Меню

Дети с овз ограничения по группе здоровья

Какие заболевания входят в ОВЗ

Сейчас значительное внимание уделяется проблемам деток с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Однако тем, кто не работает с детьми с ОВЗ, возможно, это понятие известно только в общих чертах. В статье рассмотрим, какие заболевания подходят под это понятие, какие существуют проблемы развития у детей с ОВЗ и затронем социальную политику государства в области инклюзивного образования.

ОВЗ — это ограниченные возможности здоровья, которые накладывают определенные ограничения в повседневной жизнедеятельности. Речь идет о физических, психических или сенсорных дефектах. Данное состояние бывает хроническим или временным, частичным или общим. Естественно, физические ограничения накладывают значительный отпечаток на психологию.

Подобные ограничения подразумевают особое отношения к воспитанникам, их развитию, воспитанию и обучению, а также созданию необходимых условий для возможности получить все необходимое наравне со здоровыми детьми.

Всего выделяют восемь разных групп проблем со здоровьем:

  1. дети с нарушениями зрения (слепые, слабовидящие), не могут использовать зрение для познания и ориентирования;
  2. дети с нарушениями слуха (глухие, плохослышащие), имеют двустороннее нарушение слуха, при котором общение с другими людьми при помощи речи существенно затруднено или невозможно.
  3. дети с тяжелыми нарушениями речи (ТНР). Ребенок с подобными нарушениями не может пользоваться коммуникативной функцией с целью познания. Это обусловлено недоразвитием речи, которое может возникнуть по самым различным причинам.
  4. дети с нарушениями опорно-двигательного аппарата (НОДА), не могут полноценно двигаться с такой же скоростью и силой, как их сверстники, не могут сохранять аналогичную скоординированность и темп движения.
  5. дети с задержкой психического развития (ЗПР). В данную группу относятся заболевания, вызванные поражением центральной нервной системы.
  6. дети с нарушением интеллекта (У/О) . Ребенок относится к этой категории, если у него диагностирован аутизм, эпилепсия, олигофрения, шизофрения, слабоумие, опухоли нервной системы и другие заболевания.
  7. дети с расстройствами аутистического спектра (РА).

Статус «ребенок с ОВЗ» устанавливается психолого-медико-педагогической комиссией. Установленный статус может быть изменен, если у ребенка наблюдается положительная динамика в результате оказанной психолого-педагогической помощи.

Статус «ребенок с ОВЗ» в системе образования дает детям данной категории определенные льготы:

  1. Право на бесплатные коррекционно-развивающие занятия с логопедом, психологом, специальным педагогом в условиях образовательной организации.
  2. Право на особый подход со стороны обучающих учителей, которые должны учитывать психофизические особенности ребенка, в том числе индивидуально-ориентированную систему оценивания.
  3. По окончании 9, 11 класса право на выбор традиционной формы сдачи государственной итоговой аттестации (государственный выпускной экзамен) или в форме основного государственного экзамена (тестовые задания).
  4. Право на бесплатное 2-х разовое питание в школе.
  5. Дети группы ОВЗ не могут быть подвергнуты мерам дисциплинарного взыскания, на протяжении всего периода обучения.

Сейчас явно прослеживается тенденция к ликвидации неравенства общеобразовательных и коррекционных школ. Большое внимание уделяется инклюзивному обучению. Это создаёт ситуацию, когда состав учащихся характеризуется значительной неоднородностью по физическому, умственному, психическому развитию. Из-за этого существенно затрудняется адаптация детей с отклонениями в здоровье и даже детишек без функциональных расстройств. А в образовании детей с ОВЗ очень важно качество. Если начать развитие ребёнка вовремя и правильно, применять новейшее оборудование, использовать современные коррекционные программы, — можно смягчить очень многие отклонения.

Нередко педагог теряется, не знает какие приёмы необходимо применить для оказания помощи и поддержки учащимся с ОВЗ. Кроме того, встречаются недочёты в применении разных информационных технологий на уроках и факультативных занятиях. Пробелы появляются по таким причинам:

  • из-за отсутствия в образовательном учреждении нужного программно-аппаратного обеспечения, технологической инфраструктуры;
  • по причине отсутствия нужных условий, которые ориентированы на совместную учебную деятельность.

Дети с ОВЗ и инвалиды. В чём отличие?

Ребенок-инвалид — лицо возрастом до 18 лет со стойким расстройством функций организма, спровоцированных последствиями травм, заболеваниями или врожденными дефектами, приводящими к ограничению жизнедеятельности.
Ребенок с ОВЗ — лицо с недостатками психологического и (или) физического развития, которые препятствуют ему в получении образования без особых условий.

Если несовершеннолетний с серьезными заболеваниями или последствиями травм, не получил группу по инвалидности согласно постановлению Правительства РФ от 20 февраля 2006 г. № 95, федеральным госучреждением медико-социальной экспертизы (МСЭ) , он является ребенком с ОВЗ. Получается, что дети с ОВЗ одновременно могут иметь инвалидность, однако дети-инвалиды не могут быть причислены к категории детей с ОВЗ. Следовательно, нельзя утверждать, то дети с ОВЗ и дети-инвалиды — это одно и тоже.

Читайте также:  Как восстановить здоровье после онкологии

Источник

Дети с ограниченными возможностями здоровья

В настоящее время каждый десятый населения Земли, т.е. более 500 млн. человек имеют те или иные ограничения в повседневной жизнедеятельности, связанные с физическими, психическими или сенсорными дефектами. Среди них не менее 150 млн. детей. Несмотря на предпринимаемые усилия и значительный прогресс медицины, количество лиц с ограниченными возможностями здоровья медленно, но стабильно растет. Это связано с усложнением производственных процессов, увеличением транспортных потоков, военными конфликтами, ухудшением экологической обстановки, значительным распространением вредных привычек (табакокурение, применение алкоголя, наркотиков, токсических веществ) и другими причинами.

В России, несмотря на предпринимаемые усилия и значительный прогресс медицины, количество лиц с ограниченными возможностями медленно, но стабильно растет. В нашей стране детей, нуждающихся в специальном обучении, ежегодно становится больше на 3-5%. Это в основном дети с врожденной патологией: церебральный паралич, слепота, глухота, умственная отсталость, т.е. дети с ограниченными возможностями здоровья.

Дети с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) — дети в возрасте от 0 до 18 лет с физическими и (или) психическими недостатками, имеющие ограничение жизнедеятельности, обусловленное врожденными, наследственными, приобретенными заболеваниями или последствиями травм, подтвержденными в установленном порядке.

В настоящее время в основе педагогической классификации выделяются следующие категории детей с нарушениями развития:

  • Дети с нарушениями слуха (глухие и слабослышащие), первичное нарушение носит сенсорный характер, нарушено слуховое восприятие, вследствие поражения слухового анализатора. К категории детей с нарушениями слуха относятся дети, имеющие стойкое двустороннее нарушение слуховой функции, при котором речевое общение с окружающими посредством устной речи затруднено или невозможно.
  • Дети с нарушениями зрения (слепые, слабовидящие), первичное нарушение носит сенсорный характер, страдает зрительное восприятие, вследствие органического поражения зрительного анализатора. Дети с нарушением зрения практически не могут использовать зрение в ориентировочной и познавательной деятельности.
  • Дети с нарушениями опорно-двигательного аппарата, первичным нарушением являются двигательные расстройства, вследствие органического поражения двигательных центров коры головного мозга. Двигательные расстройства характеризуются нарушениями скоординированности, темпа движений, ограничение их объема и силы. Они приводят к невозможности или частичному нарушению осуществления движений скелетно-мышечной системой во времени и пространстве.
  • Дети с тяжелыми нарушениями речи, первичным дефектом является недоразвитие речи. К детям с нарушениями речи относятся дети с психофизическими отклонениями различной выраженности, вызывающими расстройства коммуникативной и обобщающей (познавательной) функции речи.
  • Дети с задержкой психического развития, их характеризует замедленный темп формирования высших психических функций и относительно стойкие состояния незрелости эмоционально-волевой сферы и интеллектуальной недостаточности, не достигающей умственной отсталости, вследствие слабовыраженных органических поражений центральной нервной системы (ЦНС).
  • Дети с нарушениями интеллектуального развития, первичное нарушение — органическое поражение головного мозга, обуславливающее нарушения высших познавательных процессов. Умственно отсталые дети — дети, имеющие стойкое, необратимое нарушение психического развития, прежде всего, интеллектуального, возникающее на ранних этапах онтогенеза.
  • Дети с нарушениями эмоционально-волевой сферы (дети с ранним детским аутизмом) представляют собой разнородную группу, характеризующуюся различными клиническими симптомами и психолого-педагогическими особенностями. У всех детей с аутизмом нарушено развитие средств коммуникации и социальных навыков.
  • Дети с комплексными (сложными) нарушениями развития, у которых сочетаются два и более первичных нарушения (например, слабослышащие с детским церебральным параличом, слабовидящие с задержкой психического развития и др.).

В современном обществе особую актуальность приобретают проблемы социализации, обучения и развития детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Само понятие «дети с ОВЗ» стало наполняться другим содержанием, приобретать не только медицинский, но и социальный смысл. Дети с нарушениями в здоровье имеют значительные ограничения в жизнедеятельности, в способности к самообслуживанию, передвижению, самоконтролю за поведением, обучению, общению, что приводит их к социальной дезадаптации. Ограничение в жизнедеятельности создает барьеры для включения ребенка в адекватные возрасту воспитательные и педагогические процессы.

Одна из важнейших задач системы образования заключается в развитии готовности образовательной среды к работе с детьми, имеющими различные нарушения в развитии. Для этого необходимо:

  • создание условий, необходимых для профилактики отрицательной динамики в развитии ребенка;
  • создание условий для максимального проявления и развития всех его способностей;
  • повышение комфортности образовательной среды для каждого воспитанника;
  • организация сопровождения особого ребенка в образовательной среде.
Читайте также:  Растительная диета скажи да своему здоровью линдси никсон

Ребенку независимо от его нарушения необходимо положительное эмоциональное отношение к социальному окружению для его личностного благополучия, физического и психического здоровья. Это облегчает решение образовательных, воспитательных и социальных задач, связанных с завтрашним днем подрастающего человека.

Материал подготовила: Михайлова Н.В.-социальный педагог РПМПК.

По печатным материалам: Методическое пособие для родителей.- Ставрополь: Изд-во СГПИ, 2010. О. В. Солодянкина «Воспитание ребёнка с ОВЗ», М.:АРКТИ, 2007;

Грузинова Т.В. Дети с ограниченными возможностями: мифы, реальность, пути интеграции «Директор школы», 1999, № 4.

Источник

Категория граждан «Дети с ограниченными возможностями здоровья»

ОВЗ (ограниченные возможности здоровья) означают, что серьёзная травма, увечья или тяжёлое заболевание не позволяют их обладателю полноценно осуществлять жизнедеятельность, самостоятельно передвигаться (например), быть независимыми в бытовом плане и не только. Другими словами, ОВЗ напрямую связаны с особым статусом, то есть с инвалидностью. На уровне закона (ст.1 ФЗ №181) гражданином с ОВЗ считается тот, кто имеет стойкие нарушения здоровья и функций организма, поэтому выполнение различных действий для него затруднительно или невозможно. При этом категория «дети-инвалиды» имеет некоторые особенности. Нюансы темы раскроем далее.

Понятие «дети с ограниченными возможностями здоровья»

Как отмечалось ранее, ограничения при инвалидности являются следствием травмы, дефекта, тяжёлого недуга. На фоне таких состояний жизнеобеспечение, трудоспособность снижаются и нередко инвалиду требуется посторонняя помощь, социальная или иная реабилитация.

Понимание ОВЗ у детей с точки зрения закона отличается от повседневного, поверхностного восприятия данной темы окружающими. Дело в том, что ограничения возможностей у детей классифицируются по видам заболеваний и степени утраты жизнеобеспечения. Причём обозначенные стороны вопроса закреплены нормативно.

И даже при отсутствии внешних проявлений проблем со здоровьем в рамках законодательства выявленное состояние может быть признано критическим, что по факту подразумевает нуждаемость ребёнка в социальных гарантиях и реабилитации.

Законы РФ о статусе детей с ОВЗ

Рассматриваемая проблема курируется не только в России, но и в других странах посредством подписания конвенций, соглашений. К примеру, в 2006 году была принята Конвенция с утверждёнными в ней гарантиями для детей-инвалидов. В частности, согласно ст.7 Конвенции в отношении указанной категории должны быть реализованы:

— права на соцзащиту;

— свободы и права, одинаковые для всех детей независимо от состояния здоровья;

— привилегии первоочередного рассмотрения проблем социально-бытового плана, которые возникают у детей-инвалидов и их родителей;

— госпомощь для облегчения жизни ввиду ограниченных возможностей;

— преференции на создание необходимых условий социальной и иной адаптации.

С учётом Конвенции в России утверждены акты, также позволяющие детям-инвалидам получить гарантии с социальными льготами. В частности, ФЗ №124 гарантирует данной категории:

— медицинское обслуживание (бесплатно);

— образование (от ДОУ до проф. уровня);

— соцльготы, нацеленные на адаптацию инвалида.

Виды ОВЗ у детей

Чтобы инвалидность была установлена по закону, должны учитываться и иметь место определённые характеристики. По нормам Приказа Минтруда №1024н ограниченные возможности по здоровью фиксируют при утрате жизнеобеспечения (тотальной или частичной) на фоне стойкого нарушения работы организма. При этом выявленные нарушения подлежат классификации по следующим степеням:

1 — продолжительные нарушения до 30%;

2 — проблемы стойкого, но умеренного характера до 60%

3 — стойкие нарушения до 80%

4 — значительные отклонения от нормы до 100%.

Помимо указанных степеней специалисты оценивают уровень таких функций, как:

— психологические — интеллект, ориентация, эмоции, восприятие;

— сенсорные — сохранность зрения, слуха;

— вербальные — способность к речевому выражению;

— нейромышечные — воспроизведение действий, двигательные навыки.

Кроме того, играют роль сбои иммунной или эндокринной системы, нарушения деятельности печени, почек, сердца и сосудов, лёгких. Учитываются внешние дефекты.

В целом оценивают способность ребёнка-инвалида к:

— адекватному восприятию мира.

Правила оформления категории «ребёнок-инвалид»

Порядок установления рассматриваемого статуса представлен в Постановления №95. В частности, специалист в поликлинике (педиатр или семейный врач) должен не просто выявить отклонения, но и установить у ребёнка потерю жизнеобеспечения (хотя бы частичную). Если проблемы со здоровьем достаточно серьёзные, врач выдаёт направление на медико-социальную экспертизу (МСЭ) и первичную диагностику.

В рамках последней врачи комиссии осуществляют собственную оценку степени снижения трудоспособности по прописанным критериям. То есть могут быть назначены дополнительные врачебные консультации, анализы и тд. Если результаты подтвердили наличие отклонений, представитель ребёнка (родитель, опекун) пишет заявление на проведение МСЭ. Здесь члены комиссии учитывают все собранные сведения, чтобы получить максимально полную оценку состояния ребёнка.

Читайте также:  Тревожность психологическое здоровье старших школьников

МСЭ, как правило, осуществляется в бюро по месту жительства больного. Но в случае, когда эксперты из-за специфики недуга не могут принять однозначное решение, заявителя отправляют в бюро федерального уровня. Также, если нет возможности вывести ребёнка из дома, можно по заявлению запросить выезд специалистов к инвалиду.

В ходе МСЭ формируется протокол с указанием в нём как сведений медицинского характера, так и мнений экспертов. При необходимости по инициативе руководителя бюро в обследовании участвуют профильные специалисты. Плюс, возможно присутствие на комиссии родителей ребёнка с ОВЗ.

По итогу путём голосования принимается окончательное решение, которое вносят в протокол. К данному документу прикрепляют акт, отражающий диагностические данные, выводов специалистов и других значимых аспектов. Все важные сведения фиксируются в документах, а на их основании оформляется заключение об установлении инвалидности с соответствующими подписями и печатями. Его в результате получают представители инвалида.

Отметим, что при фиксации ОВЗ у детей в силу п.7 Постановления №95 учитывают только 2, 3 и 4 степень нарушений жизнедеятельности организма без назначения группы (1, 2 или 3). То есть несовершеннолетнему дают статус «ребёнок-инвалид», который, начиная с 18 лет, изменится на конкретную группу инвалидности.

Льготы и привилегии для детей с ОВЗ

Чтобы улучшить качество жизни детей с особенностями, для них и их семей действуют различные льготы, практикуются помогающие стратегии. В частности:

— гарантируется материальная и социально-бытовая поддержка;

— за счёт медорганизации разрабатываются и реализуются индивидуальные программы реабилитации (ИПР) инвалида;

— на безвозмездной основе выделяются медикаменты, вписывающиеся в стандартную программу;

— выдаются инвалидные коляски, протезы, а также другие необходимые приборы и средства без оплаты или по скидке до 70%;

— благодаря подъёмникам, пандусам и прочим спец. механизмам предоставляется доступ к социальной инфраструктуре;

— открываются все виды информации, требуемые для обеспечения жизнедеятельности нездорового ребёнка;

— создаются возможности для получения надомного или специального образования;

— внедряются преференции по оплате КУ, улучшению жилищных условий;

— предоставляются налоговые вычеты и льготы по кредитам для развития семейного дела.

Социальная поддержка детей с ОВЗ

Очевидно, что ограничения по здоровью в некоторых случаях являются препятствием для посещения детьми-инвалидами образовательных учреждений. Кроме того, процесс обучения для них нередко требуется выстраивать по специальной программе, учитывающей различные особенности развития и не только. Плюс, необходимо подготовить преподавательский состав, обладающий навыками взаимодействия с детьми с ОВЗ, их обучения. Всё это в сумме обуславливает создание специализированных центров, где предоставляются указанные возможности. Данная обязанность предусмотрена ст.79 ФЗ №273.

Более того, в ДОУ должны не просто адаптировать детей-инвалидов к социуму, преподавать, но также предлагать развивающие программы, включая возможность посещения оздоровительных классов. Например, для детей с ОВЗ, которые не могут долго находиться в сидячем положении, полезны перерывы с выполнением особых упражнений.

Помимо всего прочего закон допускает надомное обучение по стандартным программам, если состояние ребёнка не позволяет ему ходить в школу. Чтобы воспользоваться данной преференцией, родителям инвалида следует сообщить о данной потребности в форме заявления.

Проблемы адаптации детей с ОВЗ

Процесс адаптация несовершеннолетних инвалидов отличается трудоёмкостью и не осуществим без государственной помощи. Но даже социальная поддержка не отменяет всех трудностей. Прежде всего, сохраняется такая проблема, как нехватка финансов для создания оптимальных условий жизни детей с ограничениями в социуме.

То есть в медицинском центре или школе потребности этой категории граждан стараются учитывать, а за пределами данного пространства подобное встретишь не часто. По факту имеется в виду, к примеру, что метро во многих городах не оснащено поручнями, пандусами. Нередко детям-инвалидам сложно просто выйти на улицу и прогуляться со сверстниками в парке, не говоря уже о поездках в общественном транспорте и тд.

В качестве ещё одной яркой проблемы стоит отметить неосведомлённость обычных граждан в плане культуры поведения, понимания особых потребностей детей с инвалидностью. К данной категории следует проявлять сочувствие, дружелюбие и адекватное отношение. Таким образом можно помочь особым детям жить наиболее полноценно без ощущения собственных ограничений.

Источник

Adblock
detector