Меню

Деятельность воспитателя по охране здоровья детей

Роль воспитателя в укреплении здоровья детей дошкольного возраста
статья

«Я не боюсь ещё и ещё раз повторить: забота о здоровье ребёнка — это важнейший труд воспитания» В.А. Сухомлинский.

Дошкольный возраст — важный период жизни, для формирования физиологической зрелости ребенка, определяющих дальнейшее его развитие. Педагог детского сада совместно с родителями должен приобщать детей к здоровому образу жизни, поддерживать и укреплять здоровье, формировать разумное отношение к своему организму, умению и желанию вести здоровый образ жизни, овладение санитарно-гигиеническими навыками. Ведь этот возраст самый благоприятный для этого. Осознание ребенком своего «Я», правильное отношение к миру, окружающим людям, забота о собственном здоровье — все это зависит от того, насколько добросовестно, с любовью, грамотно воспитатель построит свою работу. Воспитатель должен быть очень искренним и непосредственным в отношении с детьми. Малыши очень чувствительны к искренности, быстро распознают ложь, равнодушие. Необходим индивидуальный подход педагога к каждому ребенку во всех возрастах. Маленький ребенок может воспринять только то воздействие взрослого, которое адресовано лично ему. Им нужно личное обращение « глаза в глаза», обращение по имени, ласковое прикосновение, словом все, что свидетельствует о личном внимании и персональной обращенности взрослого. Только в этом случае они могут принять и понять предложения воспитателя. Действия воспитателя должны быть предельно выразительными, эмоциональными и «заразительными». Знание этих особенностей позволит педагогу планировать и осуществлять свою деятельность эффективно и продуктивно. Есть одна легенда: Давным-давно на горе Олимп жили — были боги. Стало им скучно и решили они создать человека, и заселить планету Земля. Стали решать, каким должен быть человек. Один из богов сказал: «Человек должен быть сильным», другой: «Человек должен быть здоровым», третий сказал: «Человек должен быть умным». Но один из богов сказал так: «Если всё это будет у человека, он будет подобен нам». И решили они спрятать главное, что есть у человека, его здоровье. Стали думать, решать, куда бы его спрятать? В синее море, за высокие горы? Но один из богов сказал: «Здоровье надо спрятать в самого человека». Так и живёт с давних времён человек, пытаясь найти своё здоровье. Нормой жизни и поведения каждого человека должно быть сознательное и ответственное отношение к здоровью, как к общественной ценности. Главным для педагогов должно быть формирование культуры здоровья, как части общей культуры человека ,осознание здоровья, как жизненно важной ценности, воспитания ответственного отношения к своему здоровью, здоровью окружающих людей и окружающей среды. Приучая детей с самого раннего возраста ценить, беречь и укреплять своё здоровье, необходимо личным примером демонстрировать здоровый образ жизни, тогда можно надеяться на положительные результаты в работе с детьми. Ежедневно в детском саду должна проводиться работа по укреплению здоровья.

Это: пальчиковые игры, они развивают мелкую мускулатуру рук, являются мощным средством повышения работоспособности головного мозга; упражнения с предметами: с прищепками, пробками, счётными палочками, пуговицами, платочками, цветными камешками, шарики и кольца Суджоку. Дети, занимаясь этими предметами незаметно для себя оздоравливаются:

– Цветные камешки, листочки—приготовлены для удовольствия, радости, тепла; губки, бумага — для снятия стресса; шарики, массажёры — для снятия напряженности в мелкой моторики рук и т.д. Зрительная гимнастика — даёт возможность глазу справиться со значительной зрительной нагрузкой. Гимнастикой необходимо пользоваться на занятиях рисования, рассматривания картин, при длительном наблюдении. Зрительные ориентиры (пятна) — снимают утомление глаз и повышают двигательную активность в течение дня:

– Оранжевый, жёлтый—соответствуют положительному рабочему настроению. Это тепло, оптимизм, радость.

– Синий, голубой, зелёный — действует успокаивающе. Это общение, надежда, вдохновение.

– Красный — стимулирует детей в работе. Это сила внимания.

Все эти средства способствуют развитию психологической комфортности детей, которая обеспечивает их эмоциональное благополучие, снимает напряжение во время занятий, игр. Детям нравятся эмоциональные разминки (похохочем; покричим как обезьянки, прокукарекаем как петухи, потявкаем как лисы и т.д.). Так называемые «минутки шалости» или наоборот противоположные упражнения — «релакс»: посидим молча с закрытыми глазами, посидим и полюбуемся на горящую свечу, ляжем на спину и расслабимся, помечтаем под прекрасную музыку. В течение дня можно найти минутку, чтобы доставить детям удовольствие, выполняя следующие упражнения: потянуться как кошка, поваляться как неваляшка, позевать, открывая рот до ушей, поползать как змея без помощи рук. Это очень важно для развития и укрепления опорно-мышечной системы ребёнка. Музыкотерапия — один из методов, который укрепляет здоровье детей, доставляет детям удовольствие. Мелодия действует особенно эффективно для гиперактивных детей, повышает интерес к окружающему миру, способствует развитию культуры ребёнка. Мелодии используют в непосредственно- образовательной деятельности, перед сном. Большой оздоровительный эффект имеет «Ароматерапия» — процесс дыхания ароматов (гипоалергенных). Это положительно воздействует на нервную систему и головной мозг. Так запахи могут вызвать радость, возбуждение, спокойствие, вдохновение. Родители могут сшить «волшебные подушечки». Эти мешочки висят в изголовье на кроватью ребёнка. Дети во время сна вдыхают полезные запахи. В процессе дыхания дети лежат спокойно и наслаждаются ароматами трав: запахи сосны — очищают органы дыхания, повышают тонус; запах берёзы — улучшают работу сердечно-сосудистой и дыхательной системы; запах ели и тополя — очищают пищеварительный тракт.

Читайте также:  Здоровье это веселое хорошее настроение

Вместе с родителями можно создать в группе «Фитозону», где будут находиться: осиновые плошки, грецкие орехи, разнообразные запахи (ароматерапия, кора)зеленый чай. Оформить папки – раскладушки, лепбук: «Чистые зубки», «Бережём уши», « Части тела», картотеку стихов о частях тела, картотеку дыхательной гимнастики. Все эти игры учат детей контролировать себя и своё поведение, настроение, закрепляют культурно-гигиенические навыки. Известно, что гигиенические средства также содействуют укреплению здоровья и стимулируют развитию адаптивных свойств организма: личная гигиена, проветривание, влажная уборка, режим питания, сон, правильное мытьё рук. Все эти приёмы позволяют нам постепенно стабилизировать здоровье детей, снизить заболеваемость, приобщить к здоровому образу жизни.

1. Алямовская В.Г. . Как воспитать здорового ребёнка. /LINKA PRESS, 1993.

2. Корзенко В.Н. Ребёнок должен быть здоровым.— Мн.: Полымя, 1988.

3. Никишина И.В. За здоровьем в детский сад. Волгоград: ОАО АЛЬЯНС Югполиграфиздат, 2009

Скачать:

Вложение Размер
rol_vospitatelya_v_ukreplenii_zdorovya_detey_doshkolnogo_vozrasta.docx 17.21 КБ

Предварительный просмотр:

Роль воспитателя в укреплении здоровья детей дошкольного возраста

«Я не боюсь ещё и ещё раз повторить: забота о здоровье ребёнка — это важнейший труд воспитания» В.А. Сухомлинский.

Дошкольный возраст — важный период жизни, для формирования физиологической зрелости ребенка, определяющих дальнейшее его развитие. Педагог детского сада совместно с родителями должен приобщать детей к здоровому образу жизни, поддерживать и укреплять здоровье, формировать разумное отношение к своему организму, умению и желанию вести здоровый образ жизни, овладение санитарно-гигиеническими навыками. Ведь этот возраст самый благоприятный для этого. Осознание ребенком своего «Я», правильное отношение к миру, окружающим людям, забота о собственном здоровье — все это зависит от того, насколько добросовестно, с любовью, грамотно воспитатель построит свою работу. Воспитатель должен быть очень искренним и непосредственным в отношении с детьми. Малыши очень чувствительны к искренности, быстро распознают ложь, равнодушие. Необходим индивидуальный подход педагога к каждому ребенку во всех возрастах. Маленький ребенок может воспринять только то воздействие взрослого, которое адресовано лично ему. Им нужно личное обращение « глаза в глаза», обращение по имени, ласковое прикосновение, словом все, что свидетельствует о личном внимании и персональной обращенности взрослого. Только в этом случае они могут принять и понять предложения воспитателя. Действия воспитателя должны быть предельно выразительными, эмоциональными и «заразительными». Знание этих особенностей позволит педагогу планировать и осуществлять свою деятельность эффективно и продуктивно. Есть одна легенда: Давным-давно на горе Олимп жили — были боги. Стало им скучно и решили они создать человека, и заселить планету Земля. Стали решать, каким должен быть человек. Один из богов сказал: «Человек должен быть сильным», другой: «Человек должен быть здоровым», третий сказал: «Человек должен быть умным». Но один из богов сказал так: «Если всё это будет у человека, он будет подобен нам». И решили они спрятать главное, что есть у человека, его здоровье. Стали думать, решать, куда бы его спрятать? В синее море, за высокие горы? Но один из богов сказал: «Здоровье надо спрятать в самого человека». Так и живёт с давних времён человек, пытаясь найти своё здоровье. Нормой жизни и поведения каждого человека должно быть сознательное и ответственное отношение к здоровью, как к общественной ценности. Главным для педагогов должно быть формирование культуры здоровья, как части общей культуры человека ,осознание здоровья, как жизненно важной ценности, воспитания ответственного отношения к своему здоровью, здоровью окружающих людей и окружающей среды. Приучая детей с самого раннего возраста ценить, беречь и укреплять своё здоровье, необходимо личным примером демонстрировать здоровый образ жизни, тогда можно надеяться на положительные результаты в работе с детьми. Ежедневно в детском саду должна проводиться работа по укреплению здоровья.

Это: пальчиковые игры, они развивают мелкую мускулатуру рук, являются мощным средством повышения работоспособности головного мозга; упражнения с предметами: с прищепками, пробками, счётными палочками, пуговицами, платочками, цветными камешками, шарики и кольца Суджоку. Дети, занимаясь этими предметами незаметно для себя оздоравливаются:

– Цветные камешки, листочки—приготовлены для удовольствия, радости, тепла; губки, бумага — для снятия стресса; шарики, массажёры — для снятия напряженности в мелкой моторики рук и т.д. Зрительная гимнастика — даёт возможность глазу справиться со значительной зрительной нагрузкой. Гимнастикой необходимо пользоваться на занятиях рисования, рассматривания картин, при длительном наблюдении. Зрительные ориентиры (пятна) — снимают утомление глаз и повышают двигательную активность в течение дня:

– Оранжевый, жёлтый—соответствуют положительному рабочему настроению. Это тепло, оптимизм, радость.

– Синий, голубой, зелёный — действует успокаивающе. Это общение, надежда, вдохновение.

– Красный — стимулирует детей в работе. Это сила внимания.

Все эти средства способствуют развитию психологической комфортности детей, которая обеспечивает их эмоциональное благополучие, снимает напряжение во время занятий, игр. Детям нравятся эмоциональные разминки (похохочем; покричим как обезьянки, прокукарекаем как петухи, потявкаем как лисы и т.д.). Так называемые «минутки шалости» или наоборот противоположные упражнения — «релакс»: посидим молча с закрытыми глазами, посидим и полюбуемся на горящую свечу, ляжем на спину и расслабимся, помечтаем под прекрасную музыку. В течение дня можно найти минутку, чтобы доставить детям удовольствие, выполняя следующие упражнения: потянуться как кошка, поваляться как неваляшка, позевать, открывая рот до ушей, поползать как змея без помощи рук. Это очень важно для развития и укрепления опорно-мышечной системы ребёнка. Музыкотерапия — один из методов, который укрепляет здоровье детей, доставляет детям удовольствие. Мелодия действует особенно эффективно для гиперактивных детей, повышает интерес к окружающему миру, способствует развитию культуры ребёнка. Мелодии используют в непосредственно- образовательной деятельности, перед сном. Большой оздоровительный эффект имеет «Ароматерапия» — процесс дыхания ароматов (гипоалергенных). Это положительно воздействует на нервную систему и головной мозг. Так запахи могут вызвать радость, возбуждение, спокойствие, вдохновение. Родители могут сшить «волшебные подушечки». Эти мешочки висят в изголовье на кроватью ребёнка. Дети во время сна вдыхают полезные запахи. В процессе дыхания дети лежат спокойно и наслаждаются ароматами трав: запахи сосны — очищают органы дыхания, повышают тонус; запах берёзы — улучшают работу сердечно-сосудистой и дыхательной системы; запах ели и тополя — очищают пищеварительный тракт.

Вместе с родителями можно создать в группе «Фитозону», где будут находиться: осиновые плошки, грецкие орехи, разнообразные запахи (ароматерапия, кора)зеленый чай. Оформить папки – раскладушки, лепбук: «Чистые зубки», «Бережём уши», « Части тела», картотеку стихов о частях тела, картотеку дыхательной гимнастики. Все эти игры учат детей контролировать себя и своё поведение, настроение, закрепляют культурно-гигиенические навыки. Известно, что гигиенические средства также содействуют укреплению здоровья и стимулируют развитию адаптивных свойств организма: личная гигиена, проветривание, влажная уборка, режим питания, сон, правильное мытьё рук. Все эти приёмы позволяют нам постепенно стабилизировать здоровье детей, снизить заболеваемость, приобщить к здоровому образу жизни.

1. Алямовская В.Г. . Как воспитать здорового ребёнка. /LINKA PRESS, 1993.

2. Корзенко В.Н. Ребёнок должен быть здоровым.— Мн.: Полымя, 1988.

3. Никишина И.В. За здоровьем в детский сад. Волгоград: ОАО АЛЬЯНС Югполиграфиздат, 2009

Источник

Методические рекомендации для воспитателей ДОУ по охране жизни и укреплению здоровья детей в детском саду.

Татьянина Н.К., воспитатель

Одной из основных задач в работе воспитателя ДОУ было и остается охрана жизни и укрепление здоровья детей.

Необходимыми условиями решения этой задачи являются:

— создание в ДОУ безопасной предметно-развивающей среды;

— осуществление психолого-педагогической работы;

— осуществление профилактической работы;

-осуществление оздоровительной работы;

— мониторинг состояния здоровья детей.

Психолого-педагогическая работа направлена на формирование культуры здоровья воспитанников и включает в себя формирование культурно-гигиенических навыков и первичных ценностных представлений о здоровье и здоровом образе жизни человека.

Профилактическая работа включает в себя систему мероприятий и мер (гигиенических, социальных, медицинских, психолого-педагогических), направленных на охрану здоровья и предупреждение возникновения его нарушений, обеспечение нормального роста и развития, сохранение умственной и физической работоспособности детей.

Оздоровительная работа предполагает проведение системы мероприятий и мер, направленных на сохранение и укрепление здоровья детей.

Основные направления психолого-педагогической работы воспитателя:

1. Воспитание культуры здоровья.

— формирование культурно-гигиенических навыков;

— формирование первичных представлений о здоровье и здоровом образе жизни человека.

Основные направления профилактической работы воспитателя ДОУ:

1. Профилактика травматизма детей.

2. Профилактика умственного переутомления и обеспечение эмоционального комфорта (соблюдение гигиенических требований к организации образовательного процесса, организация оптимального режима дня, в т. ч. рационального двигательного режима);

3. Профилактика нарушений зрения:

— мониторинг освещенности помещений и создание благоприятной световой обстановки;

— организация рационального режима зрительной нагрузки.

4. Профилактика нарушений опорно-двигательного аппарата:

— исключение длительных статических нагрузок;

— систематическое проведение физкультминуток и физкультурных пауз;

— мониторинг правильности осанки;

— упражнения, направленных на профилактику нарушений осанки и плоскостопия;

— правильная расстановка детской мебели и ее подбор с учетом роста воспитанников.

— санитарного состояния помещений;

— организации питания детей.

Основные направления оздоровительной работы воспитателя ДОУ:

1. Организация и проведение закаливающих мероприятий.

2. Соблюдение воздушного режима

3. Соблюдение температурного режима в помещениях групп и одежды детей.

Задачи психолого-педагогической работ воспитателя ДОУ

Формирование культурно-гигиенических навыков:

· совершенствовать умения правильно совершать процессы умывания, мытья рук при незначительном участии взрослого, элементарно ухаживать за внешним видом, пользоваться носовым платком, туалетом;

· формировать умения элементарно помогать взрослому в организации процесса питания; навык правильно есть без помощи взрослого;

· развивать умения одеваться и раздеваться при участии взрослого, стремясь к самостоятельным действия;

· воспитывать потребность и формировать умения ухаживать за своими вещами и игрушками при помощи взрослого;

Формирование первичных представлений о здоровье и здоровом образе жизни:

· развивать умения и навыки называть свое имя, говорить о себе от первого лица; выражать свои потребности и интересы в речи; интерес к изучению себя, своих физических возможностей (осанка, стопа, рост, движение, картина здоровья), человека (сверстника и взрослого) и признаках здоровья человека ;

· обогащать представления о процессах умывания, одевания, купания, еды, уборки помещения, доступном ребенку предметном мире, назначении предметов, правилах их безопасного использования;

· поддерживать положительный настрой на выполнение элементарных гигиенических процессов, чувство радости от самостоятельных и совместных действий и их результатов (чистые руки, хорошее настроение, красивая ходьба, убранные игрушки в группе, одежда сложена аккуратно, я молодец и т.д.);

· воспитывать интерес к правилам здоровьесберегающего и безопасного поведения ;

· развивать умения переносить в игру правила здоровьесберегающего и безопасного поведения при участии взрослого.

Формирование культурно-гигиенических навыков:

· развивать умения самостоятельно и правильно совершать процессы умывания, мытья рук, помогать в осуществлении этих процессов сверстникам, младшим детям; самостоятельно следить за своим внешним видом и видом других детей; помогать взрослому в организации процесса питания, адекватно откликаясь на его просьбы; самостоятельно есть, соблюдая культуру поведения за столом; самостоятельно одеваться и раздеваться, стремясь помочь сверстникам или младшим детям; элементарно ухаживать за своими вещами личного пользования и игрушками, проявляя инициативность и самостоятельность;

Формирование первичных представлений о здоровье и здоровом образе жизни:

· развивать и закреплять представления о человеке (себе, сверстнике и взрослом), особенностях его здоровья; правилах здорового поведения в обществе; формировать умения элементарно описывать свое самочувствие; привлечь внимание взрослого в случае неважного самочувствия, недомогания;

· обогащать представления об алгоритме процессов умывания, одевания, купания, еды, уборки помещения; атрибутах и основных действиях, сопровождающих эти процессы;

· способствовать становлению все более устойчивого интереса к правилам здоровьесберегающего и безопасного поведения, развитию самостоятельности детей;

· воспитывать умение решать проблемные ситуации, связанные с охраной здоровья;

· развивать умения самостоятельно переносить в игру правила здоровьесберегающего и безопасного поведения.

Формирование культурно-гигиенических навыков:

· развивать навыки самообслуживания и элементарных навыков личной гигиены: мыть руки, умыться, чистить зубы, вымыть уши, причесать волосы без напоминания взрослого;

· формировать умения и потребность самостоятельно выполнять утреннюю гимнастику, закаливающие процедуры (при участии взрослого);

Формирование первичных представлений о здоровье и здоровом образе жизни:

· закреплять и усложнять представления о человеке (себе, сверстнике и взрослом), особенностях его здоровья; необходимости соблюдения правил здорового поведения в обществе; навыки элементарно описывать свое самочувствие; умение привлечь внимание взрослого в случае неважного самочувствия, недомогания;

· совершенствовать представления о процессах умывания, одевания, купания, еды, уборки помещения; атрибутах и основных действиях, сопровождающих эти процессы;

· способствовать становлению устойчивого интереса к правилам здоровьесберегающего и безопасного поведения;

· развивать представления о безопасном использовании окружающих предметов и бережном отношении к ним;

· поощрять желание и стремление детей разрешать проблемные игровые ситуации, связанные с охраной здоровья; самостоятельно переносить в игру правила здоровьесберегающего и безопасного поведения.

Формирование культурно-гигиенических навыков:

· развивать умения самообслуживания и самостоятельного осуществления полезных привычек, элементарных навыков личной гигиены; определять состояние своего здоровья и окружающих; назвать и показать, что именно болит, какая часть тела;

· совершенствовать культуру приема пищи;

· развивать потребность выполнять утреннюю гимнастику, закаливающие процедуры;

Формирование первичных представлений о здоровье и здоровом образе жизни:

· развивать представления о внешних и внутренних особенностях строения тела человека; правилах здоровья: режим дня, питание, сон, прогулка, культурно-гигиенические умения и навыки, навыки самообслуживания, занятия физкультурой и профилактика болезней; о поведении, сохраняющем и укрепляющем здоровье; о безопасном поведении в быту, на улице, в природе, обществе; о полезных и вредных привычках; о поведении заболевающего и болеющего человека; о здоровом взаимодействии со сверстниками и взрослыми;

· формировать и закреплять навыки соблюдения правил безопасного поведения в подвижных играх, в спортивном уголке группы; умения одеваться в соответствие с погодой, не переохлаждаясь и не утепляясь чрезмерно; правильно одеваться на прогулки и походы в лес; различать съедобные и ядовитые грибы, ягоды, травы, правильно себя вести в лесу; соблюдать правила дорожного движения; вести себя в транспорте в соответствии с правилами перевозки; правильно вести себя на воде, на солнце;

· воспитывать ценностное отношение к здоровью и человеческой жизни, развивать мотивацию к сбережению своего здоровья и здоровья окружающих людей, общества в целом; продолжать обогащать представления о том, что такое здоровье и как поддержать, укрепить и сохранить его;

· поддерживать веру ребенка в свои возможности и собственные силы, воспитывать как субъекта здоровьесберегающей деятельности и поведения.

Источник

Adblock
detector