В чём заключается психологическое здоровье?
Понятие психологического здоровья
Впервые термин «психологическое здоровье» был введен И.В. Дубровиной, которая и определила психологическое здоровье как необходимое условие полноценного функционирования и развития личности в процессе своей жизнедеятельности.
Более целостное и развёрнутое описание психологически здоровой личности даёт профессор, доктор педагогических наук О.В.Хухлаева:»это человек спонтанный, творческий, жизнерадостный, веселый, открытый и познающий себя и окружающий мир не только разумом, но и чувствами, интуицией. Он полностью принимает самого себя и при этом признает ценность и уникальность окружающих его людей. Такой человек возлагает ответственность за свою жизнь на самого себя и извлекает уроки из неблагоприятных ситуаций. Его жизнь наполнена смыслом, хотя он не всегда формулирует его для себя. Он находится в постоянном развитии и, конечно, способствует развитию других людей. Его жизненный путь может быть не совсем легким, а иногда довольно тяжелым, но он прекрасно адаптируется к быстро изменяющимся условиям жизни. И что важно-умеет находиться в ситуации неопределенности, доверяя тому, что будет с ним завтра. Про эмоциональное здоровье и благополучие подробнее
Таким образом, можно сказать, что «ключевым» словом для описания психологического здоровья является слово «гармония» или «баланс». И, прежде всего, это гармония между различными составляющими самого человека: эмоциональными и интеллектуальными, телесными и психическими и т.п. Но это также и гармония между человеком и окружающими людьми, природой, космосом. При этом гармония рассматривается не как статическое состояние, а как процесс»
Под психологическим здоровьем понимается нормальная работа структур психики, которые требуются для нормальной полноценной жизни. Безусловно каждому необходимо стремиться укрепить психологическое здоровье и постараться сохранить его. Ведь устойчивое психологическое здоровье – это общее благополучие личности, адаптивность, активность, принятие себя и окружающих, творчество, ответственность, самостоятельность и т.п., что само собой ведёт к успешной жизни во всех её проявлениях. Закон Паркинсона — секрет финансового успеха
Основная функция психологического здоровья – поддержание активного динамического баланса между человеком и окружающей средой в ситуациях, требующих мобилизации внутриличностных ресурсов. Основы сохранения психологического здоровья
Что способствует становлению психологически здоровой личности?
Многие учёные обосновывают положительную роль трудных ситуаций и различных препятствий в процессе развития личности. Несомненно конфликты и всевозможные трудности могут приводить к негативному влиянию на личностное развитие, но они же способствуют и развитию воли, и накоплению опыта преодоления препятствий, а также мотивируют к саморазвитию. Ещё В. Франкл писал о том, что всякая трудная ситуация, принесшая страдание, только тогда имеет смысл, когда она делает человека лучше, т.е. имеет развивающее и обучающее значение.
Выделяют следующие условия формирования психологически здоровой личности:
1 Баланс между интеллектуальным, эмоциональным и физическим напряжением и расслаблением;
2 Положительный фон настроения;
3. Формирование социального интереса.
Уровни психологического здоровья
Высший уровень психологического здоровья — креативный. Такой уровень психологического здоровья имеют люди с устойчивой адаптацией к среде, которые постепенно накапливают внутренние ресурсы для преодоления стрессовых ситуаций. Людям с развитым уровнем психологического здоровья характерно активное творческое отношение к действительности, наличие созидательной позиции и тому подобные признаки душевного и психического благополучия.
К среднему уровню — адаптивному уровню психологического здоровья относят людей, в целом адаптированных к окружающей действительности и социуму, однако имеющих несколько повышенную тревожность. Такие люди могут быть отнесены к группе риска, поскольку не имеют достаточного резерва прочности психологического здоровья и могут периодически нуждаться в психологическом сопровождении. Жизнь после стресса. Последствия сильного стресса
Низший уровень психологического здоровья — дезадаптивный. Люди с таким уровнем психологического здоровья — это люди, которые используют для разрешения внутреннего конфликта ассимилятивный стиль поведения, характеризующийся прежде всего стремлением приспособиться к внешним обстоятельствам в ущерб своим желаниям и возможностям.
Неконструктивность данного стиля проявляется в его ригидности, в попытках человека полностью соответствовать желаниям окружающих, а это зачастую приводит к разрушению личности и её психологического здоровья.
Факторы, приводящие к психологическому нездоровью
К серьёзным последствиям нарушения психологического здоровья человека можно отнести всевозможные формы социопатии, психопатии, невротизм, алкоголизм и т.д. Психологическое нездоровье может проявляться в различных формах агрессии, во враждебности, в депрессивных состояниях, в постоянном чувстве вины, страхе, патологических привязанностях, в преобладающей позиции жертвы и др. Что приводит к таким нарушениям?
К факторам риска нарушения психологического здоровья относят: объективные факторы или факторы среды и субъективные, обусловленные индивидуально-личностными особенностями.
Под объективными факторами риска понимаются семейные неблагоприятные факторы, а также факторы, связанные с воспитательным процессом, профессиональной деятельностью, социально-экономической ситуацией в стране. К субъективным факторам относят индивидуальные особенности темперамента, уровень тревожности, особенности саморегуляции, уровень притязаний, устойчивость к стрессу, включающая в себя контроль, самооценку и т.д.
К факторам, провоцирующим пограничные расстройства психики относят биологические факторы (влияние сложных физических, химических, климатических и других явлений); социальные факторы (материальные проблемы, финансовые лишения, отсутствие или потеря работы и т.д.);
и психологические факторы (конфликты в семье или на работе, несчастная любовь и т.п.)
Критерии психологического здоровья
Психологически здоровый человек адаптирован к той среде, в которой проживает, к социуму, умеет нормально переносить процесс адаптации к изменяющимся социальным и другим условиям жизни, работы или окружающей среды в целом, уверен в том, что его поведение определяется прежде всего им самим, а не только культурными стереотипами.
Человек, который психологически здоров имеет высокий уровень развития рефлексии, успешно проходит возрастные кризисы, позитивно относится к себе и к окружающим, не испытывает страхов, когда для этого нет реальных оснований, ответственен за свои поступки, самостоятелен.
К другим критериям психологического здоровья человека можно также отнести: адекватность понимания общества, осознание поступков, работоспособность и активность, целеустремлённость и коммуникабельность, в целом благополучная семейная жизнь, чувство привязанности к родным, умение планировать, ориентированность на саморазвитие, целостность, гармоничность.
Психологическое здоровье личности также характеризуется позитивной, конструктивной мыслительной направленностью, критическим мышлением, стремлением человека активно разрешать возникающие проблемы и не впадать в уныние или панику, искать положительные стороны жизни и т.д.
Как же сохранить психологическое здоровье?
Укрепление и сохранение психологического здоровья целиком зависит от самой личности и во многом зависит от того, насколько человек готов работать над собой.
Принятие ответственности-это первый шаг на пути к сохранению психологического здоровья.
Необходимо понимать, что никто другой не способен решить ваши личностные или внутриличностные проблемы. Принимая на себя ответственность, человек раскрывает свои подлинные способности, обнаруживает свою сущность. В этом случае мы перестаем обвинять кого бы то ни было в собственных проблемах, что снижает риски утраты психологического здоровья и психического благополучия.
Развитие уверенности укрепляет психологическое здоровье.
Развивать уверенность в себе необходимо для того, чтобы поддерживать своё эмоциональное равновесие. Ведь уверенность в себе начинается с понимания себя, а затем с постепенным самопринятием возникает вера в себя. В меру уверенный в себе человек перестаёт себя обвинять или критиковать, не боится непредсказуемых последствий, он берёт на себя ответственность за свои поступки, а если в чём-то и ошибается, то принимает свои ошибки за опыт, а полученный урок служит для него поводом стать ещё более уверенным.
Психологическое здоровье предполагает, что личность готова эффективно работать над собой, систематически претворять в жизнь новые идеи и стремления.
Если человек психически и эмоционально благополучен, то он сумеет отстоять свою правоту при любых обстоятельствах. Тот, кто хочет добиться в жизни чего-то значительного, не должен опускать руки перед малейшими преградами. Нет ничего грустнее, чем перестать верить в себя и подолгу зацикливаться на происходящих неудачах. Психологическая устойчивость
Чтобы сохранить психологическое здоровье старайтесь ценить себя и окружающих. Проявляйте добродушие и уважение, толерантность, сопереживание, взращивайте доверие к людям и к миру в целом, Как избавиться от плохих навязчивых мыслей?
Источник
«Критерии психологического здоровья ребёнка» Доклад
специалист в области арт-терапии
КРИТЕРИИ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ РЕБЕНКА
1-й слайд. Сегодняшняя тема, бесспорно, является актуальной. И особенно хорошо, что о поддержании и формировании психологического здоровья рассуждают педагоги дошкольного образования – люди, окружающие ребенка с первых его шагов. Через нас, взрослых, ребенок постигает мир, от нас зависит, насколько легко войдет ребенок в сложный взрослый мир. Психологическое здоровье является необходимым условием полноценного развития ребенка в процессе его жизнедеятельности. В нашей современной действительности практически все дети нуждаются в психологической поддержке из-за воздействия ряда негативных факторов.
2-й слайд. Важнейший фактор, неблагоприятно влияющий на детей сегодня, — это нестабильность: экономическая, политическая, ценностная.
Среди возможных психотравмирующих факторов можно выделить:
— быстроту трансформации социальной ситуации. В особенности это касается изменения социального статуса и благосостояния людей;
— возрастающий информационный поток, в котором находятся современные дети;
— проблема кризисности развития детей.
Многие психологи говорят, что современные дети отличаются от детей, которых изучали Ж. Пиаже, Л. С. Выготский. Стали другими внешние формы активности, например, заметно потускнела сюжетно-ролевая игра, распались многие социально- культурные механизмы (многопоколенная и многодетная семья, разновозрастное сообщество ребят в деревне или в городском дворе).
Сказывается и кризис семьи. Распад семьи наиболее характерен для семей с очень низким и очень высоким уровнем доходов. Процесс социализации ребёнка в однодетной семье происходит при дефиците общения со сверстниками. Внедрение раннего обучения приводит к перераспределению темпов развития познавательных процессов, являющегося фактором риска нарушения здоровья детей. Это может приводить к ухудшению здоровья детей – психического, физического, социального.
Здоровье – это не только отсутствие болезней, это состояние оптимальной работоспособности, творческой отдачи, эмоционального тонуса, того, что создаёт фундамент будущего благополучия личности.
Термин «психологическое здоровье введён Ириной Владимировной Дубровиной, которая считает, что психологическое здоровье является необходимым условием полноценного функционирования и развития человека в процессе его жизнедеятельности. Психологическое здоровье тесно связано с физическим здоровьем, т. к. достаточно очевидна, по мнению медицины, возможность влияния психологических факторов на развитие и течение болезней.
Что же характеризует психологически здорового человека? (ответы педагогов)
Психологически здоровому человеку характерны следующие качества: оптимизм, эмоциональное спокойствие, способность радоваться, самодостаточность и умение адаптироваться к сложным жизненным ситуациям.
Если составить обобщённый портрет психологически здорового человека, то мы увидим спонтанного, творческого, жизнерадостного весёлого, открытого, познающего себя и окружающий мир человека не только разумом, но и чувствами, интуицией. Его жизнь наполнена смыслом. Это человек, находящийся в полной гармонии с самим собой и окружающим его миром. Таким образом, можно сказать, что ключевым словом для описания психологического здоровья является слово «гармония». Это гармония между различными аспектами: эмоциональными и интеллектуальными, телесными и психическими. Всё сказанное больше подходит к взрослому человеку.
К психологическому здоровью детей относится:
интеллектуальное – проявление умственных способностей, любознательности, высокийуровнь обучаемости;
социально-нравственное – честность, эмпатичность, коммуникабельность, терпимость, сформированность навыков общения;
эмоциональное – уравновешенность, высокая самооценка, эмоционально-эстетическая отзывчивость на прекрасное, способность удивляться и восхищаться.
Условно состояние психологического здоровья ребенка можно разделить на три уровня:
К высокому уровню – креативному – можно отнести детей с устойчивой адаптацией к среде, наличием резерва сил для преодоления стрессовых ситуаций и активным творческим отношением к действительности. Такие дети не требуют психологической помощи.
К среднему уровню – адаптивному – отнесем детей в целом адаптированных к социуму, однако имеющих некоторую повышенную тревожность.
К низкому уровню – дезадаптивному – отнесем детей, чей стиль поведения характеризуется, прежде всего, стремлением приспособиться к внешним обстоятельствам в ущерб своим желаниям или возможностям, или, наоборот, используя активную наступательную позицию, подчинить окружение своим потребностям. Дети, отнесенные к данному уровню психологического здоровья, требуют индивидуальной психологической помощи.
Для эффективного ее оказания необходимо определить факторы риска
Факторы риска психологического здоровья детей
можно разделить на две группы:
средовые (всё, что окружает ребёнка);
субъективные (его индивидуальные личностные особенности)
К средовым факторам относятся неблагоприятные семейные условия и неблагоприятные условия, связанные с детским учреждением. К семейным факторам риска можно отнести нарушения психологического здоровья самих родителей (повышенная тревожность, эмоциональная холодность, неадекватный стиль воспитания (гиперопёка или сверхконтроль, нарушения механизмов функционирования семьи (скандалы, конфликты между родителями или отсутствие одного из родителей). В детском учреждении это принятие педагога ребёнком, конфликтные ситуации с детьми.
К субъективным (внутриличностным) факторам относятся характер, темперамент, самооценка ребёнка. Учёт индивидуальных особенностей ребёнка при построении работы, особенно оздоровительной, создаёт благоприятную почву для эффективного созидания психологического комфорта и формирования психологического здоровья каждого конкретного ребёнка
В целом, можно сделать вывод, что психологическое здоровье формируется при взаимодействии внутренних и внешних факторов. Основным условием нормального психосоциального развития (помимо здоровой нервной системы) признается спокойная и доброжелательная обстановка, создаваемая благодаря постоянному присутствию родителей или воспитателей, которые внимательно относятся к эмоциональным потребностям ребенка, беседуют и играют с ним, поддерживают дисциплину, осуществляют необходимое наблюдение за ребенком. Следует предоставлять ребенку больше самостоятельности и независимости.
Рекомендации педагогам дошкольного учреждения в сфере профилактики формирования психологического неблагополучия в развитии ребенка:
· Создавайте в учреждении спокойную, жизнерадостную обстановку.
· Проявляйте искренний интерес к личности каждого ребенка, его состоянию, настроению.
· Организовывайте жизнедеятельность детей таким образом, чтоб у них накапливался положительный опыт добрых чувств.
· Собственным поведением демонстрируйте уважительное отношение ко всем детям.
· В ходе обучающих занятий учитывайте возрастные особенности и интересы детей.
· Создавайте условия для формирования у детей положительных взаимоотношений со сверстниками, привязанности и доверия ко взрослым
· Учите детей осознавать свои эмоциональные состояния, настроения и чувства окружающих людей.
· Учите детей устанавливать связь между поступками, событиями, настроением и самочувствием людей.
· При организации взаимодействия чаще пользуйтесь поощрением, поддержкой детей, чем порицанием и запрещением.
· Создавайте условия для эффективного доверительного сотрудничества с родителями воспитанников
Общеизвестен факт влияния педагога на своих воспитанников в процессе педагогического общения и деятельности. Чему научатся дети, каким будет их эмоциональное состояние, зависит от вашего настроения, от вашего умения управлять собой, от вашей способности решать различные проблемы.Таким образом, чтобы не оказывать пагубного влияния на детей, нужно в первую очередь разобраться с собой, со своими эмоциональными проблемами, причинами, их вызывающими, найти выход из стрессовых ситуаций, а только затем – с причинами детских эмоциональных проблем и путями их коррекции.
Начнем с себя. ПРЕДЛАГАЮ Вам поиграть в игру « Ассоциации»
основным условием нормального психологического развития ребенка (кроме нормально функционирующей нервной системы) будет спокойная обстановка, с постоянным присутствием взрослых (родителей, воспитателей), которые играют с ним или беседуют, дают ему возможность проявить свою самостоятельность.
Различие психического и психологического здоровья состоит в том, что психическое – относится к отдельным психическим процессам. Тогда как психологическое – характеризует личность в целом и дает возможность выявить психологический аспект проблемы психического здоровья. Психологическое здоровье – необходимое условие развития человека в процессе жизни и тесно связано с физическим.
Основные критерии психологического здоровья ребенка это:
— состояние душевного комфорта ребенка, его психическое развитие;
— приемлемое социальное поведение;
— умение понимать не только окружающих, но и себя;
— реализация потенциала в различных видах деятельности;
— умение выбирать и быть ответственным за свой выбор.
Состояние психологического здоровья ребенка делится условно на уровни.
Первый – креативный – к нему относятся дети с устойчивой адаптации к окружающей среде, силами для борьбы со стрессовыми ситуациями и творческим отношением к реальности. Такие дети не нуждаются в психологической помощи.
Второй – адаптивный – дети, которые в целом адаптированы к обществу, но у них существует повышенная тревожность.
Третий, считается самым низкий, – дезадаптивный – к нему относятся дети, которые стремятся приспособиться к внешним обстоятельствам, жертвуя своими возможностями или желаниями. Или же используя активную наступательную позицию, подчиняя окружающих своим потребностям. Отнесенные к этому уровню дети нуждаются в индивидуальной психологической помощи.
Существуют факторы риска, которые влияют на психологического здоровье ребенка. Это:
средовые (окружение). К ним относятся неблагоприятные условия проживания в семье или связанные с детским садом. К примеру, в последнем травмой может стать и первая встреча с воспитателем, от которой, надо сказать, зависит дальнейшее взаимодействие ребенка с взрослыми.
Субъективные (индивидуальные особенности) включают в себя характер, самооценку и темперамент.
Другими словами, основным условием нормального психологического развития ребенка (кроме нормально функционирующей нервной системы) будет спокойная обстановка, с постоянным присутствием взрослых (родителей, воспитателей), которые играют с ним или беседуют, дают ему возможность проявить свою самостоятельность.
Если педагог – это цвет, то какой?
Если педагог – это настроение, то какое?
Если педагог – это праздник, то какой?
Если педагог – это сказочный герой, то какой?
Если педагог – это фильм, то название этого фильма.
Если педагог – это песня, то какая?
Если педагог – это танец, то какой?
Если педагог – это вид спорта, то какой?
Если педагог – это цветок, то это…..
Если педагог – это книга, то это….
Если педагог – это дерево, то какое?
Если педагог – это геометрическая фигура, то какая?
Если педагог – это драгоценный камень, то какой?
Если педагог – это напиток, то какой?
Если педагог – это сладкое, то какое?
Если педагог – это игрушка, то какая?
Если педагог – это фрукт, то какой?
Если педагог – это транспорт, то какой?
Если педагог – это природная стихия, то какая?
Источник