Уголок Айболита.
Надежда Амаева
Уголок Айболита.
Для реализации потребности в здоровом образе жизни в старшей группе оформлен уголок Айболита.Каждые 2 недели в нем появляется что — то новое: дидактические игры, альбомы, картинки, книги,различные задания: составить из геометрических фигур, заштриховать, нарисовать, раскрасить, найти отличия, нарисовать модели, соединить по точкам, провести опыт и т. д.
Все задания подбираются по темам: «Витамины и здоровый организм»,
«Город пяти чувств», «Здоровье и болезнь», «Закаливание» и т. д. Каждая тема реализуется в течение двух недель.
В обновлении материалов уголка Айболитапринимают участие все специалисты детского сада: музыкальный руководитель, педагог – психолог, учитель – логопед, воспитатель по изобразительной деятельности, воспитатель физической культуры. Детям очень нравится выполнять задания. Каждый день они спешат в детский сад, чтобы обнаружить в уголке Айболита что-то новенькое.
Дидактическая игра как средство формирования знаний о здоровом образе жизни в старшем дошкольном возрасте Глава 1. Теоретические основы формирования знаний о здоровом образе жизни в старшем дошкольном возрасте 1.1. Сущность понятий «здоровье»,.
Наша группа. Обозрение Я уже рассказывала о разных уголках нашей группы. А сегодня хочу завершить обзор группы в целом. Так получилось,что нашей группе достались.
Источник
Конспект занятия по формированию основ ЗОЖ «В гостях у Айболита»
Виктория Полищук
Конспект занятия по формированию основ ЗОЖ «В гостях у Айболита»
Цель: воспитание у детей потребности быть здоровыми.
— закрепить знания о витаминах, их пользе и значении для здоровья;
— уточнить представления об овощах, фруктах;
— развивать мышление, воображение, познавательную активность, расширять кругозор;
— продолжать воспитывать у детей понимание ценности здоровья, потребность быть здоровым, умение самостоятельно следить за своим здоровьем, знать несложные приемы самооздоровления;
Оборудование: лист бумаги с изображением продуктов питания, зеленый и красный маркеры, муляжи овощей и фруктов, баночка с витаминами, иллюстрации процедур закаливания.
Словарная работа: овощи, фрукты, витамины, зарядка, массаж, здоровье.
Предварительная работа: рассматривание иллюстраций витаминов, беседы о ЗОЖ, С/Р игра «Поликлиника», Д/И «Вредно — полезно», Чтение К. Чуковский «Доктор Айболит», В. Туввин «Овощи».
Ход занятия:
К детям в группу приходит доктор Айболит.
Айболит здоровается с детьми и интересуется, кто из детей болен, не болит ли у кого голова, живот. Убедившись, что все здоровы, предлагает детям поговорить о здоровье.
1. Кто может ответить, что такое здоровье? (Это сила, это красота, это ум, это когда все получается.)
2. Правильно, а вы знаете, что каждый человек может сам укрепить свое здоровье?Недаром говориться:
Я здоровье сберегу, сам себе я помогу.
Айболит предлагает заучить эти слова наизусть.
3. Расскажите мне, что вы делаете, чтобы не болеть? (Гуляем, делаем зарядку, купаемся в бассейне, едим овощи и фрукты и др.)
4. Как много вы знаете! А какие оздоровительные мероприятия вы выполняете с самого утра? (пальчиковую гимнастику, утреннюю гимнастику).
5. Правильно, чтобы расти сильными, ловкими и смелыми, ежедневно по утрам надо делать зарядку и пальчиковую гимнастику. Кто из вас знает пальчиковую гимнастику «Утречко».
Пальчиковая гимнастика «Утречко»
Утро настало, солнышко встало.
Эй, братец Федя, разбуди соседей.
Вставай, большак! Вставай, указка!
Вставай, середка! Вставай, сиротка!
И крошка Митрошка! Привет, ладошка!
Айболит радуется за детей и побуждает детей сделать зарядку.
Физкультминутка «Рано утром на зарядку»
Рано утром на зарядку друг за другом мы идем. И все дружно по порядку упражнения начнем. Раз – подняться, подтянуться. Два – согнуться, разогнуться. Три – в ладоши три хлопка, Головою три кивка. На четыре – руки шире. Пять – руками помахать. Шесть – на место встать опять.
Айболит поощряет детей за старание. И напоминает детям, что еще можно делать массаж жизненно важных точек на теле. С помощью такого массажа можно избавиться от болезни, а если делать его с целью профилактики, то и не заболеть.
Массаж биологически активных зон:
Чтобы горло не болело, мы его погладим смело. Чтоб не кашлять, не чихать, надо носик растирать. Лоб мы тоже разотрём, ладошку держим «козырьком». «Вилку» пальчиками сделай, массируй ушки ты умело. Знаем, знаем — да-да-да! Нам простуда не страшна!
Айболит уточняет знания детей об укреплении здоровья, о закаливании. (рассматривание иллюстраций, где изображены различные методы закаливания.) Чтение художественного слова.
Все кто хочет быть здоров,
Закаляйтесь вы со мной.
Утром бег и душ бодрящий,
Как для взрослых, настоящий,
На ночь окна открывать,
Свежим воздухом дышать,
Ноги мыть водой холодной.
И тогда микроб голодный
Вас во век не одолеет.
Айболит напоминает, что для здоровья необходимо правильно питаться. А что это значит, и какие продукты полезны, а какие нет, поможет выяснить игра.
Дидактическая игра «Полезно или нет»
На большом листе бумаги (доске) изображены различные продукты питания (овощи, конфеты, фрукты, чипсы, молоко, газированный напиток в бутылке, рыба, мороженое, яйца, черный хлеб и т. п.). Дети обводят зеленым маркером то, что полезно и красным маркером, что вредно.
Айболит объясняет, почему нельзя есть чипсы и прочую вредную еду, почему сладости нужно есть умеренно.
Айболит беседует с детьми о витаминах
1.Я открою вам секрет: чтобы быть здоровым, сильным, бороться с микробами и не поддаваться болезням, нужно кушать витамины. Витамины как солдаты охраняют наш организм от злых вредных микробов и разных болезней. У витаминов есть имена, их зовут А, В, С, D, Е. — А вы знаете, где живут витамины? (Витамины живут в овощах, фруктах, ягодах и других продуктах.)
2. Чтобы у вас были всегда зоркие здоровые глазки, нужно кушать витамин А. А живет он в оранжевых и красных овощах и фруктах. Подумайте и назовите оранжевые овощи и фрукты, в которых живет наш витамин А? (Это морковь, тыква, яблоко, болгарский перец. А еще этот витамин есть в рыбе, яйцах.)
Айболит просит детей запомнить простую истину – Лучше видит только тот, кто жует морковь сырую или пьет морковный сок.
3. Укрепляет наш организм, помогает не болеть витамин С. В каких овощах и фруктах живет витамин С. (Витамин С живет в апельсинах, лимонах, луке, капусте, редисе.)
4. В каких продуктах живет витамин В. (Витамин В живет в молоке, хлебе, орехах, горохе.)
5. Правильно. Кто из вас знает для чего нам нужен витамин В? (Помогает хорошо работать нашему сердцу.)
Айболит поощряет детей. И уточняет, для того, чтобы дети никогда не болели, нам надо есть побольше фруктов. И предлагает приготовить витаминный салат.
Никогда не унываю
И улыбка на лице,
Потому что принимаю
Приготовление витаминного салата.
Айболит напоминает детям, что перед тем, как готовить салат, необходимо мыть руки. Айболит уточняет с детьми, для чего нужно мыть руки и что может произойти, если их не мыть.
После того, как дети помоют руки, они надевают фартуки и встают к столу.На столе лежат: овощи, доски, терка, нож, салатница, соль, масло растительное. Капусту режет Айболит, а зелень и овощи — дети. Во время приготовления салата Айболит беседует с детьми о технике безопасности, об осторожном обращении с ножом и теркой, уточняет и систематизирует знания детей о витаминах, о пользе овощей и фруктов.
Приготовив салат, дети снимают фартуки, вытирают руки и садятся за стол.
Айболит поощряет детей и предлагает съесть салат за обедом.
Айболит обобщает знания детей о здоровье.
Айболит замечает улыбки на лицах детей. И говорит о том, что улыбка это залог хорошего настроения. Так люди дарят друг другу здоровье и радость. И предлагает подарить друг другу свои улыбки и хорошее настроение. (Минута радости.)
Айболит угощает детей вас витаминами и рассказывает о том, чтовитамины бывают в драже? В маленьком шарике помещается много витаминов.
Айболит угощает детей витаминками, желает всем здоровья и уходит.
— Что такое здоровье?
— Что нужно делать, чтобы быть здоровым?
Конспект игры-путешествия по формированию основ ЗОЖ «По стране Неболейка» Игра-путешествие по стране НЕБОЛЕЙКА Цель: Способствовать формированию у ребёнка здорового образа жизни. Задачи: –Закреплять знания о правилах.
Конспект занятия по формированию основ ЗОЖ в средней группе «Аркадий Паровозов спешит на помощь» Использование стратегий критического мышления в организации учебной деятельности в средней группе. Тема: «Аркадий Паровозов спешит на помощь».
Сценарий праздника по формированию основ ЗОЖ «Карлсон в гостях у ребят» Цель: сформировать основы ЗОЖ. Задачи: — удовлетворять физические потребности детей в движении; — развивать ловкость, быстроту, координацию.
Конспект НОД по формированию начальных представлений о ЗОЖ в средней группе «Аптечка для Айболита» Конспект НОД по формированию начальных представлений о здоровом образе жизни в средней группе Тема: «Аптечка для Айболита» Воспитатель:.
Конспект НОД по формированию основ толерантности к людям с ОВЗ Конспект НОД по формированию основ толерантности к людям с ОВЗ Подготовила: Романова И. А. Старшая группа Цель: способствовать формированию.
Конспект НОД по формированию основ здорового образа жизни «Как ухаживать за волосами» для детей с 4 до 6 лет Цель: формировать у детей представление о гигиене волос, как одной из составляющих здоровья человека. Задачи: 1. Формировать и обогащать.
Конспект НОД «В гостях у доктора Айболита» с использованием здоровьесберегающих технологий во второй группе раннего возраста Образовательная область: Познавательное развитие. Вид деятельности: Непосредственно- образовательная. Возрастная группа: вторая группа раннего.
Конспект занятия по формированию основ ЗОЖ «Клад здоровья» План — конспекта для дошкольных образовательных учреждений Тема: «Клад здоровья»Цель: формирование представлений детей о здоровом образе.
Конспект занятия по формированию основ безопасности «Школа безопасности» Конспект занятия по формированию основ безопасности «Школа безопасности» Цель: Формирование представлений об опасных для человека ситуациях.
Самоанализ занятия по формированию основ безопасного поведения Самоанализ занятия по формированию основ безопасного поведения. 1. При планировании открытого занятия были учтены возрастные особенности.
Источник
Уголок здоровья в ДОУ: основные аспекты оформления и содержания
Приобщение дошкольников к здоровому образу жизни — одна из важных задач детского сада. И здесь огромную роль играет взаимодействие с семьями воспитанников. Конечно же, родители больше всех заинтересованы в сохранении здоровья своего ребёнка. Однако далеко не все они имеют медицинское образование и являются компетентными в различных вопросах. Поэтому задача воспитателя — помочь мамам и папам, донести до них ценную информацию. И поможет в этом специально оборудованный в каждый группе уголок здоровья. Причём заинтересует он не только родителей, но и самих детей.
Значение уголка здоровья в группе
Современному человеку нужно всерьёз задумываться о своём здоровье, ведь активное использование достижений цивилизации чревато негативными последствиями для физической формы, а иногда и для психического состояния. Поэтому многие заботливые родители самого раннего возраста стараются приучать детей к активному образу жизни, здоровому питанию, правильному режиму дня. В некоторых же семьях этим моментам уделяется недостаточно внимания, поскольку недооценивается их важность. В связи с этим основная цель уголка здоровья, который должен быть создан в каждой группе ДОУ — помочь мамам и папам беречь и укреплять здоровье своих детей.
Далеко не все семьи ведут здоровый и активный образ жизни, поэтому советы в уголке здоровья помогут родителям осознать важность этих моментов
Данная цель реализуется через конкретные задачи.
- Дать конкретные рекомендации по физическому воспитанию дошкольников (вопросы гигиены, осанки, закаливания и пр.)
- Рассказать о важности правильной организации режима дня.
- Дать информацию по профилактике инфекционных заболеваний.
- Консультировать семью по психологическим вопросам (например, адаптация в детском саду, подготовка к школе и пр.).
Медицинские уголки несут пользу и самим дошкольникам. С их помощью ребятам можно легко объяснить многие полезные вещи, помогающие сохранять своё здоровье. Это должна быть только важная информация, чтобы внимание ребёнка не рассеивалось (например, конкретный наглядный алгоритм мытья рук или чистки зубов). Детская аудитория уголка здоровья включает в себя воспитанников средней, старшей и подготовительной группы.
Иногда воспитатель организует уголок здоровья в групповой комнате исключительно для дошкольников. Там помещаются разнообразные дидактические картинки для детей (например «Полезные и ядовитые грибы и ягоды»), книги подходящей тематики, плакаты (к примеру, о строении человеческого тела), макеты, рабочие тетради (для старшей и подготовительной группы), дидактические игры («Аскорбинка и её друзья» и пр.). В данной зоне также часто помещают игрового персонажа — куклу доктора Айболита.
Данная зона здоровья организуется, как правило, начиная со среднего дошкольного возраста. Но при желании можно её обустроить и для младших дошкольников.
Иногда в группе зона здоровья совмещается с физкультурным уголком.
Фотогалерея: уголки здоровья непосредственно для дошкольников
Требования к оформлению медицинского уголка
Строгих стандартов по оформлению медицинского уголка в группе нет. Расположить эту зону следует в том месте, где родители (или законные представители) проводят больше всего времени в детском саду, — а это раздевалка (или приёмная).
При оформлении уголка здоровья воспитателю обязательно нужно проявить творческий подход и фантазию — тогда он заинтересует маму или папу (ведь сегодня любую информацию можно найти и прочитать в сети Интернет). Нужно учитывать следующие важные моменты.
- Месторасположение. Информация следует располагать на видном месте, чтобы привлечь внимание родителей. При этом уголок должен гармонично вписываться в общий интерьер раздевалки.
- Важную роль играют заголовки материалов. Они должны быть яркими и «цепляющими», вызывать желание ознакомиться с информацией. Например, не нужно сухо писать «Основные методы профилактики гриппа и ОРЗ», а выразительно обозначить «Крепкий иммунитет победит простуду!» или «Грипп не пройдёт!». Другой пример: не «Как подготовить ребёнка к школе», а «Идём в школу с радостью!»
- Излагаемый материал должен быть предельно простым и доступным. Ведь не все взрослые имеют глубокие познания в сфере медицины. Непонятные термины и фразы, сложные синтаксические конструкции только отпугнут читателя. Хорошо подавать информацию тезисно (например, в виде нумерованных списков), в виде пошаговых инструкций (каждый шаг — в отдельной рамочке) – это хорошо структурирует материал и выделяет главные мысли.
- Текст нужно внимательно проверять на содержание грамматических и синтаксических ошибок.
- Шрифт не должен быть мелким (недопустимы громоздкие статьи, вырезанные из журналов). Хорошо, когда его цвет контрастирует с фоном. Заголовок следует делать более крупным и выделять другим цветом.
- Красочность. Удачно оформленный медицинский уголок невольно притягивает взгляды своими насыщенными красками, яркими иллюстрациями, интересными фотографиями. Любая текстовая информация обязательно должна сопровождаться наглядностью, тем более что аудитория зоны здоровья — не только взрослые, но и дети. Весьма уместны будут популярные персонажи сказок и мультфильмов, просто забавные зверюшки.
- Материал необходимо периодически обновлять (не реже одного раза в месяц), чтобы интерес к уголку здоровья не угас.
Фотогалерея: важные нюансы оформления уголка
Как назвать уголок здоровья
Педагогу следует продумать яркое название медицинского уголка, ведь оно также привлекает читательское внимание и влияет на последующее восприятие информации. Можно взять на заметку такие варианты.
- «Советы доктора Айболита».
- «Советы доктора Градусника».
- «В стране неболеек».
- «Неболей-ка».
- «Здоровейка».
- «Наше здоровье».
- «За здоровый образ жизни».
- «Здоровье — это здорово!».
Основные средства для оформления и наполнения уголка
Для оформления и заполнения медицинского уголка используются определённые средства. Прежде всего, это стенды. Они имеют пластиковые карманы, в которые помещается информация по тематическому принципу (например, в один — советы по профилактике заболеваний, в другой — рекомендации по общему физическому воспитанию). В эти же кармашки вставляются и картинки.
Стенд имеет пластиковые карманы, в которые помещается информация
Ещё одно популярное средство оформления и наполнения уголка — папки-передвижки (представляют собой ширмы из плотной бумаги). Они устанавливаются на кабинках, обычно прямо под стендом. Такие пособия можно приобрести в готовом виде по самым разным темам, а можно изготовить самостоятельно — в виде нескольких файлов (материалы можно менять).
Папка-передвижка представляет собой бумажную ширму, которая помещается на детские кабинки
Иногда в уголке здоровья выкладываются файловые папки. Они оформляются по принципу книжки, которую можно полистать. При желании родители могут взять такой материал домой, чтобы более обстоятельно с ним ознакомиться.
Содержание уголка здоровья и основные виды деятельности в этой зоне
Ключевая составляющая успеха уголка здоровья — его содержание. Здесь целесообразно выделить три основных блока.
Полезная информация для родителей
Это консультации на самые разные темы. Главное — чтобы они были актуальные. При этом все статьи объединяет единая цель — рассказать семье о мерах по укреплению детского здоровья.
Возможные варианты тем.
- «Профилактика сезонных простудных заболеваний и гриппа» (а также симптомы, методы борьбы с болезнями).
- «Как избежать пищевой инфекции».
- «Как защитить малыша от укусов насекомых»
- «Как избежать солнечного удара».
- «Техника безопасности во время отдыха на водоёме».
- «Чтобы зубы всегда были здоровыми» (гигиена ротовой полости).
- «Формируем правильную осанку».
- «Заботимся о зрении с детства».
- «Профилактика плоскостопия».
- «Приборы, способствующие оздоровлению» (увлажнители воздуха, ионизаторы).
- «Здоровый рацион питания для дошкольника».
- «Готовим ребёнку вкусные полезные овощные блюда».
- «Закаливание с ранних лет».
- «Дыхательная гимнастика для детей».
- «Правильно одеваем ребёнка по сезону».
- Статьи на психологические темы: «Если малыш боится насекомых», «Страх темноты у детей», «Как помочь стеснительному ребёнку», «Страх врачей у ребёнка», «Тренируем детскую память», «Излишне тревожный малыш», «Адаптация к детскому саду», «Как психологически подготовить ребёнка к школе», «Как справляться с переутомлением» и др.
Фотогалерея: примеры консультаций для родителей на различные темы
В блок для родителей также можно поместить информацию о прививках (их график и описание), телефоны медицинских учреждений, антропометрические данные воспитанников, режим дня в группе.
В содержание уголка здоровья можно включить режим дня, ведь это часть здорового образа жизни
Родителям также будет интересно почитать статью из Конституции РФ, где речь идёт об охране здоровья.
Статья 41 Конституции РФ
1. Каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений. 2. В Российской Федерации финансируются федеральные программы охраны и укрепления здоровья населения, принимаются меры по развитию государственной, муниципальной, частной систем здравоохранения, поощряется деятельность, способствующая укреплению здоровья человека, развитию физической культуры и спорта, экологическому и санитарно-эпидемиологическому благополучию. 3. Сокрытие должностными лицами фактов и обстоятельств, создающих угрозу для жизни и здоровья людей, влечет за собой ответственность в соответствии с федеральным законом.
Информация для дошкольников
Материалы для самих дошкольников представляют собой красочные картинки, схемы-иллюстрации. На них сказочные персонажи выполняют определённые действия (чистят зубы, умываются, делают зарядку и пр.). Такая наглядность привлечёт детское внимание и послужит примером для подражания.
Примерное содержание картинок.
- Алгоритм мытья рук.
- Алгоритм чистки зубов.
- Какие бывают средства гигиены.
- Строение тела человека.
- Вредные и полезные продукты.
- Витамины и продукты, в которых они содержатся.
- Виды закаливание (солнце, воздух и вода).
По мере взросления детей содержание картинок усложняется (хотя тема может быть одна и та же). В подготовительной группе они уже могут содержать небольшие подписи.
Фотогалерея: картинки для детей в уголке здоровья
Отчёты по оздоровительным мероприятиям, которые проводились в группе
Это наиболее удачные рисунки, аппликации, фотографии поделок воспитанников на тему здоровья. Также это может быть фоторепортаж с праздника здоровья, проведённого в детском саду, или физкультурно-оздоровительного досуга.
Родители смогут увидеть, какие мероприятия проводятся в детском саду по теме здоровья
Фотографии могут приносить и родители, чтобы продемонстрировать, как семья придерживается здорового образа жизни (велопрогулки, пикники на природе, игры на свежем воздухе, катание на лыжах и коньках, занятия в тренажёрном зале, туристические походы и пр.). Каждая семья по очереди может представить такую информацию.
Подобные фотоотчёты помогут побудить к двигательной активности даже самые пассивные семьи. А ведь это одна из ключевых целей функционирования уголка здоровья.
Подобные фото, помещённые в уголке здоровья, будут служить для пассивных семей мотивацией к ведению активного образа жизни
Источник