Меню

Диагностика психологического здоровья студентов

III Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум — 2011

ИССЛЕДОВАНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ СТУДЕНТОВ

Долгие годы психическое здоровье человека рассматривалось только в рамках медицинской науки — психиатрии и невропатологии, которая считала и продолжает рассматривать их как «духовные приложения» к телесным срывам, либо как следствие несовершенства мира. Начало другого подхода к пониманию психологического здоровья, как известно, было положено З. Фрейдом, который понимал многие психические нарушения как следствие внутриличностных конфликтов, которые тревожат даже здоровых людей.

Проблема психического здоровья личности рассматривалась и со стороны российских ученых с начала 20 века. Огромная заслуга в постановке проблемы и привлечения к ней внимания широкой общественности принадлежит академику В.М.Бехтереву, который формулирует тему психического здоровья еще в самом начале своей творческой деятельности. Основные мысли В.М.Бехтерева относительно условий формирования здоровой личности и главенствующей роли социального начала в жизнедеятельности человека значительно опередили во времени близкие по смыслу рассуждения в современной гуманистической психологии.

Одним из современных ориентиров образования выступает создание условий для полноценного развития субъектов образовательного процесса. Говоря о полноценности развития, многие современные исследователи связывают его с понятием «психологическое здоровье» как цели и критерия успешности личностного развития человека.

Психологическое здоровье — необходимое условие полноценного функционирования человека в социуме, что определяет неразделимость телесного и психического. Психологически здоровый человек — это человек творческий, жизнерадостный, открытый для всего нового, познающий себя и окружающий мир не только разумом, но и чувствами, интуицией. Он полностью принимает себя и при этом признает ценность и уникальность окружающих людей. Такой человек возлагает ответственность за свою жизнь прежде всего на самого себя и извлекает уроки из неблагоприятных ситуаций. Его жизнь наполнена смыслом, хотя он не всегда формулирует его для себя. Он находится в постоянном развитии, и способствует развитию других людей. Понимая, что его жизнь может быть не совсем легкой, он должен научиться легко адаптироваться к быстро изменяющимся условиям жизни. Кроме того, он должен уметь находиться в ситуации неопределенности.

Таким образом, можно сделать вывод, что главным для психологически здорового человека является гармония или баланс. Это гармония между различными составляющими самого человека: эмоциональными и интеллектуальными, телесными и психическими, гармония между окружающими людьми и человеком, с природой, космосом. При этом гармония рассматривается не как статическое состояние, а как процесс.

Психологическое здоровье представляет собой динамическую совокупность психических свойств человека, обеспечивающих гармонию между потребностями индивида и общества, являющихся предпосылкой ориентации личности на выполнение будущей жизненной задачи. Жизненную задачу при этом можно рассматривать как то, что необходимо сделать для окружающих именно конкретному человеку с его способностями и индивидуальными возможностями.

Результаты многих исследований последних лет свидетельствуют о нарастающих нагрузках на нервную систему, психику человека. Информационный объем, убыстрение ритма жизни, негативная динамика межчеловеческих отношений (замкнутость, снижение уровня социальной поддержки, возрастание агрессивных факторов и т.д.) и другие патогенные особенности современной жизни приводят к чрезмерному эмоциональному напряжению не только взрослых людей, но и детей. Эксперты Всемирной Организации Здоровья отмечают заметное распространение нервно-психических расстройств не только у детей, но и у взрослых, работающих с детьми.

Для определения путей развития психологического здоровья людей необходимо определить само понятие нормы психологического здоровья. Для психологического здоровья норма — это присутствие определенных личностных характеристик, позволяющих не только адаптироваться к обществу, но и развиваясь самому, содействовать его развитию. Норма — это некий образ, который служит ориентиром для организации педагогических условий ее достижения. Альтернатива норме в случае психологического здоровья — отсутствие возможности развития в процессе жизнедеятельности, неспособность к выполнению своей жизненной задачи.

Критерии психологического здоровья рассматриваются во многих работах современных исследователей. В наше время все чаще к определению психологического здоровья предлагается уровневый подход. М.С.Роговин основывает уровни на сохранности функций внешней и внутренней регуляции. Б.С.Братусь выделяет как высший уровень — способность строить адекватные способы смысловых стремлений и особенности нейрофизиологической организации психической деятельности. Мы хотели бы остановиться на точке зрения, излагаемой В.С.Мухиной и ее сотрудниками — О.В.Хухлаевой, Т.Н.Счастной, строившим свою концепцию на положении, что развитие является необратимым процессом, заключающимся в изменении типа взаимодействия с окружающей средой. Эти изменения проходят через все уровни развития психики и сознания, где и формируется качественно иная способность интегрировать и обобщать опыт, получаемый в процессе жизнедеятельности. С этих позиций понимание нормы должно основываться на анализе взаимодействия человека с окружающей средой, что предполагает гармонию между умением человека адаптироваться к среде и умением адаптировать ее в соответствии со своими потребностями. Соотношение между приспособляемостью и приспособлением среды не является простым равновесием, оно зависит не только от конкретной ситуации, но и от возраста человека.

Читайте также:  Вик здоровье животных вакансии

Заинтересовавшись проблемой психологического здоровья студентов, мы провели исследование уровня выраженности показателей психологического здоровья студентов нашего Вуза. Нами было обследовано 64 человека — 18 человек факультета «Педагогика и психология» (из них — 6 человек студенты 3-го курса и 12 человек — студенты 4-го курса), 12 студентов 3 курса факультета «Юриспруденция» и 32 педагога средней школы.

Респондентам был предложен бланк для самоанализа уровня выраженности 24 психологических показателей психологического здоровья методом шкалирования. Из них 15 показателей относятся к критериям психологического здоровья (оптимизм, уравновешенность, уверенность в себе, чувство юмора, креативность, адекватное восприятие окружающего мира, интеллектуальный потенциал, ощущение психологического комфорта, адекватная самооценка, адекватное психологическое отражение, адекватное восприятие самого себя, интерес к окружающим, стрессоустойчивость, ориентация на саморазвитие и способность к творчеству) и 9 вопросов относятся к критериям психологического нездоровья (повышенная внушаемость, беспричинная злость, враждебность, пассивная жизненная позиция, наличие вредных привычек, жестокость и бессердечность).

Анализ полученных результатов позволяет сделать вывод о том, что наиболее выраженным показателем психологического нездоровья студентов-психологов является повышенная внушаемость (31.2%), вторым показателем по степени выраженности психологического нездоровья, на который следует обратить внимание — повышенная тревожность (26.2%). Из показателей психологического здоровья наиболее низко выражена стрессоустойчивость (49.2%), что объясняет характер затруднений студентов в процессе учебы. Наиболее ярко выраженным положительным показателем психологического здоровья студентов-психологов является ощущение психологического комфорта (84%), вера в себя и свои возможности (80%), интерес к окружающим (80%).

Сравнивая результаты студентов-психологов 3-го и 4-го курсов, можно сказать следующее: у студентов 4 курса показатель психической уравновешенности выше на 17,5% (87,5%), уровень выраженности повышенной внушаемости выражен выше на 12,5% (37,5%), показатель конфликтности выше на 14% (30%), чем у студентов 3-х курса (16%).

Анализируя результаты исследования у студентов-юристов 3 курса, можно констатировать, что наиболее выраженным показателем психологического нездоровья у респондентов является повышенная внушаемость (44,16%), кроме того, показатель конфликтности выражен достаточно высоко 41,16%. Из показателей психологического здоровья наиболее высоко выражены показатели вера в себя и свои возможности (80,83%) и оптимизм (77,5%). Вместе с тем показатель стрессоустойчивости составил всего 47,5%, что явилось самым низким из всех показателей психологического здоровья у обследованных студентов юридического факультета.

Сравнивая показатели самооценки студентов-психологов и студентов-юристов, можно отметить, что юристы более внушаемы, могут проявить большую враждебность, у них в более высокой степени выражена пассивная жизненная позиция, очень повышена тревожность, конфликтность, жестокость и даже бессердечность. У них в меньшей степени, чем у студентов-психологов выражено ощущение психологического комфорта, адекватность психологического отражения, уравновешенность, но в большей степени выражен показатель стрессоустойчивости и чувства юмора (Рисунок 1 и 2).

Таким образом, можно сделать вывод о том, что студенты юридического факультета, у которых в учебной программе намного меньше дисциплин, направленных на обучение психологических аспектов взаимодействия, нуждаются в коррекции своего уровня психологического здоровья. Негативность показателей может выразиться впоследствии не только в снижении эмоциональной и мотивационной сферах, но и в психосоматической форме (головные боли, нарушение сна, снижение памяти и работоспособности, чувство хронической усталости и даже депрессия).

У педагогов (32 человека), средний возраст которых составляет 36 лет и стаж педагогической деятельности 14 лет, наиболее выраженным показателем психологического нездоровья является повышенная тревожность — 50%, а наиболее ярко выраженным показателем психологического здоровья является стрессоустойчивость (80%), но ощущение психологического комфорта у педагогов составило только 50%.

Читайте также:  Берегите свое здоровье ради детей

Сравнивая общие результаты, можно сделать вывод, что у педагогов по сравнению со студентами снижен уровень враждебности, жестокости, ощущения психологического комфорта, адекватной самооценки, адекватность психологического отражения, уравновешенность, адекватного восприятия самого себя, веры в себя и свои возможности, интерес к ближним, ориентации на саморазвитие, чувства юмора и способности к творчеству. Но более высоко, чем у студентов у педагогов проявляется адекватное восприятие окружающего мира и стрессоустойчивость, но и беспричинная злость, пассивная жизненная позиция, повышенная тревожность и бессердечность .

Мы не ставили задачу определить причины негативных изменений черт личности, для серьезного исследования нужно большее время и большее количество респондентов. Но констатация фактов полученных результатов приводит к неутешительным выводам и необходимости продолжать подобные исследования.

Подводя итог проведенному анализу, мы хотели бы сфокусировать вывод на аспект коррекционной работе со студентами. Психологический анализ уровня выраженности психологического здоровья студентов разных факультетов показал, что в работе со студентами следует учитывать специфику уровня выраженности показателей их психологического нездоровья, что может служить основанием проведения привентивных мероприятий по укреплению и сохранению психологического здоровья студентов и педагогов. В составе коррекционных мероприятий могут быть цикл психологических тренингов, мероприятий групповой психотерапии, а также консультирование в кабинете срочной психологической помощи.

Литература

1. Ананьев В.А. «Введение в психологию здоровья», — Спб., 1998 г.

2. Водопьянова Н.Е., Ходырева «Психология здоровья» 2001 г.

3. Васильева О.С., Филатова Ф.Р. «Психология здоровья человека» (эталоны, представления, установки): М., 2001 г.

4. «Психологическое здоровье» / под ред. Г.С.Никифорова — Спб., Питер 2006 — 607стр.

Источник

Психологическое здоровье студентов колледжа

Введение.

В настоящее время, как никогда остро, встал вопрос о формировании, поддержании и сохранении психологического здоровья подрастающего поколения.

Термин “психологическое здоровье” был введен 1979 г. Всемирной организацией здравоохранения (ВОЗ). Психологическое здоровье рассматривается как состояние душевного благополучия, отсутствие болезненных психических явлений. Но здоровье – это не просто отсутствие болезни, это полное физическое и духовное благополучие.

Психологическое здоровье характеризует личность в целом (в отличие от «психического здоровья», которое имеет отношение к отдельным психическим процессам и механизмам).

Психологическое здоровье включает в себя разные компоненты жизнедеятельности человека:

  • состояние психического развития, душевного комфорта;
  • адекватное социальное поведение;
  • умение понимать себя и других;
  • более полная реализация потенциала развития в разных видах деятельности;
  • умение делать выбор и нести за него ответственность.

Существуют два основных признака, по которым можно судить о психологическом здоровье:

1. Позитивное настроение, в котором находится человек. Основу составляют такие состояния как:

  • полное спокойствие
  • уверенность в своих силах
  • вдохновение

2. Высокий уровень стрессоустойчивости, благодаря которой человек способен выходить из различных ситуаций, связанных с переживаниями тревоги, страха.

Одной из основных задач работы психологической службы “Медицинского колледжа №2” г. Санкт-Петербурга является помощь студентам в социально-психологической адаптации.

Контингент нашего колледжа преимущественно подростки.

Отрочество, это период интенсивного и целенаправленного развития, процесс формирования физического, интеллектуального, психического, нравственного и социального в человеке. Напряженность процессов роста и развития, определяющих сущность подросткового организма, делает его наиболее уязвимым и чувствительным к минимальным неблагоприятным воздействиям. Отсюда вытекают многочисленные проблемы подростков.

Границы подросткового возраста определим от 12 до 18 лет, хотя разные отечественные и зарубежные источники варьируют.

На основе знания и учета индивидуальных личностных особенностей студентов, для улучшения психологического здоровья последних, преподаватель может выбирать и осуществлять требуемые психолого-педагогические воздействия в каждом конкретном случае, чему в немалой степени способствует реализация нашей программы.

Основная часть

Раздел “Психологическое здоровье студентов колледжа”.

Программа базируется на модели представлений о том, что психологическое здоровье – это мера способности человека выступать активным и автономным субъектом собственной жизнедеятельности в изменяющемся мире.

Цель программы — формирование и поддержание психологического здоровья студентов — подростков.

Принципы, лежащие в основе:

1. Видение подростка целостной, открытой и саморазвивающейся системой.

2. Понимание здоровья как активность и способность к сохранению личностной саморегуляции.

Читайте также:  Второй день пьем за ваше здоровье

3. Повышение социально-психологической компетентности студентов, родителей и педагогов.

Способы внедрения программы:

Совершенствование работы СПС и ее дальнейшая интеграция с другими структурными подразделениями колледжа.

Способ реализации – создание условий, обеспечивающих психическое и личностное развитие студентов колледжа.

Основные задачи:

1. Создание условий для сохранения психологического здоровья студентов.

3. Формирование мотивации здорового образа жизни.

4. Обучение методам позитивного мышления и приемам эмоциональной саморегуляции.

Научно-методологическими основаниями программы являются:

— принципы гуманистической психологии;

— взгляды Б.Г. Ананьева на студенческий возраст как сензитивный период;

— новая личностно-ориентированная образовательная парадигма.

Критериями эффективности программы могут выступать:

1. Конструктивные изменения характера адаптации студентов (ее сбалансированность и гармоничность).

2. Сформированность мотивации к здоровому образу жизни.

3. Овладение студентами методами позитивного мышления и приемами саморегуляции.

3. Практическая часть:

3.1. Результаты внедрения программы.

Этапы реализации программы “Психологическое здоровье студентов колледжа”:

Данная программа может быть реализована в 2 этапа:

I этап — диагностический, который позволяет оценить состояние психологического здоровья подростков и определить основные направления дальнейшей работы (продолжительностью 6 месяцев).

II этап реализации – коррекционно-развивающий и профилактический, который проводится в соответствии с полученными результатами на I этапе и направлен на повышение психологических ресурсов подростка (имеет практическую направленность, продолжительность 2-3 года).

Участники программы:

Студенты медицинского колледжа первого курса после основного общего образования (9 класс) 200 -250 человек;

Организаторы – педагоги-психологи.

I этап – диагностический

Цель: Получить системные данные при обследовании подростков для оценки состояния психологического здоровья.

Для оценки состояния здоровья необходим мониторинг.

Исходя из этого, в пакет диагностических методик включены следующие методики:

1. Тест “Психологическое здоровье”.

Цель – выявить показатели психологического здоровья.

2. Тест “Акцентуации характера” Леонгарда-Шмишека.

Цель – выявить типы акцентуаций характера.

3. Уровень невротизации Хека-Хесса.

Цель – выявить уровень невротизации.

4. Уровень самооценки по Спирмену.

Цель – изучение самооценки как компонента самосознания личности.

Результаты диагностического этапа реализации программы “Психологическое здоровье студентов колледжа”.

1. Результаты мониторинга “Особенности самооценки”

Вывод №1

Почти половина студентов колледжа нуждается в коррекции уровня самооценки. Это можно осуществить путем тренингов и бесед, проводимых коллективно и индивидуально. Очень важно выявить причину неадекватной оценки и воздействовать непосредственно на нее.

Результаты мониторинга “Исследование видов акцентуаций”

Вывод №2

Собранные нами данные подтверждают то, что акцентуации характера действительно характерны для подросткового возраста, что является нормой, в большинстве случаев, не нуждающейся в коррекции.

Результаты мониторинга “Уровень невротизации”

Вывод №3

Выявленные 26% опрошенных студентов с повышенным уровнем невротизации являются группой риска и нуждаются в обучении методам повышения стрессоустойчивости.

Результаты мониторинга “Оценка состояния психологического здоровья”: Психологическое здоровье

Вывод №4

Люди, психологическое здоровье которых условно в норме или снижено, также являются группой риска и объектом работы нашей психологической службы.

Мы обращались к данным физического здоровья студентов (количество занимающихся в основной / подготовительной и освобожденных от занятий физкультуры и социального здоровья (благополучные семьи / с одним родителем и сироты), но значимых корреляций между ними и показателями психологического здоровья выявлено не было.

3. Практическая часть: результаты внедрения программы “Психологическое здоровье студентов колледжа”:

“Развитие и совершенствование психологических ресурсов”.

Приемы рациональной организации деятельности и эмоциональной саморегуляции с целью сохранения и поддержания психологического здоровья.

Проводится в соответствии с полученными результатами диагностики функционального состояния психологического здоровья студентов.

Цель: формирование психологической культуры и укрепление и поддержание психологического здоровья подростков.

Задачи:

1. Освоение рациональных способов учебной деятельности.

2. Формирование мотивации здорового образа жизни.

3. Освоение приемов стрессоустойчивости и эмоционального комфорта.

Примерная тематика занятий:

*Внимание, тренинг внимания.

*Познавательная сфера и особенности человеческого мышления.

* Гимнастика ума (тренинг мышления “Как стать умным?”)

* Эффективное общение и конфликты.

* Психологический стресс, способы повышения стрессоустойчивости.

*Способы психологической защиты.

* Обида и обидчивость.

* О желаниях, потребностях и установках.

4. Заключение.

Анализ результатов тестирования и полученные социально-психологические характеристики студентов подросткового возраста позволяют считать выделенные направления работы психологической службы актуальными и в дальнейшем продолжить работу по изучению контингента и повышению психологических ресурсов студентов-подростков.

Источник

Adblock
detector