Методики диагностирования психоэмоционального состояния подростков
Ребенок больше всего нуждается в вашей любви как раз тогда,
когда он меньше всего ее заслуживает.
В ходе жизнедеятельности у каждого из нас возникают те или иные эмоциональные состояния. Они определяют как уровень информационного и энергетического обмена человека, так и направленность его поведения. Эмоции способны очень сильно управлять нами. Не является исключением и их отсутствие. Ведь это такое эмоциональное состояние, которое позволяет описать поведение человека как особенное.
ЧТО ТАКОЕ ПСИХОЭМОЦИОНАЛЬНОЕ СОСТОЯНИЕ?
ПСИХОЭМОЦИОНАЛЬНЫЕ СОСТОЯНИЯ – особая форма психических состояний человека,
переживания с проявлением эмоционального реагирования своего отношения к окружающей действительности и к самому себе;
те состояния, которые регулируются преимущественно эмоционально-волевой сферой и охватывают эмоциональные реакции и эмоциональные отношения;
относительно устойчивые переживания.
Эмоциональные состояния, возникающие у человека в процессе какой-либо деятельности, оказывают влияние и на его психическое состояние, и на общее состояние организма, и на его поведение в той или иной ситуации. Они воздействуют как на процессы познания и развитие личности, так и на качество жизни в целом.
Значение проблемы эмоциональных состояний едва ли нуждается в обосновании.
Эмоциональные проявления в реагировании на действительность необходимы человеку, так как они регулируют его самочувствие и функциональное состояние. Дефицит эмоций снижает активность центральной нервной системы и может явиться причиной снижения работоспособности. Чрезмерное влияние эмоциогенных факторов может вызвать состояние нервно-психического напряжения и срыв высшей нервной деятельности. Оптимальное эмоциональное возбуждение — условие готовности к деятельности и ее благоприятному для здоровья осуществлению.
Психоэмоциональное состояние – основа здоровья личности.
Все мы в свое время были подростками и прошли через трудности подросткового возраста. Но только становясь родителями, мы можем в полной мере оценить проблемы детей этого периода жизни.
Психологи выделяют следующие типы психоэмоционального состояния подростков:
уверенность – неуверенность в себе.
Несмотря на то, что эти психические процессы противоположны, у подростков они могут чередоваться и меняться в течение коротких промежутков времени. Это обусловлено гормональной бурей и может быть характерно для абсолютно здорового, нормального ребенка. Сейчас он может дружески разговаривать с вами, а через две минуты – замкнуться в себе или устроить же скандал и уйти, хлопнув дверью. И даже это – не повод для беспокойства, а всего лишь вариант нормы.
Однако те состояния , которые преобладают в поведении ребенка в этом возрасте, способствуют формированию соответствующих свойств характера (высокая или низкая самооценка, тревожность или жизнерадостность, оптимизм или пессимизм и т.п.), и это будет влиять на всю его дальнейшую жизнь.
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ПОДРОСТКОВОГО ВОЗРАСТА:
Положительные изменения , происходящие с подростком:
проявление чувства взрослости;
рост самосознания, самооценки, саморегуляции;
повышенное внимание к своей внешности;
проявление самостоятельности в приобретении знаний и навыков;
появление познавательной мотивации;
желание быть не хуже, а лучше других.
ранимая неустойчивая психика;
намеренная манипуляция взрослыми;
внутренний кофликт с самим с собой и окружающими;
повышенное негативное отношение к взрослым;
страх одиночества (мысли о суициде),
ведут к эмоциональным расстройствам, отклонениям в поведении. Трудности в развитии адаптивных и социальных качеств в целом приводят к нарушению психического и психологического здоровья у подростков.
ПСИХОЭМОЦИОНАЛЬНОГО СОСТОЯНИЯ ПОДРОСТКА.
Для получения своевременной и достоверной информации о психоэмоциональных проявлениях ребенка, определении причин нарушений его в обучении, поведении и развитии, необходимо применение различных диагностических методов выявления детей группы риска, нуждающиеся в коррекции эмоциональных нарушений.
Наблюдение является классическим методом, используется в психологических исследованиях как дополнительный метод диагностики, что не снижает его ценности и значимости. Целенаправленное отслеживание специфики и изменений эмоциональных состояний школьников происходит в процессе различных видов деятельности. На основании наблюдения экспериментатор (классный руководитель) составляет различные шкалы, заносит результаты в карты оценки состояния. Наблюдение в психологических исследованиях часто используется совместно с методом экспертной оценки.
Беседа и анкетирование могут быть как самостоятельным, так и дополнительным диагностическим методом, применяемым с целью получения необходимой информации или разъяснения того, что не было достаточно ясным при наблюдении.
Опросники, тесты, диагностические методики
Источник
Методика диагностики психологического здоровья учащегося
Вы будете перенаправлены на Автор24
Психологическое здоровье детей школьного возраста
Психологическое здоровье – это состояние душевного благополучия (комфорта), адекватное отношение к окружающему миру, отсутствие болезненных психических явлений (фобий, неврозов).
При осуществлении оценки психологического здоровья детей школьного возраста, необходимо помнить, что личность ребенка в этот период еще только формируется, и в этой связи его основным критерием является полноценное личностное и психическое развитие.
Критерии полноценного психического развития учащегося:
- Отсутствие/наличие у ребенка школьного возраста хронических нервно-психических заболеваний и расстройств.
- Отсутствие/наличие в деятельности нервно-психической сферы ребенка различных функциональных отклонений.
- Достижение определенного уровня нервно-психического развития.
Готовые работы на аналогичную тему
Однако, основным критерием по котором можно судить о психологическом здоровье ребенка школьного возраста, является его успешная адаптация в окружающем социуме.
В психологии выделяют следующие уровни психологического здоровья учащегося:
Креативный уровень — представляет собой высший уровень психического здоровья ребенка. Если психическое здоровье ребенка находится на креативном уровне, то он не нуждается в специальной профессиональной психологической помощи, достаточно устойчив и легко адаптируется к любой среде и к смене условий.
Адаптивный уровень – включает в себя основную массу так называемых «благополучных» детей, которые в общем адаптированы к окружающему социуму, но при этом имеют отдельные признаки дезадаптации и тревожности.
Ассимилятивно-аккомодативный уровень – низкий уровень психического здоровья, включает в себя две группы детей:
- дети, которые не способны гармонично взаимодействовать с окружающими, в связи с чем, стремятся изменить окружающий мир, проявляется это эпатажным поведением, частыми конфликтами со сверстниками и взрослыми и т.д.;
- дети, имеющую психологическую зависимости от ряда внешних факторов, не владеют в полной мере механизмами самозащиты и поэтому всячески стремятся отдалиться от травмирующих влияний среды, для них характерным является приспособленчество, старательность, прилежность и т.д.
Диагностика психологического здоровья учеников общеобразовательных учреждений
В настоящее время в соответствии с Концепцией развития здоровьесберегающей деятельности в общеобразовательных учреждениях страны большое значение придается своевременной и всесторонней диагностике психологического здоровья учащихся.
Основные параметры и критерии мониторинга уровня психического здоровья учащихся:
- Уровень тревожности.
- Уровень стрессоустойчивости.
- Уровень стабильного эмоционального состояния.
- Уровень адаптированности к условиям школы (определяется у учащихся 1, 5 и 11 классов).
Уровни определяются по шкале, включающей в себя показатели «высокий», «норма», «низкий». В качестве диагностических методик используется совокупность разнообразных методов. Однако, основным и наиболее популярным методом диагностики психологического здоровья учащихся является научное наблюдение.
Научное наблюдение – это научный метод, который заключается в осуществлении целенаправленного сбора фактов о деятельности и поведении учащихся с их дальнейшим анализом.
При проведении метода научного наблюдения при диагностике психологического здоровья учащихся, к данному методу предъявляют ряд требований:
- сохранение естественных условий, в которых ежедневно пребывают учащиеся в рамках образовательного учреждения;
- целенаправленность изучения и поэтапность фиксации получаемых результатов.
К достоинствам метода научного наблюдения относятся:
- доступность и простота в организации;
- не оказывает искажающего воздействия на течение психических процессов;
- предоставляет возможность сбора обширных сведений и информации.
В процессе проведения научного наблюдения необходимо четко следовать поставленной цели и задачам. Кроме того, важно точно установить объект наблюдения, выбрать ситуации, в которых оно будет организовано, способ изучения, временные границы и способ регистрации полученных данных.
Перед началом проведения наблюдения необходимо также определиться и с типом наблюдения (скрытое, явное, включенное и т.д.). Как показывает практика наиболее действенным и результативным является такой тип наблюдения, как непосредственное научное наблюдение. Это наблюдение, проводимое самим исследователем, в естественной для учащегося среде. Чаще всего его проводит классный руководитель.
Основные критерии эффективности проведения научного наблюдения за состояние психологического здоровья учащихся:
- Целенаправленность научного наблюдения — наличие конкретной цели позволяет собирать необходимы для исследования материал и информацию.
- Планомерность научного наблюдения — позволяет определить пути наиболее эффективного исследования, т.е. когда, где и при каких условиях будет проведено наблюдение.
- Систематичность научного наблюдения — позволяет выделить закономерные процессы.
- Аналитичность научного наблюдения — позволяет объяснить наблюдаемые факты.
- Регистрация результатов научного наблюдения — исключает ошибки, уменьшает субъективизм выводов.
- Возможность оперировать однозначными понятиями специальных терминов — позволяет четко обозначить наблюдаемый материал.
Таким образом, метод научного наблюдения, позволяет организовать диагностику психологического здоровья учащихся по всем необходимым критериям, в короткий срок, с минимальными временными затратами. Данные, полученные по результатам проведенного научного наблюдения, позволят разделить детей на группы, в зависимости от уровня психологического здоровья, разработать и реализовать для каждой группы коррекционную программу.
Источник
Диагностика по изучению физического и психического здоровья школьника.
специалист в области арт-терапии
Физическое развитие школьников
Цель: дать оценку физического развития учащихся по их антропометрическим данным.
Х о д р а б о т ы
Для определения уровня физического развития обязательны измерения роста (h), массы тела (m) и окружности грудной клетки (ОГК).
Анализируя уровень физического развития, необходимо учитывать возрастную группу, для этого может быть использована таблица 1.
Возрастная группировка (от – до)
9 лет 6 мес. – 10 лет 5 мес. 29 дней
10 лет 6 мес. – 11 лет 5 мес. 29 дней
11 лет 6 мес. – 12 лет 5 мес. 29 дней
12 лет 6 мес. – 12 лет 5 мес. 29 дней
13 лет 6 мес. – 14 лет 5 мес. 29 дней
Для оценки уровня физического развития существуют различные методы. Одним из наиболее информативных и доступных является метод сигнальных отклонений. В основе этого способа лежит сравнение фактических данных со средними стандартами (табл. 2) и последующая оценка разницы с величиной сигмы ().
П р и м е р: ученик VI класса возраст 13 лет, h – 148,3 см, m – 42,3 кг, ОКГ – 69,5 см. Сопоставляем эти данные с табличными нормативами.
Находим разность между фактическими данными и средне нормативными.
В данном случае эти показатели равны h = 155,1 – 148,3 = 6,8
m = 44,1 – 42,3 = 1,8
ОКГ = 72,5 – 69,5 = 3,0
Все фактические данные ниже нормативных, то есть со знаком «–» (а если бы были выше, то со знаком «+»). Полученные разности нужно разделить на соответствующее значение сигмы.
h (по росту) = 6,8 : 7,65 = 0,89;
m (по массе) = 1,8 : 8,68 = 0,2;
ОГК (по ОГК) = 3,0 : 5,82 = 0,5.
Считается, что если эти данные находятся в пределах от –1 до +1, то физическое развитие оценивается как среднее. Если эти данные от –2 до –1, то физическое развитие ниже среднего, а если от +1 до +2, то выше среднего. Если же эти данные меньше –2, то физическое развитие низкое, а если больше +2, то высокое.
Цель: количественная оценка координации, определяемой степенью подвижности нервных процессов.
Х о д р а б о т ы
До и после физической нагрузки (бег, перенос тяжестей и т. д.) учащимся в шутливой игровой форме предлагается выполнить четыре постепенно усложняющихся задания.
1. Сдвинуть пятки и носки вместе, руки вытянуть вперед, пальцы развести. Простоять с закрытыми глазами 30 секунд, не качаясь и не теряя равновесия.
2. Поставить стопы на одной линии (пятка к носку), руки вытянуть вперед (30 секунд).
3. Стоя на левой ноге, приложить пятку правой ноги к коленной чашечке левой ноги, руки – вперед, пальцы развести. Простоять 30 секунд.
4. То же положение, что и третье, но руки опустить вдоль туловища (30 секунд).
Чтобы исключить влияние случайных факторов желательно выполнить эти упражнения дважды.
Обработка: хорошо тренированные школьники обычно хорошо удерживают равновесие в первой позе и удовлетворительно во второй. Поэтому оценку следует основывать на результатах 3-й и 4-й позиции. Если равновесие нарушается, то фиксируется время спокойного стояния в секундах.
Если поза удерживается:
5 сек. – 1 балл; 5–10 сек. – 2 балла; 11–15 сек. – 3 балла; 16–20 сек. – 4 балла; 21–30 сек. – 5 баллов.
5 баллов свидетельствуют об отличном состоянии ЦНС и высокой подвижности нервных процессов.
Методика «Тревожность и депрессия»
Цель: выявить у школьников состояние тревожности и депрессии, обусловленное неуравновешенностью нервных процессов.
Х о д р а б о т ы
Учащимся предлагается ответить на вопросы анкеты, которая сопровождается следующей инструкцией:
«Просим вас ответить на серию вопросов, которые помогут нам выяснить ваше самочувствие. Отвечайте, пожалуйста, искренне.
Если состояний, указанных в вопросе, у вас никогда не было, поставьте 5 баллов;
если встречаются очень редко – 4 балла;
если бывают временами – 3 балла;
если они бывают часто – 2 балла;
если почти постоянно или всегда – 1 балл.
Если вопрос вам непонятен, обратитесь за разъяснениями к учителю».
1. Замечаете ли вы, что стали более медлительны и вялы, что нет прежней энергичности?
2. Вам трудно бывает заснуть, если вас что-нибудь тревожит?
3. Чувствуете ли вы себя подавленным и угнетенным?
4. Бывает ли у вас ощущение какого-либо беспокойства (как будто что-то должно случиться), хотя особых причин нет?
5. Замечаете ли вы, что сейчас испытываете меньшую потребность в дружбе и ласке, чем раньше?
6. Приходит ли вам мысль, что в вашей жизни мало радости и счастья?
7. Замечаете ли вы, что стали каким-то безразличным, нет прежних интересов и увлечений?
8. У вас бывают периоды такого беспокойства, что вы даже не можете усидеть на месте?
9. Ожидание вас тревожит и нервирует?
10. У вас бывают кошмарные сновидения?
11. Вы испытываете тревогу и беспокойство за кого-нибудь или что-нибудь?
12. Бывает ли у вас чувство, что к вам относятся безразлично, никто не стремится вас понять и посочувствовать вам, и вы ощущаете себя одиноким (одинокой)?
13. Вы обращали внимание на то, что руки или ноги часто находятся у вас в беспокойном движении?
14. Чувствуете ли вы у себя нетерпеливость, непоседливость или суетливость?
15. Вам часто хочется побыть одному?
16. Вы замечаете, что ваши близкие относятся к вам равнодушно или даже неприязненно.
17. Вы чувствуете себя скованно и неуверенно в обществе?
18. Приходят ли вам мысли, что ваши близкие более счастливы, чем вы?
19. Прежде чем принять решение, вы долго колеблетесь?
20. У вас возникает чувство, что во многих неприятностях виноваты вы сами.
Обработка полученных данных
Проставленные школьниками баллы принимают определенные числовые значения, которые указаны в таблицах.
По значениям, указанным в таблицах, балл самочувствия заменяется диагностическим коэффициентом. Вслед за перекодировкой подсчитывают алгебраическую сумму (с учетом положительного или отрицательного знака) диагностических коэффициентов для каждой шкалы отдельно.
Алгебраическая сумма коэффициентов, большая +1,28, свидетельствует о хорошем психическом состоянии. Сумма, меньшая –1,28, говорит о выраженной психической напряженности, тревожности, депрессии. Промежуточные значения (от –1,28 до +1,28) говорят о неопределенности данных. Обычно пограничные значения характеризуются коэффициентами в пределах от –5,6 до –1,28.
Применяя данную методику в индивидуальных и групповых экспериментах в различные промежутки времени, можно сравнивать различные средства педагогических воздействий, их влияние на психическое и физическое здоровье школьников.
Однако, учитывая то обстоятельство, что данная методика в достаточной мере субъективна (так как основана на самооценке состояния), для получения более надежных результатов целесообразно предварительно провести с опрашиваемыми беседу, настраивающую на серьезное отношение к ответам.
Пограничное состояние тревожности проявляется в снижении порога возбуждения по отношению к различным внешним стимулам, в нерешительности, нетерпеливости, непоследовательности действий. Невротическая реакция тревожности как беспокойства за собственное здоровье и здоровье своих близких, в общении с людьми проявляется в том, что человек ведет себя неуверенно. Поэтому учителю необходимо выяснить причины тревожности и повлиять на них. Для этого проводится специальная работа с родителями, с учителями, если с ними у ребенка имеются конфликты. Со школьниками используются такие методы, как убеждающая беседа, внушение, создание ситуаций для переживания успеха, занятия психической саморегуляцией, аутогенной тренировкой, переключение внимания на деятельность. При сильном превышении нормы и появлении невротического состояния следует обратиться к врачу.
Депрессия проявляется в невротических реакциях – в ослаблении тонуса жизни и энергии, в снижении фона настроения, в сужении и ограничении контактов ребенка с окружающими, в наличии чувства безрадостности и одиночества. Меры педагогического воздействия должны быть те же, что были описаны в случае тревожности.
Тревожность и депрессия, некоторые незначительные психические аномалии иногда возникают вследствие недостатков учебно-воспитательного процесса: резкие высказывания учителя в адрес впечатлительного школьника или пренебрежительное отношение к нему. Часто причиной является низкая педагогическая культура учителя.
Обнаружив у учащегося состояние тревожности или депрессии, необходимо принять ряд мер. К ним можно отнести:
– коренное изменение отношения учителя к ученику;
– на уроках чаще хвалить («Ты хорошо отвечаешь», «Молодец, очень уверенно говоришь», «Ты умеешь интересно рассказывать» и т. п.);
– обучение учащихся технике психической саморегуляции;
– улучшение всего психологического климата в классе и др.
Наконец, с помощью методики «Какой я есть?» можно определить некоторые особенности учащегося, характеризующие уровень его физического состояния в данное время.
Значения диагностических коэффициентов тревожности
Источник