Картотека бесед о здоровье
Ирина Безроднева
Картотека бесед о здоровье
ТЕМА: «Ребенок и здоровье»
Цель: формировать у детей первоначальные навыки охраны жизни и здоровья. На основе ситуационных моментов учить делать выводы о безопасности жизнедеятельности. Воспитывать чувство взаимовыручки, стремление оказать помощь друг другу.
Ход занятия:
1) Поговорить о здоровье, выяснить, как дети понимают слово «здоровье»:
здоровье – лучшее богатство;
здоровому – все здорово.
2) Внести куклу-мальчика небрежно одетого. Обратить внимание на то, что, одеваясь таким образом можно навредить своему здоровью.
3) Разобрать ситуации, когда нужно вести себя осторожно, беречь здоровье (как пройти по мокрому полу, чтобы не поскользнуться; как спускаться по лестнице; как одеваться, собираясь на прогулку).
Чтение стихов – советов.
ТЕМА: «Полезные продукты»
Цель: уточнить знания детей о полезных продуктах, их назначении для здоровья и хорошего настроения. Закрепить названия овощей, их вкусовые качества. Воспитывать желание употреблять в пищу фрукты.
Ход занятия:
1) Предложить детям вспомнить какое сейчас время года, показать подарки осени – корзину с фруктами (рассмотреть и описать их).
2) Рассказать детям о пользе фруктов для здоровья детей и взрослых.
3) Спросить какие фрукты покупают детям родители, напомнить, что для того, чтобы быть сильными и здоровыми, обязательно нужно кушать свежие фрукты.
Цель: развивать у детей понимание значения и необходимости гигиенических процедур. Уточнить, какими принадлежностями пользуются дети при умывании. Учить эмоционально, четко читать чистоговорку.
Ход занятия:
1) Чтение отрывка из стихотворения Маяковского «Что такое хорошо и что такое плохо».
Какой из мальчиков вам больше нравиться?
Почему вам понравился опрятный, аккуратный мальчик?
А другой мальчик кому-нибудь понравился?
Почему не понравился?
Какие туалетные принадлежности нужны, чтобы смыть грязь и быть чистым?
Что, кроме мыла и губки, необходимо для мытья?
Предложить детям показать, как дети моют руки и лицо (имитации движений)
3)Предложить выучить чистоговорку:
Цель: Уточнить знания детей, из каких частей состоит тело человека, рассказать о роли органов чувств.Учить понимать значение определенных частей тела: рук, ног, головы, туловища. Понятно отвечать на вопросы воспитателя. Воспитывать желание вырасти сильными и здоровыми.
Ход занятия:
1) В гости пришла кукла Маша и принесла картинки с изображениями своих подруг. Обратить внимание, что все куклы разные (рост, цвет волос и глаз, предложить найти различия,подвести к выводу: у всех одни и те же части тела (предложить показать их на себе).
Что можно делать ногами, в какие игры играть?
Что делают руками?
Почему руки называют первыми помощниками?
Для чего нужны уши?
От чего нужно беречь глаза?
3) Рассмотреть фотографии детей разного возраста, обратить внимание на изменение их роста.
Побудить прийти к выводу: чтобы вырасти большим, сильными и здоровыми, нужно хорошо кушать, заниматься спортом и заботиться о своем здоровье.
ТЕМА: «Витамины и здоровый организм»
Цель: Рассказать о пользе витаминов и их значении для здоровья человека. Познакомить детей с назначением витамина А, В, С. Активизировать названия овощей и фруктов. Познакомить с продуктами, которые можно употреблять в небольшом количестве.
Ход занятия:
1) Показать картинки с изображением крепких, здоровых людей, подвести к пониманию, что для хорошего здоровья необходимо правильное питание. Побеседовать о любимых блюдах детей.
2) Рассказать о витаминах, в каких продуктах содержатся и работе каких органов помогают.
3) Рассказать о продуктах, которые не очень полезны (конфеты, черный кофе).
ТЕМА: «Всем ребятам надо знать, как по улице шагать»
Цель:Закрепить правила поведения на улице: ПДД, понятие о светофоре и его назначении. Воспитывать правила безопасного поведения на улицах. Способствовать формированию культуры речевого общения в транспорте.
Ход занятия:
1) Внести и рассмотреть макет перекрестка. Уточнить значение сигналов светофора, действия пешеходов и водителей.
Кто регулирует движение на дорогах?
Что означает каждый сигнал светофора?
Где можно переходить через дорогу?
3) С/р игра «Автобус»
ТЕМА: «Здоровье в порядке, спасибо зарядке!»
Цель: Способствовать формированию основ здорового образа жизни, потребности заниматься физической культурой и спортом. Закрепить названия некоторых видов спорта.
Ход занятия:
1) Показать картинки с изображением разных видов спорта, уточнить, знают ли дети их название.
Какие виды спорта нравятся и почему?
Каким видом хотели бы заниматься?
Какими видами спорта можно заниматься зимой, летом?
2) Чтение стихотворения Т. Волгиной «Два друга»
Что случилось с этим мальчиком, почему он заболел?
Почему спортсмены реже болеют?
Как называется ваша любимая подвижная игра?
3) Подвести к выводу о пользе физической культуры и необходимости ею заниматься.
ТЕМА: «Врачи – наши помощники»
Цель: Закрепить знания о витаминах, уточнить представления об овощах, учить сажать лук. Продолжать воспитывать у детей понимание ценности здоровья, потребности быть здоровыми.Активизировать название: шиповник.
Ход занятия:
В группу въезжает «автомашина», в которой лежат мешочки с шиповником, овощами и фруктами и доктором Айболитом.
Д/и «Чудесный мешочек»
Д/и «Угадай на вкус»
Показать плоды шиповника, объяснить, что это такое. Обратить внимание на лук и предложить его посадить.
ТЕМА: «Как я буду заботиться о своем здоровье»
Цель: Закрепить понимания о здоровом образе жизни. Продолжать знакомить детей с профессиями врача и медицинской сестры, воспитывать уважение к людям этих профессий. Повторить пословицы о здоровье.
Ход занятия:
Как вы себя сегодня чувствуете?
Кто в детском саду заботится о вашем здоровье?
Как вы сами можете помочь себе быть здоровыми?
Быть здоровым хорошо или плохо?
Обобщить ответы детей, повторить знакомые пословицы о здоровье.
Цикл бесед для детей подготовительной к школе группы «Сохранение и укрепление здоровья». Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение Белоярского района «Центр развития ребенка — детский сад «Сказка», г. Белоярский.
Использование бесед для раннего возраста и их родителей по привитию навыков здорового образа жизни Дошкольный возраст – период формирования жизненно важных умений и навыков, необходимых ребенку для его полноценного развития. Привычка к.
Из цикла бесед с родителями «Что такое патриотизм?» Все взрослые согласятся, что маленьким детям сложно понять слово «патриотизм». Что оно означает? И вообще, как правильно воспитать его в.
Картотека бесед для средней группы по патриотическому воспитанию 1. Беседа по патриотическому воспитанию (региональный компонент) «Живи и здравствуи милая станица» Цель:Расширять знания детей.
Картотека бесед и игр по формированию у детей младшего дошкольного возраста начальных представлений о здоровом образе жизни. 1. «Изучаем свое тело» Учить называть органы чувств; рассказывать об их роли в организме и о том, как их беречь; Учить различать запахи.
Картотека тематических бесед Картотека тематических бесед Сентябрь. 1 неделя. (До свиданья лето! Школа). 1. о свидания, лето Цель: обобщить и систематизировать представление.
Конспекты бесед с детьми для младших групп детского сада БЕСЕДА «Наши четвероногие друзья» Программное содержание. Развивать диалогическую форму речи, умение принимать участие в групповом разговоре.
Перспективное планирование тематических бесед по ОБЖ для подготовительной группы ПЕРСПЕКТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ТЕМАТИЧЕСКИХ БЕСЕД ПО БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНИ И ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЫ НА 2017-2018 УЧЕБНЫЙ ГОД.
Тематика бесед с детьми (старший дошкольный возраст) (старший дошкольный возраст) № п/п месяц название бесед 1 сентябрь «Я позвоночник сберегу и от болезней убегу» 2 октябрь «Кто с закалкой.
Темы бесед по нравственно-этическому воспитанию детей младшего дошкольного возраста Темы бесед по нравственно-этическому воспитанию детей младшего дошкольного возраста 1. Зачем говорят «здравствуй» Задачи: Формировать у.
Источник
Картотека бесед «Поговорим о здоровье»
картотека на тему
Данный материал будет полезен в работе с детьми 3-7 лет по формированию основ здорового образа жизни.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tema.docx | 37.61 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: Правила личной гигиены.
Цель: Закрепить последовательность действий при умывании и знаний
о назначении предметов туалета; воспитывать желание быть чистым и
аккуратным; развивать диалогическую речь, учить доброжелательному
общению друг с другом и со взрослыми.
Ход беседы:
Воспитатель читает стихотворения о грязных и опрятных детях. Дети
рассматривают иллюстрации – чистюля и грязнуля.
Раздается тук в дверь. Входит Мойдодыр, здоровается, читает отрывок из
стихотворения К. Чуковского.
Мойдодыр: Я – великий умывальник,
Знаменитый Мойдодыр,
Умывальников начальник
И мочалок командир.
— Ну-ка, ребята, дайте ответ, есть среди вас грязнули? Скажите мне, какие
места на вашем теле пачкаются больше всего?
— Вы знаете: для того чтобы смыть грязь и привести себя в порядок, нужны
специальные предметы. Какие – вы вспомните, когда отгадаете загадки.
Хожу, брожу не по лесам,
А по усам, да волосам,
И зубы у меня длинней,
Чем у волков и у мышей.
(Расческа)
Дождик теплый и густой,
Этот — дождик не простой
Он без туч, без облаков
Целый день идти готов.
(Душ)
Ускользает, как живое
Но, не выпущу его я.
Белой пеной пенится,
Руки мыть не ленится.
(Мыло)
Мойдодыр хвалит детей, спрашивает их, умеют ли они правильно мыть руки и лицо. Предлагает всем пройти в умывальную и показать, как правильно пользоваться мылом и т.д. Мойдодыр дарит детям игрушки для пускания мыльных пузырей. Играют все вместе в группе или на прогулке.
Тема: Таблетки растут на грядке.
Цель: Дать знания об овощах, познакомить с понятием витамины, вырабатывать заботливое отношение к близким и
желание им помочь.
Ход беседы.
Проводится инсценировка с участием Хрюши и Степашки. У Хрюши
завязано горло, у Степашки – корзинка с овощами.
Герои здороваются. Степашка спрашивает Хрюшу, почему он
грустный. Тот отвечает, что у него болит голова и ему очень плохо, хочется
полежать. Степашка спрашивает Хрюшу, куда он идет. Хрюша отвечает – в
аптеку, покупать лекарства и витамины, чтобы вылечиться. Степашка учит
Хрюшу, как нужно правильно поступить: «Если ты заболел, то надо вызвать
врача, только врач может вылечить больного. Но ты, Хрюша, скорее всего,
просто неправильно питался и поэтому ослаб. Ну-ка расскажи нам честно,
чем ты питался в последнее время». Хрюша признается – мороженым,
шоколадом, печеньем, вафлями. Воспитатель предлагает детям объяснить
Хрюше, что он делал неправильно.
Затем воспитатель обсуждает вместе с детьми, какие продукты надо есть, чтобы быть крепким, здоровым и меньше болеть.
Дети замечают у Степашки корзину и интересуются, что в ней. Степашка сообщает: «Витамины». Дети удивляются, ведь на самом деле в корзине просто овощи. Проводится беседа об огороде, о том, как и где, растут овощи и как за ними нужно ухаживать, чтобы они выросли крупными и сладкими.
Степашка предлагает Хрюше и детям рассмотреть то, что он принес. Дети рассматривают, называя каждый овощ. Степашка объясняет Хрюше и детям, почему овощи – витамины, рассказывает, как они полезны и почему их надо есть круглый год. Степашка предлагает поиграть в игру «Чудесный мешочек» — узнать овощи на ощупь. После игры Степашка передает овощи Хрюше – пусть он ест витамины и будет здоровым. Хрюша благодарит
друга, заглядывает в корзинку и сообщает, что там много морковки; угощает всех детей. Герои прощаются с детьми и уходят.
Тема: Полезная и вредная пища.
Цель: Дать понятие о правильном питании; закрепить знания о продуктах питания; вызвать желание заботиться о своем здоровье; учить проявлять заботу.
Ход беседы.
Педагог предлагает детям приготовить обед для кукол, которые живут
в группе.
Воспитатель: Сначала нужно решить, что мы будем готовить. Давайте
приготовим то, что вы больше всего любите кушать. (Каждый ребенок
называет свои любимые блюда.) Как много всего вы назвали, молодцы. Но,
наверное, нашим куклам не стоит так много всего есть. Ведь, если съесть
слишком много пищи, может заболеть живот, может стошнить. А что еще
может произойти? (Дети делятся соответствующим личным опытом.)
Давайте решим, что мы приготовим. Сегодня у нас будет не праздничный, а
обычный обед. Что мы с вами едим на обед каждый день? (Суп, второе,
салат, хлеб, компот.) Нам нужно купить все необходимое в магазине.
Все вместе «идут в магазин», роль продавца исполняет воспитатель, который
спрашивает, что дети хотят купить. В диалоге воспитателя и детей
называются полезные продукты. Продавец, «делая рекламу», расхваливает
все продукты, в том числе конфеты, пирожные и другие сладости. Но дети
должны выбрать только продукты для приготовления обеда, а не покупать
все, что им хочется.
Все вместе готовят обед и накрывают на стол, затем кормят кукол. В
процессе идет разговор о том, что полезно и нужно есть в обед, а что не
очень полезно; какие продукты нужно есть реже, чем остальные.
Тема: Знакомимся со своим организмом.
Цель: Закрепить элементарные знания об органах человеческого тела и
их функционировании.
Ход беседы.
Воспитатель: Сегодня мы поговорим о нас. Как можно всех нас назвать
одним словом? (Люди.) А одного из нас? (Человек.) Все люди разные –
женщины и мужчины, девочки и мальчики, дети и взрослые. Давайте
подумаем, чем же разные люди отличаются друг от друга.
Воспитатель показывает картинки с изображениями девочек и
мальчиков. Дети рассматривают сначала картинки, а затем – девочку и
мальчика из своей группы. Находят отличия в прическах, одежде, чертах
лица. Затем рассматривают изображения молодого человека и старого
человека, находят отличия в осанке, одежде, прическах.
Воспитатель показывает плакат с изображением внутреннего строения
человека.
Воспитатель: Мы с вами уже говорили о том, что есть внутри нас,
благодаря каким органам мы живем, дышим, двигаемся, думаем. Какой орган
в организме самый главный? (Сердце.) Правильно, его еще называют
мотором организма.
Дети показывают сердце на плакате; сжимают кулак, чтобы определить
размер своего сердца; находят примерное месторасположение сердца в своем
теле; слушают биение сердца. Воспитатель просит детей попрыгать, а потом
еще раз послушать, как бьется сердце. Дети понимают, что после физической
нагрузки сердце бьется сильнее, быстрее.
Воспитатель: Благодаря каким органам мы дышим? (Легким.)
Дети находят легкие на плакате, рассматривают их. Затем
прикладывают ладони к груди и делают глубокие вдох и выдох; чувствуют,
как расширяются и сжимаются легкие.
Воспитатель: Какие органы вы еще знаете?
Дети рассказывают о желудке, кишечнике, мозге и других органах,
находят их на плакате. Воспитатель уточняет и расширяет знания.
Воспитатель: — Нужно ли человеку знать о том, как устроен его
организм? Зачем ему это знание?
Дети рассказывают, педагог дополняет и уточняет. Вместе выясняют,
что знания об организме помогают человеку заботиться о своем здоровье.
Воспитатель: А, как мы с вами можем заботиться о своем здоровье?
Дети рассказывают. Далее обсуждаются ситуации, неблагоприятные
для здоровья, — долгое сидение у телевизора или компьютера, малая
подвижность и т.п. педагог поясняет детям: если с детства они будут
заботиться о своем здоровье, то обязательно вырастут крепкими, сильными и
смогут заниматься любимым делом.
Тема: Здоровье – главная ценность человеческой жизни.
Цель: Воспитывать потребность в организации правильного образа
жизни; способствовать формированию желания сохранять и укреплять свое
здоровье путем выполнения физических упражнений, соблюдения режима
дня и т.п.
Ход беседы.
Воспитатель: Как люди приветствуют друг друга при встрече? Давайте
поговорим о слове «здравствуйте». Что оно означает? Здороваясь, один
человек как будто желает другому здоровья. Ведь здоровье – самая главная
ценность, данная человеку. Опишите здорового человека. Какой он? (Ответы
детей.) Когда мы здоровы, нам хочется читать, учиться, играть; у нас доброе
приветливое настроение, нам просто хорошо. Давайте теперь подумаем, как
чувствует себя заболевший человек. Вспомните, что чувствовали вы, когда
болели. (Ответы детей.) Когда человек болен, ему ничего не хочется делать; у
него плохое настроение; иногда он плачет. О чем думает больной человек?
Что он хочет? (Ответы детей.) Конечно, больному хочется, как можно скорее
вылечиться. Для того чтобы вылечиться, нужно принимать горькие
лекарства, делать уколы. Вспомните, как вас лечили ваши близкие или
врач. (Ответы детей.) Взрослые часто винят себя как в своей болезни, так и в
болезни своих детей. Всегда ли люди сами виноваты в том, что
заболели? (Ответы детей.) Конечно, часто мы заболеваем из-за того, что не
следим за своим здоровьем. Но это происходит не всегда. Ведь у человека,
независимо от его поступков, могут заболеть сердце, желудок и другие
органы. Впрочем, наиболее частых – простудных заболеваний мы с вами
можем избежать. Что нужно делать для этого?
Дети отвечают на вопрос. Воспитатель побуждает детей задуматься о
правильном выборе одежды и пищи, чистоте рук, ограничении контактов с
простудившимися, занятиях физкультурой, режиме дня. Все вместе
рассматривают соответствующие иллюстрации.
Воспитатель: Чем вы можете помочь заболевшей маме, папе, брату,
сестре? (Ответы детей.) Конечно, вы можете принести что-то по просьбе
взрослого, выполнить посильную помощь, почитать книжку младшему брату
или сестренке. А
самое главное – вы
можете помочь
создать тишину и
покой дома – не
шуметь, не
требовать к себе
лишнего внимания,
не капризничать.
Тема: Как организм человека перерабатывает пищу.
Цель: Познакомить с пищеварительным трактом; воспитывать
осознанное отношение к потреблению пищи; закрепить представление о
здоровой пище; учить сервировать стол.
Ход беседы.
Воспитатель: Что значит – человек сыт, голоден? Когда человек бывает
сыт? Сколько раз в день человеку нужно есть? Как называются регулярные
приемы пищи? (Ответы детей.)
Давайте посмотрим на картинку и поймем, как идет пища внутри
организма. Сначала пища попадает в рот, смачивается слюной и идет по
пищеводу в желудок. (Дети находят месторасположение желудка в своем
организме.) В желудке есть специальная жидкость (желудочный сок),
которая пропитывает пищу и растворяет даже твердые ее кусочки. Но когда в
желудок попадает хорошо переваренная пища, ему легче с ней
справиться. Переворившись в желудке, пища переходит в кишечник –
тоннель с мягкими ворсистыми стенками. Длина кишечника –
приблизительно 7-9 метров. (Показывает детям веревку соответствующей
длины.) В теле человека кишечник свернут. Переваренная пища идет по
кишечнику, и в это время ее полезные вещества забирают себе разные
органы. А все, что организму не нужно, мы отбрасываем в туалет.
На столе разложены карточки с изображением продуктов. Детям
предлагается разложить карточки на три группы:
1. продукты, без которых человек не может прожить (хлеб, молоко, яйца,
фрукты, овощи, крупа и т.д.);
2. продукты, без которых человек может обойтись (конфеты, вафли, торты,
печенье и т.д.);
3. продукты, вредные для здоровья (чипсы, гамбургеры, кока-кола и т.д.).
Воспитатель предлагает рассмотреть иллюстрации-инструкции по
сервировке стола. Дети рассказывают о том, как сервируют стол дома и в
детском саду. Правильно сервируют стол для куклы, которая принимает
гостей.
Тема: Мои помощники.
Цели: Уточнять и закреплять знания детей о внешнем строении
человеческого тела; дать понятие о назначении и важности органов чувств;
вызвать желание бережно относиться к жизненно важным органам.
Ход беседы.
Дети рисуют людей, которые идут, стоят, играют, работают и т.д. затем
рассматривают рисунки.
Воспитатель: Можем ли мы по изображению понять, чем занимается
человек? Как мы это можем понять? (Ответы детей.) Да, действительно, по
положению рук и ног человека, изображенного на рисунке, по его позе мы
можем догадаться, что он делает. Мы уже знаем, зачем человеку нужны руки
и ноги; почему мы называем руки и ноги своими помощниками. При помощи
ног мы ходим, бегаем, приседаем; руки помогают нам выполнять
необходимые для жизни действия. Какие? (Дети перечисляют, что они
делают с помощью рук – держат ложку, причесываются, одеваются, рисуют
ит.д.) Посмотрите на свою руку. Из каких частей она состоит? Какую работу
выполняет каждая часть руки? Как вы думаете, почему рука
подвижная? (Ответы детей.) Затем дети рассматривают ноги. Сравнивают
ноги (руки) детей и взрослых (по рисункам). Обращать внимание на то, что
все они разные по размеру, однако имеют одинаковое строение.
Воспитатель: Нарисуйте крупно лицо. Заметьте: все лица получились
разными, но все же у них есть что-то общее – глаза, нос, рот, уши. Мы
называем эти органы органами чувств. А почему им дано такое название?
(Ответы друзей.) Да, носом мы чувствуем запахи; глазами мы видим свет;
ушами слышим, т.е. чувствуем звук; губами мы чувствуем температуру
пищи, а языком – ее вкус. Теперь понятно, почему все эти органы органами
чувств – с их помощью мы что-то чувствуем. (Проводится беседа о
значимости органов чувств, о необходимости бережного отношения к ним.)
Тема: Роль лекарств и витаминов.
Цели: Уточнить и закрепить знания детей о лекарствах и витаминах;
дать понятие об осторожности при использовании лекарств и витаминов;
подкреплять уверенность в необходимости ведения здорового образа жизни.
Ход беседы.
Воспитатель: Мы много говорили о здоровье и знаем, что здоровье –
одна из главных ценностей человеческой жизни. Скажите, почему человеку
так нужно быть здоровым? (Когда человек здоров, он бодр, энергичен, с
удовольствием работает и играет.) А что должен делать человек для того,
чтобы сохранить свое здоровье? (Он должен соблюдать режим дня,
заниматься спортом, чаще бывать на свежем воздухе, правильно питаться.) К
сожалению, люди все равно болеют, кто-то чаще, кто-то реже. Есть очень
серьезные заболевания, которые лечатся долго и только в больнице. Но мы
сегодня поговорим о простудных и вирусных заболеваниях, которыми люди
болеют наиболее часто. Что это за болезни? (Ангина, грипп, обычная
простуда.) Эти болезни можно победить и в домашних условиях, но чаще
всего с помощью врачей.
Давайте вспомним, что нужно сделать, если кто-нибудь
заболел. (Вызвать врача на дом или сходить на прием к врачу в
поликлинику.) Как же врач лечит заболевшего? (Он прописывает ему
лекарства.) Лекарства бывают разными. В каких формах выпускают
лекарства? Знаете ли, вы какие лекарства есть у вас дома и где они
хранятся? (Ответы детей.) Многие из вас не смогли ответить на этот вопрос.
И это хорошо. Взрослые должны всегда убирать лекарства в недоступное для
детей место. Многие лекарства выглядят привлекательно, да и на вкус
приятны. Но это не значит, что они всегда и для всех безвредны. Лекарства
предназначены только для лечения. Лечиться ими можно только под
руководством врача или опытных взрослых людей. Одна красивая таблетка
может нанести непоправимый вред здоровью человека. Именно поэтому
детям лучше вообще не знать, где находятся лекарства. Ведь пользоваться
лекарствами самостоятельно дети не должны.
Воспитатель показывает яркие упаковки с витаминами.
Воспитатель: А, это что такое? (Витамины.) Для чего они нужны?
Можно ли вылечиться, принимая только витамины? Как вы думаете,
витамины – это скорее лекарства или
конфеты? Правильно ни то, ни другое.
Витамины не лечат организм, как лекарства, а
лишь укрепляют его, помогая противостоять
болезням. И хотя витамины сладкие и
вкусные, есть их как конфеты нельзя.
Витамины, съеденные в большом количестве,
нанесут вред здоровью. Помните – детям
нельзя есть витамины всегда, когда хочется.
Тема: Травма: как ее избежать.
Цели: Продолжать учить оказывать посильную помощь при травме;
воспитывать чувство милосердия и сострадания; учить правильно вести себя
дома и на улице; избегать получения травмы.
Ход беседы.
Дети рассматривают плакаты и иллюстрации, демонстрирующие
оказание первой помощи при травме. Пытаются понять, что произошло с
человеком в каждом конкретном случае, как и почему человек получил
травму. Дети вспоминают аналогичные случаи из своей жизни:
рассказывают, как были получены травмы; рассуждают, можно ли было
избежать травмирования. Затем заводится разговор об общей осторожности,
соблюдении правил безопасности дома и на улице. Дети должны понимать,
что часто человек сам бываетвиноват в том, что с ним происходит.
Целесообразно наибольшее внимание уделять примерам из жизни
детей (разбил коленку или нос, посадил занозу в палец, ударился, упал и т.п.)
Важно объяснять детям, что в случае травмы следует немедленно попросить
о помощи взрослых. Но в некоторых случаях можно и самим попытаться чтото сделать. Например, к обычной царапинке прикладывают чистый носовой
платок или лист подорожника.
Игра «Помощь при травме» с карточками или предметами. Дети
выбирают «травмированного» (рисунок, игрушку) и оказывают ему помощь.
Попутно рассказывают, что и как они делают.
Тема: Значение занятий физкультурой и спортом для
сохранения здоровья.
Цели: Закреплять, уточнять и пополнять знания о значении
физкультуры и спорта; укреплять потребность в занятиях физкультурой;
вызвать уважение к людям, занимающимся физкультурой.
Ход беседы.
Воспитатель: Зачем мы занимаемся физкультурой? Какие
физкультурные занятия нравятся вам больше всего? Что такое физкультура и
что такое спорт? Чем физкультурники отличаются от спортсменов?
Кто из вас хочет стать спортсменом? Что для этого нужно? Как вы думаете,
легко ли стать спортсменом? Как вы думаете, нужно ли заниматься
физкультурой тому, кто собирается стать не спортсменом, а продавцом,
поваром, водителем? Конечно, да. Ведь занятия физкультурой укрепляют
здоровье; человек меньше болеет, становится бодрым, энергичным,
стройным, подтянутым.
Дети рассказывают о том, как они и их родители занимаются
физкультурой в зимнее и летнее время. Рассматривают фотографии из
семейных альбомов.
Проводится беседа о физкультурных мероприятиях в детском саду:
утренняя гимнастика, физкультурные занятия, физкультурные досуги,
спортивные праздники, конкурсы, спартакиады.
Эстафета «Сильные, ловкие, быстрые». Дети делятся на 2 команды.
Педагогом подбираются 5-6 спортивных упражнений на скорость и
ловкость.
Игра с мячом «Лови, бросай, упасть не дай».
Воспитатель бросает мяч, ребенок ловит и, бросая обратно, называет
слово, относящееся к физкультуре и спорту, например «коньки», «футбол»,
«хоккей», «мяч», и т.д.
Тема «Чтоб смеялся роток, чтоб кусался зубок».
Цель: учить детей ухаживать за зубами.
Ход:
Хорошо пережевывать еду может тот человек, у которого здоровые
зубы. Расскажите детям о том, как растут зубы, как выглядит здоровый зуб и
как больной, что бывает с зубами, если за ними не ухаживать.
Наши зубы покрыты эмалью. Она очень твердая. Но если за зубами
плохо ухаживать, то этот твердый материал может не выдержать. Объясните,
что на зубах постоянно образуется зубной налет – мягкий, липкий, почти
невидимый слой. Показать его несложно. Попросите детей вымыть руки,
затем предложите им ногтем осторожно провести по поверхности зуба
сверху вниз. Объясните: белое вещество на ногте и есть зубной налет; если
мы не будем заботиться о наших зубах, бактерии, которые живут в этом
налете, начнут разрушать зуб. Это и будет очень неприятное заболевание –
кариес.
А что нужно делать, если есть больные зубы? Если вы обнаружили на
своем зубе даже маленькую дырочку, нужно скорее идти к врачу. Если зубы
лечить своевременно, то и боли при лечении не будет.
А как можно еще назвать зубного врача? (Стоматолог). А нужно ли
ходить к стоматологу, если вам кажется, что ваши зубы здоровы? Даже если
зубы не болят, то все равно их нужно показывать врачу: а вдруг он заметит
самое начало заболевания зуба? К зубному врачу обязательно нужно ходить
два раза в год. Тогда зубы всегда будут целыми.
А что еще нужно делать, чтобы зубы не болели? Вот главные правила:
полощи зубы теплой водой после каждого приема пищи; чисти зубы утром
после завтрака и перед сном; не ешь очень горячую и очень холодную пищу;
ешь поменьше
сластей; никогда не
грызи твердые
предметы.
Зубы нужно
чистить только своей
щеткой, которую
следует хранить в
чистоте, хорошо
промытую, в
специальном
стаканчике ручкой
вниз.
Тема «Я здоровье берегу – сам себе я помогу».
Цель: формирование осознанного отношения к здоровью, как ведущей
ценности.
Ход: Спросите детей – знают ли они, что такое здоровье? Здоровье –
это когда у тебя ничего не болит, когда нет температуры, когда ты весел, у
тебя все получается и ты можешь ходить в садик, гулять на свежем воздухе,
кататься с горки. Рассмотрите картинку. Попросите подумать, здоровы ли
ребятишки, изображенные на ней? Чем они занимаются? А чем отличается
больной, хворый человек от здорового? Почему плохо болеть? Чтобы
оставаться здоровыми, нужно понимать, как возникают болезни и как от них
уберечься.
Люди издавна знали о существовании различных недугов. Иногда люди
заболевали, заражаясь друг от друга, а иногда просто потому, что ели
немытые фрукты и овощи. Порой болезнь поражала жителей целого города
или страны. Но никто не мог сказать, в чем ее причина, как инфекция
переходит от человека к человеку и как от нее защититься. Так происходило
до тех пор, пока ученые не изобрели микроскоп. Заглянув в него, врачи
наконец, увидели мельчайшие организмы, которые вызывают у совершенно
здоровых людей ту или иную болезнь. Их назвали микробами, бактериями и
вирусами. Попав в организм человека с пищей или с воздухом, эти
невидимые враги мгновенно размножаются, вызывая то или иное
заболевание. Большинство болезней – инфекционные, т. е. ими можно
заразиться от больного человека и даже от животного.
Как же уберечься от инфекции? Чтобы быть здоровым, бороться с
микробами и не поддаваться болезням, нужно заниматься физкультурой,
закаляться, гулять и играть на свежем воздухе. И еще регулярно чистить
зубы, не пить сырую воду, почаще мыть руки с мылом, мыть овощи и фрукты
и принимать витамины. Витамины, как солдаты, охраняют наш организм от
вредных микробов и разных болезней.
Итак, теперь мы знаем, что здоровье – это самое большое богатство
каждого человека, которое нужно всегда беречь.
Тема «Как гулять детворе зимой во дворе».
Цель: учить беречь свое здоровье в зимнее время года.
Ход: Попросите ребенка внимательно посмотреть на себя в зеркало и
сказать, чем покрыто его тело. Правильно, кожей. Кожа – наша природная
одежда и защита. Кожа человека надежно предохраняет внутренние органы
от повреждений, она не пропускает воду, бережет нас от жары и холода, не
дает перегреваться внутренним органам.
Если долго находиться на холоде, не защищая кожу одеждой,
варежками, обувью, то может произойти переохлаждение, обморожение. В
этом случае нужно легко растереть щечки шарфиком или рукавичкой, но не
снегом. Если есть мороженое в холодную погоду, то можно простудиться и
заболеть.
Чаще всего простуда начинается с насморка. Нос первым вступает в
бой с микробами. Прежде всего, он начинает вырабатывать как можно
больше слизи. С ее помощью нос пытается задержать нашествие микробов,
не дать им проникнуть в горло и к легким. Когда слизи становится очень
много, нос пытается освободиться от нее. Как? А вот так: а-а-пчхи! Но при
чихании необходимо прикрывать нос платком, иначе своими микробами мы
можем заразить всех, кто находится рядом.
Что делать, когда начинается насморк?
Во-первых, нужно потеплее одеться. И главное, чтобы ноги оказались в
тепле. Еще древние греки заметили связь между состоянием ног и насморка.
Промочил ноги – схватил насморк. Поэтому возьмите тазик с горячей (но
такой, чтобы не обжечься) водой, можно добавить сухой горчицы, опустите в
него ноги и посидите, погрейтесь. Затем вытрите сухо-насухо ноги и
поскорее надевайте теплые шерстяные носки. Не забудьте про горячее питье.
Подойдет чай с медом, малиной, другими лекарственными травами, теплое
молоко. Главное, побольше тепла. Оказывается, нос можно закалить. Для
этого нужно два раза в день промывать его подсоленной водой (на стакан
воды комнатной температуры пол чайной ложки соли).
Тема «Будь внимателен в играх».
Цель: формирование навыков безопасного поведения на прогулке.
Ход: Обсудите с детьми, какие опасные ситуации на прогулке
изображены на рисунке. Предложите задуматься, сделать выводы о
неправильном поведении персонажей. Порассуждайте, к каким последствиям
могут привести самые безобидные, на первый взгляд, шалости. Чтобы
ребенок усвоил и соблюдал правила безопасного поведения на прогулке,
необходимо обсуждать возможные ситуации, рассказывать, как их избежать.
Делать это нужно аккуратно и последовательно, чтобы не напугать ребенка.
Объясните детям, что нельзя проходить близко от качелей, когда на
них кто-то качается, — можно получить сильный ушиб головы. Нельзя
толкаться и возиться на верху горки или на ступенях, стаскивать с них того,
кто впереди, дергать за ноги, куртку или тащить за капюшон.
Во дворах вокруг площадки часто растут кусты. Нужно дать понять
детям, что ни в коем случае нельзя есть ягодки, которые поспевают на
кустах, не раздавливать их, если «варишь варенье или суп», и не облизывать
испачканные пальцы – это может вызвать аллергию или отравление.
Расскажите, что в песочнице нужно играть внимательно. Ведь в ее
содержимом может оказаться что угодно: битые стекла, шприцы, сигаретные
окурки, фекалии животных. И если что-то из перечисленного встретится,
когда ребенок играет в песке, нужно, не трогая ничего руками, попросить
маму убрать это. Также объясните ребенку, что, играя с песком, нельзя
кидаться им, сыпать его другому ребенку за шиворот или в волосы, а руки
нельзя тянуть к лицу или в рот.
Конечно, как правило, дети до семи лет гуляют на детской площадке с
родителями. Но уследить за всем невозможно, как невозможно все запретить
и водить ребенка за ручку, лишая радостей детства. Поэтому приучайте детей
не только запоминать и следовать правилам безопасного поведения, но и, не
боясь и не стесняясь, останавливать товарищей, если они делают что-то
опасное для здоровья.
Тема «Сам не справишься с бедой – вызывай врача домой».
Цель: знакомить детей с работой мед. персонала, расширять
представления о разных видах медицинской деятельности.
Ход: Ребенок постарше должен не только твердо знать, что таит в себе
опасность, но и научиться думать о потенциальных опасностях для других, в
особенности для малышей и пожилых людей. Обычно пожилые люди плохо
видят и слышат, медленно двигаются, не сразу реагируют в опасной
ситуации, не могут доставать вещи сверху. Попросите ребенка подумать –
что опасно для пожилых людей? Как им можно помочь? Припомни, что
случалось с разными членами твоей семьи, как им оказывали первую
помощь. Как вести себя при несчастном случае? Нужно ли плакать, бегать,
садиться на пол и переживать? Конечно, нет.
Нужно позвонить по телефону 03 и вызвать «Скорую помощь».
Приехавший врач осмотрит больного, назначит лекарства. Если нужно –
захворавшего заберут в больницу.
Попросите детей вспомнить, во что обычно одеваются врачи? Чтобы
стать врачом, нужно много лет учиться. Медсестра – это главный помощник
любого врача. Она порой проводит с пациентом больше времени, чем сам
врач. Она делает уколы, закапывает капли в глаза, уши, смазывает ранки,
забинтовывает.
Сюжетно-
Источник