Меню

Деятельность психолога по сохранению психологического здоровья учащихся

«Сохранение и укрепление психологического здоровья школьников как направление деятельности педагога-психолога в условиях современной школы»
статья по зож

Скачать:

Вложение Размер
statya_psihologicheskoe_zdorove.docx 21.74 КБ

Предварительный просмотр:

Сохранение и укрепление психологического здоровья школьников в условиях современной школы

В последнее время школьники часто сталкиваются, как в жизни, так и в школе, с разными трудностями, которые оказывают влияние на их психологическое здоровье. Это состояние, когда душевное здоровье сочетается с личностным, у человека все хорошо и прекрасно, он в состоянии личностного роста и готовности к такому росту. Психологически здоровый человек разумен, открыт к сотрудничеству, способен справляться с жизненными ситуациями. Психологическое здоровье включает в себя совокупность эмоциональной, мотивационной, познавательной и волевой сферы, проявления человеческих качеств. Это является основой жизнеспособности ребенка, которому приходится иногда решать непростые задачи своей жизни: контролировать собственное поведение и обдумывать свои поступки, научиться жить, работать, учиться и быть ответственным за себя и других, осваивать научные знания и социальные навыки, развивать свои способности и строить образ своего успешного «Я». Когда мы наблюдаем у школьников изменение поведения: нарушение конвенциальных и моральных норм, тревожность, агрессию, замкнутость, и т.п. личностные проявления, в большинстве случаев это свидетельствует о психологическом неблагополучии личности. Ребёнку трудно самостоятельно справляться с жизненными ситуациями, в силу его личностных особенностей, постоянно повышающихся требований общества, усложнения систем образования, возрастания учебной нагрузки, отсутствия поддержки и доброжелательности со стороны близких из-за повышенной занятости. Школьникам необходимо помочь сохранить и укрепить психологическое здоровье, создать комфортные условия для бучения, совместно с родителями и педагогами, психологом, преодолевать возникающие трудности.

Для формирования психологического здоровья родители и педагоги могут:

  • способствовать формированию положительного отношения к себе и принятию окружающих по принципу «я-окей, ты-окей»;
  • обучать рефлексивным умениям: навыкам понимания своих эмоций и чувств, и умению выразить их словами, навыкам понимания эмоционального состояния других людей (рассматривание изображений лиц людей с выраженными эмоциями и их обсуждение), умению ставить себя на место другого и умению смотреть на свои поступки глазами окружающих;
  • формировать потребности в саморазвитии, через создание условий, способствующих реализации творческих потребностей ребенка;
  • уделять своему ребенку достаточно внимания, любви и заботы.

В рамках психолого-педагогического сопровождения необходимо реализовывать диагностику уровня адаптации и универсальных учебных действий учащихся. Проводить занятия с детьми в период адаптации к 1 классу и при переходе из начальной школы в среднее звено, с целью профилактики дезадаптации и сохранения психологического здоровья обучающихся. Данная работа проводится на протяжении всего учебного года. В результате диагностических исследований и наблюдений выявлено, что возникает потребность особого сопровождения детей после длительного отдыха во время каникул. В связи с этим необходимо:

  • проводить игровые минутки во время перемен между уроками, что положительно сказывается на эмоциональном состоянии учащихся;
  • организовать конкурсы рисунков, бесед, викторин, игр по станциям на темы: «Мы — за здоровый образ жизни!», «Что такое дружба?», «Моя семья», «Мой класс» и т.д.;
  • вовлечь школьников в коллективную работу по созданию классного уголка «Наш дружный класс»: каждый ученик обводит свою ладошку на листе цветной бумаги, вырезает ее, наклеивает в середину фотографию и в виде солнышка все работы размещаются на ватмане в уголке класса.

Таким образом, проведение данных мероприятий способствует формированию положительного отношения к школе, созданию комфортного психологического климата в классе, повышает уровень адаптации учащихся, что является необходимым для укрепления и сохранения психологического здоровья школьников.

Создание родительского клуба способствует сохранению и укреплению психологического здоровья обучающихся. В рамках данного направления, с родителями проводятся тренинги, ведутся дискуссии, предоставляется и разъясняется информация по следующим темам:

  • «Адаптация будущего первоклассника»,
  • «Как помочь ребенку успешно адаптироваться к 1-му и к 5-му классам»,
  • «Возрастные особенности младших школьников»,
  • «Как противостоять стрессу в новых условиях»,
  • «Что должен знать и уметь будущий первоклассник?»,
  • «Какие проблемы могут возникнуть в процессе адаптации и обучения школьников. Как родители могут помочь детям преодолеть возникшие трудности» и т.п.

Информация, полученная на заседаниях родительского клуба, помогает родителям правильно организовать воспитательную работу и направить их внимание на поддержание эмоционального благополучия своего ребенка.

Для педагогов необходимо проводить семинары и консультации, с целью ознакомления с информацией о возрастных особенностях развития детей и с результатами психологической диагностики, способствующих формированию индивидуального подхода к каждому обучающемуся.

Одним из важнейших аспектов сохранения и укрепления психологического здоровья школьников является, создание благоприятного психологического климата на уроке. Таким образом, решается задача предупреждения утомления учащихся и появляется дополнительный стимул для раскрытия творческих возможностей каждого ребенка.

Доброжелательная обстановка на уроке, спокойная беседа, внимание к каждому высказыванию, позитивная реакция учителя на желание ученика выразить свою точку зрения, тактичное исправление допущенных ошибок, поощрение к самостоятельной мыслительной деятельности, уместный юмор или небольшое историческое отступление — это то, что необходимо педагогу для раскрытия способностей каждого ребенка.

Следует заметить, что в обстановке психологического комфорта и эмоциональной приподнятости работоспособность обучающихся заметно повышается, что в конечном итоге приводит к укреплению психологического здоровья, и к более качественному усвоению знаний, и, как следствие, к более высоким результатам.

По окончании урока ученики покидают класс с хорошим настроением, поскольку в течение этого времени отрицательные факторы практически отсутствовали.

Таким образом, работа по сохранению и укреплению психологического здоровья обучающихся организуется со всеми участниками образовательного процесса: родители, учащиеся, педагоги, психологи и другие специалисты образовательного учреждения.

Школа, организует не только процесс обучения и воспитания, но и создает условия для сохранения и укрепления психологического здоровья обучающихся, с целью успешного развития личности ребенка, и является психологически безопасным и комфортным пространством.

Пожалуйста, не забудьте правильно оформить цитату:
Офицерова Т. А., Губанихина Е. В. Обеспечение психологической безопасности образовательного процесса как условие сохранения и укрепления психологического здоровья школьников // Молодой ученый. — 2017. — №48. — С. 202-205. — URL https://moluch.ru/archive/182/46783/ (дата обращения: 14.01.2019).

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Реализация Федерального государственного образовательного стандарта нового поколения существенно изменяет всю образовательную ситуацию в школе, определяя точное место формам и видам приложения психоло.

ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА ПОТАПОВОЙ Н. В.

Действие самооценки является не только регулятивным универсальным учебным действием, но и составной частью такого личностного УУД как самоопределение. Самооценка является важнейшим психологическ.

Вся моя работа была посвящена одной теме – развитию рефлексивной самооценки. Но каждый год у нас появлялся особый аспект рефлексивной самооценки, на котором и делался акцент в работе. В пер.

Средство сохранения и укрепления психического здоровья младших школьников.

Формирование здоровой и социально продуктивной личности через гармоничное развитие способностей самовыражения и самопознания при помощи арт-терапии. .

В современном мире важнейшим условием полноценного развития ребенка является сохранение и укрепление его психологического здоровья.

Источник

ИЗ ОПЫТА ПРОФИЛАКТИЧЕСКОЙ РАБОТЫ ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА ПО СОХРАНЕНИЮ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ
статья по психологии по теме

В статье обобщен опыт работы психолога по профилактике нарушений психологического здоровья

Скачать:

Вложение Размер
iz_opyta_profilakticheskoy_raboty.doc 54.5 КБ

Предварительный просмотр:

ИЗ ОПЫТА ПРОФИЛАКТИЧЕСКОЙ РАБОТЫ ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА ПО СОХРАНЕНИЮ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ

МБОУ Гимназии №14 г.Выксы Нижегородской области

Проблема девиантного поведения школьников – одна из важных задач педагогической психологии. Особенно трудно в этот период приходится подросткам, которые в силу возрастных особенностей отличаются личностной нестабильностью, противоречивостью.

Отклоняющееся поведение – система поступков или отдельные поступки, противоречащее принятым в обществе правовым или нравственным нормам.

Причины девиантного поведения многообразны. Во-первых, сказываются внутренние трудности переходного возраста, начиная с психогормональных процессов и заканчивая психической перестройкой; во-вторых, пограничность и неопределённость социального поведения и положения; в-третьих, противоречия, обусловленные перестройкой механизмов социального контроля: детские формы контроля, основанные на соблюдении внешних форм и послушания уже не действуют, а взрослые способы, предполагающие сознательную дисциплину и самоконтроль, ещё не сложились и не окрепли. Социальные факторы, способствующие девиантному поведению: школьные трудности, травматические жизненные события, влияние девиантной группы.

Низкий уровень самоуважения также является причиной такого поведения. Не найдя признания в привычной для себя среде (семья, школа), подросток пытается в асоциальных группах повысить свой психологический статус сверстников, найти такие формы самоутверждения, которых не было у него в семье и школе.

Возникшие на данном этапе онтогенеза трудности в психическом развитии подростка нуждаются в понимании, принятии и правильном психологическом воздействии на личность подростка со стороны взрослых. Подросток может проявлять различного рода отклонения в поведении, как в связи со своими личностными особенностями (акцентуации характера, свойства темперамента, особенности эмоционально-волевой сферы и т. п.), так и в связи с негативными процессами в семье (гиперопека, гипоопека, непоследовательный тип воспитания, алкоголизация родителей), школе (необъективное отношение к ученику, конфликты с учителями, проблемы в ученическом коллективе).

Если проявления девиантного поведения не обратили на себя внимания и соответствующего воздействия взрослых, такое поведение может закрепиться в поведенческом репертуаре подростка.

Целью школьной психологической службы является создание условий для гармоничного развития учащихся в процессе школьного обучения. Какого человека мы можем считать гармонично развивающимся? В нашем понимании это человек, который в целом удовлетворен собой и своим окружением. Жизненные трудности он умеет преодолевать без психологических травм, используя их как опыт в последующей жизни.

В качестве главных критериев психологического здоровья можно выделить следующие: позитивное самоощущение (общий положительный фон настроения) и оптимистическое восприятие окружающего мира; высокий уровень способности осознания человеком себя; наличие стремления улучшать качество основных видов деятельности (в частности, учебной); успешное прохождение возрастных кризисов; адаптированность к социуму (к семье и школе), умение выполнять основные социальные и семейные роли.

Конечно, это идеальный образ психологически здорового человека, который мы рассматриваем как эталон и стремимся к нему.

Реализации этой цели содействуют все направления деятельности педагога-психолога: консультирование, развивающая работа, психологическое просвещение, психодиагностика.

Одним из ведущих принципов деятельности педагогов и психолога гимназии является индивидуальный подход к детям, осуществляемый наряду с системным подходом постоянно и во взаимодействии с другими специалистами школы.

После получения запроса (от родителей, классного руководителя или администрации) начинается серия консультаций и бесед со специалистами, которые владеют информацией о ребенке и его проблеме. Проводятся беседы с социальным педагогом, классным руководителем. Затем, если в этом есть необходимость, проводится групповое исследование или психологический час в классе, после которого ребенок приглашается на консультацию. Во время индивидуальной консультации ребенка не столько знакомят с результатами исследования, сколько проводят беседу, дают рекомендации по преодолению имеющейся проблемы. На консультацию приглашаются родители. Если проблемы возникают у многих детей в классе, организуются группы развития. В такие группы включаются дети, требующие особого внимания и все желающие из данного класса. Работа в группе дает наибольший эффект.

В начальной школе педагог-психолог проводит индивидуальные и групповые занятия с учащимися 1 классов по преодолению трудностей адаптации, коммуникации и эмоционально-волевых нарушений у детей.

Мы разделяем мнение ведущих психологов о том, что чем раньше будет начата профилактика различных зависимостей, тем больший эффект будет иметь работа по сохранению здоровья детей. Поэтому уже с учащимися 4 классов проводятся занятия по профилактике наркотической зависимости с использованием арт-технологии «Ловушка для Поленьки». Прослушивание аудиозаписи сказки сопровождается обсуждением сказки, рисованием иллюстраций на тему сказки. Дети уже в этом возрасте способны правильно оценить негативное влияние наркотиков на здоровье человека.

В средней школе проводится диагностика школьной тревожности в 5, 9 классах, процессов адаптации в 5, 10 классах, благодаря которой выявляется группа детей, имеющих высокую тревожность в отношениях с одноклассниками, учителями, социальный стресс, страх не соответствовать ожиданиям окружающих, страх самовыражения. Затем выстраивается коррекционно-развивающая работа по профилактике тревожного поведения, предэкзаменационной тревожности, эмоционально-волевых нарушений и формированию социальных навыков.

В работе с учащимися 1 и 5 классов педагог-психолог реализует программы тренинговых занятий по формированию социальных навыков «Я и Мы» (авторы: В.Родионов и М.Ступницкая) и «Тропинка к своему Я» (автор О.В.Хухлаева). Эти циклы занятий оказывают помощь учащимся в период адаптации: снижают у них тревожность, учат пользоваться поддержкой окружающих, оказывать помощь другим, видеть свои сильные и слабые стороны, принимать себя и совершенствовать личностные качества. Часть занятий посвящена развитию навыков здорового образа жизни и профилактике вредных привычек. На занятии «Мы, наши недостатки и достоинства» мы учимся различать слабости и пороки (алкоголизм, наркомания). Социальный опыт детей этого возраста постепенно расширяется. Приобретенный в тренингах опыт становится для участников также и профилактикой трудностей пубертатного периода (периода половой зрелости).

Неизменным успехом у гимназистов пользуется час психологии «Горячий стул», во время которого создаются психологические портреты участников. Это занятие дает возможность подросткам получить обратную связь от сверстников, что приводит в большинстве случаев к благотворным изменениям в поведении подростков.

С целью профилактики в 10 классах были проведены занятия «Школа и я», «Каждый в своем уголке».

В 10 – 11 классах проводятся практические занятия с элементами социально-психологического тренинга: «Как противостоять стрессу», «Как помочь себе и другу в кризисной ситуации» по профилактике суицида.

В апреле 2013 года в гимназии были проведены акции «Мы выбираем здоровье и жизнь!» с учащимися 5 – 6 классов и «Мы выбираем радость и счастье» с учащимися 9 – 10 классов. Результатами этих акций стали большие панно с рисунками подростков, касающимися здоровья, будущих профессий и счастливой жизни. Главная идея обеих акций: выбирать нужно здоровье, радость и счастье, самим творить собственное будущее.

Огромное воздействие на детей оказывают педагоги, поэтому психолог гимназии проводит с ними семинары-практикумы с элементами СПТ. Так педагоги участвовали в практикуме «Речевое насилие как угроза психическому и психологическому здоровью детей и подростков» и семинаре-тренинге «Возможности педагогов по защите прав уязвимых подростковых групп». После подобных занятий и исследований социально-психологического климата в классах педагоги больше обращают внимание на создание положительного психологического климата в классных коллективах.

Проблемы сохранения психологического здоровья детей решаются на общешкольных конференциях и родительских собраниях: «Адаптация первоклассников», «Возрастные и психологические особенности детей» (2, 4 классы), «Учебные трудности пятиклассников», «Период «бури и натиска» (7 – 8 классы), «Конфликты отцов и детей» (родители 8, 9 классов), «Девятиклассники: проблемы возраста» и другие. Они носят профилактический характер и способствуют налаживанию более гармоничных взаимоотношений между родителями и детьми. Для родителей организован виртуальный лекторий для учителей и родителей, для них выкладываются памятки на сайте гимназии: «Советы ребенка своим родителя», «Профилактика употребления курительных смесей», «Причины агрессивности детей», «Как стать идеальным родителем для подростка» и др.

Если детские проблемы очень сложны, они рассматриваются на профилактическом совете гимназии, где определяются стратегия и тактика поведения специалистов в отношении конкретного ребенка, а также выстраивается индивидуальная траектория его развития.

Совместными усилиями с педагогами, родителями психолог способствует созданию условий для благоприятного развития гимназистов и профилактики саморазрушительного поведения. Психологическое здоровье учащихся остается одной из наиболее актуальных задач, решаемых психологической службой гимназии, поэтому и впредь педагоги и психолог будут уделять ей большое внимание.

  1. Еделева, Е.Г. Новые подходы в психопрофилактической деятельности психолога и в определение субъектов профилактики асоциального поведения детей и подростков //Материалы интернет-конференции НИРО «Профилактика асоциального поведения» 2011 года.
  2. Родионов, В.А., Ступницкая, М. Я и Мы: тренинг социальных навыков.- Ярославль, 2001.
  3. Хухлаева, О.В. Тропинка к своему Я: Начальная школа (1-4 класс). – М.: Генезис, 2012. – 175 с.
  4. Хухлаева, О.В. Тропинка к своему Я: (5-6 класс). – М.: Генезис, 2012. – 175 с.

Источник

Читайте также:  Здоровье журнал свежий номер
Adblock
detector