За пределами нормы
Что такое девиантное поведение?
Ни у зарубежных, ни у отечественных ученых и практиков нет пока единой точки зрения на понятие девиантное, или «отклоняющееся», поведение (deviatio – по-латински «отклонение»).
Для изучения механизмов возникновения такого поведения у подростков используются знания, накопленные в психологии, психиатрии, педагогике и социологии.
Термин девиантное поведение употребляется представителями разных наук в нескольких значениях.
В психологии и педагогике девиантным поведением называют поступки и действия человека, не соответствующие нормам данного общества.
В социологии и правоведении девиантностью считают социальное явление, которое выражается в относительно массовых и устойчивых формах человеческой деятельности, не соответствующих общественным нормам.
В психиатрии девиантность понимается как предболезненное состояние личности, как расстройство поведения, не достигшее в силу разных причин патологии, имеющейся при психических расстройствах и заболеваниях.
Среди большинства исследователей принято следующее определение:
Девиантное поведение – устойчивое поведение личности, отклоняющееся от наиболее важных социальных норм, причиняющее реальный ущерб обществу или самой личности, а также сопровождающееся ее социально-психологической дезадаптацией. |
Это определение нуждается в уточнениях. Речь идет о дополнительных признаках, позволяющих отличать девиантное поведение от схожих явлений.
Вот некоторые из них.
всегда имеет разрушительный характер, оно деструктивно («энергия разрушения» направлена на окружающих) или аутодеструктивно («энергия разрушения» направлена на собственную личность);
является стойко повторяющимся – многократным или длительным;
согласуется с общей направленностью личности, то есть достаточно предсказуемо и проявляется в повседневной жизни, а не вследствие нестандартных ситуаций – болезни, психотравмы или самообороны;
рассматривается в пределах медицинской нормы (не должно отождествляться с психическим заболеванием или патологическим состоянием, хотя и может с ними сочетаться);
имеет выраженное индивидуальное и половозрастное своеобразие – неодинаково проявляется у разных людей в разном возрасте. Индивидуальные различия затрагивают мотивы и формы поведения, динамику, частоту и степень выраженности девиантности;
сопровождается различными проявлениями социально-психологической дезадаптации 1 . В то же время верно и обратное: само по себе состояние дезадаптации, вызванное другими причинами (например, болезнью или психотравмой), может стать одной из причин девиантного поведения;
Девиантное поведение и личность, его проявляющая, вызывают негативную оценку со стороны других людей. Эта оценка может иметь форму общественного осуждения, социальных мер (в крайних проявлениях – даже уголовного наказания).
Ключевым для определения девиантного поведения всегда является понятие социальной нормы, точнее, совокупности таких норм. Ведь именно неоднократное их нарушение относит подростка к категории «трудных».
Социальная норма – совокупность требований и ожиданий, которые предъявляет социальная общность (группа, организация, общество) к своим членам с целью регуляции деятельности и отношений. |
Виды социальных норм:
Духовно-нравственные – общечеловеческие ценности, представленные в мировых религиях, художественной культуре и научной мысли (традиции, обычаи, образы, заповеди).
Морально-этические – ожидания-предписания определенной социальной группы в отношении ее членов.
Правовые – свод законов, предполагающий наказание при их нарушении.
Организационно-профессиональные – регулирующие жизнь в учебной или профессиональной среде (должностные инструкции, правила внутреннего распорядка, профессиональные традиции).
Эстетические – соответствие принятым в данном обществе в данное время эстетическим идеалам – представлениям о красивом, возвышенном, прекрасном.
Возможная классификация
В зависимости от нарушаемых норм можно выделить виды девиантного поведения.
Например, психолог Е.В. Змановская 2 предложила следующую классификацию:
Антисоциальное (делинквентное) поведение – противоречащее правовым нормам, угрожающее общественному порядку и благополучию окружающих.
Асоциальное поведение – уклоняющееся от выполнения морально-нравственных норм, угрожающее благополучию межличностных отношений. Сюда относят проявления агрессии, аморальное поведение, бродяжничество, проституцию и т.п.
Аутодеструктивное (саморазрушающее) поведение – угрожающее целостности и развитию личности. Имеются в виду различные зависимости и суицидальное поведение.
Некоторые дополнительно выделяют еще конформистское (ориентированное на внешние авторитеты), нарциссическое (управляемое чувством собственной грандиозности) и фанатическое поведение (слепая приверженность какой-либо идее).
Интересна классификация отечественного ученого В.Д. Менделевича 3 . В ее основе – отношение человека к окружающей реальности.
Взаимодействие индивида и реальности представлено пятью способами. Это приспособление, противодействие, болезненное противодействие, уход и игнорирование.
Гармоничный человек выбирает адаптивное приспособление к реальности, то есть достижение равновесия между ценностями, особенностями индивида и требованиями общества.
При противодействии реальности человек активно пытается разрушать ненавистную ему действительность, изменять ее в соответствии с собственными установками и ценностями. Противостояние реальности встречается при криминальном и предкриминальном поведении.
Болезненное противостояние реальности – это следствие психической патологии и психопатологических расстройств, при которых окружающий мир воспринимается как враждебный из-за искажения его восприятия и понимания. В данном случае девиантное поведение сочетается с заболеванием и определяется именно болезненным состоянием психики. Так, например, агрессивность и подозрительность могут быть следствием бредового расстройства, при котором окружающим приписываются несуществующие враждебные мотивы.
Уход от реальности осознанно или неосознанно выбирают люди, которые негативно оценивают существующую действительность и считают себя неспособными адаптироваться к ней. Считается, что приоритеты человека могут быть сосредоточены в четырех областях: «тело/ощущения», «деятельность/работа», «контакты», «фантазия/будущее». Гармоничное существование предполагает равномерное распределение приоритетов и жизненной энергии по всем сферам. Если же человек не справляется с реальностью, то наблюдается «бегство» (уход) в одну из них. Например, «уход в болезнь» (или, наоборот, поглощенность идеями здоровья), трудоголизм, игромания, аутизация (или, напротив, чрезмерная общительность).
Чаще всего «уход от реальности» проявляется в злоупотреблении алкоголем или наркотиками. Крайним вариантом является суицидальное поведение.
·Игнорирование реальности предполагает существование человека в собственном (например, узкопрофессиональном) мире. Такие люди не принимают в расчет требования и нормы действительности, а существуют как бы сами по себе. Подобное взаимодействие с реальностью встречается редко и лишь у небольшого числа талантливых людей с гиперспособностями в какой-либо области.
Причины возникновения
Традиционно выделяют биологические, личностные, социальные и семейные факторы риска отклоняющегося поведения.
К биологическим причинам относят органические поражения головного мозга вследствие патологии беременности и родов, родовых травм, внутриутробных и ранних послеродовых вредностей, интоксикаций, мозговых инфекций, черепно-мозговых травм; патологию нервной системы; врожденные уродства и косметические дефекты, а также наследственную отягощенность психическими, наркологическими и соматическими заболеваниями.
Личностные особенности человека тоже могут определять его предрасположенность к формированию девиантного поведения.
Это могут быть специфические черты личности в рамках психической нормы: например, недостаточная сформированность эмоциональной сферы и навыков общения, низкий уровень самоконтроля, нарушения самооценки, склонность к риску, агрессивность, тревожность, низкая стрессоустойчивость, внушаемость, нравственная незрелость, узкий круг интересов.
Отклонения в поведении возможны и при некоторых пограничных состояниях – неврозах, реактивных депрессиях, посттравматических стрессовых расстройствах, психосоматических заболеваниях, личностных расстройствах (психопатиях), а также при социальной и педагогической запущенности у детей и подростков. Девиантное поведение бывает следствием серьезной психопатологии: умственной отсталости, шизофрении, эндогенных депрессий.
К семейным причинам девиантного поведения подростков относятся нарушения детско-родительских (эмоциональная холодность, отвержение, авторитаризм, сверхконтроль, гипо- или гиперопека, воспитание по типу «кумир семьи») и/или супружеских взаимоотношений; жестокое обращение, насилие в семье, оскорбления, пренебрежительное отношение, безнадзорность; низкий социальный статус семьи; асоциальное или криминальное поведение близких; психические заболевания родителей; хроническая психологическая травматизация, серьезные изменения или стрессы, переживаемые семьей.
Социальные причины девиантного поведения – это неблагополучное микросоциальное окружение (например, принадлежность к девиантной молодежной субкультуре); низкий статус подростка в группе сверстников; недостаточность социально-позитивного опыта. К макросоциальным причинам относят нестабильность социально-экономической ситуации, негативное влияние СМИ, терпимое отношение общества к поведенческим отклонениям, несовершенство законодательства, отсутствие развитой системы социальной поддержки.
Работа с подростками
При работе с «трудными» подростками первая задача специалистов (психологов, классных руководителей, социальных педагогов, врачей) – сформулировать гипотезу, объясняющую механизм возникновения девиантного поведения; акцентировать внимание на основных проблемах, требующих решения, на причинах отклонения.
Учителя должны хорошо представлять себе возможные причины появления девиантности в каждом конкретном случае, уметь анализировать поведение подростка с учетом возможных факторов риска, а также выбирать эффективные воспитательные стратегии или принимать решения о включении в работу смежных специалистов.
Только при соблюдении этих условий могут быть выбрана адекватная форма профилактической или коррекционной деятельности и достигнут определенный успех.
Какие существуют подходы к профилактике и коррекции девиантного поведения в образовательном учреждении?
Помимо массовых мероприятий – лекций и акций («день здоровья», «день борьбы с курением» и др.), желательно проводить программы с целью развития личности учащихся, повышения их социальной и психологической компетентности.
Ниже перечислены основные виды деятельности, направленные на предупреждение и преодоление девиантного поведения школьников.
Информирование – предоставление информации о негативных медицинских, психологических, социальных и правовых последствиях проблемного поведения – правонарушений, курения, употребления алкоголя и наркотиков, раннего начала сексуальных отношений.
Программы формирования жизненных навыков и личностного роста (тренинги общения, стрессоустойчивости, проблеморазрешающего поведения, развития самосознания и уверенности в себе, профориентации, социально-бытовых навыков, подготовки к семейной жизни и т.п.).
Обучение противостоянию негативным социальным влияниям (тренинги устойчивости к негативным влияниям социума, обучение навыкам критического мышления и безопасного поведения).
Альтернативная деятельность – вовлечение детей и подростков в спортивные секции; организация работы творческих и трудовых мастерских; внедрение видов досуга с элементами контролируемой опасности и преодоления трудностей (походов, тренингов-испытаний и т.п.);
Укрепление здоровья (внедрение здоровьесберегающих технологий).
Программы психологической коррекции эмоциональных нарушений – тревожности, страхов, гиперактивности, агрессии и др.
Семейная профилактика девиантного поведения: психолого-педагогическое просвещение родителей; групповая работа с родителями (например, ведение тренингов родительской эффективности – обучение навыкам общения с детьми и поведению в сложных ситуациях); индивидуальное и семейное психологическое консультирование.
Коррекционно-развивающие программы школьной дезадаптации (развитие речи, мышления, памяти, внимания, воображения и других психических функций; нейропсихологическая коррекция нарушений психического развития).
Создание сети социальной поддержки для подростков и их родителей. Сети социальной поддержки — это структуры, способные оказать человеку помощь. В условиях образовательного учреждения это может быть социально-психологическая служба, специалисты которой готовы поддержать учащихся и членов их семей, содействовать в получении необходимой социальной, медицинской и психологической помощи, оказываемой смежными организациями.
Доказано, что те, кто получает эффективную поддержку от значимых для них людей и общественных групп, легче справляются со стрессами, лучше социально адаптированы и более устойчивы к развитию заболеваний и отклонений в поведении.
Глубокие познания в области психологии девиантности, умение видеть «ресурсы» и сильные стороны «трудного» подростка, вера в возможность изменений в лучшую сторону, терпение и педагогический такт – лучшие помощники педагога.
1 Социально-психологическая дезадаптация – состояние сниженной способности (нежелания, неумения) принимать и выполнять требования социальной среды как личностно значимые, а также реализовывать свою индивидуальность в данных конкретных условиях.
2 Змановская Е.В. Девиантология (психология отклоняющегося поведения). – М.: Академия, 2003.
3 Менделевич В.Д. Психология девиантного поведения. – М.: Медпресс, 2001.
Источник
Девиантное поведение: виды, причины и признаки
Девиантом является человек, который недопустимо себя ведет. Часто подобное поведение требует корректировки специалистов, например, психологов или психиатров. Случаются ситуации, когда девиант может навредить окружающим, поэтому его отправляют в психиатрическую клинику. Регулирование деятельности подобных людей происходит при помощи психиатров, полиции и наркологов.
Виды девиаций
Подобное отклонение может настигнуть человека любого возраста, но зачастую с таким сталкиваются дети и подростки. За трудным ребенком необходим постоянный контроль.
Девиантное поведение различается по видам, а причины, приводящие к такому поведению, могут быть самыми разными. Ученые выделили ряд форм коррекции поведения таких людей:
- Социальный подход подразумевает рассмотрение поведения как опасного для окружения.
- Гендерный используется при нарушении гендерных ролей.
- Психологический подход используют в случае, если наблюдается личностный конфликт индивида, а также полная деградация и саморазрушение.
- Возрастной тип предполагается в случае, когда действия индивида не соответствуют его реальному возрасту.
- Психиатрический подход рассматривается в случае, когда поведение может говорить о психических расстройствах.
- Профессиональный подразумевает работу с человеком, который протестует против негласных правил и норм корпоративной этики.
- Этнокультурный — некорректное поведение в рамках отдельного общества.
Девиантное поведение среди молодежи способствует увлечению различными субкультурами и любви к экстремальному виду спорта. Девиантное поведение среди подростков характеризуется:
- зависимостью от алкоголя и наркотиков;
- курением;
- склонностью к суициду;
- стремлением к повреждениям себя;
- уходом из дома;
- воровством;
- использованием матерных слов;
- необычным внешним видом.
Причины девиантного поведения
Существует ряд причин, способных приводить детскую и взрослую психику к девиантному поведению:
- Социальная подразумевает нарушение волевой, нравственной, духовной сферы. Это может быть признаком неправильного воспитания. Часто подростки начинают копировать поведение взрослых, не отдавая себе отчет в правильности данного действия.
- Психологическая напрямую связана с социальной и характеризуется нарушением восприятия.
- Биологическая причина относится к заболеваниям органической природы, которые напрямую воздействуют на характер, темперамент и нервную систему.
Признаки девиации
В психологии выделили 3 основных признака девиации:
- Для девиантного поведения характерны вспышки агрессии, воровство, мелкие правонарушения, попытки протестовать, подростки могут терять интерес к учебе, маленькие дети воспринимают собственную мать, как некий идеал.
- Для аддиктивной формы поведения характерны психологические и физиологические зависимости. Обидчивые и ранимые люди относятся именно к данному типу. Они могут легко попасть под дурное влияние или впасть в депрессию из-за одиночества.
- Деструктивный вариант характеризуется наличием агрессии к себе и окружающим, а также возможностью насилия, суицида и порчи предметов.
Развитие и популярность пирсинга с тату в современном мире заставили психологов отнести излишнюю любовь к данным украшения к новому виду девиантного поведения.
Условно также могут выделять и другие признаки девиации:
- частое возникновение конфликтов с окружающими;
- наличие страхов, фобий и депрессий;
- инфантильное поведение;
- нежелание получать новые знания;
- нарушение сна, бессонница;
- упрямство и проявление агрессии.
Все описанное выше относится к девиантному поведению, что не является нормой. Такое поведение может проявиться как в комплексе, так и единично. Чтобы предотвратить развитие более опасного поведения, такие люди должны встать на учет к специалисту, который окажет профессиональную помощь. В некоторых случаях помогает самостоятельное восстановление психоэмоционального состояния. В этом может помочь курс Викиум «Детоксикация мозга».
Источник