Меню

Дети с ограниченными возможностями здоровья средствами искусства

Художественная деятельность с детьми с ограниченными возможностями здоровья
статья (средняя группа)

Начиная заниматься изобразительной деятельностью с детьми с ограниченными возможностями здоровья необходимо учитывать их психофизические особенности и подбирать доступные виды деятельности, а также выбор удобного положение тела в пространстве. В статье представлена информация об особенностях изо-деятельности с детьми с ОВЗ, принципы организации занятий и преимущества нетрадиционных техник изобразительной деятельности.

Скачать:

Вложение Размер
statya_ns_portal_2019.docx 21.1 КБ

Предварительный просмотр:

«Художественная деятельность с детьми

с ограниченными возможностями здоровья»

педагог дополнительного образования

СПб ГКУЗ СПНДР №13

Дети с ОВЗ (ограниченными возможностями здоровья), имеют нарушения в развитии. Они отстают в психическом и физическом развитии из-за того, что есть органическое поражение центральной нервной системы и нарушения функционирования анализаторов (слухового, зрительного, двигательного, речевого).

Категории детей с ОВЗ :

— дети с нарушениями зрения; -дети с нарушениями слуха; -дети с тяжелыми нарушениями речи (ТНР); -дети с нарушениями опорно-двигательного аппарата(НОДА); -дети с задержкой психического развития (ЗПР); -дети с нарушением интеллекта (У/О); -дети с расстройствами аутистического спектра (РА); -комплексные нарушения.

К группе детей с ОВЗ отнесены дети, состояние здоровья которых препятствует освоению ими всех или некоторых разделов образовательной Программы вне специальных условий воспитания и обучения. Статус «ребенок с ОВЗ» устанавливается психолого-медико-педагогической комиссией и может быть изменен, если у ребенка наблюдается положительная динамика в результате оказанной психолого-педагогической помощи.

Целью занятий является создание развивающей среды в соответствии с актуальной зоной ближайшего развития ребенка с ограниченными возможностями здоровья.

В процессе работы решаются следующие задачи:

  1. Учить понимать и выполнять инструкции;
  2. Развивать двигательные умения и навыки, мелкую моторику, координированные движения рук, зрительно-моторную координацию;
  3. Знакомить с различными видами изобразительной деятельности (рисование, лепка, аппликация);
  4. Стимулировать инициативу в выборе материалов исследовательскую активность в свободном экспериментировании с материалами;
  5. Воспитывать устойчивый интерес к творческой деятельности на доступном по двигательным и интеллектуальным возможностям уровне (самостоятельно или с помощью взрослого);
  6. Обучать детей созданию простейших композиций;
  7. Расширять коммуникативную возможность за счет введения альтернативного способа общения с окружающими (а именно, через творческую деятельность)

Принципы организации работы с детьми с ОВЗ

  • Организация комфортного безопасного пространства для осуществления творческой деятельности ребенком с ограниченными возможностями здоровья;
  • Составление индивидуального плана сопровождения, основанного на понимании психоэмоционального состояния ребенка и его индивидуальных достижений в процессе специальной художественной деятельности;
  • Форма проведения занятий: совместная деятельность педагога и ребенка;
  • Применение таких методов и приёмов, как показ (полный или частичный даёт ребенку представление о изображаемом действии и предмете, влияет на эффективность получения навыка), игровая мотивация и музыкальное сопровождение ( формирует интерес ребенка к происходящему, создает эмоциональный настрой);
  • Следование за ребенком. Ребенок с ОВЗ может производить мало действий, вследствие чего определение его интересов может быть затруднено. Поэтому взрослый может занять более активную позицию, при этом предоставляя ребенку возможность взаимодействовать с художественными материалами в своём темпе;
  • В начале занятия в течение 1-2 мину проведение пальчиковой гимнастики-стимуляция акупунктурных точек методом Су-Джок;
  • Обеспечение возможности выбора. Выбор-это действие, которое начинается с желания принять или отвергнуть что-либо. Это важная основа коммуникации, которая дает ребенку понимание того, что что его действия что-то значат. Даже если выбор сделан случайно, действия ребенка заложат основу для дальнейшего осознанного выбора;
  • Создание условий для обогащения тактильного и практического опыта, зрительных и слуховых анализаторов, активизации творческой активности за счет работы с различными художественными материалами;
  • Использование в работе разнообразных ярких фактурных художественных материалов (более яркие цвета, громкие звуки, разнообразная текстура поверхностей предметы, игрушки, цвета красок) для интенсивной разнообразной сенсорной стимуляции, формирования умения фокусировать внимание на объекте и получения эмоционально окрашенной реакции ребенка на деятельность;
  • Оказание помощи в освоении технических навыков в изобразительной деятельности

Особенности изо-деятельности детей с ОВЗ:

  • Сложности в понимании вербальной инструкции к заданию, затруднение реализации деятельности по показу;
  • Моторная неловкость, нарушение мелкой моторики и зрительно -двигательной координации;
  • Неаккуратное использование материалов;
  • Быстрое наступление утомления, дети не могут завершить начатое дело.
  • Отсутствие интереса к результатам деятельности.

Обоснование применения нетрадиционных техник изобразительной деятельности в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья

Начиная заниматься изобразительной деятельностью с детьми с ОВЗ нужно учитывать их психофизические особенности, и подбирать доступные виды деятельности, а также выбор удобного положения тела в пространстве. Надо отметить, что на развитие ребенка с ОВЗ положительное влияние оказывают нетрадиционные техники рисования, когда традиционные формы рисования могут быть технически сложными.

Термин «нетрадиционный» предполагает использование новых материалов, инструментов, способов изо-деятельности, которые не являются общепринятыми. В данном случае наиболее доступными являются такие нетрадиционные техники как рисование пальцами, техника оттиска, коллаж, тычок жесткой кистью. Удовлетворение потребности ребенка в самовыражении в творческом пространстве может стать стимулом для начала запуска процесса компенсации нарушения и способствовать дальнейшему сенсорному и двигательному развитию.

Преимущества нетрадиционных техник

  • Не требуют специальных способностей или навыков;
  • Являются средством невербального общения и самовыражения;
  • Расширяют кругозор за счет нестандартной работы с различными художественными материалами;
  • Не утомляют детей, сохраняя активность на протяжении всего времени, отведенного на выполнение задания;
  • Формируют положительные эмоции, помогают повысить самооценку;
  • Продукты творчества являются средством для динамической оценки изменений в состояниях детей.
  • Стабилизация эмоционального состояния ребенка;
  • Проявление интереса к различным видам художественной деятельности;
  • Повышение активности в создании творческой продукции;
  • Более успешное использование ребенком средств художественно-эстетической деятельности, применение различных изобразительных приемов (техник) и материалов в создании творческой продукции;
  • Рост способности ребенка к восприятию и выражению эмоций – как в непосредственном контакте с педагогом, так и на основе художественно-творческой деятельности;
  • Развитие эмоционально-регулятивных навыков ребенка (способность справляться с психологической нагрузкой, преодолевать состояния напряжения и фрустрации, связанные с деятельностью и общением).
  • Проявление заинтересованности в общении с окружающими.

Оценка результативности в работе с детьми с ОВЗ

В оценке результатов важным является не стремление достичь показателей нервно-психического развития, а личные достижения конкретного ребенка (например, вчера не мог держать карандаш или держал его с помощью взрослого, а сегодня делает это самостоятельно). Временные границы освоение даже элементарных технических навыков ребенком с ОВЗ не могут быть четко прогнозируемы, и чаще всего пролонгированы во времени. Поэтому принятие индивидуального темпа развития и анализ личных достижений и будут показателем положительной динамики психофизического развития ребенка. Критериями оценки эффективности являются: эмоциональное состояние ребенка до и после занятия; поведение ребенка во время занятия, изменения за определенный период сопровождения; диагностика специалистов психолого-педагогических служб дома ребенка.

  1. Казакова Р.Г. Рисование с детьми дошкольного возраста. Нетрадиционные техники. Планирование, конспекты занятий. Под ред..-М.:Сфера2005
  2. Комарова Т.С. Обучение дошкольников технике рисования. Изд.3е, переработанное и дополненное. Учебное пособие-М.: Педагогическое общество России,2005-176с.
  3. Степаненко Н.О. Программа дополнительного образования дома ребенка №13«Яркая планета» (Программа комплексного художественно-эстетического развития и социализации детей 2-4 лет, воспитывающихся в условиях дома ребенка).
  4. Нэнси М. Джонсон, Мартин,Кеннет Г. Дженс, Сюзен М. Аттермиер, Бонни Дж. Хаккер. Программа «КАРОЛИНА» Санкт-Петербургский Институт раннего вмешательства, 2004.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Исследования ученых обращают внимание на то, что около трети всей площади двигательной проекции занимает проекция кисти, расположенная очень близко от речевой моторной зоны. Именн.

Познавательно развитие может рассматриваться как основа для всестороннего развития личности ребёнка с ограниченными возможностями здоровья.

«Проектно — исследовательская деятельность, как важный фактор познавательного развития дошкольника в практике работы педагога с детьми с ограниченными возможностями здоровья.

На сегодняшний день одной из актуальных проблем является организация инклюзивного образования детей с ОВЗ в условиях дошкольного образовательного учреждения, т. к. в последнее время возросло кол.

Конспект интегрированной непосредственно образовательной деятельности с детьми с ограниченными возможностями здоровья с использованием ИКТ. Тема «Увлекательное путешествие&raquo.

Конспект интегрированной непосредственно образовательной деятельности с детьми с ограниченными возможностями здоровья с использованием ИКТ.Тема «Морское приключение&raquo.

Источник

Развитие творческих способностей детей с ОВЗ

Наталья Осипова
Развитие творческих способностей детей с ОВЗ

Творчество играет огромную роль в жизни человека, а тем более для детей с ограниченными возможностями здоровья. Таким детям легче выразить свои чувства, переживания и эмоции с помощью зрительных образов, чем вербально.

В процессе творчества у ребенка с потребностями усиливается ощущение собственной личностной ценности, возникает чувство внутреннего контроля и порядка, активно строятся индивидуальные социальные контакты. Аверина Н. Л. рекомендует использовать развитие творческих способностей детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов средствами изобразительного искусства.

Кроме того некоторые дети с ОВЗ ограничены или вообще лишены возможности говорить или слышать, тогда единственным инструментом, вскрывающим и проясняющим интенсивные чувства и эмоции, оказывается невербальные средства.

Так же творческая деятельность помогает справиться детям с негативными переживаниями и внутренними трудностями, которые кажутся для ребенка непреодолимыми. Если ребенок нерешительный, боязливый, застенчивый, для него очень полезна творческая деятельность, она независимо от сюжета, позволяет ребенкувыйти из состояния зажатости.

Для детей с ОВЗ развитие творческих способностей, очень важно, так как способствует реализации себя, участие в творчестве и созидании, приобретение опыта успешности в конкретной области за счет своих способностей и трудолюбия. Ребёнок с ОВЗ, участвуя в творческой деятельности, может пройти путь от интереса, через приобретение конкретных навыков, к профессиональному самоопределению, что так же важно для успешной социализации.

Для развития творческих способностей у детей с ОВЗ огромный потенциал заключен в изобразительной и декоративной деятельности, использование нетрадиционных техник (витраж, коллаж пуговиц, рисование пластилином, свечой; папье-маше, комбинированная аппликация).

Все эти перечисленные техники привлекают своей художественной выразительностью, активизируют индивидуальные способности детей.

В работе с детьми мы стараемся найти с ними контакт. Этому способствует мягкий речевой тон, яркие изобразительные материалы, игровой момент (показ персонажа кукольного театра) в зависимости от возраста ребенка. Выявляем умения и навыки детей: способность пользоваться карандашом, фломастером, умение проводить вертикальные и горизонтальные линии, рисовать овал, круг. На последующих занятиях пытаемся выяснить художественную одаренность детейпосредством различных игр:

o разрезные картинки (сначала из 2–3 частей составить целую, затем увеличить количество частей);

o сюжетные картинки (разложить по порядку 3–4 картинки);

серия «Дополни изображение» («что увидел котёнок?»); серия «Лото» («что нужно повару, врачу для работы?»).

Занятия строим из 4–5 частей:

1. Эмоциональный настрой (можно использовать игру, персонажей кукольного театра, эпизоды из сказок с нарисованными персонажами). Если у ребенка плохое настроение,и он раздражен — мы применяем следующий прием: кладем перед ним большой лист зеленой или желтой бумаги, в комнате раскладываем 2–3 предмета такие же по цвету, ребенку предлагается найти эти предметы.

2. Чтение стихотворения или рассматривание иллюстраций по теме занятия, показ образца.

3. Пальчиковая гимнастика.

4. Объяснение задания.

5. Непосредственная работа.

Специфика проведения занятий определяется их особенностями: быстротой наступления утомления, притупление реакции на указание взрослого. Поэтому, в коррекционных целях, мы используем выполнение работы частями, чередуя объяснение с выполнением работы. Переключение видов деятельности повышает работоспособность, нормализует темп работы.Чередование объяснения с выполнением работы решает и коррекционно-воспитательные цели: воспитание выдержки, включение в деятельность, её темп. Обязательно включаем пальчиковую гимнастику, применение которой наиболее способствует развитию продуктивной деятельности и очень нравится детям. Игры с пальчиками очень увлекательны. Играем пальчиками — развиваем речь, творческую деятельность. Дети с удовольствием повторяют движения, развивают мелкую моторику рук. Так вырабатывается умение управлять своими движениями, координировать внимание.

В работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья особое место имеет эмоциональный настрой. Положительные эмоции составляют основу психического здоровья и эмоционального благополучия детей, поэтому мы стараемся постоянно поддерживать интерес ребенка к изобразительному творчеству. Дети испытывают потребность не только в познании, но и в овладении навыками, умениями, способами деятельности.

Можно выделить два направления, которые удовлетворяют любопытство маленького художника, и в тоже время не требуют от него технической виртуозности. Это игры с красками и работа с разными материалами. Т. С.Комарова отмечала: «Использование различных материалов обогатит детей знанием способов работы с ними, их изобразительных возможностей, сделает рисунки детей более интересными, разнообразными, выразительными, повысит эстетическую сторону рисунка». «Научение» начинается с формирования мотива — «Я хочу и должен это делать, хочу, потому что мне это интересно».

В своей работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья мы выбрали нетрадиционные способы рисования, новые виды материалов, что позволяет развивать фантазию, воображение и творчество, так как они особенно интересны для детей. Новый материал представляется как увлекательный, игровой, как сказка или история, с выходом на деятельность. Различные действия с красками, материалами, необычные техники помогают детям преодолеть страх перед чистым лицом, помогают удовлетворить их любопытство и преодолеть боязнь, возможность показаться непонятыми, смешным. Рисование необычными материалами, оригинальными техниками позволяет детям ощутить яркие положительные эмоции.

Развивая творческие способности у детей с ОВЗ, создаем условия для успешной адаптации в социуме, равные возможности для дальнейшего существование в нем.

Результат очень эффективный и почти не зависит от умелости и способностей. Нетрадиционные техники и различные материалы достаточно просты и напоминают игру. Детям будет интересно узнать, что рисовать можно даже на воде, а также пальчиками и ладонью? Техника печати позволяет изображать один и тот же предмет много раз, составляя различные композиции. Тампонирование — совершенно увлекательное занятие,когда необходимо нарисовать что-то легкое и воздушное: прикоснулся к бумаге тампоном и получилось облачко или одуванчик. Монотипия, кляксография, рисование свечой, цветными ниточками — все эти техники способствуют развитию воображения, внимания, развития моторики руки и зрительно-двигательной координации. Необычность рисования помогает развивать познавательную активность, желание экспериментировать, а главное корректировать их психические процессы, ведь для ребенка важен тот результат, который вызывает у него радость, изумление, удивление.

В своей работе используем интегрированные виды занятий. (Нарисованную ёлочку предлагаем украсить разноцветными шариками, вырезанными из бумаги; Дед Мороз — борода, шапка, отделка костюма из ваты). Помогает в работе использование ИКТ (мы рассматриваем слайды по теме занятия, презентации).

Развитие творческих способностей, для детей с ОВЗ имеют важное значение. Способствует раскрытию личного потенциала, реализации себя, приобретениюуспешного опыта в конкретной области за счет своих способностей и трудолюбия. Ребёнок с ОВЗ, участвуя в творческой деятельности, может пройти путь от интереса, через приобретение конкретных навыков, к профессиональному самоопределению, что так же важно для успешной социализации. Развивая творческие способности, мы создаем условия для успешной адаптации в социуме.

Список используемой литературы:

1. Григорьева Г. Г. Развитие дошкольника в изобразительной деятельности / Г. Г. Григорьева — М. : Академия, 1999.

2. Комарова Т. С. Изобразительное искусство детей в детском саду и школе. Преемственность в работе детского сада и начальной школы / Т. С. Комарова, О. Ю. Зырянова — М. : Педагогическое общество России, 2000.

Развитие творческих способностей детей через народную культуру Мастер- класса «Развитие творческих способностей детей через народную культуру». Музыкальный руководитель МБДОУ №17 г.

Развитие творческих способностей детей средствами ручного труда «Развитие творческих способностей детей средствами ручного труда» Цель: Создание условий для формирования навыков, необходимых для изготовления.

Развитие творческих способностей детей средствами экспериментальной деятельности «Развитие творческих способностей детей средствами экспериментальной деятельности» (из опыта работы) “Расскажи – и я забуду, покажи – и.

Фотоотчет «Развитие творческих способностей детей раннего возраста» Развитие творческих способностей детей раннего возраста В период детства мышление, мыслительные процессы должны быть как можно теснее связаны.

Развитие художественно-творческих способностей у детей. Рекомендации родителям Дошкольный возраст — это тот период, когда изобразительная деятельность может стать и чаще всего является устойчивым увлечением не только.

Развитие творческих способностей детей подготовительного дошкольного возраста КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ, МУЗЫКАЛЬНЫХ РУКОВОДИТЕЛЕЙ, ВОСПИТАТЕЛЕЙ. РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ РЕБЕНКА В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОМ ДОШКОЛЬНОМ.

Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста Опыт работы свидетельствует: рисование необычными материалами и оригинальными техниками позволяет детям ощутить незабываемые положительные.

Развитие творческих способностей у детей с синдромом Дауна У детей с синдромом Дауна проявления нарушений интеллекта значительно варьируются. Все зависит от индивидуальных особенностей, врожденных.

Развитие творческих способностей детей через театральную деятельность Творчество – постоянный спутник детского развития. «Творческая деятельность ребёнка – первый основополагающий этап присвоения социокультурного.

Влияние сенсорного воспитания на развитие творческих способностей детей Ранний дошкольный возраст можно назвать возрастом чувственного познания окружающего мира. В этот период у детей происходит становление всех.

Источник

Читайте также:  Зарядка здоровье для малышей
Adblock
detector