Укрепление физического и эмоционального здоровья детей через организацию подвижных игр и спортивных праздников в группе продленного дня».
статья на тему
В современных условиях наблюдается резкое ухудшение состояния здоровья детей. По данным НИИ социальной гигиены и организации здравоохранения им. Н.А. Семашко, в России около 40% детей можно считать условно здоровыми. Однако здоровье не существует само по себе, раз данное, постоянно и неизменно. Нужно хотеть и уметь заботиться о здоровье. Если не следить за своим здоровьем, можно его потерять. Сохранять и улучшать здоровье – огромная каждодневная работа, начиная с рождения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
soobshchenie_namo.docx | 20.55 КБ |
Предварительный просмотр:
«Укрепление физического и эмоционального здоровья детей через организацию подвижных игр и спортивных праздников
в группе продленного дня».
В современных условиях наблюдается резкое ухудшение состояния здоровья детей. По данным НИИ социальной гигиены и организации здравоохранения им. Н.А. Семашко, в России около 40% детей можно считать условно здоровыми. Однако здоровье не существует само по себе, раз данное, постоянно и неизменно. Нужно хотеть и уметь заботиться о здоровье. Если не следить за своим здоровьем, можно его потерять. Сохранять и улучшать здоровье – огромная каждодневная работа, начиная с рождения.
Укрепление здоровья детей должно осуществляться совместными усилиями семьи и школы. При этом ведущая роль принадлежит образовательному учреждению, где ребенок проводит большую часть своего активного времени.
Следовательно, перед учителями и воспитателями групп продленного дня стоит задача обеспечения безопасности жизни и здоровья ребенка.
Режим группы продленного дня строится в соответствии с гигиеническими и педагогическими требованиями. Он включает самоподготовку, внеурочную деятельность, занятия по интересам, экскурсии и прогулки, активный отдых детей и способствует снятию утомления, вызванного учебными нагрузками.
Внеклассная физкультурно-оздоровительная работа позволяет детям восполнить дефицит двигательной активности, приобщиться к общедоступным физическим упражнениям, спорту. Одним из направлений работы в группе продленного дня, направленным на укрепление здоровья школьников является проведение «Спортивного часа».
Организацию спортивного часа следует рассматривать во взаимодействии с другими формами работы в группе продленного дня. Его место в режиме дня должно быть рационально размещено по отношению к играм на переменах, прогулкам и другим формам двигательной активности, а также времени приема пищи и отдыха.
Содержание «спортивного часа» необходимо разрабатывать с учетом времени года, погодных условий и места занятий.
В содержание входят: организационные упражнения: ходьба, легкий бег и общеразвивающие упражнения, в основную часть — организованные подвижные игры, эстафеты.
Подвижные игры — важнейшее средство физического воспитания детей. Они всегда требуют от играющих активных двигательных действий, направленных на достижение условной цели, оговоренной в правилах. Специалисты отмечают, что основные особенности подвижных игр школьников — их соревновательный, творческий, коллективный характер. В них проявляется умение действовать за команду в непрерывно меняющихся условиях. Велико значение подвижных игр в нравственном воспитании. Они развивают чувство товарищеской солидарности, взаимопомощи, ответственности за действия друг друга.
В играх педагог может лучше узнать своих воспитанников, их характер, привычки, организаторские способности, творческие пути воздействия на каждого из детей, и, что тоже очень важно, игры сближают воспитателя с детьми, помогают установить с ними более тесный контакт.
Двигательный опыт у детей младшего школьного возраста еще очень мал, поэтому, вначале рекомендуются проводить не сложные игры сюжетного характера с элементарными правилами и простой структурой. От простых игр надо переходить к более сложным, постепенно повышая требования к координации движений, поведению играющих, к проявлению инициативы каждым участником игры.
Выбор игры, прежде всего, зависит от возрастных особенностей детей, их развития, физической подготовленности, количества детей и условия проведения игры. При проведении игр на воздухе необходимо учитывать состояние погоды. Если температура воздуха низкая, то все участники должны действовать активно, в жаркую погоду лучше использовать малоподвижные игры, в которых участники выполняют игровое задание поочерёдно.
Необходимо подготовить место для игры. При проведении игр в помещении надо предусмотреть, чтобы в помещении не было посторонних предметов, мешающих движению играющих. Перед проведением игр на местности педагог обязан заранее хорошо ознакомиться с местностью и наметить условные границы для игры.
Объяснять игры младшим школьникам надо кратко, так как они стремятся быстрее воспроизвести в действиях все изложенное руководителем. Дети этого возраста очень активны. Они все хотят быть водящими, не учитывая своих возможностей. Поэтому назначать водящих необходимо в соответствии с их способностями. Желательно сменять водящего почаще, чтобы удовлетворить потребности детей в активности, воспитывать у них ответственность за порученное задание и развивать элементарные организаторские навыки. Учитывая большую подвижность детей и их ранимость, не рекомендуется выводить детей из игры за ошибки. Важно воспитывать у детей уважения к установленным правилам, умение точно и честно соблюдать их. Эти задачи решаются при многократном повторении игр.
В процессе игры необходимо внимательно следить за поведением и эмоциональным состоянием учащихся.
При подведении итогов необходимо подчеркнуть положительные примеры поведения детей в той или иной игровой ситуации, однако, не стоит забывать назвать и нежелательные факты.
В своей работе я использую все многообразия подвижных игр: подвижные игры с правилами и спортивные игры; игры-эстафеты и игры -аттракционы.
Разнообразные подвижные игры способствуют всестороннему развитию детей, содействуют оздоровлению организма, обогащают жизнь детей новым содержанием, воспитывают их чувства, поведение, ориентировку в окружающей среде, самостоятельность и творческую инициативу.
Вторым направлением в работе является проведение спортивных праздников.
Правильно подготовленный и проведенный праздник обладает большими возможностями формирования коллектива, воспитания у каждого его участника активного отношения к окружающей действительности, развития индивидуальных способностей детей.
Физкультурные праздники проводятся не менее 3 раз в год. Они посвящаются различным сезонам года или могут носить тематический характер: «Мама, папа, я — дружная семья», «Зарница», «Малые Олимпийские игры», «А ну-ка, парни!» и т.д. На праздниках используются не только разнообразные двигательные задания, но и танцы, песни, стихи, загадки. При планировании необходимо предусмотреть такое чередование материала, которое позволяет обеспечить оптимальную нагрузку, адекватную возрастным возможностям и уровню подготовленности детей.
Праздники содействуют не только укреплению физического здоровья детей, они пробуждают интерес к творчеству, воспитывают умение жить в коллективе, содействуют накоплению опыта общественного поведения, проявлению инициативы и самостоятельности.
Воспитательное, познавательное, эстетическое воздействие на ребенка велико, поэтому очень важно не допускать формализма и однообразия при их проведении. Необходимо продумывать художественные элементы праздника и тщательно отбирать музыкальный репертуар, стихи и т.д. И, безусловно, игры. Без них ни один праздник не станет по-настоящему веселым, ярким, интересным.
При подготовке спортивных развлечений, досугов, праздников необходимо учитывать некоторые общие требования:
- У праздника всегда должно быть название, т.е. он должен быть посвящен какому-либо событию.
- При проведении праздников необходимо учитывать время года, условия и место проведения.
- Необходимо продумывать музыкальное сопровождение.
- Следует предусматривать рациональную одежду детей в зависимости от места проведения и сезона.
- При определении тематики и содержания мероприятия следует также учитывать национальные традиции.
Всё указанное разнообразие двигательной деятельности детей предусматривается в плане воспитателя и проходит под руководством воспитателя. От него зависит создание спокойной обстановки, поддержание жизнерадостного настроения детей, целесообразная занятость каждого ребёнка, необходима смена деятельности, дозировка её, соблюдение всего двигательного режима. Воспитатель должен быть готов в любом случае помочь детям и в то же время не спешить и не лишать их инициативы, возможности думать, проявлять усилие при усвоении физических упражнений, выполнении различных игровых заданий и т. д.
В результате систематического проведения физкультурно-спортивных мероприятий во время пребывания детей в группе продленного дня улучшилось состояние их здоровья, снизилось количество респираторных заболеваний, повысилась работоспособность при выполнении домашних заданий.
Источник
Сохранение и укрепление здоровья детей средствами физической культуры
статья по физкультуре на тему
Сохранение и укрепление здоровья детей средствами физической культуры
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sohranenie_i_ukreplenie_zdorovya_detey_sredstvami_fiz.kultury.docx | 26.65 КБ |
Предварительный просмотр:
Салихзянов Сергей Сергеевич,
преподаватель физической культуры
ГБОУ СОШ № 491 Красногвардейского р-на СПб
с углубленным изучением математики
Сохранение и укрепление здоровья детей средствами физической культуры:
аспект требований ФГОС
«Здоровью научить нельзя —
надо воспитывать потребность
Широко известен постулат Аристотеля: «Цель государства – это совместное продвижение к высокому качеству жизни». Многие модели социально-экономического развития общества направлены на улучшение качества жизни людей, которое выступает критерием и конечным результатом любых преобразований в обществе.
Качество жизни человека определяется во многом его внутренним ощущением радости бытия, которому нужно учить каждого человека, быть нужным своей индивидуальностью другим людям или общему делу. И неоспорима аксиома, что здоровье нации, ее мощь и сила, духовный и интеллектуальный потенциал формируется с детских лет ее маленьких граждан – наших детей, наших учеников, или, перефразировав, здоровье детей – это здоровье нации – физическое, духовное, интеллектуальное!
Искусство жить качественно и долго состоит, прежде всего, в том, чтобы научиться с детства следить за своим здоровьем. То, что упущено в детстве, трудно наверстать. Отсюда проистекают важнейшие и глобальные задачи преподавания физической культуры в школе – задачи поистине государственного уровня и государственного масштаба:
— повышение уровня здоровья детей,
— формирование у них представлений о здоровье как одной из главных ценностей жизни,
— формирование навыков здорового образа жизни,
— а также устойчивой потребности в регулярных занятиях физическими упражнениями.
Успешная учебная деятельность и состояние здоровья детей не могут сегодня рассматриваться изолированно друг от друга. Они взаимосвязаны и требуют к себе пристального внимания. Чем лучше здоровье ребёнка, тем больше у него возможностей показать высокие результаты обучения. Поэтому главная задача школы – заложить основы, которые в дальнейшем способствовали бы укреплению и сохранению здоровья, совершенствовали бы физические способности детей.
В соответствии с Федеральными государственными образовательными стандартами цель школьного образования по физической культуре — формирование разносторонне физически развитой личности, способной активно использовать ценности физической культуры для укрепления и длительного сохранения собственного здоровья.
Достижение этой цели включает в себя следующие организационные этапы:
- организация здоровьесберегающей инфраструктуры в общеобразовательной организации;
- рациональная организация учебной и внеучебной деятельности учащихся;
- эффективная организация физкультурно-оздоровительной работы;
- реализация программ курсов внеурочной деятельности спортивно-оздоровительной и общеинтеллектуальной направленности;
- организация просветительской работы с родителями (законными представителями) учащихся.
В рамках учебного курса «Физическая культура» предполагается овладение учащимися комплексами упражнений, навыками двигательной активности, участия и ведения спортивных игр, а также понимание их смысла и значения для укрепления здоровья.
В рамках организации внеурочной деятельности спортивно-оздоровительной направленности осуществляется ознакомление учащихся с правилами здорового образа жизни, укрепления здоровья, взаимосвязью здоровья физического, психического и здоровья общества, семьи в ходе различных мероприятий, таких как:
- спортивные праздники, подвижные игры (в т. ч. с участием родителей младших школьников);
- занятия в спортивных секциях;
- туристические походы (развитие выносливости, интереса к физической активности);
- экскурсии, видеопутешествия, знакомящие с людьми, их образом жизни, укрепляющим или губящим здоровье;
- встречи-беседы с интересными людьми, ведущими активный образ жизни (путешественники, любители активного отдыха), сумевшими сохранить хорошее здоровье в сложной ситуации (преклонный возраст, травма и т. п.), с представителями профессий, предъявляющих высокие требования к здоровью, со спортсменами-любителями и профессионалами.
- Эффективная организация физкультурно-оздоровительной работы в школе, направленной на обеспечение рациональной организации двигательного режима, нормального физического развития учащихся, на повышение адаптивных возможностей организма, сохранение и укрепление здоровья детей и формирование у них культуры здоровья, включает в себя:
- полноценную и эффективную работу с учащимися всех групп здоровья (на уроках физической культуры, на занятиях внеурочной деятельности спортивно-оздоровительного направления и т. п.);
- рациональную организацию уроков физической культуры;
- регулярное проведение спортивных оздоровительных мероприятий (дней спорта, соревнований, олимпиад, походов и т. п.);
- организацию:
— занятий лечебной физической культурой;
- часа активных движений (динамическая пауза) между 3-м и 4-м уроками;
- работы курсов внеурочной деятельности спортивно-оздоровительного направления и создание условий для их эффективного функционирования.
- динамических перемен, физкультурных минуток на уроках, способствующих эмоциональной разгрузке и повышению двигательной активности детей;
Реализация программ курсов внеурочной деятельности спортивно-оздоровительной направленности предусматривает:
внедрение в систему работы программ курсов внеурочной деятельности, ставящих своей целью формирование у детей ценности здоровья и здорового образа жизни.
Просветительская работа с родителями (законными представителями) учащихся включает в себя организацию:
- лекций, семинаров, консультаций по различным вопросам роста и развития детей, факторам, положительно и отрицательно влияющим на их здоровье и т. п.; по вопросам повышения экологической культуры учащихся;
- совместной работы педагогов и родителей (законных представителей) по проведению спортивных соревнований, дней здоровья, занятий по профилактике вредных привычек и т. п.
Здоровый образ жизни не занимает пока первое место в иерархии потребностей и ценностей человека в нашем обществе. Но если мы научим детей с самого раннего возраста ценить, беречь и укреплять свое здоровье, если школа станет «школой здоровья», а сохранение и укрепление здоровья учащихся приоритетной функцией образовательного учреждения, то будущие поколения будут более здоровы и развиты личностно, интеллектуально, духовно и физически.
И закончить свое выступление хотелось бы замечательными словами В.А.Сухомлинского: « Забота о здоровье – это важнейший труд педагога. От жизнедеятельности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы…»
Источник