Меню

Диагностика физического здоровья студентов

Диагностика физического здоровья студентов

Одним из основных требований учебного занятия, оздоровительной тренировки или занятий лечебно-профилактической направленности, как для здоровых так и, особенно, людей, имеющих отклонения в состоянии здоровья (в последнем случае мы имеем в виду отклонения в состоянии здоровья в такой мере, которые позволяют человеку выполнять свои учебные и производственные обязанности), является индивидуальный подход к использованию средств, определению их объема и интенсивности. Принцип индивидуализации заключается в строгом соответствии физической нагрузки, функциональным возможностям и здоровью занимающихся.

Современные подходы по организации педагогического процесса подразумевают широкое использование интерактивных технологий. Используя знания специалистов, преподавателей по физической культуре компьютерная программа позволяет студентам и всем занимающимся физической культурой даже самостоятельно провести оценку физической подготовленности и состояния функциональных систем организма, а также с её помощью удобно наблюдать динамику изменения показателей [1]. Также понятно, что тестирование физической подготовленности и функционального состояния должно быть массовым и осуществляться по стандартизированным сопоставимым методикам, что и вызывает необходимость компьютеризации этого процесса, но для того чтобы индивидуализировать программы физического воспитания студентов и всех занимающихся, необходимо индивидуализировать контроль за функциональным состоянием.

Например, мы для определения уровня физического состояния студентов ВПИ, а также показателей отражающих уровень их физической подготовленности использовали программы, разработанные нашими студентами-программистами, и, что конечно при подсчёте результатов существенно сокращает время.

Эффективное управление педагогическим процессом предполагает владение информацией о динамике показателей здоровья. В основу определения уровня физического состояния студентов ВПИ г. Волжского нами взята методика разработанная Б.Х.Ланда, автор книги «Методика комплексной оценки физического развития и физической подготовленности», предлагает методику простых и эффективных техник самоконтроля, которые при их регулярном и систематическом использовании обеспечат отслеживание в мониторинге важнейших показателей физического развития, физической и функциональной подготовленности, а также уровня знаний по предмету «физическая культура».

Понятно, что врачебно-педагогический контроль за самостоятельными занятиями занимающихся, (а в частности студентов ВПИ) в современной жизни не только не должен снижаться, но ещё более возрастать. При разработке методики определения уровня физического состояния студентов и последующего составления индивидуальных программ занятий физкультурными упражнениями. Мы исходим, с одной стороны, из необходимости изучения комплекса двигательных способностей и показателей, отражающих функциональные возможности сердечно-сосудистой системы; с другой – мы стремились использовать такие тесты и показатели, которые были бы доступны для выполнения всеми студентами и при этом в возможно в короткое время.

По данной методике нами измерялись показатели функционального состояния сердечно-сосудистой системы (пульс в покое и после стандартной нагрузки), артериальное давление (систолическое и диастолическое), показатели физического развития (вес, рост), а также показатели отражающие уровень физической подготовленности студента (быстрота, гибкость, динамическая сила, скоростной и скоростно-силовой выносливости), начиная с 17 возраста. На основании полученных данных рассчитывали жизненный индекс и уровень здоровья по Г.Л. Апанасенко. Все показатели подвергаются корреляционному и семантическому анализу. После чего можно сделать следующее заключение, полученные результаты необходимо учитывать при планировании и организации содержания как учебных, так и внеурочных занятий физической культурой юношей и девушек студентов вузов и всех занимающихся.

Источник

Диагностика физического здоровья студентов

Актуальность исследования проблемы состояния здоровья студенческой молодежи обусловлена, с одной стороны, необходимостью достижения наиболее полной коррекции состояния здоровья при различных заболеваниях, а с другой, созданием условий для активной трудовой и общественной жизни.

Все вышеизложенное позволяет считать проблему здоровья приоритетным направлением глубоких научных исследований.

Цель исследования — оценить состояние здоровья и физического развития студентов ВУЗов.

Материал и методы исследования. Объектом исследования явились студенты ВУЗа. Для оценки состояния здоровья и физического развития использовались следующие методы: анализ научно-методической литературы, анкетирование, наблюдение, антропометрические измерения (Экспресс-оценка уровня здоровья [4,6] включала следующие показатели: длина тела (рост), (см или м), масса тела, (кг), окружность грудной клетки, (см), функциональное состояние сердечно-сосудистой (ЧСС, САД, ДАД) и дыхательной систем (ЖЕЛ, ЖИ), физиологические методы исследования (дыхательный объем (ДО), минутный объем дыхания (МОД), гипоксические пробы (проба Штанге, проба Генчи), МПК), методы математической статистики.

Результаты исследования и их обсуждения

Для определения уровня сформированности двигательных качеств, объективной оценки физической подготовленности и физического развития, функциональных отклонений и адаптационных показателей организма испытуемых воспользовались специальными физиологическими, педагогическими и психофизическими тестами (Таблица 1,2,3).

Таблица 1 .Показатели физиологических тестов испытуемых

Тесты

Экспериментальная группа (n=91)

Основная группа (n=48)

Юноши n=52

Девушки n=39

Юноши n=26

Девушки n=22

ОГК- экскурсия, см

АДдиаст, мм рт.ст.

Проба Штанге, с (вд)

Проба Генчи,с (выд)

Таблица 2. Показатели педагогических тестов испытуемых

Тесты

Экспериментальная группа (n=91)

Основная группа (n=48)

Юн. n=52

Дев. n=39

Юн. n=26

Дев. n=22

Прыжки в длину с места, см

Становая динамометрия, кг

Кистевая динамометрия, кг

Прыжки в длину с разбега, см

Метание гранаты, м

Челночный бег 3*10 м, с

Тест Купера, м (12 мин)

Таблица 3. Показатели развития психофизических характеристик испытуемых

Тесты

Экспериментальная группа (n=91)

Основная группа (n=48)

Юн. n=52

Дев. n=39

Юн. n=26

Дев. n=22

— частота касаний, 1/с

— количество касаний, раз

— частота касаний, 1/с

— количество касаний, раз

Избирательность внимания (тест Мюнстенберга)

— количество найденных слов

Реакция на движущийся объект, мс

Оценка статического равновесия (проба Ромберга),с

Оценка динамического равновесия (проба Яроцкого),с

Тест на распределение внимания «Расстановка чисел»

Корректурная проба Ландольта (шт.)

Анализируя показатели физиологических тестов экспериментальной и основной групп, мы выявили, что указанные величины соответствует возрастным нормам. В показателях роста, массы тела, окружности грудной клетки, ДО, МОД в экспериментальной и основной группах расхождений не наблюдалось.

В среднем показатель частоты сердечных сокращений и в экспериментальной (65,3 уд/мин у юношей и 72,9 уд/мин у девушек) и в основной (68,6 уд/мин у юношей и 71,2 уд/мин у девушек) группах не выходит за пределы физиологической нормы.

Однако в 23 % (12 чел.) случаев у юношей и в 34 % (13 чел.) у девушек экспериментальной группы отмечено повышенное АДсист, которое при стойком выявлении может расцениваться как пограничная артериальная гипертензия. У юношей основной группы повышение АДсист отмечено лишь в 8 % (2 чел.) и в 12 % (3 чел.) у девушек соответственно.

В показателе ЖЕЛ между экспериментальной и основной группами видны расхождения. Так, у юношей экспериментальной группы среднее значение ЖЕЛ = 3697,2 мл, что говорит об ослаблении дыхательной мускулатуры, уменьшении растяжимости легких и грудной клетки, венозным застоем в малом круге кровообращения. В группе девушек прослеживается аналогичная тенденция.

Информативной является оценка функциональных возможностей сердечно-сосудистой системы в условиях физического напряжения (индекс Руфье). Данная функциональная проба позволяет судить об адаптации к мышечной работе и о закономерностях восстановительных реакций. Анализ результатов исследования показал, что у 72,1 % (38 чел.) юношей и 58,6 % (23 чел.) девушек экспериментальной группы наблюдалась нормотоническая реакция на физическую нагрузку, причем гипертонический тип реакции выявлен у 11,8 % (6 чел.) юношей и у 31,4 % (12 чел.) девушек экспериментальной группы, что говорит о переутомлении организма и является признаком предгипертонического состояния.

Низкая оценка индекса Робинсона 117.2 у юношей — 2 балла (низкий уровень) и 109,4 у девушек — 2 балла (низкий уровень) свидетельствует о нарушении регуляции сердечно-сосудистой системы. Студенты с низкой оценкой этого индекса входят в группу риска по возможному возникновению артериальной гипертензии, синдрома вегетативной дисфункции, нарушению сердечного ритма. В то время как студенты основной группы имеют средний показатель индекса Робинсона 93,1 — 3 балла (средний уровень) у юношей и 98,8 — 3 балла (средний уровень) у девушек.

Средний уровень индекса Скибинского как у экспериментальной группы (117,2 — юноши, 109,4 — девушки), так и у основной группы (93,1 и 98,8 соответственно) говорит о недостаточных функциональных возможностях системы дыхания и сниженной устойчивости организма к гипоксии, а значит к частым заболеваниям ОРЗ.

Средняя оценка (268,7 — юноши — 3 балла) и ниже среднего (232,3 — девушки — 2 балла) индекса Шаповаловой свидетельствует о недостаточном развитии силы и скоростной выносливости, а значит, приводит к возникновению нарушения осанки, искривления позвоночника, деформации стоп и ряду других заболеваний.

Результаты гипоксических проб (Штанге, Генчи) у студентов экспериментальной группы (44,4 и 26,2 — юноши; 35,2 и 23,1 — девушки) оказались ниже, чем у студентов основной группы (51,1 и 32,5; 31,4 и 29,1 соответственно). Это говорит об утомлении, отражает общее состояние кислородообеспечивающих систем организма при выполнении задержки дыхания на фоне глубокого вдоха, либо глубоко выдоха, а также позволяет судить о кислородном обеспечении организма и общем уровне тренированности человека.

Средние значения показателя адаптационного потенциала (АП) в экспериментальной и основной группе существенно разнятся. Студенты экспериментальной группы обладают низким уровнем АП — 3 балла (2,64 у юношей и 3,11 у девушек), что свидетельствует о функциональном напряжении механизмов организма. Студенты основной группы имеют средний уровень адаптации АП — 4 балла (1,98 у юношей и 2,08 у девушек), а значит, обладают удовлетворительной адаптацией, характеризующей достаточные функциональные возможности организма.

Результаты педагогических тестов испытуемых показали превосходство основной группы над экспериментальной практически по всем видам испытаний, что так же подтверждает наше предположение о недостаточных функциональных возможностях организма экспериментальной группы. Существенные различия прослеживаются как в скоростных качествах (бег 100 м, бег 30 м), так и в силовых (пресс, подтягивание, метание гранаты).

Тест на выносливость, оценивающий физическую работоспособность и косвенно оценивающий функциональное состояние сердечно-сосудистой и дыхательной систем, показал низкий уровень кислородообеспечения у испытуемых экспериментальной группы (2086,4 м у юношей и 1633,4 м у девушек), что подтверждает их низкий адаптационный потенциал.

Результаты кистевой динамометрии, по нашему мнению, не обладают информативностью, так как существенных отличий между группами выявлено не было.

Как показали результаты исследования, психофизические характеристики также существенно отличаются в экспериментальной и основной группах, о чем свидетельствуют достоверные изменения количественных и качественных показателей, характеризующих внимание, память, способность к аналитическому мышлению.

Среднее значение времени, затраченное на выполнение теста, на распределение внимания «Расстановка чисел», оценивающего устойчивость внимания, в экспериментальной группе составило 189,4 с у юношей и 194,6 с у девушек. Что значительно хуже значения показателей полученных в опытной группе, где время составило 165,2 с и 173,5 с соответственно. Полученные данные говорят о некоторой истощаемости внимания и памяти испытуемых. Это совпадает с результатами теста корректурной пробы Ландольта, оценивающего точность и продуктивность внимания (в экспериментальной группе у юношей 544,3 шт., у девушек 571,8 шт., в опытной группе 561,0 шт. и 580,1 шт. соответственно).

Читайте также:  Хлеб энергия здоровья fazer состав

Динамическая и статическая тремометрия, а также динамическое и статическое равновесие у экспериментальной группы по показателям проведенных нами тестов оказались ниже должного уровня и значительно уступили показателям основной группы испытуемых.

Особенно заниженными показателями в экспериментальной группе оказались значения теста «Реакция на движущийся объект» у юношей 2,86 с, у девушек 3,12 с по сравнению с показателями в опытной группе — 2,64 с и 3,01 с соответственно.

Заключение. В результате проведенного исследования мы пришли к выводу, что в физическом, психофизическом развитии, физическом совершенствовании экспериментальная и основная группы имеют определенные достоверные различия, что, по нашему мнению, обусловлено отставанием экспериментальной группы студентов в силу наличия у них низкого адаптационного потенциала. Повышение адаптационного потенциала и приспособляемости к условиям внешней среды позволит успешно решать задачи, поставленные перед молодым специалистом в период обучения в вузе. По нашему мнению, ряд антропометрических и физиологических показателей (рост, масса тела, ОКГ, ОКГ-экскурсия, ДО, МОД) не отражает в должной мере специфику поставленной перед нами задачи.

Рецензенты:

  • Сальников А.Л., д.б.н., профессор, профессор кафедры, Московская открытая социальная академия, Астраханский филиал, г. Москва.
  • Бисалиев Р.В., д.м.н., доцент кафедры, Московская открытая социальная академия, Астраханский филиал, г. Москва.

Источник

Физическое развитие студентов

Оценка физического развития, состояния здоровья (в том числе психического), физической и функциональной подготовленности студента, антропометрические измерения. Самооценка состояния собственного здоровья. Методика измерения биологического возраста.

Рубрика Спорт и туризм
Вид реферат
Язык русский
Дата добавления 20.04.2015
Размер файла 34,3 K

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

1. Оценка физического развития, состояния здоровья и физической подготовленности

2. Оценка функциональной подготовленности

3. Методика измерения биологического возраста

4. Самооценка собственного здоровья

5. Оценка психического здоровья

Список использованных литератур

Деятельность человека на производстве, в быту, спорте требует не только определенного уровня физического развития, но физических (двигательных) качеств. Уровень развития физических качеств человека отражает качества, представляющие собой сочетание врожденных психологических и морфологических возможностей с приобретенными в процессе жизни и тренировки опытом. Чем больше развиты физические качества, тем выше работоспособность человека. Под физическими (двигательными) качествами принято понимать отдельные качественные стороны двигательных возможностей человека и отдельных его действий. Уровень их развития определяется не только физическими факторами, но и психологическими факторами, в частности, степенью развития интеллектуальных и волевых качеств.

Физические (двигательные) качества связаны с типологическими особенностями проявления свойств нервной системы, которые выступают в структуре качеств в виде природных задатков.

Каждое качество обуславливает несколько различных типологических особенностей. Это приводит к тому что, у одних людей лучше развиты одни качества, у других иные. Выигрывая в проявлении одних двигательных качеств, человек проигрывает в других. Физические (двигательные) качества можно разделить в зависимости от их структуры на простые и сложные. Чем большее число анатомо-физиологических и психологических факторов обуславливает проявление того или иного качества, тем оно сложнее. Физические качества необходимо развивать своевременно и всесторонне.

1. Оценка физического развития, состояния здоровья и физической подготовленности

физический антропометрический здоровье

Оценка физического развития проводится с помощью антропометрических измерений, а также методом расспроса и наружного осмотра. Антропометрические измерения дают возможность определить уровень и особенности физического развития, степень соответствия полу и возрасту. Метод наружного осмотра позволяет при оценке физического развития изучить особенности телосложения и состояния опорно-двигательного аппарата, оценить особенности осанки (положение плеч, лопаток, форму спины и позвоночника, грудной клетки), определить подвижность в суставах, оценить развитие мускулатуры рук и ног. Существенные показатели физического развития. Рост (длина тела). Известно, что рост продолжается до 17-19 лет у девушек и до 19-22 лет у юношей. При этом периоды ускоренного рост перемежаются с периодами относительного замедления роста. Особенно заметен рост с 4 до 7 лет и в начале периода полового созревания, который длиться для девушек от 10 до 16 лет, а у мальчиков с 11 до 17 лет. Причем период, ускоренного роста у девочек начинается на два года раньше, чем у мальчиков В этот период они, как правило, выше и тяжелее мальчиков. Окончательно прекращение роста тела наблюдается к 18-20 годам, а иногда и к 25 годам. Измеряется рост с помощью ростомера или антропометра. Зависимость между ростом и возрастом в диапазоне от 3 до 14-16 лет близка к линейной. Поэтому для девочек нормостатического типа телосложения в возрасте от 3 до 14 лет можно определить по формуле:

Р (см) = 6 * возраст (годах) + 76.

Для мальчиков в возрасте от 3 до 16 лет:

Р (см) = 6 * возраст (годах) +77.

С возрастом рост уменьшается. Так к 60 годам длина тела уменьшается на 2-2.5 см. К 80 годам на 5-6 см. Наибольшая длина тела регистрируется утром. Вечером рост может уменьшиться на 1-2 см. На росте прежде всего сказывается наследственность. Поэтому можно окончательно спрогнозировать длину тела у детей, исходя и роста их родителей:

для юношей Р (см) = (Ротца + Рматери) * 0.54-4.5.

для девушек Р (см) = (Ротца + Рматери) * 0.34-7.5.

Влияние на рост оказывает и географическая среда, климат, образ жизни. Регулярные занятия физическими упражнениями и спортом способствую усилению роста, влияя на толщину и длину костей, и влияют на рост организм в целом в основном до 16-18 лет у женщин и 18-20 лет у мужчин. После 22 лет увеличить рост можно за счет исправления дефектов осанки (сутулость) устранения сколиозов и других недостатков тела.

Масса (вес) тела должна определяться периодически (1-2 раза месяц) утром натощак, на одних и тех же весах, в одной и той ж спортивной одежде. В начальном периоде тренировок масса обычно снижается, затем стабилизируется, а в дальнейшем за счет прирост мышечной массы несколько увеличивается. Для ориентировочной оценки массы тела можно использовать формула Брока-Брукша, согласно которой вес рассчитывается вычитанием цифры 100 из величины роста. Для оценки показателя веса часто используется индекс Кветеля. Весоростовой показатель вычисляется делением массы тела в граммах на длину тела в сантиметрах:

ВРП = вес тела (гр.)/ рост тела (см).

Хорошая оценка находится в пределах: для мужчин — 380-415 г/см, для женщин — 360-405 г/см. У спортсменов могут быть более высокие показатели. Для расчета рекомендуемого веса тела есть много показателей и формул, но они имеют те или иные недостатки. Так многие из них учитывают рост и возраст, но не учитывают пол, конституцию, двигательную активность и другие факторы. На среднестатистический вес влияет климат, характер питания, социальные условия.

Показатель крепости телосложения. Зная величину своего роста, вес и окружность грудной клетки, мы можем по формуле Пинье рассчитать крепость телосложения (КТ):

КТ = рост (см) — [вес (кг) + окруж.гр. клетки (см)].

Полученные показатели у взрослых меньше 10 говорит о крепости телосложения, от 10 до 20 как хорошее, от 21 до 25 как среднее, от 26 до 35 -как слабое и более 36 — как очень слабое. Часто большие величины массы тела и окружности грудной клетки связаны не с развитием мускулатуры, а являются результатом ожирения.

Мышечная сила. Как двигательное качество мышечная сила имеет значение для проявления других физических качеств, таких как скорость, ловкость, выносливость и характеризуется способностью преодолевать внешнее сопротивление. Контроль за силой проводят с помощью динамометров (электронных и механических). Для самоконтроля наиболее удобны ручной и становой динамометры. Проводят два измерения. Фиксируется лучший результат. Сила правой руки у тренированного мужчины в пределах 35 — 50 кг, левой руки 32 — 46 кг, у женщин, соответственно, 25 — 33 кг и 23 — 30 кг. Относительная величина силы более объективный показатель, поскольку рост силы связан с увеличением массы тела и, следовательно, мышечной массы.

ОС= сила кисти (кг) * 100% / вес тела (кг).

Для нетренированных мужчин этот показатель составляет 60 -70 % от веса тела, у женщин 45 — 50 %.Оценивая силу при самоконтроле, следуeт учитывать, что она зависит от возраста, веса, тренирующих воздействий. В течение дня этот показатель изменяется. Наименьший — утром, больший — в середине дня. Мышечная сила прогрессивно падает после 40 — 50 лет, особенно у тех кто не занимается физическими упражнениями, а к 60-ти годам снижение (становится значительным). Если нет динамометра, о величине мышечной силы можно судить по количеству отжиманий (максимально возможных), а затем через определенный период повторить.

Некоторые показатели физического развития позволяют получить данные о состоянии здоровья обследуемого. Более подробное и полное определение состояния здоровья производится с помощью объективных методов исследования с помощью объективных методов исследования функции важнейших органов и систем организма. Одним из таких методов оценки состояния здоровья является лабораторные исследования. К ним относятся: анализ крови, мокроты, мочи и других составляющих частей и выделений организма. Вышеперечисленные анализы проводятся при заболеваниях для определения диагноза болезни и проверки эффективности лечения. При изучении влияния физических нагрузок на различные органы и системы организма, часто для оценки функционального состояния человека используют функциональные пробы. Функциональные пробы весьма многочисленны. Выбор наиболее подходящих для конкретного обследования определяется поставленными задачами. Наиболее широко функциональные пробы проводятся в процессе медицинского контроля за физической подготовкой спортсменов. Для оценки степени воздействия тренировочной нагрузки на организм обычно проводится оценка функционального состояния сердечно-сосудистой системы, которая осуществляется пульпаторным методом исследования пульса, который позволяет выявить изменения частоты сердечных сокращений (ЧСС). Проводится путем наложения подушечек пальцев рук на лучевую артерию, на сонную артерию или определяется по верхушечному толчку сердца. Оценка функционального состояния системы внешнего дыхания осуществляется по величине максимальной вентиляции легких (МВЛ), на которую оказывают влияние состояние дыхательных мышц и сила их выносливости.

Читайте также:  Чем опасна жара для здоровья

1. АСТЕНИЧЕСКИЙ (узкокостный).

2. НОРМОСТЕНИЧЕСКИЙ (среднекостный).

3. ГИПЕРСТЕНИЧЕСКИЙ (ширококостный).

У женщин, имеющих узкокостный тип телосложения, продольные размеры преобладают над поперечными: конечности длинные, тонкая кость, шея длинная, тонкая, мышцы развиты сравнительно слабо. Представительницы этого типа телосложения имеют обычно небольшой вес, они энергичны, и даже обильное питание не сразу приводит к увеличению массы тела, так как они тратят энергию быстрее, чем накапливают.

Телосложение среднекостного типа отличается пропорциональностью основных размеров тела и правильным их соотношением. Женщины этого типа телосложения чаще других имеют красивую фигуру.

У представительниц ширококостного телосложения поперечные размеры тела значительно больше, чем у нормостеников и особенно астеников. Их кости толсты и тяжелы, плечи, грудная клетка и бедра широкие, а ноги короткие. Женщинам, имеющим данный тип телосложения, важно помнить, что они склонны к полноте.

Проще всего определить этот тип по так называемому РЕБЕРНОМУ УГЛУ.

Становимся перед зеркалом, ладони ребрами прикладываем к телу под грудью по разветвлению роста ребер, затем прикладываем ладони к транспортиру, либо на глаз определяем реберный угол. При нормостении этот угол равен примерно 90 градусов, при гиперстении — угол тупой (больше 90 градусов), при астении — острый.

Таблица веса в соотношении с ростом для женщин

2. Оценка функциональной подготовленности

Оценка функциональной подготовленности осуществляется с помощью физиологических проб (тестов) ССС и дыхательной системы. Это и одномоментная проба с приседанием (20 приседаний за 40 с) и ЧСС за 15с с пересчетом на 1 мин сразу после окончания приседаний. 20 ударов пульса и менее — отлично, 21 — 40 — хорошо, 41 — 65 — удовлетворительно, 66-75 — плохо. Проба Штанге (задержка дыхания на вдохе). Средний показатель — 65с. Проба Генчи (задержка дыхания на выдохе). Средний показатель — 30с.

Проба ШТАНГЕ (задержка дыхания на вдохе)

Под базовой задержкой дыхания на вдохе понимается задержка с «нейтральным» давлением в легких, то есть когда давление внутри легких и давление снаружи грудной клетки одинаково. В таком состоянии грудная клетка максимально расслаблена. Задержка на вдохе выполняется с объемом воздуха приблизительно равным 2/3 от максимально возможного вдоха.

После 5-ти минут отдыха сидя сделайте 2-3 глубоких вдоха и выдоха, а затем, сделав полный вдох задержите дыхание. Нос лучше зажать пальцами. Время отмечается от момента задержки дыхания до ее прекращения.

Свой результат оцените по таблице.

Задержка дыхания на вдохе (в секундах)

Хорошим показателем является способность задержать дыхание на вдохе на 40-50 секунд для нетренированных людей и на 60-90 секунд для тренированных. С нарастанием тренированности время задержки дыхания возрастает.

При заболевании или переутомлении это время снижается до 30-35 секунд.

Проба ГЕНЧИ (задержка дыхания на выдохе)

После 2-3 глубоких вдохов-выдохов глубоко выдохните и задержите дыхание на максимально возможное время. Время отмечается от момента задержки дыхания до ее прекращения.

Свой результат оцените по таблице.

Задержка дыхания на выдохе (в секундах)

Хорошим показателем является способность задержать дыхание на выдохе на 30 секунд и более. Тренированные люди способны задерживать дыхание более, чем на 60 секунд.

Проба СЕРКИНА (трехфазная задержка дыхания)

Равным 2/3 от максимально возможного вдоха. Перед началом теста 3-5 минут отдохните и сделайте 2-3 глубоких вдоха и выдоха. Нос лучше зажимать пальцами. Время отмечается от момента задержки дыхания до ее прекращения.

Первая фаза: после 5-минутного отдыха сидя определите время задержки дыхания на вдохе в положении сидя.

Вторая фаза: затем выполните 20 приседаний за 30 секунд (стандартизованная нагрузка) и повторите задержку дыхания на вдохе в положении стоя.

Третья фаза: после отдыха стоя в течение одной минуты повторите первую фазу — определите время задержки дыхания на вдохе в положении сидя.

Свой результат оцените по таблице.

Здоровые тренированные люди

Здоровые нетренированные люди

Люди со скрытой недостаточностью кровообращения

3. Методика измерения биологического возраста

1. Тест на пульс. Замерьте свой пульс до выполнения упражнения. Затем присядьте 30 раз в быстром темпе. Снова замерьте пульс. Если пульс повысился на: 0-10 единиц — ваш возраст соответствует 20-летнему человеку, 10-20 единиц — 30-летнему, 20-30 единиц — 40 -летнему,30-40 единиц — 50-летнему, более 40 единиц, или же вообще не смогли выполнить приседания до конца — то вам 60 лет и старше.

2. Тест на быстроту реакции. Ваш партнер (можно без партнера) держит линейку длиной 50 см на отметке «0» вертикально вниз. Ваша рука находится примерно на 10 см ниже конца линейки, и, как только партнер (или левая рука) отпускает линейку, правая рука пытается линейку поймать. Одно условие: ловите не всей ладонью, а большим и указательным пальцами. На каком сантиметре поймали линейку? Если вы схватили линейку на отметке 20 — ваш биологический возраст составляет 20 лет, на отметке 25 см — 30 лет, на отметке 35 см — 40 лет, на отметке 45 см — 60 лет.

3. Тест на подвижность. Наклонитесь вперед (можно слегка согнуть ноги в коленях) и попытайтесь ладонями коснуться пола. Если вам удалось положить ладони полностью на пол — ваш биологический возраст между 20 — 30 годами. Если вы коснулись пола только пальцами — вам около 40 лет.

Если вы руками достаете до голеней — вам около 50 лет. Если вы дотянулись только до коленок — вам за 60 лет.

4. Тест на балансирование. С крепко зажмуренными глазами (важно!) встаньте на правую или левую ногу. Другую поднимите примерно на 10 см от пола. Начинайте считать по образцу: и раз, и два, и три. Если вам удалось устоять: 30 секунд и более — ваш возраст соответствует 20-летнему человеку, 20 секунд — 40-летнему, 15 секунд — 50-летнему, менее 10 секунд — 60-летнему и старше.

5. Тест на упругость кожи. На 5 секунд ущипните большим и указательным пальцами кожу на тыльной стороне кисти руки. Кожа немного побелеет. Засеките, сколько времени потребуется, чтобы кожа (белое пятно) приобрела прежний вид: 5 секунд — вам около 30 лет, 8 секунд — около 40 лет, 10 секунд — около 50 лет, 15 секунд — около 60 лет.

6. Тест на гибкость суставов. Закиньте обе руки за спину и попытайтесь на уровне лопаток сцепить пальцы в «замок». Если вы: С легкостью сделали это — ваш возраст 20. Лишь коснулись пальцами — вам 30 лет. Если руки только приблизились, но не прикоснулись — вам 40 лет. Если вы не смогли завести руки за спину и сблизить их — вам больше 60 лет.

А теперь среднеарифметическая величина и будет вашим биологическим возрастом. Если вам не удалось выполнить один из тестов, разделите результат на 5.сложите все свои результаты и разделите полученную сумму на 6.

Самоконтроль — это регулярные самостоятельные наблюдения студентов за состоянием своего здоровья, физического развития, за влиянием на организм занятий физическими упражнениями и спортом.

Самоконтроль существенно дополняет сведения, полученные при врачебном обследовании и педагогическом контроле. Он имеет не только воспитательное знание, но и приучает более сознательно относиться к занятиям, соблюдать правила личной и коллективной гигиены, разумного распорядка дня режима учебы, труда, быта и отдыха. На основе получаемых результатов самоконтроля можно вести самооценку функционального состояния своего организма и вести саморегуляцию занятий физическими упражнениями. Самоконтроль необходим всем студентам, аспирантам, преподавателям и сотрудникам и особенно лицам, имеющим отклонение в здоровье. Данные самоконтроля записываются в дневник, они помогают студентам, занимающимся физическими упражнениями, контролировать и регулировать правильность подбора средств, методику проведения учебно-тренировочных занятий. В дневнике самоконтроля рекомендуется регулярно регистрировать субъективные и объективные данные самоконтроля. При занятиях физической культурой по учебной программе, а также в группах здоровья и при самостоятельных занятиях можно ограничиться такими субъективными показателями, как самочувствие, сон, аппетит, болевые ощущения и объективными показателями — частотой сердечных сокращений (ЧСС), массой тела, тренировочными нагрузками, нарушениями режима, спортивными результатами. Спортивные результаты показывают правильно или неправильно применены средства и методы тренировочных занятий. Показания спортивных результатов дают возможность саморегулировать нагрузку физическими упражнениями. Саморегуляция дает дополнительные резервы и возможности для роста физической подготовленности и спортивного мастерства. Дать правильную оценку состоянию здоровья очень сложно, т.к. бывают скрыто протекающие патологические процессы, не вызывающие жалоб. Однако если у студента имеются какие-либо отклонения в состоянии здоровья, они под влиянием больших физических нагрузок обязательно выявятся.

Такие отклонения в состоянии здоровья, как хронические заболевания зубов, миндалин и желчного пузыря, которые могут и не беспокоить студента, всегда должны привлекать его внимание, т.к. эти очаги хронической инфекции (кариес зубов, хронический тонзиллит, хронический холецистит) далеко не безобидны для тренирующихся и занимающихся физической культурой студентов. В очагах заболеваний гнездятся микробы. Усиление кровообращения во время физической нагрузки способствует вымыванию микробов в кровь и попаданию их в другие органы, в первую очередь, в сердце и почки, вызывая в них патологические изменения. В результате (вследствие хронических интоксикаций) может возникнуть воспалительный процесс в сердце (миокардит), в почках (чаще очаговый нефрит). У студентов с очагами хронической инфекции быстрее наступает усталость, состояние перетренированности, переутомление, перенапряжение сердца, что проявляется в снижении работоспособности и спортивных результатов.

Своевременное лечение, а в ряде случаев и удаление очагов хронической инфекции способствует исчезновению вызванных или патологических изменений в других органах и системах и предупреждает их возникновение. Если у спортсмена появляются боли в области печени во время нагрузки, он должен быть тщательно обследован. В основе этих болей чаще всего лежит воспаление желчного пузыря, а иногда и более далеко зашедший процесс — воспаление печени (гепатит), которое сопровождается нарушением ее функции. В этих случаях необходимо длительное и систематическое лечение.

Читайте также:  Критерии социального здоровья кратко

Таким образом, если у студента, а особенно у студента-спортсмена имеются те или иные отклонения в состоянии здоровья, он должен немедленно обратиться к врачу и строго соблюдать его указания в отношении как общего режима, так и режима тренировки. Оценка и самооценка состояния физического развития может быть достигнута при помощи медицинского обследования, при котором могут быть выявлены различные дефекты физического развития (нарушение осанки, отставания тех или иных параметров физического развития). Антропометрические измерения следует проводить периодически в одно и тоже время суток: рост, стоя и сидя, масса тела, окружность грудной клетки, жизненная емкость легких (ЖЕЛ) и сила кисти сильнейшей руки. По полученным данным можно сделать оценку физического развития с помощью следующих антропометрических индексов.

1. Весо-ростовой показатель вычисляется делением массы тела (в г.) на его длину (в см). Хорошая оценка для женщин — 360 — 405г., для мужчин — 380 — 415г.

2. Коэффициент пропорциональности (КП), который измеряется в %.

где L1— длина тела стоя; L2 -дина тела сидя. В норме КП = 87 -92%.

3. Жизненный показатель определяется делением ЖЕЛ на массу тела (г). Частное от деления’ ниже 65-70мл/кг у мужчин и 55-60мл/кг у женщин свидетельствует о недостаточной ЖЕЛ или избыточном весе.

4. Индекс пропорциональности развития грудной клетки равен разности между величиной окружности грудной клетки (в паузе) и половиной длины тела. Нормальная разница должна составлять 5-8 см у мужчин 3-4 см у женщин.

5. Силовой показатель (СП). Между массой тела и мышечной силой есть известное соотношение. Обычно чем больше мышечная масса, тем больше сила кисти (кг)

СП=сила кисти(кг)/общая масса тела(кг)*100.

Для сильнейшей руки этот показатель равен 65 — 80% для мужчин и 48-50% для женщин. Оценка функциональной подготовленности осуществляется с помощью физиологических проб сердечно — сосудистой и дыхательной систем. Важным показателем состояния сердечно-сосудистой системы является частота сердечных сокращений (ЧСС).

1. ЧСС. Рекомендуется контролировать ежедневно в одно и тоже время: утром до приема пищи в положении лежа, вечером перед сном в положении сидя. Перед подсчетом ЧСС (пульса) следует отдохнуть в течение пяти минут без движений с расслабленной мускулатурой в том положении, в котором подсчитывается пульс. Затем подсчитать пульс в течение одной минуты, результат записать в дневник самоконтроля. Если ЧСС имеет тенденцию к стабилизации или замедлению при хорошем общем самочувствии — это может свидетельствовать о хорошем состоянии сердечно — сосудистой системы и дальнейшем ее укреплении.

2. Одномоментная функциональная проба с приседанием (20 раз за 40с). Увеличение ЧСС на отлично — 20 и меньше, хорошо-21-40, удовлетворительно-41-65, плохо — 66 — 75, очень плохо — 76 и больше.

3. Ортостатическая проба. Занимающийся отдыхает на спине в течение пяти минут, затем подсчитывается ЧСС за 1 минуту, после чего занимающийся встает, отдыхает стоя 1 мин. и снова подсчитывает пульс за 1 мин. По разнице между ЧСС стоя и лежа судят о реакции сердечно — сосудистой системы на нагрузку. Разница от 0 до 12 ударов — хорошо, 13-18 — удовлетворительно, 19-25- неудовлетворительно и более -25 ударов свидетельствует о переутомлении или заболевании, в этом случае нужно обратиться к врачу. Для оценки состояния дыхательной и СС систем и способности внутренней среды организма насыщаться кислородом применяют пробу Штанге и Генчи.

5. Оценка психического здоровья

Оценка психического здоровья — это прежде всего оценка функционирования всего организма в целом и нервной системы в частности и сопоставление полученных результатов с нормой. Как отмечалось ранее, определение нормы здоровья — достаточно сложная задача. Для интеллектуально-психической сферы эти сложности еще более выражены, так как в ней нет установленных норм и соответствующих количественных показателей. Это обусловлено большой гибкостью функциональных характеристик нервной системы и сложной динамикой взаимоотношений мозг — среда. Поэтому нередко значительные однонаправленные изменения различных психофизиологических функций в ту или другую сторону могут говорить о положительной реакции мозга, психики, а в другой ситуации — об отрицательной. Зачастую проще оценить, нет ли какого-либо нарушения, чем соответствует ли психическое здоровье данного индивидуума норме, причем значительно проще обнаружить нарушения в сфере «низших» неврологических функций. Реально задача может быть разрешена путем сложного медико-биологического и психологического обследования.

Окончательное заключение может вынести только специалист, а в сфере психического здоровья — сопоставление мнений нескольких специалистов-экспертов в области неврологии, психиатрии, психоневрологии, психологии, психоанализа. В некоторых случаях может потребоваться заключение и других профессионалов, например, педагогов. Тем не менее, для текущей оценки психического здоровья, самоконтроля каждый человек может использовать некоторые простые приемы, не требующие специального оборудования и специальных знаний.

Признаком ухудшения здоровья, в том числе психической сферы, является снижение работоспособности. Это очень важный интегральный показатель. Если снижение умственной работоспособности сопровождается увеличением числа ошибок (снижение внимания), трудностями сосредоточения на задаче (падение концентрации внимания), вялостью, апатией, потерей интереса к работе, учебе — это тревожные сигналы, которые наряду с вегетативными изменениями (учащение или урежение пульса, усиление потоотделения, особенно на лбу и в подмышечных впадинах), головными болями, то это может говорить либо об утомлении или переутомлении, либо об ухудшении здоровья.

Утомление после отдыха исчезает, признаки заболевания или пограничного состояния (неврозы) — обычно нет. Тревогу должно вызывать и увеличение времени, которое необходимо для полного восстановления работоспособности.

Группа показателей, которые могут указывать на психосоматические нарушения, — это боли и ощущения дискомфорта в различных областях тела (боли в области желудка, не связанные с едой, в сердце и т.д.). Сюда следует добавить и состояние эмоциональной сферы: если налицо подавленное состояние, беспричинные страхи и т.д. — это повод обратиться за консультацией к специалисту.

Данный тест предложен Дж. Буком в 1948 году и предназначен для оценки личности испытуемого, уровня его развития, работоспособности и интеграции; получения данных, касающихся сферы его взаимоотношений с окружающим миром в целом и с конкретными людьми в частности. Это одна из самых известных проективных методик.

Тест предназначен как для взрослых, так и для детей.

Исследование может проводиться как в группе, так и индивидуально. Предпочтение отдается индивидуальному тестированию, дающему большие возможности для наблюдения.

Тест Дом, Дерево, Человек (ДДЧ).

Возьмите белый лист бумаги, карандаш и ластик. Нарисуйте дом настолько хорошо, насколько сможете. Вы можете нарисовать дом любого типа, какой вам захочется. Можете стирать нарисованное сколько угодно — это не отразится на вашей оценке. Обдумывайте рисунок столько времени, сколько вам понадобится. Только постарайтесь нарисовать дом как можно лучше. Затем нарисуйте как можно лучше дерево и человека.

Каждый объект (дом, дерево, человек), нарисованный отдельно или в композиции, следует рассматривать как автопортрет, поскольку каждый испытуемый изображает его с некими особенностями, имеющими для него по каким-либо причинам существенное значение, причем эти особенности имеют реальную подоплеку, отличную от того, что могут говорить об этом испытуемые.

Детали. Здесь важно их значение, способность оперировать ими и приспособиться к конкретным условиям жизни. Необходимо заметить степень заинтересованности субъекта и следующие моменты: степень реализма, с которой он их воспринимает, относительную значимость, которую он им придает и способность соединения этих деталей в совокупность.

Становление здоровья определяется взаимодействием большого числа факторов — социальных и биологических, внешних и внутренних, материальных и духовных, которые сложно и противоречиво взаимодействуют друг с другом.

Главным условием сохранения здоровья, бесспорно, является активный образ жизни, который включает в себя личную гигиену, закаливание, рациональное питание, отказ от вредных привычек и, конечно же, активный образ жизни. Здоровый образ жизни и физическая культура органически едины в своей гуманистической направленности, ориентированы на конкретную личность. Физическая культура создает необходимые предпосылки и условия для здорового образа жизни, однако, не следует думать, что занятия физической культурой и спортом автоматически гарантируют хорошее здоровье. Исследованиями установлено, что из общего числа факторов, оказывающих влияние на формирование здоровья студентов, на занятия физической культурой и спортом приходится 15-30%, на сон — 24-30%, на режим питания — 10-16%, на суммарное воздействие других факторе — 24-51%.

Систематические занятия физической культурой благотворно воздействуют на все системы функции организма: сердечно-сосудистую, дыхательную, на деятельность опорно-двигательного аппарата и т.д. Систематические занятия физической культурой дадут вам не только крепкие мышцы, хотя и это немало, они сами по себе являются сильнейшим дисциплинирующим фактором. Положительное воздействие систематических занятий физической культурой и спортом на характерологические особенности личности студентов.

Список использованной литературы

1. Виноградов П.А., Физическая культура и здоровый образ жизни. Москва, 2007.

2. Физическая культура: Учебное пособие для подготовки к экзаменам / Под ред. В. Ю. Волкова и В. И. Загоруйко. СПб.: Питер, 2009. — 224 с.

3. Физическая культура студента: Учебник/Под ред. В.И. Ильинича.-М.: Гардарака, 2008-448с.

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

Двигательная активность как залог здоровья и жизни современной молодежи. Роль и значение легкой атлетики в укреплении здоровья и повышении уровня физической подготовленности студентов вуза, методы ее оценки и определение динамики основных показателей.

дипломная работа [53,5 K], добавлен 08.09.2012

Цели, задачи и формы физического воспитания студентов. Его регламентация учебными планами и государственными программами. Направления и принципы его организации. Распределение учащихся для занятий физической культурой в зависимости от состояния здоровья.

реферат [30,6 K], добавлен 26.01.2015

Физическое воспитание. Физическое здоровье и двигательная подготовленность у юных легкоатлетов спринтеров 13-14 лет. Методы контрольных испытаний, экспресс-оценки физического здоровья, математико-статистической обработки полученных результатов.

дипломная работа [41,0 K], добавлен 29.08.2008

Принципы санитарно-гигиенической оценки организации физического воспитания учащихся. Организация медицинского контроля за дифференцированием нагрузки в зависимости от состояния здоровья и физической подготовленности подростков школьного возраста.

реферат [43,9 K], добавлен 26.07.2014

Причины повышенного внимания к здоровью студентов в России. Понятие здоровья с позиции профессионализма, общие закономерности развития работоспособности у студентов. Управление психоэмоциональным состоянием студентов средствами физического воспитания.

контрольная работа [29,0 K], добавлен 08.10.2010

Источник

Adblock
detector