Педагогический проект «Детский сад – территория здоровья»
рабочая программа (старшая группа) по теме
«Детский сад – территория здоровья»
«Забота о здоровье – это важнейший труд воспитателя. От жизнерадостности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы»
В. А. Сухомлинский.
Автор – Гарипова Альбина Ильфатовна
Введение
Здоровье – это сложное понятие, которое включает характеристики физического и психического развития человека, адаптационные возможности его организма, его социальную активность, которые в итоге и обеспечивают определённый уровень умственной и физической работоспособности. Здоровые дети — это основа жизни нации. Выдающийся педагог, автор «Педагогики Сердца» Я. Корчак писал: «Взрослым кажется, что дети не заботятся о своем здоровье: если за ними не смотреть, они повыпадали бы все из окон, поутонули бы, попали бы под машины, повыбили бы себе глаза, поломали бы ноги и позаболевали бы воспалением мозга и воспалением легких – уж сам не знаю, какими еще болезнями. Нет. Детям совершенно так же, как и взрослым, хочется быть здоровыми и сильными, только дети не знают, что для этого надо делать. Объясним им, и они будут беречься». Действительно, только мы, взрослые, можем научить детей следить за своим здоровьем, беречь его.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
педагогический проект | 81.5 КБ |
Предварительный просмотр:
«Детский сад – территория здоровья»
«Забота о здоровье – это важнейший труд воспитателя. От жизнерадостности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы»
В. А. Сухомлинский.
Автор – Гарипова Альбина Ильфатовна
Здоровье – это сложное понятие, которое включает характеристики физического и психического развития человека, адаптационные возможности его организма, его социальную активность, которые в итоге и обеспечивают определённый уровень умственной и физической работоспособности. Здоровые дети — это основа жизни нации. Выдающийся педагог, автор «Педагогики Сердца» Я. Корчак писал: «Взрослым кажется, что дети не заботятся о своем здоровье: если за ними не смотреть, они повыпадали бы все из окон, поутонули бы, попали бы под машины, повыбили бы себе глаза, поломали бы ноги и позаболевали бы воспалением мозга и воспалением легких – уж сам не знаю, какими еще болезнями. Нет. Детям совершенно так же, как и взрослым, хочется быть здоровыми и сильными, только дети не знают, что для этого надо делать. Объясним им, и они будут беречься». Действительно, только мы, взрослые, можем научить детей следить за своим здоровьем, беречь его.
Проект раскрывает эффективные формы взаимодействия детского сада и семьи по формированию потребности детей в здоровом образе жизни. Он определяет основные направления, цель и задачи, а также план действий по их реализации. Проект направлен на становление ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни, способствует физическому развитию детей.
В последние годы наблюдается резкое ухудшение состояния здоровья детей, и поэтому оздоровление детей является одной из основных задач, которые стоят перед обществом. Актуальность проблемы определяется высокой заболеваемостью детей дошкольного возраста. Начинать формировать здоровье нужно в детстве, когда наиболее прочно закладывается опыт оздоровления, когда стимулом является природное любопытство ребенка, желание все узнать и все попробовать, возрастная двигательная активность и оптимизм.
Вид проекта: практико-ориентированный
По содержанию: социально — педагогический
Участники проекта: дети 4-5 лет, воспитатели, родители.
По времени проведения: 2012-2013 учебный год (долгосрочный)
Цель проекта: сохранение и укрепление здоровья детей, привитие им навыков здорового образа жизни.
— создавать условия, способствующие сохранению и укреплению здоровья дошкольников;
— повышать интерес родителей путём просветительской работы к участию в оздоровительных мероприятиях вместе с детьми.
Проблема: физическое воспитание – это то, что обеспечивает здоровье и доставляет радость?
1. Обогатится социальный опыт дошкольников, расширится их кругозор;
2. У детей сформируются представления о здоровом образе жизни;
3. Родители будут вовлечены в единое пространство «семья – детский сад»;
4. Снижение заболеваемости и детского травматизма среди воспитанников.
Ожидаемые результаты станут реальностью, если все участники проекта «Детский сад – территория здоровья» будут одинаково относиться к проблеме «человек – образ жизни – образование — здоровье». Когда в данной группе произойдет осознание важности собственных усилий для сохранения здоровья, продвижение в этом направлении можно будет признать успешным.
План выполнения проекта:
Изучение тематики, формулировка проблемы.
Раскрытие новых эффективных форм взаимодействия ДОУ и семьи по формированию потребности детей в здоровом образе жизни.
Утренняя гимнастика «Мы здоровые ребята», «Здоровячок»;
Самомассаж «Кошка Мурка», «Витаминка»;
Водные процедуры «Здоровей-ка»;
Гимнастика после сна «Вот какие мы большие», «К котёнку в гости» и др.;
Ходьба по дорожкам здоровья.
«Чтоб здоровым быть всегда, нужно заниматься!»;
«Если хочешь быть здоров!»;
«Витамины я люблю — быть здоровым я хочу»;
«Беседа о здоровье, о чистоте»;
Беседа-игра, включающая прибаутки, используемые при мытье рук умывании (потешки);
«Здоровая пища», «Как вести себя в поликлинике»,
Игры на развитие двигательной активности «Догони меня»; «Ловишки»;
Малоподвижные игры «Грибок», «Вот по ягоды пошли»;
Сюжетно-ролевые игры «Больница», «У зубного врача»;
Дидактические игры «Что кому нужно для работы», «Определи место для предмета».
Прогулка и физкультура на прогулке
Лазанье по гимнастической лестнице;
Закаливающие процедуры, дыхательная и артикуляционная гимнастика.
«К деду Морозу в гости»
Работа с родителями
Консультация «Физкультурное оборудование своими руками», «Семь родительских заблуждений о морозной погоде» и др;
Индивидуальные беседы о физических умениях и навыках каждого ребенка, о значимости совместной двигательной деятельности с детьми и т. д.;
Наглядность в виде информационных файлов «Семь условий здорового ребенка», «Будь здоров!» и др;
Картотека «Чтоб улыбка сияла»; «Всё о дыхательной гимнастике», артикуляционная гимнастика;
Мастер-класс для родителей: «Если хочешь быть здоров – закаляйся».
Семинар-практикум для родителей на тему: «Здоровый ребёнок — успешный ребёнок».
Создание книжек-малышек «Моя копилка здоровья»;
Утренняя гимнастика «Зоопарк» – проводят воспитатели совместно с родителями
Коллаж «Быть здоровым – здорово!»
Анализ проделанной работы
Совместно с родителями выявить положительные результаты проделанной работы, проанализировать недостатки;
Методы реализации проекта с детьми:
Организация режима двигательной активности, обеспечивающего нормальную жизнедеятельность детей
Упражнения на дыхание
Гимнастика для глаз
Чтение художественной литературы.
Организация выставок, конкурсов.
Личный пример взрослых
Образовательная область «Познание»
— «Где живет витаминка?» (Рассказать детям о пользе овощей и фруктов для здоровья человека. Воспитывать бережное отношение к своему здоровью) .
— «Это я!» (Дать ребенку знание о себе, о своем теле, формировать любовь к жизни, чувство радости существования).
— Органы чувств (глаза, уши, нос). Общее понятие (Закреплять знания детей о своем теле. Рассказать детям, что на голове у человека много нужных и полезных органов).
— Для чего нужны зубы? (Познакомить детей с тем, что такое зубы и для чего они нужны. Воспитывать бережное отношение к своему здоровью).
— «Как быть здоровым?» (Воспитывать бережное отношение к своему здоровью)
— «Растения, которые лечат».
Образовательная область «Коммуникация»
— Беседы «Как я буду заботиться о своем здоровье», «Кто с закалкой дружит, никогда не тужит», «На зарядку, становись», «Как надо одеваться, чтобы не болеть», «Правила гигиены», «Витамины полезны для здоровья»
— Составление рассказов об овощах и фруктах.
— Составление рассказа «Как мы измеряли рост».
Образовательная область «Чтение художественной литературы»
— Чуковский К. И. «Айболит», «Мойдодыр»
— Шалаева Г. П., Журавлёва О. М., Сазонова О. Г. «Правила поведения для воспитанных детей»-
— Токмакова И. «Колыбельная», «Мне грустно – я лежу больной»
— Крылов А. «Как лечили петуха»
— М. Безруких «Разговор о правильном питании»
— В. Бондаренко «Язык и уши»
— Л. Зильберг «Полезные продукты»
— Г. Зайцев «Крепкие, крепкие зубы», «Дружи с водой»
-А. Крылов «Как лечили петуха»
Образовательная область «Социализация»
— Д/игра «Оденем куклу на прогулку»
— Д/игра «Узнай и назови овощи и фрукты».
— Д/игра «Таня простудилась»
— Д/игра «Назови виды спорта»
— Д/игра «Если кто-то заболел»
— С/Р игра «Овощной магазин»
— С/Р игра «Поликлиника», «Больница», «Аптека», «Детский сад», «Семья»
Образовательная область «Труд»
— Экскурсия в медицинский кабинет детского сада. (Познакомить с медработниками детского сада, их кабинетом, для чего необходим медкабинет, что в нем есть; учить не бояться врачей).
— Экскурсия в аптеку.
-Беседа «Как доктор лечит людей»
Образовательная область «Безопасность»
— Беседа «Осторожно — лекарство», «Как вести себя во время болезни»,
Образовательная область «Музыка»
— Прослушивание колыбельных песен, произведений В. Моцарта, Л. Бетховена.
Образовательная область «Художественное творчество»
— Рисование «Овощи и фрукты», «Мы гуляем на участке»
— Конструирование «Больница для зверюшек»,
— «Изготовление рецептов для игры в больницу»
— Аппликиция «Консервированные овощи в банке»
— Лепка «Машина скорой помощи»
Образовательная область «Физическая культура»
Содержание проектной деятельности:
Этапы реализации проекта
- Подготовительный
-проведение анализа нормативно-правовой базы и приведение её в соответствие с законом «Об образовании», изучение понятий, касающихся темы проекта;
-мониторинг уровня заболеваемости детей на начало учебного года;
-блиц – опрос детей;
-изучение условий реализации проекта;
-привлечение родителей к участию в проекте;
-утверждение проекта и источников финансирования.
-определение цели и задач;
-разработка перспективного плана работы с родителями
-разработка перспективного плана организации физкультурно-досуговых мероприятий.
Воспитатель, родители, дети
Сентябрь 2012 г.
Анкетирование родителей «Здоровье вашего ребенка»;
Блиц – опрос детей «Что я знаю о своем здоровье?»;
Мониторинг детей на начало учебного года.
-проведение цикла тематических физкультурных занятий с включением валеологического компонента;
-проведение цикла тематических бесед;
-проведение туристических походов совместно с родителями;
-проведение спортивных праздников, досугов и развлечений с родителями.
-организация просветительской деятельности с родителями по вопросам формирования у детей привычки ЗОЖ, организации активного отдыха в семье;
День здорового ребёнка «Модуль здоровья»;
-оформление коллажа совместно с родителями;
-подготовка выставки детских рисунков;
-создание альбома детских рассказов.
Воспитатель, родители, дети
Октябрь – апрель 2012 – 2013 г. г.
Туристический поход «В гости к Лешему»;
Физкультурный праздник «В сказку за здоровьем», досуг «Будь, здоров!», развлечение «В гости к Айболиту», «Мой весёлый звонкий мяч»;
Альбом детских рассказов «Я люблю спорт»;
Выставка детских рисунков «Мы со спортом крепко дружим»;
Оформление коллажа «Быть здоровым – здорово!»
-подведение итогов реализации проекта:
-проведение недели здоровья с педагогами и детьми;
-заключительный спортивный праздник;
Анкета для родителей
-исследование эффективности проводимой работы на основе анализа мониторинга;
5.Мультимедийная презентация инновационного опыта по итогам реализации проекта.
Воспитатель, родители, дети
Недели здоровья «Здоровый ребёнок – успешный ребёнок»;
Спортивный праздник «Мама, папа, я – спортивная семья!»;
Мониторинг детей на конец учебного года;
Анкета для родителей «Растём здоровыми»;
Презентация «Здоровье всему голова».
Продукт проектной деятельности:
Продуктом педагогического проекта «Детский сад – территория здоровья» являются:
1. Перспективный план организации физкультурно-досуговых мероприятий и цикл тематических физкультурных занятий;
2. Анкета для родителей «Здоровье вашего ребенка», «Растём здоровыми».
3.Цикл тематических физкультурных занятий с включением валеологического компонента: «В страну Здоровья», «Что мы знаем о здоровье», «Мама, папа, я – спортивная семья», «С физкультурой мы дружны, нам болезни не страшны»;
4. Тематические беседы: «Витамины я люблю – быть здоровым я хочу» — «Укрепление детского здоровья» «Личная гигиена»;
5. Туристические походы: «В гости к лешему»;
6. Разработки сценариев спортивных праздников: «В сказку за здоровьем», «Мама, папа, я – спортивная семья!», досугов «Будь, здоров!» (с включением пальчиковой гимнастики), развлечение «В гости к Айболиту», «Морское путешествие», «Мой весёлый звонкий мяч», «Весна» (с элементами психогимнастики);
7. Просветительская и консультативная деятельность с родителями и: цикл консультаций для родителей
8. Картотека самомассажа «Чтоб улыбка сияла», «Всё о дыхательной гимнастике», артикуляционная гимнастика;
9. Мультимедийная презентация инновационного опыта.
Перспективы развития проекта.
Данный проект может быть использован другими педагогами, как в полном объеме, так и парциально на разных уровнях образовательной системы. Учитывая эффективность результата проекта, предполагается дальнейшая перспектива его продолжения и развития с привлечением младших дошкольников и их родителей.
Разработать методическую базу для детей 5-6 лет (серию физкультурных занятий совместно с родителями, комплексы упражнений в детско-родительской паре, сценарии досугов);
Для спортивной площадки приобрести необходимое оборудование;
Обогатить туристические походы практическим инвентарем (палатка, рюкзак, раскладной стульчик, москитные панамы);
Представить родителям презентацию: «10 правил здоровья».
Вывод : Вследствие реализации проекта у дошкольников выработалась устойчивая мотивация к систематическим занятиям физической культурой и спортом. Они ориентированы на здоровый образ жизни, имеют прочные знания о средствах укрепления здоровья, о потребностях и возможностях организма. Участие родителей в совместной деятельности наполнило ее новым содержанием, позволило использовать личный пример взрослых в физическом воспитании дошкольников, изучить положительный опыт семейного воспитания и пропагандировать его среди других родителей. Туристические походы, физкультурные досуги и совместные занятия с родителями способствовали закаливанию и укреплению здоровья детей; повышали двигательную активность и выносливость организма; оказывали положительное влияние на физическое, психическое и эмоциональное благополучие ребенка. Повысилась активная родительская позиция в потребности дошкольников в движении на свежем воздухе, обеспечивающей здоровую жизнедеятельность ребенка. А в целом родители считают, что здоровье это не отсутствие болезней, а образ жизни. Согласно полученным данным анкетирования на предмет удовлетворенности родителей в использовании нетрадиционных форм взаимодействия ДОУ с семьями воспитанников по формированию потребности в здоровом образе жизни, проект «Детский сад – территория здоровья» имеет высокий рейтинг.
Вот так день за днем, шаг за шагом в своей работе мы учили детей с охранять своё здоровье, заботиться о нём. Только здоровый человек по-настоящему радуется жизни. Нужно п роводить интересные праздники, утренники, походы в парк, все эти мероприятия учат детей заботиться о своем здоровье, помогают практически применять полученные знания на занятиях. Конечная цель данного проекта: создание эффективной модели сбережения здоровья детей в условиях детского сада.
1. Алямовская В. Г. Как воспитать здорового ребенка. М., 1983.
2. Антонов Ю. Е., Кузнецова М. Н. Здоровый дошкольник: Социально-оздоровительная технология 21 века. М., АРКТИ, 2001.
3. Богина Т. Л. Охрана здоровья детей в дошкольных учреждениях. Методическое пособие. М. : Мозаика-Синтез, 2005.
4. Береснева З. И. Здоровый малыш. Программа оздоровления детей в ДОУ. М. : творческий центр СФЕРА, 2005.
5. Данилина Т. А. Взаимодействие ДОУ с социумом. М. :АРКТИ, 2004.
6. Дошкольное воспитание №9, 1997, Кузнецова М. Н. Нетрадиционные методы в воспитании и оздоровлении. Старший дошкольный возраст.
7. Моргунова О. Н. Физкультурно-оздоровительная работа в ДОУ. В., 2007.
8. Управление ДОУ №5, 2003//Кротова Т. В. Оценка уровня взаимодействия ДОУ и семьи.
9. Управление ДОУ №1, 2004 // Евдокимова Е. С. Проектирование как здоровьесберегающая технология в ДОУ.
10. Управление ДОУ №5, 2004// Лукина Л. И. Работа с родителями в ДОУ.
11. Управление ДОУ №3, 2004 //Рылеева Е. В., Барсукова Л. С. Учимся сотрудничать с родителями.
12. Управление ДОУ №8, 2006// Гордеева В. А. Инновационные подходы к физкультурно-оздоровительной работе в ДОУ.
13. Управление ДОУ №1, 2006 // Зуйкова М. Б. Режим – путь к здоровью.
14. Управление ДОУ №7, 2006 // Лукина Л. И. Путь к здоровью ребенка лежит через семью.
15. Солодянкина О. В. Сотрудничество ДОУ с семьей, М., 2004.
Источник
➤ Adblockdetector