Дети с ОВЗ. Кто они? Какие они?
консультация по коррекционной педагогике
Дети с ограниченными возможностями — это дети, имеющие различные отклонения психического или физического плана, которые обусловливают нарушения общего развития, не позволяющие детям вести полноценную жизнь.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konsultatsiya_dlya_pedagogov_na_temu_deti_s_ovz_kto_oni_kakie_oni.docx | 25.57 КБ |
Предварительный просмотр:
Дети с ОВЗ: кто они? Какие они?
В последние годы значительное внимание уделяется проблемам детей с особыми возможностями здоровья (ОВЗ). Что это такое и как их решить? Попытаемся разобраться.
Дети с ограниченными возможностями — это дети, имеющие различные отклонения психического или физического плана, которые обусловливают нарушения общего развития, не позволяющие детям вести полноценную жизнь. Синонимами данного понятия могут выступать следующие определения таких детей: «дети с проблемами», «дети с особыми нуждами», «нетипичные дети», «дети с трудностями в обучении», «аномальные дети», «исключительные дети». Наличие того или иного дефекта (недостатка) не предопределяет неправильного, с точки зрения общества, развития.
Потеря слуха на одно ухо или поражение зрения на один глаз не обязательно ведет к отклонению в развитии, поскольку в этих случаях сохраняется возможность воспринимать звуковые и зрительные сигналы сохранными анализаторами.
Таким образом, детьми с ограниченными возможностями здоровья можно считать детей с нарушением психофизического развития, нуждающихся в специальном (коррекционном) обучении и воспитании.
По классификации, предложенной В.А.Лапшиным и Б.П.Пузановым, к основным категориям аномальных детей относятся:
- Дети с нарушением слуха ;
- Дети с нарушением зрения ;
- Дети с нарушением речи (логопаты);
- Дети с нарушением опорно-двигательного аппарата;
- Дети с умственной отсталостью;
- Дети с задержкой психического развития;
- Дети с нарушениями эмоционально – волевой сферы;
- Дети с комплексными нарушениями психофизического развития, с так называемыми сложными дефектами (слепоглухонемые, глухие или слепые дети с умственной отсталостью).
А теперь давайте рассмотрим некоторые категории детей с ОВЗ более подробно.
- В зависимости от степени снижения слуха различают два вида слуховой недостаточности: глухоту и тугоухость.
Детей с нарушениями слуха можно разделить на 4 группы:
а) глухие без речи (ранооглохшие);
б) глухие, сохранившие речь (позднооглохшие);
в) слабослышащие с развитой речью;
г) слабослышащие с глубоким речевым недоразвитием.
При легкой степени снижения слуха оказывается достаточным усиление громкости звучания речи на занятии, что помогает активизировать ослабленный слух. При тяжелых степенях снижения слуха детей учат считывать с губ, используют тактильно – вибрационную чувствительность, на занятиях используют и подключают остаточный слух.
- Дети с нарушениями зрения подразделяются на следующие группы:
а) дети с лёгкими недостатками зрительного восприятия (легкая степень близорукости, дальнозоркости). Такие дети воспитываются в условиях общеразвивающих образовательных учреждений и могут испытывать трудности в познавательной деятельности и в двигательной сфере;
б) дети с выраженными нарушениями функционального состояния зрения;
в) частично видящие дети. Состояние зрительного восприятия позволяет ребенку различать лишь свет и тьму, форму отдельных предметов, фигуры на контрастном фоне;
г) тотально слепые (незрячие) дети. Слепые (незрячие) – подкатегория детей с нарушениями зрения, у которых либо полностью отсутствуют зрительные ощущения, либо есть светоощущение или остаточное зрение.
Педагог не должен стремиться научить ребенка всему сразу, нужно разделить действия на мелкие операции и добиться поочередного и прочного усвоения каждой операции. Обучая ребенка, следует опираться на его сохранные органы чувств (слух, зрение, вкус), а также на остаточное зрение, если оно имеется. Приветствуется активное включение в занятия речи: подробные объяснения, попытки ребенка озвучивать свои действия.
- О детях с нарушениями речи нас позже познакомят учителя – логопеды.
- Детский церебральный паралич — это группа детских заболеваний, обусловленных поражением нервной системы и сопровождающихся отсутствием или ограничением произвольных движений.
Различают три степени тяжести этого заболевания. При легкой степени ДЦП ребенок может самостоятельно двигаться, владеет навыками самообслуживания. При средней степени тяжести малышу требуется помощь со стороны взрослых. В случае тяжелого течения ДЦП ребенок полностью зависит от окружающих.
Существует несколько форм ДЦП. Клинические проявления и проблемы, связанные с ДЦП, могут колебаться от незначительных к очень тяжелым. Тяжесть проявления связана с массивностью повреждения мозга.
Двигательный церебральный паралич проявляется в двигательных расстройствах. При одних формах заболевания больше страдают руки, при других – ноги; иногда поражаются обе руки и обе ноги. Кроме того, нарушения движений могут носить односторонний характер.
По состоянию интеллекта дети с ДЦП составляют разнородную группу. В ряде случаев интеллект может быть близок к норме, в других отмечается умственная отсталость.
Дети с церебральным параличом испытывают особые трудности при овладении навыками самообслуживания. Нарушения двигательного и психического развития при ДЦП, трудности, которые испытывают дети в повседневной практической жизни, гиперопека со стороны родителей – все это снижает мотивацию к овладению навыками самообслуживания и социально – бытовой ориентировки. Несформированность мотивации к самообслуживанию может стать причиной бездеятельного образа жизни, фактором, тормозящим дальнейшее овладение трудовыми и профессиональными навыками.
Обязательно нужно стимулировать и поощрять стремление ребенка к самостоятельной деятельности. Если ему хочется все делать самому, педагоги и родители должны оказывать лишь необходимую помощь. В дальнейшем по мере усвоения навыка потребность в непосредственной помощи взрослого при выполнении определенных движений постепенно снижается. При этом важно учитывать возможности ребенка и четко знать, что можно от него требовать и в каком объёме. Все занятия лучше проводить в игровой форме и обязательно поощрять ребенка за правильное выполнение действий, результаты которых он всегда должен видеть.
- Дети с умственной отсталостью нуждаются в специализированном учреждении.
- Задержка психического развития (ЗПР)-нарушение нормального темпа психического развития, когда отдельные психические функции (память, внимание, мышление, эмоционально- волевая сфера) отстают в своём развитии от принятых психологических норм для данного возраста. ЗПР относится к разряду слабо выраженных отклонений в психическом развитие и занимает промежуточное место между нормой и патологией. Поэтому чрезвычайно важно вовремя оказать помощь ребенку с ЗПР. Основная помощь детям с ЗПР заключается в длительной психолого-педагогический коррекции, которая направлена на улучшение эмоционально-волевой и когнитивной сфер. Суть её заключается в проведении занятий с психологом, логопедом, дефектологом. Если психокоррекции недостаточно, её подкрепляют медикаментозным лечением. ЗПР как психолого-педагогический диагноз ставится только в дошкольном и младшем школьном возрасте, если к окончанию этого периода остаются признаки недоразвития психических функций, то говорят уже об умственной отсталости.
- Ранний детский аутизм (РДА) является врожденным синдромом, для которого характерен особый тип нарушения психического развития. Критериями постановки данного диагноза являются трудности коммуникации, т.е. аутизм как таковой – стереотипное поведение ребенка, особая задержка и нарушение развития речи, прежде всего ее коммуникативной функции, раннее проявление (до 2,5 лет) указанных расстройств.
Основными проявлениями синдрома, которые наблюдаются при всех его разновидностях, являются:
а) выраженная недостаточность или полное отсутствие потребности в контакте с окружающими;
б) эмоциональная холодность или безразличие к близким;
в) страх новизны, любой перемены в окружающей обстановке;
г) однообразное поведение со склонностью к стереотипным движениям.
Обычно выделяют три основные области, в которых аутизм проявляется особенно ярко:
- речь и коммуникация;
- социальное взаимодействие;
- воображение, эмоциональная сфера.
Формирование навыков коммуникации является важной целью коррекционной помощи детям с ранним детским аутизмом. Главная задача педагога – вовлечь ребенка в индивидуальную и совместную деятельность. С этой целью нужно применять в работе с ним больше разнообразных форм взаимодействия, обогащая его эмоциональный и интеллектуальный опыт.
Обучение детей с ОВЗ должно быть направлено на то, чтобы создавать благоприятные условия для реализации равных возможностей с ровесниками, получения образования и обеспечения достойной жизни в современном обществе. Однако реализация данных задач должна осуществляться на всех ступенях, начиная от детского сада и заканчивая школой. Остановимся ниже на этих стадиях.
Создание «безбарьерной» образовательной среды
Базовая проблема инклюзивного образования — создать «безбарьерную» образовательную среду. Основное правило — доступность ее для детей с ОВЗ, решение проблем и трудностей социализации. В образовательных учреждениях, которые обеспечивают их сопровождение, необходимо соблюдение общепедагогических требований к техническому оснащению и оборудованию. Особенно это касается осуществления бытовых нужд, формирования компетентности и социальной активности. Помимо этого, особое внимание должно уделяться воспитанию и обучению таких детей.
Проблемы и трудности инклюзивного образования
Несмотря на проводимую работу, при обучении и воспитании детей с ОВЗ не все так просто. Существующие проблемы и трудности инклюзивного образования сводятся к следующим позициям. Во-первых, коллектив детей не всегда принимает ребенка с ОВЗ за «своего». Во-вторых, педагоги не могут освоить идеологию инклюзивного образования, и существуют трудности при реализации методов обучения. В-третьих, многие родители не хотят, чтобы их нормально развивающиеся дети ходили в один класс с «особенным» ребенком. В-четвертых, не все инвалиды способны адаптироваться к условиям обычной жизни, не требуя к себе дополнительного внимания и условий.
Дети с ОВЗ в дошкольном учреждении
Дети с ОВЗ в ДОУ — это одна из основных проблем неспециализированного детского сада. Поскольку процесс взаимоадаптации очень сложен для ребенка, родителей и педагогов. Приоритетной целью интегрированной группы является социализация детей с ОВЗ. Для них дошкольное учреждение становится начальной ступенью. Дети, имеющие разные возможности и нарушения развития, должны научиться взаимодействовать и общаться в одной группе, развивать свой потенциал (интеллектуальный и личностный). Это становится одинаково важным для всех детей, так как позволит каждому из них максимально раздвинуть существующие границы окружающего мира.
В заключение хотелось бы призвать всех педагогов дошкольных учреждений к внимательному отношению к детям с особыми вариантами развития. Воспитание их в массовых детских садах — одно из проявлений гуманизации общества. Мы хотели бы, чтобы данное выступление вызвало у педагогов желание изучать детей с особыми вариантами развития, помогать им занять достойное место в обществе сверстников, а главное — наиболее полно реализовать свои личностные возможности.
Источник
Дети с ОВЗ. Виды отклонений
Мария Волкова
Дети с ОВЗ. Виды отклонений
Дети с ограниченными возможностями здоровья — это дети-инвалиды, либо другие дети в возрасте от 0 до 18 лет, не признанные в установленном порядке детьми-инвалидами, но имеющие временные или постоянные отклонения в физическом и (или) психическом развитии и нуждающиеся в создании специальных условий обучения и воспитания.
Общая характеристика детей с ограниченными возможностями здоровья
К основным категориям детей с ограниченными возможностями здоровья относятся:
1. Дети с нарушением слуха (глухие, слабослышащие, позднооглохшие);
2. Дети с нарушением зрения (слепые, слабовидящие);
3. Дети с нарушением речи (логопаты);
4. Дети с нарушением опорно-двигательного аппарата;
5. Дети с умственной отсталостью;
6. Дети с задержкой психического развития;
7. Дети с нарушением поведения и общения;
8. Дети с комплексными нарушениями психофизического развития, с так называемыми
сложными дефектами (слепоглухонемые, глухие или слепые дети с умственной отсталостью).
К категории детей с нарушениями слуха относятся дети, имеющие стойкое двустороннее нарушение слуховой функции, при котором речевое общение с окружающими посредством устной речи затруднено (тугоухость) или невозможно (глухота).Тугоухость – стойкое понижение слуха, вызывающее затруднения в восприятии речи. Тугоухость может быть выражена в различной степени – от небольшого нарушения восприятия шепотной речи до резкого ограничения восприятия речи разговорной громкости. Детей с тугоухостью называют слабослышащими детьми. Глухота – наиболее резкая степень поражения слуха, при которой разборчивое восприятие речи становится невозможным. Глухие дети – это дети с глубоким, стойким двусторонним нарушением слуха, приобретенным в раннем детстве или врожденным.
К детям с нарушениями речи относятся дети с психофизическими отклонениями различной выраженности, вызывающими расстройства коммуникативной и обобщающей (познавательной) функции речи. От других категорий детей с особыми потребностями их отличает нормальный биологический слух, зрение и полноценные предпосылки интеллектуального развития. Выделение этих дифференцирующих признаков необходимо для отграничения от речевых нарушений, отмечаемых у детей с олигофренией, ЗПР, слепых и слабовидящих, слабослышащих, детей с РДА и др.
Невидящие дети. К ним относятся дети с остротой зрения от 0 (0%) до 0,04 (4%) на лучше видящем глазу с коррекцией очками, дети с более высокой остротой зрения (вплоть до 1, т. е. 100%, у которых границы поля зрения сужены до 10 – 15 градусов или до точки фиксации. Слепые дети практически не могут использовать зрение в ориентировочной и познавательной деятельности. Слабовидящие дети – это дети с остротой зрения от 0,05 (5%) до 0,4 (40%) на лучше видящем глазу с коррекцией очками. Дети с пониженным зрением, или дети с пограничным зрением между слабовидением и нормой, — это дети с остротой зрения от 0,5 (50%) до 0,8 (80%) на лучше видящем глазу с коррекцией.
Нарушения опорно-двигательного аппарата.
Термин «нарушение опорно-двигательного аппарата» носит собирательный характер и включает в себя двигательные расстройства, имеющие генез органического и периферического типа. Двигательные расстройства характеризуются нарушениями скоординированности, темпа движений, ограничение их объема и силы. Они приводят к невозможности или частичному нарушению осуществления движений скелетно-мышечной системой во времени и пространстве. Нарушения функций опорно-двигательного аппарата могут носить как врожденный, так и приобретенный характер. Отклонения в развитии у детей с патологией опорно-двигательного аппарата отличаются значительной полиморфностью и диссоциацией в степени выраженности различных нарушений.
Задержка психического развития (ЗПР).
Задержка психического развития (ЗПР) – это психолого-педагогическое определение для наиболее распространенного среди всех встречающихся у детей отклонений в психофизическом развитии. Задержка психического развития рассматривается как вариант психического дизонтогенеза, к которому относятся как случаи замедленного психического развития («задержка темпа психического развития»,так и относительно стойкие состояния незрелости эмоционально-волевой сферы и интеллектуальной недостаточности, не достигающей умственной отсталости. В целом для данного состояния характерны гетерохронность (разновременность) проявления отклонений и существенные различия как в степени их выраженности, так и в прогнозе последствий. ЗПР часто осложняется различными негрубыми, но нередко стойкими нервно-психическими расстройствами (астеническими, церебрастеническими, невротическими, неврозоподобными и др., нарушающими интеллектуальную работоспособность ребёнка.
Умственно отсталые дети — дети, имеющие стойкое, необратимое нарушение психического развития, прежде всего, интеллектуального, возникающее на ранних этапах онтогенеза вследствие органической недостаточности ЦНС.
К множественным нарушениям детского развития относят сочетания двух или более психофизических нарушений (зрения, слуха, речи, умственного развития и др.) у одного ребенка. Например, сочетание глухоты и слабовидения, сочетание умственной отсталости и слепоты, сочетание нарушения опорно-двигательного аппарата и нарушений речи.В качестве синонимов в литературе используются и другие термины: сложный дефект, сложные аномалии развития, сочетанные нарушения, комбинированные нарушения и, все более утверждающееся в последнее время, — сложная структура дефекта, сложная структура нарушения или множественное нарушение.
Детский аутизм в настоящее время рассматривается как особый тип нарушения психического развития. У всех детей с аутизмом нарушено развитие средств коммуникации и социальных навыков. Общими для них являются аффективные проблемы и трудности становления активных взаимоотношений с динамично меняющейся средой, которые определяют их установки на сохранение постоянства в окружающем и стереотипность собственного поведения.
Сказки и их виды «Сказки и их виды» Сказка – неотъемлемая часть детства. Вряд ли найдется человек, который, будучи маленьким, не выслушал множество самых.
Консультация для родителей ДОУ «Здоровые дети — счастливые дети» Что же такое здоровье? Здоровье — это состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезни.
Консультация для воспитателей «Раннее выявление отклонений в развитии ребенка» Ответственность родителей значительно возрастает, если ребенок имеет тяжелое заболевание в раннем возрасте. В этом случае диагностика состояния.
Консультация «Причины и виды отклонений речевого развития детей дошкольного возраста» «Причины и виды отклонений речевого развития детей дошкольного возраста. «Дошкольный возраст— это период активного усвоения ребенком разговорного.
Музыкотерапия, как один из методов коррекции эмоциональных отклонений, страхов Музыкотерапия — это метод, использующий музыку в качестве средства коррекции эмоциональных отклонений, страхов, двигательных и речевых расстройств,.
Консультация «О предупреждении отклонений в развитии слухового восприятия у дошкольников» О предупреждении отклонений в развитии слухового восприятия у дошкольниковПсихическое развитие дошкольника тесно связано с чувственным познанием.
Консультация «Предупреждение речевых отклонений у дошкольников» В последнее время вопросы оказания специализированной логопедической помощи детям дошкольного возраста стали особенно актуальны. Статистика.
Родительское собрание «Как говорить с детьми, чтобы дети слушали, и как слушать, чтобы дети говорили» Родительское собрание на тему: «Как говорить с детьми, чтобы дети слушали, и как слушать, чтобы дети говорили» Как слушать ребенка Техника.
Виды дидактических игр Виды дидактических игр. В дошкольной педагогике все дидактические игры можно разделить на 3 основных вида: игры с предметами (игрушками,.
Виды одаренности 1 слайд Виды одаренности Нельзя кого – либо изменить, передовая ему готовый опыт. Можно лишь создать атмосферу, способствующую развитию.
Источник