Диагностика личностно-социального развития дошкольника
Анна Яцковская
Диагностика личностно-социального развития дошкольника
Проективный рисунок «Я в прошлом, я в настоящем, я в будущем»
Цель: исследование внутреннего благополучия, представлений о себе во временной перспективе, самоотношения, самоценности, наличия трудностей в контактах с окружающими, внутреннего равновесия, комфорта или наличия тревожности, дискомфорта, адекватности возрастной и половой идентификации детей старшего дошкольного возраста.
Материалы: лист бумаги, цветные фломастеры и карандаши.
Организация диагностики: на листе бумаги, разделенном на три части,воспитатель или психолог предлагают ребенку нарисовать себя в разное время жизни: когда он был маленьким, какой он сейчас, каким он будет в будущем, когда вырастет.
Данная методика может быть использована только в том случае, если ребенок хорошо владеет изобразительными умениями и навыками!
По ходу выполнения ребенком задания воспитатель не вмешивается в этот процесс, а фиксирует детские комментарии, которыми сопровождаются рисование и сами рисунки.
Обработка результатов:в таблицу оформляют пять психологических характеристик:
чувство самоценности, самооценка (рисунок «Я сейчас»);
легкость в установлении общения, контактов (рисунок «Я сейчас»);
наличие эмоционального, психического комфорта, отсутствие тревоги, беспокойства (рисунок «Я сейчас»);
адекватность половой идентификации (все рисунки);
адекватность возрастной идентификации (все рисунки).
Ф. И. ребенка Самоценность Контакть Комфорт Пол Возраст Примечания
Максимальное количество баллов по параметрам «Самоценность», «Контакты», «Комфорт» — 5 баллов за каждый признак; за признак, характеризующий неблагополучие ребенка, вычитается 1 балл из 5. В графах «Пол» и «Возраст» ставится максимум 2 балла. За каждый признак неадекватной возрастной или половой идентификации снимается 1 балл.
Определение признаков эмоционального неблагополучия ребенка
(при наличии одного такого признака вычитается 1 балл от максимально возможного по данному параметру)
Параметры Признаки неблагополучия
Чувство неполноценности, низкая самооценка Маленькие узкие плечи; вся фигура малого размера; короткие руки, ноги, отсутствие рук, руки за спиной; рисунок у нижнего края листа, в нижней части; карикатурный стиль, изображение клоуна
Трудности общения Выделенное в сравнении с фигурой лицо; отсутствие основных деталей лица, рта; человек нарисован схематично, из отрезков, палочек; человек или голова в профиль; руки, фигура в оборонительной позе
Параметры Признаки неблагополучия
Тревожность, беспокойство, чувство внутреннего дискомфорта Выделение, подчеркнутое прорисовывание отдельных деталей с нажимом; стирание какой-либо детали; штриховка какой-либо части фигуры;прорисована линия основания: пол, земля, короткие штрихи, двойные или прерывистые линии; темные, серо-черно-коричневые цвета в рисунке
Неадекватная половая идентифика-ция Одежда, атрибуты противоположного пола; фигура, волосы не соответствуют полу ребенка
Неадекватная возрастная иденти-фикация На рисунке «Я в настоящем» человек явно младше своего возраста, сходство с рисунком «Я в прошлом»; на рисунке «Я в настоящем» человек явно старше своего возраста, сходство с рисунком «Я в будущем»
Методика исследования самооценки дошкольника
(В. Г. Щур, С. Г. Якобсон в модификации В. В. Ветровой)
Цель: изучить особенности самооценки ребенка-дошкольника.
Материал: лист бумаги, на котором нарисованы яркие крупные лесенки одинакового размера, состоящие из пяти одинаковых ступенек. Над каждой лесенкой надпись или значок (символ): счастье (радость, здоровье, ум.
Инструкция. «Посмотри пожалуйста, здесь нарисованы лесенка счастья, лесенка здоровья, лесенка ума. На самой верхней ступеньке стоят самые счастливые, здоровые и умные дети, на самой низкой — самые нездоровые, несчастливые, неумные. Отметь, пожалуйста, на каждой лесенке ту ступеньку, на которой стоишь ты. Где ты стоишь на лесенке счастья? Куда ты поставишь себя на лесенке здоровья? Куда — на лесенке ума?»
2 вариант (для старших дошкольников)
Материал: лист белой бумаги, карандаш, ластик.
Инструкция. «Нарисуй, пожалуйста, три лесенки из пяти ступенек. Видишь,на доске нарисованы три лесенки: одна — лесенка счастья, другая — здоровья, третья — ума. Ты можешь нарисовать лесенки любого размера. А теперь определи, куда бы ты поставил себя на каждой из них. Где ты стоишь на лесенке счастья? Куда ты поставишь себя на лесенке здоровья? Куда — на лесенке ума?»
Возможно использование этого варианта с подгруппой детей. Самостоятельное изображение лесенок дошкольникамипозволяет оценить их величину: чем она больше, тем значимее для ребенка проблема. Учитывается также число стираний и исправлений, как характеристика устойчивости или неустойчивости самооценки.
Анализ результатов производится в баллах: 5-я ступенька — 5 баллов, 4-я — 4 балла, 3-я — 3 балла, 2-я — 2 балла, 1-я — 1 балл.
Если показатели в сумме дают 14-15 баллов — завышенная самооценка, от 9 до 13 баллов — адекватная, от 8 до 3 — заниженная. Результаты рекомендуется соотнести с другими исследованиями самооценки ребенка.
Методика «Краски в подарок на день рождения»
разработана на основе социометрического эксперимента Е. А. Панько и М. Кашляк с целью диагностики структуры детской группы и характера отношений между сверстниками
(Диагностика и коррекция психического развития дошкольника /Под ред. Я. Л. Коломинского, Е. А. Панько. — Минск, 1997. С. 190-195)
Методика проведения.Предварительно заготавливаются 8 разноцветных фломастеров или карандашей: синий, зеленый, красный, желтый, фиолетовый, коричневый, черный, серый. Выявля-ется степень привлекательности каждого из этих цветов для конкретного ребенка, затем с каждым из испытуемых экспериментатор вступает во взаимодействие,в ходе которого говорит: «У каждого человека один раз в год бывает день рождения, его праздник. На него обычно приходят гости, поздравляют, дарят подарки. К кому из детей нашей группы ты хотел бы пойти на такой праздник? Можно выбрать троих. А теперь посмотри на эти фломастеры. Какой из них ты хотел бы подарить каждому из этих детей?»
Все выборы ребенка фиксируются в социометрической таблице-матрице. В данной методике, помимо основного анализа социометрических данных, осуществляется анализ цветовых предпочте-ний на основе цвета «подаренного» фломастера, исходя из того, что каждый цвет обладает определенным эмоциональным значением (К. Изард, М. Люшер, В. Тернер, Г. Хоментаускас).
Радость ассоциируется с красным цветом, удивление — с желтым, утомление — с серым, страх — с черным, гнев — с красным и черным, грусть — с синим и серым, интерес — с синим и зеленым.
Таким образом, кроме традиционных диагностических показателей (KB — коэффициента взаимности; УБВ — уровня благополучия взаимоотношений; ИИ — индекса изолированности) появляется новый цвет предпочитаемого выбора.
Обработка и анализ социометрического исследования. Первичная информация каждого социометрического исследования — социометрический выбор, который фиксируется в ходе самого исследования в таблице.
Имена детей № п/п 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
Далее заполняются нижние суммирующие графы таблицы — число полученных выборов, число взаимных выборов. Результаты описанных экспериментов можно представить графически в виде социограммы.
Следующий этап работы — определение диагностических показателей социометрического исследования и их интерпретация.К ним относятся:
социометрический статус ребенка в системе межличностных отношений;
уровень благополучия взаимоотношений (УБВ);
коэффициент взаимности (KB);
индекс изолированности (ИИ);
«цветная палитра» социометрических выборов.
Социометрический статус ребенка в системе межличностных отношений определяется путем подсчета полученных им выборов.Дети могут быть отнесены в зависимости от этого к одной из четырех статусных категорий: 1 — «звезды» (5 и более выборов); 2 —«предпочитаемые» (3-4 выбора); 3 — «принятые» (1-2 выбора); 4 —«не принятые» (0 выборов).
Уровень благополучия взаимоотношений.
УБВ определяется соотношением суммарных показателей благоприятных и неблагоприятных статусных категорий. Если большинство детей группы оказывается в благоприятных статусных категориях (1 и 2, УБВ определяется как высокий; при одинаковом соотношении — как средний; при преобладании в группе детей с неблагоприятным статусом — как низкий.
Низкий УБВ — сигнал тревоги, означающий неблагополучие большинства детей в системе межличностных отношений, их неудовлетворенность в общении, признании сверстниками.
Коэффициент взаимности вычисляется как отношение числа взаимных выборов к общему числу выборов и выражается в процентах. Это ведущий для нас показатель, так как он выражает сплоченность, привязанность, дружбу между детьми. По величине показателя KBможно отнести группу к одному из четырех уровней взаимности:
1 уровень KB = 15-20% (низкий,
2 уровень KB = 21-30% (средний,
3 уровень KB = 31-40% (высокий,
4 уровень KB = 40% и выше (сверхвысокий).
Цветовая палитра социометрических выборов. Высокий уровень эмоциональной привлекательности, симпатии ассоциируется с предпочитаемым ребенком цветом «подаренной» краски. Так, преобладание красных и черных тонов может являться симптомом напряженных амбивалентных отношений, авторитарности «звезды», желтых, сине-зеленых — показателем интереса к взаимодействию, черно-коричневых
показателем стремления избегать контактов.
Оценка физического развития дошкольника (фотоотчет) Как происходит оценка физического развития ребенка? Безусловно, необходимо учитывать отдельные стороны его двигательных возможностей. Это.
Диагностика определения уровня развития мелкой моторики Изучение мелкой моторики пальцев рук – важная задача психолого-педагогической и коррекционно-развивающей работы. Здесь первостепенную роль.
Фотоотчет о родительском собрании «Игра как основа развития речи дошкольника» Учитывая то, что семье принадлежит ведущая роль в развитии ребенка, семья является источником, который питает человека с рождения, знакомит.
Фотоотчет Социального проекта семейной студии художественно-эстетического развития детей дошкольного возраста Фотоотчет Социального проекта семейной студии художественно — эстетического развития детей дошкольного возраста «Раз-ладошка, два — ладошка».
Консультация для воспитателей «Театральный уголок как средство развития дошкольника». Ни с чем не сравнить ту радость, которую вызывает у детей праздничное театрализованное представление. Радостное настроение повышает активность.
Методическая разработка «Игровой блокнот, как форма обучения и развития дошкольника» Данная методическая разработка дидактического пособия «Обучение с развлечением» представляет собой игровой блокнот формата А6, включающий.
Нетрадиционные техники рисования как один из механизмов развития дошкольника Творчество-это неотъемлемая часть детского развития. В то же время творчество направлено на создание новых,социально значимых результатов.
Песочная игротерапия как средство развития речевой деятельности дошкольника. Одна из тем моего выступления на Опорно методической площадке. Цветной песок вызывает все больший интерес в качестве материала для художественного.
План индивидуального образовательного маршрута развития дошкольника ФИО ребенка Группа Актуальные проблемы ребенка. Недостаточное овладение основными движениями. Не сформированы элементарные математические.
Народное искусство для всестороннего развития дошкольника Современное время – это время социальных перемен. Меняются приоритеты, жизненные позиции, человеческие взаимоотношения… Трудно сейчас.
Источник
Педагогическая диагностика личностного социального здоровья ребенка
Определение здоровья, данное Всемирной организацией здравоохранения. Основные процессы, лежащие в основе социального здоровья ребенка. Психология социального здоровья. Диагностика психосоциального личностного развития и воспитанности детей и подростков.
Рубрика | Педагогика |
Вид | статья |
Язык | русский |
Дата добавления | 28.08.2012 |
Размер файла | 18,3 K |
Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже
Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.
Размещено на http://www.allbest.ru/
Педагогическая диагностика личностного социального здоровья ребёнка
В статье рассматривается проблема осуществления педагогической диагностики личностного социального здоровья ребенка в рамках междисциплинарного подхода. Рассмотрен феномен социального здоровья школьника с учетом процессов социальной адаптации, социализации, инкультурации, социального развития и социального воспитания. Диагностические методики приведены с учетом критериев личностного социального здоровья школьника.
Тенденция к комплексному анализу здоровья человека основана на углубленном изучении проблем физического, психического, социального здоровья, о котором писал римский поэт-сатирик Децим Юний Ювенал (Decimus Junius Juvenalis) (около 60 — 127 г.): «Mens sana in corpore sano» («Надо молить, чтобы ум был здравым в теле здоровом»). Аспекты же социального здоровья являются актуальными, но слабо научно разработанными с педагогической точки зрения.
Широкое международное признание получило определение здоровья, данное Всемирной организацией здравоохранения (ВОЗ) и отраженное в своем Уставе в 1948 г.: «Здоровье — это состояние полного физического, духовного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов» [1;8].
Понятие «социальное здоровье» давно вошло в научный оборот. В научной социально-психологической, социально-медицинской, философской, валеологической литературе серьезному анализу подвергаются проблемы социального развития, сохранения и укрепления социального здоровья взрослого человека. Имеются отдельные данные изучения здоровья ребенка и здоровья взрослого человека, но отсутствуют целостные исследования формирования социальной стороны здоровья детей младшего школьного, подросткового, старшего школьного возраста. В медицинской науке разрабатываются подходы к изучению социального здоровья как влияния социальных факторов на общественное физическое здоровье. Здоровье в данном контексте характеризуется как общественное и групповое, но практически термин «индивидуальное социальное здоровье» не используется. Широко распространено определение «социального благополучия», которое обозначает «состояние субъекта общественного процесса (индивида, территориальной общности, общества в целом), характеризующееся гармонией между ценностями, интересами, потребностями и возможностями для их удовлетворения, то есть спокойной жизнью в довольстве и достатке». Обобщая накопленный опыт использования здоровьесберегающих технологий в образовательной среде, необходима теоретическая, методологическая и методическая проработанность проблемы социально-педагогической деятельности по сохранению социального здоровья ребенка школьного возраста.
С психолого-педагогических позиций, здоровье рассматривается как гармоничное единство биологических, психических и социальных качеств человека, позволяющих ему адаптироваться к условиям микро- и макросреды, а также вести продуктивную в социальном и экономическом планах жизнь; самореализация личности в образовательном процессе, в котором происходит воплощение ребенка по разработанному и принятому в социуме личностному образу [3].
Опираясь на методологические и теоретические основы проблемы здоровья личности человека, мы выявили, что социальное здоровье — это интегрированная, комплексная категория, объединяющая педагогические, психологические, социологические, медицинские научные знания, характеризует социальное развитие личности на настоящий период времени. Для объективной иллюстрации теоретических положений содержания социального здоровья мы основываемся на уже разработанных положениях физического, психического развития ребенка, адаптации человека к окружающей среде. Для установления относительной гармонии между человеком и средой (социальной, биогенной, абиогенной) мы исследуем основные процессы, лежащие в основе социального здоровья ребенка: социальной адаптации и активизации личности в социальной среде, социализация и инкультурация, социальное воспитание, социальное развитие. Рассмотрим междисциплинарный характер социального здоровья.
I. Философия социального здоровья. Проблема определения социального здоровья представляется особо значимой по нескольким причинам:
1. здоровье является компонентом целого — культуры, где личное здоровье — это компонент личностной культуры; здоровье нации — компонент национальной культуры;
2. здоровье — фактор социальной реализации человека [6;9,14].
II. В социологии здоровья социальное здоровье — это здоровье общества или его общностей (страт, групп)- это ресурс, социальный капитал, необходимый молодежи и школьникам для успешной социализации и социальной адаптации в новых общественно-экономических условиях, а также в условиях модернизации российского образования [5;5]. Содержание категории здоровья рассматривается через понятия «социальное благополучие», «социальная безопасность», «устойчивость социального статуса». Ученые в основном оперируют понятиями «социальное здоровье индивида», «социальное здоровье общества», «социальное здоровье населения». В современной социологии социальное здоровье трактуется как состояние индивидуума, группы, общества, соответствующее норме с точки зрения всех статусных параметров (психологического, семейного, социального, культурного, экономического, этнического). Так, социальное здоровье определятся так же, как система взаимодействия социальных субъектов на принципах гражданского участия, уважения человеческого достоинства, признания прав индивидуума, соблюдение социальной справедливости и прав человека. Рагимовой О.А. разработана модель социального здоровья: социальное здоровье — здоровье общества — здоровье общности — здоровье слоев населения — здоровье семьи [5;29].
III. Психология социального здоровья. Социальное здоровье зависит от особенностей социального развития ребенка, определенного отрезка жизни. Социальное здоровье определяет не столько процесс, сколько состояние уравновешенности, гармонии личности и социальной среды. И.В. Кузнецовой было дано следующее определение социальному (личностному) здоровью. Это определенный уровень развития, сформированности и совершенства форм и способов взаимодействия индивида с внешней средой (приспособление, уравновешивание, регуляция); определенный уровень психического и личностного развития, позволяющий успешно реализовывать это взаимодействие [2]. IV. Медицина социального здоровья. Общественное социальное здоровье изучается социальной гигиеной. В России первая кафедра социальной гигиены была основана З.Г. Френкелем в Петербургском Психоневрологическом институте в 1913 г.
На основании проведенного нами исследования социальное здоровье школьника характеризуется критериями и показателями нормы и отклонений, которые имеют свои особенности проявления в зависимости от возраста. Критериями нормативности социального здоровья школьника выступают:
· социально-адаптивный (адаптивность; социальная удовлетворенность; социальная пластичность),
· социально-динамический (нормативность социального развития; соответствие возраста и ведущей деятельности),
· социокультурный (социальная готовность; социальные знания и социальный опыт, социальная культура; социальное благополучие),
· общекультурный (воспитанность; социально приемлемые ценностные ориентации и отношения; положительная направленность личности),
· нормативно-поведенческий (социальность поведения; стиль, уклад, здоровый образ жизни; отсутствие поведенческих расстройств),
· личностно-аксиологический (самоопределение; самоценность «Я образа»),
· личностно-рефлексивный (сформированность социально значимых личностных качеств; способность к самоконтролю; эмпатийность) [4].
Для изучения процесса формирования личностного социального здоровья используется социально-педагогическая диагностика, под которой понимается комплексный процесс исследования социального и педагогического явления с целью обнаружения, распознавания и изучения причинно-следственных связей и отношений, характеризующих его состояние и тенденции дальнейшего развития в отношении нормы и аномии социального здоровья личности. Первичная диагностика касается получения информации на этапе сбора фактического материала на этапе констатации. Вторичная диагностика проводится в процессе всего педагогического эксперимента, направленная на своевременную коррекцию целей и средств педагогической деятельности. социальный здоровье ребенок диагностика
Педагогическая диагностика личностного социального здоровья ребенка предполагает отслеживание динамики социогенеза личности школьника, определение причин его отклонений от нормы (изучение особенностей социальной адаптабельности воспитанников, изучение направленности личности ребенка, составление индивидуальных карт социального развития, диагностика социальных сетей и индивидуальной социальной ситуации развития детей, диагностика общения детей со взрослыми и сверстниками, диагностика отклонений в социальном поведении и их причин, диагностика причин неуспешности в овладении социально-бытовыми умениями и навыками). Социально-педагогическая диагностика предполагает анализ социального здоровья ребенка, выявление детей группы риска с предсказуемыми ожиданиями, а также категории клиентов с социокультурными деформациями.
На первом этапе педагогической диагностики проводится обследование всех детей на предмет изучения особенностей социального здоровья в выборке.
На втором этапе осуществляется деление детей по социальным трудностям и проблемам. Дети разделялись на подгруппы по сходным симптомам для более корректного педагогического воздействия.
На третьем этапе составлялись индивидуальные программы социально-педагогической профилактики девиаций социального здоровья школьника.
Набор социально-педагогического и психолого-педагогического инструментария по изучению социального здоровья школьника достаточно разнообразен. Весьма продуктивной, по нашему мнению, представляется модель, включающая скрининг — направленное выявление детей групп риска и последующую дифференциальную диагностику этих групп с привлечением узких специалистов для уточнения причин социальных отклонений.
Подобранные, обоснованные, апробированные социально-педагогические методики изучения социального здоровья школьника включают три блока:
1. диагностика психосоциального личностного развития: Детский личностный опросник Кэтелла; цветовой тест отношений (А. М. Эткинд); оценка волевой активности; метод обобщения независимых характеристик; самооценка психических состояний личности Г. Айзенка; опросник Т.М. Ахенбаха; Фрейбургская анкета; методика определения индивидуальных копинг-стратегий Э. Хайма и др.;
2. социально-педагогическая диагностика воспитанности детей и подростков: социально-педагогическая диагностика особенностей семейного воспитания ребенка; диагностика нарушений во взаимоотношениях родителей с подростками и их причины; графическая запись состояния воспитанности по Шиловой Т.А. и др.;
3. социально-педагогическая диагностика социального развития ребенка, личностных адаптационных ресурсов, особенностей психосоциальной адаптации (социальной дезадаптации): тест «Социальная установка» (автор О.Ф. Потемкина); диагностика и критерии неконструктивного поведения детей М.Э. Вайнера; Шкала определения поведения ребенка (на всех возрастных этапах) И.Осиповой; Методики-рисунки Г.Ф. Гаврилычевой; методика регистрации социальной активности ребенка младшего школьного возраста; методика «Индивидуальная социальная ситуация развития» И.А. Николаевой; методика диагностики социально-психологической адаптации подростков К. Роджерса и Р. Даймонда (ДПА); методика изучения личности дезадаптированного подростка и его ближайшего окружения Ю.А. Клейберга; методика диагностики склонности к отклоняющемуся поведению (СОП) (автор А.Н.Орел); методика оценки уровня развития морального сознания (социального развития) по Л. Колбергу и др. Комплекс методик, направленных на изучение нормы и девиаций социального здоровья школьника, используются как целостно, так и каждая методика в отдельности в зависимости от конкретного случая, целей воспитательной работы, уровня специальной психолого-педагогической подготовленности специалистов [4].
Подведя итог в данной статье, определим, что эффективность диагностирования социального здоровья школьника в осуществлении своевременной педагогической профилактики социальных отклонений зависит от взаимодействия специалистов междисциплинарной команды: педагогов, психологов, медицинских, социальных работников, а также правильно подобранных методик, интерпретирования полученных результатов.
Список использованных источников
1. Артюнина Г.П. Основы медицинских знаний: здоровье, болезнь и образ жизни: Учеб. пособие для студентов пед. вузов / Г.П. Артюнина, Н.Т. Гончар, С.А. Игнатькова; Псков. гос. пед. ин-т им. С.М. Кирова. — Псков: ПГПИ, 2003. — 303 с.
2. Кузнецова И.В. Психологические основания реализации здоровьесберегающих технологий в образовательных учреждениях: Автореф. дис. на соиск. учен. степ. д.психол.н.: Спец. 19.00.07 / Кузнецова Ирина Владимировна; [ Психол. ин-т Рос. акад. образования]. — М., 2003. — 58 c.
3. Лазарев М.Л. Воздействие психологических факторов на физическое здоровье детей: Автореф. дис. на соиск. учен. степ. к.психол.н.: Спец. 19.00.13 / Лазарев Михаил Львович; [Психол. ин-т Рос. акад. образования]. — М., 1997. — 25 с.
4. Приступа Е.Н. Социально-педагогическая профилактика девиаций социального здоровья школьника: Автореф. дис. на соиск. учен. степ. д.пед.н.: Спец. 13.00.02 / Приступа Елена Николаевна; [Российский государственный социальный университет]. — М., 2008. — 40 с.
5. Рагимова О.А. Социальное здоровье младших школьников в условиях трансформации российского общества: монография; Пед. ин-т Сарат. гос. ун-та им. Н. Г. Чернышевского. — Саратов: Изд-во Сарат. ун-та, 2004. — 228 с.
6. Сергеева Т.Б. Социальное здоровье: философский аспект: (Учеб. Пособие для студентов педиатрического факультета). — Ставрополь: СГМА, 2003. — 44
Размещено на Allbest.ru
Подобные документы
Здоровье человека как интегративная междисциплинарная категория. Понятие и сущность социального здоровья личности. Здоровьесберегающая среда общеобразовательного учреждения. Обоснование педагогической системы формирования социального здоровья учащихся.
дипломная работа [175,0 K], добавлен 20.07.2012
Здоровье как равновесие между нашим способом существования и окружающим миром, характеристика его основных элементов: физического, психического и социального. Проблема сохранения здоровья детей в учебном процессе. Сущностные элементы определения здоровья.
реферат [30,8 K], добавлен 28.09.2011
Особенности социально-педагогической защиты прав ребенка на образование и на охрану здоровья. Формы участия социального педагога в защите прав ребенка. Виды специальных учебно-воспитательных учреждений открытого типа органов управления образованием.
контрольная работа [26,7 K], добавлен 30.10.2010
Психолого-педагогическая характеристика детей раннего возраста. Понятие и критерии здоровья ребенка. Процесс сохранения и укрепления здоровья детей раннего возраста. Основа разработки здоровьесберегающей среды. Планирование систем здоровьесбережения.
курсовая работа [44,9 K], добавлен 27.04.2015
Личность специалиста по социальной реабилитации детей с ограниченными возможностям здоровья. Его профессиональная компетентность. Морально-этические аспекты в работе специалиста по социальной реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья.
контрольная работа [28,8 K], добавлен 11.06.2010
Теоретические основы формирования культуры здоровья дошкольников в процессе сотрудничества педагогов и родителей. Педагогические условия формирования культуры здоровья детей дошкольного возраста. Диагностика уровня сформированности культуры здоровья.
курсовая работа [96,1 K], добавлен 25.05.2010
Особые образовательные потребности детей с ограниченными возможностями здоровья. Инклюзивное образование как современная модель образования. Характеристика проблем и перспектив семьи, воспитывающей ребенка с ограниченными возможностями здоровья.
дипломная работа [1,3 M], добавлен 13.10.2017
Источник