диагностика-ОВЗ
материал на тему
диагностика познавательной сферы школьников с ОВЗ-восприятия ,внимания, памяти, мышления, воображения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
диагностика | 13.42 КБ |
методы диагностики сенсорной и моторной ассиметрии | 19.49 КБ |
методика «Наблюдение ведущей модальности | 12.29 КБ |
исследование связной речи | 13.49 КБ |
тест различения и выбора фонем | 91.02 КБ |
Предварительный просмотр:
Диагностика познавательной сферы школьников с ОВЗ: восприятия, внимания, памяти, мышления, воображения, состояния устной и письменной речи
Предлагаем вашему вниманию примеры методик, направленных на изучение высших психических функций, лежащих в основе формирования учебных навыков.
компоненты языковой системы школьников (слоговой структуры слова, грамматического строя, фонематического восприятия, навыков языкового анализа и синтеза, состояния связной речи)
адаптированный вариант методики Фотековой Т.А., Ахутиной Т.В
выявление уровня развития речи и продуктивности ассоциаций
определение уровня развития понимания грамматических конструкций
методика изучения возможности осмысления ситуации на основе слухового или зрительного восприятия
углубленное изучение состояния фонематического слуха (восприятия, представления, анализа и синтеза)
Тест различения и выбора фонем
диагностика объема и концентрации внимания
методика «Корректурная проба»,
методика «Красно-черная таблица»,
для исследования скорости внимания
определение устойчивости внимания
модификация метода Пьерона-Рузера
исследование логической и механической памяти
методика «Запомни пару»,
Изучение кратковременной памяти
методики «Память на образы», «Таблица двузначных чисел», «Оперативная память»
Диагностика слухоречевой памяти
методика «Запомни 10 слов».
диагностика словесно-логического и наглядно-образного мышления
методики « 4 лишний», «Простые аналогии», «Определение понятий, выяснение причин, выявление сходств и различий в объектах»
диагностика развития личностно-мотивационной сферы
методики изучения мотивации по Н.Л. Белопольской, «Три желания» и опросник «Оценка школьной мотивации»
исследование типологических особенностей личности
Диагностика эмоционально-волевой сферы
Тест цветовых отношений
Диагностика сформированности учебной деятельности
Методики «Домик», «Графический диктант», «Узор», Опросник по оценке качественных особенностей учебной деятельности ученика и степени выраженности соответствующих качеств
Предварительный просмотр:
Методы диагностики сенсорной и моторной асимметрии
Диагностика ведущего уха:
- Испытуемому предлагается определить, у какого уха прозвучал хлопок в ладоши (его производят за спиной испытуемого, на одинаковом расстоянии от обоих ушей). Названное испытуемым ухо ведущее (предположительно).
- Испытуемому предлагается оценить громкость тиканья часов тем и другим ухом. При этом отмечается, к какому уху он подносит часы в первый раз и одинаково ли слышит тиканье разными ушами.
° Испытуемому что-то говорится шепотом. Испытуемый обычно подставляет ведущее ухо, которым легче и быстрее осознает услышанное.
Диагностика ведущего глаза:
• Испытуемого просят моргнуть одним глазом. Обычно закрывается неведущий глаз.
- Рассматривание предмета в «подзорную трубу». Оно обычно осуществляется ведущим глазом.
• В листе плотной бумаги размером 5×10 см в центре вырезается отверстие 1×1 см; держа лист на расстоянии 30—40 см, испытуемый фиксирует через отверстие предмет, находящийся в 2—3 см от него. При закрывании ведущего глаза предмет смещается.
• В темной комнате испытуемого просят зафиксировать взглядом зажженную свечу, а затем прикрыть язычок пламени указательным пальцем вытянутой руки. Находясь сбоку, экспериментатор видит глаза испытуемого и определяет, на какой из них падает тень от пальца (она падает на ведущий глаз). Тестом можно пользоваться при определении ведущего глаза у детей дошкольного возраста.
Диагностика ведущей ноги:
- Испытуемому предлагается выполнить подпрыгивание на одной ноге, шаг вперед и шаг назад, вставание на стуле на колени — нога, выполняющая движение первой, считается ведущей.
- При прыжке в длину ведущая нога является толчковой.
- При закидывании ноги на ногу сверху оказывается функционально преобладающая нога.
- Испытуемому предлагается сделать несколько прыжков через скакалку. Ведущая нога будет первой и становится впереди неведущей.
- Измерить длину 5—10 шагов каждой ноги, вычислить среднеарифметическую величину шага каждой ноги. Шаги ведущей ноги длиннее, чем неведущей.
Диагностика ведущей руки:
Для оценки степени праворукости и леворукости используются несложные тесты:
• Ребенку вручается несколько спичечных коробков. Задание: «Найди спичку в одном из коробков». Ведущей считается та рука, которая открывает и закрывает коробок.
- Ребенку предлагается открыть и закрыть несколько пузырьков с отвинчивающимися крышками. Ведущая рука выполняет активные действия, неведущая — держит пузырек.
- Ребенка просят развязать несколько узлов на шнурке средней толщины. Ведущей считается та рука, которая развязывает узел (другая держит).
- Ребенок должен протереть классную доску (стол, шкаф и т.д.) тряпкой. Активные действия выполняет ведущая рука.
- Ребенка просят поймать мяч одной рукой. Активные действия выполняет ведущая рука.
- При раздаче карт их раскладывают ведущей рукой.
- При хлопках в ладоши ведущая рука — сверху.
- Ребенка просят погладить игрушку, держа ее в руке, гладит ведущая рука.
- Нарисовать пальцем одной руки круги на ладони другой — рисует ведущая рука.
- Неведущая рука держит часы, ведущая рука выполняет активные, точно дозируемые движения, заводящие часы.
- Ведущая рука держит нитку и вдевает ее в ушко, а неведущая рука держит иголку.
- При переплетении пальцев рук сверху оказывается большой палец ведущей руки.
- Ребенка просят поднять лежащий на полу предмет. Это действие очень редко выполняется неведущей рукой.
• Ребенку предлагают скрестить руки («поза Наполеона»). Кисть ведущей руки оказывается на предплечье другой руки, кисть неведущей руки оказывается под предплечьем ведущей.
- Детям предлагается на листе бумаги нарисовать два квадрата 2×2 см. Далее следует заполнить их вертикальными линиями на расстоянии 1—1,5 см друг от друга: сначала правой рукой — правый квадрат, затем левой рукой —левый квадрат за определенное время. Ведущая рука проводит больше линий, и они получаются более прямыми (пробу проводят с детьми старше 10 лет).
- Детям предлагается взять два чистых листа бумаги и поставить жирную точку в центре каждого из них. Затем сначала одной рукой на одном листе, а затем другой на втором листе с закрытыми глазами попасть карандашом в эти точки 15—20 раз подряд. У праворукого ребенка точность попадания выше при работе правой рукой (точки ближе к цели, распределены вокруг нее равномерно, форма разброса приближается к овалу). Левая же рука чаще всего попадает в левую половину листа и дальше от цели, чем правая. У леворуких детей наблюдается обратная картина. (Проба Е.П. Ильина на точность попадания.)
• Детям предлагается на чистом листе бумаги с закрытыми глазами и зафиксированным (прикушенным) языком одновременно рисовать двумя руками: правой рукой — квадрат, а левой — круг. Затем под первой парой рисунков предлагается нарисовать треугольник — квадрат, круг — квадрат и т.д. до восьми пар фигур. Рисунки выполняются в быстром темпе. Неведущая рука будет повторять движение ведущей или запаздывать с выполнением задания. (Проба Чернашека, ее проводят не ранее 7 лет.)
• Для определения профиля латеральной организации моторных функций (праворукости и леворукости) можно использовать диагностическое устройство в виде подставки с двумя рядами отверстий по 10 штук. Испытуемый должен пятикратно переставлять деревянные палочки из отверстий одного ряда в другой правой рукой и столько же левой. Учитывается время в секундах. Далее определяются средние арифметические значения полученных результатов для левой и правой руки и коэффициент мануальной асимметрии по формуле:
КМА = Т ср . П/Т ср .Л,
где Т срп — среднее значение времени для правой руки; Т ср .Л — среднее значение времени для левой руки. (Проба Аннет.)
Источник
Методы диагностики обучающихся с ограниченными возможностями здоровья
специалист в области арт-терапии
Методы диагностики обучающихся
с ограниченными возможностями здоровья
Дети с ограниченными возможностями здоровья – это дети, состояние здоровья которых препятствует освоению образовательных программ вне специальных условий обучения и воспитания. Группа школьников с ОВЗ чрезвычайно неоднородна. Это определяется, прежде всего, тем, что в нее входят дети с разными нарушениями развития: нарушениями слуха, зрения, речи, опорно-двигательного аппарата, интеллекта, с выраженными расстройствами эмоционально-волевой сферы, включая РДА; с задержкой и комплексными нарушениями развития. Таким образом, самым главным приоритетом в работе с такими детьми является индивидуальный подход, с учетом специфики психики и здоровья каждого ребенка.
При обучении детей с ОВЗ одним из самых важных условий для педагога является понимание того, что эти дети не являются ущербными по сравнению с другими. Педагоги должны разъяснять тему равноправия людей с инвалидностью своим классам/группам, пригласив взрослого или ребенка с инвалидностью, который опишет социальную модель инвалидности, проведет беседу с детьми.
Цель проведения диагностики — выявление динамики интеллектуального развития учащихся, имеющих ограниченные возможности здоровья, информационное обеспечение оптимизации интеллектуального развития каждого обучающегося с ОВЗ.
— первичная диагностика обучающихся ( определение уровня актуального и «зоны ближайшего развития» ребенка, причин и механизмов трудностей в обучении, выявление детей, нуждающихся в специализированной помощи);
— динамическое изучение учащихся (отслеживание динамики развития ребенка, дифференциация сходных состояний нарушения развития, выявление детей, не подлежащих обучению в образовательном учреждении VII вида, сопоставление результатов развития учащихся с результатами учебной успешности по предметам);
— этапная диагностика ( констатация результативности и определения эффективности коррекционного воздействия на развитие учебно-познавательной деятельности детей);
— текущая диагностика (обследование учащихся массовых классов школы по запросу родителей, педагогов, специалистов школьного консилиума). Временных рамок этот этап не имеет, обследование проводится на протяжении учебного года по мере необходимости.
Но тем не менее, эти дети нуждаются в особенном индивидуальном подходе, отличном от рамок стандартной общеобразовательной школы, в реализации своих потенциальных возможностей и создании условий для развития. Ключевым моментом этой ситуации является то, что дети с ОВЗ не приспосабливаются к правилам и условиям общества, а включаются в жизнь на своих собственных условиях, которые общество принимает и учитывает.
Методики для обучения детей с ОВЗ
В целом в школе педагоги работают с детьми по специальным методикам обучения, которые касаются всех этапов: разъяснение нового материала, выполнение заданий, оценивание работы учащегося. Педагогом используются следующие методические приемы:
— Поэтапное разъяснение заданий.
— Последовательное выполнение заданий.
— Повторение учащимся инструкции к выполнению задания.
— Обеспечение аудио-визуальными техническими средствами обучения.
— Близость к учащимся во время объяснения задания.
Перемена видов деятельности
— Подготовка учащихся к перемене вида деятельности.
— Чередование занятий и физкультурных пауз.
— Предоставление дополнительного времени для завершения задания.
— Предоставление дополнительного времени для сдачи домашнего задания.
— Работа на компьютерном тренажере.
— Использование листов с упражнениями, которые требуют минимального заполнения.
— Использование упражнений с пропущенными словами/предложениями.
— Дополнение печатных материалов видеоматериалами.
— Обеспечение учащихся печатными копиями заданий, написанных на доске.
Индивидуальное оценивание ответов учащихся с ОВЗ
— Использование индивидуальной шкалы оценок в соответствии с успехами и затраченными усилиями.
— Ежедневная оценка с целью выведения четвертной отметки.
— Разрешение переделать задание, с которым он не справился.
— Оценка переделанных работ.
— Использование системы оценок достижений учащихся.
Выявление одаренных детей среди детей с ОВЗ . Психолого-педагогическая поддержка детей, имеющих высокий уровень учебной мотивации и высокий уровень обучаемости, осуществляется педагогами школы и сотрудниками службы сопровождения. На этапе диагностической работы определяется группа сопровождения. При входной диагностике (при поступлении в школу, в первый год обучения) для каждого ученика разрабатывается индивидуальная программа сопровождения.
Организация процесса познания. Познавательная деятельность – это средство достижения главной цели – самоопределения детей-инвалидов в нашем обществе и их социальная адаптация.
Здоровьесберегающая деятельность образовательного учреждения . Это система мероприятий, направленных на сохранение и укрепление здоровья учащихся, включая:
— создание здоровьесберегающей инфраструктуры образовательного учреждения;
— рациональная организация образовательного процесса, использование в работе диагностических методов исследования для возможной организации на уроке коррекции здоровья детей;
— организация физкультурно-оздоровительной работы;
— просветительско-воспитательная работа с учащимися, направленная на формирование ценности здоровья, здорового образа жизни, правильного отношения учащихся к урокам физической культуры к занятиям спортом и личностной рефлексии учащихся по проблеме коррекции мнения о себе и о своем здоровье;
— организация системы просветительской и методической работы с педагогами, специалистами и родителями, сотрудничество со специалистами наркологического диспансера с целью профилактики вредных привычек;
— медицинская профилактика и динамическое наблюдение за состоянием здоровья учащихся, сотрудничество с медицинским персоналом школы и поликлиникой с последующей коррекцией с их помощью физического здоровья учеников школы.
Существенное влияние на состояние здоровья школьников оказывают условия обучения: воздушно-тепловой режим; комплектация кабинетов школьной мебелью и ТСО; рациональная организация учебно-воспитательного процесса и питания; двигательная активность учащихся и т. д. Соблюдение основных гигиенических требований к школьным помещениям, оборудованию и организации школьных занятий является основой здоровьесберегающей деятельности образовательных учреждений. Все эти параметры школьной среды регулируются требованиями действующих компонентов.
Прежде чем психодиагностические методики могут быть использованы для практических целей, они должны пройти проверку по ряду формальных критериев, доказывающих их высокое качество и эффективность. Эти требования в психодиагностике складывались годами в процессе работы над тестами и над их совершенствованием. К числу основных критериев оценки психодиагностических методик относятся надежность и валидность.
Надежность – устойчивость процедуры относительно объектов исследования.
Степень надежности методик зависит от многих причин.
нестабильность диагностируемого свойства;
несовершенство диагностических методик (небрежно составлена инструкция, задания по своему характеру разнородны, нечетко сформулированы указания, как методику предъявлять испытуемым, и т. д.);
меняющаяся ситуация обследования (разное время дня, когда проводятся эксперименты, разная освещенность помещения, наличие или отсутствие посторонних шумов и т. д.);
различия в манере поведения экспериментатора (от опыта к опыту по-разному предъявляет инструкции, по-разному стимулирует выполнение заданий и т. д.);
колебания в функциональном состоянии испытуемого (в одном эксперименте отмечается хорошее самочувствие, в другом — утомление и т. д.);
элементы субъективности в способах оценки и интерпретации результатов (когда ведется протоколирование ответов испытуемых, оцениваются ответы по степени полноты, оригинальности и т. п.).
В самом широком смысле надежность теста – это характеристика того, в какой степени выявленные у испытуемых различия по тестовым результатам являются отражением действительных различий в измеряемых свойствах и в какой мере они могут быть приписаны случайным ошибкам.
В более узком, методическом смысле под надежностью понимают степень согласованности результатов теста, получаемых при первичном и вторичном его применении у одних и тех же испытуемых в различные моменты времени с использованием разных (но сопоставимых по характеру) наборов тестовых заданий или при других изменениях условий обследования.
Одним из важнейших средств повышения надежности психодиагностической методики является единообразие процедуры обследования, его строгая регламентация: одинаковые для обследуемой выборки испытуемых обстановка и условия работы, однотипный характер инструкций, одинаковые для всех временные ограничения, способы и особенности контакта с испытуемыми, порядок предъявления заданий и т. д.
Валидность (от англ. valid – «действительный, пригодный, имеющий силу») – комплексная характеристика методики (теста), включающая сведения об области исследуемых явлений и репрезентативности диагностической процедуры по отношению к ним.
Вопрос о валидности методики решается лишь после того, как установлена достаточная ее надежность, поскольку ненадежная методика не может быть валидной. Но самая надежная методика без знания ее валидности является практически бесполезной.
Наиболее укоренившимся определением этого понятия является то, которое приведено в книге А. Анастази: «Валидность теста — понятие, указывающее нам , что тест измеряет и насколько хорошо он это делает». ( (Т.А. Фотекова. Тестовая методика диагностики устной речи младших школьников: метод, пособие / Т. А. Фотекова. — 2-е изд. — ■ М.: Айрис-пресс, 2007. — 96 с. — (Библиотека логопеда-практика))
Психолого-педагогическая диагностика: Учеб. пособие для П863 студ. высш. пед. учеб. заведений / И.Ю.Левченко, С.Д.Забрамная, Т.А.Добровольская и др.; Под ред. И.Ю.Левченко, С.Д.Забрамной. — М.: Издательский центр ≪ Академия ≫ , 2003. — 320 с.
Источник