диагностика-ОВЗ
материал на тему
диагностика познавательной сферы школьников с ОВЗ-восприятия ,внимания, памяти, мышления, воображения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
диагностика | 13.42 КБ |
методы диагностики сенсорной и моторной ассиметрии | 19.49 КБ |
методика «Наблюдение ведущей модальности | 12.29 КБ |
исследование связной речи | 13.49 КБ |
тест различения и выбора фонем | 91.02 КБ |
Предварительный просмотр:
Диагностика познавательной сферы школьников с ОВЗ: восприятия, внимания, памяти, мышления, воображения, состояния устной и письменной речи
Предлагаем вашему вниманию примеры методик, направленных на изучение высших психических функций, лежащих в основе формирования учебных навыков.
компоненты языковой системы школьников (слоговой структуры слова, грамматического строя, фонематического восприятия, навыков языкового анализа и синтеза, состояния связной речи)
адаптированный вариант методики Фотековой Т.А., Ахутиной Т.В
выявление уровня развития речи и продуктивности ассоциаций
определение уровня развития понимания грамматических конструкций
методика изучения возможности осмысления ситуации на основе слухового или зрительного восприятия
углубленное изучение состояния фонематического слуха (восприятия, представления, анализа и синтеза)
Тест различения и выбора фонем
диагностика объема и концентрации внимания
методика «Корректурная проба»,
методика «Красно-черная таблица»,
для исследования скорости внимания
определение устойчивости внимания
модификация метода Пьерона-Рузера
исследование логической и механической памяти
методика «Запомни пару»,
Изучение кратковременной памяти
методики «Память на образы», «Таблица двузначных чисел», «Оперативная память»
Диагностика слухоречевой памяти
методика «Запомни 10 слов».
диагностика словесно-логического и наглядно-образного мышления
методики « 4 лишний», «Простые аналогии», «Определение понятий, выяснение причин, выявление сходств и различий в объектах»
диагностика развития личностно-мотивационной сферы
методики изучения мотивации по Н.Л. Белопольской, «Три желания» и опросник «Оценка школьной мотивации»
исследование типологических особенностей личности
Диагностика эмоционально-волевой сферы
Тест цветовых отношений
Диагностика сформированности учебной деятельности
Методики «Домик», «Графический диктант», «Узор», Опросник по оценке качественных особенностей учебной деятельности ученика и степени выраженности соответствующих качеств
Предварительный просмотр:
Методы диагностики сенсорной и моторной асимметрии
Диагностика ведущего уха:
- Испытуемому предлагается определить, у какого уха прозвучал хлопок в ладоши (его производят за спиной испытуемого, на одинаковом расстоянии от обоих ушей). Названное испытуемым ухо ведущее (предположительно).
- Испытуемому предлагается оценить громкость тиканья часов тем и другим ухом. При этом отмечается, к какому уху он подносит часы в первый раз и одинаково ли слышит тиканье разными ушами.
° Испытуемому что-то говорится шепотом. Испытуемый обычно подставляет ведущее ухо, которым легче и быстрее осознает услышанное.
Диагностика ведущего глаза:
• Испытуемого просят моргнуть одним глазом. Обычно закрывается неведущий глаз.
- Рассматривание предмета в «подзорную трубу». Оно обычно осуществляется ведущим глазом.
• В листе плотной бумаги размером 5×10 см в центре вырезается отверстие 1×1 см; держа лист на расстоянии 30—40 см, испытуемый фиксирует через отверстие предмет, находящийся в 2—3 см от него. При закрывании ведущего глаза предмет смещается.
• В темной комнате испытуемого просят зафиксировать взглядом зажженную свечу, а затем прикрыть язычок пламени указательным пальцем вытянутой руки. Находясь сбоку, экспериментатор видит глаза испытуемого и определяет, на какой из них падает тень от пальца (она падает на ведущий глаз). Тестом можно пользоваться при определении ведущего глаза у детей дошкольного возраста.
Диагностика ведущей ноги:
- Испытуемому предлагается выполнить подпрыгивание на одной ноге, шаг вперед и шаг назад, вставание на стуле на колени — нога, выполняющая движение первой, считается ведущей.
- При прыжке в длину ведущая нога является толчковой.
- При закидывании ноги на ногу сверху оказывается функционально преобладающая нога.
- Испытуемому предлагается сделать несколько прыжков через скакалку. Ведущая нога будет первой и становится впереди неведущей.
- Измерить длину 5—10 шагов каждой ноги, вычислить среднеарифметическую величину шага каждой ноги. Шаги ведущей ноги длиннее, чем неведущей.
Диагностика ведущей руки:
Для оценки степени праворукости и леворукости используются несложные тесты:
• Ребенку вручается несколько спичечных коробков. Задание: «Найди спичку в одном из коробков». Ведущей считается та рука, которая открывает и закрывает коробок.
- Ребенку предлагается открыть и закрыть несколько пузырьков с отвинчивающимися крышками. Ведущая рука выполняет активные действия, неведущая — держит пузырек.
- Ребенка просят развязать несколько узлов на шнурке средней толщины. Ведущей считается та рука, которая развязывает узел (другая держит).
- Ребенок должен протереть классную доску (стол, шкаф и т.д.) тряпкой. Активные действия выполняет ведущая рука.
- Ребенка просят поймать мяч одной рукой. Активные действия выполняет ведущая рука.
- При раздаче карт их раскладывают ведущей рукой.
- При хлопках в ладоши ведущая рука — сверху.
- Ребенка просят погладить игрушку, держа ее в руке, гладит ведущая рука.
- Нарисовать пальцем одной руки круги на ладони другой — рисует ведущая рука.
- Неведущая рука держит часы, ведущая рука выполняет активные, точно дозируемые движения, заводящие часы.
- Ведущая рука держит нитку и вдевает ее в ушко, а неведущая рука держит иголку.
- При переплетении пальцев рук сверху оказывается большой палец ведущей руки.
- Ребенка просят поднять лежащий на полу предмет. Это действие очень редко выполняется неведущей рукой.
• Ребенку предлагают скрестить руки («поза Наполеона»). Кисть ведущей руки оказывается на предплечье другой руки, кисть неведущей руки оказывается под предплечьем ведущей.
- Детям предлагается на листе бумаги нарисовать два квадрата 2×2 см. Далее следует заполнить их вертикальными линиями на расстоянии 1—1,5 см друг от друга: сначала правой рукой — правый квадрат, затем левой рукой —левый квадрат за определенное время. Ведущая рука проводит больше линий, и они получаются более прямыми (пробу проводят с детьми старше 10 лет).
- Детям предлагается взять два чистых листа бумаги и поставить жирную точку в центре каждого из них. Затем сначала одной рукой на одном листе, а затем другой на втором листе с закрытыми глазами попасть карандашом в эти точки 15—20 раз подряд. У праворукого ребенка точность попадания выше при работе правой рукой (точки ближе к цели, распределены вокруг нее равномерно, форма разброса приближается к овалу). Левая же рука чаще всего попадает в левую половину листа и дальше от цели, чем правая. У леворуких детей наблюдается обратная картина. (Проба Е.П. Ильина на точность попадания.)
• Детям предлагается на чистом листе бумаги с закрытыми глазами и зафиксированным (прикушенным) языком одновременно рисовать двумя руками: правой рукой — квадрат, а левой — круг. Затем под первой парой рисунков предлагается нарисовать треугольник — квадрат, круг — квадрат и т.д. до восьми пар фигур. Рисунки выполняются в быстром темпе. Неведущая рука будет повторять движение ведущей или запаздывать с выполнением задания. (Проба Чернашека, ее проводят не ранее 7 лет.)
• Для определения профиля латеральной организации моторных функций (праворукости и леворукости) можно использовать диагностическое устройство в виде подставки с двумя рядами отверстий по 10 штук. Испытуемый должен пятикратно переставлять деревянные палочки из отверстий одного ряда в другой правой рукой и столько же левой. Учитывается время в секундах. Далее определяются средние арифметические значения полученных результатов для левой и правой руки и коэффициент мануальной асимметрии по формуле:
КМА = Т ср . П/Т ср .Л,
где Т срп — среднее значение времени для правой руки; Т ср .Л — среднее значение времени для левой руки. (Проба Аннет.)
Источник
Программа выявления особенностей познавательной деятельности младших школьников с ограниченными возможностями здоровья
специалист в области арт-терапии
ВЫЯВЛЕНИЯ ОСОБЕННОСТЕЙ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Актуальность: Дети с ОВЗ – это дети, состояние здоровья которых препятствует освоению образовательных программ вне специальных условий обучения и воспитания.
Группа школьников с ОВЗ неоднородна. Это определяется, прежде всего, тем, что в нее входят дети с разными нарушениями развития: нарушениями слуха, зрения, речи, опорно-двигательного аппарата, с выраженными расстройствами эмоционально-волевой сферы, включая РДА; с задержкой и комплексными нарушениями развития, а также многочисленную группу составляют дети с нарушениями интеллекта. Для детей данной категории характерна несформированность высших корковых функций, что влечет за собой отклонения в развитии высших психических процессов: нарушение целостного восприятия образа предмета, неточности или несоразмерности движений, проявляющиеся в трудностях предметных действий, недостаточность полноты и точности отображения, приводящие к ограничению избирательности восприятия, слабости апперцепции, затруднениям в осмыслении и обобщении воспринимаемого . Дефицитарность процесса восприятия приводит к нарушениям в развитии памяти, мышления и речи.
Ограниченные возможности здоровья проявляются в выраженной соматической истощаемости, низкой работоспособности, замедленном темпе выполнения заданий. Младшие школьники затрудняются в различении положений объектов в пространстве (схеме тела, на листе), формы и пропорций предметов, мелких деталей. Дети нуждаются в оказании стимулирующей, организующей, направляющей и обучающей помощи в связи с наличием у них особенностей переключения на новое задание и способа его выполнения, переноса знаний и умений в новые учебные ситуации.
Младшие школьники с нарушениями интеллектуальной сферы испытывают многочисленные трудности в усвоении общеобразовательной программы, которые обусловлены несформированностью высших корковых функций. (М.В. Ипполитова, Э.С. Калижнюк, Е.И. Кириченко, С.В. Коноваленко, И.Ю. Левченко). Наиболее типичными трудностями являются: недостаточность пространственных и временных представлений, конструктивного и бытового праксиса, стереогноза, оптического гнозиса, счета, письма и пр. Дети данной категории нуждаются в специальных условиях обучения и воспитания.
Учитывая психофизиологические особенности детей, основной задачей учителя является коррекция и развитие познавательной сферы. Эффективность коррекционной работы во многом зависит от комплексности, тщательности и глубины предшествующей диагностической работы.
Диагностическая программа разработана на основе принципов :
Системной дифференциации, определяющего ведущий механизм психического развития,
Индивидуального и дифференцированного подхода,
Комплексного подхода, направленного на выявление «зоны актуального развития» и «зоны ближайшего развития» ребенка.
Цель диагностической программы — выявление специфических особенностей развития познавательной деятельности детей с ограниченными возможностями здоровья младшего школьного возраста.
В соответствии с целью поставлены следующие задачи:
Изучить анкетные и анамнестические данные ребенка.
Исследовать познавательную деятельность и выявить ее особенности, степень выраженности нарушений общей и мелкой моторики.
Определить комплексную программу работы по развитию и коррекции специфических нарушений в познавательной деятельности.
Изучить динамику развития и степень эффективности коррекционно-развивающей работы.
Этапы работы. Диагностика познавательной сферы проводится в 3 этапа:
1 этап — первые две недели сентября или начала обучения в образовательном учреждении. Цель – выявление зоны актуального развития ребенка, предпосылок к формированию зоны ближайшего развития.
2 этап — в январе-феврале, в течение одной-двух недель проводится промежуточное обследование с целью изучения динамики развития детей и выявления трудностей в реализации индивидуального плана работы с последующей его корректировкой.
3 этап — в конце учебного года (май) — итоговое обследование детей. Цель – определение динамики развития ребенка и эффективность коррекционно-развивающей работы, в случае необходимости планирование работы на следующий учебный год.
Формы и методы работы. Обследование проходит в индивидуальной форме и рассчитано на два занятия по 25-30 минут. Последовательность предъявления диагностических заданий и количество времени, отведенное на обследование, может варьироваться с учетом индивидуальных особенностей ребенка.
Для достижения цели и поставленных задач диагностики используются следующие методы :
изучение анамнестических данных;
отбор диагностических методик;
беседа с ребенком, родителями и педагогами;
анализ письменных работ ребенка (не менее 8 – 10 работ)
обследование ребенка с помощью отобранных методик, полученные данные вносятся в протокол;
математико-статистическая обработка и качественный анализ полученных результатов.
Критерии и показатели развития познавательной деятельности
Исследование зрительно-моторной координации
Целостное восприятие предмета
Особенности сенсорно-перцептивного восприятия
Особенности конструктивной деятельности.
Исследования опосредованного запоминания
Исследование особенностей внимания
Сформированность пространственно – временных представлений
Классификация и обобщение понятий
Общая осведомленность и социально – бытовая ориентация
Чтение и развитие речи
Методика «Домик» Н.И. Гуткиной
Штриховка силуэта рисунка (слева направо, сверху вниз, снизу вверх), обведение контуров, линий
Методика Т.Н. Головиной.
Методика «Чудесный мешочек»
«Разрезная картинка», подставь недостающий элемент, сложить предмет из деталей, знание основных цветов и геометрических фигур
«Заучивание 10 слов», А.Р. Лурия
Методика «Расставь значки»
Методика Когана В.М.
Разрезные картинки «Мальчик», «Бабочка», «Петух».
Рисование по инструкции (пространственное расположение изображений относительно друг друга)
Ориентировка в пространстве (схеме собственного тела, на другом человеке), временные представления
Методика У.В. Ульенковой
Вопросы в соответствии с возрастом ребенка (1-5 класс)
Списывание текста, письмо под диктовку, грамматические задания
Сформированность понятия числа, числовой последовательности, знания геометрических фигур, вычислительные навыки и навыки решения задач
Чтение текста, смысловое понимание содержания, ответы на вопросы, составление рассказа по картинке
Методика проведения диагностического обследования:
1. Изучение педагогической характеристики на ребенка, медицинской карты, наблюдение за ребенком (в процессе учебной деятельности), анализ его письменных работ и продуктов деятельности, предварительная беседа с родителями, уточнение анамнестических данных.
Определение необходимых и достаточных методик и последовательность их предъявления в ходе обследования ребенка;
Проведение собственно обследования, внесение полученных данных в протокол, заполнение карты индивидуального развития ребенка;
Количественный и качественный анализ полученных результатов, формулирование заключения и составление дефектологического представления по результатам диагностики, разработка рекомендаций для педагогов; определение индивидуального плана работы;
Обсуждение результатов диагностики на совещании отдела психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ; участие в заседаниях методического отдела учителей начальных классов, выступление на педагогическом совете школы, консультирование родителей.
Структура программы . Программа диагностики состоит из трех блоков: общие данные о ребенке, анамнестические сведения, данные дефектологического обследования. Результаты диагностики отображаются в карте индивидуального развития ребенка.
Ф.И. ребенка, дата рождения
Посещает ДОУ № / школу №
Возрастная группа / класс
Когда и в каком возрасте поступил в ДОУ (школу)
II блок. Сбор анкетных и анамнестических данных
а) Сведения о семье
б) Биологический анамнез
г) Сведения о состоянии здоровья ребенка по данным медицинских обследований
в) Условия развития ребенка в раннем и дошкольном возрасте (ребенок воспитывался дома)
III блок. Данные дефектологического обследования
1. Обследование психических процессов
а) Особенности внимания
б) Особенности памяти
в) Развитие некоторых сенсорных функций
г) Показатели развития мыслительной деятельности
д) Овладение различными видами деятельности
е)Развитие способности к творческой деятельности (ленка, рисование, аппликация, конструирование, словесное творчество
2. Работоспособность на занятиях (по результатам наблюдений)
После проведения диагностического обследования составляется индивидуальный план работы по развитию познавательной сферы.
Источник