Подбор диагностических методик изучения культуры здоровья, здоровьясберегающей компетенции у детей разных возрастных групп
учебно-методический материал
Подборка диагностических методик
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
podbor_diagnosticheskih_metodik_chahovskaya_e.n.docx | 22.75 КБ |
Предварительный просмотр:
Подбор диагностических методик изучения культуры здоровья, здоровьесберегающей компетентности у детей разных возрастных групп
Название метода (методики)
Автор или авторы
Цель или задачи метода/методики
Необходимый иллюстративный и другой материал
Источник (откуда взята методика)
Младший дошкольный возраст
Беседа «Что я знаю о строении человека»
Изучить особенности знаний детей о строении тела человека.
Опрос проводится с использованием пособия «Человек». Пособие раскладывается на столе, и ребёнок приглашается в совместную с воспитателем игру. Диагностика проводится в индивидуальном режиме.
2. Покажи, какие части есть у тела человека? Назови их (что это? – помогает воспитатель малышу).
3. Зачем человеку голова?
4. Что делает человек с помощью рук?
5. Что делает человек с помощью ног?
6. Зачем человеку туловище? Знаешь ли ты, что происходит внутри туловища? Назови, пожалуйста (или давай наденем волшебные очки и посмотрим, что у нашего человечка находится внутри).
Деркунская В.А. Диагностика культуры здоровья дошкольников. Учебное пособие. – М.: Педагогическое общество России, 2006. – стр. 35-36
Диагностическая игра «Режим дня»
Изучить особенности компетентности детей в решении задач, связанных с соблюдением режима дня и верного последовательного соблюдения отдельных режимных моментов.
Воспитатель предлагает ребёнку поиграть с ним в игру.
Картинки с изображениями режимных моментов: ребенок готовится ко сну (расстилает постель, надевает пижаму); ребенок принимает пищу вместе с родителями; ребенок принимает пищу со сверстником за столом; ребенок проснулся после дневного сна; ребенок умывается, причесывается и т.д. Педагог просит ребенка расположить эти картинки в правильной последовательности и объяснить, что делает мальчик или девочка на картинках, почему именно в такой последовательности.
Деркунская В.А. Диагностика культуры здоровья дошкольников. Учебное пособие. – М.: Педагогическое общество России, 2006. – стр.86
Средний дошкольный возраст
Диагностическая игра «Здоровые зубы»
Изучить особенности компетентности детей в решении задач, связанных с соблюдением правил здоровых зубов, выполнением алгоритма ухода за зубами, профилактики зубных болезней.
Воспитатель предлагает ребёнку поиграть с ним в игру.
Игровое двух цветное панно красного и зелёного цвета. Набор карточек с изображением вредных и полезных для зубов атрибутов и пищи, разнообразных ситуаций: зубная паста и щётка; щётки разных размеров; молоко и творог; фрукты; овощи; конфеты и шоколад; мороженое и горячий чай; ребёнок разгрызающий зубами орех; человек, открывающий бутылку зубами; чашечка с полосканием для зубов; жевательная резинка; улыбающийся ребёнок, посещающий врача-стоматолога; зуб здоровый и зуб больной.
На зелёной части панно располагается здоровый беленький улыбающийся зубик, на красной – грустный со слезинкой больной зубик.
Воспитатель раскладывает панно и предлагает малышу заполнить цветовое панно картинками, которые делают один зубик счастливым, а другой несчастным. После решения игровой задачи педагог уточняет у ребёнка, почему он расположил карточку именно в этой части панно. Правильность решения игровой задачи становится основным критерием компетентности ребёнка.
Деркунская В.А. Диагностика культуры здоровья дошкольников. Учебное пособие. – М.: Педагогическое общество России, 2006. – стр. 88
Беседа (с использованием диафильма)
Изучить особенности отношения ребёнка к здоровью и мотивации здорового образа жизни
«Кожа – наша защита от микробов»
Педагог приглашает ребенка в игру-беседу. Показывая диафильм рассказывает ем, как нужно следить за кожей.
1. Не реже одного раза в неделю мыть тело мылом и мочалкой.
2. Не трогать чужих кошек и собак.
3. Открытые части тела: лицо, шею мыть два раза в день.
4. Быть осторожным с очень горячими и очень холодными предметами.
5. Руки мыть как можно чаще.
6. Не надевать чужую одежду и обувь и не давать надевать свою.
Деркунская В.А. Диагностика культуры здоровья дошкольников. Учебное пособие. – М.: Педагогическое общество России, 2006. – стр. 82
Старший дошкольный возраст
Диагностическое задание «Что делать, чтобы быть здоровым?»
Выявление представлений об укреплении здоровья и профилактике заболеваний.
Педагогпредлагает ребенку поговорить с ним «по телефону». В ходе разговора педагог выясняет, здоров ли ребенок, какое у него настроение; выражает удовлетворение тем,что ребенок здоров, и говорит: «Мой знакомый мальчик Дима очень не любит болеть. Димапросил узнать у тебя, что надо делать, чтобы не заболеть». Выслушав ответ ребенка, педагог предлагает: «Нарисуй, пожалуйста, свой ответ. Мы положим твой рисунок в большойконверт и отошлем Диме». После выполнения задания педагог предлагает ребенку пояснитьсвой рисунок и фиксирует эти пояснения.
Новикова И.М. Формирование представлений о здоровом образе жизни у дошкольников. Для работы с детьми 5-7 лет. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2010. – стр.17
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методика обучения строевым упражнениям детей разных возрастных групп: 1-ая младшая, 2-ая младшая, средняя, старшая, подготовительная к школе.
ХОДЬБА – циклическое движение, естественный способ передвижения ребенка. Нагрузка при ходьбе зависит от ее темпа и затраты энергии при ее выполнении. Темп ходьбы может быть обычный, умерен.
БЕГ— циклическое, локомоторное движение, имеющее строгую повторяемость цикла двигательных действий.Бег оказывает значительное физиологическое воздействие на организм ребенка, активизируя его органы и .
Консультация на тему:«Методика ознакомления детей разных возрастных группс элементами географии, природы, трудом людей,творчеством народным родной страны».
Перечесление методов и методик по изучению культуры здоровья и здоровьесберегающей компетентности у детей разных возрастных групп.
Методика обучения детей разных возрастных групп лазанию. (Направления, виды, способы лазания, физкультурное оборудование, применяемое в обучении детей лазанию; меры по предупреждению травм; приемы стр.
Разработка заданий и таблиц, для определения уровня музыкальных способностей детей каждой возрастной группы детского сада, основана на методике диагностики Ольги Радыновой, с учетом требований знаний .
Источник
Консультация для педагогов «Диагностика культуры здоровья дошкольников»
Елена Тихонова
Консультация для педагогов «Диагностика культуры здоровья дошкольников»
Что понимается под культурой здоровья дошкольников и что в связи с этим становится предметом изучения?
Культура здоровья является частью общечеловеческой культуры, которая позволяет личности осуществлять любой вид деятельности и осуществляться в этих видах деятельности самой.
Общечеловеческая культура (и как её часть валеологическая культура) обеспечивает человека социальной устойчивостью, способами вхождения в общественную жизнь путём осмысливания своей неотделимости от других и, в то же время, своей уникальности.
Культура позволяет внести в мир и личность смысл, человеческое значение, эмоциональный комфорт. Культура вбирает в себя способность использовать то, что накоплено в процессе многовекового развития человечества.
Смысл культуры здоровья выражается в обретении личностью смысла, заключающемся в бережном отношении человека к человеку, в здоровых отношениях с окружающим миром и удовлетворённости этими отношениями, которые человек строит на протяжении всей жизни.
Культура здоровья является условием успешной социализации и её результата – социально-личностного развития детей в дошкольном детстве.
Проблема социализации – одна из актуальных проблем педагогической науки. Это связано с тем, что каждый отдельный индивид становится Человеком именно в процессе социализации.
Что такое социализация?
Жан Пиаже (швейц. психолог, Роберт Мертон (американский социолог) рассматривают социализацию как процесс адаптации индивида к окружающему миру.
Игорь Семёнович Кон (отечественный социолог) определяет социализацию как совокупность социальных процессов, благодаря которым индивид усваивает и воспроизводит определённую систему знаний, норм и ценностей, позволяющих функционировать в качестве полноправного члена общества.
Лев Наумович Коган (отечественный социолог) понимает социализацию как приобщение индивида к ценностям общества, включение его в систему общественных отношений.
По мнению Анатолия Викторовича Мудрика, (доктор педагогических наук, исследователь проблем социализации) социализация – это процесс развития человека во взаимодействии с окружающим миром.
Чарльз Кули, Джордж Мид (американские социологи, психологи) говорят о социализации как процессе развития и самоизменения человека в процессе усвоения и воспроизведения культуры, что происходит во взаимодействии человека со стихийными, относительно направляемыми и целенаправленно создаваемыми условиями жизни на всех возрастных этапах.
В таком понимании социализации становится важным взгляд на человека как активного существа, способного к взаимодействию с окружающим миром. Так же считает и Галина Михайловна Андреева (отечественный социолог и психолог, рассматривая социализацию как двусторонний процесс, включающий в себя:
— процесс усвоения индивидом социального опыта путём вхождения в социальную среду, систему социальных связей;
— процесс активного воспроизводства социальных связей индивидом за счёт активной деятельности, активного включения в социальную среду.
Таким образом, ребёнок становится субъектом социальных отношений, а успешность социализации дошкольника обеспечивается при условии его активного участия в процессе социально-личностного развития. Это возможно только при условии здоровья детской личности.
Какие же функции выполняет культура здоровья в социально-личностном развитии дошкольников?
Помогает ребёнку усвоить условия окружающей среды, способы и образцы социального поведения, ориентирует в ценностях группы, коллектива, в которые попадает малыш. Такими ценностями для ребёнка становятся жизнь человека, его здоровье и здоровое существование, свобода и полнота проявления его индивидуальности
Даёт возможность дошкольнику понять и принять особенности взаимодействия, общения со сверстниками и взрослыми через призму здорового существования
Обеспечивает становление субъектной позиции ребёнка в деятельности и общении, т. к. культура здоровья инициирует детскую активность
Позволяет ребёнку творить самого себя в той деятельности, которая приносит ему наибольшее удовлетворение, удовольствие
Таким образом, культура здоровья дошкольника (или валелогическая культура) – это осознанное отношение ребёнка к здоровью и жизни человека, это готовность самостоятельно и эффективно решать задачи, связанные с поддержанием, укреплением и сохранением здоровья.
— осознанное отношение к здоровью и жизни человека
— знания о здоровье и умение оберегать, поддерживать и сохранять его
Компетентность, позволяющая дошкольнику самостоятельно и эффективно решать задачи здорового образа жизни и безопасного поведения, задачи, связанные с оказанием элементарной медицинской помощи и самопомощи.
Каковы задачи диагностики культуры здоровья дошкольников?
1. Изучить особенности отношения ребёнка к здоровью и мотивации здорового образа жизни.
2. Изучить особенности представлений дошкольников о здоровье, особенности их знаний, умений и навыков, поддерживающих, укрепляющих и сохраняющих здоровье.
Всемирная организация здоровья (ВОЗ) предлагает следующее определение здоровья.
«Здоровье является состоянием полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствием болезней и физических дефектов».
Выделяют 4 направления диагностики представлений детей о здоровье:
безопасное поведение человека;
человек и другие люди.
3. Изучить готовность ребёнка решать задачи здорового образа жизни и безопасного поведения; разумного поведения в непредвиденных ситуациях; оказания элементарной медицинской помощи и самопомощи.
4. Изучить особенности социально-личностного развития в связи с культурой здоровья.
Такая диагностика позволит:
— спроектировать здоровьесберегающий индивидуальный образовательный маршрут ребёнка;
— спроектировать педагогический процесс, учитывающий особенности развития ребёнка, содействующий укреплению и сохранению здоровья воспитанников;
— корректировать педагогический процесс, направленный на решение задач целостного воспитания и развития ребёнка;
— организовать сопровождение дошкольников специалистами в условиях целостного педагогического процесса (медики, психологи, педагоги и т. д.).
Методы диагностики
Наблюдение – это целенаправленное и планомерное восприятие явлений, результаты которых фиксируются наблюдателем.
Виды наблюдений: включенное и невключенное.
1. Педагог участвует в определённой ситуации (например, моделирует опасную ситуацию для здоровья ребёнка) и анализирует поведение и действие ребёнка «изнутри».
2. Наблюдение ведётся извне (например, наблюдение за процессами умывания, одевания)
Виды наблюдений: кратковременное наблюдение, эпизодическое наблюдение, причинное наблюдение и наблюдение значимых ситуаций.
1. Наблюдение за деятельностью в определённое время, в течение дня (например, во время обеда, подготовки ко сну, выполнения физических упражнений)
2. Наблюдение, которое фиксирует отдельные проявления, реакции, факты поведения ребёнка (например, как играет в «больницу»)
3. Наблюдение по какой-либо причине (например, ссора между детьми, или ребёнок поранился – какова реакция сверстников).
Данный метод позволяет абсолютно точно фиксировать естественные проявления ребёнка, особенности его поведения, ничего не искажая при этом, ведь определённые действия ребёнка воспринимаются не изолированно, а в связи с другими действиями, размышлениями.
Важно!
Наблюдателю важно, готовясь к наблюдению, осознавать его цель и предмет (что вы изучаете и для чего, выбрать вид и способ наблюдения (как наблюдать, определить программу или схему наблюдения и способ оформления результатов (как фиксировать наблюдаемые явления0, от которых зависит результативность и простота интерпретации полученных данных.
Беседа – это метод сбора определённой информации в процессе личного общения ч человеком в соответствии с разработанной программой.
Достоинство метода – позволяет получить конкретную информацию от конкретного ребёнка в ходе естественного общения и взаимодействия с ним воспитателя, позволяет дошкольнику проявить инициативу, заинтересованность в содержании беседы.
Успешность метода зависит от степени его подготовленности воспитателем (определения цели, плана беседы, организационных моментов – место, время, приёмы установления контакта, учёта индивидуальных и возрастных особенностей детей, их жизненного опыта, продумывание вопросов, способов и средств фиксации результатов).
При беседе используются прямые и проективные вопросы, наиболее подходящие для детского восприятия и понимания.
Прямые вопросы – с однозначно понимаемым смыслом и связанные с личным опытом ребёнка, самого ребёнка
Проективные вопросы включают в себя задачу, связанную с другими детьми, воображаемыми героями, проблемными ситуациями.
Важно помнить: каждый вопрос преследует определённую цель, которую необходимо достичь при общении с ребёнком. Если в ходе беседы одни и те же вопросы вызывают затруднения у большинства детей, возможно нужно их переформулировать, упростить, оснастить серией дополнительных уточняющих вопросов.
Анкета – это объединённая единым исследовательским замыслом система вопросов, направленных на выявление определённой информации от респондента.
В анкетах могут использоваться открытые и закрытые вопросы.
Ответ на открытые вопросы даётся в свободной форме, таким образом выявляется компетентность человека.
К закрытым вопросам предлагаются ответы в готовом виде, и задача отвечающего выбрать один из вариантов.
Важно, чтобы вопросы анкеты отвечали замыслу исследования.
Анализ продуктов детской деятельности – рисунков, рассказов детей, участие ребёнка в диагностической (дидактической) игре и решение им игровой задачи. Наблюдательный воспитатель может извлечь из детского рисунка или рассказа валеологического содержания особенности отношения ребёнка к здоровью и здоровому образу жизни.
Источник