Меню

Деятельность медицинской сестры по организации школ здоровья

Тезисы к конференции. Роль медицинской сестры в проведении школ здоровья. Лущай С.Я., Максимова Г.А., Марач Л.С.
статья по теме

Скачать:

Вложение Размер
Лущай, Максимова, Марач Роль медицинской сестры в проведении школ здоровья 20.3 КБ

Предварительный просмотр:

РОЛЬ МЕДИЦИНСКОЙ СЕСТРЫ В ПРОВЕДЕНИИ ШКОЛ ЗДОРОВЬЯ

С.Я. Лущай, Г.А. Максимова, Л.С. Марач (г. Тюмень)

ГАПОУ ТО «Тюменский медицинский колледж»

Лучшее, что можно сделать для людей-

это научить их самим себе помогать.

При оказании медицинской помощи пациентам с хроническими заболеваниями, требующими длительного ухода и наблюдения, роль сестринского персонала становится особенно значимой.

Одной из форм профилактической работы с пациентами, требующими длительного наблюдения, являются школы здоровья.

Школы здоровья – школы для обучения пациентов и лиц с факторами риска. Это организованная форма обучения целевых групп населения (например, больных и членов их семей, лиц с факторами риска и др.) по приоритетным для данной группы проблемам укрепления и сохранения здоровья. Школы предполагают наличие унифицированных программ подготовки преподавателей и обучаемых, соответствующего информационного и методического обеспечения.

Участие медицинской сестры в проведении школ здоровья трудно переоценить. Считается, что медицинская сестра может гораздо легче наладить контакт с пациентом, чем врач, что сказывается на восприятии информации.

Медицинская сестра проводит обучение в школах здоровья индивидуально и группами по 2-3 человека. В дальнейшем обучение проводит врач, преподнося более глубокие знания. Такое сочетание индивидуальных и групповых методик делают эту форму обучения наиболее удобной и наименее дорогой с экономической точки зрения.

Время информационных школ прошло и в обучении пациентов следует применять интерактивные формы взаимодействия. Поэтому, учитывая потребность в школах здоровья, мы готовим студентов базового уровня на практических занятиях по ПМ 02, МДК 02.01. раздел «Сестринский уход в терапии» к проведению школ по ишемической болезни сердца, артериальной гипертонии, сахарному диабету, бронхиальной астме, заболеваниям щитовидной железы, ХОБЛ.

Например, в школе здоровья для пациентов с ИБС мы предлагаем следующую тематику и содержание занятий со студентами:

  1. Что надо знать пациенту об ишемической болезни сердца. В этой теме студент дает информацию о заболевании, рассказывает правила измерения АД, определение свойств пульса, отеков, подсчета частоты дыхательных движений. «Пациенты» в парах измеряют эти показатели друг у друга.
  2. Особенности питания при ИБС. Определяют индекс массы тела, используя пирамиду здорового питания, составляют примерное меню.
  3. Курение и ИБС. Акцентируют внимание на преимуществах отказа от курения.
  4. Стресс и здоровье. Рассматривают заповеди преодоления стресса.
  5. Физическая активность и здоровье. Совместно с «пациентами» выполняют комплекс физических упражнений при ИБС.

При проведении занятий по другим темам, мы разнообразим методику проведения, учитывая особенности заболевания.

Данная проблема актуальна и для слушателей ДПО циклов первичной медико-профилактической помощи и первичной медико-санитарной помощи населению, медицины общей практики, охраны здоровья работников сельского населения, охраны здоровья работников промышленных и других предприятий. Учитывая, что данная категория слушателей является профессионалами, школы здоровья проходят в форме мастер-класса. Преподаватели на данных циклах проводят мастер-классы, во время которых знакомят слушателей с методикой их проведения, рассказывают и, что еще более важно, показывают, как применить на практике новую технологию или процедуру, манипуляцию, обучают медицинских работников практическим навыкам.

В ходе мастер-класса участники изучают разработки по теме мастер-класса, участвуют в обсуждении полученных результатов, задают вопросы, получают консультации, предлагают для обсуждения собственные проблемы, высказывают свои предложения по решению обсуждаемых проблем.

На итоговой аттестации слушатели представляют проекты самостоятельно разработанных школ здоровья в форме мастер-классов по актуальным проблемам профилактики хронических заболеваний.

Здоровье человека на 50% определяется образом жизни, поэтому формирование у населения навыков здорового образа жизни, ответственного отношения к собственному здоровью, в том числе и через школы здоровья, является важным звеном в решении данной задачи.

  1. Вдовина Л.Д., Марач Л.С., Максимова Г.А. Инновационные формы и методы повышения квалификации сестринского персонала. Методические рекомендации.- Тюмень: ГАОУ СПО ТО «ТМК», ОПК №2, 2012.

2. Рунова Г.Е., Гурова О.Ю. Роль медицинской сестры в лечении сахарного диабета // Главная медицинская сестра.- 2014. № 11. С. 21-26.

3. О.В. Васильев, И.П. Королева, Е.А. Лаврова, О.Б. Алуф Школы здоровья для пациентов – одна из мер вторичной и первичной профилактики // Медицинская сестра.- 2013. № 4. С.8-12.

Источник

Роль медицинской сестры в процессе обучения пациентов в школах здоровья (фтизиатрическая практика)

В статье предоставлены результаты проведённой работы по важности открытия в ЛПУ Школы для больных туберкулёзом, проведённого путём опроса и анкетирования медицинских сестёр и пациентов диспансера. Подчёркнуто, что самым лучшим средством безопасности для медицинского работника и пациента является — грамотные действия всех участников процесса.

Role of the nurse in the course of training of patients at schools of health (ftiziatrichesky practice)

В современных условиях возрастает роль активного сотрудничества медицинского работника и пациента в вопросах обучения здоровому образу жизни, управления хроническим заболеванием, улучшения качества и продолжительности жизни. Обучение пациентов в Школах здоровья вошло в стандарты оказания медицинской помощи пациентам с различной патологией.

В этих условиях возрастает роль сестринского персонала в вопросах обучения пациентов здоровому образу жизни, профилактики заболеваний (первичной, вторичной, третичной). Большинство хронических заболеваний в настоящее время сложно излечить, но можно реально контролировать и обеспечивать профилактику осложнений, что может существенно продлить жизнь больных и повысить ее качество. Однако успешно контролировать хроническое заболевание, даже с максимальным использованием арсенала современной медицины, но без активного участия пациента, не представляется возможным [6].

Школа для пациентов — это совокупность средств и методов индивидуального и группового воздействия на пациентов и население, направленная на повышение уровня их знаний, информированности и практических навыков по рациональному лечению заболевания, профилактике осложнений и повышению качества жизни.

Цель таких Школ — повышение мотивации и улучшения выполнения пациентами врачебных рекомендаций, формирование партнерских отношений с врачом в лечении, реабилитации и профилактике, их взаимовыгодное сотрудничество. При посещении этих школ у пациентов формируется ответственность за сохранение своего здоровья, рациональное и активное отношение к здоровью, мотивация к оздоровлению, соблюдению режима лечения.

В работе Школ особое место уделяется профессиональным обязанностям медицинских сестер, современным сестринским технологиям, применяем в организации и проведении занятий.

Обучение в Школе здоровья определяется как помощь пациентам в приобретении и поддержании навыков, необходимых им для максимального управления их жизнью в условиях хронического заболевания, либо в определенные периоды жизни. Это лечебно-образовательный процесс, являющийся полноправной областью здравоохранения, составной и непрерывной частью ведения пациентов. Обучение сориентировано на пациента, создано для помощи пациентам и их семьям в понимании своего заболевания/ состояния, эффективном лечении, ведении здорового образа жизни, обучении уходу за собой, сотрудничестве с медицинским персоналом. Все это, в конечном счете, ведет к улучшению качества жизни пациента [9].

Источник

Роль медицинской сестры в реализации программы для школы здоровья «Артериальная гипертония» в амбулаторно-поликлинических учреждениях

Положение, структура, организация школ здоровья, методика проведения занятий в них. Роль медицинской сестры в реализации программ школ здоровья. Обучение пациентов. Перечень учетно-отчетной документации для школ здоровья. Контроль уровня полученных знаний

Рубрика Медицина
Вид дипломная работа
Язык русский
Дата добавления 20.05.2018
Размер файла 56,9 K

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Размещено на http://www.allbest.ru/

Роль медицинской сестры в реализации программы для школы здоровья «Артериальная гипертония» в амбулаторно-поликлинических учреждениях

медицинский сестра здоровье школа

Актуальность: наиболее из перспективных направлений в профилактике и лечении неинфекционных заболеваний для достижения контроля над основными проявлениями заболеваний и предупреждения осложнений является обучение пациентов в форме школ здоровья.

Современная статистика артериальной гипертонии в России:

— лечатся адекватно — 20,5-22,5%

— умирают от последствий и осложнений АГ — 40%

Показатели здоровья и уровня знаний населения, в целом, находятся на неудовлетворительном уровне. Среди причин, негативно отражающихся на состоянии здоровья населения, большое влияние оказывает снижение качества жизни большей части населения (низкий уровень заработной платы, ухудшение условий жизни, труда, отдыха, состояния окружающей среды, качества и структуры питания и т.д.) чрезмерные стрессовые нагрузки, снижение общего уровня культуры, в том числе санитарно-гигиенической, что способствует распространению вредных привычек и нездорового образа жизни.

Учитывая, что здоровье человека в большей частности определяется образом жизни, то есть поведением и отношением его к собственному здоровью и здоровью окружающих, одним из приоритетных направлений деятельности в охране здоровья является формирование у людей навыков здорового образа жизни, и полезных навыков для в жизни в целом, увеличение уровня санитарно-гигиенической культуры.

Основная цель школы здоровья — оптимизация, совершенствование доступности и улучшение качества оказания медицинской профилактической помощи населению.

Хорошо спланированные и организованные мероприятия по формированию здорового образа жизни среди населения в Школах Здоровья способствует снижению заболеваемости и смертности. Сохраняется высокая потребность в обучении пациентов с артериальной гипертонией, сахарным диабетом, бронхиальной астмой, пациентов, желающих отказаться от курения, а также будущих родителей.

Цель: изучение роли медицинской сестры в реализации программы для школы здоровья

— повышение информированности пациентов;

— повышение ответственности пациентов за сохранение своего здоровья;

— формирование отношения и мотивации к оздоровлению,

приверженности к лечению и выполнению рекомендаций врача;

— формирование у пациентов навыков и умений по снижению

неблагоприятного влияния на их здоровье поведенческих факторов

— формирование у пациентов практических навыков;

— контроль уровня полученных знаний, умений и навыков у обученных в школе здоровья;

— оценка организации и качества обучения в школе здоровья;

— поддержка выпускникам школы;

Объект: роль медицинской сестры в амбулаторно-поликлинических учреждениях

Предмет: реализация программы для школы здоровья

Глава 1. О Школе здоровья

1.1 Положение, структура, организация Школ здоровья

Школа здоровья — организационная форма группового консультирования, гигиенического обучения и воспитания, являющаяся комплексной медицинской профилактической услугой.

Школа здоровья создается на базе амбулаторно-поликлинического отделения (учреждения), в том числе кабинета (отделения) медицинской профилактики, центра здоровья, дневного стационара или специализированного (терапевтического, кардиологического, эндокринологического, пульмонологического) отделения стационара учреждения здравоохранения, санатория-профилактория, санатория.

Школа организуется приказом главного врача учреждения здравоохранения для каждого вида школ в рамках штатного расписания. В приказе утверждается руководитель школы, порядок и формы направления пациентов на обучение в школе, график проведения школы на год.

Занятия в школе имеют право проводить медицинские работники, в т.ч. врач, фельдшер, инструктор по гигиеническому воспитанию, медицинская сестра, имеющие документ о прохождении цикла тематического усовершенствования, дающего право на обучение пациентов. Периодичность обучения на цикле тематического усовершенствования — не реже 1 раза в 5 лет. Ответственность за подготовку специалистов для проведения школ несет руководитель ЛПУ.

В школу для пациентов с хроническими неинфекционными заболеваниями направляются пациенты с неосложненным течением:

— бронхиальной астмой вне выраженного обострения;

— сахарным диабетом 2 типа без инсулин

— для психологической подготовки семьи к рождению ребенка направляются женщины во 2-3 триместре беременности;

— курящие пациенты направляются желающие бросить курить;

Рекомендуемая численность пациентов в группе — 10-12 человек. Пациенты направляются на занятия в школе лечащим врачом, врачом центра здоровья или специалистами любого профиля.

Обучение по групповой методике не проводится больным со значительной потерей зрения, слуха, с интеллектуально-эстетическими и эмоционально-психическими расстройствами.

Цикл обучения в школе для пациентов с хроническими неинфекционными заболеваниями и в школе психологической подготовки семьи к рождению ребенка включает в себя 5 занятий по 90 минут. В амбулаторно-поликлиническом учреждениях, рекомендуемая частота занятий — 1-2 раза в неделю [1].

Цикл обучения в школе для желающих бросить курить составляет 2 занятия по 145 минут с периодичностью — 1-2 занятия в неделю и телефонное консультирование (160 минут) [1].

Организационные модели школы здоровья могут включать две схемы:

1. обучение пациентов на всех занятиях курса проводит один специалист;

2. обучение пациентов проводится различными специалистами в зависимости от их наличия и квалификации. В соответствии с тематикой Школы здоровья и конкретного занятия могут принимать участие участковый (семейный) врач, кардиолог, диетолог, врач или инструктор по ЛФК, пульмонолог, эндокринолог, акушер-гинеколог, психотерапевт или психолог.

Обязательное оборудование школы:

— помещение для занятий площадью 4 м2 на 1 место, не менее 24 м2 ;

— столы и стулья в количестве 15 штук;

— доска, мелки, бумага, фломастеры, ручки, карандаши;

-информационные материалы для пациентов (дневники, памятки, буклеты, плакаты и др.).

Дополнительное (желательное) оборудование школы:

— проектор (мультимедиа), компьютер, экран;

— принтер, ксерокс, программное обеспечение для создания и обновления базы данных на прошедших обучение пациентов;

— аудио- и видеоаппаратура и аудио- и видеоматериалы;

Обязательное оснащение школы здоровья для пациентов с артериальной гипертонией:

— тонометры — не менее 5 (желательно автоматические, работающие от сити );

— фонендоскопы (при наличии механических или полуавтоматических тонометров);

— сантиметр для измерения окружности талии;

-препараты для лечения гипертонического криза (каптоприл, клонидин) и приступа стенокардии (нитроглицерин).

1.2 Методика проведения занятий в школах здоровья

1. Для пациентов с артериальной гипертонией.

Обучение пациентов с артериальной гипертонией (АГ) в школе здоровья является комплексной медицинской профилактической услугой (отраслевой классификатор «Сложные комплексные медицинские услуги» — 91500.09.0002-2001, приказ МЗ РФ № 268 от 16.07.2001 г. «Система стандартизации в здравоохранении Российской Федерации») и классифицируется 04.015.01:

04 — медицинские услуги по профилактике;

01 — школа для больных с АГ.

Полный цикл состоит из 5 занятий по 90 минут, посвященных основным наиболее важным проблемам контроля АГ.

Структура и содержание занятия

Занятие 1. Что надо знать об артериальной гипертонии?

1. Вводная часть

1.1. Знакомство, представление участников.

1.2. Описание целей обучения.

1.3. Оценка исходных знаний.

2. Информационная часть

2.1. Что такое артериальное давление и какой уровень артериального давления принято считать нормальным?

2.2. Что такое артериальная гипертония?

2.3. Факторы риска артериальной гипертонии.

2.4. Изменения в организме при артериальной гипертонии.

2.5. «Органы-мишени» при артериальной гипертонии.

3. Активная часть

Проверка усвоения материала.

4. Информационная часть

4.1. Проявления артериальной гипертонии.

4.2. Что такое гипертонический криз?

4.3. Осложнения артериальной гипертонии: инсульт и инфаркт миокарда.

5. Активная часть

Измерение роста, веса, окружности талии, подсчет индекса массы тела и определение должного веса каждого слушателя.

6. Информационная часть

Как правильно измерять артериальное давление?

7. Активная часть

Измерение артериального давления.

8. Заключительная часть

Ответы на вопросы, домашнее задание.

Занятие 2. Здоровое питание. Что надо знать пациенту о питании при артериальной гипертонии?

1. Вводная часть

Описание цели занятия.

2. Информационная часть

2.1. Принципы здорового питания.

2.2. Пирамида рационального питания.

3. Активная часть

3.1. Оценка содержимого упаковок пищевых продуктов.

3.2. Подсчет суточных энерготрат и энергетической ценности пищевого рациона.

4. Информационная часть

4.1. Как влияет питание на артериальную гипертонию?

4.2. Особенности питания при артериальной гипертонии.

4.3. Особенности питания при избыточной массе тела.

5. Активная часть

5.1. Составление суточного меню для пациента с артериальной гипертонией.

5.2. Проверка усвоения материала.

6. Заключительная часть

Ответы на вопросы, домашнее задание.

Занятие 3. Физическая активность и здоровье

1. Вводная часть

1.1. Проверка домашнего задания.

1.2. Описание целей занятия.

2. Информационная часть

2.1. Что такое физическая активность и тренированность?

2.2. Какова цель повышения физической активности?

2.3. Типы физических тренировок.

3. Активная часть

3.1. Оценка физической активности.

3.2. Выполнение упражнений.

4. Информационная часть

4.1. Как физическая активность влияет на здоровье?

4.2. Как избежать осложнений при физических тренировках?

4.3. Как повысить повседневную физическую активность?

5. Активная часть

5.1. Проверка усвоения материала.

5.2. Как одеваться для занятия физкультурой?

6. Информационная часть

6.1. Правила проведения тренировок: частота, продолжительность, интенсивность.

6.2. Как построить занятие по повышению физической активности?

6.3. Как оценить эффективность упражнений?

7. Активная часть

7.1. Как контролировать интенсивность физической нагрузки?

7.2. Как определять частоту пульса?

8. Информационная часть

8.1. Особенности физической активности для лиц в пожилом возрасте.

8.2. Особенности физической активности для лиц с ожирением.

9. Активная часть

Проверка усвоения материала.

10. Заключительная часть

Ответы на вопросы.

Занятие 4. Стресс и здоровье

1. Вводная часть

Описание цели занятия.

2. Информационная часть

2.1. Что такое «стресс». Источники стресса.

2.2. Влияние стресса на здоровье человека.

2.3. Реакция организма на стресс.

2.4. Управляемые и неуправляемые стрессоры.

3. Активная часть

Самооценка уровня стресса.

4. Информационная часть

Методы преодоления стресса.

5. Активная часть

Знакомство с упражнениями на расслабление.

6. Информационная часть

Несколько жизненных принципов и советов, которые помогут избежать стресса.

7. Активная часть

Проверка усвоения материала.

8. Заключительная часть

Ответы на вопросы.

Занятие 5. Медикаментозное лечение артериальной гипертонии

1. Вводная часть

Описание цели занятия.

2. Информационная часть

2.1. Цель лечения артериальной гипертонии.

2.2. Что определяет эффективность лечения АГ?

2.3. Немедикаментозное лечение АГ.

2.4. Принципы лекарственной терапии.

3. Активная часть (вопросы-ответы)

4. Информационная часть

Основные группы современных лекарств, снижающих артериальное давление, механизмы их действия и побочные эффекты.

5. Активная часть

5.1. Проверка усвоения материала.

5.2. Проверка записей в дневнике давления.

6. Контроль уровня знаний, приобретенных за время обучения в Школе

7. Заключительная часть

Оценка слушателями организации и качества обучения в Школе.

Глава 2. Роль медицинской сестры в реализации программы для школы здоровья

Медицинская сестра играет роль наставника. Помогает в проведении занятий врачам-специалистам, а именно это практическая часть, которая включает в себя обучение пациентов, манипуляциям по типовым программам, разъяснение в доступной форме, этиопатогенеза заболевания и его осложнений, возможностей немедикаментозного лечения, обучение методам самоконтроля за своим состоянием, приемам оказания самопомощи. Обучение пациента приобретает особый смысл и становится частью ежедневной работы.

Медицинская сестра старается установить активное эмоциональное воздействие и в максимальной щадящей форме объяснять возникшую проблему у пациента. Медицинская сестра помогает пациентам быть вовлеченными в обучающий процесс и вносит свой личный вклад в профилактику заболеваний, удовлетворенность пациентов лечением. В зависимости от решаемых задач форма работы также может быть разной: индивидуальной, групповой, массовой.

В процессе просветительской деятельности медицинская сестра может использовать материалы: разработка опросников, анкет, памяток, где на каждом занятии отрабатывается закрепление пройденного материала, это могут быть разработаны и ситуационные задачи, которые необходимо будет решить, продемонстрировать и которые в дальнейшем помогут провести контроль знаний и умений у пациентов, и организации в целом. Заполнение медицинской документации. Ну и конечно же оформление помещения школы здоровья, что очень важно, ведь это тоже один из факторов успеха в обучении.

2.1 Обучение пациентов

Во время обучения в Школе здоровья пациенты знакомятся с внешними и внутренними негативными условиями, которые оказывают повреждающее действие на организм, тем самым вызывая осложнения. Пациенты обучаются правилам измерения артериального давления, узнают, какой уровень давления следует считать нормальным, составляют индивидуальный план действий по устранению факторов риска. Учатся измерению роста, веса, окружности талии, подсчету индекса массы тела и определение должного индекса каждого слушателя.

Есть такие занятия в Школе здоровья, которые посвящены правилам здорового питания, каким должно быть питание здорового человека, объясняется влияние питания на уровень артериального давления. Для больных с повышенной массой тела определяются причины ожирения, разбираются основные принципы диетотерапии, приводятся различные типы диет. Составление суточного меню для пациента с артериальной гипертонией.

В Школе здоровья пациенты знакомятся с компонентами табачного дыма и их влиянием на здоровье. Формируется негативное отношение к курению и мотивация к отказу от курения, разбираются современные методы лечения табакокурения.

Под наблюдением опытного специалиста ЛФК, пациенты оценивают уровень своей тренированности, узнают, как повысить повседневную физическую активность, как построить программу тренирующих занятий, а также избежать осложнений при занятии физкультурой.

В Школе здоровья пациенты учатся различать допустимую и безвредную для здоровья степень стресса, знакомятся с методами самооценки уровня стресса, узнают условия преодоления стрессовых реакций.

На последнем занятии ознакомят с общими принципами медикаментозной терапии, какие существуют современные лекарственные препараты с минимальными побочными эффектами, снижающие артериальное давление, научат оказывать первую доврачебную помощь при гипертоническом кризе.

2.2 Оценка уровня полученных знаний, умений и навыков у обученных в школе здоровья

Оценка уровня приобретенных за время обучения в школе знаний дает возможность получить информацию о достижении поставленной цели обучения. Для такой оценки применим метод опроса. В качестве примера могут быть использованы приведенные ниже вопросники, содержащие ключевые позиции обучающих программ по артериальной гипертонии, Желательно предложить слушателям заполнить вопросник в начале первого занятия перед началом обучения (исходные знания) и в конце последнего занятия после завершения обучения, в дальнейшем сравнить количество правильных ответов до и после обучения.

Таблица 1. Оценка знаний пациентов

Повышенным считается уровень АД 140/90 мм рт.ст. и выше

АД нужно измерять только при ухудшении самочувствия

При гипертоническом кризе необходимо принять таблетку (каптоприл или клофелин) и вызвать врача

Если гипертония хорошо переносится, то она не требует лечения

Избыточная масса тела не влияет на уровень АД

Повышению АД способствует курение

Низкая физическая активность способствует понижению АД

Наследственность повышает риск повышения АД

Ежедневное употребление небольших доз алкоголя полезно для здоровья, особенно при гипертонии

При гипертонии необходимо ограничить потребление соли до 3-5 г в сутки (1 чайная ложка без верха)

Для улучшения здоровья необходимо ходить пешком в умеренном темпе (с ускорением) не менее 30 минут в день

Для снижения риска осложнений гипертонии достаточно контролировать только уровень АД

По данным мы можем отметить: в опросе принимало участие 11 человек.

Исходные знания — это те знания, с которыми пациенты пришли в школу здоровья, для них был выдан вопросник, на котором они отмечали свои ответы, («Да», «Нет», «Не знаю») исходя из этих ответов, были правильные и не правильные утверждения, исходя из этих утверждений, мы отследили, сколько человек отвечали неправильно, это и есть показатель того, что у пациентов низкий уровень знаний.

Полученные знания — это те знания, которые пациент получил в школе здоровья, для них был выдан этот же вопросник, на котором они отмечали свои ответы, («Да», «Нет», «Не знаю») исходя из этих ответов, были правильные и не правильные утверждения, исходя из этих утверждений, мы отследили, сколько человек отвечали неправильно, это и есть показатель того, что у пациентов достаточно высокий уровень знаний.

Таблица 2. Оценка знаний пациентов

Как вы считаете, нормальные ли цифры АД, 130/85?

Кто из вас умеет измерять АД?

Кто из вас ведет дневник измерения АД?

Кто из вас знает о факторах риска?

Кто-нибудь из вас знает осложнения АГ?

Кто-нибудь из вас слышал об особенностях питания при АГ?

Кто имеет, такую вредную привычку, как курение?

Кто употребляет алкоголь, только по праздникам?

Кто из вас ведет активный образ жизни?

Эти вопросы задавались в процессе занятий, в форме беседы, где пациенты, отвечая на них поднимали руки, тем самым соглашаясь или отвечая на вопрос. Эти же вопросы задавались и на последнем занятии. Таким образом вёлся подсчет рук, и дана оценка исходным и полученным знаниям.

2.3 Перечень учетно-отчетной документации для школ здоровья

1. Журнал регистрации пациентов, обучающихся в школе здоровья:

Учёт пациентов, обучающихся в школе здоровья, осуществляется в отдельном журнале. В журнале заполняется таблица на каждый цикл занятий (табл. 2). Отметка о присутствии пациента на занятии должна сопровождаться полной подписью фамилии медицинского работника, проводящего занятие.

Таблица 3. Журнал регистрации пациентов, обучающихся в школе здоровья

Отметка о присутствии (v)

2. Медицинская карта амбулаторного больного.

В амбулаторной карте должны быть записи о начале обучения в школе здоровья, даты и темы каждого занятия, заверенные медицинским работником, проводившим занятие. Для тех, кто прошел обучение в школе здоровья, на лицевой стороне медицинской карты амбулаторного больного ставится отметка «Школа артериальной гипертонии », с указанием даты завершения занятий в школе «____» ____________2018 г.

2.4 Оценка организации и качества обучения в школе

Анализ деятельности и контроль качества обучения пациентов в школе осуществляется руководителем школы. Отчет о работе школы ежегодно предоставляется в период сдачи годового статистического отчета ЛПУ в форме № 30 «Сведения о лечебно-профилактическом учреждении» и в форме «Сведения о деятельности ЛПУ по медицинской профилактике», утвержденной приказом Министерства здравоохранения Свердловской области № 856-п от 17.09.2007 г.

1. Оценка объема и полноты профилактической помощи в школах здоровья.

Показатели объема и полноты оцениваются ежегодно — за прошедший год, и, начиная со второго года, — за весь период с начала функционирования Школы:

• количество пациентов, состоящих на учете — 385 человек;

• количество пациентов, обученных в школе — 214 человек;

* % обученных пациентов от общего количества пациентов, состоящих на учете (для учреждений, имеющих прикрепленное население) — 55,5%.

2. Оценка организации и качества обучения в школах здоровья.

Оценка проводится на основании опроса пациентов на последнем занятии, позволяющего выяснить мнение пациента как основного потребителя предлагаемого вида профилактической помощи.

Таблица 4. Оценка организации и качества обучения в школах здоровья

Организация обучения в Школе в целом

Время проведения занятий

Было много новой информации

Обучение в Школе было для Вас полезным

Вы удовлетворены обучением в

Заниматься было интересно

Советы, полученные в Школе, выполнимы для Вас

Ваши пожелания по обучению в Школе: не задавали бы домашнее задание

Критерии оценки организации и качества обучения в Школе по мнению пациента:

– менее 30 баллов — неудовлетворительная оценка

– 30-40 — удовлетворительная оценка

– более 40 баллов — хорошая оценка

Глядя, на полученные данные мы можем отметить: группа состояла из 11 человек, оценка прошла индивидуально, где каждый пациент набрал свой общий балл, самый минимальный был — 44, средний бал — 48-50, высокий балл — 55. Оценка организации и качества обучения в школах здоровья очень хорошая. В таблице приведен результат одного пациента, который дал единственное пожелание по обучению.

Здоровье человека — одна из первостепенных тем человечества. К сожалению, здоровый образ жизни не занимает пока первСовремое место среди потребностей и ценностей человека в нашем обществе. Но если мы не научим пациента, беречь и укреплять свое здоровье, если мы не будем личным примером демонстрировать здоровый образ жизни, то мы не вправе надеяться, что будущее будет более здорово и развито.

В процессе работы были изучены источники литературы, конкретно методики обучения по типовым программам с помощью этих методик, где очень хорошо, а главное доступно раскрыты темы, описаны практические занятия, разработаны материалы для учебного и домашнего закрепления знаний, а именно памятки, презентации, видео и т.д. что ни мало важно для пациентов, думаю мы с профессиональной подачей и с легкостью, повышаем информированность пациентов, повышаем ответственность пациентов за сохранение своего здоровья, а так же формируем отношение и мотивации к оздоровлению, приверженность к лечению и выполнению рекомендаций врача, что очень важно, а то как описаны практические занятия, где пациент пробует и использует оснащение той или иной программы, демонстрируя это, как эпизод из жизненных ситуаций, с помощью этого мы формируем у пациентов навыки и умения по снижению неблагоприятного влияния на их здоровье поведенческих факторов риска, формируем у пациентов практические навыки, и одновременно осуществляем контроль, было ли эффективно обучение для каждого пациента в целом, проработаны так же способы контроля знаний, такие как анкетирование и вопросные листы, что помогает оценить не только проделанную работу специалистов, ну и качество деятельности организации в том числе. Таким образом задачи выполнены, цель достигнута.

Школы здоровья — это реальный шанс научиться приносить пользу своему здоровью. Здесь подробно расскажут о факторах риска неинфекционных заболеваний, а также научат практической профилактике, с радостью ответят на любые вопросы, касающиеся здоровья, причем не только физического, но и психологического. Здесь можно не только получить исключительно полезные знания о своем здоровье, даются индивидуальные заключения и рекомендации, но и пообщаться с новыми интересными людьми. Образование в школе здоровья — процесс и результат усвоения пациентом систематизированных навыков и умений, развитие ума и чувства, формирование мировоззрения, познавательных процессов, основанных на ценности здоровья.

Для Здравоохранения РФ, необходимо, чтобы сохранение и укрепление здоровья стали элементом национальной культуры, важнейшей задачей экологического, нравственного, патриотического воспитания и рассматривались в логике сохранения благополучия нации и государства, а так же совершенствование доступности и улучшение качества оказания медицинской профилактической помощи населению.

1. Оганов Р.Г., Калинина А.М., Еганян Р.А. и др. Школа здоровья для пациентов с артериальной гипертонией: Москва; 2002.

2. Национальные рекомендации по диагностике и лечению артериальной гипертонии и профилактика 2008;

3. Фролова Е.В. Обучение пациентов — современная медицинская технология амбулаторной практики: Учебное пособие для инструкторов Школ по обучению пациентов. Санкт-Петербург, МАПО, кафедра семейной медицины.

4. Приказ МЗ Свердловской области 250-п от 19 марта 2012г «Об организации школ здоровья в ЛПУ Свердловской области»

5. Приказ МЗ РФ № 268 от 16.07.2001г. «Система стандартизации в здравоохранении Российской Федерации»

6. Приказ МЗ РФ № 455 от 23.09.2003г. «Осовершенствовании деятельностиорганов и учреждений здравоохраненияпо профилактике заболеванийв РФ»

7. ФЗ -323 от 21.11.2011г. «Об охране здоровья граждан в РФ»

Источник

Читайте также:  Категории здоровья сотрудников фсин
Adblock
detector