Виды деятельности в дошкольном возрасте и их значение для психического развития ребенка с ОВЗ
Ирина Богданова
Виды деятельности в дошкольном возрасте и их значение для психического развития ребенка с ОВЗ
Виды деятельности в дошкольном возрасте и их значение для психического развития ребенка с ОВЗ
Работая с детьми с ограниченными возможностями, необходимо включать коррекционную работу во все виды деятельности.
Одна из наиболее благоприятных для этого — продуктивная деятельность.
Продуктивная детская деятельность формируется в дошкольном возрасте и, наряду с игрой, имеет в этот период наибольшее значение для развития психики ребенка. Материал надо подавать ребёнку в игровой форме, чтобы заинтересовать ребёнка и побудить к действиям. В процессе продуктивной деятельности формируются такие важные качества личности, как умственная активность, любознательность, самостоятельность, инициатива, которые являются основными компонентами творческой деятельности. В дальнейшем ребёнок приучается быть аккуратным при работе, активным в наблюдении, выполнении работы, проявлять самостоятельность и инициативу, умении работать в коллективе.
Различные виды продуктивной деятельности благоприятны для развития речи детей и тем, что при осуществлении деятельности можно создать проблемные ситуации, способствующие появлению речевой активности. Деятельность с бумагой, ножницами, пластилином, красками, карандашами — это не только сенсорно-двигательные упражнения. Она также отражает и углубляет представления детей об окружающих предметах, способствует проявлению умственной и речевой активности. Этим определяется связь продуктивной деятельности с коррекционным обучением.
Большое познавательное, воспитательное и коррекционное значение имеют различные виды продуктивной деятельности благодаря её разнообразной наглядности. Рисование, аппликация, лепка, конструирование помогает решить коррекционно-воспитательные задачи по формированию таких качеств как самостоятельность и целенаправленность в выполнении работы, усидчивость и настойчивость, умение довести работу до конца, аккуратность, т. е. все те качества, которые хуже развиты у детей с нарушением речи. Использование нетрадиционных техник последовательно и планомерно позволяют развивать творческие способности воспитанников.
Дети, имеющие проблемы со слухом не понимают словесного описания предмета, им надо его увидеть и «пощупать». Разнообразная наглядность помогает уточнить понимание названий предметов, действий, признаков. Поэтому во время деятельности уточняются и расширяются зрительные представления об окружающих их предметах. Активно формируется зрительная память. А для детей имеющих проблему со слухом важно перед глазами иметь зрительный эталон. Только при зрительном образце у ребёнка происходит запоминание.
Поощряем детей, выполняющих установленные правила. Благодаря этому у детей постепенно вырабатывается осознанное поведение, умение ограничивать свою активность, воспитывается выдержка. Это особенно важно для расторможенных детей, игнорирующих принятые в коллективе правила поведения. Положительная оценка, похвала, одобрение побуждают к дальнейшим положительным действиям. Таким образом, все перечисленные стороны продуктивной деятельности оказывают большое влияние на формирование различных сторон речи при аномальном ее развитии и влияют на общее развитие и поведение детей с ОВЗ.
Двигательная деятельность. Развивается в подвижных играх, физических упражнениях, физ. минутках. У детей развиваются физические качества, воспитываются чувства взаимопомощи, дружбы, справедливости. Обогащается запас движений, укрепляется здоровье ребенка, происходит приобщение к здоровому образу жизни.
Трудовая деятельность также присутствует в жизни детей. Конечно, детей не заставляют работать до выступления пота, их постепенно приобщают к труду. В процессе трудовой деятельности ребенок овладеет трудовыми навыками. Дети дошкольного возраста могут выполнять некоторые виды этой деятельности:
-Труд в природе (посадка, полив растений, уборка участка);
-Самообслуживание (уход за своими вещами, поддерживать чистоту в комнате и т. д);
-Дежурство (сервировка стола – старшие дошкольники, подготавливать рабочее место);
-Ручной труд (подклейка книг, помощь в строительстве кормушек).
Коммуникативная деятельность. На протяжении любого возраста детям необходимо общение. На раннем этапе особенно важно общение со взрослым, который является для ребенка проводником в большой мир. В раннем возрасте важно сопровождать поведение малышей речевыми обращениями к ним, короткими беседами, комментированием происходящего. В течение дня педагоги должны находить время для индивидуального общения с ребенком. В данном возрасте сохраняется прямая зависимость речевого развития от двигательного и познавательно – сенсорного. Развитие движений является базой для познания окружающего мира, а познавательное развитие – средством для развития речи. Детям трех лет доступна простая форма диалогической речи (ответы на вопросы, однако при этом малыш часто отвлекается от содержания вопроса. Умением связно излагать свои мысли дети младшего дошкольного возраста только начинают овладевать, допуская много ошибок в построении предложений. Речь ребенка ситуативна, преобладает экспрессивное изложение. Первые связные высказывания 3 –х летних детей состоят из 2 – 3 фраз. Обучение разговорной речи в младшем дошкольном возрасте и её дальнейшее развитие является основой для формирования монологической речи.
В среднем возрасте большое влияние на развитие связной речи оказывает активизация словаря, объём которого достигает 2,5 тыс. слов. Высказывания становятся более развернуты и последовательны, хотя структура речи еще несовершенна. В средней группе начинают обучать составлению небольших рассказов по картинкам.
В старшем возрасте также необходимо общение со сверстниками. Связная речь этого возраста достигает довольно высокого уровня. На вопросы отвечают точными, краткими или развернутыми ответами. Развивается умение оценивать высказывания и ответы товарищей, дополнять или исправлять их. Дети могут последовательно и четко составить описательный или сюжетный рассказы на предложенную тему. В процессе общения ребенок развивает свои коммуникативные навыки, развивает речь, учится взаимодействовать с окружающими людьми.
Познавательно – исследовательская деятельность. Это различные игры с водой, природным материалом, измерительными приборами. Сейчас почти в каждой группе есть центр экспериментирования, в котором дети изучают различные измерительные приборы, делают опыты, на основе которых пытаются сделать выводы.
Источник
Организация деятельности детей с ОВЗ в группах общеразвивающей направленности
Белоусова Светлана Ивановна
Организация деятельности детей с ОВЗ в группах общеразвивающей направленности
По статистике каждый 5-й ребенок в России нуждаются в особых образовательных условиях. Это дети с задержкой психического и интеллектуального развития, нарушениями слуха, зрения, речи, опорно-двигательного аппарата, расстройствами эмоционально-волевой сферы
Федеральный закон «Об образовании в РФ» № 273-ФЗ от 29.12.2012г. ввел в российское образовательное пространственное пространство два принципиально новых для нашего общества понятия: инклюзивное образование и особые образовательные потребности (ООП).
Одной из важных задач федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (ФГОС ДО) является «обеспечение равных возможностей для полноценного развития каждого ребенка в период дошкольного детства независимо от места жительства, пола, нации, языка, социального статуса, психологического и другие особенностей». При разработке стандарта учитываются особые образовательные потребности детей отдельных категорий детей (в том числе с ООП).
Получение детьми с ООП образования является одним из основных и неотъемлемых условий в жизни общества, поэтому в современной мировой педагогической практике в течение нескольких лет развивается инклюзивный подход. Дети с ООП включаются в общеобразовательные группы детских учреждений вместе с обычными сверстниками.
В соответствии с педагогическим стандартом, специалистам, работающим с детьми ООП, необходимо знать закономерности возрастного развития, стадии, кризисы развития, владеть технологиями учета возрастных особенностей и опираться на достижения в области физиологии и гигиены. Коррекционная работа с детьми всегда стоится на принципе командной работы. Каждый специалист владеет и использует в своей работе методы смежных специальностей.
Воспитатель создает условия, в которых ребенок с ООП развивается во взаимодействии с другими детьми, тем самым проходит все этапы социализации.
Педагог-дефектолог отслеживает уровень и динамику развития воспитанника. Под особым вниманием дефектолога дети с отклоняющимся развитием и не усваивающим программу развития.
Учитель-логопед ставит клинико-педагогический диагноз речевого нарушения, разрабатывает программы (или перспективы коррекционно-логопедического обучения детей, имеющих необходимость в логопедической поддержке, проводит групповые и индивидуальные занятия по корректировке патологий речи воспитанников.
Тьютор – это педагогический работник, участвующий в разработке, и реализации образовательной программы, исполняет сопровождение ребенка с ООП в режимных моментах,
Пребывание детей с ООП в группах общеразвивающей направленности ДОУ организуется и осуществляется на основании заключения ПМПк (Письмо Министерства образования и науки РФ №27 /901-6 ОТ27.03.2000г. «О психолого – медико – педагогическом консилиуме» (ПМПк).
Получение заключения ПМПк – важнейший этап в подтверждении статуса ребенка с ООП. Довольно часто ПМПк рекомендует родителям определить ребенка с ограниченными возможностями здоровья в группу компенсирующей направленности или группу комбинированной направленности, где осуществляется инклюзивное образование. Специалисты консилиума регулярно проводят заседания, на которых обсуждается динамика в развитии ребенка с ООП, корректируют индивидуальный образовательный маршрут (ИОМ). При составлении ИОМ детей с ООП используются результаты диагностики педагогического процесса в группе ДОУ. Диагностика носит динамический характер, что позволяет корректировать программы в ходе их осуществления и своевременного выстраивать для ребенка адекватную его изменяющемуся состоянию и актуальным возможностям постепенно усложняющуюся среду.
В соответствии с ФГОС ДО и с учетом Примерной образовательной программы дошкольного образования на каждого воспитанника с ООП специалисты учреждения разрабатывают индивидуальный адаптированный маршрут на основе программ, рекомендованных Министерством образования и построенных на диагностике функционального состояния этого воспитанника – (основную или индивидуальную, в зависимости от группы: компенсирующей или комбинированной направленности).
Учебный процесс по индивидуальным маршрутам для детей с ООП имеет особенности, которые отсутствуют в общеобразовательной программе. Действия коррекции педагоги направляют на полное или частичное устранение отклонений в развитии «особого» ребенка своей группы и руководствуются основными принципами обучения детей с ООП: мотивирование к учебному процессу, помощь в приспособлении к окружающим условиям, соблюдение психологической безопасности, соблюдение единства в совместной деятельности.
Для того чтобы составить индивидуальный адаптированный маршрут для ребенка, необходимо его комплексное обследование, которое проводят педагог-психолог, учитель-логопед, дефектолог, социальный педагог, воспитатель группы.
Каждый педагог, работающий с ребенком с особыми образовательными возможностями, обрабатывает полученные данные в ходе обследования ребенка, определяет, с какими трудностями может столкнуться ребенок с ООП в процессе овладения программным материалом. Данные обобщаются в «Аналитической справке».
В соответствии с ФГОС ДО и с учетом Примерной образовательной программы форма интеграции «особого» ребенка постоянная и полная. Дети с ООП посещают группу общеразвивающей направленности,в которой воспитателями создана специальная адаптивная среда: гибкий режим, коррекционно-развивающие центры, релаксационные уголки, центры коррекции двигательной активности.
Учитываются обязательные условия инклюзии ребенка с ООП в общеобразовательнуюсреду дошкольного учреждения:
• Желание родителей обучать своего ребенка с нормально развивающимися сверстниками, стремление и готовность семьи систематически помогать ребенку в процессе обучения;
• Письменное соглашение родителей на введение для ребенка с ООП образования по индивидуальному адаптированному маршруту.
• наличие возможности подобрать ребенку тот вариант организации инклюзивного обучения, который является доступным и полезным для его развития;
• психологическая готовность ребенка с особыми образовательными потребностями к совместному обучению с нормально развивающимися сверстниками;
• наличие возможности систематически оказывать «особому» ребенку необходимую ему квалифицированную специальную медико-психолого-педагогическую помощь.
В процессе организации образовательной деятельности все специалисты, работающие с детьми с ООП, гибко сочетают индивидуальный и дифференцированный подход. Это позволяет осуществлять активное участие детей с ООП в жизни коллектива сверстников.
Организация образовательной деятельности с детьми ООП формируется в соответствии с индивидуальным образовательным маршрутом, основными направлениями которого являются: адаптация воспитанника в детском коллективе, формирование навыков самообслуживания в процессе выполнения режимных моментов, организация игровой деятельности, формирование познавательных процессов с использованием различных игр и упражнений.
Содержание инклюзивного образования реализуется в формах:
• индивидуальных занятий со специалистами;
• совместной, активной и игровой деятельности в микрогруппах со сверстниками;
• в режимных моментах;
• работы детско-родительских групп;
• проведение праздников, конкурсов, экскурсий.
Индивидуальные занятия специалисты (педагог-психолог, логопед, дефектолог) выстраивают с опорой на достижения ребенка и определения зоны его ближайшего развития. По результатам занятия специалистом делается запись в индивидуальной карте развития ребенка, с которой в дальнейшем знакомятся другие специалисты и воспитатели группы. Родителям выдается домашнее задание с рекомендациями по отработке навыков у ребенка.
Взаимодействие с другими детьми — обязательное условие развития «особых» детей, способствующее формированию у них социальных навыков. В результате этого общения у детей формируются навыки разрешения конфликтных ситуаций, нахождения совместных решений, согласования своих действий.
Музыкальные и творческие занятия, различные игры в детско-родительских группах проводят специалисты с привлечением родителей. Родители – активные участники совместных праздников, конкурсов. Эти формы работы помогают семьям воспитанников с ООП быть не сторонними наблюдателями, а непосредственными участниками образовательного процесса, равноправно общаться с детьми и специалистами.
Включение детей с ООП в воспитательно-образовательный процесс- это не просто растворение среде здоровых сверстников, это дифференциация и соединение.
Постоянное взаимодействие и ежедневное сотрудничество под руководством специалистов ДОО позволят всем участникам образовательного процесса: и воспитанникам с ограниченными возможностями и детям с нормальным развитием приобрести новые знания, стать более толерантными, научиться принимать решения в разных жизненных ситуациях.
Список используемой литературы:
• Федеральный закон от29.12.2012№273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»
• Болотов В. А. Об интегрированном воспитании и обучении детей с отклонениями в развитии в дошкольных образовательных учреждениях. Методическое письмо Министерства образования РФ-М., 2002.
• Федюшина Э. Е. Детский сад, рука об руку с инклюзией». Образовательный портал «Педсовет»
• Прочухаева М. «На пути от интеграции к инклюзии» (практический опыт работы специалистов инклюзивного детского сада) 2009г.
«Покровка — Родина моя». НОД с использованием ИКТ в группе общеразвивающей направленности детей от 6 до 7 лет Образовательные задачи – Систематизировать представление о том, что для каждого человека малая Родина – это место, где родился где прошло.
Фотоотчет «Зимние забавы». День зимних видов спорта в группах общеразвивающей направленности 3–4 лет и 4–5 лет Фотоотчет «Зимние забавы» — День зимних видов спорта. в группах общеразвивающей направленности №13 с 3-4 лет и №1 с 4-5 лет. Зима одно.
Конспект НОД «Одежда» в группе общеразвивающей направленности для детей 3–4 лет Конспект интегрированной НОД по познанию окружающего мира и развитию речи на тему «Одежда» в группе общеразвивающей направленности для детей.
Конспект НОД «Русская народная песня» в группе общеразвивающей направленности детей 6–7 лет НОД по теме «Русская народная песня» Задачи:Знакомить детей с песнями, хороводами, играми русского народа. Учить выразительно и эмоционально.
Конспект организованной образовательной деятельности с детьми средней группы общеразвивающей направленности. Тема: «Волшебство магнита» Цель: создание социальной ситуации развития в поисково – исследовательской деятельности в процессе знакомства.
Конспект прогулки для детей группы общеразвивающей направленности от 2 до 3 лет «В гости к рябине» Цель: Познакомить детей с листьями и ягодами рябины. Ход наблюдения: Воспитатель читает детям стихотворение: Друг за другом становитесь,.
Конспект занятия по ОО «Физическая культура» в группе общеразвивающей направленности для детей 3–4 лет Конспект занятия по О. о. «Физическое развитие», о. д. «Физическая культура» в группе общеразвивающей направленности для детей 3-4 лет. Выполнила:.
Организация развивающей предметно-пространственной среды в группе общеразвивающей направленности с 3 до 4 лет Организация развивающей предметно-пространственной среды в группе общеразвивающей направленности с 3 до 4 лет. Федеральные государственные.
Источник