррекционно-развивающее обучение и воспитание»
Учитель-дефектолог М. Н. Матвеева
«Социальное воспитание умственно отсталого ребёнка является единственно состоятельным научным путём его воспитания» Л. С. Выготский.
Цель: диагностика и отслеживание динамики развития уровня жизненной компетенции воспитанников группы компенсирующей направленности.
Форма проведения: метод наблюдения.
Срок проведения: сентябрь, январь, май каждого учебного года
Проводят: воспитатели группы, специалисты.
Использована карта наблюдения, составленная по содержанию социально-коммуникативного развития воспитанников.
I. Овладение социально-бытовыми умениями, используемыми в повседневной жизни:
1. Развитие культурно-гигиенических навыков, навыков самообслуживания (самостоятельность и независимость выполнения в быту;
2. Адекватность представлений о здоровом образе жизни (выполнение физических упражнений, правильное и культурное питание);
3. Умение использовать вещи в соответствии с их функциональным назначением;
4. Умение включаться в разнообразные повседневные дела (хозяйственно-бытовой труд, труд в природе).
II. Представления о себе, семье,обществе:
1. Умение называть имя, фамилию, половую принадлежность, возраст, адрес;
2. Знание частей своего тела, их функционального назначения;
3. Умение называть родителей по имени и отчеству, понимание родственных связей;
4. Представление о городе, стране (названия);
5. Представления о школе и деятельности в ней;
6. Представления о профессиональной деятельности людей, уважение к труду взрослых.
III.Овладение навыками коммуникации:
1. Владение средствами коммуникации (невербальная, жестовая, знаковая, звукокомплексная, фразовая речь);
2. Умение взаимодействовать со взрослыми в быту и на занятиях;
3. Умение эмоционально — положительно взаимодействовать и общаться со сверстниками в совместной деятельности (игровой, конструктивной, изобразительной, трудовой);
4. Участие в совместной драматизации сказок;
5. Участие в праздниках и коллективно-досуговой деятельности.
IV.Усвоение моральных и нравственных ценностей:
1. Адекватные формы поведения в знакомых ситуациях, на прогулке, в группе;
2. Адекватные способы взаимодействия со сверстниками в повседневной жизни, с предметами окружающего мира, с взрослыми;
3. Элементарная самооценка своих поступков и действий;
4. Навыки безопасного поведения в быту, на улице, в транспорте;
5. Развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания.
Уровень развития и формирования жизненной компетенцииоценивается по пятибалльной системе:
Высокий уровень – 5 баллов
Умение проявляется всегда, сформировано осознанно.
Средний уровень – 4 балла
Умение проявляется часто, адекватно понимается.
Ниже среднего уровень – 3 балла
Умение проявляется, но не во всех ситуациях, недостаточно понимается.
Низкий уровень – 2 балла
Умение проявляется редко, понимается с трудом.
Крайне низкий уровень – 1 балл
Умение не проявляется никогда, ребенок не понимает.
Дидактическая игра как средство социально-коммуникативного развития детей дошкольного возраста «Дидактическая игра как средство социально-коммуникативного развития детей дошкольного возраста» Игра – это огромное светлое окно, через.
Педагогическая диагностика индивидуального развития детей Представляю вашему вниманию методическую разработку на тему «Педагогическая диагностика индивидуального развития детей». Я использую методические.
Диагностика физического развития дошкольников Диагностика физического развития дошкольников С февраля по март 2014 года была проведена диагностика физического развития детей средней,.
Игра как средство социально-коммуникативного развития детей дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС Одним из принципов ФГОС дошкольного образования является построение образовательного процесса на адекватных возрасту формах работы с детьми.
Из опыта работы «Валеологическая культура как средство социально-личностного развития старших дошкольников» Одной из приоритетных задач развития общества является обеспечение здоровья людей и в первую очередь подрастающего поколения. Проблема.
ОД по интеграции игровой деятельности и социально-коммуникативного развития «Знакомим Филю с правилами дорожного движения» Конспект открытого ОД по интеграции игровой деятельности и социально-коммуникативного развития «Знакомим Филю с правилами дорожного движения».
Педагогическая диагностика физического развития дошкольников как условие повышения качества образования Актуальность: В общей системе образовательной работы физическое развитие детей дошкольного возраста занимает особое место. Именно в дошкольном.
Педагогическая диагностика как инструмент достижения результата по ознакомлению старших дошкольников с профессиями Педагогическая диагностика как инструмент достижения результата по ознакомлению старших дошкольников с профессиями. В связи с изменениями,.
Консультация «Элементы арт-терапии как средство социально-коммуникативного развития дошкольников с ОВЗ» Современное дошкольное образование развивается в инновационных условиях. Значительно повышаются требования общества к его качеству. Смена.
Источник
Изучение уровня социализации детей с ограниченными возможностями здоровья в начальной школе
Дата публикации: 19.03.2016 2016-03-19
Статья просмотрена: 4394 раза
Библиографическое описание:
Поворознюк, О. А. Изучение уровня социализации детей с ограниченными возможностями здоровья в начальной школе / О. А. Поворознюк, А. В. Алёшина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 7 (111). — С. 693-695. — URL: https://moluch.ru/archive/111/27245/ (дата обращения: 08.06.2021).
В последнее десятилетие в нашей стране и за рубежом обозначилась устойчивая тенденция увеличения количества детей с отклонениями в физическом и психическом развитии. По данным ООН в мире насчитывается примерно 450 млн. человек с нарушенным психическим и физическим развитием, что составляет почти десятую часть жителей планеты. Это подтверждается и данными Всемирной Организации Здравоохранения (ВОЗ), свидетельствующими, что число таких людей достигает 13 % от общего числа населения. По статистическим данным ряда стран дети с ограниченными возможностями здоровья составляют от 4,5 % до 17 % от их общего количества (в зависимости от того, какие нарушения учитываются). В России в связи с изменениями в политической, социальной и нравственной сферах жизни особо остро стоят социальные проблемы населения и, в том числе, рост числа детей с ограниченными возможностями [1, с.144].
Тенденция интегрирования детей с ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательную среду отмечается в Российской системе специального образования с начала 90-х годов. Под интеграцией в образовании принято понимать возможность обучения детей с особыми образовательными потребностями в образовательном учреждении общего назначения.
Основными социальными проблемами детей с ограниченными возможностями являются барьеры в осуществлении прав на охрану здоровья и социальную адаптацию, образование, трудоустройство. Переход на платные медицинские услуги, платное образование, неприспособленность архитектурно-строительной среды к особым нуждам детей-инвалидов в зданиях общественной инфраструктуры (больницах, школах, средних и высших образовательных учреждениях), финансирование государством социальной сферы по остаточному принципу усложняют процессы социализации и включение их в общество [6, с. 180].
Таким образом, совокупность социальных изменений в России, в том числе появление и развитие института интегрированного (инклюзивного) образования, преобразовали различные педагогические системы так, что появилась реальная необходимость в педагогическом сопровождении и поддержке детей с ограниченными возможностями здоровья, оказавшихся в силу различных причин в общеобразовательной школе.
Противоречие между увеличением количества детей с ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательной школе и недостаточностью психолого-педагогического и методического обеспечения им помощи обусловило актуальность и определило проблему исследования: каковы психолого-педагогические условия педагогической поддержки социализации детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях общеобразовательной школы?
Цель нашего исследования: теоретически обосновать и экспериментально проверить психолого-педагогические условия педагогической поддержки социализации детей с ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательной школе.
Была выдвинута гипотеза о том, что социализация личности ребёнка младшего школьного возраста с ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательной начальной школе получит наибольшие возможности своего развития, что подготовит воспитанника к жизни в современном обществе, если:
проводить внеклассную работу, направленную на реализацию его потребностей в самовыражении и участии в жизни класса;
использовать групповые формы работы;
создать непринужденную, доброжелательную атмосферу для сплочения классного коллектива, в который включен ребенок с ОВЗ.
Для реализации цели исследования и подтверждении гипотезы, выявлены следующие задачи:
- Раскрыть сущность и содержание понятия социализации и её особенности детей с ОВЗ.
- Выявить особенности педагогической поддержки детей в общеобразовательной школе.
- Выявить и обосновать психолого-педагогические условия педагогической поддержки социализации детей с ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательной начальной школе.
- Реализовать психолого-педагогические условия педагогической поддержки социализации детей с ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательной начальной школе и выявить их эффективность.
В контексте нашего исследования будем придерживаться следующего определения [26, с.19]: педагогическая поддержка — это система педагогической деятельности, раскрывающая личностный потенциал человека, включающая помощь ученикам, учителям, родителям в преодолении социальных, психологических, личностных трудностей. Это процесс совместного с ребенком определения его собственных интересов, целей, возможностей и путей преодоления препятствий (проблем), мешающих ему сохранить свое человеческое достоинство и самостоятельно достигать желаемых результатов в обучении, самовоспитании, общении, образе жизни (О. С. Газман).
Исследование уровня социализации детей младшего школьного возраста с ОВЗ проводилось на базе начальной школы МБОУ СОШ № 1 г. Ишима.
В эксперименте принял участие ученики 4 класса в количестве 40 человек. Учащиеся были разделены на контрольную и экспериментальную группы, по 20 человек в каждой группе.
Для решения поставленных задач опытно-экспериментальная работа включала в себя констатирующий, формирующий и контрольный этапы.
Для проведения констатирующего эксперимента нам необходимо выделить критерии и показатели уровня социализации детей младшего школьного возраста с ОВЗ (таблица 1).
Критерии ипоказатели уровня социализации детей младшего школьного возраста сОВЗ
Критерии
Показатели
Методики
Исследование уровня школьной мотивации, познавательной активности
Методика диагностики мотивации учения и эмоционального отношения к учению (автор А. Д. Андреева, модификация Ч. Д. Спилберга).
Взаимоотношение в коллективе
Изучение межличностных отношений в коллективе
Выявление системы представлений ребенка о том, как он оценивает себя сам, как, по его мнению, его оценивают другие люди
Сфера потребностей и интересов
Определение направленности потребностей, выявление сферы интересов
На основе выделенных критериев и показателей были определены следующие уровни социализации детей младшего школьного возраста с ОВЗ:
Высокий уровень — такие дети отличаются наличием высоких познавательных мотивов, стремлением наиболее успешно выполнять все предъявляемые школой требования. Ученик эмоционально-теплый, общительный, веселый,демонстрируют лучшую подготовленность к успешному выполнению школьных требований. Дети с высокой адекватной самооценкой, их характеризует максимальная самостоятельность. Преобладает широкий познавательный мотив, способность к самообразованию.
Средний уровень — такие дети достаточно благополучно чувствуют себя в школе, однако чаще ходят в школу, чтобы общаться с друзьями, учителем. Познавательные мотивы таких детей сформированы в меньшей степени и учебный предмет их мало привлекает. Дети, имеющие адекватную самооценку, активны, находчивы, бодры. Познавательный мотив проявляется в том случае, когда ребенок заинтересован в работе, не стремится к самостоятельности, но и не отказывается от помощи со стороны взрослого.
Низкий уровень — школьники посещают школу неохотно, предпочитают пропускать занятия. Испытывают серьезные затруднения в учебной деятельности. Отсутствует интуиция в межличностных отношениях, в его поведении часто наблюдаются негативизм, упрямство, эгоцентризм. Неадекватная заниженная самооценка проявляется ярко в их поведении и чертах личности. Дети выбирают легкие задачи. Нормальному развитию детей мешает их повышенная самокритичность, неуверенность в себе.
Результаты констатирующего эксперимента «Социометрия показали», что один ученик Алеша М. в результате исследования получил статус «изолированный». Его бал составил 1, 14. После проведения программы по социализации младших школьников с ОВЗ при повторном контрольном исследования ученик Алеша М. получил статус «принятый».
После проведения ряда занятий и упражнений с группой младших школьников с ОВЗ на контрольном этапе исследования наблюдаются улучшение показателей самооценки.
Так адекватная самооценка наблюдается у большинства детей, а именно у 75 %, с заниженной самооценкой 2 ученика- 25 %. На констатирующем этапе было выявлено что ученик Алеша М. имеет низкую самооценки, на контрольном этапе — заниженная. На контрольном этапе низкой и резко низкой самооценкой выявлено не было, что говорит об эффективности проведенных занятий по развитию социализации младших школьников.
По результатам методики «Цветик-семицветик», можно сделать вывод о том, что 5 детей справились предложенными заданиями, 3 детей справились при помощи наводящих вопросов и подсказок педагога. Ученик Алеша М. с помощью педагога выполнил задание. Таким образом, можно сказать, что ученики 4 класса на контрольном этапе в полной мере е справились с предоставленными заданиями.
В мотивации учения на контрольном этапе преобладает процент учеников со средним уровнем с несколько сниженной познавательной мотивацией- 3 уровень, 37,5 %, на констатирующем этапе показатель был 50 %; продуктивная мотивация, позитивное отношение к учению, соответствие социальному нормативу — 25 % учащихся;
25 % или два учащихся имеет первый уровень — продуктивная мотивация с выраженным преобладанием познавательной мотивации учения и положительным эмоциональным отношением к нему, что на 12,5 % больше по сравнению с констатирующим этапов исследования;
Сформулированные выводы на основе полученных данных и разработанная программа педагогической поддержки социализации детей с ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательной начальной школе могут быть полезны педагогам, что позволит повысить эффективность учебно-воспитательного процесса.
1. Вихорев, Д. И. Проблемы обучения и адаптации детей-инвалидов в России [Текст] / Д. И. Вихорев // Высшее образование инвалидов: Материалы Междунар. науч.-практ. конф. — СПб., 2013. — 144 с.
2. Газман, О. С. Основы интегрированного обучения [Текст] / О. С. Газман. — М.: Просвещение, 2008. — 19 с.
3. Прохоров, А. О. Методики диагностики и измерения психических состояний личности [Текст] / А. О. Прохоров. — М.: ПЕР-СЭ, 2004. — 176 с.
4. Рытченко, Т. А. Психология и педагогика [Текст]/ Т. А. Рытченко // Учебно-практическое пособие.- М.: МЭСИ.:2000. — 85с.
5. Сидоренко, Е. В. Методы математической обработки в психологии [Текст] / Е. В. Сидоренко. — СПб.: Речь, 2004. — 350 с.
6. Соколова, Н. Д. Дети с ограниченными возможностями: проблемы и инновационные тенденции в обучении и воспитании [Текст] / Н. Д. Соколова, Л. В. Калиникова. — М.: МГУ, 2015. — 180 с.
Источник
➤ Adblockdetector