Коррекция поведения детей с ОВЗ.
статья
Коррекция детей с ОВЗ.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
korrektsiya_povedeniya_u_detey_s_ovz.docx | 19.39 КБ |
Предварительный просмотр:
Коррекция поведения у детей с ОВЗ.
Говоря о воспитании как социальном явлении, мы видим основную задачу специальной коррекционной школы в подготовке молодого поколения к самостоятельной жизнедеятельности. Для успешного решения этой проблемы необходимо вести планомерную работу по формированию всесторонне развитой личности воспитанника. Он – член общества, не только постоянно подвергающийся воздействию социальной среды, но и сам сознательно выстраивающий отношения с людьми и всей совокупностью социальных явлений. У детей, обучающихся в школе VIII вида, процесс формирования личности осложняется прежде всего тем, что они не умеют обобщать и использовать накопленный обществом опыт.
Не менее важна и другая проблема – процесс формирования совокупности принципов, убеждений, взглядов, определяющих направление развития личности и её отношение к действительности.
Следует помнить, что как раз формирование сознания ребёнка с нарушениями интеллекта менее всего поддаётся коррекции. Необходимо направить все усилия, чтобы помочь нашему школьнику приспособиться к жизни и выработать нужное для него поведение. В этом нам на помощь приходит поведенческая психотерапия.
Существует несколько способов избавиться от нежелательного поведения и выработать поведение желательное. Сначала мы разберём методы, которые относятся к отрицательному подкреплению, и постепенно перейдём к положительному.
Метод 1 «Наказание». Это метод любят все, если поведение ребёнка неправильное (с нашей точки зрения), мы прежде всего думаем о наказании, поскольку это проще. Мы ругаем ребёнка или шлепаем его, ставим в угол, лишаем сладкого или развлечений и т.д. Но наказание – довольно грубый способ изменения поведения, его действие краткосрочно. Фактически в большинстве случаев наказание не помогает изменить поведение.
Допустим, мы наказали ребёнка, а данное поведение через некоторое время возникает снова. Разве мы задумываемся о том, что надо бы изменить тактику? Как правило, нет. В следующий раз мы наказываем ребёнка еще жёстче. И так продолжается до тех пор, пока наказание просто не перестаёт работать.
Одна из причин, почему наказание обычно не действует, заключается в том, что оно не совпадает по времени с нежелательным поведением, оно возникает после, а иногда много позже. Поэтому у субъекта может не образоваться связь между наказанием и своими прежними действиями. У животных этой связи не образуется никогда, людям тоже это обычно не даётся.
Наказание может успешно прекратить какое-либо поведение при его зарождении, если оно замечено рано и не превратилось укоренившуюся привычку.
Метод 2 «Отрицательное подкрепление». Отрицательное подкрепление – это то, чего человек хотел бы избежать: повышение голоса, шлепок, нахмуривание бровей, неприятный звук. Отличие отрицательного подкрепления от наказания заключается в том, что отрицательное подкрепление происходит во время поведения, а не после него. Отрицательное подкрепление может использоваться в том случае, если мы имеем дело с сознательным и преднамеренным отклонением поведения. Слишком частое применение отрицательного подкрепления без применения положительного подкрепления, может привести к формированию отрицательных черт характера и усилению нежелательного поведения.
Метод 3 «Угашение». Термин «угашение» идёт из психологических лабораторий. Он предполагает исчезновение поведения, которое пропадает само собой, если не получает подкрепления. Поведение, которое не приводит ни к каким результатам – ни к хорошим, ни к плохим, а именно ни к каким, – скорее всего затухает. Если вы можете проигнорировать какое-то поведение ребёнка (если оно не опасно для жизни и здоровья, или не влечёт за собой других серьёзных последствий), то для ребёнка это будет мощным отрицательным подкреплением и ему не захочется снова так поступать, потому что не будет эмоциональной отдачи.
В воспитании ребенка угасание больше всего применимо к речевому поведению – хныканье, ворчание, надоедание с просьбами, угрозы. Если ребенок не получает от вас эмоциональной реакции, то поведение постепенно угасает.
Помните, что вывести кого-либо из себя для ребёнка может служить мощным положительным подкреплением. То есть он видит вашу реакцию и старается вести себя плохо еще больше. Метод угашения бесполезен для искоренения хорошо отработанного, самоподкрепляемого поведения (привычки). Тем не менее он хорош для борьбы с нытьём, дурным настроением, поддразниванием.
Метод 4 «Переключение внимания или отвлечение». Это также довольно известный способ изменения нежелательного поведения ребёнка. Этот способ относится к положительному подкреплению и при системном использовании даёт хорошие результаты. Например: у вас идёт урок, через 15-20 минут вы замечаете, что дети уже устали и не воспринимают информацию, начинают отвлекаться, крутиться, разговаривать, заниматься чем угодно, только не уроком. В этот момент лучше всего переключить их внимание с одной деятельности на другую (разминка «Хомячок», попрыгать на месте, походить по классу, похлопать в ладоши и др.).
Если вы будете делать это регулярно, у детей сформируется рефлекторное поведение и сохранить дисциплину в классе будет легче. К тому же положительная, а не отрицательная реакция на ваши действия (как в случае с отрицательным подкреплением).
Метод 5 «Положительное подкрепление или поощрение». Положительное подкрепление – это самый действенный способ формирования нужного типа поведения у детей. В качестве положительного подкрепления могут быть использованы сладости, поощрительные значки, похвала, возможность заняться любимым делом.
Когда тренеры дрессируют животных (или спортсменов), они используют в основном данный метод (для животных – лакомство, для человека – похвала). Очень эффективно сочетание положительного подкрепления с игнорированием нежелательного поведения. Если же игнорирование применить невозможно, тогда можно сочетать положительное и отрицательное подкрепление, но положительного должно быть на порядок больше.
Метод 6 «Смена мотивации». Исчезновение мотивации какого-либо поведения зачастую является самым приятным и эффективным методом. Человек, у которого достаточно еды, не станет воровать краюшку хлеба.
Некоторые типы поведения самоподкрепляемы – то есть сам процесс является подкреплением. Примеры тому – жевание резинки, курение, сосание пальца. Лучшим способом избавиться от этих типов поведения у себя или кого-либо является смена мотивации.Например, сосание пальца прекращается тогда, когда уровень уверенности ребёнка в самом себе возрастает настолько, что он не нуждается больше в самоподдержании комфортного состояния. Чтобы менять мотивацию, необходимо точно знать, что она собой представляет, зачастую знаем это очень плохо. Часто мы даже не осознаём наших собственных побудительных мотивов. Частично именно поэтому появились профессии психолога и психиатра. Одним из способов выявления истинной мотивации поведения является наблюдение за тем, что же в действительности способствует изменению поведения, а что не способствует. Если есть возможность устранить основополагающую причину, то это необходимо сделать. Нужное вам поведение всегда можно усилить с помощью положительного подкрепления.
Говоря о коррекции агрессивного поведения, можно выделить специфические и неспецифические способы взаимодействия с ребенком.
К неспецифическим, т.е. подходящим ко всем детям, способам взаимодействия относятся известные всем «золотые правила» педагогики:
Не фиксировать внимание на нежелательном поведении ребенка и не впадать самим в агрессивное состояние. Запрет и повышение голоса — самые неэффективные способы преодоления агрессивности. Выражение удивления, недоумения, огорчения учителей по поводу неадекватного поведения детей формирует у них сдерживающие начала; реагировать и откликаться на любые позитивные сдвиги в поведении ребенка, какими бы незначительными они ни были. Это трудное задание. Учителя признаются, что порой приходится несколько недель потратить на поиск позитивного в ребенке, а ведь реагировать необходимо сразу, по ситуации. Ребенок хочет в каждый момент времени чувствовать, что его принимают и ценят.
К специфическим методам коррекции можно отнести:
Релаксационный тренинг, который педагог может как вводить в урок, так и использовать в специальных коррекционных занятиях. Опыт использования различных «путешествий» в воображении на уроках говорит об уменьшении гиперактивности, внутренней напряженности как предпосылок агрессивных актов; игровое упражнение — осуществляемое в игровой форме повторное выполнение действия с целью его усвоения. Также игровое упражнение можно определить как прием обучения, с помощью которого в процессе игровой деятельности у детей формируются умения практического использования полученных знаний.
Таким образом, профилактика и коррекция агрессивного поведения у обучающихся с ОВЗ позволяет снизить уровень тревожности и повысить чувство уверенности в себе, за счет развития навыков саморегуляции, адекватного реагирования в групповом взаимодействии. Закрепляет и дополняет знания об эмоциях, эмоциональных состояниях, мимике, способствует изучению собственного «Я», пониманию настроения и эмоций окружающих людей, разрядке агрессивности, снятию мышечного и эмоционального напряжения. Все это в свою очередь помогает детям ориентироваться на нормы общественного поведения, овладевать коммуникативными навыками, умением контролировать своё поведение в конфликтных и других напряженных ситуациях.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Работа социальных педагогов и воспитателей по профилактике девиантного поведения воспитанников СРЦ.
В последние годы в практике воспитания успешно используется сказкотерапия методы и приемы психотерапевтического воздействия на воспитанников. В докла.
У учащихся младшего школьного возраста при поступлении в школу часто наблюдаются нарушения в поведении детей группы риска, что часто приводит к школьной дезадаптации, т.е. ребенок долго адаптируется к.
коррекция поведения с синдромом дефицита внимания и гиперактивности в школе.
В данной лекции кратко раскрыта практика работы с девиантными детьми, причины, профилактики и меры коррекции девиантног.
Источник
Направления работы по коррекции личностного развития детей с ограниченными возможностями здоровья
статья
Воспитание детей с отклонениями в развитии отличается своеобразием, которое проявляется в коррекционной направленности, в неразрывной связи коррекционного воздействия с формированием практических навыков и умений. Особенности воспитания конкретного ребенка зависят от характера имеющегося у него дефекта, от степени выраженности нарушений отдельных психических процессов и функций, от возрастных и компенсаторных возможностей ребенка, от характера медико-педагогического воздействия, от условий жизни и воспитания ребенка и ряда других факторов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Направления работы по коррекции личностного развития детей с ограниченными возможностями здоровья | 30.9 КБ |
Предварительный просмотр:
Направления работы по коррекции личностного развития детей с ограниченными возможностями здоровья
Воспитание детей с отклонениями в развитии отличается своеобразием, которое проявляется в коррекционной направленности, в неразрывной связи коррекционного воздействия с формированием практических навыков и умений. Особенности воспитания конкретного ребенка зависят от характера имеющегося у него дефекта, от степени выраженности нарушений отдельных психических процессов и функций, от возрастных и компенсаторных возможностей ребенка, от характера медико-педагогического воздействия, от условий жизни и воспитания ребенка и ряда других факторов. Одни дети нуждаются в простых видах лечебно-оздоровительной помощи, другие в более серьезных. Все это подчеркивает необходимость ранней диагностики и коррекционной работы, ибо раннее выявление нарушений – залог эффективности их преодоления. [1]
Большое значение в психокоррекционной работе с детьми с ОВЗ принадлежит коррекции эмоциональных нарушений. Методы психологической коррекции эмоциональных нарушений у детей целесообразно разделить на две группы: основные и специальные. К основным относятся методы, которые являются базисными: это игротерапия, арттерапия, психоанализ, метод десенсибилизации, аутогенная тренировка, поведенческий тренинг. Специальные методы включают в себя тактические и технические приемы психокоррекции, направленные на устранение имеющегося дефекта с учетом индивидуально-психологических факторов. Эти две группы методов взаимосвязаны друг с другом.
При подборе методов психокоррекции эмоциональных нарушений необходимо исходить из специфической направленности конфликта, определяющего эмоциональное неблагополучие ребенка: при внутриличностном конфликте целесообразно использовать игровые методы психокоррекции, психоаналитические методы, методы семейной психокоррекции; при преобладании межличностных конфликтов используются групповая психокоррекция, направленная на оптимизацию межличностных отношений, психорегулирующие тренировки с целью развития навыков самоконтроля поведения и смягчения эмоционального напряжения.
Кроме того, необходимо учитывать и степень тяжести эмоционального неблагополучия ребенка.
Особое значение в психокоррекции эмоциональных нарушений детей с ОВЗ имеют игровые методы. В середине 1920-х годов А. Фрейд и М. Кляйн впервые обратились к использованию игры как метода психотерапии детей. Авторами были предложены две формы игровой терапии: направленная и ненаправленная. Направленная (директивная) игротерапия предполагает активное участие психолога в игре ребенка, где он направляет и интерпретирует деятельность ребенка. Ненаправленная (недирективная) игротерапия проходит в форме свободной игры ребенка, что способствует большему самовыражению, достижению эмоциональной устойчивости и саморегуляции.Зарубежные исследователи разработали огромное количество методов недирективной игротерапии. Например, широко используются игры с песком и водой с целью коррекции эмоционального дискомфорта ребенка. Недирективная игровая коррекция одновременно решает три основные задачи:
1) способствует развитию самовыражения ребенка,
2) коррегирует имеющийся у ребенка эмоциональный дискомфорт,
3) формирует саморегулирующие процессы.
В процессе недирективной игровой коррекции психолог устанавливает с ребенком эмпатическое общение, эмоционально сопереживает с ним, вводит определенные ограничения в игре. Введение ограничений в игру ребенка является главным условием достижения коррекционного успеха. Поэтому важная роль в пропроцессе групповой психокоррекции каждый участник моделирует свою реальную жизненную ситуацию, использует привычные для него типы эмоционального реагирования на нее реализует конкретные эмоциональные установки и отношения. В атмосфере откровенности и доверия ребенок свободно раскрывает свои эмоциональные проблемы, получает эмоциональную поддержку, модифицирует эмоциональные отношения и переживания, способы реагирования. [2]
Артпедагогика – самостоятельная отрасль педагогической науки, изучающая закономерности воспитания и развития человека средствами искусства. Она имеет единую цель с общей педагогикой – помочь ребенку научиться понимать себя, научиться жить в ладу с другими людьми, познавать окружающий мир и обретать уверенность в своих силах. Особенность артпедагогики в том, что она оперирует средствами искусства и художественно творческой деятельности, обладающими развивающим и воспитывающим потенциалом, способствует интенсификации учебно-воспитательного процесса.
Имеется еще два довода в пользу терапии через рисунок:
- детский рисунок является основным коммуникативным средством ребенка, средством выражения чувств, а также традиционной для детской субкультуры спонтанной психотехникой;
- рисование легко совмещается с другими техниками, применяемыми в детской психотерапии. [3]
Важное место в структуре эмоциональных нарушений принадлежит групповой психокоррекции. С учетом сложной структуры эмоциональных расстройств у детей с ОВЗ И.И. Мамайчук выделяет четыре основные фазы процесса групповой психокоррекции (см. табл. 1.1).
Фазы и задачи психокоррекции детей с ОВЗ
Образование группы как
положительного настроя на
поведения и особенностей
Спонтанные игры. Игры
у членов группы
реагирование и вытеснение
нахождению нужных форм
проблемных ситуаций, психорегулирующая тренировка
реагирования на конфликт.
отношения к себе и
психолога в выборе
включать в игру
родителей и здоровых
Кроме проблемных ситуаций игр, для детей с ОВЗ на основном (реконструктивном) этапе используется психорегулирующая тренировка. Основными целями этих занятий являются: смягчение эмоционального дискомфорта, формирование приемов релаксации, развитие навыков саморегуляции и самоконтроля поведения. Занятия проводятся поэтапно с учетом возрастных и индивидуально-психологических особенностей ребенка, через день с небольшой (до 5 человек) группой детей.
Психорегулирующая тренировка способствует повышению устойчивости детей к экстремальным ситуациям, улучшению концентрации внимания, уменьшению эмоционального напряжения. При систематических занятиях у детей нормализуются тормозные процессы, что дает возможность ребенку управлять своим эмоциональным состоянием, подавлять вспышки раздражения и гнева. Особенно целесообразно использовать психорегулирующие тренировки с детьми, у которых эмоциональные проблемы проявляются в основном в сфере межличностных конфликтов.
Занятия проводятся поэтапно, с учетом возрастных и индивидуально-психологических особенностей ребенка, через день с небольшой (до 5 человек) группой детей.
Занятие по психорегулирующей тренировке делится на 3 блока:
1. Успокаивающий, в процессе которого используется вербально-музыкальная психокоррекция с целью снятия психического напряжения. Детям предлагаются зрительно-музыкальные стимулы, направленные на снятие тревожности и создание позитивных установок на последующие занятия. Чем младше ребенок, тем в меньшей степени он осознает свой физический дефект и тем сложнее поддерживать у него интерес к упражнениям. Важным принципом психорегулирующей тренировки является создание игровой ситуации в процессе занятий (например, занятия вместе с куклой, игра в сказку и т. п.). У детей более старшего возраста, особенно подросткового, на первый план выступает стимулирование потребности быть самостоятельным, волевым, здоровым.
Следующий важный принцип — это создание эмоционально-волевого настроя к занятиям. Больной или группа больных располагаются в кресле или на диване в зависимости от физического состояния детей. Психолог предлагает закрыть глаза и сосредоточиться на прослушивании музыкального произведения. Следует подбирать аудиозаписи, оказывающие положительное эмоциональное воздействие на слушателя и дающие успокаивающий эффект. Это, например, произведения Чайковского, Рахманинова, Баха, Бетховена. Каждому музыкальному произведению и темпу его исполнения соответствуют определенные субъективные переживания и ассоциации. Сеанс длится 25-30 минут. Задача первого этапа считается выполненной, если ребенок проявляет интереск занятию и расслабляется. На фоне музыки ребенку предлагаются упражнения на общее успокоение с традиционными формулами (например, «Я совершенно спокоен, меня ничто не тревожит. Мышцы моего тела все больше и больше расслабляются»). Больному предлагается запомнить формулы и использовать их перед засыпанием.
2. Релаксационный, целью которого является обучение детей релаксирующим упражнениям. Используются упражнения на вызывание тепла, на регуляцию дыхания, ритма и частоты сердечных сокращений. После того как ребенок, находясь в удобной позе, расслабился и успокоился с помощью приемов, усвоенных на первом этапе занятий, ему предлагается сосредоточить свое внимание на руках и ногах. Некоторые авторы рекомендуют начинать тренировку с мышц рук, в которых легче вызвать ощущение расслабленности и тепла. Каждое слово формулы необходимо сопровождать подготовленными мысленными образами. Например, произнося слово «руки», ребенок должен мысленно видеть свои руки со всеми их особенностями, при произнесении слов «расслабляются» и «теплеют» — мысленно видеть источник тепла, который согревает руки (теплая ванна, рефлектор, грелка). Чем точнее и конкретнее мысленный образ, тем отчетливее ощущается его действие. После успешного овладения первыми упражнениями, на что требуется от 4 до 10 занятий в зависимости от индивидуальных и возрастных особенностей ребенка, можно приступать к упражнениям на расслабление других групп мышц; ног, шеи, туловища, лица. На овладение упражнениями этого этапа требуется от 12 до 30 занятий.
3. Восстанавливающий. После достижения релаксации под определенную музыку дети выполняют специальные упражнения, направленные на коррекцию настроения, на развитие коммуникативных навыков, перцептивных процессов, двигательных функций и пр. Так, психолог предлагает ребенку, который находится в состоянии аутогенного расслабления (пассивного бодрствования), выполнять идеомоторный проигрыш конкретного двигательного акта. Идеомоторные проигрыши рекомендуется повторять 3–4 раза в день.
Большое значение в реабилитации детей с ОВЗ принадлежит работе с семьей. Психологическая помощь необходима всем семьям, имеющих детей с ОВЗ. В завершение теоретического обзора можно сделать следующие выводы. Нарушения физического или умственного развития детей с ОВЗ определяют своеобразие развития личности. Факторами развития личности детей с ОВЗ выступают характер дефекта, реакция на его осознание, возрастные и компенсаторные возможности, реакция на осознание дефекта, условия жизни и воспитания (изоляция от общества сверстников, неправильное воспитание, своеобразное отношение общества).
Задержка психического развития — одна из наиболее распространенных форм психической патологии, отличающаяся неравномерной сформированностью процессов познавательной и эмоциональной сферы, которую выявляют с началом обучения ребенка. У детей с ЗПР обычно имеется парциональное недоразвитие высших психических функций, носящее временный характер и преодолеваемое в детском или подростковом возрасте. Дети с ЗПР отличаются от их нормально развивающихся сверстников недостатками в развитии восприятия, внимания, памяти, мыслительной деятельности, их отличает недостаточная сформированность мотивационно-целевой основы деятельности, поведения, коммуникативных навыков, нравственно-этической сферы, а также отставание в физическом развитии. Исследователи отмечают также значимые различия эмоциональных реакций детей с ЗПР и детей с нормальным уровнем развития. Дети с ЗПР характеризуются нарушением слабой эмоциональной устойчивостью, высокой возбудимостью, гиперутомляемостью, нарушением самоконтроля во всех видах деятельности, агрессивностью поведения, трудностью приспособления к детскому коллективу, суетливостью, частой сменой настроения, неуверенностью, чувством страха, фамильярностью по отношению к взрослому, нарушением эмоциональных контактов со взрослыми, неумением завязывать дружеские отношения со сверстниками, слабой ориентировкой в нравственно-этических нормах поведения, трудностями в распознавании и вербализации собственных эмоциональных переживаний. Эти особенности, свидетельствующие о недоразвитии социальной зрелости, ярко проявляются в игровой деятельности, отличающейся низким интересом к игре, примитивным бытовым сюжетом, трудностями в возникновении замысла, несформированностью сюжетно-ролевой игры. Эмоциональные нарушения детей с данным видом дизонтогенеза могут проявляться по-разному, в зависимости от этиопатогенеза ЗПР. Так, выделяются группы с проявлением психической неустойчивости и психической тормозимости. Все эти особенности развития детей с ЗПР обуславливают тот факт, что к началу школьного обучения они не достигают оптимального уровня интеллектуально-эмоционального развития. В связи с этим остро встает вопрос о психологической коррекции нарушений личностного развития в школьном возрасте.
Рождение ребенка с ОВЗ вызывает кризисы дезадаптации в семье, проявляющиеся на психологическом, социальном и соматическом уровнях. Ряд семей успешно выходят из кризисного состояния, но большинство испытывают сложности в адаптации в течение многих лет. Неблагоприятный психологический статус родителей приводит к тому, что они не могут адекватно оценить возможности ребенка, неправильно его воспитывают. В отношении детей с ОВЗ могут проявляться все стили семейного воспитания, но чаще всего это симбиоз, когда родители практически срастаются с ребенком, и гиперопека. Оба стиля тормозят личностное развитие ребенка, лишают его самостоятельности. В ряде семей наблюдается эмоциональное отвержение, формирующее у ребенка чувство неполноценности.
К основным методам коррекции личностного развития относятся игротерапия, арттерапия, психоанализ, метод десенсибилизации, аутогенная тренировка, поведенческий тренинг. Специальные методы включают в себя тактические и технические приемы психокоррекции, направленные на устранение имеющегося дефекта с учетом индивидуально-психологических факторов. Большое значение в коррекции эмоциональных нарушений детей с ОВЗ имеют групповые методы психокоррекции и особенно психорегулирующие тренировки.
Источник