Меню

Диагностика психического здоровья учащегося

Экспресс-диагностика уровня психологического здоровья
тест по психологии на тему

Психологическое здоровье. Даже не специалист интуитивно понимает, что эта тема важная и близкая любому человеку. Начнем с основных понятий.

Здоровье – это состояние полного физического, социального и душевного (т.е. психологического) благополучия, а не только отсутствие болезней или ограничения возможностей.

Термин «психологическое благополучие» наиболее просто и доступно передает значение словосочетания «психологическое здоровье». На самом деле это понятие сложное, объемное и очень важное.

Психологическое здоровье – совокупность характеристик гармонической личности, являющихся предпосылками стрессоустойчивости, социальной адаптации, комфорта, успешного поиска своего «Я», творческой самореализации. Посмотрите внимательно – это просто описание качеств счастливого человека!

Каждый человек с нарушениями психологического здоровья понимает это и без всяких методик – уходит ощущение полноты жизни, счастья, нет чувства парения и легкости; такому человеку трудно ставить цели и их достигать, его деятельность непродуктивна; он с трудом справляется со стрессами, плохо спит, может наступить соматическое заболевание или депрессия.

Особо нужно подчеркнуть, что основой психологического здоровья является гармония человека с самим собой: осознание своих желаний и мотивов, системы ценностей, смысла жизни и своего предназначения, творческая реализация, а также гармония с окружающим миром. Предлагаю простой, но очень точный тест.

Скачать:

Вложение Размер
ekspress.docx 13.4 КБ

Предварительный просмотр:

Экспресс-диагностика уровня психологического здоровья

Инструкция: Внимательно причитайте изложенные ниже 10 показателей психологического здоровья. В правом столбце укажите присущую Вам степень проявления каждого показателя.

Если показатель проявляется в полной мере – проставьте цифру 1. Если отсутствует – проставьте 0. Если показатель проявляется умеренно или время от времени – проставьте 0,5.

Показатели психологического здоровья

Вам присуще позитивное самоощущение, принятие себя, отсутствие аутоагрессивных тенденций

Вам присуще позитивное восприятие окружающего мира, отсутствие обвинительной и/или безответственной позиции, отсутствие агрессивных тенденций

Вам присущ высокий уровень развития рефлексии ( Рефлексия (от лат. reflexio — обращение назад) — процесс самопознания субъектом внутренних психических актов и состояний)

Вам присуще стремление улучшать качество основных видов деятельности, желание учиться, развиваться

Вам присуще успешное прохождение возрастных кризисов, эффективное преодоление стрессов

Вам присуща хорошая социальная адаптация, наличие крепких социальных связей

Вам присуща потребность в двигательной активности

Вам присуща потребность в деятельности

Вам присуща творческая самореализация

У Вас есть мечта, Вы умеете мечтать

Сумму «Итого» *10=Индекс Вашего психологического здоровья

Экспресс-диагностика уровня психологического здоровья

Инструкция: Внимательно причитайте изложенные ниже 10 показателей психологического здоровья. В правом столбце укажите присущую Вам степень проявления каждого показателя.

Если показатель проявляется в полной мере – проставьте цифру 1. Если отсутствует – проставьте 0. Если показатель проявляется умеренно или время от времени – проставьте 0,5.

Показатели психологического здоровья

Вам присуще позитивное самоощущение, принятие себя, отсутствие аутоагрессивных тенденций

Вам присуще позитивное восприятие окружающего мира, отсутствие обвинительной и/или безответственной позиции, отсутствие агрессивных тенденций

Вам присущ высокий уровень развития рефлексии ( Рефлексия (от лат. reflexio — обращение назад) — процесс самопознания субъектом внутренних психических актов и состояний)

Вам присуще стремление улучшать качество основных видов деятельности, желание учиться, развиваться

Вам присуще успешное прохождение возрастных кризисов, эффективное преодоление стрессов

Вам присуща хорошая социальная адаптация, наличие крепких социальных связей

Вам присуща потребность в двигательной активности

Вам присуща потребность в деятельности

Вам присуща творческая самореализация

У Вас есть мечта, Вы умеете мечтать

Сумму «Итого» *10=Индекс Вашего психологического здоровья

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на областных педагогических чтениях.

Материал для обследования учащихся коррекционных классов.

В разработке данной методики лежит факт повторений набора сходных общепсихологических типов в различных авторских классификациях (Кеттелл, Леонгард, Айзенк, Личко и др.).Предлагаемая методика содержи.

Тестовый комплекс по русскому языку для учащихся 9 класса составлен на основе Фундаментального ядра содержания общего образования и Требований к результатам основного общего образования, п.

Использование компьютерного комплекса экспресс-диагностики для оценки состояния здоровья детей в системе образования.

Экспресс-диагностика процесса или результата моей деятельности с позиций сохранения и укрепления здоровья обучающихся.Для получения объективной информации о состоянии и динамике развития физической по.

Цель: диагностика познавательного развития детей 3-4 лет.

Источник

Диагностика психического и физического здоровья учащихся

Дорохова Л. Н., Абрамова И.Б.

В нашей школе уже второй год работает валеологическая служба. Актуальность создания валеологической службы заключается в том, что ее работа ориентирована на решение проблем, устранение которых может дать максимально возможный эффект оздоровления учащихся.

По данным многих исследований основными причинами, приводящими к ухудшению детского здоровья, являются:

  • резкое ухудшение экологической обстановки. Предельно допустимая концентрация вредных веществ в воздухе, воде, почве, продуктах питания превышает нормативные показатели в несколько раз, некоторые из них обладают онкогенной активностью, снижают иммунитет, влияют на генетический аппарат, изменяя тем самым наследственность;
  • снижение минимального уровня жизни многих жителей, что привело к уменьшению требования к составу, качеству пищевых продуктов. Несбалансированность питания, излишнее употребление углеводистой пищи, как наиболее дешевой, способствует развитию ожирения, болезням обмена веществ, сахарного диабета, кариеса и др.;
  • недостаточность этического и эстетического воспитания, что является главной причиной бескультурья, приобщение молодежи к алкоголю, курению, безразличие к жизни.
  • Резкое ухудшение качества медицинского обслуживания.

Главной «отдушиной» в жизни ребенка, жаждущего общения, нередко становится «экранный мир» — многочасовое сидение у экранов телевизора или компьютера. Это приводит к росту заболеваний глаз, нарушениям опорно-двигательного аппарата. Результатом гиподинамии являются многие заболевания, расстройства органов пищеварения и т.д.

Результаты обследования школьников показывают, что на сегодняшний день около 57,3% учащихся нашей школы имеют нарушения нервной системы (страдают головными болями, головокружением, нарушением сна, испытывают слабость, наблюдается повышенная утомляемость, слезливость);

39,8% имеют изменения сердечно-сосудистой системы (в том числе 13%-ВСД);

31,2% — заболевания дыхательной системы (из них 9,8%-больны бронхиальной астмой);

29,6% школьников страдают частыми болями в животе; 29,5%- имеют нарушения мочевыделительной системы, 22% детей состоят на учете у окулиста; 20%- имеют нарушение осанки.

В основной группе физической культурой занимаются всего 22% учеников, в подготовительной группе — 66%, 13% — в спец. группе (см. рис. 1).

Рис.1. Диаграмма состояния здоровья учащихся школы

Пояснения к гистограмме:

1 – нарушения нервной системы

2 – нарушения сердечно – сосудистой системы

3 – нарушения дыхательной системы

4 – нарушение функций желудочно–кишечного тракта

5 – нарушения мочеполовой системы

6 – нарушение зрения

7 – нарушения осанки

Для наглядности приведем диаграмму, отражающую состояние здоровья в гимназическом классе 7 «в». (см. рис. 2).

Рис.2. Диаграмма заболеваемости учащихся в гимназическом классе 7 «в».

Пояснение к диаграмме:

1-7 – факторы, характеризующие состояние нервной системы: головные боли, слезливость, слабость, утомляемость после школы, нарушение сна, повышенная потливость, головокружения, обмороки.

8-9 – факторы, характеризующие состояние сердечно-сосудистой системы: боли в сердце, повышенное давление.

10-12 – факторы, характеризующие состояние дыхательной системы: насморк, кашель, потеря голоса.

13-19 – факторы, характеризующие состояние пищеварительной системы: боли в животе, тошнота, изжога, нарушение стула, были ли желтуха, дизентерия.

20-21 – факторы, характеризующие состояние мочевыделительной системы: боли в пояснице.

Этот анализ был проведен на основе результатов анонимного анкетирования учащихся по проблемам состояния здоровья. Для проведения опроса была разработана специальная анкета. Она интересна тем, что в ней нет медицинских терминов, но в то же время она позволяет получить представление о проявлениях целого ряда заболеваний.

Индивидуально-психологическое развитие учащихся оценивалось по результатам развития памяти и внимания. Были отобраны методики для оценивания уровня развития оперативной и долговременной памяти, оценки произвольного внимания, исследования объема внимания и степени концентрации внимания. Использовались традиционные методики, которые широко известны и имеются во многих сборниках по практической психологии. Результаты обследования представлены на рис. 3.

Индивидуально-психологическое развитие учащихся оценивалось по результатам развития памяти и внимания. Были отобраны методики для оценивания уровня развития оперативной и долговременной памяти, оценки произвольного внимания, исследования объема внимания и степени концентрации внимания. Использовались традиционные методики, которые широко известны и имеются во многих сборниках по практической психологии. Результаты обследования представлены на рис. 3.

По результатам этого обследования (за два года) можно сделать вывод о положительной динамике развития памяти и внимания у школьников.

Диагностика уровня комфортности проводилась по методике Филлипса. Эта диагностика проводилась в школе впервые. По данной методике определялась общая тревожность (1), переживание стресса (2), страх самовыражения (3), страх ситуации проверки знаний (4), страх несоответствия ожиданиям окружающих (5), сопротивляемость стрессу (6), проблемы и страхи в отношениях с учителями (7) (см. рис. 4).

Рис. 4. Диаграмма уровня тревожности школьников

Данные изучения уровня тревожности учащихся показывают, что далеко не все дети чувствуют себя уютно в школе. Так, например, больше половины учащихся испытывают трудности в общении с одноклассниками и учителями, имеют проблемы в самовыражении.

Для изучения сферы мотивации школьников были выделены следующие мотивы:

— широкие социальные мотивы,

— узкие социальные мотивы

Уровень развития мотивов учебной деятельности школьников представлен на рис. 5.

Рис. 5. Диаграмма развития мотивов учебной деятельности учащихся

Анализ мотивов учебной деятельности в гимназическом классе показывает возрастание значения широких социальных мотивов («Я учусь потому, что в наше время учатся все». «Я учусь для того, чтобы подготовиться к будущей профессии») и мотивации содержания («Учусь потому, что нравится узнавать новое», «. потому, что хочу больше знать»).

Уровень воспитанности учащихся оценивался по методике Н. П. Капустина. Для выявления уровня воспитанности учащиеся оценивались классным руководителем, родителями и самим учеником.

Результаты обследования по всем методикам заносятся в карту индивидуального развития ученика (см. табл. 1). Эти данные используются в рамках реализации индивидуального подхода к каждому ребенку с целью учета его особенностей и состояния здоровья, а также для оптимизации учебного процесса. Такие карты заведены для учащихся 5-х и 9-х и гимназических классов, классов. Результаты исследования и их применение в практике работы школы обсуждаются на малых педсоветах.

Таблица 1. Карта индивидуального развития ученика

Источник

Методика диагностики психологического здоровья учащегося

Вы будете перенаправлены на Автор24

Психологическое здоровье детей школьного возраста

Психологическое здоровье – это состояние душевного благополучия (комфорта), адекватное отношение к окружающему миру, отсутствие болезненных психических явлений (фобий, неврозов).

При осуществлении оценки психологического здоровья детей школьного возраста, необходимо помнить, что личность ребенка в этот период еще только формируется, и в этой связи его основным критерием является полноценное личностное и психическое развитие.

Критерии полноценного психического развития учащегося:

  1. Отсутствие/наличие у ребенка школьного возраста хронических нервно-психических заболеваний и расстройств.
  2. Отсутствие/наличие в деятельности нервно-психической сферы ребенка различных функциональных отклонений.
  3. Достижение определенного уровня нервно-психического развития.

Готовые работы на аналогичную тему

Однако, основным критерием по котором можно судить о психологическом здоровье ребенка школьного возраста, является его успешная адаптация в окружающем социуме.

В психологии выделяют следующие уровни психологического здоровья учащегося:

Креативный уровень — представляет собой высший уровень психического здоровья ребенка. Если психическое здоровье ребенка находится на креативном уровне, то он не нуждается в специальной профессиональной психологической помощи, достаточно устойчив и легко адаптируется к любой среде и к смене условий.

Адаптивный уровень – включает в себя основную массу так называемых «благополучных» детей, которые в общем адаптированы к окружающему социуму, но при этом имеют отдельные признаки дезадаптации и тревожности.

Ассимилятивно-аккомодативный уровень – низкий уровень психического здоровья, включает в себя две группы детей:

  • дети, которые не способны гармонично взаимодействовать с окружающими, в связи с чем, стремятся изменить окружающий мир, проявляется это эпатажным поведением, частыми конфликтами со сверстниками и взрослыми и т.д.;
  • дети, имеющую психологическую зависимости от ряда внешних факторов, не владеют в полной мере механизмами самозащиты и поэтому всячески стремятся отдалиться от травмирующих влияний среды, для них характерным является приспособленчество, старательность, прилежность и т.д.

Диагностика психологического здоровья учеников общеобразовательных учреждений

В настоящее время в соответствии с Концепцией развития здоровьесберегающей деятельности в общеобразовательных учреждениях страны большое значение придается своевременной и всесторонней диагностике психологического здоровья учащихся.

Основные параметры и критерии мониторинга уровня психического здоровья учащихся:

  1. Уровень тревожности.
  2. Уровень стрессоустойчивости.
  3. Уровень стабильного эмоционального состояния.
  4. Уровень адаптированности к условиям школы (определяется у учащихся 1, 5 и 11 классов).

Уровни определяются по шкале, включающей в себя показатели «высокий», «норма», «низкий». В качестве диагностических методик используется совокупность разнообразных методов. Однако, основным и наиболее популярным методом диагностики психологического здоровья учащихся является научное наблюдение.

Научное наблюдение – это научный метод, который заключается в осуществлении целенаправленного сбора фактов о деятельности и поведении учащихся с их дальнейшим анализом.

При проведении метода научного наблюдения при диагностике психологического здоровья учащихся, к данному методу предъявляют ряд требований:

  • сохранение естественных условий, в которых ежедневно пребывают учащиеся в рамках образовательного учреждения;
  • целенаправленность изучения и поэтапность фиксации получаемых результатов.

К достоинствам метода научного наблюдения относятся:

  • доступность и простота в организации;
  • не оказывает искажающего воздействия на течение психических процессов;
  • предоставляет возможность сбора обширных сведений и информации.

В процессе проведения научного наблюдения необходимо четко следовать поставленной цели и задачам. Кроме того, важно точно установить объект наблюдения, выбрать ситуации, в которых оно будет организовано, способ изучения, временные границы и способ регистрации полученных данных.

Перед началом проведения наблюдения необходимо также определиться и с типом наблюдения (скрытое, явное, включенное и т.д.). Как показывает практика наиболее действенным и результативным является такой тип наблюдения, как непосредственное научное наблюдение. Это наблюдение, проводимое самим исследователем, в естественной для учащегося среде. Чаще всего его проводит классный руководитель.

Основные критерии эффективности проведения научного наблюдения за состояние психологического здоровья учащихся:

  1. Целенаправленность научного наблюдения — наличие конкретной цели позволяет собирать необходимы для исследования материал и информацию.
  2. Планомерность научного наблюдения — позволяет определить пути наиболее эффективного исследования, т.е. когда, где и при каких условиях будет проведено наблюдение.
  3. Систематичность научного наблюдения — позволяет выделить закономерные процессы.
  4. Аналитичность научного наблюдения — позволяет объяснить наблюдаемые факты.
  5. Регистрация результатов научного наблюдения — исключает ошибки, уменьшает субъективизм выводов.
  6. Возможность оперировать однозначными понятиями специальных терминов — позволяет четко обозначить наблюдаемый материал.

Таким образом, метод научного наблюдения, позволяет организовать диагностику психологического здоровья учащихся по всем необходимым критериям, в короткий срок, с минимальными временными затратами. Данные, полученные по результатам проведенного научного наблюдения, позволят разделить детей на группы, в зависимости от уровня психологического здоровья, разработать и реализовать для каждой группы коррекционную программу.

Источник

Читайте также:  Здоровье меню для подростка
Adblock
detector