Проект «Школа Здоровья»
Ольга Яковлева
Проект «Школа Здоровья»
Проект «Школа Здоровья»
на основании тематического планирования
Т. Н. Петровой, В. Д. Дмитриенко, Е. А. Петровой.
Составитель: инструктор по Физической культуре
Актуальность
В настоящее время забота о здоровье подрастающего поколения является одной из приоритетных задач всего человечества. И в связи с тем, что ребенок большую часть времени проводит в детском дошкольном учреждении, то начинать формирование привычек здорового образа жизни необходимо в младшем дошкольном возрасте. Не стоит забывать и том, что родители воспитанников являются тем примером для подражания, который станет ключевым в активно взрослеющем организме.
Цель проекта:
Воспитывать желание вести здоровый образ жизни, ознакомить детей с важнейшими анатомо-физиологическими понятиями.
Задачи проекта:
1. Формировать у детей понятие о здоровом образе жизни и его значении для личного здоровья ребенка;
2. Развивать у детей умение обслуживать себя, соблюдать правила личной гигиены, анализировать свои поступки и поступки окружающих;
3. Развивать интеллектуальные функции – мышление, память, воображение, внимание, восприятие;
4. Формировать у детей знания об особенностях строения и функционирования организма человека.
Возраст детей, на которых рассчитан проект: 4-5 лет.
Направленность развития детей, в рамках которого проводится работа по проекту:
Комплексное – игровая деятельность, трудовая деятельность, продуктивная деятельность, познавательно- исследовательская деятельность, двигательная деятельность, художественная деятельность, чтение художественной литературы.
Участники проекта:
Воспитанники, родители воспитанников, воспитатели, инструктор по физической культуре,
Практико – ориентированный, групповой.
Этапы проекта:
1 этап: проведение диагностики, подготовка материала для работы над проектом;
2 этап: выполнение проекта;
3 этап: подведение результатов работы над проектом
Формы образовательной деятельности:
1. Режимные моменты:
Формы организации детей
2. Совместная деятельность
Формы организации детей
Во всех видах самостоятельной деятельности
Продолжительность:
Долгосрочный проект (учебный год – 9 месяцев).
Планируемые результаты:
1. Физическое развитие:
Развитие физических качеств и накопление двигательного опыта, как важнейшее условие сохранения и укрепления здоровья детей;
Формирование основ безопасности собственно жизнедеятельности, в том числе здоровья;
2. Социально-коммуникативное развитие:
Формирование первичных представлений о здоровье и здоровом образе жизни человека, соблюдение элементарных норм и правил поведения в части здорового образа жизни;
3. Познавательное развитие:
Расширение кругозора в части представлений о здоровье и здоровом образе жизни человека;
4. Речевое развитие:
Развитие свободного общения со взрослыми и детьми по поводу здоровья и здорового образа жизни;
5. Художественно-эстетическое развитие ;
Закрепление содержания области «Здоровье».
Смотр – конкурс в МБ ДОУ газет по проекту «Здоровье в наших руках», фото выставка «Мама, папа, я – спортивная семья»
«Школа здоровья доктора Пилюлькина» Досуг-развлечение для старшего дошкольного возраста Цель: развивать стремление детей вести здоровый образ жизни. Задачи: 1. Совершенствовать двигательную активность у детей. Вызвать интерес.
Долгосрочный проект по сохранению и укреплению здоровья дошкольников «Азбука здоровья» Актуальность проблемы. Именно в дошкольном возрасте в результате целенаправленного педагогического воздействия формируется здоровье, привычка.
Проект «Азбука здоровья» Информационная карта проекта Полное название проекта: «Азбука здоровья». Автор проекта: Жмуд Любовь Николаевна. Продолжительность проекта:.
Проект «Азбука Здоровья» Цель проекта: Сформировать убеждения и привычки здорового образа жизни у детей подготовительной группы. Задачи: 1. Дать детям общее представление.
Проект «День здоровья» Срок проведения – 20.11.2014 г. Воспитатель: Швецова Т. С. Участники: дети 2-ой младшей группы. Цель: довести до сознания детей и родителей.
Проект «Школа пешеходных наук» Участники проекта: воспитатели, родители, дети подготовительной группы Срок реализации: С 9 по13 июня20014г Тип проекта: краткосрочный.
Проект «Неделя здоровья» Актуальность Оздоровительная работа с детьми дошкольного возраста приобрела в последние десятилетия особую актуальность, что связано, прежде.
Проект «Неделя здоровья» Актуальность Серьёзной проблемой, в последние годы становится малоподвижность детей. Они много сидят не только дома у телевизора и компьютера,.
Проект по ПДД на тему: «Школа пешехода» в подготовительной группе коррекции Проект по ПДД в подготовительной группе коррекцииТема: «Школа пешехода»Автор: Гуторова Галина Дмитриевна Воспитатель 1 категории Участники.
Проект по УМК. «До свидания детский сад. Здравствуй, школа» «До свидания детский сад. Здравствуй, школа» Тема: Сау бул бакча. Иснме, мктп. Структура творческого.
Источник
ПРОЕКТ «ШКОЛА ЗДОРОВЬЯ»
материал (1 класс) по теме
Проблемы сохранения здоровья учащихся и привития навыков здорового образа жизни очень актуальны сегодня. В последнее время на фоне меняющейся общественно-политической и экономической ситуации в стране происходят серьезные изменения в формах, методах и содержании образования. Углубляется дифференциация обучения детей с разными интеллектуальными и материальными возможностями, появляются новые социально востребованные области обучения, формируются новые жизненные приоритеты. Сохранение здоровья подрастающего поколения — задача государственной важности, так как современные школьники составляют основной трудовой потенциал страны. При этом формирование принципов здорового образа жизни у школьников, факторы сохранения здоровья детей практически не учитываются.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_shkola_zdorovya.doc | 153.5 КБ |
Предварительный просмотр:
ПРОЕКТ «ШКОЛА ЗДОРОВЬЯ»
1.Нормативно- правовое основание для разработки проекта.
- Конвенция о правах ребенка.
- Федеральное законодательство об охране здоровья школьников: Конституция РФ,
- Семейный кодекс РФ,
- Трудовой кодекс РФ,
- Закон РФ “ Об образовании”,
- федеральные законы, связанные с социальными и поведенческими факторами, влияющими на здоровье школьников, в том числе закон РФ “О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения” и др.
- Программа развития МБОУ Мокро-Гашунская СОШ№7,
- Устав школы.
Концепция модернизации Российского образования на период до 2010 года определила важнейшую задачу деятельности педагогических коллективов: достижение качества образования и внедрение компетентностного подхода. Также отмечается, что нужно провести оптимизацию учебной, психологической и физической нагрузки учащихся и создать в образовательных учреждениях условия для сохранения и укрепления здоровья обучающихся.
2. Актуальность проекта.
Проблемы сохранения здоровья учащихся и привития навыков здорового образа жизни очень актуальны сегодня. В последнее время на фоне меняющейся общественно-политической и экономической ситуации в стране происходят серьезные изменения в формах, методах и содержании образования. Углубляется дифференциация обучения детей с разными интеллектуальными и материальными возможностями, появляются новые социально востребованные области обучения, формируются новые жизненные приоритеты. Сохранение здоровья подрастающего поколения — задача государственной важности, так как современные школьники составляют основной трудовой потенциал страны. При этом формирование принципов здорового образа жизни у школьников, факторы сохранения здоровья детей практически не учитываются.
- Не учитывается основополагающий фактор укрепления и сохранения здоровья школьников – профессиональное здоровье педагога.
- Не разработаны технологии психологического сопровождения обучения детей в школе.
- Практически не решаются проблемы среды обитания в школе, связанные с отоплением и освещением, обеспечением стандартной мебелью, рациональным питанием и т.д.
В этих условиях одним из эффективных средств, с помощью которых можно было бы предотвратить ряд серьезных проблем и недостатков в обеспечении уровня здоровья школьников является создание школы, содействующей здоровью. По определению ВОЗ «здоровье – это состояние телесного, душевного и социального благополучия».
Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года определила первостепенные цели воспитания школьников. Одним из главных моментов является создание в общеобразовательных учреждениях условий, способствующих сохранению и укреплению здоровья обучающихся.
Приоритетным направлением учебно-воспитательной деятельности нашей школы стала физкультурно-оздоровительная работа. Она включает в себя мероприятия доступные и привлекательные для большинства учащихся. Благодаря им у ребят формируется здоровый образ жизни, возникает устойчивый интерес и тяга к физическому совершенствованию.
При определении целей деятельности по здоровьесбережению мы исходили из полученных сведений о фактическом состоянии здоровья обучающихся, воспитанников, о неблагоприятных для здоровья факторах, о выявленных достижениях педагогической науки и практики в сфере здоровьесбережения и др.
Здоровье детей — это политика, в которой заложено наше будущее, поэтому перед педагогами, родителями и общественностью стоит задача воспитания здорового поколения. Но последние статистические данные свидетельствуют о том, что за период обучения детей в школе, состояние здоровья ухудшается в 4-5 раз. И эти печальные факты подтверждают, что именно в школе ученик получает то или иное заболевание, отклонение здоровья. Проблема здоровья учащихся вышла сегодня из разряда педагогических и обрела социальное значение.
Поэтому в качестве основы нашей деятельности по здоровьесбережению стала модель школы, где приоритетом является забота о сохранении здоровья воспитанников и учителей. При этом главной целью в рамках программы «Школы Здоровья» является создание организационно-педагогических условий здоровьесбережения учащихся и сотрудников школы, обучение навыкам сохранения и укрепления здоровья учащихся, оздоровление образовательного пространства и повышение потенциала учебно-воспитательного процесса.
4. Задачи проекта «Школа Здоровья»:
- четкое отслеживание санитарно-гигиенического состояния школы;
- гигиеническое нормирование учебной нагрузки, объема домашних заданий и режима дня;
- освоение педагогами новых методов деятельности в процессе обучения школьников, использование технологий урока, сберегающих здоровье учащихся;
- планомерная организация полноценного сбалансированного питания учащихся с учетом особенностей состояния их здоровья;
- развитие психолого -педагогической службы школы для своевременной профилактики психологического и физиологического состояния учащихся;
- привлечение системы кружковой, внеклассной и внешкольной работы к формированию здорового образа жизни учащихся;
- участие в обобщении опыта путем ознакомления с работой Школ Здоровья, посещения научно-практических конференций, семинаров, лекций по данной проблеме;
- Создание уклада жизни школы, сохраняющего здоровье детей и учителей.
- Внедрение инновационных технологий в учебный процесс, сохраняющих здоровье учителей и учащихся.
- Разработка и внедрение технологий психологического сопровождения обучения детей в школе.
- Внедрение программ гигиенического обучения и воспитания школьников.
- Создание системы физкультурно-оздоровительной работы.
- Разработка программ привлечения детей к исследовательской деятельности.
5.Основополагающие принципы построения проекта:
- Принцип гуманизации предполагает: реальное соблюдение прав педагога и ребёнка, закреплённых Законом «Об образовании», Декларацией прав ребёнка, Конвенцией о правах ребёнка и другими нормативными документами.
- Принцип сотрудничества – построение взаимоотношений в школе на основе взаимного уважения и доверия учителей, учеников и родителей в соответствии с принципами ненасильственного общения.
- Принцип развития предполагает: отказ от репродуктивных методик и применение методов творческой мыслительной деятельности и самообразования учащихся; развитие умственных способностей; использование новейших здоровьесберегающих технологий.
- Принцип индивидуализации предполагает: всесторонний учёт уровня развития способностей каждого ученика, формирование на этой основе личных планов, программ стимулирования и коррекции развития учащихся; повышения учебной мотивации и развитие познавательных интересов каждого ученика.
- Принцип дифференциации нацелен на выявление и развитие у обучающихся склонностей и способностей к работе на различном уровне в зависимости от личных качеств обучающихся.
- Принцип целостности, основанный на представлении о единстве процессов развития, обучения и воспитания, реализуется в создании сбалансированного образовательного пространства, учитывающего комплекс отраслей знаний в содержании образования, адекватность педагогических технологий содержанию и задачам образования.
- Принцип системности предполагает преемственность знаний, создание целостной системы, органически объединяющей все ступени образования.
- Принцип вариативности основан на комплексном образовании, поэтому системой обучения и программ должны быть обеспечены факультативные и специализированные курсы.
6 . Гипотеза: если мы обеспечим:
- гигиенические условия образовательного процесса,
- комплексное системное психолого-педагогическое сопровождение ребенка в учебно-воспитательном процессе,
- процесс непосредственной учебной деятельности ребенка и индивидуально-дифференцированный подход учителя к каждому ученику,
то мы создадим условия,
сохраняющие, укрепляющие и формирующие его здоровье.
- Учащиеся начальной школы ( 1 класс, 2 класс, 3 класс, 4 класс).
- Классные руководители начальной школы.
- Учителя-предметники.
- Фельдшер, закрепленный за школой.
- Родители.
- Техперсонал.
8. Ожидаемые конечные результаты программы :
- Повышение функциональных возможностей организма учащихся
- Рост уровня физического развития и физической подготовленности школьников.
- Повышение приоритета здорового образа жизни.
- Повышение мотивации к двигательной деятельности, здоровому образу жизни.
- Повышение уровня самостоятельности и активности школьников в двигательной деятельности.
- Повышение профессиональной компетенции и заинтересованности педагогов в сохранении и укреплении здоровья школьников
- Поддержка родителями деятельности школы по воспитанию здоровых детей.
- В результате реализации проекта школы, содействующей здоровью, создается банк данных на каждого ребенка о физическом здоровье, банк данных психологических характеристик, накапливаются результаты учебной деятельности учащихся.
- Снижается заболеваемость, вызываемая вирусными инфекциями .
- Улучшается психологический микроклимат в классе, в школе, в педколлективе.
- В результате профилактических, коррекционных, оздоровительных мероприятий происходит адаптация детей к жизни.
- Школа становится информационным центром для школ района по здоровье сберегающим технологиям обучения и формированию здорового образа жизни в условиях сельской школы.
Реализация проекта «Школа здоровья» направлена на формирование у учащихся культуры отношения к своему здоровью, что включает в себя:
- культуру физиологическую (способность управлять физиологическими процессами и наращивать резервные мощности организма);
- культуру физическую (способность управлять физическими природосообразными движениями);
- культуру психологическую (способность управлять своими чувствами и эмоциями);
- культуру интеллектуальную (способность управлять своими мыслями и контролировать их).
Базовыми компонентами на всех ступенях являются:
- формирование ценностного отношения к вопросам, касающимся здоровья и здорового образа жизни;
- формирование системы знаний по овладению методами оздоровления организма;
- формирование положительной мотивации, направленной на занятия физическими упражнениями, различными видами спорта;
- формирование основ медицинских знаний по вопросам оказания доврачебной помощи себе и другому человеку.
Реализация в учебно–воспитательном процессе приёмов и подходов проекта здоровьесбережения « Школа здоровья» позволит:
- Проводить урок на более качественном уровне.
- Снижать уровень тревожности ученика.
- Повышать психологическую комфортность и мотивацию обучения.
- Облегчить эмоциональное и психологическое состояние ученика в адаптационный период.
- Преодолеть однообразие пауз для отдыха во время урока.
- Создавать положительную мотивацию к ведению здорового образа жизни.
- Стабилизировать состояние здоровья младших школьников.
Оптимизировать учебный процесс
9.Основные направления реализации проекта
1. Диагностический мониторинг
- мониторинг инфраструктуры и условий безопасности условий обучения;
- мониторинг организации учебного процесса;
- мониторинг состояния медицинской помощи, состояния здоровья, питания
- мониторинг психологического комфорта;
- мониторинг удовлетворенности родителей условиями обучения детей.
2.Мероприятия по охране труда, соблюдению требований СанПина, соблюдение техники безопасности:
- учеба педагогического коллектива;
- инструктажи по соблюдению техники безопасности;
- создание условий обучения в соответствии с требованиями ФГОС нового поколения.
3. Работа служб психолого-педагогического и социального сопровождения
- коррекционная деятельность;
- индивидуальное сопровождение;
- социальное сопровождение;
- координационно-развивающая работа;
- тренинги с детьми группы риска,
- профилактические мероприятия (профилактика употребления ПАВ, профилактика вредных привычек);
4. Оптимизация условий образовательного процесса
- осуществление адаптационных мероприятий в рамках преемственности программ обучения;
- использование здоровьесозидающих технологий на уроке и во внеурочное время;
5. Здоровьесозидающая деятельность на уроке
- создание условий для личностно-ориентированного обучения;
- психологическая безопасность урока;
- технологическое обеспечение здоровьесозидающей деятельности на уроке;
- создание условий гигиенической направленности урока;
- оценочная безопасность урока
6. Спортивно-массовая и оздоровительная работа
- спортивные секции;
- организация соревнований, экскурсий, походов;
- спортивные праздники с привлечением семьи.
7. Пропаганда здорового образа жизни
- просветительская работа (родительский всеобуч, сотрудничество со специалистами психологами, обучающие семинары);
- создание и реализации курсов и программ профилактической направленности и программ безопасности жизнедеятельности;
- внеурочная деятельность (уроки здоровья, участие в акциях здоровья, проектная работа)
10. Показатели эффективности реализации проекта:
- повышение степени удовлетворенности качеством образования в школе со стороны различных субъектов;
- уменьшение числа учащихся, пропускающих занятия по болезни;
- отсутствие случаев травматизма во время учебно-воспитательного процесса;
- уменьшение числа детей, относящихся к различным «группам риска».
В рамках данных направлений необходимо осуществлять следующие простые и вместе с тем очень важные действия:
1. убеждать учащихся ежедневно выполнять утреннюю гимнастику ( проводить зарядку перед первым уроком в школе) , соблюдать режим труда и отдыха школьника;
2. во время учебного дня в школе проводить динамические паузы, подвижные игры.
3. задавать посильные домашние задания, которые должны составлять не более одной трети выполняемой работы в классе;
4. следить за сменой видов деятельности школьников в течение дня, чему способствует удобное расписание уроков;
5. проводить ежедневную влажную уборку, проветривание классных комнат на переменах, озеленять классные помещения комнатными растениями;
6. ежемесячно проводить генеральную уборку классных помещений (обтирать плафоны, мыть парты и стулья моющими средствами);
7. обеспечивать каждого учащегося горячим питанием в столовой;
8. следить за условиями теплового режима, освещённости классных помещений;
9. привлекать учащихся к занятиям во внеурочное время в спортивных секциях, действующих в школе и вне школы;
10. в рамках обучения детей правильному отношению к собственному здоровью проводить беседы, воспитательные часы с учётом возрастных особенностей детей;
11. способствовать созданию комфортной атмосферы в школе и классных коллективах.
12. Применять разнообразные формы работы:
1) Учет состояния детей:
Анализ медицинских карт учащихся.
Определения группы здоровья.
Учет посещаемости занятий.
Контроль санитарно-гигиенических условий и режима работы классов.
2)Физическая и психологическая разгрузка учащихся:
Организация работы спортивных секций, кружков.
Организация спортивных перемен.
Физкультминутки для учащихся.
3)Урочная и внеурочная работа.
Открытые уроки учителей физкультуры и ОБЖ.
4) Открытые классные и общешкольные мероприятия физкультурно-оздоровительной направленности.
5) Спортивные кружки и секции: баскетбол, волейбол, футбол, шашки и шахматы, настольный теннис, легкая атлетика.
Источник