Меню

Деятельность доу по формированию зож

Система работы по формированию здорового образа жизни дошкольников
статья на тему

В статье представлено описание работы в ДОУ по формированию здорового образа жизни дошкольника

Скачать:

Вложение Размер
sotnikova.docx 26.22 КБ

Предварительный просмотр:

Система работы по формированию здорового образа жизни дошкольников

«Здоровье дороже богатства» – утверждал французский писатель Этьен Рей, который жил в конце 19 века. Точно также утверждают и многие из нас. О здоровье говорят, о здоровье спорят, здоровья желают. С самого раннего детства каждый из нас осознаёт важность разумного отношения к своему здоровью…

Как укрепить и сохранить здоровье наших детей, каким образом способствовать формированию физической культуры ребёнка, как привить навыки здорового образа жизни, когда это надо начинать?

Известно, что дошкольный возраст является решающим в формировании фундамента физического и психического здоровья. Ведь именно до 7 лет человек проходит огромный путь развития, не повторяемый на протяжении последующей жизни. Именно в этот период идёт интенсивное развитие органов и становление функциональных систем организма, закладываются основные черты личности, формируется характер, отношение к себе и окружающим. Важно на этом этапе сформировать у детей базу знаний и практических навыков здорового образа жизни, осознанную потребность в систематических занятиях физической культурой и спортом.

В детском саду ребёнок проживает треть своей дошкольной жизни. И эту жизнь его организуют сотрудники ДОУ. И от того, как она будет организована, зависит в немалой степени состояние здоровья детей

Многие ученые (Н.М.Амосов, И.А. Аршавский, А.Г.Щедрина и др.) главным фактором укрепления и сохранения здоровья считают систематическую двигательную активность, формирующуюся в процессе физического воспитания. Именно физическое воспитание призвано формировать у ребенка правильное и осознанное отношение к себе и своему здоровью. Следует отметить, что в дошкольном возрасте биологическая потребность в движении является ведущей и оказывает мобилизирующее влияние на интеллектуальное и эмоциональное развитие ребенка, его привычки и поведение. Поэтому наиболее эффективным является приобщение детей к ценностям ЗОЖ в процессе физического воспитания, где в полной мере реализуется потребность в двигательной активности.

В планировании физкультурно-оздоровительной работы мы, как правило, выделяем три основных блока.

  1. Специально организованная деятельность;
  2. Совместная деятельность взрослого и детей;

3.Свободная самостоятельная деятельность детей;

К специально организованной деятельности относим: утренняягимнастика, физкультурные и физкультурно-познавательные мероприятия, гимнастика после сна.

В своей педагогической практике используем традиционную, ритмическую, игровую, сюжетную («Дельфины», «Утро в лесу») с использованием полосы препятствий гимнастику.

Также проводим гимнастику и после дневного сна, цель которой — поднять настроение и мышечный тонус детей. В гимнастику после дневного сна включаем щадящие элементы закаливания, не имеющие противопоказания или ограничения (воздушные ванны, умывания), а также и другие оздоровительные процедуры: дыхательная, пальчиковая гимнастика, профилактика и коррекция осанки,плоскостопия, упражнения для глаз, самомассаж.

Вечернее время предназначено для снятия утомления. Поэтому больше включается мероприятий на расслабление: минутки шалости, радости, минутки музыко- и смехотеропии, сказкотерапии.

Хочется поподробнее остановиться на организации физкультурно-познавательных мероприятий , как способе формирования у детей дошкольного возраста ценностного отношения к здоровью.

Физкультурно-познавательные мероприятия — это оригинальная форма работы, направленная на передачу педагогом ребенку двигательных умений и навыков, развитие физических качеств, любознателности, формирование представлений и знаний о пользе занятий физическими упражнениями и играми, самостоятельности, воспитание интереса к активной двигательной деятельности. Содержание НОД: интеграция познавательной и двигательной активности.

Структурно процесс формирования ценностного отношения к здоровью и ЗОЖ на физкультурно-познавательном мероприятии можно представить следующем образом:

Первая часть — рассказ воспитателя или беседа с детьми с обязательным использованием художественного слова: сказка, рассказ или стихотворение по теме. Например, в занятии по теме «Как стать сильнее волка?» — чтение сказки «Заячья дорожка» и беседа по содержанию (Про кого сказка? Почему маленький Зайчишка Длинное ухо обогнал волка Серая лапа? Как стать сильнее волка? Что нужно делать, чтобы стать сильным, быстрым и здоровым?). Или же в первой части занятия по теме «Как начать утро?» дети вспоминают пословицы, поговорки («Как утро начнешь — так и день проведешь», «Как с утра, так и до вечера»).

Вторая часть предусматривает выполнение образных физических упражнений по карточкам с изображением животных и детей, выполняющих физические упражнения. Использование наглядности способствует более точному представлению о конкретном действии, лучшему его усвоению и активному применению. Третья часть — подвижная игра. Четвертая часть — итог. Дети обмениваются впечатлениями, высказывают свое мнение о том, что нового узнали, что еще хотелось бы узнать, и т.д.

На познавательных мероприятиях дети получают элементарные базовые знания по гигиене («Подружись с зубной щеткой»), по валеологии («Опора и двигатель нашего организма», «Правильная осанка», «Сердце свое сберегу, сам себе помогу»).

Дыхательная гимнастика — важный фактор профилактики и лечения различных заболеваний. Мы проводим НОД, в процессе которой знакомим детей со значением воздуха, дыхания для жизни и здоровья, функциями носа с положением легких и диафрагмы. Иногда мы используем психологические тесты в виде загадок, рисунков. Цветовая индикация рисунков позволяет использовать невербальные механизмы формирования психологической установки на правильное дыхание.

Совместная деятельность взрослого и детей. Этот блок включает разнообразные формы активности: чтение художественной литературы, стихов, сказок; загадывание загадок, разучивание считалок, пословиц; рассматривание иллюстраций о спорте, подвижные игры.

Игровая деятельность — главная составляющая двигательной активности ребенка. Целенаправленно подобранные игры, эстафеты, игровые упражнения, игры с речитативами, имитационные игры развивают мелкую моторику, координацию движений, улучшают качество звукопроговаривания.

Такие игры, как «Перелет птиц», «Ловишка, бери ленту», «Волк во рву», вкоторых используются циклические, т.е. повторяющиеся равномерные нагрузки в виде беговых, прыжковых упражнений, способствуют повышению выносливости. А это является профилактикой сердечнососудистых и респираторных заболеваний. Также мы проводим с детьми индивидуальную работу ( закрепление основных видов движений), коррекционную работу профилактика плоскостопия, формирование правильной осанки), обучаем точечному массажу, правильному дыханию.

Большое место занимают индивидуальные и групповые игры с мячами. Это развивает не только координацию, ловкость, точность, но и внимание, уверенность, настойчивость.

Свободная самостоятельная деятельность детей. Этот блок предусматривает формирование самостоятельной двигательной деятельности дошкольников, обеспечивает возможность саморазвития личности. Дети осваивают умение действовать в группе сверстников.

Для развития физических качеств, формирования двигательных умений и навыков, воспитанию потребности в самостоятельных занятиях физическими упражнениями в группе оборудован физкультурный центр: в нем есть все необходимое физкультурное оборудование для самостоятельной двигательной деятельности детей, атрибуты для подвижных игр, физкультурное оборудование для гимнастики после сна, оборудования для индивидуальной профилактической работы с детьми.

Так же в группе создан «уголок здоровья» , где дети получают знания валеологического характера. Работа в уголках «Советы доктора Градусника», «Неболейки» помогают ребенку познать себя, избавиться от комплексов, учат анализировать свое состояние здоровья, самочувствие, поведение, давать себе объективную оценку, помогают освоить навыки сохранения и укрепления здоровья.

В «уголке здоровья» накоплен богатый материал: дидактические игры и пособия по культуре поведения, ведению здорового образа жизни, рациональному питанию, соблюдению правил безопасного поведения и правил личной гигиены. Дети самостоятельно и под руководством воспитателя получают элементарные знания и навыки по формированию своего здоровья.

В систему работы с детьми входит и активное использование технологии обучения здоровому образу жизни. Обучение идет через все виды деятельности ребенка во время пребывания его в дошкольном учреждении и поддерживается родителями дома. Формы организации обучения:НОД (уроки здоровья), игры, игровые ситуации, беседы, акции, театрализованные представления, чтение художественной литературы, рисование.

Ежемесячно, начиная со 2-й младшей группы, проходят занятия по здоровому образу жизни, на которых детям даются представления о индивидуальности человеческого организма, знакомят со строением некоторых частей тела и основных органов чувств; условиями их охраны и гигиены. Детей подводят к пониманию того, какие факторы влияют на укрепление здоровья человека.

Здоровый образ жизни немыслим без рационального разнообразного питания. Питание, как известно, является одним из факторов, обеспечивающих нормальное развитие ребёнка и достаточно высокий уровень сопротивляемости его организма к заболеваниям.

В нашем дошкольном учреждении выполняются следующие принципы рационального здорового питания детей: регулярность, полноценность, разнообразие, путём соблюдения режима питания, норм потребления продуктов питания и индивидуального подхода к детям во время приёма пищи. Ежедневно мы включаем в меню фрукты, соки, молоко. Для профилактики острых респираторных заболеваний в питание детей включаются лук, чеснок, что позволяет добиться определённого снижения заболеваемости.

Особое внимание мы уделяем посещению детьми спортивных секций и кружков на базе ДОУ.Так например наши дети посещают кружок по теннису «Юный теннисист», и кружок по футболу «Школа мяча».

Одним из обязательных условий воспитания культуры здоровья ребенка становится культура здоровья семьи. В работе с семьей по формированию потребности в здоровом образе жизни у детей используются как традиционные, так нетрадиционные формы работы с родителями, такие как информационные бюллетени, рекламные буклеты, выпуск журнала «Здоровье», тематические выставки, библиотека здоровья, оформляются информационные уголки здоровья «Вот я – болеть не буду», «Как я расту», проводятся консультации, встречи «за круглым столом», родительские собрания с привлечением физкультурных и медицинских работников, спортивные семейные эстафеты. Уже традицией стали ежегодные праздники «Семейные старты», «Папа, мама, я- спортивная семья». Родители — постоянные участники всех конкурсов, проводимых в ДОУ.

Систематическое использование в режиме дня оздоровительных и корригирующих упражнений способствует укреплению организма ребенка, предупреждает отклонения в физическом развитии.развивает самостоятельность, активность, умение заботиться о своем здоровье.

Приобщая детей к культуре здорового образа жизни, я думаю, нам удается воспитывать в ребенке потребность к здоровому образу жизни. Наши выпускники будут активны, любознательны, выносливы, легко адаптируются в школьных условиях. Будут обладать всеми качествами гармонически развитой личности.

Источник

Система работы по формированию здорового образа жизни у дошкольников

Евгения Игоревна
Система работы по формированию здорового образа жизни у дошкольников

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение города

Москвы «Школа № 1194»

КРУГЛЫЙ СТОЛ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«МОДЕЛИРОВАНИЕ АКТИВНЫХ ВИДОВ ДЕТСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ФОРМИРОВАНИИ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ ДЕТЕЙ И СЕМЬИ»

Выступление воспитателя Смирновой Е. И.

«Система работы по формированию здорового образа жизни у дошкольников»

Понятие “здоровье” имеет множество определений. Но самым популярным, и, пожалуй, наиболее емким следует признать определение,данное Всемирной организацией здравоохранения: “Здоровье — это состояние полного физического, психического и социального благополучия ”

В последнее десятилетие во всём мире наметилась тенденция к ухудшению здоровья детского населения. Экологические проблемы, различные отрицательные бытовые факторы, химические добавки в продуктах питания, некачественная вода — это лишь некоторые факторы, агрессивно воздействующие на здоровье дошкольника. В связи с этим особенно актуальной становится проблема воспитания заинтересованности каждого человека в здоровом образе жизни.

Соответственно, одной из основных задач любого общеобразовательного учреждения (и в первую очередь дошкольного учреждения, ставится задача — сохранение и укрепление здоровья дошкольников, а также формирование у детей элементарных представлений о ЗОЖ, в любых видах деятельности (учебная, физкультурно-оздоровительная, досуговая деятельность, двигательная активность и т. д.)

Система работы с детьми предполагает различные формы, средства и методы формирования представлений о ЗОЖ. Давайте их рассмотрим.

Основными формами работы являются образовательная деятельность, режимные моменты, досуги, спортивные соревнования и праздники.

Во время образовательной деятельности детям сообщают основные сведения о ЗОЖ и закрепляют полученные представления. Так, например, на занятиях по ознакомлению с окружающим миром мы формируем представления детей о человеке как живом существе, его организме и здоровье; о влиянии различных факторов на здоровье и образ жизни человека; о здоровом образе жизни; о поведении человека, способствующем здоровью и здоровому образу жизни.

На занятиях по ознакомлению с окружающим миром экологической направленности и практических занятиях формируют представления дошкольников об условиях, необходимых человеку для жизни; о взаимосвязи здоровья человека и окружающей среды.

Занятия по изобразительной деятельности следует направлять на реализацию продуктивной деятельности дошкольников, способствующей выражению их представлений о ЗОЖ в рисунках, аппликациях, поделках из пластилина, теста, глины.

На музыкальных занятиях у детей формируют представления о значении для ЗОЖ развития творческих возможностей человека.

Но, конечно, наиболее эффективным является приобщение детей к ценностям ЗОЖ в процессе физического воспитания, где в полной мере реализуется потребность в двигательной активности.

В планировании работы мы, как правило, выделяем три основных блока.

1. Специально организованная деятельность;

2. Совместная деятельность взрослого и детей;

3. Свободная самостоятельная деятельность детей;

К специально организованной деятельности относим: утреннюю гимнастику, физкультурные и физкультурно-познавательные досуги, гимнастику после сна.

В своей педагогической практике используем традиционную, ритмическую, игровую, сюжетную («Путешествие в зоопарк», «Мыльные пузыри») гимнастику.

Также мы проводим гимнастику и после дневного сна, цель которой — поднять настроение и мышечный тонус детей. В гимнастику после дневного сна включаем щадящие элементы закаливания, не имеющие противопоказания или ограничения (воздушные ванны, умывания, а также и другие оздоровительные процедуры: дыхательная, пальчиковая гимнастика, профилактика и коррекция осанки, плоскостопия, упражнения для глаз, самомассаж.

Вечернее время предназначено для снятия утомления.Поэтому больше включается мероприятий на расслабление: минутки шалости, радости, минутки музыко- и смехотерапии.

Хочется поподробнее остановиться на организации физкультурно-познавательных досугов, как способе формирования у детей дошкольного возраста ценностного отношения к здоровью. Это форма работы, направленная на передачу педагогом ребенку двигательных умений и навыков, развитие физических качеств, любознательности, формирование представлений и знаний о пользе занятий физическими упражнениями и играми, самостоятельности, воспитание интереса к активной двигательной деятельности. Структурно процесс формирования ценностного отношения к здоровью и ЗОЖ на физкультурно-познавательном досуге можно представить следующем образом:

Первая часть —рассказ воспитателя или беседа с детьми с обязательным использованием художественного слова: сказка, рассказ или стихотворение по теме (включает в себя чтение произведения, беседа по содержанию (про кого, почему обогнал, как стать сильнее и т. д.)

Вторая часть предусматривает выполнение образных физических упражнений.

Третья часть — подвижная игра.

Четвертая часть — итог. Дети обмениваются впечатлениями, высказывают свое мнение о том, что нового узнали, что еще хотелось бы узнать, и т. д.

На таких познавательных мероприятиях дети получают элементарные базовые знания по гигиене («Подружись с зубной щеткой», по валеологии («Правильная осанка», «Сердце свое сберегу, сам себе помогу»и т. д.).

При совместной деятельности детей и взрослых на занятиях с психологом у детей формируют представления о различных состояниях и чувствах человека, о потребности человека в общении, психологическом комфорте.

При выполнении режимных моментов подразумевается особое распределение времени и чередование различных видов деятельности в течение дня, которые используются для формирования и закрепления у детей культурно-гигиенических навыков, опыта закаливания. Например, во время выполнения санитарно-гигиенических мероприятий создают игровые ситуации «Белые перчатки», «Чистые ладошки скрипят — спасибо говорят» и др. При этом обращают внимание детей на качество выполнения мероприятий и поощряют потребность в них.

Воспитание культурно-гигиенических навыков предусматривает формирование привычки правильно умываться, вытираться, следить за своим внешним видом.

Однако, несмотря на все воспитательные мероприятия, стоит учитывать, что ребенок дошкольного возраста в большинстве случаев нуждается в контроле. Нужно напоминать ребенку о необходимости мыть руки, контролировать его умывание, поощрять его самостоятельность в этих вопросах.

При организации питания. В связи с важностью такого компонента питания, как регулярность, в выходные и праздничные дни родителям рекомендуют придерживаться того же распорядка приема пищи, что и в дошкольном учреждении. Конечно, вполне допустимо отклонение от режима питания, обоснованное, например, выездом на природу, однако и в этом случае прием пищи лучше максимально приближать к привычному времени.

При организации прогулок следует предусмотреть проведение с дошкольниками оздоровительных мероприятий — игр с водой, световоздушных и солнечных ванн в теплое время года, подвижных игр, занятий физической культурой в холодное время года.

Мы поговорили о формах формирования ЗОЖ, теперь вспомним о средствах.

Средствами формирования представлений о здоровом образе жизни у дошкольников являются дидактические и сюжетно-ролевые игры, художественная литература, продуктивная и предметно-практическая деятельность.

В сюжетно-ролевых играх «Больница», «Семья» следует формировать у дошкольников поведение, способствующее формированию ЗОЖ, на основе представлений о значении для здоровья проветривания помещения, его влажной уборки, стирки одежды и постельного белья, использования для профилактики заболеваний закаливающих мероприятий, культурно-гигиенических процедур. В игре «Магазин» дети учатся выбирать только те продукты, которые нужны для здорового питания.

Детская художественная литература способствует развитию познавательного интереса к человеку, его здоровью и ЗОЖ. Внимание детей обращают на разнообразие книг, их красочное оформление.

Для формирования представлений дошкольников о ЗОЖ используют наглядные, словесные и практические методы.

Наглядные методы включают наблюдения, демонстрацию, просмотр видеоматериалов, иллюстраций, различные выставки творческих работ.

Непосредственное восприятие объектов, явлений во время наблюдений способствуют развитию у дошкольников восприятия и мыслительной деятельности. Например, наблюдения за ростом растений в комфортных условиях формируют представления о значении для жизни света, тепла и воды. Или наблюдение за состоянием снега около автомобильных дорог и стоянок автомашин способствует формированию представлений о загрязнении окружающей среды в городе автотранспортом.

Демонстрация предполагает показ способов действия в ситуациях, направленных на укрепление здоровья и формирование практических навыков ЗОЖ.

Или участие детей и родителей в выставках творческих работ. Так, например сейчас у нас в дошкольном отделении осуществляется проект детско-родительского творчества «Физкультура и спорт в моей семье»

Помимо наглядных методов мы используем словесные методы, которые включают в себя рассказы педагога, беседы, объяснения. Рассказы и беседы следует направить на сообщение дошкольникам необходимых сведений о здоровье и ЗОЖ, уточнение и систематизацию имеющихся представлений. Беседы можно сопровождать опытами и наблюдениями детей.

Ну и конечно нельзя не сказать о практических методах, которые включают в себя опыты, упражнения, предметно-практическую деятельность, продуктивную деятельность детей. Например, опыты с водой способствуют формированию представлений о свойствах воды растворять различные вещества, и поэтому вода не всегда может быть чистой и пригодной для питья. Опыты с песком помогают закрепить знания детей о свойствах песка, его разновидностях, о применении песка.

Нельзя так же забывать и о роли семьи в формировании ЗОЖ.

Одним из обязательных условий воспитания культуры здоровья ребенка становится культура здоровья семьи. В работе с семьей по формированию потребности в здоровом образе жизни у детей мы используем такие формы работы с родителями, такие как информационные бюллетени, рекламные буклеты, тематические выставки, оформляются информационные уголки здоровья «Как я расту», проводятся консультации и беседы,, спортивные мероприятия. Родители — постоянные участники всех конкурсов, проводимых в дошкольном отделении.

В заключение хочется добавить — Для того, чтобы сохранить здоровье ребенка необходимо объединить усилия всех взрослых, окружающих его (родителей, воспитателей, врачей, учителей и др., с целью создания вокруг него атмосферы наполненной потребностями, традициями и привычками здорового образа жизни. Таким образом, с ранних лет формируется определенная культура поведения и соответствующий стиль жизни. Знания, умения и навыки оздоровительного характера, заложенные в детском возрасте, станут прочным фундаментом для создания положительной мотивации к охране собственного здоровья во взрослой жизни.

Образовательная среда по формированию здорового образа жизни В этом учебном году наш педагогический коллектив поставил перед собой ряд задач. Одна из них : «Формировать навыки здорового образа жизни.

Из опыта работы воспитателя «Деятельность педагога по формированию здорового образа жизни воспитанников» «Деятельность педагога по формированию здорового образа жизни воспитанников». В настоящее время передо мной стоит задача сохранения и укрепления.

Картотека игр по формированию здорового образа жизни «Сложи картинку» Цель: Учить детей из частей составлять целое. Развивать воображение. Ребятам предлагают сложить картинку из частей. На.

Картотека игр по формированию здорового образа жизни у дошкольников «Умею — не умею» Цели: акцентировать внимание на своих умениях и физических возможностях своего организма; воспитывать чувство собственного.

Консультация для родителей «Формирование здорового образа жизни у дошкольников: задачи, содержание работы» Консультация для родителей: «Формирование здорового образа жизни у дошкольников» Дошкольный возраст является решающим в формировании фундамента.

Обобщение опыта работы по формированию здорового образа жизни у воспитанников ДОУ В детском саду созданы определенные условия для физического развития и оздоровления детей. Создана необходимая макро и микро среда. В детском.

Перспективный план работы по формированию основ здорового образа жизни в средней группе Сентябрь Ребёнок и здоровье 1. Игра- занятие «Помоги Зайке сберечь здоровье» Цель: Формировать у детей первоначальные навыки охраны жизни.

Проект по формированию здорового образа жизни дошкольников Проект «В лес за здоровьем». Федорцова С. А. МБДОУ д/с № 35, воспитатель. I. Актуальность проекта: Известно, что дошкольный возраст является.

Презентация «Рекомендации для родителей по формированию здорового образа жизни у дошкольников старшей группы» Цель: Закрепление представлений о формировании правил здорового образа жизни у детей дошкольного возраста и взаимодействии с родителями.

Опыт работы «Взаимодействие ДОУ и семьи как условие формирования у дошкольников основ здорового образа жизни» Состояние здоровья детей дошкольного возраста является гарантом благополучия общества. По этим причинам проблема сохранения и укрепления.

Источник

Читайте также:  Выступление агитбригад по теме зож
Adblock
detector