Реабилитация слепых и слабовидящих на дому как составляющая социализации детей с ограниченными возможностями здоровья
статья по теме
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
reabilitaciya_slepyh_i_slabovidyashchih.doc | 53.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Реабилитация слепых и слабовидящих на дому как составляющая социализации детей с ограниченными возможностями здоровья.
Реабилитация детей-инвалидов по зрению на дому – одно из важнейших направлений комплексной реабилитации, которое выполняет функцию социального патронажа: осуществляет педагогическое, психологическое и социально-бытовое курирование непосредственно по месту жительства детей с ограниченными возможностями здоровья с целью создания оптимальных условий их жизнедеятельности.
Реабилитация на дому — это система по научению слепых и слабовидящих специальным знаниям, специфическим умениям и навыкам в области социальной и семейно-бытовой деятельности.
Потеря или нарушение функций зрительного анализатора – один из самых тяжёлых стрессов. Потеря зрения оказывает психотравмирующее воздействие, сила и продолжительность которого зависят как от тяжести зрительного дефекта и личностных особенностей слепого, так и от стажа слепоты, степени тяжести сопутствующих заболеваний, дополнительных психотравмирующих факторов: внутрисемейные конфликты, социальное одиночество ит.д. (см. приложение « Проблемное поле инвалида»).
В Курганском реабилитационном центре для детей и подростков с ограниченными возможностями работает отделение надомного обслуживания, в котором получают реабилитационные услуги дети-инвалиды по зрению, в том числе и тотально слепые. Для этой работы за основу взяты программы по социально – психологической реабилитации инвалидов по зрению под редакцией В.Я.Феоктистовой, профессора кафедры общей и специальной педагогики Института семьи и ребёнка Международного университета им. Р.Валленберга. Также использовалась программа «Особенности ориентировки незрячих в пространстве», Ю.И.Петров, А.П.Садчикова, И.В.Блинникова; М, 1989, сб. «Пространственная ориентировка инвалидов по зрению», институт реабилитации и профессиональной подготовки слепых РГПУ им. А.И.Герцена – Воронеж, 1992.
Реабилитационная работа с детьми ведётся по 6 направлениям:
Профориентация и основы трудового обучения.
Социально – бытовая ориентировка.
Работа с родными и близкими инвалида по зрению.
Психолого – педагогическая диагностика.
Изучается анамнез детей с ограниченными возможностями здоровья; устанавливается психологический контакт, основанный на доверии, с каждым ребёнком и членами его семьи; определяется степень внутреннего переживания, изучается характер и актуальность жалоб собеседников. Также в рамках работы первого направления проводится обследование исходного уровня физического развития, общей и мелкой моторики, изучения уровня сохранных анализаторов, их возможностей отражать свойства и признаки предметного мира: восприятие предметов остаточным зрением, слуховое, осязательное восприятие, использование обоняния, выявляется уровень сформированности эмоционально – волевой сферы. Все дети обучаются в образовательных учреждениях, поэтому выясняется тип программы и степень усвоения учебного материала. На основании результатов диагностики разрабатывается индивидуальная программа реабилитации.
Пространственная ориентировка – это способность человека в каждый данный момент правильно представлять себе пространственное соотношение окружающих предметов и своё положение относительно каждого из них. Для зрячих людей способность ориентироваться в пространстве в обычных условиях не представляет труда. Зрение охватывает всю обстановку в целом, и ориентировка в ней протекает на уровне условных рефлексов, выработанных в процессе жизненного опыта, без видимого участия сознания, если, конечно, ситуация не представляет особой сложности.
У слепых и слабовидящих ориентировка в пространстве протекает иначе. Для них это сложный психический процесс, который, кроме условных рефлексов, включает сознательный анализ комплекса восприятий – наблюдений и умозаключений.
Зрячий человек принимает, как само собой разумеющееся, свою способность самостоятельно передвигаться, он сам решает проблему, куда и когда идти. Для человека с нарушением зрения решение этой проблемы зависит от того, насколько хорошо он освоил приёмы ориентировки и мобильности.
Ориентировка в пространстве – одна из актуальных и трудных проблем, входящих в сферу социальной адаптации детей с нарушением зрения. Успешность их интеграции во многом зависит от их способности ориентироваться в быту, на улице, в общественном транспорте, в умении общаться с окружающими людьми. Актуальность этой проблемы заключается и в том, что самостоятельное передвижение является основой социальной адаптации для слепых и слабовидящих детей. Потеря независимости при передвижении – самая большая потеря слепого ребёнка в психологическом плане. Именно через потерю самостоятельности при передвижении эти дети начинают чувствовать свой дефект.
Между тем, недостатки в развитии пространственной ориентировки, имеющиеся у детей с нарушением зрения, ограничивают в дальнейшем их самостоятельность и активность во всех сферах деятельности. Неумение ориентироваться в пространстве ведёт к постоянной зависимости от зрячих людей, лишает возможности детей с глубоким нарушением зрения продолжать обучение, общаться с друзьями и с внешним миром вообще.
Таким образом, не имея навыков ориентировки в пространстве, нарушается полноценная связь между слепыми и окружающей средой.
Для организации этого направления работы потребовалось создание методической базы. В Курганской специальной библиотеке слепых им. В.Г.Короленко мы знакомились со специальной литературой, рельефно – графическими пособиями, тифлотехническими средствами. Познакомились с интересными людьми, имеющими нарушения зрения, для дальнейшего сотрудничества. Специалисты центра посетили Бийский центр реабилитации слепых им. М.Н.Наумова под руководством Астанина А.М.. Там они получили практический опыт по реабилитации лиц с глубокими нарушениями зрения, где особое внимание уделялось реабилитации по ориентировке в пространстве. Много полезного для работы мы взяли из сотрудничества с коллективом Шадринской коррекционной школы – интерната №12 для слабовидящих (директор Фоминых И.В.).
Программа по данному разделу предусматривает такие направления:
Формирование специальных знаний и умений;
Развитие познавательной деятельности на полисенсорной основе;
Стимулирование процесса компенсации утраченных зрительных функций, формируя навыки активного осознанного использования сохранных анализаторов;
Овладение приёмами работы с тростью в большом и малом пространствах;
Повышение мобильности, т.е. умение самостоятельно действовать в окружающей обстановке;
Формирование навыка словесного проговаривания маршрута и умение переносить знания и представления об изученном пространстве на план;
Овладение приёмами ориентирования с использованием тифлотехнических средств;
Формирование топографических представлений о городе и целостного восприятия города.
Для социализации детей занятия по пространственному ориентированию проводятся в различных зонах: в квартире — для умения определять местонахождение различных предметов мебели и бытовых приборов, находить упавшие предметы; на улице, во дворе дома, в транспорте, в учреждениях.
Профориентация и основы трудового обучения.
Профессиональная ориентация слепых и слабовидящих детей является возможным и необходимым элементом их последующей социальной реабилитации и адаптации в обществе. Трудовая деятельность инвалидов увеличит степень их независимости, даст возможность контролировать свою жизнь и более эффективно разрешать возникающие проблемы. Но для этого труд инвалида должен учитывать его интересы, физические и психологические особенности, способности, которые могут дать основание ориентировать их в ту или иную область профессиональной деятельности.
Главной целью работы в этом направлении является содействие в подготовке детей к самостоятельной жизни, обеспечение и развитие их функциональной и технологической образованности, профессиональное самоопределение в условиях рынка.
Профориентационная работа включает в себя три направления: профпросвещение, прфконсультации, формирование общетрудовых навыков. Наиболее распространённые формы профпросвещения: беседы, экскурсии, диагностика. Выявляются склонности, интересы и возможности ребёнка, профессиональные предпочтения. Изучается роль семьи в формировании мотивации к профессиональному самоопределению, адекватность профессиональных намерений, выявляются внутрисемейные отношения к труду, роль родителей в дальнейшем самоопределении ребёнка. При формировании общетрудовых навыков используются различные виды деятельности: работа с бумагой, глиной, пластилином, тканью, деревом, вязание, конструирование, лозоплетение, уход за растениями и др.
Социально – бытовая ориентировка.
Это направление включает в себя обучение домоводству и самообслуживанию, а также знакомство с учреждениями культурно–социальной сферы: магазинами, поликлиникой, аптекой, почтовым отделением, библиотекой, предприятиями бытовых услуг.
Социально – бытовая ориентировка относится к ряду специальных занятий, которые проводятся с учётом возрастных и специфических особенностей и возможностей детей с нарушениями зрения. Содержания занятий включает в себя следующие разделы: «Личная гигиена», «Одежда и обувь», «Питание», «Семья», «Культура поведения», «Жилище», «Транспорт», «Торговля», «Медицинская помощь», «Средства связи».
Овладение навыками социально – бытовой ориентировки облегчает социально – психологическую адаптацию детей с нарушениями зрения к современным условиям жизни.
Занятия по теме «Личная гигиена» позволяют детям овладеть умениями и навыками гигиены и охраны зрения и осязания, ухода за кожей, сохранения и укрепления своего здоровья.
Занятия по теме «Питание» предусматривают ознакомление детей с основными продуктами питания, способами приготовления и хранения пищи, сервировки стола.
Расширению навыков самообслуживания способствуют тематические занятия «Одежда и обувь», «Жилище». Они включают знакомство с повседневным уходом за одеждой, обувью и жилищем.
Пути и средства установления личных взаимоотношений в семье, группе, общественных местах раскрываются в темах «Семья», «Культура поведения». Детям показываются правила поведения за столом, при посещении музеев, библиотек, театров, почты, магазинов.
Важную роль играет формирование у детей умений и навыков пользования средствами связи, транспортом, магазинами, медицинской помощью. Эти умения и навыки формируются при прохождении тем «Транспорт», «Торговля», «Медицинская помощь», «Средства связи».
Работа с родными и близкими инвалида по зрению.
Немаловажным фактором в успешности процесса реабилитации является привлечение родственников слепого или слабовидящего ребёнка к участию в совместной деятельности. Эта работа носит информационно – просветительский и психокоррекционный характер. Наша задача состоит в том, чтобы в лице своих близких дети – инвалиды приобрели активных и грамотных помощников.
В реабилитационной деятельности есть определённое специальное направление, в рамках которого формируется способность к общению — социокоммуникативная реабилитация. Здесь происходит обучение детей с ограниченными возможностями здоровья навыкам общения в новых для него условиях. Для этого мы с детьми посещаем театры, выставки, кафе, музеи, ипподром, парки, аэропорт, выезжаем на природу. С каждым таким мероприятием дети чувствуют себя увереннее, раскрепощеннее, у них благоприятно повышается самооценка. В целом это ведёт к формированию нового образа «Я» и положительно окрашенной картинке восприятия окружающего мира.
Социальная реабилитация – процесс, который имеет начало, но не имеет конца. Всё содержание работы по реабилитации на дому направлено на реализацию основной цели – помочь ребёнку с ограниченными возможностями здоровья понять и принять свою индивидуальность, разобраться с собственными проблемами и трудностями, стать ему более мобильным, помочь интегрироваться в общество.
Проблемное поле инвалида
Ограниченный доступ к учреждениям культуры, спорта
Неразвитость служб, работающих с инвалидами
Особое отношение со стороны общества
Отсутствие организации досуга
Ограниченный доступ к СМИ
Труднодоступность среды обитания
Трудности в получении образования, профессии
Источник
Дети с ОВЗ. Виды отклонений
Мария Волкова
Дети с ОВЗ. Виды отклонений
Дети с ограниченными возможностями здоровья — это дети-инвалиды, либо другие дети в возрасте от 0 до 18 лет, не признанные в установленном порядке детьми-инвалидами, но имеющие временные или постоянные отклонения в физическом и (или) психическом развитии и нуждающиеся в создании специальных условий обучения и воспитания.
Общая характеристика детей с ограниченными возможностями здоровья
К основным категориям детей с ограниченными возможностями здоровья относятся:
1. Дети с нарушением слуха (глухие, слабослышащие, позднооглохшие);
2. Дети с нарушением зрения (слепые, слабовидящие);
3. Дети с нарушением речи (логопаты);
4. Дети с нарушением опорно-двигательного аппарата;
5. Дети с умственной отсталостью;
6. Дети с задержкой психического развития;
7. Дети с нарушением поведения и общения;
8. Дети с комплексными нарушениями психофизического развития, с так называемыми
сложными дефектами (слепоглухонемые, глухие или слепые дети с умственной отсталостью).
К категории детей с нарушениями слуха относятся дети, имеющие стойкое двустороннее нарушение слуховой функции, при котором речевое общение с окружающими посредством устной речи затруднено (тугоухость) или невозможно (глухота).Тугоухость – стойкое понижение слуха, вызывающее затруднения в восприятии речи. Тугоухость может быть выражена в различной степени – от небольшого нарушения восприятия шепотной речи до резкого ограничения восприятия речи разговорной громкости. Детей с тугоухостью называют слабослышащими детьми. Глухота – наиболее резкая степень поражения слуха, при которой разборчивое восприятие речи становится невозможным. Глухие дети – это дети с глубоким, стойким двусторонним нарушением слуха, приобретенным в раннем детстве или врожденным.
К детям с нарушениями речи относятся дети с психофизическими отклонениями различной выраженности, вызывающими расстройства коммуникативной и обобщающей (познавательной) функции речи. От других категорий детей с особыми потребностями их отличает нормальный биологический слух, зрение и полноценные предпосылки интеллектуального развития. Выделение этих дифференцирующих признаков необходимо для отграничения от речевых нарушений, отмечаемых у детей с олигофренией, ЗПР, слепых и слабовидящих, слабослышащих, детей с РДА и др.
Невидящие дети. К ним относятся дети с остротой зрения от 0 (0%) до 0,04 (4%) на лучше видящем глазу с коррекцией очками, дети с более высокой остротой зрения (вплоть до 1, т. е. 100%, у которых границы поля зрения сужены до 10 – 15 градусов или до точки фиксации. Слепые дети практически не могут использовать зрение в ориентировочной и познавательной деятельности. Слабовидящие дети – это дети с остротой зрения от 0,05 (5%) до 0,4 (40%) на лучше видящем глазу с коррекцией очками. Дети с пониженным зрением, или дети с пограничным зрением между слабовидением и нормой, — это дети с остротой зрения от 0,5 (50%) до 0,8 (80%) на лучше видящем глазу с коррекцией.
Нарушения опорно-двигательного аппарата.
Термин «нарушение опорно-двигательного аппарата» носит собирательный характер и включает в себя двигательные расстройства, имеющие генез органического и периферического типа. Двигательные расстройства характеризуются нарушениями скоординированности, темпа движений, ограничение их объема и силы. Они приводят к невозможности или частичному нарушению осуществления движений скелетно-мышечной системой во времени и пространстве. Нарушения функций опорно-двигательного аппарата могут носить как врожденный, так и приобретенный характер. Отклонения в развитии у детей с патологией опорно-двигательного аппарата отличаются значительной полиморфностью и диссоциацией в степени выраженности различных нарушений.
Задержка психического развития (ЗПР).
Задержка психического развития (ЗПР) – это психолого-педагогическое определение для наиболее распространенного среди всех встречающихся у детей отклонений в психофизическом развитии. Задержка психического развития рассматривается как вариант психического дизонтогенеза, к которому относятся как случаи замедленного психического развития («задержка темпа психического развития»,так и относительно стойкие состояния незрелости эмоционально-волевой сферы и интеллектуальной недостаточности, не достигающей умственной отсталости. В целом для данного состояния характерны гетерохронность (разновременность) проявления отклонений и существенные различия как в степени их выраженности, так и в прогнозе последствий. ЗПР часто осложняется различными негрубыми, но нередко стойкими нервно-психическими расстройствами (астеническими, церебрастеническими, невротическими, неврозоподобными и др., нарушающими интеллектуальную работоспособность ребёнка.
Умственно отсталые дети — дети, имеющие стойкое, необратимое нарушение психического развития, прежде всего, интеллектуального, возникающее на ранних этапах онтогенеза вследствие органической недостаточности ЦНС.
К множественным нарушениям детского развития относят сочетания двух или более психофизических нарушений (зрения, слуха, речи, умственного развития и др.) у одного ребенка. Например, сочетание глухоты и слабовидения, сочетание умственной отсталости и слепоты, сочетание нарушения опорно-двигательного аппарата и нарушений речи.В качестве синонимов в литературе используются и другие термины: сложный дефект, сложные аномалии развития, сочетанные нарушения, комбинированные нарушения и, все более утверждающееся в последнее время, — сложная структура дефекта, сложная структура нарушения или множественное нарушение.
Детский аутизм в настоящее время рассматривается как особый тип нарушения психического развития. У всех детей с аутизмом нарушено развитие средств коммуникации и социальных навыков. Общими для них являются аффективные проблемы и трудности становления активных взаимоотношений с динамично меняющейся средой, которые определяют их установки на сохранение постоянства в окружающем и стереотипность собственного поведения.
Сказки и их виды «Сказки и их виды» Сказка – неотъемлемая часть детства. Вряд ли найдется человек, который, будучи маленьким, не выслушал множество самых.
Консультация для родителей ДОУ «Здоровые дети — счастливые дети» Что же такое здоровье? Здоровье — это состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезни.
Консультация для воспитателей «Раннее выявление отклонений в развитии ребенка» Ответственность родителей значительно возрастает, если ребенок имеет тяжелое заболевание в раннем возрасте. В этом случае диагностика состояния.
Консультация «Причины и виды отклонений речевого развития детей дошкольного возраста» «Причины и виды отклонений речевого развития детей дошкольного возраста. «Дошкольный возраст— это период активного усвоения ребенком разговорного.
Музыкотерапия, как один из методов коррекции эмоциональных отклонений, страхов Музыкотерапия — это метод, использующий музыку в качестве средства коррекции эмоциональных отклонений, страхов, двигательных и речевых расстройств,.
Консультация «О предупреждении отклонений в развитии слухового восприятия у дошкольников» О предупреждении отклонений в развитии слухового восприятия у дошкольниковПсихическое развитие дошкольника тесно связано с чувственным познанием.
Консультация «Предупреждение речевых отклонений у дошкольников» В последнее время вопросы оказания специализированной логопедической помощи детям дошкольного возраста стали особенно актуальны. Статистика.
Родительское собрание «Как говорить с детьми, чтобы дети слушали, и как слушать, чтобы дети говорили» Родительское собрание на тему: «Как говорить с детьми, чтобы дети слушали, и как слушать, чтобы дети говорили» Как слушать ребенка Техника.
Виды дидактических игр Виды дидактических игр. В дошкольной педагогике все дидактические игры можно разделить на 3 основных вида: игры с предметами (игрушками,.
Виды одаренности 1 слайд Виды одаренности Нельзя кого – либо изменить, передовая ему готовый опыт. Можно лишь создать атмосферу, способствующую развитию.
Источник