Меню

Диагностика социализации детей с ограниченными возможностями здоровья

Изучение уровня социализации детей с ограниченными возможностями здоровья в начальной школе

Дата публикации: 19.03.2016 2016-03-19

Статья просмотрена: 4394 раза

Библиографическое описание:

Поворознюк, О. А. Изучение уровня социализации детей с ограниченными возможностями здоровья в начальной школе / О. А. Поворознюк, А. В. Алёшина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 7 (111). — С. 693-695. — URL: https://moluch.ru/archive/111/27245/ (дата обращения: 08.06.2021).

В последнее десятилетие в нашей стране и за рубежом обозначилась устойчивая тенденция увеличения количества детей с отклонениями в физическом и психическом развитии. По данным ООН в мире насчитывается примерно 450 млн. человек с нарушенным психическим и физическим развитием, что составляет почти десятую часть жителей планеты. Это подтверждается и данными Всемирной Организации Здравоохранения (ВОЗ), свидетельствующими, что число таких людей достигает 13 % от общего числа населения. По статистическим данным ряда стран дети с ограниченными возможностями здоровья составляют от 4,5 % до 17 % от их общего количества (в зависимости от того, какие нарушения учитываются). В России в связи с изменениями в политической, социальной и нравственной сферах жизни особо остро стоят социальные проблемы населения и, в том числе, рост числа детей с ограниченными возможностями [1, с.144].

Тенденция интегрирования детей с ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательную среду отмечается в Российской системе специального образования с начала 90-х годов. Под интеграцией в образовании принято понимать возможность обучения детей с особыми образовательными потребностями в образовательном учреждении общего назначения.

Основными социальными проблемами детей с ограниченными возможностями являются барьеры в осуществлении прав на охрану здоровья и социальную адаптацию, образование, трудоустройство. Переход на платные медицинские услуги, платное образование, неприспособленность архитектурно-строительной среды к особым нуждам детей-инвалидов в зданиях общественной инфраструктуры (больницах, школах, средних и высших образовательных учреждениях), финансирование государством социальной сферы по остаточному принципу усложняют процессы социализации и включение их в общество [6, с. 180].

Таким образом, совокупность социальных изменений в России, в том числе появление и развитие института интегрированного (инклюзивного) образования, преобразовали различные педагогические системы так, что появилась реальная необходимость в педагогическом сопровождении и поддержке детей с ограниченными возможностями здоровья, оказавшихся в силу различных причин в общеобразовательной школе.

Противоречие между увеличением количества детей с ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательной школе и недостаточностью психолого-педагогического и методического обеспечения им помощи обусловило актуальность и определило проблему исследования: каковы психолого-педагогические условия педагогической поддержки социализации детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях общеобразовательной школы?

Цель нашего исследования: теоретически обосновать и экспериментально проверить психолого-педагогические условия педагогической поддержки социализации детей с ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательной школе.

Была выдвинута гипотеза о том, что социализация личности ребёнка младшего школьного возраста с ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательной начальной школе получит наибольшие возможности своего развития, что подготовит воспитанника к жизни в современном обществе, если:

 проводить внеклассную работу, направленную на реализацию его потребностей в самовыражении и участии в жизни класса;

 использовать групповые формы работы;

 создать непринужденную, доброжелательную атмосферу для сплочения классного коллектива, в который включен ребенок с ОВЗ.

Для реализации цели исследования и подтверждении гипотезы, выявлены следующие задачи:

  1. Раскрыть сущность и содержание понятия социализации и её особенности детей с ОВЗ.
  2. Выявить особенности педагогической поддержки детей в общеобразовательной школе.
  3. Выявить и обосновать психолого-педагогические условия педагогической поддержки социализации детей с ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательной начальной школе.
  4. Реализовать психолого-педагогические условия педагогической поддержки социализации детей с ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательной начальной школе и выявить их эффективность.

В контексте нашего исследования будем придерживаться следующего определения [26, с.19]: педагогическая поддержка — это система педагогической деятельности, раскрывающая личностный потенциал человека, включающая помощь ученикам, учителям, родителям в преодолении социальных, психологических, личностных трудностей. Это процесс совместного с ребенком определения его собственных интересов, целей, возможностей и путей преодоления препятствий (проблем), мешающих ему сохранить свое человеческое достоинство и самостоятельно достигать желаемых результатов в обучении, самовоспитании, общении, образе жизни (О. С. Газман).

Исследование уровня социализации детей младшего школьного возраста с ОВЗ проводилось на базе начальной школы МБОУ СОШ № 1 г. Ишима.

В эксперименте принял участие ученики 4 класса в количестве 40 человек. Учащиеся были разделены на контрольную и экспериментальную группы, по 20 человек в каждой группе.

Читайте также:  Понял чистота залог здоровья

Для решения поставленных задач опытно-экспериментальная работа включала в себя констатирующий, формирующий и контрольный этапы.

Для проведения констатирующего эксперимента нам необходимо выделить критерии и показатели уровня социализации детей младшего школьного возраста с ОВЗ (таблица 1).

Критерии ипоказатели уровня социализации детей младшего школьного возраста сОВЗ

Критерии

Показатели

Методики

Исследование уровня школьной мотивации, познавательной активности

Методика диагностики мотивации учения и эмоционального отношения к учению (автор А. Д. Андреева, модификация Ч. Д. Спилберга).

Взаимоотношение в коллективе

Изучение межличностных отношений в коллективе

Выявление системы представлений ребенка о том, как он оценивает себя сам, как, по его мнению, его оценивают другие люди

Сфера потребностей и интересов

Определение направленности потребностей, выявление сферы интересов

На основе выделенных критериев и показателей были определены следующие уровни социализации детей младшего школьного возраста с ОВЗ:

Высокий уровень — такие дети отличаются наличием высоких познавательных мотивов, стремлением наиболее успешно выполнять все предъявляемые школой требования. Ученик эмоционально-теплый, общительный, веселый,демонстрируют лучшую подготовленность к успешному выполнению школьных требований. Дети с высокой адекватной самооценкой, их характеризует максимальная самостоятельность. Преобладает широкий познавательный мотив, способность к самообразованию.

Средний уровень — такие дети достаточно благополучно чувствуют себя в школе, однако чаще ходят в школу, чтобы общаться с друзьями, учителем. Познавательные мотивы таких детей сформированы в меньшей степени и учебный предмет их мало привлекает. Дети, имеющие адекватную самооценку, активны, находчивы, бодры. Познавательный мотив проявляется в том случае, когда ребенок заинтересован в работе, не стремится к самостоятельности, но и не отказывается от помощи со стороны взрослого.

Низкий уровень — школьники посещают школу неохотно, предпочитают пропускать занятия. Испытывают серьезные затруднения в учебной деятельности. Отсутствует интуиция в межличностных отношениях, в его поведении часто наблюдаются негативизм, упрямство, эгоцентризм. Неадекватная заниженная самооценка проявляется ярко в их поведении и чертах личности. Дети выбирают легкие задачи. Нормальному развитию детей мешает их повышенная самокритичность, неуверенность в себе.

Результаты констатирующего эксперимента «Социометрия показали», что один ученик Алеша М. в результате исследования получил статус «изолированный». Его бал составил 1, 14. После проведения программы по социализации младших школьников с ОВЗ при повторном контрольном исследования ученик Алеша М. получил статус «принятый».

После проведения ряда занятий и упражнений с группой младших школьников с ОВЗ на контрольном этапе исследования наблюдаются улучшение показателей самооценки.

Так адекватная самооценка наблюдается у большинства детей, а именно у 75 %, с заниженной самооценкой 2 ученика- 25 %. На констатирующем этапе было выявлено что ученик Алеша М. имеет низкую самооценки, на контрольном этапе — заниженная. На контрольном этапе низкой и резко низкой самооценкой выявлено не было, что говорит об эффективности проведенных занятий по развитию социализации младших школьников.

По результатам методики «Цветик-семицветик», можно сделать вывод о том, что 5 детей справились предложенными заданиями, 3 детей справились при помощи наводящих вопросов и подсказок педагога. Ученик Алеша М. с помощью педагога выполнил задание. Таким образом, можно сказать, что ученики 4 класса на контрольном этапе в полной мере е справились с предоставленными заданиями.

В мотивации учения на контрольном этапе преобладает процент учеников со средним уровнем с несколько сниженной познавательной мотивацией- 3 уровень, 37,5 %, на констатирующем этапе показатель был 50 %; продуктивная мотивация, позитивное отношение к учению, соответствие социальному нормативу — 25 % учащихся;

25 % или два учащихся имеет первый уровень — продуктивная мотивация с выраженным преобладанием познавательной мотивации учения и положительным эмоциональным отношением к нему, что на 12,5 % больше по сравнению с констатирующим этапов исследования;

Сформулированные выводы на основе полученных данных и разработанная программа педагогической поддержки социализации детей с ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательной начальной школе могут быть полезны педагогам, что позволит повысить эффективность учебно-воспитательного процесса.

1. Вихорев, Д. И. Проблемы обучения и адаптации детей-инвалидов в России [Текст] / Д. И. Вихорев // Высшее образование инвалидов: Материалы Междунар. науч.-практ. конф. — СПб., 2013. — 144 с.

2. Газман, О. С. Основы интегрированного обучения [Текст] / О. С. Газман. — М.: Просвещение, 2008. — 19 с.

3. Прохоров, А. О. Методики диагностики и измерения психических состояний личности [Текст] / А. О. Прохоров. — М.: ПЕР-СЭ, 2004. — 176 с.

Читайте также:  Школа здоровья для гипертоников диета 10

4. Рытченко, Т. А. Психология и педагогика [Текст]/ Т. А. Рытченко // Учебно-практическое пособие.- М.: МЭСИ.:2000. — 85с.

5. Сидоренко, Е. В. Методы математической обработки в психологии [Текст] / Е. В. Сидоренко. — СПб.: Речь, 2004. — 350 с.

6. Соколова, Н. Д. Дети с ограниченными возможностями: проблемы и инновационные тенденции в обучении и воспитании [Текст] / Н. Д. Соколова, Л. В. Калиникова. — М.: МГУ, 2015. — 180 с.

Источник

Изучение уровня социализированности детей с ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательной школе

Изучение уровня социализированности младшихих школьников с ОВЗ в условиях общеобразовательной школы

Просмотр содержимого документа
«Изучение уровня социализированности детей с ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательной школе»

Изучение уровня социализированности детей с ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательной школе.

Автор: Вокуева Татьяна

Аннотация. В статье рассмотрены критерии, условия и методы выявления эффективности педагогической поддержки детей с ОВЗ.

Ключевые слова. Социализация, педагогическая поддержка, дети с ОВЗ.

Сегодня проблема социализации детей с ограниченными возможностями здоровья является актуальной и часто обсуждаемой на различных уровнях российского образования. Понятно, что социализация, как активное приспособление к условиям социальной среды, служит основой благополучия человека в обществе. Личное и социальное благополучие любого человека зависит от его успешного труда, условий его быта, интересного досуга. Но у детей с ограниченными возможностями здоровья процесс социализации существенно затруднен, при этом их будущее напрямую зависит от умения трудиться, зарабатывать себе на жизнь, от умения создать свой быт, выстроить отношения с окружающими, организовать свой досуг. Педагоги обсуждают новые пути социализации детей с ОВЗ. Одним из средств, повышающих эффективность работы в данном направлении, является организация и реализация педагогической поддержки в образовательном процессе.

Для выявления уровня социализированности детей с ОВЗ в общеобразовательной школе была проведена диагностика по трем методикам.

Цель нашего исследования: выявить, теоретически обосновать и экспериментально проверить педагогические условия организации педагогической поддержки младших школьников с ограниченными возможностями здоровья в процессе их социализации в общеобразовательной школе.

Была выдвинута гипотеза о том, что социализация детей с ОВЗ в условиях общеобразовательного учреждения будет эффективной при соблюдении следующих педагогических условий:

1) Создание психологически комфортной атмосферы в процессе организации совместной деятельности учащихся

2) Учет интересов и наклонностей детей с ОВЗ при организации внеурочной работы с использованием театротерапии..

Для достижения поставленной цели, а также для подтверждения гипотизы необходимо было решить следующие задачи: На основе изучения психолого – педагогической литературы изучить сущность и содержание социализации детей с ограниченными возможностями здоровья как педагогическое явление. Выявить и обосновать особенности педагогической поддержки детей с ограниченными возможностями здоровья. Выявить и обосновать педагогические условия организаций педагогической поддержки детей с ограниченными возможностями здоровья в процессе их социализации в общеобразовательной школе. Реализовать и выявить эффективность педагогических условий организаций педагогической поддержки в процессе социализации детей с ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательной школе.

В контексте нашего исследования будем придерживаться следующего определения: социализация – это сложный непрерывный процесс, протекающий на биологическом, психологическом и социальном уровнях, при котором, с одной стороны, потребности отдельно взятой личности адаптируются к потребностям общественным (или отвергаются ею); педагогическая поддержка — это процесс совместного с ребенком определения его собственных интересов, целей, возможностей и путей преодоления препятствий (проблем), мешающих ему сохранить свое человеческое достоинство и самостоятельно достигать желаемых результатов в обучении, самовоспитании, общении, образе жизни (О. С. Газман). [2, с.19]

Исследование уровня социализации детей младшего школьного возраста с ОВЗ проводилось на базе начальной школы ОЧУ «ИПГ» г.Ишима(экспериментальный класс). В эксперименте приняли участие ученики 4 класса в количестве 30 человек.

Для того чтобы обеспечить улучшение процесса социализации детей с ОВЗ в условиях общеобразовательной школы и для реализации педагогических условий, была проведена система занятий с использованием театротерапии на основе образовательной программы педагога дополнительного образования Натальи Тимофеевны Поповой «Круг».

Данные мероприятия обеспечили возможность личностного роста всех учеников, основанного на создание психологически комфортной атмосферы в процессе организации совместной деятельности учащихся и учета интересов и наклонностей детей с ОВЗ при организации внеурочной работы с использованием театротерапии.

Для того чтобы проверить эффективность нашей работы на формирующем этапе, основными критериями социализации мы определили:

Читайте также:  Рост вес таблица мужчины здоровье

Выявление системы представления ребенка о том, как он оценивает себя сам, как, по его мнению, его оценивают другие люди

Самоидентификация места в коллективе

Изучение межличностных отношений в коллективе

Самоидентификация своего места в мире

Оценка удовлетворенности условиями ОУ, в котором пребывает ребенок

Методика оценки удовлетворенности ребенка жизнью в учебном заведении

На основе выделенных критериев были определены следующие уровни социализированности детей с ОВЗ:

Низкий уровень – дети с заниженной самооценкой, испытывают трудности в учебе, плохие межличностные отношения, не проявляют желание общения с окружающими, с негативным эмоциональным настроем, требование школы и просьбы учителя воспринимаются «в штыки», не воспринимаются коллективом, нет желания посещать школу, являются изгоем в коллективе, имеют высокий уровень дискомфорта, неуверенность и повышенную самокритичность.

Средний уровень — самооценка занижена, нейтральное отношение в коллективе, посещают школу, но не имеют большого желания это делать, в большей степени для общения с друзьями, учеба для них не интересна. Предметы и занятия выбирает по принципу «нравится-не нравится». Достаточно активно участвуют в жизни школы, но нет стремления к самостоятельности.

Высокий уровень – дети с адекватной самооценка, в хороших отношениях в классе, с желанием посещает занятия, положительно относятся к школе и своему коллективу. Их характеризует самостоятельность и тяга к самообразованию. Проявляют желание исполнять школьные требования, просьбы учителя. Ученик общительный, с положительным эмоциональным настроем. Проявляет доверительные отношения в классе.

По результаты методики «Мое состояние» ребенок с ОВЗ находился на низком уровне, которому соответствует характеристика «Поведение зависит от окружающих. Ученик легко падает духом, с трудом занимается тем, что ему не нравится. На ученика оказывает влияние окружающая обстановка. Он не всегда является хозяином своих решений, зависит от настроения своего и чужого, бывает слишком эмоционален». После проведения системы занятий с использованием театротерапии ребенок с ОВЗ практически достиг нижней планки среднего уровня самооценки, ему не хватило 1 балла. При этом динамика данного ребенка оказалась самой высокой из всего класса, что говорит об эффективности проведенных занятий направленных на социализацию детей с ОВЗ. По проведении методики «Социометрии», на констатирующем этапе, ребенок с ОВЗ в результате исследования получил статус «оттесненный», при повторной исследовании он получил статус «принятый». По результатам методики оценки удовлетворенности ребенка жизнью в учебном заведении, можно сделать вывод о том, что в классе произошли очень значимые изменения: на 5 человек изменилось количество полностью удовлетворенных детей, на 1 человека (ребенок с ОВЗ) увеличилось количество детей со средней степенью удовлетворенности жизнью в школе.

На основании полученных данных можно сделать вывод об эффективности программы социализации детей на основе педагогической поддержки. Данные мероприятия обеспечили возможность личностного роста всех учеников, основанного на создание психологически комфортной атмосферы в процессе организации совместной деятельности учащихся и учета интересов и наклонностей детей с ОВЗ при организации внеурочной работы с использованием театротерапии.

Такой подход позволяет создать условия для дальнейшего раскрытия потенциала каждого ребенка, в частности таких особенных детей, как дети с ОВЗ. Психологический комфорт, который позволяет создать программа педагогической поддержки, создает базис, позволяющий детям комфортно обучаться вместе с «особенными» детьми. Педагогическая поддержка на основе культурологического подхода позволяет нивелировать проблемы в отношениях между здоровыми детьми и детьми с ОВЗ.

1. Брызгалова С. О. Инклюзивный подход и интегрированное образование детей с особыми образовательными потребностями / С. О. Брызгалова, Г. Г. Зак// Специальное образование. — 2010. — № 3. — С. 14-20.

2. Газман, О. С. Основы интегрированного обучения [Текст] / О. С. Газман. — М.: Просвещение, 2008. — 19 с.

3. Прохоров, А. О. Методики диагностики и измерения психических состояний личности [Текст] / А. О. Прохоров. — М.: ПЕР-СЭ, 2004. — 176 с.

4. Рытченко, Т. А. Психология и педагогика [Текст]/ Т. А. Рытченко // Учебно-практическое пособие.- М.: МЭСИ.:2000. — 85с.

5. Сластенин, В.А. Педагогика / В.А. Сластенин, И.Ф. Исаева, Е.Н. Шиянов. – М.: Академия, 2008. – 673 с.

6. Соколова, Н. Д. Дети с ограниченными возможностями: проблемы и инновационные тенденции в обучении и воспитании [Текст] / Н. Д. Соколова, Л. В. Калиникова. — М.: МГУ, 2015. — 180 с.

Источник

Adblock
detector