Витамины для развития мозга ребенка
Развитие мозга ребенка – процесс малозаметный для глаз. Мы видим изменение в росте, весе, мимике, движениях, но мозг остается для нас закрытой книгой. Ребенок приходит в школу и выясняется, что учиться ему тяжело. Не спешите бежать к репетитору. Возможно, ваш ребенок просто не получает нужные витамины.
Почему витамины необходимы для развития мозга
Мыслительные и познавательные процессы относятся к высшему уровню психической деятельности. Это непросто рефлексы выживания: голод – еда. Они имеют сложную нейрорегуляцию и проходят в коре головного мозга. Для того чтобы сигналы передавались в нейронах с достаточной скоростью, нужны ускорители, передатчики, носители и архиваторы информации. Их роль выполняют определенные витамины.
Без достаточного количества витаминов группы В, С и D умственная деятельность ребенка будет формироваться медленно. Клетки мозга не получат достаточного питания для полноценного усвоения и переработки информации. Развитие интеллекта будет тормозиться. Не поможет даже хорошая наследственность.
Сложные операции мышления: анализ, синтез, обобщения останутся на зачаточном уровне. Для их полноценного формирования надо держать определенный объем информации в локусе внимания. Недостаток полезных веществ сделает клетки мозга слабыми, и они не смогут справляться с этой задачей.
Как понять, что ребенку недостаточно витаминов для мозга?
- Внешне их недостаток по ребенку малозаметен. Малыш дошкольного возраста весел, общителен, легко вступает в контакт и подвижен. Но, у него может наблюдаться плохой аппетит, быстрая утомляемость и повышенная склонность к капризам.
- Умственные занятия ребенок не любит. Быстро устает от познавательной деятельности. Интерес к окружающему понижен. «Почемучкой» такого малыша назвать нельзя.
- Трудности в учебе появляются с первого дня обучения в школе. Учителя жалуются родителям на плохую старательность сына или дочки. Говорят о неусидчивости и невнимательности. Требуют новых и новых дополнительных занятий.
- Но дополнительные занятия здесь не помогут. Мозг систематически недополучал нужные витамины. Единственный выход из ситуации – сбалансированное питание и витаминные комплексы.
Страдает и эмоциональная сторона личности ребенка. Позитивная роль витаминов в развитии мозга ребенка состоит и в создании правильного эмоционального фона. Они обеспечивают выработку серотонина и регуляции процессов возбуждения и торможения. Недостаток серотонина влияет на формирование характера. Ребенок растет капризным, нервным, возбудимым.
Главные помощники мозга – витамины группы В
Витаминная группа В активизирует память и внимание. Она отвечает за скорость мыслительных процессов и их качество. Обеспечивает устойчивость внимания и дает достаточно силы для интеллектуальной работы.
Она влияет на химические процессы. С помощью этой витаминной группы происходит синтез аминокислот, отвечающих за передачу сигналов между клетками мозга. Их недостаток приводит к быстрому старению клеток, повышенной утомляемости и хронической усталости.
Достаточно В1 – хорошая память, наблюдательность, внимание.
Недостаток В1 – депрессия, плохое запоминание материала, быстрая утомляемость от умственных и физических нагрузок.
Продукты с В1: орехи, свинина, свиная печень, пивные дрожжи, зеленая гречка, картофель, крупы, неочищенные злаки, бобовые, шиповник.
Достаточно В2 – быстро думает, реагирует, соображает, выдерживает сильные психические нагрузки.
Недостаток В2 – сонливость, заторможенность, слабость.
Продукты с В2: орехи (миндаль, арахис), гречка, овсянка, сырые зеленые овощи, зелень, абрикосы, бобовые (чечевица, фасоль, горох).
В3 (никотиновая кислота)
Достаточно В3 – достаточно энергии для мозговой деятельности.
Недостаток В3 – сложно сконцентрироваться, плохая память, быстрая утомляемость.
Продукты с В3: печень, почки, жирная рыба, бобовые, орехи, кисломолочные продукты.
В5 (пантотеновая кислота)
Достаточно В5 – хорошая долгосрочная память.
Недостаток В5 – быстрое забывание выученного материала, плохой сон, пониженное настроение.
Продукты с В5: говядина, субпродукты (печень, почки, сердце), орехи, бобовые, молоко, морская рыба.
Достаточно В6 – высокий интеллект, быстрое мышление.
Недостаточно В6 – тугодумность, тяжело анализировать материал, улавливать суть. Раздражительность, медлительность, плохой сон.
Продукты с В6: куриное мясо, жирная морская рыба, печень, бобовые, орехи, пшено, гранат, облепиха, хрен, часнок.
В9 (фолиевая кислота)
Достаточно В9 – скорость мышления, качественное запоминание.
Недостаток В9 – апатия, трудно сосредоточиться, быстрая утомляемость.
Продукты с В9: зелень, лекарственные травы (мята, мелисса, крапива, тысячелистник), ботва растений, листья малины, смородины, мясо, печень, свежее молоко и кисломолочные продукты.
Достаточно В12 – во время сна усвоенная информация переводится из кратковременной памяти в долговременную.
Недостаточно В12 – информация «стирается», поверхностный сон, быстрая утомляемость.
Другие витамины для мозга
Для полноценной работы и развития мозга нужны и другие витамины: С, Е, D и Р. Витамин С помогает усвоению витаминной группы В и защищает организм от неблагоприятных воздействий. Витамин Е отвечает за очищение мозговых клеток от токсинов.
Витамин D способствует молодости клеток мозга, улучшает память и внимание. Витамин Р заботится о сосудах головного мозга. Благодаря ему, в мозг поступает достаточно питательных веществ и кислорода с кровью.
Источник
Что принимать детям для улучшения памяти и внимания
Отличие препаратов для улучшения памяти у детей от взрослых ноотропных средств и стимуляторов мозговой деятельности – в требованиях повышенной безопасности к лекарствам и биодобавкам для улучшения работы мозга у детей. Здесь принципиальную роль играют не темпы достижения максимального эффекта, а стабильность и мягкость воздействия. Это условие формирует требования к детским препаратам для улучшения памяти и внимания, в составе которых используются природные компоненты растительного происхождения. А дозировка, режим и сроки потребления обеспечивают постепенную и плавную активизацию работы мозга ребёнка.
Увеличьте свою работоспособность, улучшите память, концентрацию и внимание
Достижение целей, прилив сил, выполнение планов на работе, отсутствие депрессии и упадка сил — это не лозунг коуч-специалиста, это твои возможности. Для этого всего лишь нужно 2 раза в день…
Узнай подробности>>
Растительные препараты, улучшающие кровоснабжение и микроциркуляцию
Работа стимулирующей «таблетки» из этой группы, в первую очередь, направлена на улучшение питания мозга и обеспечение его кислородом, витаминами. Стимуляция когнитивных функций мозга (в том числе – памяти и внимания) происходит опосредованно как следствие активизации мозга за счёт повышения микроциркуляции тканей коры. В некоторых случаях в процесс непосредственным образом (в качестве посредников электрохимического импульса) включаются нейромедиаторы. К таким препаратам относится, например, «Brainrush».
«Brainrush» – это сочетание действия аминокислоты, стимулирующей и улучшающей работу гипофиза, витаминного комплекса (в состав которого входят витамины группы A, B, E, C и D) и растительных экстрактов солодки, пустырника, шалфея.
- Глицин, как самостоятельный компонент назначается при снижении умственной работоспособности, психоэмоциональном перенапряжении в стрессовых ситуациях, при нарушениях сна. Однако он знаменит ещё и тем, что усиливает терапевтический эффект других препаратов («Пантогам», «Биотредин» и др.) или компонентов средства, в состав которого он входит.
- Вытяжки и растительные концентраты на основе солодки (восстанавливает обмен веществ), пустырника (обладает седативным действием) и шалфея (стимулятор иммунных процессов) призваны нормализовать общее состояние ребёнка.
- Группа B, представленная фолиевой кислотой (B9), пиридоксином (В6) и кобаламином (В12), – витамины для улучшения памяти. Они способствуют восстановлению нервных клеток, улучшают метаболизм в тканях, нормализуют обмен веществ.
Эта же витаминная группа максимально широко представлена в ещё одном растительном препарате «Optimentis», содержащего целый спектр витаминов В-группы (пиризоксин, биотин, и др.), а также токоферол (витамин E), усиливающий антиоксидантные свойства.
«Optimentis». Если в предыдущем препарате экстракт солодки должен был частично имитировать действие женьшеня, то в составе «Optimentis» использован сам азиатский женьшень, повышающий энергетический уровень клеток, дающий интеллектуальную выносливость. В этом препарате женьшень играет ещё и роль адаптогена, помогающего организму ребёнка адаптироваться в стрессовых ситуациях. Экстракт женьшеня наряду с экстрактом Гинкго Билоба составляет растительную основу этого биостимулятора.
Растения Гинкго проделало многомиллионный эволюционный путь, став в средине 20 века открытием для фармацевтов. При этом в древней восточной медицине (Китай, Япония) о способности Гинкго активизировать кровоснабжение знали, как минимум, с 16 века. В сам экстракт входит порядка 40 компонентов (гинкголиды, флавоноидные гликозиды, билобалид А, терпены, органические кислоты). При бесконтрольном применении и передозировке препаратов на основе Гинкго увеличивается риск возникновения инсультов. Но при соблюдении рекомендаций по применению экстракт способен:
- укрепить сосудистые стенки, улучшив тем самым микроциркуляцию,
- запустить антиоксидантные процессы, что защищает клеточные мембраны нейронов от повреждения свободными радикалами,
- облегчить проведение нервных импульсов по нейронным волокнам,
- улучшить транспортировку глюкозы (основной пищи мозга) и кислорода к тканям.
«HeadBooster». Экстракт Гинкго в сочетании с женьшенем и массой других полезных для мозга компонентов можно найти ещё в одном очень популярном препарате «HeadBooster», дополнительно содержащем в качестве природно-растительных ингредиентов полиненасыщенные жирные кислоты. В составе продуктов питания такие кислоты (Омега-3 и Омега-6) в большой концентрации содержат морепродукты, жирная океанская рыба, семена льна, орехи.
В отличие от других, этот препарат удобен в применении для детей, поскольку представлен в двух вариантах: в виде разноцветных капсул и в виде порошка. В порошке детям препарат дают по следующей схеме:
1-3 года: 2 грамма (мерная ложка прилагается) порошка растворяется в 50 мл воды и принимается за полчаса до еды 1 раз в день. Курс длится полмесяца.
- 3-6 лет: в той же дозировке при той же продолжительности курса «HeadBooster» принимается дважды в день.
- 6-12 лет: двухграммовая дозировка сохраняется, но курс удлиняется до месяца, а количество приёмов увеличивается до трёх.
- 12+ лет: начиная с этого возраста, 5 граммов порошка принимается трижды в день в течение 30 дней. При необходимости спустя полгода курс можно повторить.
Капсулы детьми принимаются по схеме, отличной от схемы, рассчитанной для взрослых:
- 2-5 лет: сначала растворённое в 50 мл воды содержимое бесцветной капсулы принимается по чайной ложке за 30 минут до еды ежедневно на протяжении 5 дней. Затем так же принимается содержимое оранжево-белой и зелёно-бесцветной капсул (по 5 дней на каждую капсулу).
- 5-9 лет: за основу берётся аналогичная схема, но доза разового приёма увеличивается до двух чайных ложек.
- 9-12 лет: выпиваются три капсулы по очереди (бесцветная, оранжевая, зелёная) по одной в сутки на протяжении трёх дней, как и в предыдущих вариантах за полчаса до еды общим курсов в 21 день. Особенность такого разделения в том, что первая, бесцветная, капсула в первый день цикла принимается перед завтраком, вторая капсула на второй день цикла – перед обедом, и третья – на третьи сутки цикла – перед ужином.
- 12+: с 12 лет трёхразовый приём капсул в той же очерёдности производится уже в течение одного дня, а курс длится месяц.
Синтетические ноотропы для улучшения памяти ребёнка
Большинство синтетических препаратов проявляют себя более активно и быстро, что коррелирует с выраженными побочными эффектами и повышенной опасностью передозировки. Среди ноотропов, назначаемых детям, чаще других называют следующие.
«Пантогам» (гопантеновая кислота) с кальцием гопантенатом в качестве действующего вещества. Назначается для увеличения устойчивости мозга к кислородному голоданию, а также для снижения воздействия токсинов на клетки мозга. Выпускается в трёх формах: капсулы, таблетки, сироп, однако таблетированная форма противопоказана детям до 3-х лет.
«Аминалон». Действующее вещество нейромедиатор – гамма-аминомасляная кислота. Используется для активизации обмена веществ, вывода токсинов и улучшения переработки глюкозы. Препарат показан при нарушениях в работе ЦНС и используется для активации интеллектуальной деятельности. Выпускается в форме таблеток.
«Ноотропил». Активное вещество – пирацетам. Детям до 3-х лет препарат противопоказан. При приёме детьми школьного возраста положительно влияет на способность концентрироваться и на функции памяти. Назначается при дислексии – расстройстве, которое сопровождается избирательным нарушением способности к навыкам чтения и письма без утраты общей способности к обучению. В качестве побочных эффектов может давать повышенное возбуждение и раздражительность.
«Фенотропил». Достаточно действенное вещество, эффективность которого заметна даже после однократного приёма, который, однако, рекомендуется производить в первой половине дня во избежание бессонницы. Препарат работает на повышение норадреналина и серотонина в крови и на увеличение содержания кислорода в мозге.
«Фезам». Не назначается беременным и детям до 5 лет. После этого возраста в рекомендованных дозах принимается для повышения умственной работоспособности и нормализации сна. Одновременно с этим устраняет раздражительность, перепады настроения и истеричность. Хорошо показал себя как способ улучшения концентрации внимания и избавления от психоэмоциональных расстройств у детей младшего школьного возраста и подростков.
Компоненты, компенсирующие недостатки рациона
Образ жизни и питания зависит от среды обитания ребёнка и культурно-кулинарных особенностей региона, в котором он живёт. Наиболее здоровой считается кухня южных приморских районов с обилием морепродуктов, растительных жиров, орехов.
Необходимые для активной работы мозга Омега-3 и Омега-6 полиненасыщенные жирные кислоты можно, например, получать из семян льна, где окисление происходит в гораздо меньшей степени, чем в льняном масле при контакте с кислородом и светом. Для восполнения суточной потребности обычно хватает 1 чайной ложки семян. В атлантическом лососе, в консервах сардин в томатном соусе, форели или тунце (перечислены в порядке убывания Омега-3) тоже содержится достаточное количество кислот. В лососе, например, на 100 граммов продукта приходится 1,8 грамма Омега-3, в консервах тунца – 0,7 грамма на 100 г продукта. Однако иногда естественного повседневного питания недостаточно для восполнения всех потребностей мозга и ЦНС. В этом случае ценность рациона увеличивают с помощью пищевых добавок.
Рыбий жир. Продаётся в разных форматах и упаковках. Однако тестовое сравнение, проведённое американской исследовательской группой, показало заметное отличие содержание Омега-3 в рыбьем жире различных фирм-производителей. Процент содержания жирных кислот незначительно, но отличался даже в разных партиях одного и того же производителя. Исследователи отмечают, что на результаты могло повлиять и качество хранения добавки. Поэтому лучше брать продукт авторитетных брендов (например, Доппельгерц), обязательно проверяя дату выпуска.
Поливитаминные комплексы. Эффективнее действуют в растворимых таблетках, помогая повысить тонус и снизить сонливость уже через 2-3 дня после начала курса. Однако сугубо витаминные комплексы (например, «Нейромультивит») необходимо дополнять магниесодержащим минеральным комплексом. Для укрепления памяти внимания ребёнка хорошо сочетать магний с витаминами группы B.
Аминокислоты. К наиболее важным для активности мозга аминокислотам относятся:
- тирозин и фенилаланин (использующийся в качестве строительного материала для дофамина, норадреналина и мелатонина), которые улучшают сон и повышают мотивацию,
- триптофан / 5–НТР, который известен как предшественник серотонина – гормона радости,
- S–аденозил–метионин, прописываемый в этой форме для избавления от депрессивных состояний.
Источник