Психологическое здоровье младших школьников
специалист в области арт-терапии
Министерство образования Нижегородской области
ГБОУ ДПО «Нижегородский институт развития образования»
Тема: Психологическое здоровье младших школьников
Лаптева Надежда Николаевна
Выкса
2.1. Психологическое здоровье человека…………………………………. 4
2.2. Уровни психологического здоровья младших школьников………….6
2.3. Факторы риска психологического здоровья младших школьников…8
2.4. Психологическая поддержка младших школьников…………………11
2.5. Рекомендации педагогам для поддержания педагогического здоровья младших школьников……………………………………………………….13
2.6. Практический инструментарий………………………………………..14
Проблема сохранения психологического здоровья ребенка в процессе школьного обучения имеет многовековую историю. Когда-то ещё древние греки высекли на камне: «Хочешь быть здоровым – бегай, хочешь быть красивым – бегай, хочешь быть умным – бегай». Хочется добавить (в реалиях нашего времени): хочешь быть успешным – бегай. Мы, взрослые, ошибочно считаем: для ребёнка самое важное – это хорошо учиться. А ведь девять десятых человеческого счастья зависит не только от физического, но и от психологического здоровья. Поэтому важнейший труд учителя – забота о здоровье своих воспитанников. От жизнерадостности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрения, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы.
Самое популярное определение ВОЗ: «Здоровье — это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не просто отсутствие болезней или физических дефектов».
В своих работах Р.Декарт писал: «Наблюдайте за своим телом, если хотите, чтобы ваш ум работал правильно».
Определение здоровья по П.Л.Капице звучит следующим образом: «Здоровье — качество людей данной общественной формации, о котором можно судить по продолжительности жизни, сокращению нервных заболеваний, преступности, наркомании».
Целью работы является рассмотрение психологического здоровья младших школьников, его уровней и факторов риска.
Исходя из цели работы, определены следующие задачи:
Проанализировать работы зарубежных и отечественных авторов по данной теме;
Рассмотреть влияние школы на психологическое здоровье младшего школьников.
2. Информационная часть.
2.1.Психологическое здоровье человека.
В современной российской действительности мы живем в условиях, которые сопровождаются различного рода кризисами, социальными проблемами, политическими конфликтами, техногенные катастрофами, экономическими трудностями и многими другими жизненными проблемами, которые оказывают огромное воздействие на психологическое здоровье человека и общества в целом.
Уже с детства ребенку сложно найти опору в себе самом, противостоять негативным факторам реальности. Он беспомощен, но мудрость взрослых дает ему защиту, так как именно окружающие ребенка взрослые способны создать приемлемые условия для его полноценного развития.
Основа такого развития – психологическое здоровье.
Что же такое психологическое здоровье?
Это здоровое развитие личности, адекватная реакция человека на те, или иные события, здоровое мироощущение и мировосприятие.
Термин «психологическое здоровье» был введен в научный лексикон не так давно автором Дубровиной, которая считает, что психологическое здоровье является необходимым условием полноценного функционирования и развития человека в процессе его жизнедеятельности. Неоспорима и связь психологического здоровья с физическим здоровьем.
В качестве примера можно привести результаты исследования Джюэтта, изучавшего психологические характеристики людей, благополучно доживших до 80-90 лет. Оказалось, что всем им характерны следующие качества: оптимизм, эмоциональное спокойствие, способность радоваться, самодостаточность и умение адаптироваться к сложным жизненным обстоятельствам.
Если составить обобщенный портрет психологически здорового человека, то мы увидим спонтанного, творческого, жизнерадостного, веселого, открытого, познающего себя и окружающий мир человека не только разумом, но и чувствами, интуицией. Он полностью принимает самого себя и при этом признает ценность и уникальность окружающих его людей. Он находится в постоянном развитии и способствует развитию других людей. Такой человек берет ответственность за свою жизнь, прежде всего на себя и извлекает уроки из неблагоприятных ситуаций. Его жизнь наполнена смыслом. Это человек, находящийся в гармонии с самим собой и окружающим его миром.
Таким образом, можно сказать, что ключевым словом для описания психологического здоровья является слово «гармония». Это гармония между различными аспектами: эмоциональными и интеллектуальными, телесными и психическими.
2.2. Уровни психологического здоровья младших школьников
Психологическое здоровье детей имеет свою специфику.
Отклонения здоровья у современных детей на сегодняшний день достигают очень высоких показателей. Около 90% школьников имеют подобные нарушения со значительным приростом в младших классах из них 30% — 40% с хроническими заболеваниями, которые имеют психогенную основу. При любых тревожных симптомах у наших детей мы обращаемся к соответствующим специалистам – медицинским работникам. Душевное же здоровье детей труднее поддается оценке, его критерии в обыденном сознании весьма размыты, нередко оно остается за гранью внимания и забот взрослых.
Условно состояние психологического здоровья младшего школьника можно разделить на три уровня:
К высокому уровню – креативному – можно отнести детей с устойчивой адаптацией к среде, наличием резерва сил для преодоления стрессовых ситуаций и активным творческим отношением к действительности. Такие дети не требуют психологической помощи.
К среднему уровню – адаптивному – отнесем детей в целом адаптированных к социуму, однако имеющих некоторую повышенную тревожность. Такие дети не имеют достаточного запаса прочности психологического здоровья и нуждаются в занятиях с психологом. Это группа относительного риска.
К низкому уровню – дезадаптивному – отнесем детей, чей стиль поведения характеризуется, прежде всего, стремлением приспособиться к внешним обстоятельствам в ущерб своим желаниям или возможностям, или, наоборот, используя активную наступательную позицию, подчинить окружение своим потребностям. У этих детей появляются нарушения в поведении, конфликты со сверстниками, домашние капризы, неуверенность в собственных силах, одиночество, стойкий эмоциональный дискомфорт, соматические нарушения. Дети, отнесенные к данному уровню психологического здоровья, требуют индивидуальной психологической помощи.
Таким образом, психологическое здоровье ребенка является не менее важным, чем его физическое здоровье.
Поэтому, если взрослые (мамы, папы, педагоги и пр.) замечают какие – либо проблемы в состоянии психологического здоровья ребенка, следует своевременно обратиться за помощью к психологу. Выделенные уровни психологического здоровья позволяют дифференцировать психологическую помощь детям и подросткам. С детьми первой группы достаточно проводить лишь развивающую работу. Детям с психологическим здоровьем второго уровня необходима систематическая особым образом организованная помощь психопрофилактического характера. Поскольку эта группа очень велика, то предпочтительно проводить групповую работу. Детям, попадающим в третью группу, необходима серьезная индивидуальная коррекционная работа.
2.3. Факторы риска психологического здоровья младших школьников.
Очевидно, что заботиться о психологическом здоровье человека нужно с детства. А как заботиться, как найти те факторы, которые оказывают неблагоприятное воздействие на его развитие?
Рассматривая факторы, оказывающие неблагоприятное воздействие на здоровье (патогенные факторы), в аспекте охраны здоровья учащихся можно разделить на две основные группы:
субъективные (его индивидуальные личностные особенности).
средовые (все, что окружает ребенка и факторы, связанные непосредственно с образовательным процессом)
К внутриличностным (субъективным) факторам относятся характер, темперамент, самооценка. Учет индивидуальных особенностей ребенка при построении работы, особенно оздоровительной, создаст благоприятную почву для эффективного созидания психологического комфорта и формирования психологического здоровья каждого конкретного ребенка.
К средовым факторам можно отнести неблагоприятные семейные условия и неблагоприятные условия, связанные с пребыванием ребенка в образовательной организации (образовательный процесс).
Приведем перечень нескольких общепатогенных факторов, наносящих вред здоровью всех граждан, в том числе и здоровью школьников.
Низкий уровень мотивации на сохранение и укрепление индивидуального здоровья. Сейчас все чаще можно слышать об отсутствии культуры здоровья в России. «Каждый культурный человек не должен допускать болезни, особенно хронические, так как в подавляющем числе случаев они являются следствием образа жизни в течение довольно длительного периода времени» — И.И.Брехман.
«Забалтывание» проблемы здоровья. Существует такой психологический феномен: обсуждая какую-либо проблему, человек снимает часть внутреннего напряжения, в результате боль (проблема) становится меньше, но сама ситуация не разрешается, так как только рассуждением проблему не решить.
Сужение понятия здоровья. Здоровье – это состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов (определение по Уставу Всемирной организации здравоохранения).
Воздействие неблагоприятных для здоровья экологических факторов. Большая часть нашей страны – это зона экологического неблагополучия. А это определяет вред для здоровья людей. И чем слабее организм человека, а именно таков организм ребенка, тем тяжелее последствия для его здоровья от воздействия вредных факторов окружающей среды.
Воздействие неблагоприятных для здоровья антропогенных и техногенных факторов. Это воздействие электромагнитных полей, «транспортное переутомление», которое может привести к социально-психологическим стрессам.
Отсутствие целостной и целенаправленной системы формирования культуры здоровья населения.
Все чаще обсуждается негативное влияние школы на здоровье детей.
От чего ухудшается здоровье школьников?
В первую очередь учебные перегрузки (младшие школьники 1-4 классы 12%),
расписание уроков, распределение нагрузки по дням,
несоблюдение норм СанПина,
нехватка двигательной активности,
некачественное медицинское обслуживание,
несоответствие между внешними требованиями и психофизическими возможностями учащихся,
участие родителей учащихся в жизни школы,
слабая функциональная готовность к школе,
повышенный уровень тревожности,
ухудшение психологического климата в классом коллективе,
отсутствие учебной мотивации
— все это приводит к тому, что школа становится для детей постоянным источником стресса.
В целом можно сделать вывод, что психологическое здоровье формируется при взаимодействии внутренних и внешних факторов. Основным условием нормального психосоциального развития (помимо здоровой нервной системы) признается спокойная и доброжелательная обстановка, создаваемая благодаря постоянному присутствию родителей или учителей, которые внимательно относятся к эмоциональным потребностям ребенка, беседуют и занимаются с ним, поддерживают дисциплину, осуществляют необходимое наблюдение за ребенком. Следует предоставлять ребенку больше самостоятельности и независимости.
Необходимо, чтобы родители и учителя владели элементарным психологическим инструментарием, базовыми сведениями о возрастных психологических проблемах детей. В этом им должна помогать школьная психологическая служба.
2.4. Психологическая поддержка младших школьников
Ориентация учителей нашей школы на сохранение и укрепление психологического здоровья позволила определить основные задачи психологической поддержки детей:
Обучение положительному самоотношению и принятию других людей.
Обучение рефлексивным умениям (умения осознавать свои чувства, причины поведения).
Формирование потребности в саморазвитии (умение находить в трудных ситуациях силы внутри себя).
Содействие росту, развитию ребенка.
Исходя из задач, система работы по формированию психологического здоровья будет состоять из следующих этапов:
коррекционно-развивающая работа, с детьми, нуждающимися в психологической поддержке (это дети, отнесенные ко второму и третьему уровням психологического здоровья).
Данные виды работы позволяют выявлять особенности психического развития каждого ребенка, сформированность определенных психологических новообразований, соответствия уровня развития знаний, умений, навыков, личностных и межличностных особенностей возрастным ориентирам, требованиям общества.
При исследовании психического развития младших школьников особое внимание уделяется процессам мышления, внимания, памяти, контролю операций, мотивации, личностных отношений, социальных эмоций и ценностных ориентаций.
В начале учебного года по результатам исследований формируются группы учащихся для коррекционно-развивающих занятий, которые проводятся по программам сохранения и формирования психологического здоровья детей младшего школьного возраста:
“ Тропинка к своему Я” О.В. Хухлаевой.
“ Познай себя” – психопрофилактических развивающих занятий в начальной школе.
“ Уроки доброты” — которые формируют у детей доброжелательное поведение, навыки управления негативными эмоциями, осознанное отношение к нормам социального поведения.
На конец учебного года проводится итоговое обследование, которое позволяет выявить, каких результатов достигли учащиеся за год обучения, какова динамика развития познавательной и мотивационной сфер, эмоциональная и личностная направленность, а также для выявления эффективности развивающих занятий по данным программам формирования психологического здоровья.
2.5. Рекомендации педагогам
Рекомендации педагогам начальной школы в сфере профилактики формирования психологического неблагополучия в развитии ребенка:
Создавайте спокойную, благоприятную обстановку в классном коллективе.
Проявляйте искренний интерес к личности каждого ребенка, его психологическому состоянию.
Собственным поведением демонстрируйте уважительное отношение к детям и взрослым.
В ходе построения и проведения занятий учитывайте возрастные и психологические особенности детей.
Создавайте условия для формирования у детей толерантных отношений и доверия к взрослым.
Учите детей уважать чувства других людей.
Создавайте условия для эффективного доверительного сотрудничества учитель – родитель – психолог — ребенок (очень эффективная психологическая поддержка для ребенка).
2.6. Психологический инструментарий
В поддержании психологического здоровья младших школьников особое влияние оказывает педагог в процессе общения и педагогической деятельности. Характер этого влияния зависит от ряда причин: особенностей, свойств и качеств личности, профессиональной компетентности и мн.др., которые тесно взаимосвязаны между собой, а так же с эмоциональным состоянием педагога.
Для того, что бы научить детей и то, какое эмоциональное состояние у них будет, зависит от настроения учителя, от способности разрешать личностные проблемы. И поэтому, чтобы не оказать пагубное воздействие на учеников, для начала надо разобраться с собой, своими проблемами и найти выход из данной ситуации и только потом разбираться с причинами детских эмоциональных проблем.
Для педагогов предлагается ряд упражнений.
Во время выполнения этих приемов следует настроиться на улучшение самочувствия, мечтая о том, какими вы хотите быть. Выходить из состояния саморегуляции следует, обязательно настроившись на чистую ясную голову и полноту сил, и тогда так и будет. Это полезно помнить при выполнении упражнений, рассчитанных на развитие сферы саморегуляции учителя.
Упражнения для учителей направлены на достижение следующих целей.
Во-первых, они способствуют гармонизации внутреннего мира педагога, ослаблению его психической напряженности, то есть имеют сугубо психотерапевтические цели.
Во-вторых, и это очень важно, они направлены на развитие внутренних психических сил учителя, расширение его профессионального самосознания.
Регулярное выполнение подобных упражнений поможет ему правильно ориентироваться в собственных психических состояниях, адекватно оценивать их не только у себя, но и у детей, и эффективно управлять и собой, и поведением своих воспитанников.
Упражнение 1. «Внутренний луч».
Упражнение выполняется индивидуально и направлено на снятие утомления, обретение внутренней стабильности. Для его выполнения необходимо занять удобную позу — сидя или стоя в зависимости от того, в какой конкретной ситуации оно будет выполняться (в учительской, на уроке, в транспорте).
Представьте, что внутри вашей головы, в верхней ее части, возникает светлый луч, который медленно и последовательно движется сверху вниз и по пути своего движения освещает изнутри все детали лица, шеи, плеч, рук и т.д. теплым, ровным и расслабляющим светом. По мере движения луча разглаживаются морщины, исчезает напряжение в области затылка, ослабляется складка на лбу, опадают брови, «охлаж-даются» глаза, ослабляются зажимы в углах губ, опускаются плечи, освобождается шея и грудь. Внутренний луч как бы формирует новую внешность спокойного и освобожденного человека, удовлетворенного собой и своей жизнью, профессией и учениками.
Представление о теплом внутреннем луче необходимо осуществлять несколько раз, моделируя движение сверху вниз. От выполнения упражнения необходимо получить внутреннее удовольствие, даже наслаждение.
Заканчивается упражнение словами:
— Я стал новым человеком!
— Я стал молодым и сильным, спокойным и стабильным!
— Я все буду делать хорошо!
Упражнение 2. «Дерево».
Данное упражнение способствует развитию умения ролевой децентрации. Оно выполняется индивидуально и направлено на формирование внутренней стабильности, баланса нервно-психических процессов, освобождению от травмирующей ситуации.
По дороге домой, в городском транспорте, учитель стоит и представляет себя деревом (каким ему нравится, с каким он может себя наиболее легко отождествить). Необходимо детально проиграть в сознании образ этого дерева: его мощный или гибкий ствол, переплетающиеся ветви, колышущуюся листву, открытость кроны навстречу солнечным лучам и влаге дождя, циркуляцию питательных соков по стволу, корни, прочно вросшие в землю. Необходимо почувствовать как можно более реально питательные соки, которые корни вытягивают из земли. Земля — это символ жизни, корни — это символ стабильности, связи человека с реальностью. Представление утомленным учителем вросшихся в землю корней его дерева актуализирует внутренние взаимосвязи с реальностью, укрепляет уверенность в себе.
Упражнение 4. «Голова».
Профессия педагога относится не только к разряду стрессогенных, но и к профессиям управленческого труда. Учитель вынужден в течение рабочего дня непрерывно воздействовать на учащихся: в чем-то их сдерживать или, наоборот, активизировать, оценивать, контролировать. Такое интенсивное управление учебной деятельностью вызывает у учителя «стресс руководства» и, как следствие этого, перенапряжение, различные физические недомогания. Одной из наиболее частых жалоб учителей является жалоба на головные боли, тяжесть в затылочной области головы.
Предлагаем вам упражнение, помогающее снять неприятные соматические ощущения. Станьте прямо, свободно расправив плечи и откинув голову назад. Постарайтесь почувствовать, в какой части головы локализовано ощущение тяжести. Представьте себе, что на вас надет громоздкий головной убор, который давит на голову в том месте, в котором вы чувствуете тяжесть. Мысленно снимите головной убор рукой и выразительно, эмоционально бросьте на пол. Потрясите головой, расправьте рукой волосы, а затем сбросьте руки вниз, как бы избавляясь от головной боли.
Упражнение 5. «Руки».
У вас идет последний урок. Класс занят решением задач. В классе тишина и вы можете несколько минут уделить себе. Сядьте на стул, немного вытянув ноги и свесив руки вниз. Постарайтесь представить себе, что энергия усталости «вытекает» из кистей в землю, — вот она струится от головы к плечам, перетекает по предплечьям, достигает локтей, устремляется к кистям и через кончики пальцев просачивается вниз, в землю. Вы отчетливо физически ощущаете теплую тяжесть, скользящую по вашим рукам. Посидите так минуты 1,5-2, а затем слегка потрясите кистями рук, окончательно избавляясь от своей усталости. Легко, пружинисто встаньте, улыбнитесь, пройдитесь по классу. Порадуйтесь интересным вопросам, которые задают учащиеся, постарайтесь открыто и с полной готовностью идти им навстречу, отвечая обстоятельно и детально.
Упражнение снимает усталость, способствует установлению психического равновесия.
Упражнение 6. «Пословицы».
Предлагаем вам упражнение, хорошо снимающее внутреннюю депрессию и плохое настроение, а также помогающее решению сложной проблемы, которая у вас возникла. Эта проблема может быть связана с вашей профессией, семейной жизнью, взаимоотношениями с друзьями.
Возьмите любую из книг «Русские пословицы», «Мысли великих людей» или «Афоризмы» и т.п. Практически в каждой школьной библиотеке такие книги есть. Полистайте книгу, читайте фразы пословиц или афоризмов в течение 25-30 минут, пока не почувствуете внутреннего облегчения. Возможно, кроме психической релаксации, та или иная пословица натолкнет вас на правильное решение и, быть может, вас успокоит тот факт, что не только у вас возникла проблема, над способами ее решения размышляли многие люди, в том числе и исторические личности.
Упражнение 7. «Дыхание».
Упражнение желательно выполнять перед началом урока. Устройтесь в кресле или на стуле. Расслабьтесь и закройте глаза. По своей собственной команде постарайтесь отключить свое внимание от внешней ситуации и сосредоточьтесь на собственном дыхании. При этом не следует специально управлять своим дыханием, не нужно нарушать его естественный ритм. Упражнение выполняется в течение 5-10 минут.
Упражнение 8. «Экспресс-прием для снятия отрицательного напряжения через напряжение».
Сожмите кисти в кулак как можно сильнее. Напрягите руки. Разожмите кулаки, пошевелите пальцами. Встряхните их. Испытайте чувство расслабления. Негативные чувства «живут на загривке», поэтому важно расслабить плечи.
Приподнимите плечи с напряжением, затем опустите их. Повторяйте это три раза. Затем поднимите каждое плечо несколько раз. Положите подбородок на грудь. Поверните подбородок и шею направо, затем налево. Повторяйте три раза. Сядьте прямо и удобно, почувствуйте как расслабилась шея.
Сложите руки в «замок» перед собой. Потянитесь, напрягая руки и плечи. Расслабьтесь. Встряхните кисти.
А теперь упражнения на саморегуляцию для учеников.
Для примера хотелось бы предложить модель релаксационного тренинга.
Для начала устройтесь поудобнее на своем месте. Откиньтесь на спинку стула, ноги опустите на пол, пусть обе ваши руки свободно свисают или лежат на коленях. Теперь закройте глаза и не открывайте их, пока я вас об этом не попрошу. Помните, что вы должны очень точно выполнять мои инструкции, прислушиваться к своему телу.
Представьте, что в вашей левой руке лежит целый лимон. Как можно сильнее сожмите его. Постарайтесь выдавить из него весь сок. Чувствуете, как напряглись ваши рука и ладонь, когда вы его сжимаете? А теперь выроните его. Обратите внимание на свои ощущения, когда рука расслаблена. Теперь возьмите другой лимон и сожмите его. Постарайтесь сжать его еще сильнее, чем первый. Теперь выроните этот лимон и расслабьтесь. И снова возьмите лимон левой рукой и постарайтесь выжать из него весь сок до капельки. Не оставляйте ни единой капельки! Сжимайте все сильнее! Теперь расслабьтесь, пусть лимон сам выпадет из вашей руки. (Повторить весь процесс для правой руки.)
Представьте, что вы ленивые коты и кошечки. Вообразите, что вам хочется потянуться. Вытяните руки вперед. Поднимите их высоко над головой. Теперь откиньте назад. Почувствуйте, как напряглись ваши плечи. Тянитесь как можно сильнее. А теперь уроните руки по бокам. Давайте еще потянемся. Вытяните руки перед собой, поднимите их вверх, над головой, откиньте назад как можно дальше. Тянитесь сильнее. А теперь быстро уроните руки. Давайте потянемся, как настоящие коты. Попробуем дотянуться до потолка. А теперь быстро опустите руки, пусть они упадут сами. Почувствуйте расслабление, тепло.
А теперь представьте, что вы – маленькие черепашки, сидящие на камушке, на берегу маленького симпатичного пруда, греетесь, расслабившись на солнышке. Вам так приятно, тепло и спокойно. Вдруг вы почувствовали опасность! Черепашки быстро прячут головы под панцирь. Постарайтесь поднять ваши плечи вверх до ушей, а голову втянуть в плечи. Втягивайте сильнее. Но, наконец, опасность миновала. Вы можете вытащить голову, снова расслабиться и блаженствовать на теплом солнышке. Но берегитесь, приближается еще большая опасность! Торопитесь, быстрее прячьтесь в своем домике, сильнее втягивайте голову! Старайтесь как можно сильнее ее втянуть, а то вас могут съесть. Но опасность миновала, и опять можно расслабиться. Теперь вы в полной безопасности. Больше никто не появится, не о чем беспокоиться и некого бояться. Вы чувствуете себя хорошо и спокойно.
Ого! К нам приближается симпатичный маленький слоненок. Но он не смотрит себе под ноги и не видит, что вы лежите у него на пути в высокой траве. Вот-вот он наступит на ваш живот! Не двигайтесь, уже нет времени отползти в сторону! Просто подготовьтесь: сделайте ваш живот очень твердым, напрягите все мускулы как следует. Оставайтесь так лежать. Но, кажется, он сворачивает в сторону. теперь можно расслабиться. Пусть ваш живот станет мягким, как тесто, расслабьте его как следует. Но вот слоненок опять повернул в вашу сторону. Берегитесь! Напрягите ваш живот! Сильнее! Если слоненок наступит на твердый живот, вы не почувствуете боли. Превратите ваш живот в камень. Все, опять слоненок свернул в сторону, можно расслабиться. Все хорошо, вы отдыхаете и чувствуете себя легко и спокойно.
А теперь представьте, что вам нужно протиснуться через очень узкую щель в заборе, между двумя досками, на которых так много заноз. Надо стать очень тоненьким, чтобы протиснуться и не получить занозу. Втяните живот и постарайтесь, что бы он прилип к позвоночнику. Станьте тоньше, еще тоньше, ведь вам очень нужно протиснуться через забор! А теперь передохните, уже не надо «утоньшаться». Расслабьтесь и почувствуйте, как живот «распускается», становиться теплым. Втяните живот. Подтяните его к самому позвоночнику. Станьте совсем тоненькими, напрягитесь. Вам очень нужно протиснуться, а щель такая узкая. Ну все, вы пробрались, и ни одной занозы! Можно полностью расслабиться. Откиньтесь на спину, расслабьте живот, пусть он станет мягким и теплым. Как вы хорошо себя чувствуете! Вы все сделали замечательно!
А теперь представьте, что вы стоите в большой луже с илистым дном. Постарайтесь вдавить пальцы своих ног глубоко в ил. Попытайтесь достать до самого дна, где ил заканчивается. Напрягите ноги, чтобы получше вдавить ступни в ил. Растопырьте пальцы ног, почувствуйте, как ил продавливается вверх между ними. А теперь выйдите из лужи. Дайте своим ногам отдохнуть и погреться на солнышке. Пусть пальцы ног расслабятся. Это очень приятное чувство. Всё напряжение ушло. Вы чувствуете в ногах приятное покалывание, как по ним приятно разливается тепло.
Оставайтесь расслабленными. Пусть всё тело станет слабым и безвольным, почувствуйте, как каждый мускул «распускается». В течение всего дня вспоминайте, насколько приятно это ощущение расслабленности и спокойствия. Теперь можно открыть глаза.
В тех ситуациях, когда дети устали, а работа предстоит трудная. Необходимо провести коррекцию психического состояния на расслабление учащихся. Учитель сам проводит упражнение, которое заключается в следующем.
Учитель говорит: «Сядьте в удобное положение. Расслабьтесь. Теперь закройте глаза и слушайте меня. Представьте себе чудесное солнечное утро. Вы находитесь возле тихого прекрасного озера. Слышны лишь ваше дыхание и плеск воды. Солнце ярко светит, и это заставляет вас чувствовать себя все лучше и лучше. Вы чувствуете, как солнечные лучи согревают вас. Вы слышите щебет птиц и стрекотанье кузнечика. Вы абсолютно спокойны. Солнце светит, воздух чист и прозрачен. Вы ощущаете всем телом тепло солнца. Вы спокойны и неподвижны, как это тихое утро. Вы чувствуете себя спокойными и счастливыми, вам лень шевелиться. Каждая клеточка вашего тела наслаждается покоем и солнечным теплом. Вы отдыхаете…
А теперь открываем глаза. Мы снова в школе, мы хорошо отдохнули, у нас бодрое настроение, и приятные ощущения не покинут нас в течение всего дня».
В заключении хотелось бы сказать о том, что психологическое здоровье делает личность самодостаточной.
Мы вооружаем ребенка – в соответствии с его возрастом – средствами: самопонимания, самопринятия, саморазвития.
Формируется полноценная психологически здоровая личность.
Хотелось бы представить модель психологически здорового ребенка:
Источник