Взаимодействие детского сада и семьи в воспитании здорового ребенка
Светлана Рябишева
Взаимодействие детского сада и семьи в воспитании здорового ребенка
Сохранение и укрепление здоровья детей – одна из приоритетных задач общества. Обеспечение безусловного соблюдения прав ребенка на охрану здоровья и гармоничное развитие личности – ведущее направление деятельности ДОУ, в основе которой лежит принцип единства образовательной и оздоровительной работы с детьми. Каждый ребенок должен ощущать себя счастливым человеком!
Первая школа растущего человека – семья. Она – целый мир для ребенка, здесь он учится любить, терпеть, радоваться, сочувствовать. Любая педагогическая система без семьи – чистая абстракция. В условиях семьискладывается присущий только ей эмоционально-нравственный опыт: убеждения и идеалы, оценки и ценностные ориентации, отношение к окружающим людям и деятельности. Приоритет в воспитании ребенка принадлежит семье.
Очевидно, что семья и детский сад, имея свои особые функции, не могут заменить друг друга и должны взаимодействовать во имя полноценного развития ребенка. Главная задача педагогов детского сада и родителей в работе по приобщению к здоровому образу жизни – формировать разумное отношение к своему организму, учить вести здоровый образ жизни с раннего детства, владеть необходимыми санитарно-гигиеническими навыками. Родители должны поддерживать в домашних условиях принципы формирования здорового образа жизни в оптимальном сочетании со всеми здоровьесберегающими мероприятиями, проводимыми в детском саду.
Таким образом, совместная работа образовательного учреждения и семьи по воспитанию здорового ребенкастроится на следующих основных положениях:
1. Соблюдение единства, которое достигается, если цели и задачи воспитания и формирования основ здорового образа жизни хорошо понятны не только воспитателям, но и родителям, когда семья знакома с основным содержанием, методами и приемами физкультурно-оздоровительной работы в детском саду. А педагоги используют лучший опыт семейного воспитания.
2. Систематичность и последовательность работы (в соответствии с ежегодным планом работы коллектива).
3. Индивидуальный подход к каждому ребенку и каждой семье на основе учета их интересов и способностей.
4. Взаимное доверие и взаимопомощь педагогов и родителей. Укрепление авторитета педагога в семье и родителей в детском саду.
Полноценное воспитание дошкольника происходит в условиях тесного сотрудничества семьи и дошкольного учреждения. Как известно, семья является первым и важнейшим институтом социализации ребенка. Но так как большинство родителей вынуждено заниматься «поиском» средств существования, дети проводят очень много времени (9-10 часов в день) в детских садах. По сути, их воспитанием занимаются педагоги, действующие по специально разработанным программам. Но влияние семейного воспитания на формирование личности ребенка играет значительную роль. Если требования, предъявляемые к ребенку в детском саду и семье, не согласованы, то воспитание полезных навыков и привычек будет очень затруднено. Так как общеизвестно, что закрепление какого-либо умения происходит при многократном повторении. Поэтому наше исследование сегодня очень актуально. Дошкольные учреждения должны превратиться в открытый социально-педагогический комплекс с широким участием родителей в его работе. Это взаимодействие в интересах детей. Большинство семей сознает свою ответственность перед обществом за воспитание детей. Но еще не во всех семьях детей воспитывают правильно.Это объясняется различными причинами: незнанием родителями основ педагогики, недостаточным культурным уровнем части семей, влиянием пережитков прошлого. Немалое значение имеют трудности в установлении между отцом и матерью ребенка единства воспитательных воздействий, наличие которых чрезвычайно важно для полноценного развития ребенка, формирования его личности.
Перед педагогическим коллективом дошкольных учреждений стоит задача распространять среди родителей педагогические знания, повседневно помогать семье правильно воспитывать детей, пропагандировать лучший опыт воспитания.
Как показывает практика, и подтверждают педагогические исследования, родители признают приоритет дошкольного учреждения в решении воспитательно-образовательных задач, но не считают нужным участвовать в педагогическом процессе.
Педагоги недооценивают роль семьи и не стремятся объединить с родителями усилия для развития и воспитания детей, поэтому не налаживают надлежащим образом обратную связь, не используют в полной мере влияние семьи на воспитание ребенка.
Таким образом, объективные социальные условия создают необходимость самостоятельного педагогического исследования эффективных путей и условий формирования основ здорового образа жизни у детей в условиях взаимодействия дошкольных учреждений и семьи.
Цели и задачи взаимодействия ДОУ и семьи по воспитанию здорового ребенка:
Формирование основ здорового образа жизни в дошкольном возрасте является одной из важнейших педагогических задач, от решения которой зависит полноценное развитие личности. Реализация данной задачи обеспечивается организацией эффективного взаимодействия в системе «педагог — ребенок — родитель». С рождения начинается путь ребенка к здоровью. На этом пути важную роль играют детский сад и родители. Крепко держа за руки родителей, малыш поднимается по ступеням детского сада и доверчиво протягивает свою теплую ладошку воспитателю.
Взаимодействие ДОУ с семьей – это объединение общих целей, интересов и деятельности в плане развития гармоничного и здорового ребенка. Совместную работу с семьей строим на принципах добровольности, компетентности, современности, единства, системности и последовательности, преемственности и индивидуального подхода к каждому ребенку и к каждой семье.
Содержание деятельности коллектива в процессе взаимодействия с семьейдолжен включать следующее:
– ознакомление родителей с результатами мониторинга физического развития детей и их представлений о здоровом образе жизни;
– ознакомление родителей с содержанием физкультурно-оздоровительной работы;
– целенаправленную просветительскую работу;
– ознакомление с оздоровительно-профилактическими мероприятиями.
В этих целях используются различные формы сотрудничества: беседы, консультации, семинары, родительские собрания, совместные праздники, встречи с врачами, анкетирование. При поступлении в детский сад дается информация родителям о том, какие мероприятия проводятся педагогами для сохранения и укрепления здоровья детей. Выясняются отношение пап и мам к различным формам закаливания.
Таким образом, можно сделать вывод, что процесс взаимодействия детского сада и семьи будет эффективным, если организованы психолого-педагогические условия, обеспечено сотрудничество специалистов, воспитателей и родителей, обогащены знания педагогов и родителей по вопросам сохранения и укрепления здоровья детей и правильно организован процесс управления деятельностью коллектива.
Большую роль в повышении педагогической культуры родителей играет наглядная информация по теме здоровьесбережения детей,где родители получают консультации высококвалифицированных специалистов: воспитателя, медицинских работников, инструктора по физической культуре. Информационные материалы регулярно обновляются в зависимости от рубрики. Семейные творческие проекты направлены на выявление положительного опыта семейного воспитания и оздоровления детей.
Воспитать здорового ребенка – значит создать все условия для его нормального роста и разностороннего гармоничного развития.
Ведущим естественным фактором роста и развития ребенка является движение. Благодаря движению происходит развитие физиологических и психических функций. Только движение стимулирует развитие иммунной системы организма и повышает его устойчивость к действию неблагоприятных факторов.
Путь к здоровью прокладывает воспитатель, а специалисты, учитывая особенности мальчиков и девочек, помогают добиться высоких показателей в физическом развитии каждого ребенка. Гимнастика, массаж, спортивные игры на свежем воздухе, праздники, эстафеты и конкурсы — здесь можно и от души порезвиться, выплеснуть накопившуюся энергию, и научиться быть сильным, гибким, ловким.
Двигательная активность – это физиологический акт, основа жизнеобеспечения организма с момента зачатия. Если двигательная активность плода недостаточна, то ребенок рождается с отклонениями в развитии, т. е. происходит несоответствие календарного и биологического возраста. Такое несовпадение ученые называют физиологической незрелостью.
Для того чтобы компенсировать физиологическую незрелость, чрезвычайно важно обеспечить ребенку оптимальную двигательную активность, которая осуществляется в процессе разнообразной двигательной деятельности. Современную семьюмы знаем как пассивную в двигательном смысле: компьютер, телевизор, машина, диван, а ведь вся работа по компенсации физиологической незрелости организма ребенка ложится на плечи родителей.
Ведущим фактором укрепления здоровья ребёнка является выполнение режима дня. Режим дня организуется в соответствии с особенностями биоритма, с обязательным учётом физической и умственной работоспособности, а также эмоциональной реактивности в первой и второй половине дня.
Принципы питания детей практически одни и те же на протяжении всего дошкольного возраста. В детском саду питание достаточно хорошо сбалансировано, поэтому в домашних условиях рекомендую компенсировать недостающие пищевые вещества. Большие трудности родители испытывают особенно летом, когда аппетит у детей зачастую снижается, особенно в жару, когда желудочная секреция несколько угнетена и переваривание пищи ухудшается.
Устойчивость организма к неблагоприятным факторам среды зависит не только от индивидуальных особенностей ребёнка, но также и от своевременного и правильного проведения специальных оздоровительных мероприятий, к числу которых по праву относится закаливание. Закаливание – это система мероприятий, направленных на повышение устойчивости генетически предопределённых механизмов защиты и приспособления организма ко многим факторам. Закаливание ребёнка повышает его стрессоустойчивость, что очень важно для здоровья, для адаптации к детскому саду и школе. Мы рекомендуем родителям ежедневно проводить закаливающие процедуры дома. Минимальное закаливание – это воздушные и водные процедуры, правильно подобранная одежда.
Одной из частей общечеловеческой культуры является физическая культура. Она охватывает те стороны жизни и воспитания, которые имеют важнейшее значение для нормального психофизического развития ребёнка, укрепления его здоровья и развития двигательной сферы. Работа по физической культуре с детьми направлена на развитие движений, совершенствование двигательных навыков и физических качеств. Двигательная деятельность оказывает благоприятное воздействие на организм ребёнка.
Мне думается, что ни одна, даже самая лучшая физкультурно — оздоровительная программа, не сможет дать полноценных результатов, если она не реализуется совместно с семьёй, если в дошкольном учреждении не создано детско-взрослое сообщество (дети – родители – педагоги, для которого характерно содействие друг другу, учёт возможностей и интересов каждого, его прав и обязанностей. Более того вопросы создания детско-взрослого сообщества, повышение педагогической культуры родителей необходимо рассматривать в тесной связи с повышением квалификации самих воспитателей, поскольку уровень их профессионального мастерства определяет отношение семьи к детскому саду, педагогам и их требованиям.
Таким образом, совместную работу с семьёй по воспитанию здорового ребёнка стоит строить на следующих основных положениях, определяющих её содержание, организацию и методику.
Единство, которое достигается в том случае, если цели и задачи воспитания здорового ребёнка хорошо понятны не только воспитателю, но и родителям, когда семья знакома с основным содержанием, методами и приёмами физкультурно-оздоровительной работы в детском саду, а педагог использует лучший опыт семейного воспитания.
Систематичность и последовательность работы в течение всего года.
Индивидуальный подход к каждому ребёнку и к каждой семье на основе учёта их интересов и способностей.
Взаимное доверие и взаимопомощь педагогов и родителей на основе доброжелательной критики и самокритики, укрепление авторитета педагога в семье, а родителей – в детском саду.
Источник
Сотрудничество детского сада и семьи в формировании здорового образа жизни детей.
Инна Гора
Сотрудничество детского сада и семьи в формировании здорового образа жизни детей.
Сотрудничество семьи и детского сада в приобщении детей к здоровому образу жизни
В современном мире одной из приоритетных задач, стоящих перед педагогами дошкольных учреждений, является задача сохранения и укрепления здоровья детей в процессе воспитания и обучения.
Здоровье детей и их развитие – одна из главных проблем не только детского сада, но и семьи. Это и понятно, поскольку любой стране нужны личности творческие, гармонично развитые, активные и здоровые. В последние годы здоровье детей имеет устойчивую тенденцию к ухудшению. В данном случае речь идет не только о физическом, но и о психическом здоровье детей. Низкий социально-экономический уровень жизни населения, неблагоприятное экологическое состояние привели к снижению защитно-приспособительных возможностей организма. Хронические простуды, ухудшение зрения, сколиоз, детские неврозы и так далее. Как сделать,чтобы ребенок не терял здоровья? Как сохранить и укрепить здоровье детей? Забота о воспитании здорового ребенка является приоритетной и в работе дошкольного учреждения. Здоровый и развитый ребенок обладает хорошей сопротивляемостью организма к вредным факторам среды и устойчивостью к утомлению, социально и физиологически адаптирован. В дошкольном детстве закладывается фундамент здоровья ребенка, происходят его интенсивный рост и развитие, формируются основные движения, осанка, а также необходимые навыки и привычки, приобретаются базовые физические качества, вырабатываются черты характера, без которых невозможен здоровый образ жизни. Рост количества детских заболеваний связан не только с социально-экологической обстановкой, но и с самим образом жизни семьи ребенка, во многом зависящим от семейных традиций и характера двигательного режима. Если двигательная активность ребенка недостаточна неизбежно происходит ухудшение развития двигательной функции и снижение физической работоспособности ребенка. Здоровье детей — забота всех. Поэтому проблему здоровья детей надо решать комплексно и всем миром. Вряд ли можно найти родителей, которые не хотят, чтобы их дети росли здоровыми. Решающая роль по формированию личностного потенциала и пропаганде здорового образа жизни принадлежит семье.
Сегодня важно нам педагогам, формировать и поддерживать интерес к оздоровлению, как самих родителей, так и их детей. «Родители являются первыми педагогами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка в младенческом возрасте» (п. 1 ст. 18 Закона РФ «Об образовании»). В силу недостаточно развитого культурного уровня нашего общества здоровье еще не стоит на первом месте среди потребностей человека. В связи с этим многие родители не могут служить для ребенка положительным примером здорового образа жизни, так как часто злоупотребляют курением и алкоголем, предпочитают многочасовые просмотры телепередач и видеофильмов закаливанию, занятиям физкультурой, прогулкам на свежем воздухе. Очень часто родители плохо представляют, как же необходимо приобщать ребенка к здоровому образу жизни. И родители, и педагоги должны не только охранять детский организм от вредных влияний, но и создавать условия, которые способствуют повышению защитных сил организма ребенка, его работоспособности. Важной задачей для педагогов является донести до родителей информацию как правильно организовать режим дня, который оптимально сочетает периоды бодрствования и сна детей в течение суток, удовлетворяет их потребности в пище, в деятельности, отдыхе, двигательной активности и другом. Кроме этого, режим дисциплинирует детей, способствует формированию многих полезных навыков, приучает их к определенному ритму. Режим дня – это на самом деле режим суток; все 24 часа должны быть спланированы определенным образом, и план этот, как всякий план, имеет смысл лишь в том случае, если он выдерживается. Это рациональное чередование работы и отдыха. Известный ученый И.Павлов отмечал: «Всякая живая работающая система, как и ее отдельные элементы, должна отдыхать, восстанавливаться». Занятия, занимающие в жизни детей определенное место, требуют усиленной работы головного мозга. Поэтому очень важно наладить правильную смену умственного труда и отдыха ребят.
Чтобы предупредить все неприятные последствия,нужно правильно построить режим дня ребенка:
-продолжительность занятий должна учитывать возрастные возможности;
-должен быть обеспечен достаточный отдых (с максимальным пребыванием на свежем воздухе);
-необходимое время должно быть отведено на сон.
У детей важно формировать интерес к оздоровлению собственного организма. Чем раньше ребенок получит представление о строении тела человека, узнает о важности закаливания, движения, правильного питания, сна, тем раньше он будет приобщен к здоровому образу жизни. Если же ребенка насильно принуждают заниматься физкультурой, а также соблюдать правила гигиены, то ребенок быстро теряет интерес к этому. Нет никакой необходимости пичкать ребенка знаниями. Принцип «не навреди» должен быть заложен в основу воспитания и развития ребенка. Необходимо помнить, что «раннее обучение» приводит к перегрузкам, отрицательно сказывается на здоровье, провоцирует неврозы и другие нежелательные явления, в результате чего снижается интерес к учебе. На физкультурных занятиях и в игровой деятельности у детей формируются необходимые для успешного обучения внимание, мышление, память, речь, воображение, тонкая моторика рук, координация движений. Для укрепления здоровья и нормализации веса эффективны ходьба и бег, которые предохраняют организм человека от возникновения болезней. Они обладают выраженным тренирующим эффектом и способствуют закаливанию организма. Пребывание детей на воздухе – это использование естественных факторов природы для оздоровления и закаливания их организма.Помните: чем больше ребенок двигается, тем лучше он развивается и растет. Педагогам и родителям важно формировать у детей интерес к оздоровлению собственного организма.
Что такое закаливание? Смысл закаливания состоит в том, чтобы со временем с помощью специальных процедур повысить устойчивость человека к охлаждению за счет того, что организм при этом всякий раз будет реагировать целесообразными защитными реакциями – увеличением выработки тепла и уменьшением теплоотдачи. При закаливании одновременно происходит и повышение иммунитета за счет увеличения выработки в организме интерферона и других защитных факторов. Поэтому было бы здорово, если бы закаливание стало общим семейным делом. Заниматься нужно уже сейчас, когда ребенок ходит в детский сад.
Начинать закаливание надо постепенно.Это и есть первое правило закаливания: постепенность процесса. Искусственно ускорять его опасно – эффект может оказаться прямо противоположным.
Второе правило — систематичность (непрерывность) воздействия на организм. Только таким методом создаются устойчивые рефлексы.
Третье правило — индивидуальный подход. Нужно учитывать индивидуальные особенности ребенка, возраст, состояние его здоровья, подготовленность к тем или иным закаливающим мероприятиям. Закаливать можно лишь совершенно здорового ребенка.
Все закаливающие процедуры должны проводиться так, чтобы не вызывать у детей отрицательного к ним отношения. Закаливание холодом должно обязательно сопровождаться мышечными движениями.
Средствами закаливания детей являются, прежде всего,естественные факторы природы: чистый воздух, воздух и солнечные лучи. Среди многих распространенных способов закаливания организма значительное место принадлежит водным процедурам. Водные процедуры приучают сосуды кожи расширяться (действие теплой воды, отдавая в воздух излишнее тепло или сужаться (действие холодной воды, т. е. удерживать тепло и, таким образом, защищать организм от вредного воздействия резких изменений температуры окружающей среды.
В осенне-зимний период в качестве местных закаливающих процедур можно использовать утреннее умывание, мытье рук перед едой, мытье ног перед сном. Температура воздуха в помещении обычная. Известна эффективность простых форм закаливания — обливания ног водой, ножных ванн и рекомендуемой для ослабленных детей ежедневной процедуры — обтирание ног полотенцем, смоченном прохладной водой. Обливать ноги водой лучше сразу после сна. После обливания ноги обсушивают и хорошо растирают полотенцем.
Начальная температура воды для местных процедур 28 °. Спустя неделю от начала закаливания начинают уменьшать температуру воды через каждые 1-2 дня на 1-2 °, снижая ее до 16 °.В целях закаливания можно применять контрастные обливания ног: непосредственно за обливанием теплой (36 °.) водой на ноги льют прохладную воду.
Закаливающее влияние оказывает систематическое полоскание рта и горла водой комнатной температуры. Эта процедура предупреждает развитие кариеса, ангины. Влажные обтирания — самая легкая из всех водных процедур. Начальная температура при обтирании, обливании 34-35 °. В течении 10-15 дней ее снижают до 24 °- зимой и 22°-летом.
В детском саду закаливание воздухом проводится разнообразно.
Очень важно, чтобы закаливание проводилось круглый год. Недопустимо, когда работа по закаливанию, начатая в теплое время года, с похолоданием прекращаются. Этим нарушается один из основных принципов — систематичность закаливания. При этом организм снова становится малоустойчивым к холодовым раздражителям.
Что должны сделать взрослые, чтобы каждый день жизни ребенка стал началом в укреплении его здоровья?
Велика роль примера самих родителей и старших членов семьи. Если взрослые регулярно занимаются физической культурой и спортом, соблюдают режим, правила гигиены и закаливания, то дети, глядя на них, систематически будут делать утреннюю зарядку, заниматься физическими упражнениями и спортивными играми. Задача педагогов вовремя знакомить родителей с основным содержанием, методами и приемами физкультурно-оздоровительной работы в детском саду. Только тогда педагоги и родители смогут добиться более высоких результатов в физическом развитии наших детей.
Следует убедить родителей, что необходимо найти возможность для занятий физической культурой, повышение двигательной активности, создать все необходимые условия для того, чтобы дети росли физически здоровыми, крепкими. Вовлечение семьив спортивные мероприятия имеет большое значение: в такой семье вырастит здоровый, любящий спорт человек.
Только в условиях сотрудничества можно воспитать здорового ребенка.
Сотрудничество детского сада и семьи при подготовке детей к школе Фёдорова Маргарита Евгеньевна, воспитатель 1-ой категории. ГДОУ детский сад№73. В воспитании всё должно основываться на личности воспитателя,.
Формы эффективного взаимодействия и сотрудничество детского сада и семьи на современном этапе МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ — ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА № 4 ГРУППА «ПЧЁЛКИ» Формы эффективного.
Формы эффективного взаимодействия и сотрудничество детского сада и семьи на современном этапе Формы эффективного взаимодействия и сотрудничество детского сада и семьи на современном этапе юлия закирова Формы эффективного взаимодействия.
Использование проектной деятельности в формировании у детей здорового образа жизни. Из опыта работы. Проект «Азбука здоровья» ЗДОРОВЫЕ ДЕТИ являются гарантом благополучия современного общества. В наш стремительный динамичный век родители мало уделяют внимания, как.
Партнерство семьи и детского сада в воспитании здорового ребенка Семья и детский сад составляют для ребенка на определенном этапе основную образовательную микросреду — образовательное пространство. Главным.
Семинар-практикум «Формирование здорового образа жизни дошкольников в условиях ДОУ и семьи» Одному древнему философу задали вопрос: “Что является ценным для человека – богатство или слава? ” И он ответил так: “Ни богатство, ни слава.
Консультация для воспитателей «Содружество детского сада и семьи в формировании привычки к здоровому образу жизни» Ст. воспитатель МАДОУ №25 г. Печора Здоровье детей зависит не только от их физических особенностей, но и от условий жизни ребенка в семье,.
Сотрудничество детского сада и семьи по сохранению и продолжению семейных традиций Духовно – нравственное воспитание является неотъемлемой частью семейного воспитания. О значении приобщения ребенка к семейным традициям.
Взаимодействие детского сада и семьи по созданию благоприятных условий, направленных на развитие здорового образа жизни детей Среди значимых для человека ценностей одно из ведущих мест занимает здоровье. Особенно волнует проблема сохранения здоровья будущего поколения.
Консультация «Взаимодействие ДОО и семьи по вопросам физического развития и здорового образа жизни» Взаимодействие Д/С и семьи по вопросам физического развития и здорового образа жизни. Народная мудрость гласит: “Здоровье всему голова”,.
Источник