Здоровьесберегающая технология в ДОУ — самомассаж
Татьяна Бондарева
Здоровьесберегающая технология в ДОУ — самомассаж
В период дошкольного детства, ребенок проживает уникальный, неповторимый путь развития, который является фундаментальным для становления психического и физического здоровья. В этот период идёт интенсивное развитие органов и становление функциональных систем организма. Состояние здоровья детей – важнейший показатель благополучия общества и государства, отражающий не только настоящую ситуацию, но и дающий точный прогноз на будущее.
Поэтому внедрение здоровьесберегающих технологий в воспитательно-образовательный процесс всегда остается актуальным.
Педагогами дошкольных организаций активно используются различные технологии для формирования, сохранения и укрепления здоровья воспитанников.
Эффективным и универсальным средством здоровьесберегающих технологий является игровой самомассаж.
Самомассаж — это массаж, выполняемый самим ребёнком. Он улучшает кровообращение, помогает нормализовать работу внутренних органов. Для детей самомассаж — это и профилактика простудных заболеваний. Он благоприятствует психоэмоциональной устойчивости к физическому здоровью, повышает функциональную деятельность головного мозга, тонизирует весь организм.
Игровой самомассаж – это уникальная тактильная гимнастика, благодаря которой в мозг поступает мощный поток импульсов от рецепторов, расположенных в коже.
Главная ценность массажа заключается в том, что он, прежде всего, влияет на нервную систему малыша, помогает ребенку снять общую усталость, помогает всем органам и системам работать бесперебойно и эффективно. Все упражнения должны выполняться на фоне позитивных ответных реакций ребенка. Надо всегда помнить заповедь Гиппократа «Не навреди!».
Приемы самомассажапроводят в такой последовательности: поглаживание, растирание, разминание и вибрация (потряхивание).
Продолжительность самомассажа для детей 5-7 минут, в зависимости от поставленной задачи.
Задачи самомассажа:
• Воспитывать интерес к оздоровительному массажу.
• Обучать элементам массажа.
• Закреплять технику выполнения различных видов игровых массажей.
• Повышать сопротивляемость организма к простудным заболеваниям.
• Предотвращать простудные заболевания путем воздействия на активные точки.
• Развивать интеллектуальные функции.
• Развивать двигательную память.
• Воспитывать бережное отношение к своему телу.
• Развивать коммуникативные навыки и тактильное восприятие.
Виды самомассажа:
• Игровой самомассаж — нетрадиционный вид упражнений, помогающий естественно развиваться организму ребенка, функционально совершенствоваться его отдельным органам и системам. «Игровой самомассаж» является основой закаливания и оздоровления детского организма. Выполняя упражнения самомассажа в игровой форме, с музыкальным сопровождением, дети получают радость и хорошее настроение. Такие упражнения способствуют формированию у ребенка сознательного стремления к здоровью, развивая навык собственного оздоровления.
• Самомассаж Су-Джок шарами.
Дети знакомы с ним под названием «Ежик» — симпатичный шарик с острыми шипами, лёгкий и гигиеничный, простой в обращении и доступный в любой момент. Его остроконечные выступы воздействуют на биологически активные точки, неизменно вызывая улучшение самочувствия, снимая стресс, усталость и болевые ощущения, повышая общий тонус организма. С помощью шаров – «ежиков» детям нравится массировать пальцы и ладошки, что оказывает благотворное влияние на весь организм, а также на развитие мелкой моторики пальцев рук, тем самым, способствуя развитию речи. Главными достоинствами Су-Джок терапии является высокая эффективность, абсолютная безопасность применения, доступность метода.
• Самомассаж ушных раковин «Поиграем ушками».
Самомассаж ушных раковин для детей групп раннего возраста и младших групп.Комплекс состоит из 4 простых упражнений:
1. «Загибаем ушки»: Загнуть вперед ушные раковины,прижать их к голове. Отпустить, ощущая хлопок (4-6 раз).
2. «Потянем ушки»: Потянуть мочки ушей вниз (4-6 раз).
3. «Подавим ушки»:Массаж козелка: подавить козелок, отпустить (до 10 раз)
4. «По дорожке»: Поставить пальчик на «дорожку» по краю ушек, водить вверх – вниз (4-6 раз). Сначала дети выполняют его с помощью взрослых, а потом — самостоятельно. К 3 годам дети выполняют упражнения достаточно уверенно и качественно. Улучшение гибкости ушных раковин способствует общему укреплению здоровья, потягивание ушной мочки полезно при закаливании горла и полости рта (на ней расположены рефлексогенные зоны миндалин и полости рта).
• Массаж «Пять маленьких лекарей».
Это самомассаж пальчиков.На зонах пальцев есть представительство всего организма: массаж большого пальца способом растирания повышает деятельность головного мозга, указательного – деятельность желудка, среднего – положительно влияет на работу кишечника, безымянного – нормализует функцию печени, мизинца – стимулирует работу сердца.
На лице любого человека расположены массажные зоны, связанные с регуляцией иммунитета и закаливанием организма (А. А. Уманская). Локальное воздействие на эти зоны мы называем точечным массажем. Точечный массаж введен со средней группы.Он включает в себя пять основных зон: на лбу (середина лба, у внутренних концов бровей (параллельно, у крыльев носа (параллельно, у уголков рта (параллельно) и между большим и указательным пальцами (сначала на одной руке, затем на другой). Эти точки доступны детям с 4-5 –летнего возраста.
Точечный самомассаж для детей выполняется путем нажимания подушечками пальцев на кожу и мышцы в местах расположения активных точек. Этот вид массажа может служить расслабляющим или же возбуждающим средством, при использовании в комплексе оказывает на организм ребенка положительный эффект. Используется он в основном для нормализации нервных процессов и чаще всего это самомассаж подошв и пальцев ног, кистей рук, головы и лица. Точечный массаж детям очень полезен для поднятия иммунитета. При возникновении первых симптомов простуды или после контакта с заболевшим человеком его нужно делать каждый день на протяжении недели. Если выполнять все манипуляции правильно, то можно достичь потрясающих результатов и значительно улучшить состояние здоровья малыша.
Непременным условием является постоянное наблюдение за самочувствием и индивидуальной реакцией детей. Все упражнения должны выполняться на фоне позитивных ответных реакций ребенка. Игровой самомассаж может быть использован в индивидуальной работе виде отдельного 5-минутного занятия ежедневно, как часть занятия по познавательному развитию в виде динамической паузы, а также в режимных моментах и самостоятельной деятельности детей. При проведении массажа рекомендуется обучать детей не надавливать с силой на указанные точки, а массировать их мягкими движениями пальцев. Перед проведением занятия педагогу следует попробовать выполнить все упражнения самому. В этом случае дети легко их исполнят по показу. Очень большое значение для сохранения внимания и интереса детей имеет подбор музыкального сопровождения, а также интонационное разнообразие речи педагога. Нужно суметь и музыкой, и речью, и мимикой создать сказочную, волшебную атмосферу. И вы сами убедитесь, увидите, каким восторгом загорятся глаза ваших воспитанников.
Источник
Консультация «Приобщение детей к здоровому образу жизни. Детский самомассаж»
Надежда Маркисовна
Консультация «Приобщение детей к здоровому образу жизни. Детский самомассаж»
В наш стремительный век время становится большой ценностью и его часто не хватает. Не хватает ни времени, ни сил на детей. Они растут и развиваются сами по себе, в яслях, детских садах, школах и т. д. Родителей волнует только основной вопрос — накормлен ли ребенок. Чаще всего дефицит времени — это лишь иллюзия. Если вы любите своего ребенка и хотите, чтобы он рос сильным, крепким, здоровым, умным и счастливым, то всегда найдете время на любимое чадо. Помимо умственного развития ребенка, очень важно развивать его физически. Во все времена, превыше денег и прочих ценностей, ставилось здоровье. Тем более, если речь идет о здоровье ребенка. У здорового ребенка больше шансов на прекрасное будущее. Гимнастика и массаж оказывают положительное влияние на детей.
Детский массаж повышает тонус мышечной системы ребенка, укрепляет опорно-двигательный аппарат, повышает подвижность и эластичность связочного аппарата, сократительную способность и пластичность мышц. При воздействии на кожу, связки и мышцы в процессе массажа, возникает ответная положительная реакция нервной системы, периферической капиллярной сети, ускоряется кровообращение и ток лимфы.
Детский профилактический массаж может не только предупредить большую часть заболеваний, но и вылечить некоторые, находящиеся на ранней стадии.
Как эффективный метод лечения педиатры часто назначают детский лечебный массаж грудным детям и детям дошкольного и школьного возраста. Гимнастику и детский профилактический массаж можно начинать уже в возрасте 6-ти недель.
Если массаж проводить регулярно, то выявить и устранить незначительные отклонения в состоянии костно-мышечной и нервной системы не составит труда, иначе они могут стать причиной серьезных проблем в подростковом возрасте.
Детский массаж и оздоровительная гимнастика помогут справиться с различного рода заболеваниями, существенно сократят количество используемых антибиотиков.
Упражнения способствуют улучшению в организме обменных процессов, нормализации функций внутренних органов и мышечном кровоснабжении.
Самомассаж ушных раковин для детей.
Большинство учёных представляют аурикулу (ушную раковину) как эмбрион человека в перевёрнутом виде (мочка уха соответствует голове, по мере продвижения к верхушке уха расположены зоны, представляющие туловище, его органы и конечности).
Самомассаж ушных раковин являет эффективным методом при регуляции мыслительной деятельности, так как способствует нормализации кровотока во всём организме. Такой массаж позволяет сосредоточиться и быть более внимательным.
Такой вид массажа способствует заметному улучшению общего состояния, приливу бодрости и работоспособности.
Одновременно массаж ушных раковин — один из самых быстрых и эффективных методов оздоровительного самомассажа, так как ушная раковина имеет рефлекторную связь с органами и частями тела человека. При регулярном выполнении, которого, повышается работа иммунной системы организма.
Рекомендации для выполнения самомассажа ушных раковин
Самомассаж ушных раковин производится одновременно с обеих сторон с помощью подушечек большого и указательного пальцев рук
При этом используются такие приёмы массажа: разминание, растирание, поглаживание.
Обязательно должны быть учтены гигиенические основы массажа.
Время, необходимое для самомассажа обеих ушных раковин, не превышает 2 минут.
Самомассаж ушных раковин можно проводить от 1 — 2 и более раз в день в зависимости от эффективности его действия и общего самочувствия.
Дыхание при самомассаже должно быть ровным и спокойным, тихим и комфортным, темп должен составлять примерно 6-12 дыхательных движений (вдохов — выдохов) в минуту. Тип дыхания — нижний или совместно нижний и средний.
Немаловажным является то, что такой вод массажа могут выполнять самостоятельно не только взрослые, но и дети дошкольного возраста. При этом для самомассажа ушей не требуются какие-то специальные условия. Его можно выполнять в любой удобной для этого позе (стоя, сидя, лёжа).
Единственным важным условием для дошкольников является, конечно, выполнение самомассаже в форме игры.
Научить ребёнка выполнять движения массажа в определённой последовательности Вам поможет небольшое шуточное стихотворение.
Взяли ушки за макушки.
(самомассаж ушной раковины выполняется большим и
указательными пальцами – большой палец находится сзади)
Взяли ушки за макушки (большим и указательным пальцами с обеих сторон)
Потянули… (несильно потянуть вверх)
Пощипали (несильные нажимы пальцами, с постепенным
Вниз до мочек добежали продвижением вниз)
Мочки надо пощипать: (пощипывание в такт речи)
Пальцами скорей размять… (приятным движением разминаем между пальцами)
Вверх по ушкам проведём (провести по краю уха, слегка сжимая большим и
И к макушкам вновь придём. указательным пальцами)
Массаж волшебных точек ушек
Этот вид закаливания основан на стимуляции биологически активных точек, расположенных на ушной раковине и связанных рефлекторно почти со всеми органами тела. Массаж этих точек полезен, в частности, для улучшения работы органов дыхания и для защиты организма от простудных заболеваний.
Является доступным для детей всех возростов. Рекомендуется проводить в игровой форме 2-3 раза в день.
«Поиграем с ушками»
1. Организационный момент.
Воспитатель привлекает детей к игре и собирает их вокруг.
2. Основная часть.
Упражнения с ушками.
• «Найдём и покажем ушки»
Дети находят свои ушки, показывают их взрослому
Ребёнок заводит ладони за уши и загибает их вперёд сначала мизинцем, а потом всеми остальными пальцами. Прижав ушные раковины к голове, резко опускает их. Пи этом ребёнок должен ощущать хлопок.
Малыш захватывает кончиками большого и указательного пальцев обе мочки ушей, с силой тянет их вниз, а затем опускает.
Ребёнок вводит большой палец в наружное слуховое отверстие, а указательным пальцем прижимает козелок – выступ ушной раковины спереди. Захватив таким образом козелок, он сдавливает и поворачивает его во все стороны в течении 20-30 секунд.
Ребёнок прикладывает к ушкам ладони и тщательно трёт ими всю раковину.
3. Заключительный момент
Дети расслабляются и слушают тишину.
Примечание. Количество повторений каждого упражнения зависти от возраста детей. В среднем это сотавляет 7-8 раз, для малышей достаточно 5-6 раз.Действия можно сопровождать стихами:
Подходи ко мне, дружок,
И садись скорей в кружок.
Ушки ты свои найди
И скорей их покажи.
А потом, а потом
Ушко, кажется замёрзло
Отогреть его так можно.
Ловко с ними мы играем,
Вот так хлопаем ушами.
А сейчас все тянем вниз.
Ушко, ты не отвались!
Раз, два! Раз, два!
Вот и кончилась игра.
А раз кончилась игра,
Интенсивное воздействие на кончики пальцев стимулирует прилив крови к рукам. Это благоприятствует психоэмоциональной устойчивости и физическому здоровью, повышает функциональную деятельность головного мозга, тонизирует весь организм.
«Поиграем с ручками»
Дети растирают ладони до приятного тепла.
Большим и указательным пальцами одной руки массируем – растираем каждый палец, начиная с ногтевой фаланги мизинца другой руки.
Массируем тыльные стороны ладоней, имитируя мытьё рук.
Переплетаем вытянутые пальцы обеих рук и слегки трём их друг о друга, направляя ладони в противоположные стороны.
Переплетённые пальцы закрываем на замок и подносим к груди. Пауза.
Вытягиваем пальчики вверх и шевелим ими.
Дети стряхивают руки, расслабляют их и отдыхают.
Примечание. Упражнение можно сопровождать стихами.
Эй, ребята, все ко мне.
Кто стоит там в стороне?
А ну быстрей лови кураж
И начинай игру-массаж.
Разотру ладошки сильно,
Каждый пальчик покручу.
Поздороваюсь со всеми,
Никого не обойду.
С ноготками поиграю,
Друг о друга их потру.
Потом руки «помочалю»,
Плечи мягко разомну.
Затем руки я помою,
Пальчик в пальчик я вложу,
На замочек их закрою
И тепло поберегу.
Вытяну я пальчики,
Пусть бегут, как зайчики.
Вот и кончилась игра.
Вот и кончилась игра,
Точечный массаж + пальчиковая гимнастика
Крылья носа разотри – раз, два, три
И под носом себе утри – раз, два, три
Брови нужно расчесать – раз, два, три, четыре, пять
Вытри пот теперь со лба – раз, два
Серьги на уши повесь, если есть.
Заколкой волосы скрепи – раз, два, три
Сзади пуговку найди и застегни
Бусы надо примерять, примеряй и надевай.
А сюда повесим брошку, разноцветную матрёшку.
А сюда браслетики, красивые манжетики.
Девочки и мальчики, приготовьте пальчики.
Вот как славно потрудились и красиво нарядились
Осталось ноги растереть и не будем мы болеть
Доклад на педсовете «Приобщение детей к здоровому образу жизни» «Приобщение детей к здоровому образу жизни» В современных условиях развития нашего общества наблюдается резкое ухудшение состояния здоровья.
Консультация для педагогов «Кубанские игры как форма приобщения детей 4–5 лет к здоровому образу жизни» Консультация для педагогов «Кубанские игры, как приобщение детей 4-5 лет к здоровому образу жизни» Актуальность темы: В настоящее время.
Консультация для родителей «Роль родителей в приобщении детей к здоровому образу жизни» Сегодня, наверное, нет на земле человека, который бы оставался равнодушным к спорту. Все понимают роль спорта, но сами взрослые порой почему-то.
Мастер-класс для родителей «Приобщение детей к здоровому образу жизни» Возрастная группа: младшая группа Участники: родители и воспитатели Цель: оказание практической помощи родителям дошкольников в приоб-щения.
План по самообразованию «Приобщение детей к здоровому образу жизни» Пояснительная записка Нормой жизни и поведения каждого человека должно быть сознательное и ответственное отношение человека к здоровью как.
Приобщение детей к здоровому образу жизни — приоритетная задача педагогов и родителей Сохранение и укрепление здоровья детей, приобщение их к здоровому образу жизни (ЗОЖ) – приоритетная задача педагогов и родителей, а в рамках.
Рекомендации для родителей по ЗОЖ «Приобщение детей к здоровому образу жизни» Рекомендации для родителей «Приобщение детей к здоровому образу жизни» Актуальность: Уважаемые родители! Здоровая семья – это крепость,.
Приобщение к здоровому образу жизни через совместные детско-родительские мероприятия «Роль семьи в процессе воспитания ЗОЖ» Здоровый образ жизни — отличительная черта человеческой цивилизации. Он помогает человеку учиться и трудиться, созидать и творить, совершенствовать.
Семинар-практикум для родителей «Приобщение дошкольников к здоровому образу жизни через русские народные игры» Цель: повышение педагогической компетентности родителей в вопросах здоровьесбережения детей дошкольного возраста. Задачи: 1. Познакомить.
Источник