Меню

Диагностика прогнозирование здоровья детей

Диагностика прогнозирование здоровья детей

Статья является результатом научных исследований сотрудников кафедры Прикладной математики Томского политехнического университета, работающих в коллективе научной школы «Разработка физических основ программного обеспечения энерго- информационного представления функциональных особенностей организма в задачах лечебно- профилактической медицины» и посвящена применению математических методов для прогнозирования здоровья детей. Дан краткий обзор использующихся для этих целей методов. Изложены основные этапы разработки комплексного прогноза с определением степени риска наиболее частых заболеваний у детей раннего возраста. Особое внимание уделено: разработке прогностических моделей состояния здоровья детей с использованием методов выявления: скрытых закономерностей; типов магистрального поведения организма ребенка на основе построения и анализа магистральных траекторий, определяющих для каждой однородной группы прогноз развития; исследованию видов адаптации с учетом индивидуальных особенностей.

Большое значение имеет прогностический подход в педиатрии, главной задачей которой является не только охрана жизни ребенка, но и поддержание его здоровья на высоком уровне. Ежегодно до 38 % детей рождаются больными или заболевают в период новорождённости. При этом общая заболеваемость новорождённых снизилась с 6020,6 (2006 г.) до 5396,9 (2012 г.) на 10000 новорождённых [3].

В настоящее время наибольшее число исследований в сфере биомедицинского прогнозирования посвящено исходу течения заболевания. Значительно меньше изучены вопросы прогнозирования состояния здоровых новорожденных детей при воздействии тех или иных факторов. Однако решение данных задач представляет собой наиболее актуальную часть проблемы, поскольку открывается возможность профилактики не только заболеваний, но и состояний на гране нормы и патологии, что особенно актуально для детей раннего возраста, когда малейшие изменения оказывают огромное влияние на состояние здоровья новорожденных.

В статье показан комплексный подход оценки состояния здоровья ребенка в будущем. Для решения поставленных прогностических задач предполагается использовать разработанные и реализованные авторами подходы и методы:

1) комплексного прогнозирования функционального состояния ребенка;

2) получения адаптационных характеристик на основе интегрально-информационных критериев;

3) выявления закономерностей в структуре данных.

Статистическая обработка исходных данных. Для того чтобы получить достаточно надежную оценку и прогноз здоровья детей, необходимо выбрать признаки, которые не только описывали бы состояние организма в прошлом и настоящем, но и отражали особенности его реактивности и адаптационные возможности. В качестве таких признаков авторами исследуются анамнестические данные, позволяющие выявить наследственно-генетический фон, дающие представление о действии неблагоприятных факторов во антенатальном, интра- и перинатальном периодах; данные лабораторных и инструментальных исследований (показатели крови, кариометрии, кардиоинтервалографии), позволяющие проводить оценку состояния организма ребенка и выявить взаимосвязь систем организма. Для успешного решения задачи прогнозирования на первом этапе исследований выявлены и удалены аномальные наблюдения в данных. Для решения этой задачи использовался метод Ирвина. При использовании этого метода вычисляется величина λt:

где

Если полученное λt превышает табличное значение (находимое в зависимости от числа наблюдений во временном ряде и уровня значимости), то элемент yt считается аномальным наблюдением. Аномальные наблюдения необходимо исключить из временного ряда, заменив на расчетные значения (например, на среднее из двух соседних значений). Результаты для показателя «Васкулоэндотелиальный ростовой фактор VEGF» приведены на рис. 1.

Рис. 1. Результат применения метода Ирвина на временном ряде показателя VEGF

На втором этапе исследований все полученные данные были ранжированы по информативности и степени влияния на результирующие показатели с помощью построения диаграммы Парето [4]. Основными достоинствами данного метода являются: визуальное представление результатов; хорошая достоверность выделения информативных показателей; сохранение исходных данных в неизменном виде, что ускоряет и облегчает интерпретирование полученных результатов. Согласно правилу построения диаграммы Парето, по исходным данным определяется частота отклонений каждого показателя от нормы [4]:

где bi – число отклонений i-го показателя; хi – значение i-го показателя конкретного пациента; (xiн, xiв) – нижняя и верхняя граница нормы i-го показателя; n – количество показателей.

Полученные отклонения располагаются в порядке их значимости и вычисляется кумулятивный процент.

Диаграмма Парето, построенная по показателям исследования, представлена на рис. 2.

Читайте также:  Алкоголь вред алкоголизм вред здоровью

Большинство решающих правил используют методы статистики, основанные на применении прогностических коэффициентов и обучающих выборок, составленных из группы детей с известным состоянием здоровья. Для формирования прогностических коэффициентов была произведена оценка степени тесноты связей: для количественных признаков с помощью выборочного коэффициента корреляции, а для качественных признаков – рангового коэффициента парной корреляции [5].

Рис. 2. Диаграмма Парето

Комплексное прогнозирование здоровья детей

Естественно-научной основой предвидения является способность организма опережающе отражать действительность, как механизм адаптации к изменяющимся условиям жизнедеятельности. Одним из принципов, который необходимо реализовать при построении математической модели прогноза состояния здоровья детей, является оценка адаптационных возможностей организма, формирование характера напряжения и декомпенсации всех систем организма, возникших в неонатальном периоде у детей с различным сроком гестации, опираясь на данные исследований.

Оценивая адаптационные возможности детей, можно установить уровень функционирования и функциональные резервы организма, выявить пограничные состояния, т.е. состояние здоровья на гране нормы и патологии (например, при слабой адаптации организм ребенка не справляется с воздействием изменяющихся факторов внутренней и внешней среды, что приводит к срыву и как следствие к заболеваниям). При этом использовался обобщенный интегральный критерий, основанный на использовании информационной меры Кульбака, в рассмотрении меры Кульбака, как меры «предпочтительности» поведения биообъекта:

где n – количество информативных признаков; P0(хj) – вероятность, характеризующая «предпочтительную» вероятность состояния объекта, т.е. случай, когда отклонения j переменной от «нормы» равно 0. В работе при оценке адаптационных возможностей организма ребенка за «норму» («эталонное» состояние) принято считать состояние, при котором значения всех переменных равны среднестатистическим значениям (для однородных групп обследуемых).

P1(хj) – вероятность того, что значение признака хj соответствует «норме».

В качестве «предпочтительного» поведения в интегральном критерии выбираются фоновые значения показателей крови, соответствующие индивидуальной норме. Полученная интегральная мера, позволяет оценить только суммарное отклонение всех количественных признаков, измеренных однократно в некоторый момент времени. Поскольку исследования проводятся в некоторый период времени, то полученная дискретная функция рассматривается как некоторая адаптационная характеристика (адаптационная стратегия). Выделение эталонных типов функций (адаптационных стратегий) осуществлялось при помощи кластерного анализа. В результате было получено 5 эталонных типов [1].

Распределение типов адаптационных стратегий, полученных при обследовании детей, представлено в табл. 1. На рис. 3 представлен график адаптивно-компенсаторного типа адаптационной кривой.

Распределение типов адаптационных стратегий в зависимости от однородной группы

Источник

Мониторинг здоровья дошкольника.
консультация

Мониторинг здоровья дошкольника.

Мониторинг — экспресс-диагностика направленная на выявление основных показателей готовности к усвоению программы и степени ее освоения.

Цель мониторинга:
выявить уровень физического развития, физической подготовленности и осуществить индивидуально-дифференцированный подход в физическом воспитании детей.

— Приказ Минобрнауки РФ от 28.12.2010г «Об утверждении федеральных требований к образовательным учреждениям в части охраны здоровья обучающихся, воспитанников»;

Приказ о проведении диагностики развития ребенка в системе дошкольного образования»№109/23-16 от 26.05.99г.

— Методические указания по оценке физического развития детей дошкольного возраста

Объектом мониторинга выступает:

-общая заболеваемость, в том числе и инфекционная;

-состояние здоровья воспитанников группы;

-группы здоровья и их динамика;

-физическое развитие детей;

Задачи:
1. Углублённое исследование, оценка состояния ребёнка и уровня физической подготовленности, определение группы здоровья ребенка и назначение соответствующих рекомендаций с целью обеспечения его гармоничного развития, оптимального функционального состояния и полноценного здоровья.
2. Ранее выявление положительных и отрицательных тенденций изменений здоровья ребенка.
3. Разработка рекомендаций по созданию условий, стимулирующих здоровьесбережение и физическое развитие воспитанников(в том числе поддержки ребенка, построения его образовательной траектории или профессиональной коррекции особенностей его развития).

Методические основы.
Методы изучения состояния здоровья дошкольников: целевое наблюдение, постоянный контроль и диагностика состояния здоровья на базе существующих источников информации, а также на базе специально организованных исследований и измерений.
Данная система включает в себя три аспекта:
1. медицинский
2. психологический
3. педагогический.

Первый аспект – медицинский, направлен на оценку и изучение состояния здоровья детей, осуществляется медицинскими работниками.

Читайте также:  Частное предприятие защита здоровья

Второй аспект – психологический направлен на изучение речевого развития, социально-личностного здоровья и психоэмоционального состояния детей. Воспитатели, под руководством педагога-психолога, дважды в год отслеживают уровень психического развития детей, выявляя уровень развития психических процессов и уровень социального развития. Участие ребенка в психологической диагностике допускается только с согласия родителей(законных представителей).

Третий аспект – педагогический направлен на выявление сформированности у детей компетентности в области здоровьесбережения и включает в себя:
1. уровень физической подготовленности детей — отслеживается инструктором по физвоспитанию в начале и в конце года.
2. уровень овладения детьми необходимыми умениями и навыками ООП отслеживается воспитателями посредством срезовых диагностических мероприятий
3. уровень овладения культурно-гигиеническими навыками – отслеживается воспитателями ежедневно в ходе режимных моментов при помощи метода наблюдения.

Важнейшим условием успешной деятельности является комплексное взаимодействие педагогов, медиков и специалистов по всем направлениям: медицинскому, коррекционному, педагогическому.
Основными задачами данного взаимодействия являются:
1. обнаружение и ранняя диагностика отклонений в развитии и/или состояний декомпенсации;
2. профилактика физических, интеллектуальных и эмоционально-личностных перегрузок и срывов;
3. выявление резервных возможностей развития воспитанника;
4. определение характера, продолжительности и эффективности специальной (коррекционной) помощи в рамках, имеющихся в дошкольном учреждении возможностей;
5. подготовка и ведение документации, отражающей актуальное развитие воспитанника, динамику его состояния.

Плановый мониторинг проводится 2 раза в год (начало года и конец), а по мере необходимости и больше.

Контроль за физкультурно-оздоровительным развитием детей дает возможность проанализировать динамику их развития. Средние показатели в начале года, с последующим преобладанием более высокого уровня к концу года, дают возможность убедиться в правильности выбора методов работы. По мере совершенствования общеразвивающих и основных видов движений, увеличение моторной активности и повышения сопротивляемости детского организма, наблюдается снижение общего процента заболеваемости детей.

Развитие здоровьесберегающих ресурсов предполагает решение следующих проблем:

1) недостаточность исследований по разработке и обоснованию эффективных инновационных профилактических и оздоровительных технологий

формирования здоровья детей

3)недостаточный уровень профессиональной компетентности педагогов, воспитателей, специалистов и медицинских сестер в области сохранения и укрепления здоровья дошкольников

4)негативные последствия форсированной подготовки к школе

5)отсутствие преемственности технологий формирования здоровья детей в детском саду и школе

6)низкий уровень социального партнерства детского сада и семьи, внедрения новых форм взаимодействия родителей, воспитателей и детей.

Грамотное использование методических основ и организационных техноолгий, позволяет:
1. осуществлять целостный подход к выявлению уровня развития детей;
2. планомерно и целенаправленно отслеживать уровень развития каждого ребенка;
3. своевременно выявлять проблемы в развитии отдельных детей;
4. целенаправленно осуществлять коррекционную помощь нуждающимся детям.

Здоровье ребёнка зависит не столько от образовательного учреждения , сколько от социально-экономических условий и от системы гигиенического воспитания в семье и в обществе. Но начинать процесс формирования мотивации к ЗОЖ необходимо с образовательного учреждения, где следует объединять усилия педагогов, воспитателей, медиков, родителей и общественности по вопросам сохранения и укрепления как собственного здоровья, так и здоровья окружающих.

Скачать:

Вложение Размер
monitoring_zdorovya_doshkolnika._metodicheskie_osnovy_i_organizatsionnye_tehnologii.docx 16.35 КБ

Предварительный просмотр:

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

« ШКОЛА В КАПОТНЕ». КОРПУС «ВОЛХОНСКИЙ»

Мониторинг здоровья дошкольника. Методические основы и организационные технологии.

ВЫПОЛНИЛА ВОСПИТАТЕЛЬ ГР.№8 ЛЕВИНА Н.И

Мониторинг — экспресс-диагностика направленная на выявление основных показателей готовности к усвоению программы и степени ее освоения.

Цель мониторинга:
выявить уровень физического развития, физической подготовленности и осуществить индивидуально-дифференцированный подход в физическом воспитании детей.

— Приказ Минобрнауки РФ от 28.12.2010г «Об утверждении федеральных требований к образовательным учреждениям в части охраны здоровья обучающихся, воспитанников»;

Приказ о проведении диагностики развития ребенка в системе дошкольного образования»№109/23-16 от 26.05.99г.

— Методические указания по оценке физического развития детей дошкольного возраста

Объектом мониторинга выступает:

-общая заболеваемость, в том числе и инфекционная;

-состояние здоровья воспитанников группы;

-группы здоровья и их динамика;

-физическое развитие детей;

Задачи:
1. Углублённое исследование, оценка состояния ребёнка и уровня физической подготовленности, определение группы здоровья ребенка и назначение соответствующих рекомендаций с целью обеспечения его гармоничного развития, оптимального функционального состояния и полноценного здоровья.
2. Ранее выявление положительных и отрицательных тенденций изменений здоровья ребенка.
3. Разработка рекомендаций по созданию условий, стимулирующих здоровьесбережение и физическое развитие воспитанников(в том числе поддержки ребенка, построения его образовательной траектории или профессиональной коррекции особенностей его развития).

Методические основы.
Методы изучения состояния здоровья дошкольников: целевое наблюдение, постоянный контроль и диагностика состояния здоровья на базе существующих источников информации, а также на базе специально организованных исследований и измерений.
Данная система включает в себя три аспекта:
1. медицинский
2. психологический
3. педагогический.

Первый аспект – медицинский, направлен на оценку и изучение состояния здоровья детей, осуществляется медицинскими работниками.

Второй аспект – психологический направлен на изучение речевого развития, социально-личностного здоровья и психоэмоционального состояния детей. Воспитатели, под руководством педагога-психолога, дважды в год отслеживают уровень психического развития детей, выявляя уровень развития психических процессов и уровень социального развития. Участие ребенка в психологической диагностике допускается только с согласия родителей(законных представителей).

Третий аспект – педагогический направлен на выявление сформированности у детей компетентности в области здоровьесбережения и включает в себя:
1. уровень физической подготовленности детей — отслеживается инструктором по физвоспитанию в начале и в конце года.
2. уровень овладения детьми необходимыми умениями и навыками ООП отслеживается воспитателями посредством срезовых диагностических мероприятий
3. уровень овладения культурно-гигиеническими навыками – отслеживается воспитателями ежедневно в ходе режимных моментов при помощи метода наблюдения.

Важнейшим условием успешной деятельности является комплексное взаимодействие педагогов, медиков и специалистов по всем направлениям: медицинскому, коррекционному, педагогическому.
Основными задачами данного взаимодействия являются:
1. обнаружение и ранняя диагностика отклонений в развитии и/или состояний декомпенсации;
2. профилактика физических, интеллектуальных и эмоционально-личностных перегрузок и срывов;
3. выявление резервных возможностей развития воспитанника;
4. определение характера, продолжительности и эффективности специальной (коррекционной) помощи в рамках, имеющихся в дошкольном учреждении возможностей;
5. подготовка и ведение документации, отражающей актуальное развитие воспитанника, динамику его состояния.

Плановый мониторинг проводится 2 раза в год (начало года и конец), а по мере необходимости и больше.

Контроль за физкультурно-оздоровительным развитием детей дает возможность проанализировать динамику их развития. Средние показатели в начале года, с последующим преобладанием более высокого уровня к концу года, дают возможность убедиться в правильности выбора методов работы. По мере совершенствования общеразвивающих и основных видов движений, увеличение моторной активности и повышения сопротивляемости детского организма, наблюдается снижение общего процента заболеваемости детей.

Развитие здоровьесберегающих ресурсов предполагает решение следующих проблем:

1) недостаточность исследований по разработке и обоснованию эффективных инновационных профилактических и оздоровительных технологий

формирования здоровья детей

3)недостаточный уровень профессиональной компетентности педагогов, воспитателей, специалистов и медицинских сестер в области сохранения и укрепления здоровья дошкольников

4)негативные последствия форсированной подготовки к школе

5)отсутствие преемственности технологий формирования здоровья детей в детском саду и школе

6)низкий уровень социального партнерства детского сада и семьи, внедрения новых форм взаимодействия родителей, воспитателей и детей.

Грамотное использование методических основ и организационных техноолгий, позволяет:
1. осуществлять целостный подход к выявлению уровня развития детей;
2. планомерно и целенаправленно отслеживать уровень развития каждого ребенка;
3. своевременно выявлять проблемы в развитии отдельных детей;
4. целенаправленно осуществлять коррекционную помощь нуждающимся детям.

Здоровье ребёнка зависит не столько от образовательного учреждения , сколько от социально-экономических условий и от системы гигиенического воспитания в семье и в обществе. Но начинать процесс формирования мотивации к ЗОЖ необходимо с образовательного учреждения, где следует объединять усилия педагогов, воспитателей, медиков, родителей и общественности по вопросам сохранения и укрепления как собственного здоровья, так и здоровья окружающих.

Источник

Adblock
detector