Меню

Диагностика школьной дезадаптации м социальное здоровье россии

Диагностика школьной дезадаптации. Научно-методическое пособие для учителей начальных классов и школьных психологов

Оглавление

РАЗДЕЛ I. ДИАГНОСТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМЫ ШКОЛЬНОЙ ДЕЗАДАПТАЦИИ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

1. Нарушение школьной адаптации как междисциплинарная проблема

2. Основные проявления и факторы школьной дезадаптации

3. Нарушения психического развития и школьная дезадаптация

4. Основные принципы и содержание психологической диагностики школьной дезадаптации

РАЗДЕЛ II. МЕТОДЫ ДИАГНОСТИКИ НАРУШЕНИЙ И ФАКТОРОВ РИСКА ШКОЛЬНОЙ ДЕЗАДАПТАЦИИ

1. Исследование мотивационной готовности к школьному обучению

2. Методика психодиагностической дифференциации особенностей психического развития у детей 6—7-летнего возраста

3. Качественно-количественная модификация психометрического теста для оценки интеллектуального развития младших школьников

4. Методики исследования личностных особенностей учащихся младших классов и психолого-педагогические рекомендации

5. Типология личностных особенностей детей младшего школьного возраста

6. Методы исследования динамики школьных трудностей

7. Методика комплексного изучения самооценки и ценностных ориентации

8. Методы исследования микросоциальной среды в школе и в семье

РАЗДЕЛ III. ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ДИАГНОСТИРОВАНИЕ ДЕТЕЙ ГРУППЫ РИСКА ШКОЛЬНОЙ ДЕЗАДАПТАЦИИ

1. Педагогическое диагностирование детей группы риска в предшкольный период

2. Методы психолого-педагогического изучения характера школьной адаптации и оценки ее успешности

РАЗДЕЛ IV. ОРГАНИЗАЦИЯ ШКОЛЬНОГО ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО КОНСИЛИУМА

Предисловие

Настоящее пособие призвано вооружить необходимыми психолого-педагогическими знаниями учителей и школьных психологов для практического решения актуальнейшей проблемы — предупреждения и преодоления школьной дезадаптации, проявляющейся в нарушениях успеваемости, поведения и межличностных взаимодействий у значительной части учащихся общеобразовательной школы. Согласно данным выборочных исследований, уже в начальных классах выявляется около 25—30 % детей с подобными проблемами, и несвоевременное распознавание их характера и природы, отсутствие специальных коррегирующих программ приводят не только к хроническому отставанию в усвоении школьных знаний, но и к вторичным нарушениям психосоциального развития ребенка, к различным формам отклоняющегося поведения. Не менее остро эта проблема сказывается и на качестве учебно-воспитательного процесса, дестабилизируя учебную деятельность других учащихся и отвлекая на себя значительную часть усилий педагогов.

Практическое решение проблемы школьной дезадаптации нуждается в серьезных научно-методических разработках, направленных на раннюю диагностику ее симптомов и факторов риска, на создание дифференцированных программ коррекционного обучения, включающих и приемы психологической коррекции нарушений личностного развития этих детей, на поиски эффективных средств психолого-педагогической поддержки учителей и родителей дезадаптированных учащихся. Рекомендуемое пособие как раз и представляет результаты совместных научных усилий практически ориентированных исследователей — педагогов и психологов — в решении обозначенных проблем.

Авторы пособия, исходя из общетеоретических представлений о сущности социально-психической адаптации личности, рассматривают школьную дезадаптацию как вполне самостоятельный феномен, формирующийся в результате несоответствия социопсихологического или психофизиологического статуса ребенка требованиям новой социальной ситуации, т.е. ситуации школьного обучения. При сходстве внешних проявлений школьной дезадаптации, выражающейся, как уже говорилось, в трудностях, связанных с учебой, поведением, межличностными отношениями, психологическая структура и причины последних могут быть весьма различными, чем и объясняется необходимость точного, содержательного и возможно более раннего распознавания их- природы. Иными словами, без надежного диагностического звена вряд ли возможно говорить о построении каких бы то ни было коррекционных программ.

Неверная оценка характера и причин затруднений, возникающих у учеников на начальных этапах обучения, запоздалое выявление детей, нс готовых к овладению учебной деятельностью, предъявляющей высокие требования не только к познавательной сфере ребенка, но и ко всей его личности в целом, порождают круг еще более сложных проблем, преодоление которых с каждым годом становится все труднее. Как правило, именно эти проблемы, не будучи разрешенными в дошкольном и младшем школьном возрасте, становятся основой для всевозможных отклонений психосоциального развития на последующих этапах онтогенеза, с особой остротой обнаруживая себя в подростковом возрасте, где эффективность коррекционной помощи редко достигает желаемого уровня.

В связи со сказанным выше, вполне логичным и обоснованным представляется концептуальный уровень анализа проблемы психологической диагностики школьной дезадаптации, включающий также описание основных ее факторов, психологических механизмов и наиболее типичных проявлений. Авторы этого раздела — Н.Г. Лусканова и И.А. Коробейников — рекомендуют также широкий набор конкретных диагностических методик, прошедших специальную апробацию (в контексте проблемы школьной дезадаптации) и адресованных школьным психологам, т.е. специалистам, знакомым как с общими принципами построения и применения психодиагностических процедур, так и с общими правилами анализа и интерпретации данных психологического исследования. Полученные на его основе результаты способны наиболее точно и надежно отразить не только психологическую структуру этих нарушений, но и их наиболее вероятные причины, что делает их пригодными не только для постановки психолого-педагогического «диагноза», но и для использования в медико-психологической диагностике, особенно в тех случаях, где отклонения в психическом развитии ребенка связываются с органической недостаточностью головного мозга. Направление такого ребенка на медико-педагогическую комиссию в данном случае будет основываться на содержательных и объективных оценках особенностей его психического развития, а не на одной лишь формальной констатации неуспеваемости, как это до сих пор нередко происходит в нашей школе.

Читайте также:  Черная смородина вред для здоровья женщины

Материалы третьего раздела пособия, отражающие результаты многолетней работы коллектива педагогов-исследователей под руководством Г.Ф. Кумариной, адресованы прежде всего школьным учителям. Основная идея, определившая содержание этой работы — профилактика нарушений школьной адаптации у так называемой категории детей «группы риска», т.е. детей, по тем или иным причинам наиболее уязвимых к негативным влияниям школьных нагрузок, детей, не способных к успешному преодолению возникающих у них затруднений без специальной помощи.

Разработанная Г.Ф. Кумариной и ее сотрудниками система обучения в коррекционных классах, организуемых при массовых школах, предполагает прежде всего необходимость тщательного предварительного отбора детей в эти классы, опирающегося на применение специально разработанных приемов психолого-педагогической диагностики. Их подробное описание составляет основное содержание данного раздела методического пособия. Предназначенные для использования учителями коррекционных классов, эти методики в большей степени могут претендовать на роль первичного диагностического ориентира, не раскрывающего в полной мере психологической структуры имеющихся у ребенка дефицитов развития, относящихся преимущественно к познавательной сфере. Однако систематическое наблюдение за ребенком в процессе специально организованного обучения, имеющего на начальных этапах и отчетливую диагностическую функцию, позволяет существенно уточнить представления о причинах возникающих у него затруднений. Дополнительное же применение в наиболее сложных случаях методов психологической диагностики, описанных во втором разделе пособия, способно обеспечить наиболее полную и точную квалификацию особенностей психического развития ребенка, препятствующих его обучению и полноценной адаптации к школе.

Несомненный интерес представляют материалы, обобщающие опыт организации и работы школьного психолого-педагогического консилиума, основная задача которого состоит в глубоком и всестороннем анализе причин «трудного» поведения учащихся массовой школы. Объектом внимания членов консилиума является не только сам «проблемный» ребенок, но и его микросоциум как источник разнообразных и часто противоречивых воздействий. Эти материалы, предоставленные в наше распоряжение Г.А. Карповой, Г.А. Гриценко и Т.М. Орловой и оформленные в виде подробных методических разработок, могут быть рекомендованы для широкого использования в современной педагогической практике, все прочнее опирающейся на школьную психологическую службу.

К сказанному следует добавить, что если настоящее пособие посвящено преимущественно диагностическим аспектам обсуждаемой проблемы в начальных классах, то в ближайшие планы авторского коллектива входит подготовка к публикации материалов по психологической и психолого-педагогической коррекции нарушений школьной адаптации у учащихся не только младшего, но и среднего, и старшего школьного возраста.

Кроме того, следует еще раз подчеркнуть, что продуктивность диагностико-коррекционной работы в школе во многом определяется качеством профессиональной подготовки осуществляющих ее специалистов. В этой связи в рамках консорциума «Социальное здоровье России» при поддержке Министерства образования Российской Федерации начинают работать очно-заочные учебные семинары по специальной подготовке учителей и школьных психологов.

Президент консорциума «Социальное здоровье России» доктор психологических наук

Мы не можем предоставить возможность скачать книгу в электронном виде.

Информируем Вас, что часть полнотекстовой литературы по психолого-педагогической тематике содержится в электронной библиотеке МГППУ по адресу http://psychlib.ru. В случае, если публикация находится в открытом доступе, то регистрация не требуется. Часть книг, статей, методических пособий, диссертаций будут доступны после регистрации на сайте библиотеки.

Читайте также:  Польза массажа лица для здоровья

Электронные версии произведений предназначены для использования в образовательных и научных целях.

Источник

Диагностика школьной дезадаптации м социальное здоровье россии

Печатается по изданию: «Диагностика школьной дезадаптации». Научно-методическое пособие для учителей нач. классов и школьных психологов–М.: Ред.-изд. Центр Консорциума «Социальное здоровье России», 1993, с. б–18. Авторы пособия рассматривают школьную дезадаптацию как феномен, обусловленный несоответствием социопсихологического или психофизиологического статуса ребенка требованиям социальной ситуации – ситуации школьного обучения.

Нарушения школьной адаптации как междисциплинарная проблема

Проблема охраны психического здоровья детей и подростков, актуальность которой становится все более очевидной в связи с наблюдаемым ростом нервно-психических заболеваний и функциональных расстройств среди детского населения, не может быть решена без практического использования медико-психологических и социально-психологических знаний в системе школьного образования.

Качественно иная, в сравнении с предшествующими институтами социализации (семья, дошкольные учреждения), атмосфера школьного обучения, складывающаяся из совокупности умственных, эмоциональных и физических нагрузок, предъявляет новые, усложненные требования не только к психофизиологической конституции ребенка или его интеллектуальным возможностям, но к целостной его личности и, прежде всего, к ее социально-психическому уровню. Различные аспекты проблемы приспособления ребенка к этим требованиям издавна привлекали внимание детских психиатров, психологов, педагогов, физиологов. Многочисленные исследования школьной неуспеваемости у детей без признаков выраженной интеллектуальной недостаточности, нарушений школьного поведения, не имеющих отчетливой клинической очерченности, но часто выступающих как этап формирования пограничных нервно-психических расстройств, послужили основой для выделения относительно самостоятельного объекта междисциплинарных исследований, получившего название «Проблемы школьной дезадаптации».

Источник

Диагностика школьной дезадаптации

Презентация к уроку

Загрузить презентацию (113 кБ)

Социально-психологический процесс отклонений в развитии способностей ребенка к успешному овладению знаниями и умениями, навыками активного общения и взаимодействия в продуктивной коллективной учебной деятельности, т.е. это нарушение системы отношений ребенка с собой, с другими и с миром называется школьной дезадаптацией.

Характерное для современной России социальное расслоение приводит к тому, что часто внутри одного класса дети из столь различных семей с трудом находят общий язык, плохо понимают друг друга и не умеют общаться; увеличивается количество детей с задержкой психического развития (ЗПР); увеличивается количество детей, имеющих невротические и серьезные соматические расстройства.

Предпосылки школьной дезадаптации:

  • низкий социальный статус ребенка; проблемы взаимоотношений в семье;
  • низкая готовность прийти на помощь другу;
  • плохие отношения со сверстниками;
  • низкие познавательные способности;
  • неадекватная самооценка.

Типы проявлений школьной дезадаптации (ШД):

  • неуспешность в обучении по программам, выражающаяся в хронической неуспеваемости, а также в недостаточности и отрывочности общеобразовательных сведений без системных знаний и учебных навыков (когнитивный компонент ШД);
  • постоянные нарушения эмоционально-личностного отношения к отдельным предметам, обучению в целом, педагогам, а также к перспективам, связанным с учебой (эмоционально-оценочный, личностный компонент ШД);
  • систематически повторяющиеся нарушения поведения в процессе обучения и в школьной среде (поведенческий компонент ШД).

Одним из доступных методов диагностики школьной дезадаптации является метод наблюдения. Но как и любой метод метод наблюдения имеет свои достоинства и недостатки.
Достоинства, преимущества:

  • дает возможность увидеть поведение человека во всей широте проявлений, с разных сторон (можно сделать в естественной обстановке);
  • в самом процессе наблюдения, в поведении человека можно выделить существенные и второстепенные аспекты поведения, и наблюдать за существенными;
  • для проведения наблюдения не требуется получение согласия со стороны испытуемого и установление с ним контакта (в отличие от всех оставшихся методов).
  • требуется очень много времени;
  • результаты наблюдения трудно поддаются количественной оценке (формализации), значит, трудно их сравнивать между собой;
  • крайний субъективизм результатов (психодиагност является в данном случае измерительным инструментом).

Одним из успешных видов наблюдения является карта наблюдения Стотта, состоящий из 16 комплексов симптомов — образцов поведения, симптомокомплексов, предназначенных для изучения особенностей учеников, дезадаптированных к условиям шко­лы.

Читайте также:  Общественный контроль за здоровьем человека

Требования при составлении КН: выделение однозначных, относительно элементарных фрагментов поведения ребенка; группировка этих фрагментов в определенные синдромы, т. е. их классификация; определение взаимоотношений между этими фрагментами.

Карта наблюдения включает 198 фрагментов фиксированных форм поведения, о наличии или отсутствии которых у ребенка должен судить наблюдатель, заполняющий карту.

Эти фрагменты сгруппированы в 16 синдромов.

I — НД «Недостаток доверия к новым вещам, людям, ситуациям».

II — O «Ослабленность» (астения).

III — У «Уход в себя».

IV — TB « Тревога за принятие взрослыми и интерес с их стороны».

V — HB «Неприятие взрослых».

VI — ТД «Тревога за принятие детьми».

VII — A «Асоциальностъ».

VIII — КД «Конфликтность с детьми».

IX — H «Неусидчивость» или «Неугомонность».

Х — ЭН «Эмоциональные напряжения» или «Эмоциональная незрелость».

XI — HC «Невротические симптомы».

ХIII — УР «Умственное развитие».

XIV — CP «Сексуальное развитие».

XVI — Ф «Физическое развитие».

Заполняется карта учителем, воспитателем или взрослыми, хорошо знающими ребенка. В регистрационном бланке зачеркиваются те цифры, которые соответствуют формам поведения (синдрому), наиболее характерным для данного ребенка.

Центральная вертикальная черта отделяет более тяжелые нарушения (справа) от менее тяжелых (слева). При подсчете симптом, находящийся слева от вертикальной черты, оценивается одним баллом, справа – двумя.

Подсчитывается сумма баллов по каждому синдрому и общий «коэффициент дезадаптированности» по сумме баллов по всем синдромам.

Помимо количественной обработки результатов проводится их качественный анализ.

Большое количество зачеркнутых отрезков у ребенка (по сравнению с другими детьми) дает возможность сделать вывод о серьезных нарушениях в развитии его личности и поведения, а также выделить те синдромы, которые в первую очередь определяют нарушения и преодоление которых должно занимать центральное место в работе с ребенком.

  • Суммируются все баллы по каждому СК.
  • Затем суммы сырых оценок по каждому СК переводятся в процентные показатели (сумма баллов делится на максимально возможную сумму и умножается на 100 %). Процентные показатели свидетельствуют о выраженности СК у обследуемого от максимально возможной выраженности.

Ориентировочные критерии (по данным В.А.Мурзенко):

Коэффициент дезадаптации основной части выборки составляет от 8 до 25 баллов.

Свыше 25 баллов свидетельствует о значительной серьезности нарушения механизмов личностной адаптации, эти дети стоят на грани клинических нарушений и нуждаются в специальной помощи, вплоть до вмешательства психоневролога.

Коррекционная программа для трудновоспитуемых школьников.

Исходный уровень: не готов к учебному процессу, нет готовности к сотрудничеству в рамках совместной программы, демонстрация диссоциального поведения в педагогических ситуациях: никакого согласия на предложения педагога, обход учебных заданий, отказ от всякого контакта с педагогами, игнорирование необходимости помогать окружающим.

Педагогические ожидания: привить готовность к учебе в отдельных групповых мероприятиях; привить социальную способность к групповой активности в школьно-педагогических ситуациях.

Фаза подготовки учебы:

  • снижение требований к школьнику, пока они не будут соответствовать его актуальному уровню;
  • наблюдение за развитием проектов, содействие или подготовка средств работы (планов, чертежей и т. п.);
  • смена педагогической установки с «ориентированной на преподавание» на «ориентированную на учащегося», инициирование и содействие индивидуальной работе, развитию интересов;
  • разрешение школьнику посещать уроки только два часа в день, выполнять задания в размере только одной задачи в день.

Принцип: постепенность (самые малые шаги), педагогический ритм, внимание к ручной работе, ориентация на самодеятельность учащегося.

Форма: индивидуальная работа с учащимся.

Средства: словесная информация, рабочая карта, игры и книги.

Стиль: обращен на учащегося.

Подготовительная групповая фаза:

  • создание товарищеских контактов,
  • сообщения учащихся о собственном опыте и знаниях,
  • ограничения вульгарного стиля разговора,
  • специальные формы поощрения каждого,
  • организация свободного времени в классе,
  • организация помощи каждому члену группы в любое время.

Специальная форма: отдельные педагогические мероприятия, поиск собственного помещения для групповых занятий, проведения досуга и т. п.

Способ: узнавать, упражняться, повторять положительные элементы поведения.

Источник

Adblock
detector