Экспресс-диагностика уровня психологического здоровья
тест по психологии на тему
Психологическое здоровье. Даже не специалист интуитивно понимает, что эта тема важная и близкая любому человеку. Начнем с основных понятий.
Здоровье – это состояние полного физического, социального и душевного (т.е. психологического) благополучия, а не только отсутствие болезней или ограничения возможностей.
Термин «психологическое благополучие» наиболее просто и доступно передает значение словосочетания «психологическое здоровье». На самом деле это понятие сложное, объемное и очень важное.
Психологическое здоровье – совокупность характеристик гармонической личности, являющихся предпосылками стрессоустойчивости, социальной адаптации, комфорта, успешного поиска своего «Я», творческой самореализации. Посмотрите внимательно – это просто описание качеств счастливого человека!
Каждый человек с нарушениями психологического здоровья понимает это и без всяких методик – уходит ощущение полноты жизни, счастья, нет чувства парения и легкости; такому человеку трудно ставить цели и их достигать, его деятельность непродуктивна; он с трудом справляется со стрессами, плохо спит, может наступить соматическое заболевание или депрессия.
Особо нужно подчеркнуть, что основой психологического здоровья является гармония человека с самим собой: осознание своих желаний и мотивов, системы ценностей, смысла жизни и своего предназначения, творческая реализация, а также гармония с окружающим миром. Предлагаю простой, но очень точный тест.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ekspress.docx | 13.4 КБ |
Предварительный просмотр:
Экспресс-диагностика уровня психологического здоровья
Инструкция: Внимательно причитайте изложенные ниже 10 показателей психологического здоровья. В правом столбце укажите присущую Вам степень проявления каждого показателя.
Если показатель проявляется в полной мере – проставьте цифру 1. Если отсутствует – проставьте 0. Если показатель проявляется умеренно или время от времени – проставьте 0,5.
Показатели психологического здоровья
Вам присуще позитивное самоощущение, принятие себя, отсутствие аутоагрессивных тенденций
Вам присуще позитивное восприятие окружающего мира, отсутствие обвинительной и/или безответственной позиции, отсутствие агрессивных тенденций
Вам присущ высокий уровень развития рефлексии ( Рефлексия (от лат. reflexio — обращение назад) — процесс самопознания субъектом внутренних психических актов и состояний)
Вам присуще стремление улучшать качество основных видов деятельности, желание учиться, развиваться
Вам присуще успешное прохождение возрастных кризисов, эффективное преодоление стрессов
Вам присуща хорошая социальная адаптация, наличие крепких социальных связей
Вам присуща потребность в двигательной активности
Вам присуща потребность в деятельности
Вам присуща творческая самореализация
У Вас есть мечта, Вы умеете мечтать
Сумму «Итого» *10=Индекс Вашего психологического здоровья
Экспресс-диагностика уровня психологического здоровья
Инструкция: Внимательно причитайте изложенные ниже 10 показателей психологического здоровья. В правом столбце укажите присущую Вам степень проявления каждого показателя.
Если показатель проявляется в полной мере – проставьте цифру 1. Если отсутствует – проставьте 0. Если показатель проявляется умеренно или время от времени – проставьте 0,5.
Показатели психологического здоровья
Вам присуще позитивное самоощущение, принятие себя, отсутствие аутоагрессивных тенденций
Вам присуще позитивное восприятие окружающего мира, отсутствие обвинительной и/или безответственной позиции, отсутствие агрессивных тенденций
Вам присущ высокий уровень развития рефлексии ( Рефлексия (от лат. reflexio — обращение назад) — процесс самопознания субъектом внутренних психических актов и состояний)
Вам присуще стремление улучшать качество основных видов деятельности, желание учиться, развиваться
Вам присуще успешное прохождение возрастных кризисов, эффективное преодоление стрессов
Вам присуща хорошая социальная адаптация, наличие крепких социальных связей
Вам присуща потребность в двигательной активности
Вам присуща потребность в деятельности
Вам присуща творческая самореализация
У Вас есть мечта, Вы умеете мечтать
Сумму «Итого» *10=Индекс Вашего психологического здоровья
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Выступление на областных педагогических чтениях.
Материал для обследования учащихся коррекционных классов.
В разработке данной методики лежит факт повторений набора сходных общепсихологических типов в различных авторских классификациях (Кеттелл, Леонгард, Айзенк, Личко и др.).Предлагаемая методика содержи.
Тестовый комплекс по русскому языку для учащихся 9 класса составлен на основе Фундаментального ядра содержания общего образования и Требований к результатам основного общего образования, п.
Использование компьютерного комплекса экспресс-диагностики для оценки состояния здоровья детей в системе образования.
Экспресс-диагностика процесса или результата моей деятельности с позиций сохранения и укрепления здоровья обучающихся.Для получения объективной информации о состоянии и динамике развития физической по.
Цель: диагностика познавательного развития детей 3-4 лет.
Источник
Психологическое здоровье учащихся
материал по психологии по теме
Выступление на педагогическом совете «Психологичевкое здоровье учащихся»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
psihologicheskoe_zdorove_uchashchihsya_aa.pptx | 2.16 МБ |
psihologicheskoe_zdorove_detey_kak_tsel_i_kriteriy_uspeshnosti_raboty_doshkolnogo_uchrezhdeniya.docx | 23.89 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Психологическое здоровье учащихся Подготовили: Забродина Ю.А. Педагог-психолог Степанова Е.А. Педагог-психолог
Психологическое здоровье – это: это здоровое развитие личности; это адекватная реакция человека на те или иные события; это здоровое мироощущение и мировосприятие.
Дошкольник. Развитая активность и любознательность, открытость миру взрослых, доверчивость и подражательность наряду со стремлением к самостоятельности и игровым отношением к миру. Младший школьник . Наличие широкой учебной установки, любовь к учению, вера в собственные возможности, уважение к общественному взрослому, учителю. Старшеклассник. Устремленность в будущее, поиски смысла жизни, построение целей и планов будущего. Подросток. Стремление к самопониманию , самовыражению и самоутверждению, утверждение ценностных ориентаций . Проявления психологического здоровья:
Психологическое здоровье-это Г армония человека внутренняя (физического тела, его мыслей и чувств) и внешняя (между человеком и окружающими его людьми, природой)
Уровни психологического здоровья: Высший (креативный) Средний (адаптивный) Низкий (дезадаптивный)
Что влияет? Средовые факторы Личностные особенности
Профилактика и коррекция: Диагностика Коррекционная работа
Наблюдения, беседы с родителями и педагогами. Определение уровня эмоционального состояния в детском саду «Разноцветные странички» Проводимые диагностические методики с дошкольниками:
Результаты диагностики «Разноцветные странички»
Проводимые диагностические методики с учащимися 2-3 класса: диагностика внутрисемейных отношений «Рисунок семьи » выявление уровня тревожности Теммл-Дорки проективная методика «Несуществующее животное» диагностика школьной адаптации «Школа зверей» диагностика коммуникативности «Рукавички » определение самооценки «Лесенка» наблюдения, беседы с педагогами и родителями.
Уровень адаптированности 16
Уровень коммуникабельности 4
Состояние эмоциональной сферы
Внутрисемейные отношения 17
Коррекция: Коррекционные групповые и индивидуальные занятия. Занятия в комнате психологической разгрузки. Песочная терапия.
В начале 2016 – 2017 году было обследовано 52 учащихся Диагностика школьной тревожности
Диагностика школьной тревожности
Диагностика школьной тревожности
Диагностика самооценк и
Исследование школьной мотиваци и
Для решения возникающих проблем можно выделить следующие модели взаимодействия их участников Ученик-учитель; Ученик – учитель – психолог; Ученик – психолог; Ученик – учитель – психолог – родители ; Ученик – учитель – психолог – родитель — …
Как создать условия для создания психологически здоровой личности: Просьба вместо требования и приказа Убеждение вместо агрессивного словесного воздействия Организация вместо жесткой дисциплины Компромисс вместо конфронтации Доброжелательное прикосновение Подбадривание Снятие напряженного состояния
Советы педагогам: Создавайте в учреждении спокойную, жизнерадостную обстановку. Проявляйте искренний интерес к личности каждого ребенка, его состоянию, настроению. Организовывайте жизнедеятельность детей таким образом, чтоб у них накапливался положительный опыт добрых чувств .
Советы педагогам: Собственным поведением демонстрируйте уважительное отношение ко всем детям. Создавайте условия для формирования у детей положительных взаимоотношений со сверстниками, привязанности и доверия ко взрослым
Советы педагогам: Учите детей осознавать свои эмоциональные состояния, настроения и чувства окружающих людей. Учите детей устанавливать связь между поступками, событиями, настроением и самочувствием людей. В ходе обучающих занятий учитывайте возрастные особенности и интересы детей.
Советы педагогам: При организации взаимодействия чаще пользуйтесь поощрением, поддержкой детей, чем порицанием и запрещением. Создавайте условия для эффективного доверительного сотрудничества с родителями воспитанников.
Советы педагогам: При работе с неуверенными в себе и застенчивыми детьми необходимо помнить, что любой ответ у доски, повышенное внимание, приводит таких детей в состояние стресса. Поэтому нужно стараться создать на уроке максимально безопасную с психологической точки зрения атмосферу взаимоуважения: пресекать попытки унижения, давления, насмешек со стороны детей, способствовать повышению самооценки и уверенности в себе путём поощрения и подчёркивания положительных моментов в работе. Очень важно наладить доверительные отношения с такими детьми, использовать индивидуальные беседы с целью коррекции излишней тревожности и страха самовыражения.
Советы педагогам: При работе с детьми, испытывающими социальный стресс, детьми – аутсайдерами, детьми, негативно относящимися к школе, необходимо в первую очередь наладить контакт с ними и установить доверительные отношения. Нужно постараться выяснить, какие проблемы тревожат ребёнка, предложить свою помощь. Для улучшения психологического климата в классе необходимо проводить внешкольные мероприятия, наладить работу с лидерами и предпочитаемыми, использовать их помощь в руководстве классом, привлекать детей группы риска к участию в жизни класса, школы, выполнению поручений, способствовать самораскрытию, самоутверждению, повышению авторитета детей группы риска среди одноклассников.
Ребёнок нуждается в вашей любви именно тогда, когда меньше всего этого заслуживает . ( Э. Бомбен ) Помните!
Предварительный просмотр:
Психологическое здоровье детей как цель и критерий успешности работы образовательного учреждения.
Основная задача работы школьного психолога – сохранение и коррекция нарушений психологического здоровья детей.
Сегодня не вызывает сомнения тот факт, что практически все дети требуют той или иной психологической поддержки, поскольку находятся под воздействием ряда неблагоприятных факторов. Наши дети, в большинстве своем, живут в условиях недостатка (а иногда отсутствия) материальных и духовных ресурсов, необходимых для их полноценного развития. Это может приводить к ухудшению здоровья детей – психического, физического и психологического.
Что же такое психологическое здоровье?
-Это здоровое развитие личности.
-Это адекватная реакция человека на те или иные события.
-Это здоровое мироощущение и мировосприятие.
Отличие психологического здоровья от психического, заключается в том, что психическое здоровье имеет отношение к отдельным психическим процессам и механизмам, а психологическое – относится к личности в целом, это неразделимость телесного и психического в человеке.
Как же мы можем определить, что ребенок психологически здоров?
Для каждого возраста существуют свои проявления психологического здоровья.
Здоровый дошкольник активный и любознательный, доверяет взрослым, подражает им, но вместе с этим стремится к самостоятельности, проявляет интерес к новым игрушкам, веселый и подвижный.
У младшего школьника должна преобладать высокая учебная мотивация, интерес ко всему новому, он верит в свои силы и возможности, уважает взрослых.
Старшеклассник устремлен в будущее, он ищет смысл в жизни, ставит перед собой цели, строит планы на будущее.
Подросток стремится к самопониманию, самовыражению и самоутверждению.
Таким образом, можно сказать, что ключевым словом для описания психологического здоровья является слово «гармония». Это гармония между различными аспектами: эмоциональными и интеллектуальными, телесными и психическими.
Выделяют три уровня психологического здоровья:
Творческое отношение к жизни, умеют принять проблему и самостоятельно справляться с трудностями.
Несколько повышенная тревожность.
Приспосабливается к внешним условиям в ущерб себе. Нуждается в индивидуальной коррекционной помощи.
Мы, педагоги дошкольного образования, окружаем ребенка с первых его шагов. Через нас, взрослых, ребенок постигает мир, от нас зависит, насколько легко войдет ребенок в сложный взрослый мир. Психологическое здоровье является необходимым условием полноценного развития ребенка в процессе его жизнедеятельности.
Что влияет на психологическое здоровье?
К неблагоприятным средовым факторам в первую очередь можно отнести неблагоприятные семейные условия. Семья-это главное в формировании личности. Во-вторых это неблагоприятные условия, связанные с детским учреждением. В детском учреждении психотравмирующей может стать ситуация первой встречи с воспитателем, которая во многом определит последующее взаимодействие ребенка со взрослыми. Для примера: проведенные исследования показали, что педагог обычно не замечает 50 % направленных к нему обращений детей. С одной стороны, это может привести к росту самостоятельности ребенка, снижению его эгоцентризма. С другой к развитию тревожности, психосоматизации ребенка. Кроме того, в детском саду ребенок получает возможность появления конфликтных отношений со сверстниками, что нарушает эмоциональный комфорт, тормозит формирование его личности.
К внутриличностным (субъективным) факторам относятся характер, темперамент, самооценка.
В целом можно сделать вывод, что психологическое здоровье формируется при взаимодействии внутренних и внешних факторов.
Какая же работа проводится нами в нашем учреждении?
Это проведение диагностических методик и по их результатам построение коррекционной работы. Это системетические индивидульные и групповые занятия.
Диагностика у дошкольников:
Многие разработанные диагностические методики не приемлемы для наших детей дошкольного отделения. Самое элементарное для них – восприятие цвета, поэтому использую цветовые методики. Ребенку предлагается закрасить разными карандашами фрагменты его дня. По характеру цветовыбора определяю трудности, с которыми сталкивается ребенок или же его благополучие.
По результатам диагностики «Разноцветные странички» чаще всего дети испытывают небольшое тревожное состояние, когда расстаются с мамой (7чел.), трое испытывают состояние крайней неудовлетворенности на занятиях, у двоих состояние легкой тревоги вызывает посещение столовой, у двоих других детей – дневной сон. Но в целом день раскрашивался в спокойные, ровные цвета.
У учащихся 2-3 классов выявляла состояние эмоциональной сферы, смотрела адаптацию к школе, проводила диагностику внутрисемейных отношений, оценивала уровень коммуникабельности, определяла самооценку,
Если у нормального человека поведенческие реакции и эмоциональные проявления регулируются интеллектом, то при умственной отсталости поступки часто совершаются под влиянием эмоциональных импульсов.
Наши дети не всегда способны управлять своими эмоциями, понимать эмоциональные состояния других.
У большинства детей наблюдаются проявления агрессии, они импульсивны, раздражительны, вспыльчивы.
По результатам диагностики адаптации учащихся в школе из 20-ти обследуемых детей только 4 чел. показали низкий уровень адаптированности.
Уровень коммуникабельности достаточно высокий.
В 3 классе из 12 обследуемых детей — 10 показали высокий уровень коммуникабельности. Во 2 классе из 10 обследуемых 6 человек – средний уровень, 4 чел. –высокий.
По результатам обследования эмоциональной сферы из 24 человек 12 чел. показали стремление к домашней защите, 4 чел.- стремление к одиночеству, у 7 чел. наблюдаются явные черты агрессии.
Самооценка высокая у 22 учащихся (что является нормой в данном возрасте) и лишь у двоих она заниженная.
По результатам диагностики внутрисемейных отношений у 4 детей из 24 на рисунке семьи не изобразили себя, что позволяет нам предположить, что ребенок не отождествляет себя со своей семьей. У троих чувствуется отчужденность и напряженность в отношениях.
По результатам проведенного обследования выстраивается программа коррекционной работы, проводятся беседы с педагогами и родителями.
Проводим занятия в комнате психологической разгрузки, которые позволяют почувствовать себя в спокойной, доброжелательной, безопасной и комфортной обстановке без вербальных оценок и критики. Сенсорная комната как профилактическое средство способствует снятию психоэмоционального напряжения, снимает нервное возбуждение и тревожность, снижает беспокойство и агрессивность, повышает уровень стрессоустойчивости .
Использую песочную терапию. Ребенок часто словами не может выразить свои переживания, страхи, и тут ему на помощь приходят игры с песком. Проигрывая взволновавшие его ситуации с помощью игрушечных фигурок, создавая картину собственного мира из песка, ребенок освобождается от напряжения. Песок как и вода, способен «заземлять» отрицательную энергию, что особенно актуально в работе с «особыми» детьми.
В конце учебного года проводится заключительное обследование, которое помогает выявить эффективность занятий по формированию психологического здоровья.
Как создать условия для создания психологически здоровой личности
- Просьба вместо требования и приказа
- Убеждение вместо агрессивного словесного воздействия
- Организация вместо жесткой дисциплины
- Компромисс вместо конфронтации
- Доброжелательное прикосновение
- Подбадривание
- Снятие напряженного состояния
- Создавайте в учреждении спокойную, жизнерадостную обстановку.
- Проявляйте искренний интерес к личности каждого ребенка, его состоянию, настроению.
- Организовывайте жизнедеятельность детей таким образом, чтоб у них накапливался положительный опыт добрых чувств.
- Собственным поведением демонстрируйте уважительное отношение ко всем детям.
- В ходе обучающих занятий учитывайте возрастные особенности и интересы детей.
- Создавайте условия для формирования у детей положительных взаимоотношений со сверстниками, привязанности и доверия ко взрослым
- Учите детей осознавать свои эмоциональные состояния, настроения и чувства окружающих людей.
- Учите детей устанавливать связь между поступками, событиями, настроением и самочувствием людей.
- При организации взаимодействия чаще пользуйтесь поощрением, поддержкой детей, чем порицанием и запрещением.
- Создавайте условия для эффективного доверительного сотрудничества с родителями воспитанников.
Уважаемые коллеги! Будьте внимательны к психическому здоровью детей. Правильное поведение педагога – его терпение и доброжелательность, уважительное отношение к детям, использование здоровье сберегающих технологий в образовательном процессе – это залог психологически здоровых учеников.
Традиционными методами изучения эмоциональных состояний детей являются наблюдение, опросники, анкетирование, беседы с родителями и педагогами. Но часто для наших дошкольников тестирование и анкетирование являются неприемлемыми. В таких случаях в детской психологии часто используют цветовые диагностические методики Это оправданно, так как у детей более непосредственно проявляется психофизическая связь выбора определённого цвета с соответствующим эмоциональным состоянием и отношением к конкретной эмоциональной ситуации. Восприятие цвета — самое элементарное для них.
Методика «Паровозик » основана на цветовом тесте Люшера. Она направлена на определение степени позитивного и негативного психического состояния. В качестве стимульного материала используются белый паровозик и 8 разноцветных вагончиков (красный, желтый, зелёный, синий, фиолетовый, серый, коричневый, чёрный). Ребенку предлагается построить необычный поезд. В зависимости от места вагончика в составе поезда ему присваивается определённое количество баллов. Сумма баллов определяет
степень выраженности эмоционального состояния ребёнка в данный момент.
Источник