Меню

Детский сад вредит здоровью

Детские сады вредят детям, но помогают взрослым

Специалист исследовал вред и пользу от детских садов.

детский сад

Американский учёный Ноам Шпэнсер провёл исследование, в рамках которого изучил вред и пользу от детских садов. В результате специалист пришёл к выводу, что однозначно ответить на вопрос о вреде или пользе детсадов нельзя.

Если рассматривать объект исследования по отношению к ребёнку, то детские сады в целом наносят больше вреда, чем пользы. По словам Шпэнсера, дети, которые посещают детские сады, испытывают меньше родительской заботы, из-за чего у ребёнка могут возникнуть психологические проблемы. Речь идёт об увеличении риска возникновения нарушения привязанности между родителями и малышом. Кроме того, обучение в детском саду повышает риски негативного воздействия со стороны, которого можно избежать при обучении дома.

Также пребывание в детском саду для ребёнка чревато тем, что он может заразиться различными инфекционными заболеваниями от других детей. А ещё учёный установил, что у детей, обучающихся в дошкольных учреждениях, уровень гормона кортизола выше, чем у тех детей, которые обучаются дома. Как известно, гормон кортизол – это гормон стресса.

Если для детей детсад выглядит не самой хорошей перспективой, то для родителей от него больше пользы. Дело в том, что, говоря о пользе или вреде детсадов, не стоит забывать и о социальных моментах. Отдавая ребёнка в детсад, родители получают возможность зарабатывать деньги, которые можно вложить в семью и развитие ребёнка.

В комментарии к своему исследованию Шпэнсер отмечает, что забота родителей, безусловно, лучше, чем детсад. Однако не стоит забывать о действительно высококлассных дошкольных учреждениях, от пребывания в которых ребёнок только выиграет.

Источник

Как посещение сада влияет на развитие ребенка: отвечают ученые

Все эти мнения имеют полное право на существование, потому что — не побоимся повториться — все дети разные, все сады разные, жизненные обстоятельства у родителей — тоже разные, а потому не существует универсального решения по вопросам детского сада, которое подошло бы всем. Наша задача здесь — помочь вам принять информированный выбор, если для вас отдавать ребенка в детский сад или нет — это вообще выбор.

Так, например, недавно российские ученые выяснили, что дети, которые в детском саду получают меньше внимания воспитателей и имеют доступ к меньшему количеству игрушек и развивающих материалов, быстрее адаптируются к разным условиям и лучше умеют разрешать конфликты. Такая вот суровая закалка. Теперь хотим рассказать вам о другом исследовании, на этот раз — от американских ученых.

Исследователи из Национального Института детского здоровья и развития человека на протяжении 15 лет наблюдали за тысячей детей из самых разных американских семей. Позже результаты исследования были объединены в книгу под названием The Origins of You: How Childhood Shapes Later Life («Твое происхождение: как детство влияет на нашу жизнь»).

В рамках исследования наблюдатели изучали опыт посещения детского сада каждым из детей. Особое внимание они уделяли манере общения воспитателей с маленькими воспитанниками. С определенной периодичностью ученые мониторили процесс социального, эмоционального, интеллектуального и поведенческого развития детей, проводили опросы, тесты, брали интервью и вели протоколы наблюдений.

Вот некоторые выводы относительно детского сада, к которым пришли исследователи.

Чем лучше сад, тем лучше последствия. Посещение более качественных детских садов (те, в которых воспитатели общались с детьми внимательно, ответственно, сочувственно, а также реагировали на их запросы и стимулировали познавательную деятельность) приводит к получению более высоких оценок за выполнение языковых и когнитивных заданий. Этот эффект сохранялся и в подростковом возрасте.

Если ребенок ходит в сад, где о нем хорошо заботятся, улучшаются его социальные навыки. Дети, которые ходили в не очень хорошие детские сады, в более старшем возрасте чаще склонны проявлять агрессию и вести себя асоциально.

Время, проведенное в саду, влияет на реакцию матери на ребенка. Анализ взаимодействия матерей с детьми показал, что чем больше времени ребенок младшего возраста (до трех лет) проводил в саду, тем менее чувствительна была мать к его нуждам.

Чем больше времени ребенок проводит в саду, тем хуже он себя ведет. Исследование показало, что чем больше ребенок в возрасте до четырех с половиной лет проводит в детском саду, тем более агрессивным и непослушным он становится. При этом качество образовательной среды, в которой он находится, не имеет значения. По мере того, как количество часов, проведенных в саду увеличивалось от 0-9 до 45 в неделю, увеличивался и шанс ребенка попасть в группу риска. Эта проблема сохранялась и во время обучения в школе.

Количество часов, проведенных в саду, влияет на поведение ребенка в подростковом возрасте. Дети, которые проводили больше времени в саду в возрасте до четырех с половиной лет, с большей вероятностью вступали в беспорядочные половые связи, пробовали наркотики и вели себя рискованно в подростковом возрасте.

Маленькие группы лучше, чем большие. Дети, которые посещали группы детского сада с небольшим количеством других детей, в будущем оказывались более успешными, чем те, кто ходил в группы с большим количеством детей.

Семья важнее, чем сад. Исследователи обнаружили, что воздействие, которое на развитие детей оказывает качество детского сада или количество времени, проведенного в нем, на самом деле очень мало. В прогнозировании того, какое влияние раннее детство ребенка окажет на его подростковый возраст, теплая, любящая и крепкая семья оказалась куда важнее, чем детсадовский опыт.

Что в итоге получилось?

Исследователи отметили, что время, проведенное в детском саду, в раннем возрасте ребенка, оказывает на него большее влияние, чем качество самого сада (чем больше времени ребенок в саду — тем хуже). Однако даже это не самое важное — куда важнее атмосфера в семье, которая ежедневно встречает ребенка после возвращения домой.

На первый взгляд результаты исследования кажутся очень страшными и невольно заставляют родителей, отдавших своих детей в сад с раннего возраста, чувствовать себя виноватыми. Но в этих же результатах кроется и противоядие от этого чувства вины — да, для малышей нет особой пользы от полного дня, проведенного в садике. Но если, когда он приходит домой, его ждут любящие, внимательные и понимающие родители, все потенциально негативные эффекты сада нивелируются — по крайней мере, в долгосрочной перспективе.

Ещё почитать по теме

Родительская адаптация: что делать с тревогой и волнением из-за того, что ребенок пошел в сад?

Источник

Факты о детском саде

Интересные факты о вреде детского сада для психики ребенка. Детский сад для детей до 3-х лет – разве это полезно?

Исследования ученых: детские сады, особенно в возрасте до 3-4-х лет, вредны для психики ребенка.

По данным ученых из Сингапура, у детей, посещающих детский сад, воспитывающихся приемными родителями и нянями, проблемы с психикой возникают в два раза чаще, чем у тех, кто постоянно находится с родными родителями. Ученые обследовали более 2 000 детей в возрасте от 6 до 12 лет и обнаружили, что нехватка родительского воспитания приводит к эмоциональным и поведенческим нарушениям (депрессия, тревога, деструктивное и агрессивное поведение). В частности, дети, лишившиеся матери, а также, растущие у матерей-одиночек, разведенных женщин, вдов, страдают психическими нарушениями в три раза чаще, чем остальные дети.

Эмоциональные и поведенческие проблемы у мальчиков возникают в два раза чаще, чем у девочек. Риск психических нарушений в три раза выше у мальчиков с низкими IQ, по сравнению с мальчиками, имеющими высокие показатели умственного развития. В данном исследовании ученые не пытались выяснить причины этих закономерностей. «Возможно, детям не хватает поддержки со стороны родителей, посторонние люди хуже о них заботятся. Все это влияет на психику ребенка», – говорит автор исследования Bernardine Woo.

Читайте также:  Применение средних величин для оценки здоровья населения

Пожалуй, не существует детей, которым было бы полезно посещать детский сад до исполнения им 3-4 лет, и чем ребенок младше, тем ситуация может быть труднее. Тому есть несколько причин.

1. Ни физиологически, ни психологически ребенок в этом возрасте не готов к расставанию с матерью, с семьей. Помещение малыша в ясли – это всегда стресс для него. На этот стресс организм ребенка откликается более или менее выраженной астено-невротической реакцией.

2. Ситуация стресса всегда тормозит развитие. Это сложно заметить, так как развитие все-таки продолжается, но замедляется его темп и страдает качество.

3. Отдельно стоит сказать о развитии речи. Отдавая ребенка в детский сад в раннем возрасте, мы, безусловно, создаем ущербные условия для развития речи. Общаясь со сверстниками, ребенок развивает речь в очень ограниченном объеме слов, так как у его сверстников речь также не достаточно развита. Воспитатель, каким бы хорошим он не был, не может уделить каждому ребенку столько внимания, сколько малыш получит в общении со взрослым человеком дома.

Культура речи, словарный запас, способность выразить те или иные мысли, желания требует определенного навыка и тренировки. В отсутствие примера для подражания эти способности развиваются недостаточно качественно.

Совершено очевидно, что дети маленького возраста друг с другом разговаривают не так, как разговаривают со взрослыми людьми. Отсутствие достаточного количества общения со взрослым человеком не дает возможности развиться культуре общения. Если мы будем рассматривать пример многодетных семей и апеллировать к их опыту, то существенным отличием от детского сада будет как раз разница в возрасте детей. И все-таки, даже в большой многодетной семье детей бывает 5-6, а не 10-12 и более, как в группе детского сада.

Многие родители надеются, что дети в детском саду быстрее научатся говорить. Эти надежды зачастую оправдываются. Не говорил – стал говорить. Но для чего? Для спасения себя в новой пугающей ситуации. Получается, что речь воспринимается ребенком не как средство коммуникации, а как средство, помогающее выжить в экстремальных условиях, что неверно.

4. Если ребенок раннего возраста много времени проводит в детском саду, нарушается формирование глубокого неформального контакта с семьей, что впоследствии может проявиться сложностями в общении с родителями в подростковом возрасте (11-13 лет), а может быть, и в течение всей жизни.

В 2 года дети в норме должны иметь развернутую фразовую речь, что в наше время, к сожалению, встречается достаточно редко. Возраст от 2 до 3 лет отведен ребенку и родителям на то, чтобы наладить общение друг с другом на качественно новом уровне – речевом. Ребенку нужно научиться объяснять, что он чувствует, а родителям – научиться понимать ребенка. Родителям и ребенку нужно научиться разрешать сложные, а порой конфликтные ситуации с помощью речи.

В случае, когда мы отводим ребенка в детский сад, навыки общения также развиваются, но в условиях детского сада и, соответственно, будут приспособлены к условиям детского сада. Что-то ребенок переживает, не высказывая, и это навсегда остается тайной для родителей, что-то решается с помощью воспитателя детского сада. Но в отсутствие родителей не нарабатывается способность ребенка поделиться с ними своими переживаниями. В свою очередь у родителей не развивается навык общения с ребенком в сложной для него психологической ситуации.

В случае задержки речевого развития рассказ ребенка о том, как он прожил день в детском саду, становится совершенно невозможен. Даже в случае достаточно развитой речи рассказ о своих переживаниях – все равно очень сложная задача. В лучшем случае ребенок может описать ситуацию, а не глубину своих переживаний.

5. Если говорить о том, что ребенок должен привыкать к коллективу, то привыкание к коллективу в возрасте до 3 лет должно быть очень дозировано и всегда проходить под руководством взрослого, что не всегда возможно в группе из 10-15 человек и более. Возраст детей до 4 лет ни психологически, ни физиологически не предполагает самостоятельного вхождения в одновозрастной коллектив. У ребенка нет и не может быть в этом возрасте навыков социальной адаптации в группе сверстников. Максимум, на что способны 3-4-летние дети, – это играть вдвоем. Но в детском саду часто бывает так: двое играют, а третий, который не нашел себе места, подходит и ломает домик, который они только что построили. Это совсем не учит детей уважению чужих интересов, а способствует выработке так называемых суррогатных форм общения, строящихся на темпераментных и физических особенностях ребенка – кто сильнее, тот и прав; кто громче всех читает стихи, тот и хороший. Погружение ребенка в такую среду не может не быть для него стрессовой ситуацией, но при этом она еще является и формирующей.

Многие обращали внимание на то, что дети до 3 лет предпочитают общение с детьми более старшего возраста. Своих одногодок зачастую дети этого возраста опасаются. Это совершенно адекватная реакция на сверстника, дети чувствуют опасность неконтролируемого и непредсказуемого поведения своего одногодки. Это одна из причин возрастающей тревожности детей, когда их рано отводят в детский сад. Неверным будет считать, что малышам не нужно общение со сверстниками. Другое дело – количество и качество этого общения. Если ребенок не посещает детский сад, то родители всегда могут выбрать занятия, кружок или секцию, или группу развития, которая будет соответствовать возрасту ребенка, его возможностям в общении и интересам.

6. Исключениями из правила «детский сад до 3 лет вреден» могут быть дети из асоциальных семей, дети с очень плохими коммунальными условиями, дети со специфическими заболеваниями или имеющие тяжело больных родителей.

Источник: сайт для родителей «Аленка»

HTML-код:
BB-код для форумов:

Как это будет выглядеть?

Интересные факты о вреде детского сада для психики ребенка. Детский сад для детей до 3-х лет – разве это полезно?
Исследования ученых: детские сады, особенно в возрасте до 3-4-х лет, вредны для психики ребенка. Читать полностью
+20 Зарегистрируйтесь и получите возможность оценивать материалы, общаться в комментариях и многое другое!’)»> Зарегистрируйтесь и получите возможность оценивать материалы, общаться в комментариях и многое другое!’)»> Bobrik 14.12.2011 308 9 60 комментариев
Все рецепты
Рецепты от Поваренок.ру Все рецепты
Львовский сырник
Это не творожник и ни в коем случае не чизкейк, это .
Подробнее »
Ека
Отдыхали мы в Абхазии, и конечно же, посещали много .
Подробнее »
Творожная запеканка со сметанным .
Предлагаю воздушную, нежную запеканку, которую обожают .
Подробнее »
Бисквит, который получается .
Должна признаться, что я к своему стыду ещe ни разу .
Подробнее »

Построим каркасный дом вашей мечты

Каркасный дом с эркером V400 «Сан-Бернардино»

Каркасный дом с сауной и эркером V347 «Мерфрисборо»

Каркасный дом V375 «Тампа»

Каркасный дом с 3 спальнями V411 «Коламбус»

Комментарии

полностью согласна! считаю, если нет крайней необходимости, то в саду нечего делать.

если нет крайней необходимости, то в саду нечего делать.

Многие родители надеются, что дети в детском саду быстрее научатся говорить. Эти надежды зачастую оправдываются. Не говорил – стал говорить. Но для чего? Для спасения себя в новой пугающей ситуации. Получается, что речь воспринимается ребенком не как средство коммуникации, а как средство, помогающее выжить в экстремальных условиях, что неверно.

Читайте также:  Конспект по окружающему миру здоровье младшая группа

Что-то ребенок переживает, не высказывая, и это навсегда остается тайной для родителей, что-то решается с помощью воспитателя детского сада. Но в отсутствие родителей не нарабатывается способность ребенка поделиться с ними своими переживаниями. В свою очередь у родителей не развивается навык общения с ребенком в сложной для него психологической ситуации.

Если ребенок не посещает детский сад, то родители всегда могут выбрать занятия, кружок или секцию, или группу развития, которая будет соответствовать возрасту ребенка, его возможностям в общении и интересам.

Если ребенок не посещает детский сад, то родители всегда могут выбрать занятия, кружок или секцию, или группу развития, которая будет соответствовать возрасту ребенка, его возможностям в общении и интересам.

Если ребенок раннего возраста много времени проводит в детском саду, нарушается формирование глубокого неформального контакта с семьей, что впоследствии может проявиться сложностями в общении с родителями в подростковом возрасте (11-13 лет), а может быть, и в течение всей жизни.

В Канаде все кружки и секции бесплатно (это я например)

Абсолютно согласна.Думаю,особой разницы между «водить в сад» и «водить в кружки-секции» нет,потому,как и там и там работают одни и те же люди.В большинстве случаев сад просто предпочтительнее,т.к. родители работают.В саду дают элементарные навыки.А многие до сих пор думают,что там должны учить всему.Учить должны родители,а воспитатели—формировать,оттачивать,что-ли.Это как занятия с логопедом, например—пришли,позанимались час,получили задание,сделали его дома,поиграли самостоятельно,закрепили пройденное.А сколько родителей,придя в сад,интересуются,чем ребенок занимался,чем стоит заняться дома дополнительно,что он вообще делал весь день. Почему,сидя дома,у мамы есть время на занятия,а после садика его уже нет?Как стукнет проблема—бежим и решаем,а пока все хорошо-никто особо не заморачивается.

Думаю,особой разницы между «водить в сад» и «водить в кружки-секции» нет,потому,как и там и там работают одни и те же люди.

Думаю,особой разницы между «водить в сад» и «водить в кружки-секции» нет,потому,как и там и там работают одни и те же люди.

Есть разница. В кружках максимум — 6 детей, родители рядом. И это не на целый день.

Абсолютно согласна.Думаю,особой разницы между «водить в сад» и «водить в кружки-секции» нет,потому,как и там и там работают одни и те же люди.В большинстве случаев сад просто предпочтительнее,т.к. родители работают.В саду дают элементарные навыки.А многие до сих пор думают,что там должны учить всему.Учить должны родители,а воспитатели—формировать,оттачивать,что-ли.Это как занятия с логопедом, например—пришли,позанимались час,получили задание,сделали его дома,поиграли самостоятельно,закрепили пройденное.А сколько родителей,придя в сад,интересуются,чем ребенок занимался,чем стоит заняться дома дополнительно,что он вообще делал весь день. Почему,сидя дома,у мамы есть время на занятия,а после садика его уже нет?Как стукнет проблема—бежим и решаем,а пока все хорошо-никто особо не заморачивается.

особой разницы между «водить в сад» и «водить в кружки-секции» нет

Разница все-таки есть. Первая — это количество детей и вторая — время нахождения ребенка в коллективе. Для нас сад был бы шагом к психозу ребенка — слишком много детей. В кружках она привыкала постепенно к тому, что вокруг нее другие дети, что дети могут вместе играть, общаться. В итоге сейчас уже никто не верит, что диагнозом нашего ребенка было аутичное состояние. И она способна быть в коллективе столько, сколько нужно.

Проблема нашего общества в том, что не всегда мама может оставить работу, чтобы посвятить себя семье, обойтись без помощи садика. И это грустно.

Проблема нашего общества в том, что не всегда мама может оставить работу, чтобы посвятить себя семье, обойтись без помощи садика. И это грустно.

особой разницы между «водить в сад» и «водить в кружки-секции» нет

Разница все-таки есть. Первая — это количество детей и вторая — время нахождения ребенка в коллективе. Для нас сад был бы шагом к психозу ребенка — слишком много детей. В кружках она привыкала постепенно к тому, что вокруг нее другие дети, что дети могут вместе играть, общаться. В итоге сейчас уже никто не верит, что диагнозом нашего ребенка было аутичное состояние. И она способна быть в коллективе столько, сколько нужно.

Проблема нашего общества в том, что не всегда мама может оставить работу, чтобы посвятить себя семье, обойтись без помощи садика. И это грустно.

Проблема нашего общества в том, что не всегда мама может оставить работу, чтобы посвятить себя семье, обойтись без помощи садика. И это грустно.

Вроде как много лет назад вообще с года отдавали, выросли ведь, и не скажешь, что хуже были, чем нынешняя молодежь, равно как и в общении с родителями. Говорить нужно с детьми каждый вечер, тем более первый год, как правило, больше времени деть на больничном. Сейчас ответственность за все несложившиеся отношения между родителями и детьми принято перекладывать на социум. Странно. Общения живого, совместных занятий и игр ведь никто не отменял. Но у нас ведь двд с мультиками сейчас, компьютеры. Деть себе, мама себе. Не обо всех говорю, но о многих.

принято перекладывать на социум. Странно

о вреде детского сада

проблемы у мальчиков возникают в два раза чаще, чем у девочек.

не готов к расставанию с матерью,

Исключениями из правила «детский сад до 3 лет вреден» могут быть дети из асоциальных семей, дети с очень плохими коммунальными условиями, дети со специфическими заболеваниями или имеющие тяжело больных родителей.

у меня есть психолого-педагогическое образование.

у меня есть психолого-педагогическое образование.

угу, у меня оно тоже есть. И я знаю какой мусор в ВУЗах преподают по данному профилю

И я знаю какой мусор в ВУЗах преподают по данному профилю

детских садов в царской России не было. А дети росли совершенно другими.
И всё что вы в вашем многобуквии написали к данной статье никакого отношения не имеет. Вы сами придумали весь подтекст, междустрочия и прочую несуразицу.

детских садов в царской России не было. А дети росли совершенно другими.

…на долю беременных женщин в самую тяжёлую для них пору выпадает и самый тяжёлый труд, и в самом большом количестве, за уходом многих мужчин на сторону. И если мы себе представим работу беременной женщины с раннего утра до поздней ночи в поле, куда она должна дойти иногда 2–3 и более вёрст, работу такую, как огородные работы, косьба, жатьё или, например, полка, прорывка и копка свекловицы, и делать всё это, либо согнувшись под знойными лучами солнца, либо под дождём, не имея при этом другой пищи, кроме хлеба, лука и воды, то всякому станет понятным, что не у всех женщин проходит всё это без тех или других последствий для ребёнка. «Никогда в течение года», говорит протоиерей Гиляровский в своём замечательном труде, «не бывает столько выводов плода, выкидов, мёртворождений, несчастных родов и никогда не рождается столько детей неблагонадёжных к жизни, при самых родах счастливых, как в июле и августе».
Что касается до самого акта родов, то, так как женщина работает до последних моментов, этот акт зачастую происходит вне дома, в поле, в огороде, в лесу, в хлеву, или же роженицу помещают нарочно в баню и там подвергают её различным насилиям, якобы с целью ускорения родов, как то: подвешиванию, встряхиванию, перетягиванию и т.п. и, наконец, после родов женщина часто уже на 3-й — 4-й день встаёт и принимается снова за работу по дому или даже отправляется в поле. Удивительно ли, что при всех подобных условиях здоровье женщины быстро расшатывается, отражаясь ещё более на следующем поколении.
Ко всему перечисленному необходимо ещё добавить вредное влияние в высшей степени негигиеничных жилищ, в которых зачастую люди помещаются в ужасной тесноте, без всякой вентиляции, да ещё вдобавок в сообществе тех или других домашних животных…
Так как всё население деревни, способное к работе, уходит в страдную пору, т.е. в июле и августе, в поле, то все дети остаются на попечении детей же, подростков лет 8–10, которые и исполняют обязанности нянек. Поэтому, можно себе представить, что делается с маленькими детьми при таком надзоре детей же. «Никогда надзор за детьми не бывает так недостаточен, как в июле и августе», говорит на основании своих многолетних наблюдений протоиерей Гиляровский, и приводит примеры, как одна нянька, связав ноги младенца веревкою, вывесила его за окно вниз головою и скрылась; другая, например, наскучив тем, что однолетний младенец везде бегал за ней со слезами, связала его по ногам и бросила на конюшне, когда же вечером заглянула в конюшню, у младенца вся задняя часть оказалась выеденной свиньёю.
О результатах недостатка присмотра за подростками скажем ниже, теперь же рассмотрим условия жизни грудного ребёнка в деревне в летнюю рабочую пору. Мать, уходя рано утром на работу, спелёнывает ребёнка, предположим даже, завёртывая его при этом в чистую пелёнку. Понятное дело, что вскоре по уходе матери и приставленная для присмотра за ребёнком 8–10 летняя девочка, которой, в силу её возраста и понятного полного непонимания важности её задачи, хочется побегать и поиграть на свежем воздухе, такая нянька оставляет ребёнка и ребёнок в течение иногда целого дня лежит в замоченных и замаранных пелёнках и свивальниках. Даже и в тех случаях, если мать оставит няньке достаточное количество перемен белья, не в интересах последней менять это запачканное бельё по мере надобности, так как стирать это бельё придётся ей же самой. И потому, можно себе представить, в каком ужасном положении находятся спелёнутые дети, завёрнутые в пропитанные мочой и калом пелёнки, и это к тому же в летнюю жаркую пору. Сделается совершенно понятным и ничуть не преувеличенным заявление всё того же наблюдателя прот. Гиляровского, что от такого мочекалового компресса и от жары «кожа под шейкой, под мышками и в пахах сопревает, получаются язвы, нередко наполняющиеся червями» и т.д. Также нетрудно дополнить всю эту картину той массой комаров и мух, которые особенно охотно привлекаются вонючей атмосферой около ребёнка от гниения мочи и кала. «Мухи и комары, витающие около ребёнка роями, — говорит Гиляровский, — держат его в беспрестанной горячке уязвления». Кроме того, в люльке ребёнка и, как увидим ниже, даже в его рожке разводятся черви, которые, по мнению Гиляровского, являются для ребёнка «одними из самых опасных тварей»…
Мы уже говорили выше, что в летнюю страдную пору матери уходят на работу, оставляя ребёнку пищу на целый день, и кормят грудью ребёнка только ночью и вечером, возвращаясь с работы, в некоторых же случаях только через 3–4 дня. Ребёнку оставляется так называемая соска и жёвка. Первая, обыкновенно, представляет из себя коровий рог, к свободному открытому концу которого привязан коровий сосок, покупаемый или в Москве в мясных рядах, или у местных мясников в деревнях. Конечно, всякому понятно, что такая соска необходимо должна гнить и этот кусок гнили, безразлично, будет ли он мыться или нет, находится почти целый день во рту ребёнка. «Молоко, проходя через этот вонючий, мёртвый кусок, естественно пропитывается всею заключающеюся в нём гнилью, и затем эта отрава идёт в желудок ребёнка», говорит д-р Песков (Покровский).

Демографическая ситуация в России в конце XIX в. отличалась очень высокой рождаемостью и высокой смертностью по сравнению со странами Европы. Причем рождаемость была высокой у всех народов России. Уровень же смертности у разных народностей заметно отличался, и эти различия в первую очередь были вызваны сильной разницей в показателях детской смертности.

Дети до 6 летнего возраста составляли 42,5% общей смертности, и были уезды, где 3 четверти всех смертей падало на детей. До 6-8 лет детей и не жалели, если помрет. Замечательную пословицу привез откуда-то из Зауралья знакомый врач: «Скотинку с приплодцем, детей с приморцем». Причин этому было много — суровые условия крестьянской жизни: плохие жилища, одежда, тяжелый женский труд, низкий уровень развития медицины — лечение магическими ритуалами, различные суеверия, связанные с уходом за младенцем.

Читайте также:  Сколько выплачивает страховая компания за здоровье по осаго

Повышенная младенческая смертность особенно наблюдалась у русских, что было связано с распространенным на селе обычаем давать ребенку едва ли не с рождения наряду с материнским молоком жеваный хлеб, кашу и другую пищу, что оборачивалось частыми желудочными заболеваниями, нередко смертельными.

Например, в Пермской губернии (при одинаковых условиях жизни) — у православных крестьян на 1 году жизни из 1000 детей умирало 342 ребенка, а у магометан-татар, живущих рядом, 142. Единственное объяснение указанной громадной разницы в смертности детей православных и магометан — обычай татар кормить детей грудью весь первый год и иногда дольше, что определяло более низкий уровень младенческой смертности.

А русские крестьянки или слишком рано бросали кормить, или заменяли грудное кормление с первых дней излюбленной хлебной соской (заворачивают хлеб, иногда закисший, в кусочек марли и дают ребенку сосать), кашами и просто жеваным хлебом! Уже с 2-6 недели ребенку могли давать разбавленное коровье или козье молоко. Для искусственного кормления — использовали рожок — коровий рог, на который надевался сосок коровьего вымени.
Русская крестьянка испокон веков являлась дорогой работницей для семьи. Общераспространенный факт, что детей часто оставляли на время работы в поле старухам или более старшим детям 6-7 лет. Известны случаи, когда грудных детей съедали животные, петухи, бывало, выклевывали им глаза, дети горели в пожарах, ими же учиненных по шалости, обваривались, становились калеками из-за падений по недосмотру.

Природные условия России таковы, что все участники семьи должны были работать в поле, не только на себя, но и на барина. Женские руки были на счету (существовал обычай «прикармливания невесты» — свекровь старалась понравиться невестке, ведь семья получала новые рабочие руки). На это так же указывает и то явление, что у крестьян не было в обычае давать за невестою такое приданое, которое бы шло в пользу мужа. Крестьянину нужно не приданое жены, а она сама: «На что корова, была бы жена здорова». Как только женщина оправлялась от родов (обычно через 40 дней), она должна была работать, иногда далеко от дома. Кормления получались редкими, молока из-за этого могло быть немного, женщина снова быстро беременела и рожала, не оправившись от первых родов. Дети часто умирали не только от недостатка питания, но и от собственной слабости вследствие частых родов.

Источник

Adblock
detector